Татьяна Ронина
Сценарий фольклорно-игровой программы «Яблочный спас - собрал у околицы нас» для детей разновозрастных групп (5–7 лет)

Цель : Приобщение детей к русским , кубанским народным традициям.

Задачи :

Познакомить детей с русским православным праздником "Яблочный спас ".

Создать радостную атмосферу праздника.

Способствовать развитию двигательной активности детей .

Развивать ловкость, смекалку.

Вести здоровый образ жизни.

Ход праздника.

Звучат песни в исполнении Кубанского Казачьего хора.

Кубанская Казачка 1 - Все! Все! Все!

Все на праздник спешите скорей!

Нет праздника Кубанского нашего щедрей!

Дети в кубанских костюмах проходят и рассаживаются на скамейки.

Кубанская Казачка 2 - Здравствуйте гости, дорогие, желанные! Милости просим! Есть такой праздник в августе – Яблочный Спас . Во время Спаса обязательно освещаются яблоки , а также другие фрукты, мёд и цветы. В Яблочный Спас обязательно соблюдается обычай угощать всех близких, знакомых, прохожих, яблоками , окроплёнными святой водой в храмах и церквях.

Ребята, сегодня к нам в гости пришел настоятель ___

Он поздравит вас с праздником и немного о нем расскажет.

Вступительное слово священника. Краткий рассказ о празднике.

Кубанская Казачка 2 - Ребятки, поможете нам отгадать загадки? Слушайте внимательно!

1. Гуси-лебеди летели,

Унести детей хотели .

Что за дерево стояло

И ребят от них скрывало? (яблоня )

2. В саду на дереве растёт

Красивый, вкусный, сочный плод

Я подскажу на букву"Я"

Он начинается друзья. (яблоко )

3. Кто в доме-яблоке живёт

Постепенно дом жуёт? (червяк)

4. Белым цветёт

Зелёным висит

Красным падает. (яблоко )

5. Кругло, да не арбуз,

С хвостом, да не мышь. (яблоко )

6. Круглое, румяное, я расту на ветке,

Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко )

Кубанская Казачка 2 - А сейчас красны девицы да добры молодцы выходите, и стихи свои про яблочки прочтите .

Ребенок Маленькая яблонька

У меня в саду.

Белая-пребелая

Вся стоит в цвету.

Я надела платьице

С белою каймой.

Маленькая яблонька

Подружись со мной.

Ребенок - Яблочный Спас - золотая пора ,

С яблонь в садах опадает листва.

Ветки согнулись под тяжестью плода,

Яблоки вкусные дарит природа.

Ребенок - Желтые, красные и золотые,

Яблоки сладкие и наливные .

Яблоки дети с веток срывают.

Радуйтесь, дети, пора урожая!

Ребенок - Кушайте, дети, природы дары :

Яблочки съели - к вам силы пришли!

Кубанская Казачка 1 - Спас второй приходит в гости,

Ну-ка, люди, не ленись,

Встаньте, разомните кости,

Руки поднимите ввысь,

И во двор пора настала

Яблонь собирать плоды ,

Ну-ка, сколько нарожало?

Будем кушать до весны.

Приготовили свои ручки!

Речь с движениями «Яблочко » .

У дороги яблонька стоит . руки сплести над головой, пальцы разжаты

На ветке яблочко висит . сложить запястья вместе

Сильно ветку я потряс, руки над головой, потрясти кистями рук

Вот и яблочко у нас . ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко

В сладко яблочко вопьюсь соединить запястья, ладони развести)

Ах, какой приятный вкус. большой палец вперед

Кубанская Казачка 2 - Сегодня у всех без сомнения

Должно быть хорошее настроение,

Должны все в согласии жить-

Друг друга любить и дружить!

Приглашаю весь народ

На веселый хоровод!

Хоровод «Ой, сад во дворе» (кубанская народная песня) .

дети за ведущей выполняют различные рисунки хоровода (улитка, выворачивание круга, прохождение в воротики) .

Кубанская Казачка 1 - Славно, вместе танцевали!

Не устали? Не устали!

Дружно все в кружок вставайте,

Яблочки передавайте !

Игра р. н. «Бежит яблоко по кругу , прямо – прямо в руки другу»

Дети под медленную музыку спокойно передают яблоко (можно 3- 4) по кругу, на быструю, веселую музыку ребенок у которого осталось яблоко скачет с ним по кругу.

Кубанская Казачка 2 – Ребята, мы сегодня с вами отмечаем праздник – Яблочный Спас . Ну, а какой праздник без гостей. Вот и к нам спешат на праздник весёлые гости. Встречайте их!

Появляется девочка Машенька и Медведь из сказки "Маша и медведь".

Машенька - Здравствуйте, ребята! Я смотрю вы весело проводите время. А вы умеете варить варенье? Я Мишке уже сварила, давайте и вам сварю.

Кубанская Казачка 2 – Свари, Машенька, пожалуйста!

Исполняет песню «Про варенье»

Медведь - Ох, и вкусное варенье сварила Машенька, я вообще очень люблю покушать! И сейчас мы с вами поиграем в игру «Съедобное – несъедобное» , если я беду называть предметы, которые нельзя съесть вы громко хлопайте в ладоши. Договорились?

Игра на внимание «Яблоки и груши » На «неправильных» словах дети хлопают)

Я люблю покушать яблоки и груши ,

Суп и винегрет, тортик и омлет!

Я люблю покушать яблоки и груши ,

Кашу, сапоги, масло, пироги!

Я люблю покушать яблоки и груши ,

Блинчики, картошку, макароны, кошку!

Я люблю покушать яблоки и груши ,

Булочку, конфеты, кофточку, котлеты!

Я люблю покушать яблоки и груши ,

Кубики, варенье, бублики, печенье!

Я люблю покушать яблоки и груши ,

Шапочку, морковку, тапочки, веревку!

Я люблю покушать яблоки и груши ,

Палку, самолетик, книжку, вертолетик!

Медведь – Молодцы, вы очень внимательные ребята! Дети, а вы не забыли, как наш праздник называется? Ну-ка, говорите! Вот и хорошо, вы знаете, что висят на ветках? А вот мои яблоки оказались в воде .

Ребята, выловите яблоки из тазика и перенесите в корзину.

Соревнование "Помоги Мишеньке достать яблочко "

Дети поделены на две команды. В тазу с водой плавают яблочки . Дети по одному ложкой вылавливают яблоко из воды и несут его на ложке в корзинку своей команды. Чья команда принесёт больше яблок , та и выиграла.

Медведь - Молодцы и с этим заданием справились! А для вас тоже насобирал полную корзину яблок ! (Показывает и «случайно» рассыпает на пол).

Соревнование "Собираем урожай"

Участвуют желающие дети среднего и старшего возраста. Яблоки (мячики с сухого бассейна) рассыпаны на полу. Участники должны собрать яблоки по цвету (красные, желтые, зеленые) в корзинки-обручи. Кто быстрее?

Кубанская Казачка 1 - Песни пели, плясали, играли и конечно немножко устали.

Приглашаем всех по старинному обычаю на «столование» . Яблочный Спас – можно пирогами и яблочками полакомиться .

Ведущие вместе - Угощайтесь, угощайтесь и, конечно, не стесняйтесь!

Праздник заканчивается веселой дискотекой под русскую и кубанскую народную музыку.

Лилия Шанина
«Матрёшкина деревня». Сценарий театрализованной игровой программы на фольклорном материале для младших школьников

«Матрёшкина деревня »

Сценарий театрализованной игровой программы

на фольклорном материале

для младших школьников

Персонажи :

Федот – простой деревенский парень

Матрёна – веселая девушка , умница и красавица

Кикимора болотная – нечисть лесная, не очень злая

Бабка Ненила – мастерица

Две Матрешки – хохотушки

Оформление сценической площадки – под русскую деревню . Слева – фасад домика, окно занавешено, плетень, лавка. Справа – ширма, ярмарочный прилавок

(накрыт платком) . Рядом стоит указательный камень.

Под веселый русский наигрыш выбегают герои

Федот. Здравствуйте, гости дорогие!

Матрена . Старые и молодые!

Всем ли видно? Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Федот. Поудобнее садитесь,

Веселиться не ленитесь!

Ждут вас шутки, озорство

И улыбок штук по сто!

Матрена . Пожалеете едва ли,

Что на ярмарку попали!

Поведем на этот раз

Об игрушках наш рассказ!

Федот : А расскажем мы вам сказку новеньку,

Из диковинок диковинку!

Матрена . А было это, голубчики, в старину,

Когда дед Архип задумал залезть на луну.

Тогда сказки по воздуху летали,

А их за крылышки хватали!

Федот. Я за ними на золотом коне скакал

Да в мешок эти сказки собирал!

Матрена : Так вот. В те стародавние времена жил-был Иван! (Федот надевает шапку)

Федот : Да не Иван, а Федот!

Матрена . А всего-то у Федота родни – только что лапти одни!

(вешает ему на шею лапти)

Федот. Да моими лаптями – хоть щи хлебай! Больно уж хороши и прочны.

Эх, гуляй веселей, не жалей лаптей!

Батька лыка надерет , лапти новые сплетет!

Матрена (дает ему решето, накрытое платком) :

Ходил Федот с решетом на болото!

За клюквой, за морошкой,

А однажды заблудился он немножко…

Притомился да под корягу

Спать и завалился… (Федот садится на лавку и «засыпает» )

Тревожные звуки леса, кукует кукушка и т. д.

Матрена : А под корягой этой

Жила болотная Кикимора!

Хитрющая, но не очень злющая!

Открывается окошко в домике, выглядывает Кикимора.

Кикимора : Ой, беда, беда, беда.

Во лесу – то скукота!

На болоте я скучаю,

И с тоски я помираю!

Щас немножко почудю, ха-ха!

Всю клюкву изведу!

А в решете я лучше сказку заведу! (Колдует)

Набросаю 7 сморчков,

7 зеленых лягушек

Из волшебных кадушек!

Старым мхом все посыпаю,

И помелом все размешаю!

И на все это три раза начихаю! (чихает)

А что получилось - я не знаю! (Исчезает в окошке) .

Матрена : Как проснулся Федот…

Глядь, не ладно что-то!

Федот : Да я спросонья не пойму!

Вот чудное дело…

Матрена : Ой, гляди-ка, в решете

Вместо ягоды морошки…

Федот. Тарарушки, тарарушки (вытаскивает из решета игрушки и показывает) .

Это ж русские игрушки!

Очень славные!

Да забавные!

Матрена . А какие нарядные!

Ух, вы все мои ненаглядные!

Расписные, озорные. (рассматривают игрушки )

Решето «вырывается» из рук, «тянет» Федота в сторону!

Федот : Ты гляди-ка, ты гляди!

Скачет решето по горам!

Скачет оно по лесам! (Федот бегает то в одну, то в другую сторону)

Матрена : Над рекою закружилось…

И на перепутье оно остановилось!

Подходят к волшебному камню

Федот (читает) : Прямо пойдешь – вникуда попадешь,

Налево пойдешь – в город Ванькино-Встанькино попадешь!

А направо пойдешь – в Деревню Матрешкино попадешь !

О, знать, туда нам надо – в деревню эту !

Матрена . А отправимся мы туда вместе с ребятами… (вызываем 10 человек, делимся на две команды, чья команда быстрее пройдет эстафету с помощью столбиков – та и победила)

Игра «Столбоходы»

Матрена : Вот и Федот - три раза перекрестился,

Вокруг себя оборотился…

И в деревне Матрёшкино очутился !

Федот : Жили в деревне Матрёшкино русские игрушки да бабка Ненила, котора

игрушки-то мастерила!

Матрена : Сидит, бывало, Ненила на лавке, матрещку мастерит да песни поет…

(Федот и Матрена садятся на лавку )

НХС – песня, ансамбль «У околицы»

Федот : Вот так все от души

Поют и пляшут на Руси!

Ненила (выглядывает в окошко) : Ну и ну! Вот это да! Сколько ж вас пришло сюда?

У вас, молодых, и ныне гуляшки, и завтра гуляшки… А игрушка-то русская –

она тишину любит, да руки ласковые!

Матрена (встает) . Здравствуйте, бабушка Ненила. От людей мы слыхали, будто в

вашей деревне Матрёшкино небылицы сидят в теремах-светлицах, щелкают

орешки да творят насмешки. Поглядеть пришли, и ребят с собой привели…

Ненила (выходит) . Ну ладно, ставьте ушки на макушке, покажу свои игрушки!

Моя хата утехами богата!

Расчески-гребешки, свистульки-петушки!

Тушки-татушки, ребятам игрушки!

Глиняные зайчики девочкам и мальчикам!

Кони вороные, гривы расписные!

А вот мои Матрешеньки , и все они милешеньки.

Все с аленькими щечками под пестрыми платочками.

Выходят две Матрешки . Ненила уходит в домик

Матрешка 1 . Очень любим мы, матрешки ,

Разноцветные одежки.

Все расписаны на диво –

Очень ярко и красиво!

Матрешка 2 . Мы игрушки знатные,

Складные да ладные.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам придем!

Матрешка 1 . Вам расскажем небылицы,

Да не простые, а в лицах!

Матрешка 2

Берут игрушки из подручного материала : медведь – валенок, свинья – горшок. Матрена и федот натягивают платок.

Матрешка 1 . По поднебесью сер медведь летит,

Он ушками, лапками помахивает,

Он черным хвостом принаправливает.

Матрешка 2 . На дубу свинья гнездо свила,

Гнездо свила, деток вывела!

Малы деточки, поросяточки,

По сучкам сидят, по верхам глядят,

По верхам глядят, улететь хотят.

Матрешка 1 . У нас лошади – в галошах,

А коровы в сапогах.

У нас пашут на телегах,

А боронят на санях!

Матрешка 2 . А у нас не так как у вас.

У вас собака лает, ворона лежит,

А дурак на нее глядит!

Матрешка 1 . Ну, а у вас?

Матрешка 2 . А у нас наоборот : собака лежит,

А ворона на хвосте сидит

Да и посмеивается!

Матрешка 1 . Федот, что губы надул?

Федот. Кафтан прожег.

Матрешка 1 . А велика ль дыра?

Федот. Один ворот остался…

Матрешка 2 . А ваш дедушка Иван,

Посадил кота в карман.

Котик плачет и рыдает,

Громко дедушку ругает.

Матрешка 1 . Небылица в лицах, небывальщина,

Небывальщина, да неслыхальщина.

Матрешка 2 . А слыхали мы,

Что девочки ваши

Поют и пляшут,

А парни хмурые, как мхи!

Федот. Вот неправда! Хи-хи-хи!

И вовсе мы не хмурые. Парни, а ну, по-мужски – басом – крикнем «ура» !

Чтобы у девчонок лопнули перепо… Кстати, ребята, как правильно писать :

«пирипонные барабанки» или «перепонные барабанки» ?

Матрешка 1 . Перепонные барабанки!

Матрешка 2 . Да нет! Пирипонные барабанки!

Федот. Эх, вы, барабанки! Правильно – барабанные перепОнки!

Матрешки садятся на лавку

Федот. Итак, мальчишки, кричим – «ура!» . Молодцы. А теперь, по моей команде –

когда я шапку вверх подброшу – вы кричите : «ха-ха-ха» ! Поехали!

Подбрасывает шапку. Мальчишки кричат «ха-ха-ха» .

Матрена . А мы – девчонки – тоже не лаптем щи хлебаем! Мы не хуже ребят! Вот я

платочек подброшу – пока он летит – мы скажем мальчишкам своё «хи-хи-

хи»! Как платочек упадет – замолкаем!

Подбрасывает платок. Девчонки хихикают.

Федот. На ваше визгливое девчоночье «хи-хи» ответим нашим мужским,

мальчишечьим «Ха! Ха! Ха!»

Подбрасывает шапку. Мальчишки «хахакают» .

Матрена . А вот теперь и посмотрим – кто круче?

Небылицу вам расскажем, сложим с музыкой стихи.

Все девчонки нам помогут, ну-ка, дружно – хи-хи-хи.

Девчонки кричат : «хи-хи-хи» .

Федот. А мальчишки возражают – это просто чепуха!

Ну-ка, парни, вместе грянем – ха-ха-ха!

Мальчишки кричат : «Ха-ха-ха»

Матрена . Экий ты, Федот, чудак!

Говоришь ты все не так,

Вот потеха так потеха,

Девчонки падают от смеха!

Девчонки кричат : «хи-хи-хи» .

Федот. Вот пристала, непоседа! Расскакалась, как блоха.

Ничего у вас не выйдет, скажем прямо – ха-ха-ха!

Мальчишки кричат : «Ха-ха-ха» .

Матрена . Что за дело, что ты, право, это просто – чепуха!

Скажем мы сейчас друг другу – хи-хи-хи да ха-ха-ха!

Девчонки кричат : «хи-хи-хи» .

Мальчишки кричат : «Ха-ха-ха» .

Матрешка 1 . Ты чего на весь зал раскричался,

Будто в суп тебе мух попался?

Федот. Кто, кто попался?

Матрешка 2 . Мух.

Федот. Кто это : мух?

Матрешка 1 . Ну как же… Вот у воробьихи муж – воробей,

Матрешка 2 . У соловьихи муж – соловей,

Матрешка 1 . У курицы муж – петух,

Матрешка 2 . А у мухи муж будет… - мух!

Федот. Еще чего! Такого слова не бывает!

Матрена . Ребята, а вы как думаете?. Конечно, у мухи муж – тоже муха!

Федот. А пусть ребята сами подберут к словам мужского рода подходящие слова

женского рода, а к словам женского – мужского рода!

Матрешка 1 . Хорошо. Повар… - повариха (дети отвечают)

Матрешка 2 . Портной… – портниха.

Матрешка 1 . Купец… – купчиха.

Матрешка 2 . Храбрец… Ха-ха-ха! Нет такого слова – «храбриха» !

Матрешка 1 . Коза – козел.

Матрешка 2 . Оса… Ну вот – какой «осел» ? Это – шмель, или трутень.

Федот. Ну, Матрешки , ну вертушки, озорные хохотушки…

Матрена . Распотешили вы нас. Впору нам пустить в пляс!

Матрешки убегают . Федот и Матрена садятся на лавку .

НХС – цирк, номер с хула-хупами

Федот (стучит в окно) : Ох, бабка Ненила, хватит вам дома сидеть!

Пора людей повидать, да себя показать! Поедемте - ка с нами в город Ванькино

Встанькино на ярмарку! За новыми ведрами!

Ненила (выглядывает) . А что? Город повидать! Да за самоварами, да за юбками!

Матрена . И ребят с собой возьмем. Они давно хотели там побывать!

Федот. В игры поиграть!

Матрена . Людей посмотреть и себя показать!

Федот. Они образцово-показательные!

Матрена . И оч-ченно обязательные!

Ненила. Запрягай тогда тройку коней - да и отправимся.

Федот. Да где ж я коней возьму? Ребята, без вашей помощи нам не обойтись… (вызывают на площадку 10 человек, формируют 2 команды, эстафета на игрушечных лошадях – кто быстрее)

Игра «Лошадки»

Матрена . Ну что ж, и мы поехали… (Федот впереди, Матрена и Ненила по бокам , как будто скачут на лошадке, делают круг по площадке)

Ай, да сани – едут сами!

Ай, да тройка мчится бойко!

А от топота копыт

По дороге пыль летит!

Федот : Скачет весело возок!

Он не низок, не высок!

Ай, да кони! Не бежит, а мчится,

Колесница словно птица!

Раздаются колокола, шум толпы, ярмарки - это подъехали к городу.

Ненила : А вот и к городу подъехали!

Это не потеха ли!

На горе дома – хоромы!

И любуется народ,

Как девицы чернобровы

Водят с песней хоровод!

НХС – песня, ансамбль «У околицы»

На прилавках расставлена ярмарка – куклы, игрушки всех видов.

Все сопровождается игрой на балалайке . Матрена снимает платок с прилавка

Матрена : Широко раскинувшись, ярмарка шумит :

Живая, многолюдная! Душу веселит!

Ненила : Ой, ярмарка!

Глазеет, улыбается,

Знакомится, ругается!

Ситцами румяная!

Квасом русским пьяная!

Эй, эй, шевелись!

У кого деньги завелись!

Федот : На Торжок народ валит!

Коромыслом дым стоит!

Угощайся, публика,

Дыркою от бублика!

Матрена : Коль явился на базар.

Купи для женушки самовар!

Федот : Покупайте горшки

Тратьте тыщи!

Даже то, не знаю что,

Здесь отыщите!

Вот горшок хороший!

Варит, что попросишь!

Хочешь кашу,

Хочешь щи,

Хоть картошечку вари!

Матрена . А поиграть с твоим горшком можно?. (вызывают 3-4 человека, с завязанными глазами с помощью ухвата нужно подцепить горшок)

Игра «Горшок»

Ненила : А на площади народ

Распевает, веселится!

Покупает, продает!

А какие все красивые кругом :

В ярко-алом, золотистом, голубом!

Может, я схожу с ума?

Как в дурмане голова.

НХС - цирк (жонглер)

Матрена : Совсем Федот с Ненилой загрустили : все кругом нарядные, гуляют!

Ненила : Одни мы - одноцветные!

И сани у нас простые,

Да неприметные!

Федот : Тут сбежался народ!

Кисти, краски берет!

Расписали узорами спинку саней

И передок, и заодно коней! (вызывают детей – 2 команды по 4 человека, они

раскрашивают рисунок – кто быстрее)

Конкурс «Узоры»

Матрена . Спасибо, ребята, что в цветное платье нас нарядили!

В повозку посадили! Да и домой проводили!

Ненила : Накупили мы товар!

Приглашаем к нам на самовар!

Матрена . Поехали…Ай, да сани – едут сами!

Ай, да тройка мчится бойко!

А от топота копыт по дороге пыль летит!

Делают по площадке круг, как будто скачут на лошадке.

Опять деревня Матрешкино и дом Ненилы

Ненила. Уф! Домой добрались, да и опять за привычное дело взялись!

(уходит в домик)

Матрена . Ненила игрушки мастерит!

Федот. Песни поет да ребятишек веселит!

Матрена . И все город Ванькино-Встанькино вспоминают!

Федот. А тут и сказочке моей конец,

А кто слушал – молодец!

Матрена . Дарили мы вам шутки – прибаутки, небылицы из бабушкиных сундуков,

да не из запечных, а их хрустальных, сердечных!

Федот. Прощайте, прощайте! Нас не забывайте!

На следующий год к нам опять приезжайте!

Игровой классный час 7класс

Фольклорная конкурсно-игровая программа Тема: «Веселье земли русской»

Цель:

Привитие интереса к русскому народному творчеству и обычаям;

Активизация культурного досуга подростков, познавательной деятельности школьников.

Оборудование: кубик с разноцветными сторонами (грани 12 сантиметров), конверты с заданием к конкурсу (4 для каждой команды), записи русской народной музыки или фольклорные номера для пауз между конкурсами во время работы жюри, секундомер, конверты с правильными ответами на все вопросы для членов жюри.

Предварительная работа:

Классный руководитель формирует 6-8 микрогрупп по интересам: «ведущие-помощники», «жюри», «играющие команды». За несколько дней играющим командам сообщаются названия пяти конкурсов (но не содержание) для самостоятельной подготовки. Помощники готовят необходимый реквизит, они будут помогать ведущему.

Ведущим может быть классный руководитель или один из активистов класса.

Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя.

Здравствуйте, ребята! Мы очень рады видеть друг друга. Но собрались мы здесь, чтобы поговорить об очень серьезных вещах. Что для вас значат слова «Русь», «Россия», «русские»?

На Руси издавна была в ходу пословица: «Делу время - потехе час».

Вот и мы на сегодняшнем классном часе постараемся и в шутку и всерьез поговорить о некоторых старинных русских обычаях и традициях.

А назвали мы наш классный час «Веселье земли русской» неслучайно. Должен ли человек любить свою родину? Знать ее историю? Культуру? Владеть родной речью? Хотим ли мы знать о своей стране все? Для этого надо обратиться к ее истории, к давно прошедшим дням, к культуре и искусству русского народа - к фольклору, старинным русским обычаям, шуткам и юмору, играм, пословицам и песням.

Конкурс 1: «Пословицей - правда молвится»

Говорят, «живое слово дороже мертвой буквы», а потому пословицы и поговорки - самый распространенный, самый живой жанр устного народного творчества. Я объявляю конкурс «Пословицей - правда молвится»,

Я буду называть пословицы и поговорки той или иной страны, а вас прошу найти ей аналог в русской речи, подберите русскую пословицу, аналогичную по смыслу.

1. Арабская пословица: "Бежал от дождя, попал под ливень" («Из огня да в полымя»),

2. Финская пословица: «Тот не заблудится, кто спрашивает» («Язык до Киева доведет»),

3. Иранская пословица: «Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин» («На безрыбье и рак - рыба»),

4. Английская пословица: «Все хорошо в свое время» («Делу время - потехе час»),

5. Польская пословица: «Пика не кладется в мешок» («Шило в мешке не утаишь»),

6. Немецкая пословица: «Молчаливый рот - золотой рот» («Слово - серебро, молчание - золото»).

7. Китайская пословица: «Разговорами риса не сваришь» («Гостя баснями не кормят»),

8. Итальянская пословица: «В закрытый рот муха не залетит» («Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь»),

9. Немецкая пословица: «Терпение ведет к добру, поспешность - к злу» («Поспешишь - людей насмешишь»).

Конкурс 2: «Музыкальный»

Как и русская речь, столь же богат и разнообразен музыкальный мир наших предков. Давайте вместе перелистаем несколько страниц русской истории во время конкурса, который так и назовем «Музыкальный».

Ответы на предлагаемые вопросы команды дают по очереди. При неправильном ответе право ответа переходит к другой команде.

1. Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка)

2. Кто такой кощунник? (Певец мифов)

3. Как назывался у древних славян пир во время похоронного обряда? (Тризна)

4. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)

5. Как называли человека, звонящего в церковные колокола? (Звонарь)

6. Какую птицу называют «певцом русских полей»? (Жаворонок)

7. Как называется самый популярный жанр русской народной песни? (Частушка)

8. Назовите самый распространенный русский народный инструмент, имеющийся и сейчас почти в каждом доме. (Деревянные ложки)

9. В лесу выросло,

Из лесу вынесли,

На руках плачет,

А на полу скачет. (Балалайка)

Конкурс 3: «Удача»

Для проведения главного конкурса сегодняшней игры - «Удача» - приготовлен большой кубик с шестью цветными сторонами. Команды поочередно бросают кубик. Цвет верхней стороны кубика определяет тему, по которой и будет задан вопрос команде.

Предлагаются следующие темы:

Народное декоративно-прикладное искусство (красный цвет);

Русская кухня (зеленый);

Быт русского народа (синий);

Русские народные праздники (желтый);

Славянская мифология (оранжевый);

Русские былины (белый).

Каждая команда-участница имеет право бросить кубик 5 раз (если в игре участвуют две команды, то можно увеличить количество бросков до 6 или 7 раз). На обдумывание ответа дается не более 30 секунд. Вопросы, оставшиеся без правильного ответа, будут предложены

болельщикам команд. Очки, заработанные ими, могут быть переданы в «фонд» любимой команды и принесут ей дополнительные баллы.

Народное декоративно-прикладное искусство

1. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их. (Красный, желтый, золотой)

2. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственной работы, которое невеста брала на посиделки. Что это? (Прялка)

3. На Руси был распространен берестяной промысел. Когда мастера заготовляли бересту? (В период сокодвижения, когда она прочная и мягкая.)

4. Что такое колт? (Височная подвеска)

5. Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, вез на продажу меха, железные изделия и «узорочье». Что это такое? (Браслеты, бусы - украшения.)

6. Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Именно эта игрушка стала известна. Назовите ее. (Богородская игрушка)

Русская кухня

1. Без какого продукта невозможен обед на Руси? (Хлеб)

2. Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленица. (Блины)

3. Как назывался распространенный на Руси теплый напиток из трав с медом? (Сбитень)

4. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник)

5. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой, мясом или капустой)

6. Какое блюдо солят трижды? (Пельмени. Соль кладут в тесто, начинку и при варке.)

Быт русского народа

1. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство. (Лучина)

2. Какая была самая распространенная на Руси обувь? (Лапти)

3. Назовите русский сосуд для питья вкруговую. (Братина)

4. Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)

5. Русский сосуд для питья самобытной формы, не встречающийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. Назовите его. (Ковш)

6. Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)

Русские народные праздники

1. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)

2. Назовите самый короткий народный праздник. (Ночь Ивана Купала)

3. Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник. (Весна, зеленые святки)

4. Что за обряд «завивание бороды»? (Украшение лентами последнего несжатого снопа)

5. Почему при катании с гор в праздник Масленицы ребята соревновались - кто прокатится дальше? (Существовала примета: кто прокатится дальше, у того лен вырастет длиннее)

4. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)

Славянская мифология

1. Назовите самого популярного героя русских былин. (Илья Муромец)

2. Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (Масленица - по поговорке «Не все коту Масленица».)

3. Кто из языческих богов, разгневавшись, метал на землю молнии? (Перун)

4. Как звали девушку, которая больше всего боялась солнца? (Снегурочка)

5. Когда, по народным преданиям, цветет папоротник? (В ночь на Купалу - с 23 на 24 июня по старому стилю)

6. Кто из славянских языческих богов отвечал за дождь? (Дажьбог)

Русские былины

1. Назовите столицу былинной Руси. (Стольный Киев- град)

2. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

3. К кому перешел меч-кладенец Святогора? (Илье Муромцу)

4. Кому из русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу)

5. Где произошла первая встреча Садко с Морским царем? (На берегу Ильмень-озера)

6. Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи)

Жюри подводит итоги. Правильный ответ оценивается в один балл.

Конкурс 4: «Логическая цепочка»

Мы приступаем к проведению очередного конкурса - «Логическая цепочка». Команды получают конверты, в которые помещены отдельные карточки со смысловыми фрагментами трудовых или праздничных действий, которые были хорошо известны нашим предкам с самого раннего детства. (Если в игре участвуют две команды, им могут быть предложены задания в конвертах 1 и 2.)

Задача команд - как можно быстрее составить правильные логические цепочки этих действий. Ввиду сложности конкурса командам дается на его выполнение три минуты, а правильно выстроенная цепочка принесет команде три балла.

Конверт 1: Рубашка. Посеяли льняное семя, вырастили лен, выдернули лен с корнем, отмочили в речке и высушили на лугу, вытрепали лен, спряли витки, соткали холст, выбелили на морозе или солнце, сшили рубашку.

Конверт 2: Каравай. Вспахали землю сохой, посеяли зерно, заборонили пашню, сжали пшеницу серпами, обмолотили зерно цепами, смололи зерно на мельнице, замесили тесто, поставили хлеб в печь, поставили каравай на стол к обеду.

Конверт 3: Масленица. Закликали ребята весну, катались с горок, пекли блины и угощали ими, устраивали молодецкие кулачные бои, катались на тройках, строили снежный городок, устраивали взятие снежного городка, участвовали в веселом шествии ряженых по деревне с чучелом Масленицы, сжигали Масленицу на костре.

Конкурс для болельщиков: «Знатоки старинных слов»

Пока команды работают, болельщики команд могут принять участие в специальном конкурсе знатоков старинных слов.

Я называю старинное слово - любой болельщик называет его современное значение и получает одно очко за верный ответ. По окончании конкурса он имеет право передать очко или очки своей команде и тем самым помочь в борьбе за окончательную победу в сегодняшней игре.

Алтын - старинная русская медная монета в 3 копейки.

Вершок - старинная русская мера длины, равная 4,4 см.

Аршин - русская мера длины, равная 71 см.

Полтина - монета достоинством в 50 коп.

Грош - старинная денежная единица, равная 0,5 копейки.

Сажень - старинная мера длины, расстояние размаха рук от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой.

Косая сажень - старинная мера длины, расстояние от пальцев ног до конца пальцев вытянутой руки по диагонали, равна 216 см.

Верста - русская мера длины, равная 500 саженям, или 1,066 км.

Полушка - старинная медная монета, равная 0,25 коп.

Десятина - русская единица земельной площади, равна 2400 кв. сажень, или 1,09 га.

Фунт - старая русская мера веса, равная 409 г.

Пуд - русская мера веса, равная 40 фунтам, или 16,38 кг.

Конкурс 5: «Блиц-турнир»

Завершается наша игра блиц-турниром. Каждая команда должна ответить подряд на шесть вопросов. (Если в игре участвуют две команды, каждой команде предлагается для блица девять вопросов.)

При подведении итогов жюри учитывает не только количество правильных ответов, но и количество затраченных командой секунд, которые будут фиксироваться секундомером. На размышление дается не более 10 секунд. Обращаю внимание игроков на то, что вопросы могут быть шуточные. Итак, тишина в зале, секундомер у меня в руке - начинаем конкурс.

Вопросы для первой команды

1. Как назывался младший член дружины князя? (От- рок)

2. Как славяне называли людей, способных предсказывать будущее? (Ведун)

3. Чего на свете нет жирнее? (Земли)

4. Что не родится без языка? (Язык)

5. Чего не устаешь всю жизнь делать? (Дышать)

6. Без чего дом не построить? (Без угла)

Вопросы для второй команды

1. Как назывались изображения славянских богов? (Идолы)

2. Какой день недели являлся днем Перуна? (Четверг)

3. В чем не обнесешь воду вокруг дома? (В решете)

4. Под чем заяц лежит? (Под ушами)

5. У какого музыканта самая «громкая» труба? (У ветра)

6. Чего в избе не увидишь, а почувствуешь? (Тепло)

Вопросы для третьей команды

1. Чего языком не достанешь? (Носа)

2. Какой в воде камень? (Мокрый)

3. По чему деревенские ребятишки бегали летом босиком? (По земле)

4. Кто переезжал в новый дом в лапте? (Домовой)

5. Где был, по представлениям древних славян, вход в нижний мир? (В избушке на курьих ножках)

6. Кого считали хозяйкой входа в нижний мир? (Бабу- Ягу)

Мини-итоги. Классный руководитель просит членов жюри подвести окончательные итоги и определить команду-победительницу. Происходит награждение команды-победительницы.

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 72

Калининского района Санкт-Петербурга

Сценарий игровой программы

«По страницам русского фольклора…»

Санкт-Петербург

учебный год

Пояснительная записка

Цель:

· Развитие интереса учащихся к истории и культуре русского народа,

· Формирование дружеских отношений в классе в процессе игрового взаимодействия.

Задачи:

· Способствовать развитию познавательного интереса к устному народному творчеству,

· Развивать смекалку, эрудицию и кругозор учащихся,

· Вовлечь всех учащихся класса в игровое взаимодействие и способствовать формированию сплоченного классного коллектива ,

· Формировать игровую культуру учащихся: умение работать сообща (в парах, командах), согласовывать свои действия, умение порадоваться за победившую команду, поддержать тех, кто не стал победителем игры.

· Вызвать положительные эмоции и радость от общения со сверстниками во время игры.

Условия и особенности реализации:

Данная игровая программа рассчитана на один класс (не более 30 человек). Для проведения отдельных игр требуется пространство для активного взаимодействия: целесообразно проводить в актовом зале или игровой комнате. Программа рассчитана на 30-40 минут. Чтобы проникнуться и почувствовать быт и культуру русского народа всем участникам предлагается придти в русских народных костюмах (или элементах костюма).

Оборудование:

· Мультимедийное устройство и ноутбук,

· Магнитофон или музыкальный центр,

· Музыкальные записи народных мелодий,

· Игровое поле для подсчета баллов,

· Карточки с заданиями для ведущего,

· Корзинка,

· Маски-шапочки для игры «Теремок», теремок.

Ход игры:

Василиса Прекрасная: Девчонки и мальчишки!

Оставь на парте книжки!

Петрушка: Бегом, скорее, все сюда

У нас веселая игра!

Ведущий: - Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел?

Давайте посмотрим, что они в корзинке с собой принесли?

Герои показывают, что в корзинке у них находятся карточки с загадками.

Василиса Прекрасная: А Вы любите загадки отгадывать?

Ведущий предлагает ребятам разделиться на две команды согласно эмблеме, которая прикреплена заранее каждому ребенку. После этого каждая команда по очереди вытягивает по одной загадке и отгадывает. За каждую верно отгаданную загадку команда получает балл. По итогам игры «Загадки» выставляется общее число баллов за этот конкурс в игровое поле.

Игра «ЗАГАДКИ»

Василиса Прекрасная

Петрушка:

1. Слаще меда, мягче пуха.

Отдохни! – все шепчет в ухо.

Тот, кто будет с ней дружить,

Будет очень плохо жить. (ЛЕНЬ)

2. В каждой книжке и тетрадке

Можно встретить эти грядки. (СТРОЧКИ)

3. Одной ручкой - всех встречает,

Другой ручкой – всех провожает. (ДВЕРЬ)

4. Межи деревянные, а поля стеклянные. (ОКНО)

5. Таять может, да не лед.

Не фонарь, а свет дает. (СВЕЧА)

6. Из избы идут – пляшут,

А в избу идут – плачут. (ВЕДРА)

7. У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит. (САМОВАР)

8. Купили новенькое,

Такое кругленькое,

Качают в руках,

А оно все в дырах. (СИТО)

9. Маленький Ерофейка

Подпоясан коротенько,

По полу скок-скок

И сел в уголок. (ВЕНИК)

10. В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья! (ЗЕРНО)

Петрушка и Василиса раздирают последнюю одиннадцатую загадку, пытаясь завладеть ей.

Ведущий: Дорогие наши герои, разве можно так? Ребята, давайте рассудим ситуацию, ведь любой конфликт надо решать мудро! Где мы черпаем народную мудрость?

Игра «ПОСЛОВИЦЫ»

Ведущий выдает каждой команде разрезанные на две части пословицы и предлагает их соединить. Каждая правильно собранная пословица оценивается в один балл.

1. Учись смолоду, пригодится в старости.

2. Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет.

3. Где смелость, там и победа.

4. Делаешь наспех – сделаешь на смех.

5. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

6. Учись доброму, худое на ум не пойдет.

7. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

8. Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее.

10. Умел ошибаться, умей и поправиться.

Ведущий вместе с детьми проверяют, правильно ли ребята составили пословицы. И на игровом поле устанавливают общее число правильно составленных пословиц.

Игра «БЛИЦ-ТУРНИР»

На экране появляются зашифрованные слова – названия видов устного народного творчества. Право ответа получает та команда, которая первая поднимет руку и назовет верное слово. За каждое правильно отгаданное слово команда получает балл.

1. П. . . Ш. И (потешки)

2. З АИ (загадки)

3. П. . .И (песни)

4. Ч АИ (частушки)

5. ПЦЫ (пословицы)

6. С К. И (скороговорки)

7. ПР. И (поговорки)

8. Б. Л. . И (былины)

9. С К. . . И (сказки)

10. С ЧИ (считалки)

Игра «СКАЗКИ»

Дети встают в круг, чередуясь с игроками другой команды. Игроки передают мяч по кругу, пока играет музыка. Когда музыка останавливается, мяч остается в руках одного ребенка. Ведущий говорит первое слово из названия русской народной сказки, а игрок договаривает. Если ответ правильный, команда получает балл.

1. «Петушок и …» (бобовое зернышко)

2. «У страха …» (глаза велики)

3. «Лиса и …» (журавль)

4. «Каша из …» (топора)

5. «Гуси - …» (лебеди)

6. «Король - …» (дроздобород)

7. «Поп и …» (мужик)

8. «Как мужик …» (гусей делил)

После этой игры ведется общий подсчет баллов и выявляется команда-победитель.

Чтобы все ребята почувствовали себя единым дружным и сплоченным коллективом, завершить игровую программу предлагается игрой, направленной на формирование доверительных отношений, взаимодействие со всеми одноклассниками.

Игра «ТЕРЕМОК»

Сюжет сказки переворачивается: мышка-норушка всем зверюшкам, просящим пристанище, отказывает, говоря: «Нет, не пущу, мне и без тебя хорошо!». Из класса выбираются герои сказки, которые произносят слова «Кто, кто в теремочке живет? Пустите меня к себе жить». Все остальные ребята обращаются к мышке-норушке «Дорогая мышка!» и приводят разнообразные аргументы в пользу персонажа. Только после этого мышка пускает их жить в свой теремок.

После игры, все участники игровой программы встают в круг. Ведущий благодарит всех и предлагает ответить на следующие вопросы:

· Было ли Вам интересно?

· Что понравилось больше всего?

· Что Вы узнали нового?

· Когда Вам было весело?

Список литературы

1. «Школьные игры и конкурсы» №3-2008 год. Приложение к газете «Педсовет».

2. «Сборник загадок» Пособие для учителя. Карпенко. Москва, «Просвещение», 1988 год.

3. «Собранье пестрых дел», Смоленск, 1996 год.

4. «Литературные чтения» 2 класс, часть1. Программа «Школа России», Москва, «Просвещение», 2010 год.

5. «Стихи, рассказы, сказки…», под редакцией, Москва, «Просвещение», 1985 год.

СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ для детей и подростков «Приданье старины глубокой…»

Автор работы: Ледовская Ольга Владимировна, педагог – организатор Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центра внешкольной работы «Подросток».
Целью данного сценария является приобщение детей и подростков к русским народным традициям и культуре своего народа через театрализованную игровую деятельность.
Задачи:
познакомить с традициями народного праздника Святки и в игровой форме
закрепить знание русских народных святочных обрядов;
воспитывать интерес и уважение к традициям и культуре своего народа;
развивать активность детей в игровой деятельности;
поддерживать стремление детей к добрым поступкам;
формировать чувство сотрудничества друг с другом и со взрослыми в театрализованной деятельности.
Описание работы:
в сценарии обыгрываются традиции празднования Сочельника, Святок и обряда колядования. В связи с этим мероприятие несет бытовой характер, отображает уклад жизни народа.

Методическая разработка
предназначена для работы педагогов-организаторов детских клубов с детьми и подростками младшего и среднего школьного возраста во внеурочное время. Данный сценарий содержит материал, способствующий формированию уважительного отношения детей к традициям и культуре своего народа. Интересные сведения, игры и конкурсы помогут организовать и сделать запоминающимся досуг детей и расширить их кругозор.

СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ

«Придание старины глубокой…»
Трек 1.(Сигнал к началу)
Трек 2. (Музыка меняется на хороводную).
Под музыку друг за другом выходят персонажи: группа девушек (6 человек) в народных костюмах, у двух девушек мешок, который они ставят возле елки и заводят хоровод. В конце хоровода одна из девушек останавливается и восклицает.
Девушка 1 : Девчонки! Подружки мои, как хорошо, что Святки наступили!
Рассматривают содержимое мешка: достают коробочки и обратно складывают.
Девушка 2 : Ой, Святки!!! Как я люблю этот праздник. Давайте посмотрим, что мы на колядовали! Да тут какие-то красивые коробочки, кто-то нам сюрприз приготовил.
Девушка 3 : Девушки, скорее берите мешок, ведь нам на праздник пора!
А то вон уже и ряженые идут!
Со смехом убегают.
Трек 3. (Звуковой эффект «Шаги по снегу»).
На сцене появляется еще один персонаж: Черт.
Он съежился и дрожит от холода..
Черт: Эх! Веселится народ…Мне бы их попугать, ужас наводить, ведь раз в год такой шанс для нас, для нечисти бывает. А я злодей со стажем занимаюсь не понятно чем! А все потому, что моя хозяйка «Ее Злодейшество» свой рабочий инструмент потеряла, а мне приказала его найти, да пригрозила лишить меня моего хвоста. А какой я Черт без хвоста.
Смотрит на детей с подозрением.
Черт: Эй вы, ребятня, вы тут ничего не находили?
Дети: «Нет!»
Трек 4. (Звуки веселой мелодии). Черт поворачивается на звук.
Черт: А эти все веселятся! Вот я им свою сейчас коробочку с сюрпризом подкину. Вот тогда они и повеселятся. Ха-ха!
Кидает коробку возле елки. Грозит детям кулаком.
Черт: А я пойду дальше искать, а вы смотрите мне, ни слова.
Уходит.
Трек 5. (Народная ритмичная мелодия).
Выбегают девушки, в руках у одной мешочек с сюрпризами.
Девушка 1: Здравствуйте, ребята!
Девушка 2: Здравствуйте, дорогие гости!
Открывайте окна, двери.
Святки к нам уж прилетели.
В зимнюю седую стужу.
Очень праздник этот нужен.
Девушка 3 : Зима – не только самое холодное время года, но и самое богатое праздниками. Один из них – новогодние святки - «Васильев день», так его еще называют.
Девушка 4 : Вот и мы сегодня с вами попоем, да поиграем!
Девушка5 : Как когда-то наши прадедушки,
Ну, а с ними прабабушки.
Девушка6 :Приходили на веселые святки,
На песни всем миром, да загадки.
Девушка 1 : А что такое Святки?
Девушка2: Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
Девушка3 : От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощение,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.
Девушка4 : Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Увидев коробочку в стороне, вскрикивает.

Девушка 1 : Вот ты растеряха, мы не успели еще мешок открыть, а ты уже все подарки растеряла.
Берет коробочку, бросает в мешок.
Девушка 5 : Ребята, мы вот что узнали, что мешок - то наш не простой, в нем полно коробочек с сюрпризами. Хотите узнать, что это за сюрпризы?

Девушка 6: Давайте выберем помощника, и он откроет первую коробочку.
Давай-ка не затягивай, а наш мешок развязывай!
Выбирает одного ребенка, который достает коробочку, в ней записка. Ребенок читает записку из коробочки.
Помощник: «На Святки обязательно колядовали. Основная цель колядования - пожелание счастья, богатства и важнецкого урожая. По улицам и по домам ходили ряженые и пели песни, в которых желали разных благ в наступившем году. А хозяева, в свою очередь, щедро одаривали и угощали гостей. Вот и вам, ребята, сейчас предстоит посоревноваться в красноречии и пожеланиях.
Трек 7. (Народная веселая музыка, звучит фоном). Игра «Святочные желалки».
Ребята произносят пожелания всем присутствующим с праздником.
Девушка1: Святки – радостное время,
На дворе мороз,
В доме – праздник и веселье,

Подарков целый воз.
Пора смотреть, что еще интересного есть в нашем мешке.
Вызывают следующего ребенка, он достает коробочку из мешка. Читает записку.
Помощник: «Этот праздник знаменит еще тем, что всякая нечисть, под видом добрых граждан, могла пробраться и испортить своими проделками все веселье».
Девушка 2: Ой! А как они могут к нам пробраться?
Девушка 3: К нам! Ну, ты глупая. К нам они не проберутся, а я вот, пока бежала к ребятам на праздник, метлу нашла. Вот!
Показывает.
Девушка 1: А мы только что говорили о нечисти, а не метла ли это какой-нибудь злой колдуньи? А вдруг она ее потеряла? А если она волшебная?
Пугает метлой ребят.
Девушка 4: Давайте тогда поколдуем!
Девушка 5: Да ну тебя! Даже страшно стало, давай вернем ее на место?
Девушка 1: Вот ты, трусиха. А вы, ребята, тоже напугались? Но мы - то с вами в безопасности. Ну что, сыграем?
Трек 8. (Народная ритмичная мелодия). Игра «Ведьмина метелка».
1. Участники становятся в круг и, передавая метлу по кругу, перескакивают через нее, пока играет музыка. Участник, у которого останется в руках метла, когда остановится музыка, должен отгадать загадку о зиме. По окончании игры ребятам предлагают занять свои места в зале. Я вода, да по воде же и плаваю (лед).
2. Гуляет в поле, да не конь,
3. Летает на воле, да не птица (метель).
4. Летом спят, а зимой бегут (сани).
5. В гору деревяшка, под гору – коняшка (сани).
6. Упрятались голышки во мохнатые мешки, четверо вместе, один на шесте (рука в рукавичке).
7. Идет Егорка – бела шубенка (снег).
8. Глянули в оконце - лежит белое суконце (снег).
9. Трескуч, ядрен, намостил мостов; по дворам пробежал, все окна расписал (мороз).
10. Текло, текло и легло под стекло (лед).
Девушка 6 : Ну, вот и метла пригодилась. Хорошая метла в хозяйстве всегда нужна. Отнесу-ка я ее кузнецу, да попрошу у него взамен гребешок.
Убегает.
Девушка1: Веселое время - зимние Святки!
Можно немножко нарушить порядки,
И погулять, и пошалить,
И про игры не забыть.
Ребята, давайте скорее откроем еще одну коробочку. А можно я теперь открою? Ну, пожалуйста? Ой, какая странная коробочка, я такой не припомню.
Достает ту коробочку, которую подбросил Черт.
Трек 9. (Тревожная мелодия с нарастающим развитием). Открывает коробочку, свет гаснет и загорается. Слышен шум, свист. Появляется Черт. Девушки испуганно смотрят на него. Черт обходит их, величественно делает поклон головой девушкам и ребятам.
Черт: Ха-ха!-ха! Ну что замолчали, язык проглотили? А где ваше здрасьте?
Девушки здороваются, не отрывая глаз от Черта.
Девушка 2 : Ззздрасте…
Черт: Чего уставились? Сюрприза ждали? Праздничка захотели? А мне не до праздника! Я Черт в тысячном поколении прибыл по специальному поручению: найти и вернуть утерянную секретную вещь самой ведьмы с регистрационным номером АК 1122334455. Вы
случайно ее не видели?
Д[ b]евушка 3: Ой! Нет, не видели. Простите, а вы черти всегда так без приглашения врываетесь?
Черт: Так дело срочное! Уж скоро полночь, а без этой вещи мы как без рук! Мы, знаете ли, в отличие от вас, работаем в такой праздник.
Девушка 4: Ой! Ой! Да разве это работа людей пугать! Простите, а это правда, что когда вы черти злитесь, у вас рога краснеют?
Черт злится и его рога краснеют (рожки с подцветкой), пугает девушек. Они удивлены, но не испуганы.
Черт: Сколько лет людей пугаю, а таких бесстрашных впервые встречаю. И чего я с вами время теряю. Ох, и дети пошли….
Трек 10. (Спокойная мелодия).
Черт уходит, ворчит. Девушка облегченно вздыхает.
Девушка 2: Ой! Ребята, не знаю как вы, а я очень испугалась. Это же надо сама нечистая сила нас посетила.
Вбегает другая девушка, радостно вскрикивает.
Девушка 1 : Отдала! Отдала метлу кузнецу, а он нам за это смастерит из хрусталя гребешки.
Девушка 2 : Ой! Как хорошо! А у нас тут такое произошло… Нас так напугали…
А в прочем, кто нам праздник может испортить. Давайте скорей играть. Ну, кто следующий в мешок полезет?
Выбирают помощника. Ребенок открывает коробочку.
Трек 6. (Волшебный перезвон).
Помощник: «Детвора в этот праздник соревновалась в строительстве самого большого замка из снега»
Приглашает поиграть в игру.
Трек 10. (Народная стилизованная мелодия).
Игра «Снежный замок».
Две команды по 5 человек, у всех по 10 снежков. Задание: построить замок из снежков. Ведущая подходит и дует на них, чей замок не распадется, та команда и победит.
Девушка 3: Кто еще желает достать следующую коробочку?
Выбирают помощника.
Трек 6. (Волшебный перезвон).
Открытие коробочки. Достает и читает записку.
Помощник: Зимние святки были главным временем гаданий. Начиная Новый год, все стремились узнать, что их ждет в будущем.
Вот и мы сегодня с вами погадаем
и свою профессию будущую узнаем.
Сейчас тот, к кому я подойду, достанет из мешочка любой предмет, он и определит твою профессию.

Девушка берет мешок с гаданием.
Трек 12. (Ритмичная мелодия в народном стиле).
Игра «Гадание».
Дети, не глядя, достают из мешка разные предметы. Ведущие, увидев, что достал ребенок, говорит: «Будешь художником» (кисти, краски), «Сапожником» (ботинки), «врачом» (бинт), «Учителем» (указка), «Шофером» (руль), «Писателем» (очки), «Бухгалтером» (калькулятор), «Банкиром» (кошелек)
Девушка3: Святки, святки наступили,
Нас весельем покорили!
Мы играем, колядуем,
И поем мы и танцуем!
Выходите к нам, ребята, на веселый танец, но сначала отгадайте загадку.
Дети отгадывают загадку и становятся в круг.
Девушка4: Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу,
Днём – домой. (Валенки)
Девушка 3: Конечно, это валенки! А теперь задание для вас: оденьте воображаемые валенки и приготовьтесь танцевать. Повторяйте все движения за мной.
Трек 13. Игра - танец «Валенки».
Во время исполнения танца Черт пробирается в зал и садится на стул.
После исполнения танца, дети остаются в кругу. И вдруг первая девушка, вскрикивает и указывает в зал на Черта.
Девушка 4: Ой, смотрите! Опять этот Черт на праздник к нам явился? И что тебе от нас все нужно?
Девушка 5: Да не у нас вашей, как ее … АК 112233… или как ее еще там…
Не там вы ее ищете, вы ошиблись.
Черт : А моя хозяйка говорит, что это я ошибся и позволил себя обдурить. Не хотите по хорошему отдавать, значит, не видать вам больше новогодних праздников, верну вам старый год.
Черт: делает три хлопка.
Трек14. (Нагнетающая мелодия, подразумевающая опасность).
Выход ведьмы. Свет гаснет, воет ветер. Раздается жуткий смех.
Девушка 1 : Ой, ой! Что ты наделал, нечисть! Как тебе не стыдно лишать ребят такого праздника!
Черт: А это не я! Я ничего не делал!!! Спрячьте меня! Спрячьте! Это моя хозяйка сама идет!!!
Черт пугается и прячется за ребятами. Медленно появляется сама Ведьма, она величественно обходит ребят, ищет Черта, но не найдя, останавливается
Ведьма: Где он?
Девушка 2: Ну, во-первых, здравствуйте!
Ведьма: Шутить со мной вздумали!
Девушка 3 :Да, уж какие шутки! А если вы о Черте, то вот он, забирайте. Он нам весь праздник испортил.
Девушка отходит в сторону, а за ней сидит Черт. Увидев ведьму, Черт падает на колени и бормочет, заикаясь. Показывает на детей.
Черт: Ваше Зззлейшество… Я ее пооочти нашел, а они ее не ооотдают…
Ведьма: С детьми справиться не можешь?
Черт: Ваше Злейшество! Да я старался… Устал я, мне бы в отпуск …
Ведьма: Я тебе сейчас такой отпуск устрою, да я тебя в жабу превращу
Начинает колдовать (делает круговые движения руками) Девушка перебивает Ведьму.Черт, тем временем, прячется за девушку.
Девушка 4: Стойте! Зачем же так сразу?
Девушка 5: Ой! Не надо его в жабу превращать. Может, мы вам с ребятами поможем найти вашу потерю…
Черт: АК1122334455, она у вас, это точно…
Девушка 6: Ребята, мы сейчас во всем разберемся!
Ведьма: Но если и вы мне ее не вернете, то не видать вам вашего праздника! Это секретное летающее средство было утеряно в ваших краях, регистрационный номер которого АК 1122334455. Оно мне 1000 лет служило, а теперь ….
Девушка 1: Почти шепотом. Кажется, я знаю, что это…
Это же метла, которую мы нашли и отнесли кузнецу. Как же я сразу не догадалась.
Девушка 2: Ой, а он нам за нее гребешки обещал…
Девушка 3: Тут праздник нужно спасать, а ты все о побрякушках думаешь. Отвлеки их, а я мигом...
Девушка убегает.
Девушка 4: Ваше Злейшество, вы, наверное, устали с дороги, присаживайтесь, да песню нашу праздничную послушайте.
Концертный номер.
Ведьма: В ярости. Ну, довольно с меня! Вижу, обмануть меня вздумали! Ведь скоро полночь, а моего летательного аппарата все нет!
Девушка выносит целую охапку метелок и кладет возле Ведьмы.
Девушка 3: Вот, это все, которые у нас есть!
Ищет Черта и обращается к нему.
Ведьма: Ну, что ж, будем искать. Черт!
Черт: Я здесь!
Ведьма: Искать!
Черт пытается найти метлу и не находит.
Девушка 3: Да что ж он один - то будет, мы поможем вам найти метлу.
Трек 15. (Народная быстрая мелодия). Игра «Найди метлу».
Две команды по 4 человека. Метлы лежат в одной стопке, участники из разных команд по очереди подбегают, берут метлу (на каждой метле индивидуальный номер) и возвращаются к ведьме, сообщая ей номер метлы. Игра продолжается, пока будет найдена метла Ведьмы. Метла найдена.
Ведьма радуется, обнимает метлу.
Ведьма : Вот она моя, родимая!..
Обращается к Черту.
Ты прощен и можешь быть свободен … до следующего года! И чтоб мои глаза тебя не видели!
Ведьма грозит Черту метлой, он прячется за елкой.

Обращается к ребятам.
Ведьма: Ну что ж, ребятушки, нашлась моя пропажа. Прощайте, не до вас мне! Неси меня моя метла в дом на Лысой горе! И-хо-хо!
Звуковой эффект: свист, шум.
Ведьма садится на метлу и «улетает»
Трек16. (Спокойная мелодия)
Девушка 1: Как хорошо, что ведьма улетела и не испортила наш праздник! А где же Черт?
Черт выбирается из-под елки, пятится спиной и сталкивается с Девушкой.
Оба вскрикивают.
Девушка 2 : Так ты еще не ушел?
Черт: Спасибо вам, если бы вы мне не помогли, я бы тут сейчас квакал.
За это я вас отблагодарю, загляните в последнюю коробочку. (Убегает).
Девушка 3: Ой, что-то не доверяю я Черту!
Девушка 4: А, была, не была!
Девушки достают последнюю коробочку, открывают ее и находят там конфеты.
Девушка 5: А Черт не обманул. Вот вам сладости от Черта!
Трек16. (Спокойная народная мелодия). Девушки раздают конфеты, а они не настоящие.
Девушка 6 : Ну, Черт! Ну, попадись нам.
Не расстраивайтесь, ребята. Мы сегодня целый мешок наколдовали, и без угощения вы не останетесь.
Девушка машет кулаком в сторону, куда убежал Черт. Девушки поднимают мешок со сладостями. Раздают конфеты.
Трек 17.(Финальная ритмичная мелодия, звучит фоном)
Девушка 1: Друзья! Вот мы и вспомнили наши с вами традиции, наши с вами обычаи. Что и говорить, древние понимали толк в веселье!
Девушка 2: Такими были на Руси Святки - с ряжением, гаданием, праздничным гулянием. Но и мы от них не отстали, правда?
Девушка 3 : Веселитесь и гуляйте, Вот он праздник без забот. И пусть вам и вашим близким. Будет радость круглый год.
Девушка 4: Будьте же здоровы и счастливы, дорогие друзья!
Девушки : С праздником вас! До новых встреч!


Close