Из книги Продажа вина без бутылок: Экономика сознания в глобальной Сети автора Барлоу Джон Перри

Отношение и его инструменты Я считаю, что ключевым для понимания текучей коммерции является следующее положение: Ввиду отсутствии вещей информационная экономика будет основываться более на отношениях, чем на владении.Одна из уже существующих моделей для передачи

Из книги Русские [стереотипы поведения, традиции, ментальность] автора Сергеева Алла Васильевна

§ 10. Отношение к «начальству» «Артель без вожака - что топор без держака» «Ты начальник - я дурак, я начальник - ты дурак» Русские народные поговорки Напомним еще раз, что в древности на Руси сложились весьма демократические традиции отношений между простыми людьми и

Из книги Искусство жить на сцене автора Демидов Николай Васильевич

Отношение к ошибкам Не стоит много думать об ошибках. Не стоит долго останавливаться на них.Если среди хорошего и правильного проскальзывают одна-две ошибки,- ну и пусть их. Мимо! Не замечайте их! Замечайте то, что было хорошо, что было правильно, за него хватайтесь. Если

Из книги Чеченцы автора Нунуев С.-Х. М.

Отношение к женщине Говоря об обычаях и традициях чеченцев, невозможно обойти вопрос отношение к женщине. Известно, что положение женщины в обществе, отношение к ней всегда являлось важным критерием нравственного прогресса.Женщина - мать заслужила уважение всех

Из книги Жить в России автора Заборов Александр Владимирович

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Отношение к подданным Олеарий категорически возражает против тех иностранных писателей, которые говорили о тирании великих князей по отношению к подданным. Он пишет, что при Михаиле уже произошли значительные перемены в управлении и в самих людях. Царь Михаил Федорович

Из книги «Крушение кумиров», или Одоление соблазнов автора Кантор Владимир Карлович

Отношение к духовенству В России святые всегда почитались народом. Но Петр I не почитал ни святых, ни тем более духовенство. При нем многие служители церкви были закрепощены. Казалось, Петр с пренебрежением относился не только к русским обычаям, но и к православной вере.В

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Отношение к природному богатству Когда Петр основывал всевозможные производства, он знал, что в первые годы они будут стоить дороже, чем иноземные, но потом все равно окупятся. Россия изобиловала природными богатствами, которыми была бедна Европа. «Наше Российское

Из книги Антисемитизм как закон природы автора Бруштейн Михаил

5. Отношение к христианству На Западе умеют продумывать свой опыт. Именно поэтому в эпоху Возрождения Запад сумел вернуться к Античности. Античность прорастала сквозь христианство и учила Западную Европу думать самостоятельно. В этом видел Шпет основное отличие

Из книги Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие автора Курышева Татьяна Александровна

Из книги Религиозные практики в современной России автора Коллектив авторов

Особое отношение С момента своего появления еврейский народ вызывал у остального человечества множество эмоций. Изредка эмоции были положительными, но гораздо чаще они были, мягко говоря, отрицательными.Поступим, как поступил писатель Джордж Оруэлл. Он считал, что это

Из книги Культура и мир детства автора Мид Маргарет

Отношение к новации Взаимоотношения художественного произведения со своим временем – проблема особая. Известно, что они могут и «не сложиться». Гений нередко идет впереди современников, предпочитающих узнавание познаванию. Мудрый В. Шкловский в одном из последних

Из книги Германия без вранья автора Томчин Александр Б.

Из книги Двор русских императоров в его прошлом и настоящем автора Волков Николай Егорович

За последние 20 лет образ российского чиновника кардинально изменился. Окончательно «вымер» советский бюрократ. Сменившие его в 90-е образы «крепкого хозяйственника» и «молодого реформатора» также канули в лету.

На смену им пришли «эффективные менеджеры», считавшие, что государством необходимо управлять, как корпорацией. К концу 2000-х постепенно формируется новый тип отечественного бюрократа — в куда большей степени напоминающего «веберианский» тип чиновника.

В январе 2012 года «Левада-центр» совместно с Центром макроэкономических исследований Сбербанка выявляли, как граждане России относятся к представителям различных категорий населения, в том числе чиновникам. Оказалось, что российские респонденты выражали свое «положительное отношение» к государственным служащим гораздо реже, чем во многих странах Евросоюза, тем более в США…

Одной из причин такого низкого «социального рейтинга» госслужбы является распространенный в массовом сознании миф о тотальной коррумпированности национального чиновничества. Согласно «Барометру мировой коррупции-2013» Transparency International, 50% граждан России заявили, что за последние два года уровень коррупции заметно вырос, 39% респондентов сделали вывод, что уровень коррупции не меняется, а 12% считают, что ее стало несколько меньше. Наиболее коррумпированными, по мнению жителей России, являются как раз чиновники. Второе место по коррумпированности было отдано полиции, третье — судебной системе.

Однако рисуемая картина не так проста, как может выглядеть на первый взгляд. Престиж государственной службы, очевидно, недооценен - зачастую умышленно.

Во-первых, материальное положение чиновников в России, как правило, выше среднего. По данным аудиторско-консалтинговой компании ФБК, зарплата региональных чиновников на 56% превышает средний уровень зарплат по стране.

Во-вторых, число чиновников, несмотря на проводимые время от времени кампании по снижению их численности, растет. Как отметил на заседании Госсовета в октябре 2013 года министр финансов Антон Силуанов, штатная численность государственных и муниципальных служащих выросла примерно на 100 тысяч человек.

Несмотря на многочисленные разговоры о том, что в России слишком много чиновников, их количество на душу населения традиционно уступает развитым странам, порой даже существенно. В России по итогам 2011 года на 10 тыс. человек населения приходилось 67 чиновников на государственных должностях. При этом в Румынии на 10 тыс. населения приходится примерно 250 человек, занятых на госслужбе, в Германии и Норвегии — около 300, в США — около 350, а во Франции — порядка 400 госслужащих.

Не подтверждается и миф о том, что в СССР сравнительно с современной Россией число чиновников было значительно меньшим. Вот что по этому поводу говорил 8 октября 1987 года на заседании Политбюро Егор Лигачев: «Около 700 министерств в республиках. Только в 20 автономных республиках — 400 министерств. Управленческий аппарат — 14 млн. человек».

В-третьих, в среде вузовских выпускников сегодня доминирует желание устроиться на госслужбу или в менеджмент госкомпаний, а не завести свое дело. По данным ВЦИОМ, стать чиновником мечтает каждый пятый россиянин. Больше всего таких среди студентов и выпускников вузов (35%). Вузы, осуществляющие подготовку по специальностям государственного и муниципального управления, не жалуются на отсутствие абитуриентов.

В-четвертых, чиновники в нашей стране обладают достаточным статусом, чтобы приобретать некоторые неформальные легальные преференции относительно других категорий граждан. Речь идет не только о различных привилегиях в виде персонального авто (которого на самом деле у 99% чиновников нет), улучшенном медобслуживании и пр., но и о других статусных благах. Как показало исследование «Института проблем правоприменения», чиновники находятся явно в привилегированном положении и перед лицом Фемиды. Их наказание в среднем меньше на полгода-год, чем у остальных категорий граждан по аналогичным статьям. К тому же госслужащие получают реальный срок вдвое реже, чем остальные категории осужденных вместе взятые.

Эволюция образа российского чиновника

Интеллигенция и деятели культуры традиционно формируют вокруг российских госслужащих целый сонм негативных коннотаций, определяющих имидж этой профессии. Сам термин «чиновник» несет в себе некоторый негативный заряд. Но каждая последующая генерация госслужащих приобретает и собственное определение (тоже по обычаю негативное). Так, советский бюрократ, начиная с прозы Михаила Зощенко и заканчивая перестроечной публицистикой, неоднократно подвергался осмеянию. По выражению философа Сергея Кара-Мурзы, советский чиновник ушел в небытие «оплеванным и оболганным».

На молодых реформаторов, пришедших на смену советским бюрократам, поначалу возлагались обществом большие надежды. Им прощались ошибки, свойственные молодости, чрезмерное внимание к собственным персонам, излишняя амбициозность, самопиар и даже личная и служебная нечистоплотность. От Григория Явлинского и Егора Гайдара вплоть до Правительства России 1997 года во главе с Сергеем Кириенко новая генерация чиновников постепенно теряла кредит доверия со стороны общества. Закономерный конец генерации младореформаторов положил дефолт 1998 года.

Системным оппонентом младореформатора выступал так называемый крепкий хозяйственник. Будучи прямым наследником среднего звена хозяйственной советской бюрократии, крепкий хозяйственник воплощал в своем образе все, что не входило в «джентльменский набор» младореформатора. Как правило, в возрасте, с неплохим системным бэкграундом — тем, что на старом советском языке называлось связями — крепкий хозяйственник, оказавшийся выброшенным в рынок, поперву воспринимался как избавление от некомпетентности и ошибок младореформаторов. Однако типичный крепкий хозяйственник довольно быстро перестал различать свой персональный интерес и интерес государственный. Коррупция при крепких хозяйственниках перестала пониматься как нечто чуждое системе, но стала чуть ли не необходимым условием того, чтобы хоть какие-то механизмы управления работали.

Авторитарные и силовые методы управления, формирование вокруг крепких хозяйственников целых сетей клиентел, хищническая эксплуатация доверенных в управление ресурсов снискали для этой генерации чиновников дурную славу. А политическая ставка на консервативные силы, которая привела к появлению целой группы «красных директоров», постепенно обесценила публичные ставки крепких хозяйственников. К концу 00-х термин «крепкий хозяйственник» все реже употребляется в позитивном контексте. Символическим концом эпохи крепких хозяйственников стала громкая отставка в 2011 году столичного градоначальника Юрия Лужкова.

На фоне «русского экономического чуда» 00-х, в результате которого в России вырос и оформился крупнокорпоративный сектор, а также не без влияния новых теорий менеджмента, в стране появился новый типаж государственного служащего, призванный на смену младореформаторам для оппонирования крепким хозяйственникам — так называемый эффективный менеджер.

Эффективный менеджер пришел из бизнеса в госструктуры, чтобы перенести сюда «новый дух капитализма»: нормы, свойственные для корпоративного менеджмента, культ эффективности, чреватый сверхэксплуатацией человеческого капитала. Вера в то, что управление государством принципиально не отличается от управления фирмой, заставляет эффективного менеджера отказываться от всего, что не составляет, с его точки зрения, полезного актива. Структура управления подвергается оптимизации, кажущиеся ненужными сотрудники увольняются, ряд функций, традиционно свойственных бюрократической системе, передаются на аутсорсинг, контроль и планирование заменяются сервисом, а государственная служба предстает в образе обыкновенной организации, оказывающей услуги населению и бизнесу.

У россиян эффективный менеджер обычно ассоциируется с фигурой Анатолия Чубайса. Нельзя сказать, что эффективные менеджеры пережили свой закат. Принципы эффективного менеджмента по-русски все еще сильны в корпоративном секторе. Тем не менее, символическим жестом в отношении импорта на госслужбу принципов эффективного менеджмента стала «рокировка» на вершине пирамиды отечественной бюрократии, свершившаяся осенью 2011 года.

Авторы исследования полагают, что своего рода историческая «диалектика» нового отечественного бюрократа подошла к закономерному концу. Из конфликтного диалога либералов, консерваторов и технократов рождается новая идеология государственной службы и новый, а если быть точным, старый образ бюрократа, характерный для классических (веберианских) представлений о таковом. Новый образ российского чиновника уже не имеет никакого иного определения — этот факт сам по себе говорит о том, что нынешний российский чиновник - прежде всего госслужащий, а не реализация некоей идеи относительно принципов управления. Через различного рода увлечения и девиации образ отечественного госслужащего пришел к норме. Той норме, которая характерна для традиционных европейских представлений о роли и месте чиновника в обществе, его профессии и его призвании.

Отношение граждан к чиновникам

В октябре 2013 года ВЦИОМ провел социологический опрос об отношении граждан России к чиновникам, в котором приняли участие 1600 респондентов. Опрошенные, которые имели среди своих знакомых чиновников (а таковых чуть больше трети — 34%), в целом положительно оценивают их деятельность. 80,64% респондентов, ответивших, что у них есть такие знакомые, оценили их работу «скорее хорошо» и «удовлетворительно». Лишь каждый пятый сказал, что работа его знакомых госслужащих выполняется плохо.

Наибольшее количество знакомых чиновников имеют в своем окружении, естественно, сами госслужащие, а также военнослужащие и сотрудники силовых ведомств. В этих группах отмечается и наиболее высокая удовлетворенность результатом работы чиновников. Наименьшее количество знакомых чиновников имеют в своем окружении пенсионеры (27%) и неквалифицированные рабочие (29%).

Интересный факт -— среди опрошенных ВЦИОМ бизнесменов ни один не оценил работу чиновников плохо. 18% опрошенных предпринимателей оценили работу чиновников скорее хорошо и 27% — удовлетворительно. Это показывает, что бизнесмены как группа, которая чаще всего сталкивается с чиновниками и «по общему мнению» вроде бы должна от них страдать, на самом деле работой чиновников довольны.

Взяточничество — удел «креативных» и богатых

Вопрос о взяточничестве среди чиновников был одним из ключевых при проведении исследования. Респондентам был задан вопрос: приходилось ли им лично иметь дело с чиновниками и давать при этом взятки?

В течение года имели дело с чиновниками для решения своих вопросов 53% респондентов. Из них лишь 7% давали взятки. Эти цифры существенно меняют представление о «тотальной коррумпированности чиновников».

Интересная закономерность: чем выше уровень образования респондентов, тем чаще им приходится встраиваться в коррупционные схемы. Наиболее часто прибегают к взяточничеству респонденты с высшим и неоконченным высшим образованием (9%). Наименее привержены коррупционным схемам респонденты с начальным и неполным средним образованием (3%). Чаще всего взятки дает так называемый креативный класс (специалисты с высшим образованием в коммерческом секторе), военнослужащие и сотрудники силовых органов, а также бизнесмены (по 14%). При этом 64% бизнесменов (категория, которая, как выясняется, чаще всего сталкивалась с чиновниками за последний год) взятку для решения своих вопросов не давали.

Столь же часто в течение последнего года имели дело с чиновниками сами чиновники. Из них посредством взяток решали свои вопросы лишь 7% опрошенных. Утверждают, что взяток не давали, 67% чиновников.

Кто хочет работать на госслужбе

Только 19% опрошенных ответили, что хотели бы пойти работать на госслужбу. Более половины (51%) заявили, что перспектива стать чиновником их не привлекает. Четверть опрошенных затруднилась с ответом, а 5% сообщили, что уже являются государственным или муниципальным служащим. Часто хотят работать на госслужбе молодые люди в возрасте 18-24 года — 29% из них положительно ответили на вопрос ВЦИОМ.

Наибольшее желание стать чиновниками проявляют респонденты с начальным или незаконченным средним образованием (26%). Вероятно, объясняется это тем, что среди наименее образованных граждан наиболее распространены мифы о госслужбе и тех преимуществах, которые она несет.

Если говорить о роде занятости, то больше всего желание работать на госслужбе декларируют учащиеся и студенты (30%), а также военнослужащие и сотрудники силовых органов (29%).

Наибольшее неприятие госслужбы высказывают бизнесмены - 82% предпринимателей не хотели бы работать на госслужбе. Таким образом, опровергается миф о том, что большинство бизнесменов хотят пойти на госслужбу, чтобы заниматься «распилом» государственных денег. Вообще 78% состоятельных граждан карьера чиновника не привлекает.

Около 30% опрошенных посчитали работу на госслужбе чуждой для себя по духу. Каждый десятый отметил, что для работы чиновника ему не хватает образования. Еще 5% опрошенных сказали, что у них нет нужных навыков. А вот на коррупцию как на причину нежелания работать на госслужбе указывают всего 12% респондентов. Еще 8% опрошенных заявили, что у чиновников слишком ответственная работа.

Быть чиновником хорошо потому, что...

Безусловно, сильнее всего людей привлекает в работе чиновников высокая и стабильная зарплата и имеющиеся у чиновников льготы. Однако минимум каждый десятый из респондентов, опрошенных ВЦИОМ, пошел бы на госслужбу из патриотических соображений — желания что-то изменить в жизни страны.

Наивысший уровень патриотизма демонстрируют военные и безработные — 25 и 22% респондентов. Кроме того, военные в своей массе демонстрируют наименьшую корысть. Только 25% военных и 33% безработных привлекает в госслужбе высокая зарплата.

А вот среди молодежи в возрасте 18-24 года патриотизм не является мотивацией. Эту группу респондентов в работе чиновника больше привлекает престиж должности и интересная работа (35%). Среди студентов лишь 50% хотели бы работать на госслужбе из-за высоких зарплат чиновников, 45% привлекает престижность профессии и только 4% хотели бы что-то изменить в жизни страны.

По материальным соображениям больше всего хотят работать в сфере государственной службы представители «креативного класса» — 76% опрошенных из группы «Специалист с высшим образованием в коммерческом секторе» привлекают в госслужбе высокие зарплаты. Также высокий показатель (71%) демонстрируют домохозяйки —для них госслужба привлекательна из-за стабильности и возможности зарабатывать достаточно для самореализации и самостоятельности, которой им зачастую не хватает.

Новый российский чиновник о себе и службе

За последние 10 лет произошла своего рода нормализация государственной службы, благодаря которой институциональные условия деятельности отечественного чиновничьего корпуса позволили ему приблизиться к нормативной веберовской модели. Однако, российский образ чиновника по Веберу имеет некоторый перекос в сторону москвацентричности, что обусловлено повышенным вниманием к чиновничьей профессии в кругах столичной интеллигенции. Итак...

Идеальный чиновник рационален . Он принимает решения, руководствуясь разумом на общезначимых и прозрачных основаниях, не полагаясь на иррациональные мотивы, такие как религиозная вера, авторитет, слухи и сплетни.

Идеальный чиновник высокопрофессионален. Он должен разбираться в основах той деятельности, к которой относится его властная компетенция, а также собственно в специфике управленческой работы.

Идеальный чиновник аполитичен . То есть, он отличает общественный интерес от интереса частного таким способом, чтобы в каждом принятом им решении нельзя было заподозрить внедрение внешних — по отношению к управленческим — мотивов (идеологических, политических, материальных, карьерных и т.п.). Сам по себе в частной жизни чиновник может придерживаться каких угодно политических взглядов, но это не должно отражаться на его работе. Точно так же чиновник обязан исполнять государственную службу одинаково хорошо, вне зависимости от того, какая политическая сила пришла к власти в государстве, с которым чиновник обязан себя идентифицировать.

Одним из значимых индикаторов того, что новое поколение российских чиновников отличается от предыдущих, является их отношение к коррупции. Для чиновников новой генерации характерно понимание того, что коррупция — это не нормально. Если в 90-х ситуация, когда человек не берет взятки, рассматривается как отклонение от нормы, то сегодня доверительные разговоры о коррупции в среде современных чиновников вызывают уже иные эмоции и ведутся в совершенно другой модальности

«Сейчас нет коррупции, мы сейчас так живем.
Сегодня коррупционер — тот, кто не берет». (Управляющий торговым центром)

«Кто взяточник? Я взяточница?! Вот приди и попробуй дать мне сто тысяч. Можешь дать мне сто тысяч? Не можешь. А знаешь почему? Потому что если ты попробуешь сунуть мне взятку, я с тобой больше не буду разговаривать». (Помощник главы департамента правительства города)

Сами чиновники, будучи частью общества, тоже уверены в том, что кругом все заражено коррупцией. Подобный феномен был зафиксирован в пока не опубликованном исследовании социолога Дмитрия Рогозина. Однако свое участие в коррупционных схемах чиновник, как правило, отрицает. Причем делает это вполне искренне. Более того, в подавляющем большинстве случаев интервьюируемый чиновник вообще не наблюдает коррупцию в своей среде. Рассуждают чиновники примерно так: «Если я не вижу коррупции вокруг, я не могу ее потрогать, значит, вокруг честные люди, выполняющие свой функционал».

Риск вступить в коррупционные отношения либо выйти за рамки регламента осознается новой генерацией чиновников. Однако они понимают, что лучше избегать таких ситуаций и идти на нарушение должностных инструкций лишь по крайней необходимости:

Невозможно, делая что-то большое, не запачкаться. Приходится учитывать интересы разных сторон, идти на компромиссы, принимать непопулярные решения. (Помощник главы департамента правительства города)

То, каким образом люди попадают на государственную службу, имеет существенное значение для качества управленческих кадров. «Веберовская» модель бюрократии подразумевает найм госслужащих через конкурсы, однако отечественная госслужба до сих пор предпочитает использовать личные знакомства.

Попадают в основном по знакомству. Но много людей из регионов. Система частично клановая, а частично воспроизводит советскую систему: обкомы, райкомы, комсомол. Начальники с собой приводят людей: почти не бывает так, что приходит начальник и своим замом делает какого-нибудь просто хорошего работника. Кадровая политика всегда строится вокруг начальника. (Бывший сотрудник столичной мэрии)

Как отмечают интервьюируемые чиновники, им обязательно приходится проходить собеседование при устройстве на работу с будущим руководителем. Это главное испытание для российских чиновников - как и 10 лет назад. От 86 до 94% госслужащих проходили обязательную процедуру собеседования в той или иной форме.

Другой инструмент рекрутинга, который также является крайне востребованным — личная рекомендация. Однако для нового чиновничества растет доля профессиональных рекомендаций — со стороны преподавателей и менеджеров образования. Также усиливается значение профессионального запроса — поиска и подбора нужного молодого специалиста с университетской скамьи.

Интересно, что многие чиновники новой генерации так или иначе уже привлекались на госслужбу - в виде стажировки или других форм дополнительного образования.

При этом рекрутинг на высокие бюрократические должности отличается от веберовских стандартов, предполагающих длительный рост карьеры чиновника изнутри госслужбы и формирование внутри нее особого рынка репутаций.

На высокие должности обычно приходят уже состоявшиеся в жизни люди. У многих за плечами есть работа в бизнес-структурах. Часто человек сперва занимается какими-то разовыми проектами для той же администрации, а потом переходит туда на работу в новом качестве. (Сотрудник Администрации президента)

Принципы продвижения сотрудников по карьерной лестнице российской госслужбы также отклоняются от «веберианского стандарта». Ряд интервьюеров достаточно пессимистически оценивают общий порядок кадрового продвижения, а также способы оценки труда чиновников со стороны руководства.

Лояльность — это то, в обмен на что ты получаешь бабки. Просто так, потому что ты умный, никто тебе не будет платить… (Бывший сотрудник столичной мэрии)

Однако новые чиновники (особенно молодые) не готовы к столь циничным оценкам. Скорее для них характерна позиция, подразумевающая не только банальное получение заработной платы, но и стремление добиться оценки своей работы в меритократических стандартах.

Его корпорация

Первое, что отделяет корпус чиновников от представителей других профессий — специфический язык. Иногда использование этого языка с присущим ему канцеляритом выходит за рамки госслужбы. Социолог Дмитрий Рогозин отмечает: «Разговор для обычного человека звучал несколько диковато: на вопросы о семейной жизни они вдруг начинали говорить о проведенных мероприятиях, о достигнутых задачах».

Языковые практики чиновников накладывают ограничения на публичность. Корпоративность, помноженная на меритократию, заставляет чиновников публично демонстрировать уважение к непосредственным руководителям, по крайней мере, признавая их реальные заслуги и достижения.

Лояльность непосредственному руководству — необходимое условие для долговременной карьеры в системе госорганов. А факт таковой — необходимое условие нормального функционирования бюрократической машины по Веберу. Речь идет как о комплексе специализированных знаний, связанных с управлением данной сферой, а также о наборе знаний неявных и неформальных, которые усваиваются чиновником по мере его встраивания в машину госслужбы — это так называемая аппаратная специфика.

Внедрение принципов «нового менеджмента», характерного для периода увлечения неолиберальной эффективностью, привело к доминированию в идеологии бюрократии так называемого командного способа формирования кадров. Для новых бюрократов команда остается важной ценностью. Командный способ организации труда чиновников позволяет уменьшить своего рода «транзакционные издержки» в коммуникации чиновников за счет того, что «аппаратная специфика» заменяется этическими принципами преданности команде и, в конечном итоге, патрону.

Иерархия и внутренняя дисциплина госслужбы прочно осваиваются чиновниками новой генерации. Но оборотной стороной и следствием дисциплинарных практик в рамках командной организации труда чиновников становится своеобразная экономия на контроле, которая в долгосрочной перспективе может привести к росту апатии и слабой заинтересованности чиновника в результатах собственного труда.

Тем не менее, корпоративность является важной характеристикой эффективной бюрократии. Очевидно, что новые чиновники достаточно легко осваивают нормы и принципы функционирования аппарата. Более того, они рационально переосмысливают эти принципы, в результате чего у них возникают определенные противоречия с предыдущими поколениями бюрократии, которые далеко не всегда носят исключительно эстетический характер.

Generation gap
Новая волна чиновников не могла прийти и заявить о себе, не встречая непонимания и отторжения со стороны представителей предыдущих поколений. Усвоенные нормы эффективной бюрократии новые чиновники проецируют на коллег, в результате чего им становится очевидным ценностный разрыв между поколениями.

Главное зло — это «тетки», такие бессмысленные женщины лет 40-50 с высокими прическами, работающие тут уже лет 20. Знаете, чем они занимаются целыми днями? Раскладывают пасьянсы. А еще они торгуют: каждый день кто-нибудь приносит в кабинет то икру, то колготки, то краба камчатского. Они этим подрабатывают. И нельзя демонстративно много работать, их это раздражает. (Сотрудник аппарата Госдумы)

А вот — взгляд с другой возрастной стороны на «поколенческий разрыв» в ценностях:

Ты всегда думаешь, что большие начальники там — это какие-то ящеры с ядом на зубах, а это в 80 % случаев весёлые мужики, с длинным жизненным путём, образованные и повидавшие. Которые всё прекрасно понимают и готовы достать гитару и спеть «Всё идёт по плану». Но это в случае, если начальнику от 40 лет. А вот молодые — они как раз ящеры, которые похожи на Амбридж из «Гарри Поттера». Насквозь лживые и называющие любого начальника по имени и отчеству и с придыханием, но надменно и хамски разговаривающие с подчинёнными. (Бывший сотрудник столичной мэрии)

Генерация новых чиновников пока еще не столь многочисленна. Но для системной трансляции норм и ценностей новой «веберианской» российской бюрократии отнюдь не обязательно численно превосходить другие поколения чиновников. Пока же средний возраст московского чиновника составляет 52 года. Его средняя зарплата — 58,7 тыс. руб. Межпоколенческая конкуренция, тем не менее, оказывается полезной для дела.

Его отношение к политике
Классическая веберианская бюрократия должна быть политический нейтральной. Она обязана работать с любой легитимной властью, вне зависимости от убеждений. В этом заключается ее профессионализм и долг госслужащего.

Для некоторой части отечественной новой бюрократии, тем не менее, характерно представление о том, что политическая ангажированность, если ее оставить за дверьми рабочего кабинета, не вредит государственной службе. Более того, политическая вовлеченность связана с важным мотивом поступления новых чиновников на госслужбу, а именно желанием «что-то менять».

Нередко чиновники прямо заявляют о том, что политизированность вредит службе, по крайней мере, ее наиболее активные проявления.

К социологическому портрету нового отечественного чиновника необходимо добавить один красноречивый факт. В митинге на Проспекте Сахарова 4 февраля 2012 года 12% от принявших участие составляли госслужащие. К митингу 12 июня того же года их число сократилось в 6 раз: всего 2% от пришедших в тот день на акцию протеста составляли госслужащие. То есть, чиновники четко разделяют осмысленные гражданские акции и протест ради протеста.

Что меняется

Новые чиновники в интервью осознают себя как некую группу носителей других социокультурных ценностей, и подчеркивают сами, что вместе с ними наступают изменения на госслужбе. Пока описание изменений выражается через внешние — часто эстетические — атрибуты.

Важен факт того, что новые чиновники не считают, что появление их генерации является результатом чьей-либо персональной воли, «призыва» и т.п. Их появление — результат изменения среды.

Здесь огромные возможности для самореализации. Это я особенно хорошо увидел в двухтысячные, что жизнь начала меняться, что пришли профессионалы, молодые и амбициозные. Да, все еще было много проблем: коррупция, административные барьеры и прочее, прочее. Но уже появилась какая-то надежда на то, что страна начинает двигаться в правильном русле. (Первый заместитель руководителя департамента правительства Москвы)

Самосознанию новых российских чиновников льстит факт их все более увеличивающегося числа.

Я раньше думал, что есть всего два типа людей, которые идут в госслужащие. Первые — это потенциальные коррупционеры, которые хотят встроиться в систему. Там деньги, там карьера, там положение в обществе. Это вообще не круто. А вторые — не от мира сего идеалисты, которые с блаженной улыбкой говорят: «Сейчас мы все сделаем для вас, для людей». Это тоже не очень-то круто. На самом деле сейчас среди молодых чиновников попадается все больше менеджеров, профессионалов, для которых это just a job. И это очень правильно. (Заместитель начальника отдела учреждения при правительстве Москвы)

При этом эффект происходящих изменений удивляет и самих новых госменеджеров:

С теми ресурсами, которые у нас были, мы справлялись. А теперь — я даже к этому не был готов — спрашивают: что нужно сделать? как тебе помочь? То есть все кардинально изменилось. (Директор муниципального музея)

Из бесед с менеджерами, которые занимаются подготовкой и переподготовкой кадров государственной службы, удалось узнать, как изменился абитуриент и как изменился образ выпускника, на какой тип карьеры ориентированы молодые чиновники, насколько им свойствен патриотизм, каков уровень профессиональной подготовки, и как эти люди относятся к коррупции.

Проводящиеся в данный момент социологические исследования корпуса госслужащих показывают, что среди отечественного чиновничества под влиянием внешних и внутренних факторов продолжаются сложные процессы, связанные, в том числе, с самопониманием места и роли бюрократии в современной России. Процессы формирования новой российской бюрократии еще далеко не завершены. Однако можно предположить, что новый тип отечественного чиновника в наибольшей степени, чем все предшествующие, соответствует норме эффективной бюрократии и непосредственно повлияет на повышение качества государства и управления.

За несколько лет реформ, включая административную, отношение общества к чиновникам резко ухудшилось. Треть россиян полагает, что в результате реформ самоуправство высшей бюрократии и рядовых чиновников не только не ослабло, но, наоборот, усилилось. При этом 2/3 населения считает сегодняшнюю деятельность бюрократии в стране крайне неэффективной. Кроме того, большинство людей отмечают, что произошло органическое слияние бюрократии с бизнесом, которое вылилось в . Таковы неутешительные результаты исследования "Бюрократия и власть новой России: позиции населения и оценки экспертов", проведенного недавно Центром комплексных социальных исследований РАН. По словам руководителя исследования, директора Института социологии РАН Михаила Горшкова, в рамках этой работы ученые впервые решили попробовать сопоставить мнение российского общества о российской же бюрократии и мнение бюрократии о самой себе. Было опрошено 1500 граждан, представляющих 11 социальных групп, от рабочих и пенсионеров до предпринимателей, а также 300 работников районных, городских и областных администраций.

Имидж российского чиновничества в глазах соотечественников просто ужасен, особенно в сравнении с тем, как они представляют образ чиновника в Западной Европе. Если ведущие качества западноевропейского чиновника с точки зрения российской общественности – компетентность, деловитость, культура и образованность, ответственность и надежность, творческий потенциал и неподкупность (среди восьми доминирующих качеств нет ни одного отрицательного), то портрет его российского коллеги прямо противоположен: безразличие к людям, продажность, равнодушие к интересам страны, безответственность и некомпетентность. "Конечно, в связи с этим приходит на ум известная поговорка "Хорошо там, где нас нет". Это так. Но мы ставили задачу не рассматривать общественное мнение как критерий оценки западного и российского чиновничества, а понять, почему возникают именно такие представления в сознании наших людей, почему идеализируется облик европейского чиновника, хотя, конечно, он далеко не такой позитивный, там тоже есть и коррупция, и жадность, и равнодушие к людям. Ответ один: личный опыт общения нашего рядового гражданина с нашим чиновничеством. Создается замкнутый круг: с одной стороны, власть, чиновники игнорируют интересы и права граждан, с другой – большинство граждан платят им той же монетой. Мало того, что они рисуют крайне негативный образ родной бюрократии, они еще стремятся обходить стороной легальные или легитимные способы решения своих насущных проблем. Если есть возможность не общаться с госчиновником, она используется на 100%. И только когда такой возможности нет, наш человек обращается в государственный аппарат", - отмечает Михаил Горшков.

Разумеется, сам госслужащий видит себя совершенно иначе и дистанцируется от тех оценок, которые дает ему общество. Он-то уверен, что в глазах общества главными его качествами являются профессионализм, знание своего дела, трудолюбие и работоспособность. Расходятся мнения и по поводу причин неэффективной деятельности бюрократии. Рядовые граждане уверены, что в первую очередь они заключаются в безнаказанности. Далее следует недобросовестность и низкий моральный уровень. Чиновники, в свою очередь, на первое место ставят несовершенство законов, на второе – большую загруженность работой и на третье – низкий уровень собственной зарплаты. При этом, вот парадокс, по всем аспектам удовлетворенности жизни чиновники в несколько раз опережают основную массу населения. Они удовлетворены уровнем жизни, возможностью одеваться, питаться, содержательно использовать свой досуг, выезжать на отдых. И даже свой социальный статус чиновники оценивают гораздо выше, чем средние слои населения. В выборке исследования не оказалось ни одного чиновника, который своему социальному статусу поставил бы оценку "плохо".

На вопрос о том, что нужно сделать, чтобы поднять эффективность работы бюрократии, 2/3 россиян ответили: усилить общественный контроль за работой чиновников. И только четверть самих чиновников с ними согласились. Второе предложение: ввести запрет на занятие государственных должностей людям, уже провинившимся на госслужбе (допустившим серьезные ошибки, уличенным во взятке). С этим солидарны половина населения и только 30% чиновников. Лишь в необходимости более тщательного отбора людей в госаппарат по уровню квалификации, образования позиции населения и чиновничества оказались более или менее близки. И, наконец, самые изумительные результаты дал пункт исследования о том, что движет российским чиновничеством. Совершенно не удивляет, что 2/3 граждан полагает, будто интерес у бюрократии один – усиление личного влияния на тех уровнях, где они работают, личное обогащение, укрепление свой власти. Но с этим солидарны и сами чиновники, в чем они не стеснялись признаваться в ходе исследования. Не нашлось ни одной группы госслужащих в сфере управления, где бы не доминировала данная точка зрения.

"Понимание обособленности своих интересов дошло до высшей точки. Этот слой начинает замыкаться в себе и чувствует себя уже классом для себя. Сегодня чиновник в России уже больше, чем чиновник. Это исключительно привилегированный сословный слой общества, каста, которая живет ради себя, а не ради общества, не согласуя свои интересы с интересами страны. И то, что этот управленческий аппарат не встроен в общество, а порхает над ним, является самым трагичным результатом нашего исследования", констатирует его руководитель.

"Исследование при более глубоком анализе показывает еще один печальный аспект, – добавляет руководитель сектора изучения элиты института социологии РАН Ольга Крыштановская. – Впервые в нашей социологии зафиксировано, что и чиновники, и простые люди считают: не власть в нашем обществе определяет все, на первое место вышли деньги. Что это означает? Что население ищет те лакуны в обществе, те профессии, которые приносят эти деньги, и устремляется туда. Возрастает престиж этих профессий. И как показывает исследование, более 50% молодежи считает государственную службу привлекательной. Но та же самая молодежь считает, что для нее самое важное в жизни – достижение определенного материального уровня. Сопоставим эти вещи: молодые люди хотят идти на государственную службу, потому что это престижно, но при этом они хотят зарабатывать много денег. То есть, они ожидают, что большие деньги принесет им госслужба. А зарплаты чиновников, как всем известно, невысоки. И вот этот коррупционный лаг очень виден в данном исследовании. Чиновничество . Все судебные процессы наказывают тех, кто дает взятку. Давать взятку – плохо, рискованно, а брать – безнаказанно, нормально. Тем самым коррумпированное чиновничество создает негативный тренд для общественного развития. Оно разлагает общественное сознание, и молодежь воспитывается в понятии, что коррупция – это хорошо, это то, к чему надо стремиться, а госслужба – то место, где можно безбедно жить не из-за того, что там высокая зарплата, а из-за того, что можно брать взятки соответствующие. Мне кажется, это один из самых драматичных и очень тревожных результатов исследования".

6. Россияне о привилегиях чиновников

Важно понять, что же в поведении чиновников вызывает негативное отношение к ним общества, что раздражает людей больше всего, и как связана с этим пресловутая проблема льгот и привилегий чиновников?

Не будем повторяться о противостоянии чиновничества и общества. Перейдем на микроуровень и посмотрим на проблему с другой стороны - через особенности восприятия россиянами не столько бюрократии, как особого социального слоя, а сколько со стороны поведения отдельных его представителей.

В адрес чиновников нередко выдвигаются упреки в том, что они невнимательны, продажны и грубы, население склонно соглашаться с этими упреками. Подавляющее большинство россиян - 86,5% населения воспринимает чиновников именно как невнимательных, грубых и продажных людей. При этом среди населения наиболее критичны к чиновникам те, кто не хочет сам работать в системе госуправления. В то же время большинство государственных служащих придерживаются прямо обратной точки зрения, хотя треть даже среди них соглашается с этими упреками (см. рис. 21).

Рисунок 21

Согласие с оправданностью упреков в адрес чиновников в том, что они невнимательны к людям, грубы и продажны (в %)

С упреками в адрес чиновников чаще соглашаются россияне, которые сталкиваются с их работой, что позволяет говорить об адекватности такой оценки. Кроме того, среди россиян, кто считает чиновников невнимательными и грубыми, большинство уверены, что сегодняшние чиновники оказывают отрицательное влияние на политику страны, а три четверти опрошенных утверждают, что чиновники не столько способствуют решению проблем и обеспечивают эффективное развитие страны, сколько мешают этому развитию. Таким образом, те россияне, которые считают, что чиновники наделены негативными человеческими качествами, обвиняют их и в торможении развития России, и в негативном влиянии на политические процессы, происходящие в ней, т. е. личные претензии к чиновникам, сформировавшиеся в значительной степени на собственном жизненном опыте, оказывают значимое воздействие на политические взгляды и позиции россиян.

При общем довольно негативном настрое по отношению к чиновникам, треть из тех, кто считает упреки в их адрес оправданными, все-таки согласна и с утверждением о том, что сейчас из чиновников часто незаслуженно делают «козлов отпущения», возлагая на них ответственность за все негативные процессы, происходящие в стране .

Значимых различий между возрастными группами по вопросу об обоснованности упреков в адрес личных качеств чиновников не наблюдается. Похожая ситуация складывается и с доходным распределением. Зато имеет место зависимость отношения к чиновникам от типа поселений. Как оказалось, россияне, проживающие в мегаполисах, в большей степени склонны считать упреки в адрес чиновников обоснованными, чем жители других типов поселений (с этим согласны 94,0% жителей мегаполисов при
85-86% в других типах поселений), хотя уровень жизни в мегаполисах, как известно, выше, и этот фактор должен был бы снижать напряженность в данном вопросе. Это говорит о том, что, возможно, именно жителям мегаполисов приходится чаще сталкиваться с необходимостью обращения в различные государственные структуры и проходить через более сложные и длительные процедуры улаживания своих вопросов, сталкиваясь при этом с большим количеством государственных служащих. Не менее вероятно, что именно в мегаполисах бюрократизм и бездушие в работе чиновников дошли до максимума.

Важно отметить, что среди россиян, обвиняющих чиновников в грубости и невнимательности, практически две трети говорят о том, что в государственном аппарате тоже есть разные люди. Таким образом, на персональном уровне россияне способны еще проявлять толерантность к чиновничеству. Однако, в портрете типичного чиновника, складывающемся у большинства россиян, все же заметно преобладают негативные качества.

В этой связи возникает вопрос: в чем сами россияне видят причину грубости, невнимательности, продажности чиновников? Являются ли причиной этого особенности системы, которая заставляет людей меняться и вести себя определенным образом, или в чиновники изначально идут люди, обладающие негативными качествами?

Рисунок 22

Причины негативного поведения чиновников с точки зрения россиян (в %)

Как видно на рисунке 22, наиболее популярным среди населения является вариант ответа на данный вопрос: ощущение власти меняет людей в худшую сторону (с ним соглашаются 35,5% населения). Однако сами государственные служащие не разделяют таких взглядов. Они в меньшей степени склонны утверждать, что в чиновники изначально идут люди, обладающие не самыми лучшими человеческими качествами, хотя среди населения в целом более 20% придерживаются именно такого мнения. Наиболее популярно среди госслужащих объяснение - поведение чиновников связано с особенностями системы, которая меняет их в худшую сторону. С этим, кстати сказать, согласна и треть обычного населения. Кроме того, взаимосвязь поведения чиновников с перегрузками и стрессами отмечают 28,0% государственных служащих,в то время как среди всего населения эта доля составляет всего лишь 5,7%.

Причину негативных качеств чиновников государственные служащие склонны видеть, в первую очередь, в особенностях системы и нерациональности ее организации, в то время как население в целом обращает внимание в равной степени и на особенности системы, и на то, что ощущение власти меняет людей в худшую сторону, и на то, что в такие структуры изначально отбираются люди не с самыми положительными качествами.

Заметим, россияне в возрасте до 40 лет, чаще говорят, что ощущение власти и возможности влияния меняют людей в худшую сторону. Россияне старше 40 лет склонны утверждать, что в чиновники изначально идут люди, обладающие не самыми лучшими качествами. Среди тех, кто по возрасту младше 40 лет, с первым утверждением согласны 40,5%, старше 40 лет - только 31,9%. При этом со вторым утверждением соглашаются лишь 15,6% россиян младше 40 лет и 25,4% - старше 40 лет. Старшее поколение чаще связывает отрицательное поведение чиновников с селекцией в органы власти, в которые изначально попадают люди с негативными качествами.

С этой причиной связывают негативное поведение чиновников и люди с более низким уровнем дохода. По мере роста благосостояния растет и популярность точки зрения, что подобное поведение связано с ощущением власти.

Как выглядит портрет типичного российского чиновника, сложившийся в глазах россиян и госслужащих?

Таблица 22

Личные качества, характерные, по мнению россиян, для большинства нынешних чиновников (в %)

(проранжировано по ответам населения в целом, допускалось несколько ответов)

Личные качества чиновников

Население

Госслужащие

Безразличие к государственным интересам

48,5

23,7

Непорядочность, нечестность, неразборчивость в средствах

47,6

Рвачество, стремление к легкой наживе

46,9

11,7

Безжалостность, неуважение к людям

37,9

11,7

Профессионализм, компетентность, знание своего дела

17,2

54,1

Хорошие организаторские способности

15,9

34,6

Трудолюбие, работоспособность

43,6

Инициативность, творческое отношение к своей работе

36,2

Образ чиновника в глазах госслужащих и населения диаметрально противоположен (см. табл. 22). Население приписывает отрицательные качества - безразличие к государственным интересам, нечестность, стремление к легкой наживе. Причем, россияне, которые сталкиваются с работой чиновников, чаще говорят об их негативных качествах, чем те, кто признает, что мало знает об их работе. Аналогично обстоит ситуация и с теми, кто узнает о работе чиновников со слов знакомых и коллег - они чаще акцентируют внимание на отрицательных сторонах чиновников. При этом положительные качества (трудолюбие, компетентность) отмечаются этими категориями россиян в меньшей степени. Выделение именно негативных качеств чиновников в общественном мнении имеет под собой реальные основания, и прежде всего, - отрицательный опыт взаимодействия с ними.

В противовес рядовому населению, государственные служащие отмечают, в первую очередь, профессионализм и компетентность чиновников, их трудолюбие и работоспособность, инициативность, хорошие организаторские способности, то есть концентрируются на сугубо положительных качествах. Тем самым, чиновники в глазах населения представляются отрицательными персонажами, не похожими на остальных россиян, теми «чужими», которые противостоят основному обществу .

Есть еще одна группа, которая воспринимается населением как чуждая - это предприниматели. По результатам предыдущих исследований ИКСИ РАН они тоже подвержены обвинениям со стороны населения в стремлении к легкой наживе, безразличию к интересам государства, нечестности и неразборчивости в средствах. Таким образом, россияне воспринимают и обладателей экономического капитала (предпринимателей), и обладателей властного капитала (чиновников) отрицательно. Если сравнить оценки, которые население дает предпринимателям и чиновникам,то видно, что негативизм по отношению к чиновникам выражен острее и имеет несколько иной характер (см. рис. 23).

Меньшая доля россиян указывает на негативные качества предпринимателей по сравнению с негативными качествами чиновников, гораздо чаще отмечает их положительные достоинства (инициативность, трудолюбие, хорошие организаторские способности). Предприниматели оказываются ближе россиянам, чем чиновники, которые воспринимаются как максимально чуждый слой, не просто далекий от остального населения, но и не имеющий никаких достоинств и оправданий для своего существования.

Рисунок 23

Личные качества, характерные, по мнению россиян, для большинства нынешних чиновников и предпринимателей (в %)

Для более четкого представления о портрете чиновника стоит сказать, что более половины россиян приписывают им еще такие качества, как формализм, равнодушие к людям, продажность. Около трети - считают их безответственными и некомпетентными, четверть - необразованными, грубыми, бескультурными. Такими качествами, как ответственность, патриотизм, неподкупность, наделяют чиновников менее 6% российского населения.

Учитывая негативную ситуацию по отношению к чиновникам, не удивительно, что только менее одной шестой части населения согласились сохранить определенные привилегии и льготы депутатам, министрам и другим государственным чиновникам. Остальные россияне утверждают, что сохранять льготы этим категориям граждан не нужно. Две трети из тех, кто думает, что льготы сохранять не нужно, считают при этом, что российская бюрократия в первую очередь заинтересована в сохранении только своего богатства и влияния. Кроме того, половина из них уверены, что федеральные чиновники разворовывают большинство проходящих через их руки государственных средств.

Как и следовало ожидать, по вопросу о сохранении льгот для чиновников мненияроссиян в целом и государственных служащих значительно расходятся (см. рис. 24).

При этом возраст респондента отчетливо влияет на мнение. В более старших возрастных группах меньше тех, кто считает нужным сохранение таких льгот, хотя и в младшей возрастной группе их всего четверть (см. рис. 25).

Рисунок 25

Согласны с утверждением: «Депутатам, министрам и другим государственным чиновникам следует сохранить определенные привилегии и льготы, поскольку они выполняют особо важную работу и несут большую ответственность», в составе возрастных групп (в %)

Следует заметить, что с ростом дохода большая доля респондентов соглашается с тем, что государственным чиновникам нужно предоставлять определенные льготы, что проиллюстрировано на рисунке 26.

Рисунок 26

Согласны с утверждением: «Депутатам, министрам и другим государственным чиновникам следует сохранить определенные привилегии и льготы, поскольку они выполняют особо важную работу и несут большую ответственность», в составе доходных групп (в %)

Как видно из рисунка 26, даже среди россиян, чей ежемесячный душевой доход превышает 6000 рублей, доля тех, кто считает предоставление подобных льгот оправданным, составляет лишь чуть более 20%. Подавляющее большинство россиян не готовы согласиться с тем, что работа министров и депутатов является особо важной и заслуживает качественно иного отношения, нежели другие типы профессиональной деятельности.

Однако более половины россиян согласны при этом с тем, что отдельные категории госслужащих заслуживают льгот и привилегий. Кому же россияне считают справедливым предоставление льгот и привилегий?

Как видно из таблицы 23, россияне в первую очередь считают необходимым предоставить льготы военнослужащим, пограничникам и бойцам спецподразделений, а также Президенту страны. При этом согласие с тем, что льгот заслуживают эти категории людей, население в целом выражает активнее, нежели государственные служащие. То же относится и к пожарным, сотрудникам МЧС и сотрудникам милиции. Россияне считают нужным предоставление льгот тем, кто работает не в системе управления, а в тех сферах государственной службы, где работа связана с реальным риском для жизни и особым характером труда, которая отличается от других типов профессиональной деятельности, всегда необходима и важна.

Таблица 23

Население

Госслужащие

Военнослужащие

38,1

30,4

Пограничники, бойцы спецподразделений (типа «Альфа», «Вымпел»)

38,1

24,5

Президент страны

35,1

42,8

Пожарные, сотрудники МЧС

32,2

20,2

Работники милиции

17,2

11,7

Члены правительства

11,4

21,4

Судьи, прокуроры

10,8

16,3

Губернаторы и другие руководители регионов

19,8

Депутаты Государственной Думы

Работники государственных учреждений регионального и местного уровня

12,1

Депутаты областного и районного уровней

Сотрудники центрального государственного аппарата, работники министерств и ведомств

Никаких льгот никто из них иметь не должен, просто зарплата должна отражать особенности их работы

40,9

38,5

Работникам системы управления, чиновникам льготы считают необходимым предоставлять, прежде всего, те россияне, которые сами являются госслужащими . Видимо, они идентифицируют себя именно с этим особым социальным слоем, ощущают общность своих интересов и целей. Поэтому доли госслужащих, считающих, что привилегии необходимы не только Президенту, но и членам правительства, губернаторам, депутатам, сотрудникам министерств и центрального государственного аппарата, заметно превышают аналогичные доли среди населения страны в целом. Это наблюдение вновь подтверждает факт, что госслужащие, работающие в системе управления, являются особой группой, которая осознает свою «обособленность» от других категорий населения, на что росияне, естественно, реагирует достаточно негативно.

В России примерно 102 чиновника на 10 тыс. человек. Несмотря на снижение числа госслужащих почти на 100 тыс. по сравнению с 2009 годом, совокупные расходы на оплату их труда существенно выросли и продолжают расти. Самые большие аппетиты - у высших госслужащих, численность которых составляет около 40 тыс. человек

«У нас более раздутая бюджетная сеть даже по сравнению с советским периодом», — говорил на заседании Госсовета в октябре прошлого года министр финансов Антон Силуанов . По его словам, Россия по численности занятых в бюджетном секторе опережает развитые страны в 1,4 раза, а страны со средним уровнем развития — в 2,5 раза. Чтобы разобраться, сколько в России чиновников и много ли они зарабатывают, нужно разделять разные категории занятых в госсекторе: непосредственно работники органов исполнительной, законодательной и судебной власти (далее госслужащие или чиновники), работники госучреждений (бюджетники) и персонал госкомпаний.

Сколько в России чиновников

Наиболее точно оценить численность занятых в госсекторе в России и развитых странах Запада позволяет исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Government at a Glance 2013 . Доля занятых в госучреждениях (general government) в России в 2011 году составила 17,7% от рабочей силы, снизившись по сравнению с 2008 годом на 2,5%, говорят данные ОЭСР. В эту категорию попадают не только чиновники, но и все бюджетники — врачи, учителя, правоохранительные органы, военные и т.д. Однако отдельно подсчитывается число работников госкомпаний — их число в России выросло за тот же период с 10,4 до 12,9%. В результате сокращение численности занятых в госучреждениях компенсировалась ростом персонала госкорпораций, и общая занятость в госсекторе оставалась в 2011 году на уровне 30,6%.

Численность конкретно госслужащих или чиновников в России в 2013 году составила 1 млн 455 тыс. человек, или 1,9% рабочей силы, следует из оценок РБК на основании данных Росстата. Из них в федеральных органах власти работало 248 тыс. человек, в региональных — 246 тыс., в органах местного самоуправления — 498 тыс., финансовых и налоговых органах — 217 тыс., судах — 151 тыс., прочих органах — 95 тыс. Таким образом, в России приходится 102 чиновника на 10 тыс. человек.

Больше, чем в СССР, но меньше, чем в Канаде

Это не самый низкий показатель. Для сравнения, по данным Центрального статуправления СССР, наибольшего уровня численность управленцев в Советском Союзе без учета партийного аппарата достигала в 1985 году, составив 2,03 млн человек . То есть в СССР на пике расцвета бюрократии было всего 73 госслужащих на 10 тыс. человек. Аппарат госуправленцев РСФСР в 1988 году насчитывал 1,16 млн человек , или 81 чиновник на 10 тыс. человек населения (на 20% меньше, чем сейчас).

Подсчитать число чиновников в различных странах затруднительно — таких данных в ОЭСР и других крупных международных организациях не оказалось, а национальная статистика в разных государствах имеет свои особенности. Тем не менее даже консервативная оценка, проведенная РБК, показывает, что в России далеко не самая большая численность бюрократии.


В скандинавских странах и Канаде госслужащих на душу населения примерно в два-три раза больше, чем в России. В Германии, США, Японии, Испании, Израиле численность чиновников примерно схожа с российским уровнем и составляет 100-110 человек на 10 тыс. граждан, или около 2% всей рабочей силы. Меньше всего чиновников среди рассмотренных стран зафиксировано в Индии (29 чиновников), Казахстане (51 чиновник) и Китае (72 чиновника). То есть число госслужащих и работников госсектора напрямую не связано с благополучием страны: есть государства с высоким уровнем жизни как с большим, так и с меньшим числом работников госструктур.

Сокращаться не хотят

«Сокращаешь, проходит полгода — глядь, опять та же самая штатная численность. Даже в этом плане периодические сокращения необходимы, для того чтобы просто численность не росла сверх меры», — говорил в середине 2010 года тогдашний президент Дмитрий Медведев, выступая с инициативой сокращения служащих в исполнительной власти.

«Высокий процент расходов на содержание государственных и муниципальных чиновников объясняется не тем, что расходы на содержание и оплату труда высоки, а тем, что собственные доходы [бюджета] составляют только 16,3% от всех доходов», — сказал РБК министр финансов Ингушетии Руслан Цечоев. В то же время в республике ведется работа по сокращению численности и расходов на содержание госслужащих на 10%, добавил он. В Министерстве финансов Чеченской Республики комментарии получить не удалось.

Силовики дорожают

Несмотря на снижение численности полиции и сотрудников спецслужб в России на 161 тыс. человек по сравнению с 2009 годом (или на 14%), Россия остается одним из мировых лидеров по числу полицейских на душу населения, а совокупные расходы на оплату труда стражей порядка в последние годы значительно увеличились.

Официально обещания о повышении зарплат силовикам прозвучали в разгар выборного периода в декабре 2011 года (в рамках прямой линии Владимира Путина). «С января 2013 года повысятся оклады во всех силовых ведомствах, как уже сделано в МВД», — заявил он тогда, еще будучи премьер-министром. Речь шла о сотрудниках 12 ведомств: ФСИН, МЧС, ФМС, ФСКН, ФСБ, Служба внешней разведки, ФСО, Государственная фельдъегерская служба, таможня, прокуратура, а также СКР и Служба специальных объектов при президенте.

Обещание было выполнено: совокупные расходы на оплату труда стражей порядка в России (без учета органов прокуратуры) значительно увеличились за последние годы. По расчетам РБК на основе данных Росстата, если в 2011 году совокупные затраты составили 335 млрд руб., то в 2013-м — 587 млрд руб. За вычетом инфляции реальный рост затрат за два года достиг 54%.



Close