Поздравляю всех с празднованием святителя Савы Сербского.

Кстати, на самом деле его память не 12 (25) января, а на два дня позже - 14 (27) января. Именно в етот день святителя празднуют в Сербии. Также и по древлеправославным уставам и книгам. Однако всвязи с тем, что на 14 (27) января приходится Отдание Богоявления, празднование переносится на два дня вперед. "Око" за 12-е число говорит: "Святыя мученицы Татияны. Зде же служба поется, празднику, и святому Саве Сербскому. Писана служба вся, святому Саве, в 14-й (день). Служба святей поется на Павечернице ". Под 14-м же числом говорится, что: "В сий же день отдается праздник святых Богоявлении...Служба же святаго Савы Сербского поется по 12-й (день), или когда хощет настоятель, или еклесиарх, и бывает бдение" .
Аналогичные указания и в Поморском (Выговском) уставе. Однако в нем за 14-е число уже нет упоминаний о св.Саве, он уже прочно переместился на 12-е число, "вытеснив" св.мученицу Татияну на Павечерницу.
В старопечатной Минее за 12-е число указание: "Аще изволит настоятель, да поем в сий день святителю Саве Сербскому". Сама же служба напечатана 14-м числом.
Несомненно то, что первоначальным "законным" днём святого Савы является именно 14 (27) января, подтверждается марковой главой в той же Минее - "О великом святители Саве Сербском, како ему служба поется со отданием Богоявления, аще есть храм святаго" . То есть в том случае, если память св.Савы - храмовый праздник, то действует исключение: служба святителю не переносится, а служится 14-го числа.
... Для сербского православия святой Сава - ето как для нас св.князь Владимир и прп.Сергий Радонежский вместе взятые (хотя, наверное, и такое сравнение не отражает глубины почитания). Сербская церковь часто именуется "святосавской".
Личность святого Савы символична еще и тем, что он, помимо своего статуса духовного родоначальника, является также и представителем славной княжеской династии Неманичей - он сын освоположника сербской государственности жупана Стефана Немани. Таким образом, сербская Церковь и сербское государство выросли не только из единого духовного корня, но и из единого кровного.
Издревле почитается святой Сава и на Руси. Очень интересную о связи св.Савы с русским православным миром написал А.Турилов. Позволю себе обширную цитату (святитель в ней именуется на "новый лад" - Саввой):
"Восстановление русско-южнославянских связей в конце XIV века через посредство монастырей Афона и Константинополя постепенно привело к распространению почитания св. Саввы на Руси. До середины XV столетия уместнее говорить о знакомстве образованной части русского общества (в первую очередь монашества) с почитанием этого святого у него на родине и на Афоне. В месяцесловах русских Евангелий и Апостолов начинает появляться память св. Саввы (старший пример в пергаменном Евангелии преподобного Кирилла Белозерского рубежа ХIV-ХV веков1), в служебниках — упоминание его имени (вместе с именем отца — св. Симеона) на литургии2, в тропарниках следованных Псалтырей — тропарь и кондак ему3, в составе новой (стишной или метрической) редакции Пролога распространяется краткое, но вполне содержательное житие4. Со временем число таких примеров исчисляется сотнями5, но все это пока свидетельства не особого почитания сербского святого на Руси, а следствие добросовестной работы русских переписчиков южнославянских оригиналов, работавших по принципу: «Все, что прямо не запрещено, — сохраняется...
Возникновение почитания святого Саввы в Московской Руси носило иной характер и было вызвано событиями собственной политической и церковной истории. В середине XV века для обоснования законности автокефалии Русской церкви московские книжники обратились к болгарскому и сербскому опыту прошлых столетий. Ими было написано «Сказание о болгарской и сербской патриархиях», помещенное в качестве предисловия к некоторым спискам кормчей и изданное вместе с нею в 1652 году. Значительную часть этого текста составило житие Саввы, замечательное тем, что его автор явно не обращался к литературным источникам, а пользовался устными преданиями, возможно, афонского происхождения. Создатель независимой сербской церкви изображен здесь юным язычником, не только постригшимся, но и крестившимся на Афоне «позднее обратившим в христианство своего отца и всю страну. Возможно, безвестного книжника натолкнуло на эту мысль устойчивое именование Саввы «учителем сербов». С этого времени можно говорить о ярко выраженном интересе на Руси к личности первого сербского архиепископа. Параллельно происходит «распространение службы святому в русских минеях. Трудно сказать, был ли к этому как-то причастен один из крупнейших писателей Руси XV века афонский инок и серб по происхождению Пахомий Логофет, но его авторство в отношении «Сказания...» в кормчей можно с уверенностью исключить. К концу столетия Московская Русь вполне осознает себя наследницей всего православного пира. И эту роль рано признали за ней другие православные славяне. В столицу будущего Третьего Рима прибывали за финансовой помощью посольства афонских монастырей и потомков сербских деспотов династии Бранковичей, живших в Венгерском королевстве, — знакомство с культом св. Саввы естественным образом происходило по обеим этим линиям. В 1517 году инок Исайя доставил в Москву с Афона пространное житие Саввы, написанное на рубеже ХIII-ХIV веков иеромонахом Феодосием. На новом месте этот памятник пользовался необыкновенной популярностью.
До нас дошло не менее 80 русских списков этого обширного жития, они сохранились даже в собраниях Сербии. В XVII веке сочинение имелось в любой значительной русской монастырской библиотеке. Очевидно, сыграло свою роль счастливое сочетание славы святого с действительно интересным повествованием. Однако это житие не только переписывалось самостоятельно, но и служило источником по сербской, болгарской и византийской истории для Русского Хронографа — всемирно-исторического свода, составленного между 1516 и 1522 годами в подмосковном Иосифо-Волоколамском монастыре и призванного обосновать исторические права Московской Руси как наследницы и преемницы всех православных держав.
Расцвет культа Саввы Сербского на Руси пришелся на правление Ивана Грозного. [Тому способствовало причудливое переплетение многих факторов: здесь развитие идей, заложенных в правление его отца Василия III, и почитание Саввы и Симеона как создателей сербской державы и церкви, связанное с принятием царского титула в 1547 году, и покровительство монастырям Афона, и династические корни (по матери — Елене Глинской — Иван IV был связан с сербским аристократическим родом Якшичей). Уже в начале царствования 1549 годов Савва и Симеон Сербские были официально канонизированы Русской церковью, внесены в число «новых чудотворцев» вместе с русскими святыми. С этого времени обычными становятся их изображения на русских иконах. Парное их изображение в молении помещено на столпе кремлевского Архангельского собора, служащего усыпальницей князей и царей. Хотя единоличных икон этих святых мало, они постоянно помещались на так называемых «минеях» — живописных месяцесловах, которые распространились в России с середины XVI века. В 1555 году образы Саввы и Симеона были вышиты вместе с главными русскими святыми и небесными покровителями царского семейства на кайме церковной завесы, вложенной Грозным в Хиландарский монастырь". В какой-то мере это был ответ на дар монастырского посольства, преподнесшего Ивану Васильевичу крест с мощами, который носил на себе святой Савва.
Уже в конце царствования «грозного царя» русскими миниатюристами были созданы иллюстрации к житию Саввы в том объеме, в каком оно было включено в Хронограф и в его составе вошло в знаменитый Лицевой летописный свод второй половины XVI века10. Несколько десятков миниатюр, иллюстрирующих житие, превосходят по объему все, что существует на эту тему в средневековом сербском искусстве. Какое-то время, пока отечественным исследователям не были доступны фрески Георгия Митрофановича в трапезной Хиландарского монастыря, посвященные житию Саввы (29 сцен, 1621), предполагалось даже, что оба цикла восходят к одному оригиналу — несохранившемуся лицевому житию первого сербского архиепископа. Однако разница иконографии миниатюр и стенописей и полное отсутствие балканских реалий в трудах русских мастеров указывают на то, что последние были вполне самостоятельны.
В XVII веке культ сербского святого стал уже неотъемлемой частью русской культуры и церковной жизни».

А как почитается у нас св.Сава сегодня? К сожалению, храмов, посвященных св.Саве, в России нет (по крайней мере, я о таковых не слышал). Поскольку день 14 (25) января - "именинный", то сербский первосвятитель практически полностью "заслоняется" празднованием св.мц.Татияны. Пытаюсь сейчас выяснить, как обстоит дело среди древлеправославных - соблюдается ли устав о переносе службы мученице на Павечерницу, или тоже следуют "более популярному" варианту?
...Между тем наследие св.Савы играет весьма заметную роль в мире древлеправославия. Именно его труды лежат в основе русской Кормчей. Вот что можно прочесть в "Энциклопедии" у семейских :
" В 1274 г. русская Церковь принимает как руководство для церковного управления т. н. сербскую Кормчую, - перевод Номоканона, сделанный ок. 1225 г. сербским архиепископом святым Савой. (Книга была прислана в Киев в 1262 году по просьбе митрополита Кирилла из Болгарии - d.n.) В течение последующих трех веков сербская Кормчая разошлась в России в большом количестве списков. Появились различные редакции... С 15 в. известны попытки исправления Кормчей, предпринимаемые митр. Киприаном, Иосифом Волоцким, Максимом Греком и др. В 17 в. при патр. Иосифе Кормчая еще раз была пересмотрена и напечатана в 1650 г. В большей части иосифовская Кормчая представляла собой сербский сборник. Едва она была напечатана и разошлась лишь в нескольких экземплярах ... Издание иосифовской Кормчей было повторено старообрядцами в Варшаве в 1785 г. В 1885 г. иосифовская Кормчая напечатана в типографии единоверцев, но с пропуском л. 393-402. ... Кормчая остается одной из самых почитаемых канонических книг у старообрядцев всех согласий" .

Имеются и другие "следы" святого Савы в русском каноническом наследии. Тот же А.Турилов отмечает:
"Тексты, написанные Саввой либо переведенные им или по его инициативе, довольно рано (хотя и не всегда при его жизни) стали достоянием русской книжности. В русских списках главной монашеской книги — Псалтыри — начиная с XIV века (более ранние примеры неизвестны, возможно, не сохранились) довольно обычно помещается своеобразное предисловие — «Указ, как держать Псалтырь», в котором его составитель именует себя иноком Саввой (иногда имя заменяется другим или опускается, но большинство списков содержат этот вариант); в сербской традиции оно распространено гораздо менее и в более поздних (не раньше XVI века) списках.
Сербский ученый В. Чорович установил чрезвычайную близость этого текста вводной главе Хиландарского типика; позднее это подтвердил на большом материале болгарский филолог Боню Ангелов. Совсем недавно обнаружилось, что Хиландарский типик был известен на Руси и целиком. В 1998 году болгарская исследовательница Климентина Иванова отыскала в собрании Белокриницкой старообрядческой митрополии, хранящемся в отделе рукописей БАН в Петербурге, русский список памятника XVI века, в заглавии которого текст приписан св. Савве Освященному, в честь которого выбрал свое монашеское имя будущий сербский архиепископ"
. (там же).

Почитание св.Савы установило крепкую духовную связь между церквями Руси и Сербии в эпоху Средневековья.
...Можно себе представить, как скорбит первосвятитель, видя то, что творят сегодня с Сербской Церковью его дальние приемники...
Святителю Христов Саво, моли Бога о нас.

(перенесение мощей из Тырново в Милешево в 1238 году; Серб. ), 27 апреля (воспоминание сожжения мощей на Врачаре в 1594 году; Серб. ), 30 августа (Серб. ), в Соборах Сербских святителей , Афонских преподобных , Ватопедских святых и преподобных русских Святогорцев

В миру Ростислав Растко, родился в году в семье самодержца Сербии Стефана Немани и Анны , дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам.

В семнадцатилетнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон , Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл в русский Афонский Пантелеимонов монастырь .

Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с верным воеводой и написал правителю области, куда входил Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков войной. Прибыв в монастырь, воевода велел глаз не спускать с Ростислава. Во время вечернего богослужения, когда упоенные вином воины уснули, Ростислав принял постриг с наречением в честь преподобного Саввы Освященного и послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо. Это случилось в году.

Инок Савва сумел убедить своих державных родителей принять монашество. Отец преподобного вместе с сыном подвизался в Ватопедской обители . На Афоне они обновили сербский Хилендарский монастырь , и эта обитель получила звание царской ставропигии .

В Хилендарском монастыре преподобный Савва был посвящен в диакона и затем во пресвитера . В Солуни за свои иноческие подвиги на Святой Горе преподобный был удостоен сана архимандрита .

Вернувшись затем на родину, святой Савва вместе со своим державным братом святым Стефаном заложили Жичский монастырь в честь Вознесения Господня , призванный стать центром Сербской Церкви .

Святой Первосвятитель обошел всю землю Сербскую, исправил иноческие уставы по образцу афонских и палестинских, построил и освятил множество церквей, утверждая православных в вере. Завершив свой подвиг на родине, святитель, назначив своим преемником иеромонаха Арсения , рукоположив его во епископа и преподав всем благословение, отправился в невозвратный путь, желая "окончить дни свои странником в земле чужой". Пройдя всю Палестину , Сирию и Персию , Вавилон , Египет и Анатолию , повсюду посещая святые места, беседуя с великими подвижниками, собирая священные останки святых, святитель окончил свое странствие в Тырнове , в Болгарии , в доме родственника царя Иоанна Асена, где с духовной радостью предал свою душу Господу в году.

Мощи и почитание

Высокочтимый уже при жизни, архиепископ Савва сразу стал почитаться святым по преставлении. Так как его мощи упокоились в Болгарии , святые Сербские король Владислав и архиепископ Арсений приложили много усилий, чтобы перенести мощи в Сербию . Болгарский царь Иоанн Асен II , тесть и союзник святого Владислава, сначала не хотел отдавать мощи прославленного архиепископа. Однако король Владислав лично отправился в Болгарию упрашивать своего родича, а тому было ниспослано свыше ночное видение чтобы он позволил мощам вернуться в Сербию. При перенесении святых мощей святителя Саввы в году исцеления были столь многочисленны, что болгары стали роптать на Асена, "зачем он уступает такое сокровище". Однако, сербы чтили святого не менее болгар - их торжественно сопровождал их Тырнова сам король, а архиепископ святитель Арсений собрал духовенство и знать на их торжественную встречу. Мощи были положены в монастыре Милешево , в честь чего установлено празднество 6 мая . Вначале их положил во гроб, но вскоре святой Савва явился одному из своих учеников и велел положить его тело открыто в церкви, после чего мощи были положены в деревянном ковчеге в монастырском храме. Тем временем жители Тырнова продолжали получать исцеления от остатков гроба святителя, которые благочестивый Асен приказал собрать вместе и положить во вновь сооруженную гробницу.

Мощи почивали в Милешевской обители до года, когда Синан-паша взял эту величайшую святыню сербского народа, увёз их в Белград и там 27 апреля сжёг на холме Врачар.

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Пути́, вводя́щаго в жизнь, / наста́вник, и первопресто́льник, и учи́тель бы́л еси́: / пе́рвее бо прише́д, святи́телю Са́вво, / оте́чество твое́ просвети́л еси́ / и, породи́в то́е Ду́хом Святы́м, / я́ко древа́ ма́слинная, / в мы́сленном раи́ насади́л еси́ всеосвяще́нная твоя́ ча́да. / Те́м, я́ко апо́столом и святи́телем сопресто́льна чту́ще тя́, мо́лим: / моли́ Христа́ Бо́га / дарова́ти на́м ве́лию ми́лость .

Тропарь свв. Стефану Мироточивому и Савве I, архиеп. Сербскому, глас 1

Оби́тели Хиланда́рския свяще́нных строи́телей / и Афо́на свети́льники, / Се́р­бии похвалу́, / Симео́на велича́йшаго, преподо́бных ле́поту, / и ро́д его́ чу́дный, святи́теля, - глаго́лю, - Са́вву, / прииди́те согла́сно почти́м, глаго́ля: / моли́те Христа́ Бо́га о па́стве ва́шей, бла́женнии, // и о е́же Це́ркви свобо́дней бы́ти от обстоя́ний .

Кондак, глас 8

Я́ко первосвяти́теля вели́каго / и апо́столов соо́бщника, / Це́рковь прославляе́т тя́ люде́й твои́х, преподо́бне, / но я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу, / моли́твами твои́ми от вся́ких на́с бе́д спаса́й, да зове́м ти́: // ра́дуйся, о́тче Са́вво Богому́дре.

Ин кондак, на перенесение мощей, глас 6

Засту́пниче скорбя́щим, / в напа́стех помо́щниче, / ко Влады́це моле́бниче, / не пре́зри на́с, смире́нных, обремене́нных грехи́, / но предвари́ и исхити́ от му́к ве́чных / с ве́рою моля́щихтися, / ускори́ на заступле́ние и потщи́ся на по́мощь, // заступи́, святи́телю Христо́в Са́вво, пою́щия тя́.

Труды

Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном Церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского Устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне . Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В году митрополиту Кириллу Киевскому был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих - Рязанская Кормчая года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви.

Использованные материалы

  • Страницы портала Православие.Ru :
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life199.htm - житие из календаря

-Мама, расскажи мне историю.

-Хорошо, Марк. Только настоящую историю. Не сказку, ладно?

-Ну, тогда такую, чтобы про богатырей и про силу. … Чтобы я тоже сильным стал.

-Хорошо, Маркуша. Наверное, в каждой стране есть свой богатырь, свой герой. И у нас в России, и в других странах. Но раз мы с тобой сейчас отдыхаем в Сербии, то расскажу я тебе о сербских богатырях. А богатырь этот, и по сей день, словно белый Ангел, оберегает эту страну. Это – святитель Савва. И если бы иначе сложилась его судьба, то был бы он королём Ростиславом, но он избрал другой путь.

-Расскажи…

Давным –давно, в Сербии жил храбрый и справедливый король – Стефан Неманя. Он прошёл много войн, и собрал большое и сильное государство: с одной стороны оно касалось Адриатического моря, с другой- уходило горами к самому солнцу. Его боялись, но и любили его подданные. Столицей Сербии тогда был город Рас, а сербы тогда назывались расиане.

– Как мы?

Нет. Мы – россияне. От слова Россия. А Сербы в древности жили в городе Рас. Вот от того-то и расияне. Сербы как и мы– славяне, и не только характером с нами похожи, но и религией. В основном, это православные люди. Очень во многом нам близок этот народ, и ты поймёшь сейчас почему.

У Немани было три сына и несколько дочерей. Старший- Вукан, Средний- Стефан, а самый младший – Ростислав. Родные просто называли его Растко. Это был особый ребёнок: тихий, скромный, любящий уединение. И его тоже все любили: и простой народ и придворная знать. Когда принц Растко повзрослел, и ему исполнилось пятнадцать лет, захотел отец его женить. И опечалился Растко, но ничего не сказал отцу. Только ещё больше привязался к гостящим во дворце монахам, особенно к одному русскому старцу с Афона. И вот однажды, когда отец назначил царскую охоту в честь ближайшей свадьбы сына, принц Растко неожиданно сказал, что тоже поедет охотиться. Это всех удивило – раньше он никогда не выезжал на весёлые забавы.

Но чем дальше уходила охота, тем чаще останавливался принц. Наконец, он остался совсем один, и тогда повернул коня в другую сторону и поскакал к условному месту. Только к вечеру, когда охотники вернулись во дворец, они поняли, что принца с ними нет. Не было во дворце и монахов. Осерчал Немани и отправил дружину, велев даже силой вернуть сына во дворец. Но монахи – бывалые паломники – они знали все узкие тропы и быстро пришли ко Святой Горе. С честью принял их Афон. Принц выказал своё желание стать монахом.

Позвольте послужить Господу, – обратился он к Проту – настоятелю монастыря Русик.

Тот должен был подумать, ведь прежде чем принять постриг, нужно пройти долгий путь послушника. Но судьбу принца решило неожиданное обстоятельство: к вечеру этого дня прискакал сербский воевода с разгневанным письмом своего государя. Нужно было срочно принимать решение. Приняв гостей с почестями, накормив и напоив, их повели на вечернюю службу, где под монашеское пение они уснули. А ночью настоятель сам остриг Растко, дав ему имя Саввы – в честь святого Саввы Освящённого, жившего ещё в шестом веке. А сам Растко жил в самом конце двенадцатого века.

Когда дружина проснулась – было уже поздно что-то менять. Стал воевода со злости бить своего солдата, как будто бы он один был виноват, что дружина проспала. На крик выглянул из окна высокой башни монах:

Не сердитесь, братья. Скажите моим горячо любимым родителям, что нет уж более принца Растко, но есть монах Савва. – И бросил к ногам воеводы свёрток. – Здесь мои одежды и волосы.

Не нужно даже говорить, как опечалились родные, да и весь народ скорбел, потому как любили они кроткого принца и возлагали на него надежды. Но Господь мудро управляет событиями. Много лет не видел Савва родных, жил как простой монах, трудился в молитве и посте. На деньги, присылаемые из Сербии, он строил большие и красивые храмы. В Русике, где принял постриг, Савва пробыл лишь несколько дней, потом сам настоятель монастыря Ватопед – одного из самых старых и крупных монастырей, взял его к себе. Это было предопределённым решением – Ватопед был царской лаврой с огромными возможностями. Здесь Савва в совершенстве изучил греческий язык, так как тут была огромная библиотека с трудами святых отцов, здесь были собраны шедевры византийской цивилизации – архитектурные, живописные, уникальная резьба по дереву и камню, ювелирные украшения. Савва в монастыре обучился ремёслам: покрою и пошиву облачений, росписи по тканям, чеканке по меди и серебру, научился вкусно готовить.

Всё это пригодилось ему, особенно строительное ремесло. Уже в первые годы, как только Савва немного освоился, и ему пришли первые средства из Сербии – он стал строить новые храмы на территории своего монастыря и щедро раздавать деньги неимущим, приносил еду отшельникам, живущим в уединении Святой Горы. Строя видимые церкви, он создавал невидимый храм в своей душе.

-А что такое Святая Гора, мама?

Это Афон. Есть древнее предание о том, как Богородица посетила этот край в 44 году по Рождеству Христову, в те далёкие времена он был под властью идолов. Как только нога Богородицы коснулась этой земли, демон Атос обратился к людям: «Идите встречать Мать Господа нашего Иисуса Христа» – после чего он замолчал навсегда, а Богородица и Четверодневный Лазарь, которого Иисус воскресил из мёртвых в Вифании, крестили многих людей. Лазарь стал епископом Кипрским, а Богородица произнесла: «Да будет эта земля навеки моей, как дар моего сына и Бога», так она заповедала этот край жизни духовной, но не земной. Именно поэтому стекались туда и сейчас приходят на Афон только очень самоотверженные души, которые избирают себе путь духовного обретения.

За этим пришёл сюда когда-то и принц Растко. И когда прошли многие годы на Афоне, он задумал создать здесь сербскую обитель, чтобы питать духовные корни своей родины.

Недалеко от Ватопеда располагался заброшенный монастырь Хиландар – вот эту-то землю и присмотрел Савва для сербского поселения. Эти разрушенные останки принадлежали Ватопеду. Настоятель монастыря был не против этого строительства, но чтобы всё шло по линии закона, и никто не мог претендовать на эту территорию, когда будет монастырь отстроен, Савва пошёл в Царьград к императору Алексею Ангелу и Вселенскому Патриарху….

-Мам, а как же его родные: мама и отец? Он что никогда их больше не увидел?

Увидел, Марк. Прошло целых десять лет в монастыре Ватопед, прежде чем увидел Савва своего отца-Стефана Неманя. Он часто писал домой, и из Раса приходили письма и богатые дары, которые, как я тебе говорила, Савва тратил на благотворительность и строительства. И в каждом своём письме Савва просил родителей оставить престол и уйти в монастырь. Наконец, просьба его была услышана и государыня Анна стала монахиней Анастасией в одном из сербских монастырей, а Стефан принял монашество с именем Симеон в выстроенном им монастыре Студеница. Там он жил как простой монах, но за полтора года своего пребывания в Студенице, он ввёл там новые порядки, назначил игумена – иеромонаха Дионисия, и, сделав всё это, уехал на Святую Гору. Отец ехал к сыну в большом волнении. Наконец, через десять лет, он сможет обнять своего возмужавшего сына. Сердце его ликовало, но душа была не спокойна: Симеон оставил на престоле своего среднего сына – Стефана, а старший – Вукан получил приморскую провинцию – Далмацию, но не был правителем государства. Напоследок Симеон напутствовал сыновей: «Сыны мои! Положитесь на Бога и не гордитесь своей мудростью и силой. Не стенайте, когда Бог вас покарает – ибо Бог наказывает тех, кого любит, чтобы сделать их лучше. Не желайте зла один другому, но любите друг друга. Ибо кто не любит своего брата, тот не любит и Бога, а Бог есть любовь!..»

И вот Симеон приехал на Афон! Давным-давно они расстались на родине как государь великой державы и принц-наследник, а теперь встретились на чужбине как монах Симеон и монах Савва. C имеону исполнилось 84 года, а Савве 27 лет. Больше они не расставались до конца жизни старца Симеона. Вместе они думали, как создать на Святой Горе оазис духовной культуры сербов, и было решено ехать в Царьград – император был родственником Немани и любил его за твёрдый и цельный характер. Он сказал о Симеоне: «Этот человек благословлён Богом. Одержав победу на земле, он старается победить небеса». Как только Савва получил грамоту от императора о том, что все выкупленные у Ватопеда земли принадлежат Хиландару и Хиландар становится навечно независимым сербским монастырём, что скреплялось печатью и личным скипетром императора, пожалованным Савве, – Савва отправился в обратный путь. Дома его ждало известие – отец тяжело болен, получив из рук сына грамоту, он возрадовался, написал сыну Стефану письмо с просьбой взять монастырь под своё водительство, и потом тихо, в молитве, отошёл ко Господу.

-Мама, так получается, что он совсем немного прожил на Афоне?

Да. Он умер в 1199 году, а прибыл на Афон в 1197 году.

-Три года…

Да. Только три года. Но за эти годы он выстроил вместе с Саввой Хиландар, присоединил его незримыми границами к Сербии, то есть они вместе, отказавшись от государственной власти, укрепляли духовную власть. И сын стал духовным наставником отца. Кроме того, узнав о смерти отца, старший сын – Вукан – считавший себя обделённым, пошёл войной на брата, забыв о завете отца. И Савва, оставил всё, и вернулся в Сербию, чтобы внести порядок и мир в страну. Но в начале, по его молитвам произошло чудо…

-Расскажи, мама!

Симеон велел похоронить себя в своём сербском монастыре – в Студенице. Но прошёл год, а тело его всё ещё оставалось на Афоне. И вот в годовщину смерти отца, Савва очень долго молился в присутствии всей братии монастыря, игуменов других монастырей, Прота Дометиуса и самых известных на Святой Горе духовных отцов. Накануне, ночью ему было видение – он видел своего отца живым в великой славе. И вот после молитвы, когда все остальные остались у гробницы, Савва удалился в келью, и попросил Прота: «Отче, когда заметишь знак моего покойного отца, позови меня». И ушёл молиться в уединении. Всю ночь шла молитва, и всю ночь у гробницы старца Симеона были монахи, игумены и Прот. Наконец на рассвете все почувствовали благоухание – из тела Симеона стало истекать святое миро, наполнив благоуханием весь храм. Позвали Савву. Это был тот самый знак, о котором он предупреждал. Савва припал к гробнице, и возблагодарил Господа.

-О чём он мог молиться в своей келье?

Об этом только можно догадываться, сынок. Но сразу после службы, он набрал целую бутыль мирра и отправил её своему брату – Стефану. Прошло какое-то время, и Вукан принял монашеский постриг. Мир воцарился в стране после четырёх лет войны. Страна была обессилена братскими распрями.

-Мам, так что получается – отец после смерти продолжал помогать своим сыновьям и примирил их?

А ты помнишь, мы были с тобой в Студенице…

-Это там, где принял монашество Стефан Немани?

Да. Ты правильно всё запомнил. Так вот там одна столешница стоит и за мёртвых и за живых. И монах нам ответил: «У Бога все живы». И святой старец, которого стали называть Симеоном Мироточивым не оставил после смерти своего отечества и своих детей, а наставлял их незримо и молил Бога за них. Ты же знаешь, Маркуша, что перед Господом есть заступники – это наши любимые. Братья примирились и в истории Сербии их и поныне называют примирившиеся братья. Вукан ушёл в монастырь, а Стефан не просто стал единовластным правителем Сербии, но и спустя какое-то время был коронован своим братом- архимандритом Саввой. Это был первый венчанный король. И стали называть его – Стефан ПЕРВОВЕНЧАННЫЙ. Савве было нелегко оставить всё на Афоне и отправиться в Сербию. Это было время четвёртого похода Крестоносцев.

-Это такие рыцари, да?

Не совсем так, сынок. Крестовые походы – это не доблесть рыцарей, а политика расчётливых умов. Подумай сам, разве можно мечом завоёвывать любовь? Именем Бога, который есть Любовь, убивать людей?

-Нельзя, конечно.

Вот, а во время походов крестоносцев, это было обычным делом. Говоря о том, что они освобождают от неверных Святой Иерусалим- место пребывания Господа, крестоносцы на самом деле грабили и убивали, присваивали себе чужие земли, чужое имущество, даже распоряжались чужой жизнью! Освобождение Святой Земли было лишь предлогом. Крестоносцы лавиной прокатились по Балканам и захватили Византию. Они грабили храмы, огромное число святынь было отправлено на Запад, в Римскую империю. Не пощадили они и Святую Гору – столько монастырей было разграблено и столько убито монахов! Крестоносцы искали не правды, а золота. И они нашли золото, но погубили свои души. Вот потому-то, зная всё это, так трудно решался Савва покидать Афон. Он опасался, что без него разбегутся его монахи и будет ограблен только что воссозданный монастырь – Хиландар. Но колебаться было некогда – в его стране – в Сербии шла кровная война между его братьями… И Савва взял тело отца и с небольшим отрядом монахов пошёл в обратный путь… Много дней молился Савва, а вместе с ним и притихшие братья. А потом опять полилось миро из мощей святого старца. И это было знаком примерения. И как я уже говорила тебе- Вукан принял монашество, а Савва, предприняв опасное путешествие вновь отправился к Вселенскому Патриарху и Византийскому императору. Больше всего Савва думал о том, как укрепить духовную сторону сербов- ведь если человек целен изнутри, то никто расколоть его не может. Так и со страной. И тогда решил он просить независимости сербской церкви, чтобы сами сербы могли выбирать себе епископов и править страной. Не долго думал император и передал Сербии такое право с условием, что первым архиепископом будет сам Савва. Савва по своему смирению не хотел принимать такого важного поста, но Патриарх и император были непреклонны. Это был 1219 год- год начала укрепления православия в Сербии и её политической независимости. Так, уйдя от власти, Святой Савва принёс власть своей стране, отказавшись от власти земной, он стяжал для себя и своего народа царство небесное, обретя духовный опыт в дали от дома- он передал всё до последнего своему народу – и это было лучшим его наследием. Пройдёт совсем немного времени и в 1389 году словно эхо история повторится – и царь Лазарь сделает выбор перед Косовской битвой, и опять царство небесное будет предпочтено земному.

-Расскажи, мамочка!

Нет, сынок, это новая история. И я расскажу её тебе в другой раз. А пока закончу этот рассказ. Много ещё лет прожил Савва, короновал он и своего племянника- сына Вукана – короля Владислава, много выстроил монастырей по всей Сербии, воспитал и возвёл в сан многих священников, а потом оставил всё и прошёл, как обыкновенный странник, по многим землям. Трижды был в Иерусалиме, был в Малой Азии, в Турции, в Армении, в Египте и в диком горном Курдистане… И никто не тронул его: ни дикие племена, ни пираты, только везде, где он появлялся – люди чувствовали, что перед ними праведник- человек Божий. И везде, где бы ни был он – он нёс весть о божьем народе- и по нём-Святителю Савве, судили люди о сербах. И получили они имя- народ небесный, святой народ.

-И про Россию так говорят.

Правильно. Я же сказала, что мы очень с сербами похожи. У нас даже флаги одинаковые, перевернёшь русский флаг: белый, синий, красный, и получишь сербский: красный, синий, белый…

-А долго жил Савва?

Долго. И умереть он захотел на чужбине, чтобы не оскудевало в сербах духовного напряжения, чтобы была в них эта жажда духовного восполнения. Ведь сытость, в том числе и духовная не приводит к добру. И умер Савва в столице Болгарии – в Тырново, в 1235 году. И только спустя какое-то время, спасая его мощи от мусульман, и по усердным просьбам его племянника – короля Сербии – Владислава, перенесли его гробницу в Милешево – храм, выстроенный Владиславом, как молитва за свою душу. В Сербии говорят – задушбина. Именно там мы видели с тобой уникальную фреску- прижизненное изображение Саввы: удивительно тонкое, проникновенное и грустное лицо с добрыми голубыми глазами. Более ста лет пролежали святые мощи на своей земле, и много исцелений и чудес было даровано. Но и тогда не успокоились кости праведника- турки овладели страной после Косовской битвы о которой я тебе отдельно подробно расскажу, и чтобы устрашить народ и лишить его духовного знамени – они захотели сжечь мощи Святителя Саввы. Но сколько ни старались они это сделать, не получалось у них, пока не взмолился турок-Синан-паша: «Прошу тебя, святой Савва, во имя Бога своего- Иисуса Христа, дай сжечь тебя»- и вспыхнуло пламя до неба, освятив весь Белград.

-Почему Савва сделал так?

Трудно сказать, Марк. Но только всегда хотел Святитель быть мучеником за Христа. Видимо, сбылось и это его пожелание. Ну, всё, спокойной ночи тебе. Ты помнишь, какую прекрасную фреску мы с тобой видели в Милешево?

-Белый Ангел?

Да. Пусть приснится тебе Белый Ангел. И помни, что всегда говорил Савва- «Господь за меня – не устрашусь: что сделает мне человек?»

Чудодейственные иконы святого Саввы вызывают глубокое почтение у православных всего мира. Святитель Савва, первый архиепископ Сербский, жил в ХІ веке. Он был сыном короля Сербии Стефана Немани. С самого раннего детства мальчик регулярно посещал церковные службы. Когда отроку исполнилось 17 лет, он тайно оставил родительский дом и отправился в один из монастырей на Афоне. Его отец, узнав об этом, отправил туда дружину с письмом правителю области с угрозой начать войну с Грецией, если ему не вернут сына. Но молодому человеку все-таки удалось принять постриг во время одного из вечерних Богослужений. Иноку Савве удалось убедить родителей принять монашество.

На православных иконах святой Савва изображен в архиерейском облачении, ведь в 1219 году на праздник Успения Пресвятой Богородицы в Никее Вселенский Патриарх Герман рукоположил его в архиепископа всей Сербии. В Сербии жизнь и деятельность святителя сопровождалась множеством знамений и чудес. Будучи просвещенным и образованным человеком, первосвятитель, во время переговоров с королем Венгрии Владиславом, который объявил войну Сербии, не только добился так необходимого мира для своей страны, но и обратил в православие венгерского короля. Русская икона Саввы служит для православных христиан напоминанием о бренности земной жизни, о необходимости служения Богу.

Православная икона святого Саввы – помощь тем в учении

На иконе первого архиепископа Сербского, изображен святой, который получил от Господа дар творить чудеса еще при жизни. Перед святой иконой Саввы молятся при самых различных болезнях и недугах, как телесных, так и душевных, и множество больных получают исцеление. Святителю молятся об укреплении веры или обретении ее, о мире и благодати для себя и своих близких. Так как святой вел большую просветительскую деятельность, то он считается также покровителем образования и научной деятельности; икона святого Саввы необходима всем работникам просвещения, научным работникам, школьникам и студентам.

Христианская икона святого Саввы должна быть в каждом доме

Поскольку большинство людей на протяжении всей жизни учатся и совершенствуются в своих специальностях, икона святого Саввы будет далеко не лишней в каждом православном доме. Особенно красиво выглядит вышитая бисером, изготовление которой не требует особого труда благодаря наличию в интернет-магазинах для рукодельниц готовых наборов, в которые входят ткань с нанесенным рисунком, бисер, иглы для бисера, нитки. Церковная икона святого Саввы может быть и написанная мастером-иконописцем, купить ее не выходя из дома можно в православном интернет-магазине или иконной лавке. Икона станет очень полезным подарком перед началом учебного года.

(~1169–1236)

Святитель Савва, первый архиепископ Сербский, в миру Ростислав (Растко), был сыном самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам. В семнадцатилетнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл в русский Пантелеимонов монастырь. (По Промыслу Божию в год рождения святого - 1169 - древний монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона был отдан на вечное владение русским инокам.) Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с верным воеводой и написал правителю области, куда входил Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков войной. Прибыв в монастырь, воевода велел глаз не спускать с Ростислава. Во время вечернего Богослужения, когда упоенные вином воины уснули, Ростислав принял постриг (1186 г.) и послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо. Инок Савва сумел убедить своих державных родителей принять монашество. Отец преподобного (память преподобного Стефана, во иночестве Симеона, царя Сербского, 13 февраля) вместе с сыном подвизался в Ватопедской обители. На Афоне они обновили сербский Хилендарский монастырь, и эта обитель получила звание царской ставропигии. В Хилендарском монастыре преподобный Савва был посвящен в диакона и затем во пресвитера. В Солуни за свои иноческие подвиги на Святой Горе преподобный был удостоен сана архимандрита. В 1219 году в Никее на праздник Успения Пресвятой Богородицы Вселенский Патриарх Герман рукоположил архимандрита Савву в сан Архиепископа всей Сербии. При этом преподобный Савва испросил у греческого императора право ищущему достоинства архиепископа быть посвящаемым в Сербии собором епископов, что было очень важно для того времени частых войн между восточными и западными властителями. Прибыв из Никеи на Святую Гору, святитель в последний раз обошел все монастыри, поклонился всем церквам и, вспоминая блаженное житие пустынных отцов, в глубоком сокрушении простился с подвижниками, «исходя из Святой Горы, как бы из некоего Божественного рая». По пути с Афона, удрученный тяжестью разлуки со Святой Горой, святитель едва шел. Только слова явившейся святому во сне Пресвятой Богородицы - «имея Меня Споручницею к Царю всех, Сыну и Богу Моему, о сих ли еще скорбишь?» - вызволили его из уныния, переменив печаль на радость. В память об этом явлении святитель заказал в Солуни две большие иконы Спасителя и Божией Матери, поставленные им в церкви Филокалии. В Сербии деятельность Первосвятителя по устройству дел Церкви и отечества сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами. Во время Литургии и всенощной, когда святитель приходил покадить над гробом своего отца, преподобного Симеона, святые мощи источали благоуханное миро. Ведя переговоры с венгерским королем Владиславом, объявившим войну Сербии, прославленный небесными знамениями святитель не только доставил желанный мир своему отечеству, но и привел в Православие венгерского монарха. Положив начало историческому существованию самостоятельной Сербской Церкви, святитель Савва способствовал также утверждению сербской государственности. Чтобы укрепить независимое государство сербов, святой архиепископ Савва венчал на царство державного брата Стефана. По преставлении Стефана, венчая на царство его старшего сына Радослава, святитель Савва отправился в Святую Землю «со слезами облобызать святой Гроб Христов и страшную Голгофу». Вернувшись на родину, святитель благословил и венчал на царство Владислава и, для большего утверждения престола сербского, обручил его с дочерью болгарского князя Асана. Святой Первосвятитель обошел всю землю Сербскую, исправил иноческие уставы по образцу афонских и палестинских, построил и освятил множество церквей, утверждая православных в вере. Завершив свой подвиг на родине, святитель, назначив своим преемником иеромонаха Арсения, рукоположив его во епископа и преподав всем благословение, отправился в невозвратный путь, желая «окончить дни свои странником в земле чужой». Пройдя всю Палестину, Сирию и Персию, Вавилон, Египет и Анатолию, повсюду посещая святые места, беседуя с великими подвижниками, собирая священные останки святых, святитель окончил свое странствие в Тырнове, в Болгарии, в доме родственника царя Асана, где с духовной радостью предал свою душу Господу († 1237). При перенесении святых мощей святителя Саввы в Сербию в 1237 году исцеления были столь многочисленны, что болгары стали роптать на Асана, «зачем он уступает такое сокровище». На родине святителя его честные мощи были положены в церкви Милешево, даруя исцеление всем приходящим с верою. Жители Тырнова продолжали получать исцеления от остатков гроба святителя, которые благочестивый Асан приказал собрать вместе и положить во вновь сооруженную гробницу. Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном Церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского Устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне. Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих - Рязанская Кормчая 1284 года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви. Таков вклад святителя Саввы в каноническую сокровищницу Православия.

Тропарь святителю Савве Сербскому , глас 3

Пути, вводящаго в жизнь, / наставник, и первопрестольник, и учитель был еси: / первее бо пришед, святителю Савво, / отечество твое просветил есй / и, породив тое Духом Святым, / яко древа маслинная, / в мысленнем рай насадил есй всеосвященная твоя чада. / Тем, яко апостолом и святителем сопрестольна / чтуще тя, молим: / моли Христа Бога // даровати нам велию милость.

Ин тропарь святителю Савве Сербскому , глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / архиереов Богодухновенное удобрение, / Савво премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, / цевнице духовная, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь в честь перенесения мощей святителя Саввы Сербского , глас 3

Пути, вводящего в жизнь, / наставник, и первопрестольник, и учитель был еси: / первее бо пришед, святителю Савво, / отечество твое просветил еси / и, породив тое Духом Святым, / яко древа маслинная, / в мысленнем раи насадил еси всеосвященная твоя чада. / Тем, яко апостолом и святителем сопрестольна / чтуще тя, молим: / моли Христа Бога // даровати нам велию милость.

Яко первосвятителя великаго и апостолов сообщника, / Церковь прославляет тя людей твоих, преподобне, / но яко имея дерзновение ко Христу Богу, / молитвами твоими от всяких нас бед спасай, да зовем ти: // радуйся, отче Савво Богомудре.

Ин кондак святителю Савве Сербскому, глас 2

Струями слез твоих, Богоносне Савво, / церковь телесную очистив, / слуга бысть Святыя Троицы, / сохраняй отечество свое непобедимо, // тому бо ты еси утверждение.


Close