В храме пишут всегда и многие. Когда вы заходите в храм, то видите людей, пишущих . Что же такое «записка в церкви» и зачем она нужна?! Перечень и пояснение видов записок в церкви. Что такое простая записка, заказная записка, сорокоуст, поминовение. Как правильно писать записку в церкви?! Какую записку в церкви лучше подать.

Вы знаете и понимание, что в храме молятся. Так вот, подавая записку, за людей, указанных в записке, будет молиться в храме священнослужитель. Сами подумайте, чья молитва «сильнее» — ваша или батюшки в храме. Притом священник делать это будет во время службы, когда сила молитвы считается ещё сильнее. или, говоря по-церковному, поминовения, подаются верующими в свечной ящик (там где свечки продают). На записках обязательно изображают святой крест. Записка обычно должна содержать не более десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких, то подайте несколько записок.

Когда лучше подавать (написать) записку в церковь?!

Вообще, записку лучше писать при каждом посещении храма. Но можно писать и по случаям…:
— Обязательно надо подавать записку в дни рождения и крещения вашего ребенка.
— При болезни, госпитализации, операции, подготовке к родам
— При случае, если люди впали в грех: пьянство, воровство, блуд и так далее

За кого можно подавать в церкви, а за кого нельзя?!
нельзя подавать за не крещенных. Можно ли подавать еще не родившегося ребенка? Нет, так как ребенок ещё не крещен, лучше подать записку о здравии крещеной будущей мамы.
нельзя подавать за не крещенных, самоубийц (если нет специального разрешения)
нельзя подавать за тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться не нужно, они сами уже молятся о нас.

Как правильно оформить и написать имена в записке в храме?!

— Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»): Александра, Петра, Екатерину… Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия) и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли). Опытные прихожане указывают имена людей, данные им при крещении.
— в записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы (кроме церковных), степени родства.
— можно использовать следующие слова перед именами за здравие: воина (военный) болящего (болящ.), путешествующего (путеш.); заключенного (закл.), беременной (не праздной) (не празд.). До 7 лет ребенок - младенец, с 7 до 14 лет - отрок (напр «мл. Сергия» или «отр. Евгения»).
— если подаём записку о здравии священника , всегда пишем сан: диакона, иеродиакона, иерея, протоиерея, иеромонаха, игумена, архимандрита, инока или монаха.
— можно использовать перед именами : «убиенный», «новопреставленный» (не прошло 40 дней со дня смерти)

Сначала пишут . в церкви за здравие бывают:
+ простая записка о здравии.
+ заказная записка о здравии. (Сверху надо написать «заказная») Священнослужитель повторно упоминает людей в молитве перед престолом.

+ записка на проскомидию. За людей будут молиться во время самой главной (сильной с молитвенной точки зрения) службы - литургии.
+ молебен. (Сверху пишем «молебен Луке Крымскому о здравии») Священнослужитель в храме совершит молитву за людей из определенному святому, которого вы укажете. Например совершит молебен Николаю Чудотворцу за путешествующих или Пантелеймону либо Луке Крымскому за болящих.
+ записка на Проскомидию. Молиться за людей будут во время Литургии.
+ Что такое сорокоуст и как его заказать? Сорокоуст - это сорокадневное поминовение о здравии (или об упокоении) во время Литургии с выниманием частицы из просфоры за того человека, о котором просят молитв, то есть священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Совершением этого священнодействия душам поминаемых по запискам людей подается благодать Святого Духа. Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.
+ Что такое годовое, полугодовое поминовение ? Поминовение (молитва) за людей в течении полугода либо года. Оно бывает «с частицей» (когда каждый день в течение всего срока на проскомидии вынимается частица из просфоры) или «без частицы» (в этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия храма или монастыря в течение указанного срока за каждым богослужением молятся об этих людях).+ Что такое вечное поминовение? Это поминовение в течение всего времени, пока существует монастырь.

в храме об упокоении.

Физическая смерть человека еще не означает полного покоя для усопшего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение.
+ простая записка об упокоении. Священник упоминает имена из записок при молитве во время Богослужения.
+ Сорокоуст - это сорокадневное поминовение об упокоении души во время Литургии (кто не читал сначала напоминаю, что сорокоуст бывает и о здравии).



+ Что такое Постовая записка . Записка в Дни Великого Поста (на Великий пост) — это время особой молитвы и время особого поминовения усопших. Особой формой молитвы за усопших является Постовая записка. Такие священники читают на протяжении всего поста до Среды Страстной Седмицы.

+ что такое записка панихида ? Панихиды принято совершать на третий, девятый и сороковой день после смерти, в дни рождения усопшего, дни именин, смерти и так далее. Если вы заказали панихиду, вам желательно самим присутствовать во время их служения и усердно молиться вместе со священником.

Все прочтенные в храме, побывавшие в руках священнослужителей и мирян сжигаются в специальном месте.

Люди, которые периодически посещают церковь, знакомы с основными правилами и с подачей разовых записок. Сталкиваясь с подачей Сорокоустов, молебнов и длительных записок о здравии, многие оказываются некомпетентны в их содержании и назначении. Ознакомьтесь со статьей, в которой коротко описано назначение и заполнение церковных записок о здравии.

В отличии от записки о здравии, молебен не читают в алтаре. Молебен можно заказать с освящением воды.

Бланки записок в церкви, распечатай и заполни

Образец записки о здравии в церкви

Какой крест должен стоять на записке

Православный восьмиконечный крест.

Какие записки о здравии бывают в церкви

  • Разовая – когда о здравии молятся один раз.
  • Длительная – о здоровье молятся в течение определенного срока.
  • Простая – читается у алтаря в течение богослужения с молитвой о здравии.
  • Заказной молебен – служится по воскресным и субботним дням с водоосвящением или без.

Молебен заказывается только о живых, проходит в центральной части храма. Можно заказать молебен определенному святому, например, «Молебен Пресвятой Богородице». Может проводиться с водоосвящением или без. У алтаря молебен не читается. Подразделяется на просительный, когда вы хотите попросить помощи в делах, и благодарственный, в котором вы благодарите за содеянное.

Бланк на молебен распечатай и заполни

Образец заполнения молебен о здравии

Как заказать молебен о здравии в церкви

  1. Подавать молебен необходимо в виде небольшой записки. Это может быть половина тетрадного листа или четвертая часть листа А4.
  2. Укажите, что подаете молебен о здравии. В молебне можно обратиться к Господу, Богородице, святому.
  3. Указать, простой молебен вы заказываете или с водосвятием.
  4. В записке указываются живые крещенные люди, имена пишите полные, падеж имен — родительный. Имена записывайте церковные (не Юрия, а Георгия и.т.д.). Пишите разборчиво.
  5. Ограничьтесь десятью именами в одной записке. Если нужно указать больше имен, разделите на две записки.
  6. Записка подается до проведения Литургии (с вечера либо ранним утром).

Что такое молебен в церкви о здравии

О здравии подается молебен, если человеку нужна помощь в борьбе с болезнью, душевной травмой. Такой молебен можно заказать, если человек отправляется в путешествие или ему нужен успех в учебе. Во время молебна происходит прошение помощи у Бога.

Молебен за здравие в трех церквях

Считается, что для усиления эффекта от молебна необходимо его заказать в трех церквях. В трех церквях обычно заказывают молебен для:

  • тяжелобольных;
  • снятия магического воздействия.

Эффект от такого молебна выше, поскольку молиться за человека будет намного больше людей. Требу подавать следует в один день во все три церкви до захода солнца.

Молебен за здравие в семи церквях

В Священном Писании упоминается только об усилении эффекта при молебне в трех церквях. Чем ходить в поисках семи церквей, лучше закажите молебен в трех церквях, эффект будет не хуже. Семь церквей появились благодаря различным предрассудкам.

Что такое водосвятный молебен

Такой молебен в себя включает освящение воды. В центре храма на столе находится чаша с водой. После чтения псалмов освящают воду. Человек, который заказал молебен водосвятный забирает святую воду с собой. Если вода осталась, ее раздают остальным прихожанам.

Сорокоуст о здравии тяжело больного

Закажите молебен Сорокоуст, в церкви вам подскажут, что написать в записке. Имена указываются данные при крещении. Священнослужитель будет молиться о здравии на протяжении сорока дней.

Сорокоуст о здравии в трех церквях

Для усиления эффекта, закажите Сорокоуст в трех церквях в один день до захода солнца. Молитвы трех батюшек на протяжении сорока дней быстрее подействуют на нуждающегося.

Как правильно заказать сорокоуст о здравии

  1. Объясните в церкви что вы хотите заказать. Вам дадут листок и ручку.
  2. Напишите в заглавии листочка: «О здравии».
  3. Перечислите церковные имена крещенных людей, о чьем здоровье вы волнуетесь.
  4. Имена указывайте полные, в родительном падеже.
  5. Верните листочек и ручку служащему, ответственному за подачу записок.

Сила сорокоуста о здравии

После того, как Сорокоуст отчитают положенное время, человек чист от негатива. Жизнь начинает налаживаться, болезнь постепенно отступает. Для того, чтобы Сорокоуст действительно подействовал, просящему тоже необходимо молиться на протяжении сорока дней.

Молитва сорокоуст о здравии

Как заказать сорокоуст о здравии в монастыре

В монастыре заказывать Сорокоуст не рекомендуют тем, кто причащается реже одного раза в год. Но многие церковнослужители принимают Сорокоуст в монастыре, взирая на божью милость. Сорокоуст заказывается в церковной лавке, работающей при монастыре. Выдается бланк, на котором необходимо указать имена людей, за которых необходимо молиться. Считается, что Сорокоуст, заказанный в монастыре, лучше помогает человеку.
Можно заказать Сорокоуст онлайн

Можно ли заказывать сорокоуст о здравии самому себе

Можно, но желательно, чтобы его за вас заказали родные.

Заказывают ли сорокоуст о здравии в пост

Заказать можно. В Великий Пост проводится реже Литургия. В эти дни можно ограничиться подачей записки о здравии, а можно заказать Сорокоуст. Если Литургии в какой-либо день нет, чтение Сорокоуста проходит на богослужении.

Сорокоуст о здравии в семи церквях

Заказывать сорокоуст в семи церквях начали после того, как трех церквей показалось мало и людям хотелось еще больше увеличить эффект от молитв. Вполне достаточно трех церквей. Если же вы хотите заказать Сорокоуст в семи церквях, то одних записок будет мало. Необходимо раскаяться в грехах и помолиться. Довольно сложно это успеть в разъездах по всем церквям, поэтому этот способ считают не особо действенным.

Сорокоуст о здравии в трех церквях, отзывы

Сорокоуст о здравии ребенка

Для ребенка Сорокоуст о здравии заказывается так же, как и для взрослых. В записке перед именем следует указать:

  • младенец (мл.) – если у вас ребенок до 7 лет;
  • отрок (отр.)– с 7 до 14 лет.

Сорокоуст о здравии что происходит с человеком

Когда молитвы и просьбы доходят к Богу, начинает постепенно налаживаться жизнь. Просьбы и желания воплощаются в реальность. Враги отступают, меньшее количество людей пытается вам навредить. Ощущается гармония с Всевышним и внутренняя умиротворенность.

Сорокоуст о здравии на год

Записка о здравии на год подается, когда человек тяжело болен и ему нужна помощь Всевышнего. В течение года о человеке будут молиться святые отцы, а Бог дарует ему свое благословение и помощь.

Можно ли заказать сорокоуст врагу о здравии

Можно. Такой Сорокоуст принесет врагам испытания, после которых они переосмыслят свои грехи. Вам же нужно искренне простить врагов и их злодеяния.

Записка молебен благодарственный

В благодарственный молебен вписываются имена крещенных людей, которые благодарят Бога за его деяния.

  1. Прошение оформите на четверти листа А4 формата.
  2. Вверху нарисуйте крест.
  3. Напишите «о здравии».
  4. Перечислите в родительном падеже имена в таком порядке:
  • Лица мужского пола
  • Лица женского пола
  • Юноши
  • Молодые девушки
  • Дети до 7 лет

Записка молебен Николаю Чудотворцу

Николаю Чудотворцу молебен заказывают люди, которые хотят:

  • Излечиться от тяжелой болезни;
  • Получить продвижение в карьере;
  • Обрести любовь.

Правила подачи схожи с остальными молебнами. Основное отличие – вверху записки напишите «Молебен Святому Николаю». Укажите в записке имена людей, для которых будет данный молебен проходить, в конце напишите свое имя, если хотите поблагодарить святого за благодать.

Даже если вы посещаете церковь нерегулярно, периодически стоит исповедоваться и подавать записки о здравии живых. В церковной лавке у вас примут записку и расскажут, как правильно ее оформить. Пишите разборчивым почерком и не усердствуйте с количеством людей в одной записке. Не забудьте также искренне помолиться о людях, упомянутых в молебне.

Записка «О Здравии»
Подается с просьбой совершить молитвы о физическом и душевном здоровье человека, о его благополучии. Сюда записывают всех живых крещенных людей, которым вы желаете здоровья, спасения и благоденствия.

Записка «Об Упокоении»
Подается с просьбой совершить молитвы об упокоении душ усопших людей.Церковное поминовение облегчает душе проходить мытарства после отшествия из тела.
ο внесение имени живого человека в записку «об упокоении» никоим
образом этому человеку НЕ вредит.

О ком можно подавать записки?
ο любой человек может быть упомянут в записке (НЕ Только родственник
или знакомый), при условии, ЧТО Церковные Правила позволяют
подавать записку О Нем.

О ком нельзя подавать записки?
Церковь не поминает следующих людей:
ο самоубийц;
ο не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);
ο усопших, причисленных к лику святых :
. например: блаженная Матрона, блаженная Ксения
Причина Проста: находясь у Престола Божия именно ОНИ
молятся за Нас;
ο убежденных атеистов и богоборцев, ДАЖЕ если ОНИ были крещены
в Православие.
Не следует подавать записки о них.

Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:
О ПРИ наличии официального медицинского заключения ,
свидетельствующего о том, ЧТО Человек наложил на Себя Руки в состоянии
помешательства, в невменяемом состоянии;
О И ПРИ наличии архиерейского благословения на ИХ отпевание И церковное
поминовение:
ДЛЯ ЕГО получения ВАМ Низкие цены каждый день обратиться к епископу вашей
епархии. Только епархиальный архиерей может дать разрешение
на отпевание самоубийц;
О отпевание без такого благословения БУДЕТ самочинным
И непозволительным.

Возможное поминовение самоубийц дома:
О Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц Только по желанию
близких родственников И ТОЛЬКО краткой молитвой, которая, примерно,
должна иметь такой вид: «Господи, если можешь, помилуй раба Твоего
(имя человека) ».

Что делать, если вы подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме?
ο если это произошло, ТО необходимо сказать ОБ ЭТОМ священнику
на исповеди.

Заполнение записки - духовная составляющая этого процесса:
ο вписывая имена живых и усопших, поминайте ИХ в процессе писания
С искренним желанием ИМ блага, от чистого сердца, стараясь
припомнить Того ЧЕЛОВЕКА, чье имя вы вписываете - ЭТО УЖЕ
молитва за него.

Порядок написания имен в поминальных записках:
ο желательно - разборчивым подчерком . Лучше всего - печатными
буквами;
ο имя пишется полностью, в т.ч. и детские имена, без сокращения
И уменьшительно-ласкательных форм;
О Имя поминаемого пишется в родительном падеже : о здравии,
об упокоении «? кого»;
О Все имена должны Быть даны в церковном написании , т.е. так, КАК ЭТО Имя
упомянуто в Святцах:
если имени человека, о котором подается записка, нет в святцах
(не православное имя; имя, придуманное в советский период),
то (лучше заранее дома), перед подачей записки, ВАМ
необходимо выяснить, БЫЛ Ли ЭТОТ Человек крещен в
Православие И, какое имя ему было дано при крещении.
Это имя и следует упоминатьв подаваемой вами записке;
если выяснить имя, данное при крещении, НЕ представляется
возможным, НО ВЫ Точно знаете , ЧТО Человек БЫЛ крещен
в Православие, то можно указать его не православное имя
(светское) и рядом, в скобках, обозначить ДЛЯ священника
информацию О Том, что поминаемый человек был крещен
- (крещ.) ;
если ВЫ НЕ знаете полного христианского Имени Человека И
НЕ уверены, был ли он крещен, воздержитесь вносить ЕГО Имя
в записку До выяснения фактов. ТЕМ временем поминайте ЕГО
в СВОИХ частных молитвах.
ο если вы хотите помянуть большее количество людей (более десяти),
пожалуйста, по возможности, подавайте несколько записок. НЕ Очень
длинные Записки священник имеет возможность прочитать Ответить
внимательнее.

Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:
ο первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:
патриарха...., митрополита...., архиепископа....,
епископа...., протопресвитера...., архимандрита....,
протоиерея - игумена...., иеромонаха… ., иерея....,
архидиакона...., протодиакона...., иеродиакона....,
диакона...., иподиакона...., монаха (монахини) ....,
послушника (послушницы) ....; чтеца… .;
ο далее следует имя вашего духовного отца - священника, который
ВАС наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;
ο затем перечисляются детские имена:
младенца (младеницы)… - Это ребенок до 7 лет;
отрока (отроковицы)… - Это ребенок от 7 до 14 лет;
ο теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян:
сначала мужские имена, а затем женские:
ваши родители;
свое имя;
имена членов вашей семьи, близких и родных;
имена ваших благодетелей;
если у вас таковые имеются, ТО далее пишете имена СВОИХ
недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;
ο по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу
«Всех православных христиан», которая говорит о том, ЧТО ВЫ желаете
спасения всем без исключения, православным христианам, имена
которых ВЫ могли забыть, или не знать.

В какой период службы лучше всего подавать записки?
О ЧТОБЫ священник успел вынуть частицы в поминовение здравствующих
И усопших, Записки следует подавать До Начала Божест венной
Литургии (т.е. до 9.00 утра), а еще лучше и правильнее - накануне ,
с вечера ().

Дополнительная информация, которую НЕ следует указывать в записках:
ο не указываются:
фамилии и отчества,
звания и титулы,
степени вашего родства;
ο не пишется «старица» / «старец», а указывается Конкретный Титул
поминаемого ВАМИ священнослужителя;
ο в качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном
сокращении):
воина;
болящего - (болящ.);
путешествующего - (путеш.);
заключенного - (закл.);
заблудшего - (забл.);
страждущего - (стражд.);
озлобленного - (озлоб.);
учащегося - (учащ.);
скорбящего - (скорб.);
. беременной (непраздной) - (непразд.)
ο в записках «Об упокоении» не пишут:
убиенный и т.п. - ТАКИЕ записи НЕ имеют значения ДЛЯ Души
усопшего;

Дополнительная информация, которую ВЫ можете указать в записках:
ο в записках «Об упокоении» добавляют:
новопреставленный - усопший в течение 40 дней ПОСЛЕ
кончины;
приснопамятный (достойный всегдашнего воспоминания) -
усопший, имеющий в этот день памятную дату:
- день смерти,
- день именин
- и день рождения усопшего.

? Сроки записок О поминовении в нашем Храме
В нашем Храме ВЫ можете подать записку:
ο о единоразовом поминовении;
ο о поминовении на срок: месяц, полугодие, год.

Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?
Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан.

Какова дальнейшая судьба записок, после прочтения их священником?
Вечером все прочтенные за день записки сжигаются.

Записки подаются для поминовения:
О На проскомидии. Подается обычная записка: «О Здравии», «Об упокоении»; О На сугубой ектении. Подается заказная записка: «О Здравии»: - за путешествующих или тяжко болящих членов прихода, - КОГДА хотят помолиться ОБ успешном совершении благого Дела. «Об упокоении»: - Только О новопреставленных И Только На заупокойной литургии; - в воскресные дни, в праздники, предпразднества И попразднества в день Памяти СВЯТОГО или праздник, КОГДА служится полиелей или славословная служба, поминовение усопших «на сугубой» не совершается; О На молебне. Подается заказная записка: «О Здравии»; О На сорокоусте . Подается заказная записка: «О Здравии», «Об упокоении»; О на панихиде. Подается заказная записка: «Об упокоении».







Краткое описание поминовения на проскомидии: ο Проскомидия - это часть Литургии, ВО ВРЕМЯ которой приготовляют
Хлеб И вино ДЛЯ Таинства Причащения;
ο поминовение по обычным запискам происходит в Алтаре, без чтения
ВО всеуслышание;
ο сначала из пяти богослужебных просфор, после особых молитв,
священником вынимаются частицы И укладываются в определенном
порядке На дискос (круглое блюдо на подставке, символизирующее
ЯСЛИ, в которых родился Спаситель):
«Агничная» частица служит для Причащения;
«Богородичная» , вынимается в Честь Божией Матери И кладется
по левую Сторону от Агнца;
«Девятичинные» частицы, вынимаются в честь святых:
- Иоанна Крестителя,
- пророков,
- апостолов,
- святителей,
- мучеников и преподобных,
- бессребреников,
- Иоакима и Анны
- и того святителя, Имени которого
совершается Литургия.
Они кладутся по правую сторону от Агнца, по три в ряд;
из 4-ой просфоры вынимают частицы о живых - о Патриархе,
епископах, пресвитерах и диаконах;
из 5-ой просфоры вынимают частицы об усопших -
Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.
О затем в Алтаре читаются поминальные Записки верующих И, ПОСЛЕ
прочтения каждого Имени, священнослужитель вынимает частицу из
просфор (не богослужебных, а поданных верующими), говоря:
»Помяни, Господи, (указывается написанное имя) «. Эти частицы
также кладутся На дискос. Это - первое поминовение тех,
чьи имена написаны в поданных записках;
ο частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю
Церковь Христову, собравшуюся около Агнца;
ο следует помнить, что частицы, вынутые ВО ВРЕМЯ прочтения
поминальных записок, НЕ служат ДЛЯ очищения Грехов Тех, Кто эти
Записки подавал
. Они, после окончания Таинства Причащения, будут
внесены в потир (вместе с остальными частицами, вынутыми из 4-РЕХ
богослужебных просфор). Находясь возле Тела Господня («агничной»
частицы), все они пропитаются Божественной кровью, исполнятся
святыни И духовных дарований - ниспосылая их тому, О чьих именах
возносились молитвы. Т.е верующие, имена которых написаны в
записках, получат благодать, освящение И отпущение Грехов От
приносимой на Престоле очистительной жертвы.
ο т.о. во время поминовение живых и усопших именно в Церкви,
на литургии, происходит очищение Кровью Христовой грехов, которые
совершают И совершали поминаемые НАМИ Люди.

Просфоры, подаваемые на проскомидию:
ο каждая просфора двусоставна, в знак двух природ Христа: божественной
И человеческой; священник вынимает из одной просфоры частицы
И за здравие, и за упокоение;
ο таким образом, вы вполне можете заказать только одну просфору;
ο мнение, что для проскомидии необходимо заказывать две просфоры:
о здравии и об упокоении - это благочестивый обычай;
ο мнение, что чем больше закажешь просфор, тем лучше - ошибочное, Т.К.
количество заказанных просфор НЕ влияет на КАЧЕСТВО поминовения.

Сугубая ектенья:
ο ектенья не является сама по себе молитвой, ЭТО Призыв к молящимся в
храме помолиться О Том или ином случае, деле, человеке;
ο т.о. - Заказывая поминовение «на сугубой», ВЫ просите членов общины
помолиться О Том или ином человеке, находящемся в обстоянии;
ο на записке необходимо написать:
«Сугубая ектенья»;
указать случай, по которому вы просите молитв общины:
новопреставленного / ой, тяжко болящего / ей,
путешествующего / ей.

Краткое описание поминовения на сугубой ектении:
О имена из заказных записок произносятся на молении вскоре ПОСЛЕ чтения
Евангелия;
ο начинается сугубая (усиленная) ектения:
общий призыв к Богу, троекратное «Господи, помилуй!» Диакон
призывает: «Рцем (то есть да скажем, будем молиться, говорить)
вей от всея души, и от всего помышления нашего рцем »;!
в Двух прошениях верующие усиленно просят господа услышать
ИХ молитву И помиловать ИХ: «Господи, Вседержителю, Боже
Отец Наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши И
помилуй. - Помилуй нас, Боже… »;
все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, О
священнослужителях (притче церковном) и о всей «ВО Христе
братии нашей », о властях и воинстве...;
Церковь молится о милости (чтобы Господь умилостивился Над
НАМИ), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (ТО ЕСТЬ
ЧТОБЫ Господь посетил, не оставил своими милостями),
прощении, оставлении Грехов рабов Божиих братии СВЯТОГО
храма сего;
в последнем прошении диакон призывает помолиться О
плодоносящих И доброделающих (О благотворителях этого
Храма), труждающихся (для храма), поющих И предстоящих
людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости;
О ВО ВРЕМЯ ектений диакон произносит имена Тех, Кто указан в заказной
записке , и призывает на них благословение Божие, А священник читает
молитвы.
Затем священник произносит молитву перед Престолом, громко называя
имена из записок ;
ο в определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения ОБ
умерших, в которой молятся за всех усопших, просят господа простить ИМ
Все прегрешения Вольные И невольные, упокоить ИХ в селениях
праведных И, признавая, что нет человека, который Бы НЕ согрешил в
своей Жизни, умоляют Господа даровать усопшим Царствие Небесное,
где все праведные обретают покой.


Заказная записка о здравии с Молебном:
О в дополнение к изъятию частицы из просфоры диакон гласно читает
имена поминаемых на ектений;
ο затем эти имена повторяет священник перед престолом;
О ПОСЛЕ окончания литургии О них возносится молитва на молебне , особом
Богослужение, при котором:
просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости;
или благодарят Бога за уже полученные блага - благодарственный молебен; ο Порой человек, заказывающий молебен, НЕ дожидается ЕГО совершения И Уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас Бога. .

Особенности заполнения записки на Молебен:
ο сначала указываю, Кому возносится молебен:
Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих
. и др);
Божией Матери (разным Ее иконам);
почитаемым святым;
ο затем пишется, о здравии он или об упокоении;
ο и теперь перечисляются имена тех, О ком БУДЕТ возноситься молебное
пение.

Панихида:
ο это заупокойная треба;
ο она совершается только по крещенным;
ο Православная Церковь не возносит молитв об усопших, сознательно
отвергших БОГА, отпавших от Православия в расколы, ереси и секты,
отлученных от Церкви, а также о самоубийцах.

Заказная записка об упокоении с Панихидой:
О в дополнение к. изъятию частицы из просфоры с называнием имен
усопших:
диакон гласно произносит на ектений их имена,
затем имена повторяет перед Алтарем священнослужитель,
а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит
ПОСЛЕ окончания Литургии.

Заказная записка на Сорокоуст: ο Сорокоуст - это молебен, который совершается Церковью ежедневно
в Течение Сорока дней с ежедневным изъятием частиц из
просфоры;
ο подается об упокоении или о здравии (особенно тяжелобольных);
ο как правило, сорокоуст об упокоении заказывается в первые же дни по
Смерти христианина.

Особенности Сорокоуста о Здравии:
О в современной Православной Церкви в России укоренилась Практика
заказа сорокоуста О живых;
ο такой Сорокоуст не упоминается ни в церковном Уставе, Ни в церковных
Преданиях;
О Православная Зарубежная Церковь в ЭТОМ вопросе Строго придерживается
Церковного Устава, совершая сорокоусты только о новопреставленных.

Порой, самыми сложными и непонятными в храме для нас оказываются самые простые вещи… Например, церковные записки. Для меня, как для человека проведшего в алтаре более 11 лет вопрос: “Чем отличается молебен от сорокоуста?” выглядел смешным. До тех пор, пока я не понял, что мои друзья и знакомые задают мне его слишком часто.

Тогда я решил провести небольшой опрос, чтобы понять, что именно в отношении церковных записок непонятно моим приятелям и коллегам и оказалось, что им непонятно буквально всё!

Одни недоумевали зачем пишутся записки, куда их потом уносят и что происходит далее с ними и с теми людьми, за кого они подавались.

Другие сталкивались с проблемой заполнения записки: Можно ли вносить имена всех или только крещёных? Что делать, если не помнишь крещального имени человека? Как правильно распределять вписываемых по категориям: “беременная”, “воин”, “учащийся”, “иеромонах”, да и надо ли?

Третьи пытались понять, в чём смысл разделения записок на заказные и простые, сорокоусты, молебны и панихиды?

Наконец, четвёртых волновал денежный вопрос. Что будет, если записка стоит 10 рублей, а в кармане нашлось только 8? Откажутся принимать и молиться? Или почему в одном храме деньги берут за записку, а в другом за каждое имя? Если у меня много родственников я должен экономить на их поминовении и подавать записки не за всех? Постараюсь рассказать обо всём.

1. Зачем пишутся записки и что с ними происходит потом?

Сам Спаситель Христос сказал: “Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф. 18:19-20 ).

Эти слова Господа говорят о том, что хотя домашняя молитва имеет огромную важность, но соборная молитва в храме всё же ценнее и сильнее, так что весьма правильно как можно чаще посещать его самим и молитвенно поминать своих близких именно там.

Когда записки написаны и отданы в церковную лавку, они ждут там прихода пономаря, который унесёт их в алтарь. Там они, если это так называемые “простые записки”, будут поминаться дважды.

Вначале священник молитвенно помянет каждого из ваших близких во время проскомидии – особого священнодействия, когда просфоры и вино специальным образом подготавливаются к принесению за всех верующих Бескровной жертвы, во время которой Святой Дух таинственным образом прелагает их в Тело и Кровь Христовы.

На проскомидии священник особым ножом – “копием” вынет из малых просфор ровно такое количество частичек, сколько имён содержится в собранных к этой литургии записках, при этом помолившись за каждого из указанных людей. В больших соборах записок бывает очень много, поэтому поминовение на проскомидии может одновременно совершать несколько священников – каждый свою часть записок.

Второй раз ваши близкие будут помянуты по завершении Таинства Причащения, когда священник внесёт в алтарь Святую Чашу. Тогда он прочтёт молитву: “Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною, молитвами святых” и ссыпет в Чашу все частицы, вынутые за помянутых в этот день людей. Через соприкосновение с Телом и Кровью Христовыми все поминаемые получат особую божественную помощь к своему телесному и духовному выздоровлению и исправлению жизни.

Если же записки, которые вы будете подавать, будут “заказными”, то за поминаемых вами дополнительно помолятся ещё три раза: диакон помянет их во время чтения им сугубой ектении, потом священник прочтёт молитву перед престолом, а потом, в зависимости от того “о здравии” эта записка или “об упокоении”, её ещё раз с молитвой прочтут, соответственно, на молебне или на панихиде.

2. Кого можно и кого нельзя вносить в записки, когда их лучше подавать и как правильно оформить?

Подавать записки лучше всего на вечернем богослужении или в самом начале литургии, по крайней мере до чтения Евангелия, так как священник должен ещё успеть помянуть ваших близких, затем подготовить Святые Дары к переносу с жертвенника на престол и во время Великого входа переместить их туда, после чего частицы уже не вынимаются.

Церковь во время богослужения поминает всех людей в общих молитвословиях (“…О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся…” и т.д.), но поминовение священником в алтаре оставляет для верных чад Церкви – то есть людей крещёных. Также, если говорить об усопших, не поминаются люди, сознательно лишившие себя жизни. Обо всех остальных Церковь молится.

Рекомендуется писать имена поминаемых в родительном падеже (о здравии/упокоении кого? – Николая, Елены, Павла,..) и полностью (Николая, а не “Коли”, Петра, а не “Пети”). Также стоит стараться писать имена, принятые в церковной традиции (Елены, а не Алёны, Сергия, а не Сергея, Георгия, а не Жоры, Геры, Егора или Юрия). При этом указывается крещальное имя человека (у Владлена, Артура или Октябрины совершенно точно есть второе имя, данное при Крещении).

Теперь о титулах. Если говорить о наиболее давней традиции, то никакие титулы, кроме священного сана в записках не указывались. Все имена писались друг под другом, в столбик, и только у духовных особ перед именем стоял какой-либо префикс: “митр.” – митрополита, “еп.” – епископа, “иером.” – иеромонаха, “диак.” – диакона, “мон.” – монаха.

Несколько позже стали добавлять префиксы к именам людей, требующих особого молитвенного поминовения – “в.” перед именем воина в силу тяжести его служения, “мл.” – перед именем младенца из-за его нежного возраста и “бол.” – перед именем болящего, потому что в данный момент он борется с недугом.

Сейчас же многие верующие пытаются как-то выделить практически каждого и священник вынужден тратить много времени на разбор разнообразных фантазий вроде “уч.”, “плодон.”, “бер.”, “отр.” и прочих. Это не является особенно доброй традицией и подобным образом оформлять записки не стоит.

Если вы всё же не помните или не знаете имени человека в крещении, но точно знаете, что крещён он был, пишите как есть – священник помянет его, а Господь итак точно знает, какое имя ему было дано. Но попытаться выяснить церковное имя близкого всё же постарайтесь!

3. В чём смысл разделения записок и какие виды записок бывают?

Записки прежде всего делятся на два вида – о живых и об усопших. На простые и заказные они делятся потому, что в храмах, особенно в больших соборах, записок может быть очень и очень много и поминать все их как заказные бывает очень долго, что затягивает богослужение и бывает физически тяжело для молящихся в храме верующих, которые всю службу проводят на ногах.

Поминовения также делятся на богослужебные и внебогослужебные, одноразовые и многоразовые.

На богослужении читаются только записки о здравии и об упокоении (простые и заказные) и храмовые помянники, куда вписаны родственники священников, церковнослужители, благотворители и т.п.

После богослужения может дополнительно служиться молебен (с водосвятием или без оного, Господу, Богородице или святому, на ту или иную потребность) либо панихида. Молебен служится о живых, панихида – об усопших. На молебне читаются заказные записки о здравии и записки на молебен (с надписью “молебен”), на панихиде – заказные записки об упокоении и записки на панихиду (с надписью “панихида”).

Также существуют и многоразовые поминовения, так называемые “сорокоусты”. Они также бывают за живых или за усопших и поминаются в те же моменты богослужения и внебогослужебных молитв, что и заказные записки. Различаются сорокоусты только сроком поминовения – их можно подать на 40 дней (отсюда и название “сорокоуст”), на полгода или сразу на год.

В некоторых храмах и, особенно, в монастырях можно заказать “вечное поминовение” или чтение “Неусыпаемой Псалтири”. Как за живых, так и за усопших. Но поскольку такое встречается не везде, эти поминовения мы рассматривать не будем.

4. Денежный вопрос

Как и свеча, записка – это форма нашей жертвы Богу и нашего вклада в содержание храма. В древние времена люди приносили с собой всё нужное для богослужения – хлеб, ладан, воск, масло, вино, сами строили церковь в своём селе и отдавали на её содержание десятую часть доходов.

Нынешнему менеджеру довольно трудно изготовить вино, а заводскому рабочему – насобирать воска из ульев… Поэтому мы приносим в храм деньги и поэтому в церковных лавках существует такая, на первый взгляд иезуитская формулировка, как “рекомендуемая форма пожертвования”.

Если вам не будет не хватать денег на крещение, или записку всё решается довольно просто – нужно всего лишь подойти к настоятелю храма, объяснить ситуацию и в абсолютном большинстве случаев он благословит вам подать столько, сколько можете и молитвенно помянет ваших родных так же, как и родных любого другого человека.

Наконец, по поводу записок и имён. Таким методом, как правило, пытаются регулировать количество записок в храмах, в которых очень мало священников и очень много прихожан. В храмах где всё сбалансировано сумму пожертвования обычно считают по количеству записок. Там же, где священник перегружен, устанавливают норму в именах. Тогда человек решает, кто для него действительно важен, а за кого он может помолиться и дома, а священник получает некоторое облегчение при поминовении тысяч и тысяч имён. О нём нам, верующим, тоже неплохо заботиться!

Послесловие

На этом ликбез, посвящённый церковным запискам считаю законченным. В случае, если вы считаете, что какой-либо важный вопрос обойдён вниманием и вы хотели бы разобрать и его, прошу писать в комментариях. В этом случае статья будет дополнена.

Дорогие братья и сёстры, надеюсь с ответом на часть ваших вопросов храм стал для вас чуточку понятнее и дружелюбнее! Приходите почаще в храм, чтобы молиться Господу в обществе единодушных вам православных христиан. Помните, что не только вы сами нуждаетесь в диалоге со Христом, но вашей молитвы также ждут ваши живые и усопшие близкие.

Андрей Сегеда

Дорогие друзья! Я открыл свой собственный блог ! Если вам интересно читать мои статьи, поддержите подпиской и репостом, пожалуйста!

Вконтакте


Close