История в переводе с греческого языка означает рассказ о прошедшем, об узнанном. История – это процесс развития природы и общества. Также историей называют комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. История входит в группу гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион (африканистика, балканистика), народ (синология и т. п.) или группу народов (славяноведение).

Всемирная (всеобщая) история – это история, изучающая период человечества от появления первого Homo sapiens до настоящего времени.

История Отечества – это история, изучающая историю отдельных стран и народов (история России, история Германии).

История подразделяется на следующие разделы по хронологическому принципу:

    история первобытного общества – история, изучающая период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников.

    древняя история – история, изучающая период истории человечеств, выделяемый между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе.

    средневековая история – история, изучающая период истории человечества, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.

    новая история – история, изучающая период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.

    новейшая история – история, изучающая период человечества с 1918 года

Отрасли истории:

    экономическая история – отрасль истории, изучающая явления и процессы, связанные с эволюционным развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с хозяйством.

    военная история – отрасль истории, изучающая войны, которые происходили в какую-нибудь определённую историческую эпоху; также история какой-либо одной войны или даже отдельной кампании.

    историческая география – отрасль истории, изучающая историю через «призму» географии, также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития.

    историография – отрасль исторической науки, изучающая ее историю (накопление исторических знаний, истолкование исторических явлений, смена методологических направлений в исторической науке и др.).

Органические части истории как комплекса наук:

    археология – наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным (археологическим) памятникам.

    этнография (этнология) – наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру.

История входит в группу гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион (африканистика, балканистика), народ (синология и т. п.) или группу народов (славяноведение).

Исторические источники – все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества.

Исторические источники условно делят на несколько групп:

    по типу фиксации информации:

    письменные – эпиграфические документы, берестяные грамоты, рукописи, печатные материалы.

    вещественные – орудия производства и созданные с помощью их материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства - все, что является результатом трудовой деятельности человека.

В отличие от письменных они не содержат прямого рассказа об исторических событиях и чаще всего не содержат никаких надписей.

    кинофотодокументы – документальные кино-, фоно- и фотоматериалы.

    изобразительные – иконы, парсуны, картины, плакаты и др.

    с точки зрения изучения какой-либо наукой:

    этнографические - сведения, которые сохранились до настоящего времени: данные быта, нравов, обычаев, которые нередко отсутствуют в письменных источниках. Такие сведения собираются, изучаются и обрабатываются этнографией.

    фольклорные – памятники устного народного творчества, т. е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки и т.д. Такие сведения собираются, изучаются и обрабатываются фольклористикой.

    лингвистические – сведения о происхождении географических названий, личных имен, собственных имен кораблей, судов, собственных имен богов и божеств и др. Такие сведения изучаются лингвистикой.

Отдельные исторические источники лишь условно могут быть отнесены к той или иной группе. Так, некоторые этнографические источники изучают и археология и этнография; антропологические источники стоят на грани естествознания и истории. Развитие общества постоянно ведёт к особенно быстрому расширению разновидностей письменных и возникновению совершенно новых видов исторических источников. Например, изобретение и использование звукозаписывающих фото- и киноаппаратов привело к образованию особой группы кино-, фоно- и фотоматериалов.

Вспомогательные исторические дисциплины – это предметы, изучающие определенные виды или отдельные формы и содержания исторических источников.

К вспомогательным историческим дисциплинам мы можем отнести следующие науки:

Палеография – вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография).

Дипломатика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая исторические акты (юридические документы). Она исследует древние документы дипломатического и юридического характера: грамоты, акты и тому подобные тексты и их оригиналы. Одна из её задач - отличать подложные акты от настоящих.

Генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, которая занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ. Генеалогия связана с геральдикой, дипломатикой и многими другими историческими дисциплинами. С начала XXI века, в связи с научным прогрессом, набирает популярность генетическая генеалогия, использующая анализ ДНК человека.

Геральдика – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. Является частью эмблематики – группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур.

Сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах. Первоначально развивалась как часть дипломатики, занимающаяся определением подлинности документов.

Историческая метрология – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры - длины, площади, объёма, веса - в их историческом развитии. Часто единицы измерения не образовывали метрической системы, их относят к традиционным системам измерения. Историческая метрология изучает историю генезиса и развития различных систем измерений, названий отдельных мер, их количественных соотношений, устанавливает их реальные величины, то есть соответствия современным метрическим системам. Метрология находится в тесной связи с нумизматикой, так как у многих народов в прошлом меры веса совпадали с денежными единицами и имели одинаковое название.

Нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения. Общественные функции нумизматики: выявление нумизматических памятников культуры; изучение характерных фактов, связей и процессов, способствующих более углублённому пониманию истории и восполнению пробелов в исторической науке.

Хронология – вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; последовательность исторически событий во времени; перечень каких-либо событий в их временной последовательности.

Историческая география – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю через «призму» географии; также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития.

Архивоведение – научная дисциплина, изучающая и разрабатывающая теоретические, методические и организационные вопросы архивного дела и его историю.

Археология – историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Этнография – часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

Историография – это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.

Историческая информатика – вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает методику использования информационных технологий в изучении исторического процесса, публикации исторических исследований и преподавании исторических дисциплин, а также в архивном и музейном деле.

    ХРОНОЛОГИЯ. СЧЕТ ВРЕМЕНИ. ЮЛИАНСКИЙ И ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРИ.

Хронология (от греч. χρόνος - время; λόγος - учение):

    вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов;

    последовательность исторических событий во времени;

    перечень каких-либо событий в их временной последовательности.

«Календарь» - от латинского ‘Calendarium’ – «долговая книжка», а ‘Calendae’ – это первый день каждого месяца в древнем Риме, в который полагалось платить регулярно проценты по долгам; - отсюда переносное значение этого слова как системы счёта времени.

При счёте времени в истории нужны два параметра:

    меры времени в соотношении между собой – это «календарь» в узком смысле;

    расстояние от условно избранной точки отсчёта – это «летосчисление» или «эра».

Вместе эти два параметра составляют систему счёта времени или «календарь в широком смысле».

Календари в узком смысле бывают трёх типов:

    солнечные – меры времени в них от соотношения Солнце – Земля: СУТКИ, ГОД и его производные – ВЕК (СТОЛЕТИЕ) и ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ.

    лунные - меры времени в них от соотношения Луна – Земля – Солнце – НЕДЕЛЯ, МЕСЯЦ

    лунно-солнечные, - сочетают меры времени 1-го и 2-го типа.

    Более широко применяются календари 3-го типа, а первых двух - обычно в сфере религии. Календарями 3-го типа являются ЮЛИАНСКИЙ и ГРИГОРИАНСКИЙ, применение которых характерно для европейской и российской истории.

Юлианский календарь - календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. Календарь введён Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н. э. Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность.

Юлианский календарь заменил старый римский календарь и основывался на астрономической культуре эллинистического Египта. В Киевской Руси календарь был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга», индикта и «Великого индиктиона». Юлианский календарь в современной России обычно называют старым стилем.

Григорианский календарь - система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года принята равной 365,2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет.

Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года взамен прежнего юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября.

    ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА. ПАРАДИГМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ОБЩЕИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ.

Историзм - научный метод, принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии, предполагающий анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования.

Название

теории

Критерии

деления

исторического процесса

Основные понятия

и определения

Религиозная

Основателем христианской концепции считается римский церковный писатель Евсевий Памфил, епископ Кесарии с 311г. Законченное оформление она получила в богословской концепции отца церкви епископаАвгустина (354-430 гг.), разработанной в его произведении «О граде божьем».

Божье провиденье

Провиденциализм (от лат. providentia - провидение), религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана "спасения" человека.

Формационная

Разработана в 40-60- х гг. XIX в.

К. Марксом,

Получила развитие в трудах В.И. Ленина

и в трудах советских историков и философов с 1930-х до конца 1980-х гг.

Социально-экономические

Общественно-экономическая формация - исторический тип общества, являющийся определенной ступенью поступательного развития человечества, основывающийся на определенном способе производства со своим базисом и надстройкой.) Базис.Надстройка.Классы.

Цивилизационная

Была разработана в конце XIX – начале XX вв.

Н. Я.Данилевским,

О. Шпенглером,

А. Тойнби.

Социально-культурные

Цивилизация – нет универсального определения цивилизации каждый автор, в зависимости от критериев дает свое определение. Выделяют признаки состоявшихся цивилизаций: продолжительность их существования, охват обширных территорий, распространение на огромное число людей, и их уникальность (самобытность).

Пассионарная

Л.Н. Гумилев, сформулирована в 1939 г., но увидела свет в 70-х гг. XX в.

Динамика развития этноса

Этнос – это группа имеющая внутреннюю структуру, противопоставляющая себя другим таким же коллективам и обладающая едиными стереотипами поведения.

Пассионарность (от passion – страсть) – это высокая целеустремленность отдельных личностей, способных на пути к реальной или иллюзорной цели жертвовать своей жизнью для достижения цели и вести за собой других людей, заражая их своим энтузиазмом.

Парадигмы исторической науки:

Периодизация истории - особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации.

Европа

Россия

Первобытнообщинный строй

Первобытное общество появилось порядка 40 тыс. лет назад с появлением человека разумного и образованием родовых общин и существовало до образования первых городов-государств в конце VI тысячелетия до н.э. в Междуречье (Азия). Дописьменный тип культуры.

Первобытнообщинный строй

(40 тыс. до н.э. – конец IV тыс. до н. э.)

Нет сведений о существовании славянских племен в этот период.

Древний мир

(Конец IV тыс. до н.э. – конец V в. н.э)

От возникновения первых городов-государств в Месопотамии до падения Западной Римской империи (476 г).

Рабовладельческийстрой. Форма правления: восточная деспотия, империя, республика.

Появление письменного типа культуры.

Древний мир

II тыс. до н.э. славянские племена выделяются из индоевропейской языковой семьи и к V в. н.э. начинается расселение восточных славян по Днепру.

Первобытнообщинный строй.

Средние века

V в. н.э. – сер. XVII в.

Феодальный строй. Преобладающая форма правления в Европе – монархия (все типы).

.

Средние века

V в. н.э. – IX в. н.э. – разложение первобытнообщинного строя, военная демократия., складывание предпосылок образования государства у восточных славян.

IX н.э. – XVII в. Феодальный строй. Формы правления: монархия (все типы), боярскаяреспублика.

Религиозный характер культуры.

Новое время

(Сер. XVII – нач. XX в.)

Распространение капиталистическихотношений. Промышленные революции, формирование индустриальных обществ.

Разнообразные формы правления (монархия, ограниченная монархия,республика).

Светская культура.

Новое время

(Сер. XVII – нач. XX в.)

Господство феодально-крепостническихотношений до сер. XIX века. Зарождениекапиталистических отношений, их бурное развитие в промышленности после отменыкрепостного права в 1861 г. Промышленный переворот. Сохранение феодальных пережитков.

Формы правления: абсолютная монархия, Думская монархия (1906-1917).

Зарождение и утверждение светских начал в культуре, раскол культуры на дворянскую и народную в первой четверти XVIII века.

Новейшее время

(Нач. XX в – нач. XXI в.)

Многообразие путей развития экономики, политики и культуры, формирование информационного общества.

Новейшее время

(Нач. XX в – нач. XXI в)

Попытка построения социалистического общества, оформление советской республики.

Господство «социалистической культуры».

Распад СССР (1991 г.).

Возврат к рыночным отношениям, утверждение многопартийности, оформление президентской республики.

Распространение западных тенденций в культуре.

    ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ПАМЯТНИКИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ.

Каменный век:

Ка́менный век - древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда, кирпичные постройки, скульптура).

Периодизация каменного века:

    Палеолит:

    Нижний палеолит - период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus.

    Средний палеолит - период вытеснения эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе в течение всего среднего палеолита господствуют неандертальцы.

    Верхний палеолит - период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения.

    Мезолит и эпипалеолит; терминология зависит от того, насколько данный регион затронуло исчезновение мегафауны в результате таяния ледника. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует.

    Неолит - эпоха появления сельского хозяйства. Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика.

Медный век:

Ме́дный век, медно-каменный век, халколит (греч. χαλκός «медь» + греч. λίθος «камень») или энеолит (лат. aeneus «медный» + греч. λίθος «камень»)) - период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4-3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

Бронзовый век:

Бро́нзовый век - период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 - 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются. В Восточном Средиземноморье конец бронзового века связан с почти синхронным разрушением всех местных цивилизаций на рубеже XIII-XII вв. до н. э., известным как бронзовый коллапс, тогда как на западе Европы переход от бронзового к железному веку затягивается ещё на несколько веков и завершается появлением первых культур античности - античной Греции и Древнего Рима.

Периоды бронзового века:

    Ранний бронзовый век

    Средний бронзовый век

    Поздний бронзовый век

Железный век:

Желе́зный век - период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. У цивилизаций бронзового века выходит за рамки истории первобытного общества, у других народов цивилизация складывается в эпоху железного века.

    КРУПНЕЙШИЕ ГРЕЧЕСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ. СКИФЫ.

Древнегреческие колонии Северного Причерноморья:

    Борисфен (на острове Березань в устье Днепра) - первая греческая колония в Северном Причерноморье, позднее ее центр переместился севернее в Ольвию; основана ок. 647 г. до н. э.

    Тира (сейчас Белгород-Днестровский, основана ок. 502 г. до н. э.); ЮНЕСКО внесена в список 10-ти старейших городов мира, самый старый город (из существующих) Украины.

    Ольвия (район Очакова, основана в первой четверти VI века до н. э., один из крупнейших полисов региона);

    Керкинитида (сейчас Евпатория, основана около 550 г. до н. э. ионийцами. В IV - ІІ вв. до н. э. находилась под властью Херсонеса, затем захвачена и практически разрушена скифами.);

    Херсонес Таврический (сейчас на его месте Севастополь; основан гераклейцами около 528 г. до н. э.) - важнейший город юго-западной Таврии; ослабленный борьбой со степными кочевниками и Боспором, попал в зависимость от Рима, позднее стал владением Византии. Его преемником стало княжество Феодоро.

    Калос-Лимен (у пгт Черноморское) - основан в IV в до н. э. ионийцами. В конце IV в до.н. э. был захвачен херсонеситами; стал ареной противостояния между греками и степными народами - скифами и сарматами. Уничтожен сарматами в І в н. э.

    Феодосия - основана в середине VI века до н. э., с 355 г. до н. э. - захвачена Боспорским царством. После гуннского нашествия - аланское, затем хазарское поселение, постепенно опустевшее. Возрождение началось с 1267 г., когда это место было выкуплено у татар генуэзцами под торговую факторию и где возродился город под именем Кафа;

    Пантикапей (позднее центр Боспорского царства (ныне Керчь, основан в самом конце VΙΙ в. до н. э. или первой четверти VΙ в. до н. э.) с прилегающими к нему полисами и поселениями, также вошедшими в состав Боспорского царства:

  • Тиритака

    Мирмекий

  • Киммерик

    Зенонов Херсонес

    Гераклий

  • Парфений

На азиатской стороне Боспора Киммерийского:

    Гермонасса - основана милетянами в первой четверти VI века до н. э.

    Кепы - основаны милетянами в 580-е - 570-е годы до н. э.

    Коркондама

    Патрей - основан не позднее третьей четверти VI века до н. э.

    Фанагория - основана вскоре после 543 года до н. э., крупнейший город на азиатской стороне Керченского пролива;

    Цели урока

    1. Активизировать необходимые знания учащихся из курса истории 5-6-х классов.

    2. Развивать навыки определения и объяснения понятий, анализа и работы с документами, схемами и таблицами.

    3. Дать возможность учащимся проявить творческое мышление.

    План занятия

    I. Исторические источники.

    II. Вспомогательные исторические дисциплины.

    III. Языковая семья.

    ХОД УРОКА

    I. Исторические источники

    В начале урока учитель сообщает учащимся о том, что на уроке они познакомятся с новыми понятиями и терминами: с различными типами исторических источников, вспомогательными историческими дисциплинами, понятиями «языковая семья» и «языковая группа».

    Перед учащимися ставится задача: в процессе изучения новой темы, активизируя знания, полученные на уроках истории в предшествующие годы, подобрать примеры различных типов исторических источников и объяснить, какие вспомогательные дисциплины занимаются их изучением.

    Учитель вводит понятие исторический источник и вместе с учениками составляет на доске схему 1 «Классификация исторических источников» . Он предлагает различные типы источников, а учащиеся подбирают примеры. Результаты деятельности фиксируются на доске и в тетрадях учащихся.

    Исторические источники - весь комплекс предметов целенаправленной деятельности человека, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздаётся представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.

    Схема 1. Классификация исторических источников

    Вопросы и задания учащимся

    Определите на слух, к какому типу источников относятся приведённые ниже тексты документов.

    № 1. Летопись (фрагменты)

    «В лето 6635 (1127). По велению князя Всеволода начато строительство церкви каменной святого Иоанна в Новгороде…

    В то же лето была метель сильная по земле, и по воде, и по хоромам две ночи и четыре дня. Того же лета… на осень побил мороз всю рожь, и был голод на всю зиму. Ржи осьминка стоила по полгривны».

    № 2. Грамота 1257-1259 гг.

    «Я, князь Александр, и сын Дмитрий с посадником с Михаилом, и с тысяцким Жирославом, и всеми новгородцами, заключаем мир с немецким послом Шивордом, и с Любецким послом Гидриком, и с готским послом Останом. Отныне новгородцы гостят на немецком берегу, а немцы гостят на новгородском без пакостей…»

    № 3. Берестяная грамота

    «От Бориса к Настасии. Как придёт эта грамота, так тотчас пришли мне слугу на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли рубаху, рубаху забыл».

    № 4. « Слово о погибели земли Русской»

    «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская!

    Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками многочтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!»

    № 5. Жалованная грамота великого князя

    Всеволода Мстиславича - Юрьеву монастырю. 1125-1137 гг.

    «Я, великий князь Всеволод, дал святому Георгию Терпужский погост Ляховичи с землёю, и с людьми, и с лошадьми, и лес, и бортни, и ловища на Ловати… А то дал святому Георгию во веки…»

    № 6. Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра

    «…Сей князь Александр родился от отца милосердного, и более всего - короткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии.

    … И красив он был как никто другой, и голос его - как труба в народе, лицо его - как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царём в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же - как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую.»

    № 7. Берестяная грамота

    «Поклон от Якова куму и другу Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея, если он продаст. Возьми у него грамоту да пришли мне хорошего чтения…»

    «В лето 6635 (1127). Не было мира… ни с суздальскими, ни со смолянами, ни с полвчанами, ни с киевлянами. И стоила всё лето осьминка великая по семь резан.

    В лето 6669 (1161). Стояла всё лето жара, и сгорело всё жито, а осенью убил всю пшеницу мороз… О, великая скорбь была в людях и нужда».

    № 9. Былина « Алёша Попович и Тугарин».

    «Гой вы еси, удалы добры молодцы!
    Видел я Тугарина Змеевича,
    В вышину ли он, Тугарин, трёх сажень,
    Промежду глаз калёна стрела,
    Конь под ним, как лютый зверь».

    Выделите из приведённого перечня исторические источники и разделите их на группы. Занесите результаты работы в таблицу 1 «Исторические источники».

    Учитель вычёрчивает графы таблицы на доске, а школьники в своих тетрадях. Затем учитель раздаёт карточки с предложенным ниже перечнем, и ребята самостоятельно выполняют задание. Возможно параллельное выполнение задания одним учащимся у доски. После самостоятельной работы необходимо организовать проверку, вызвав одного-двух учащихся, чтобы своевременно выявить ошибки, допущенные при работе. В конце работы учитель должен сделать вывод о том, что исторический источник связан с деятельностью человека, а ребята должны записать его в свои рабочие тетради.

    Таблица 1. Исторические источники

    Письменные

    Вещественные

    Устные

    Лингвистические

    Не являются
    историческими
    источниками

    Рисунок в пещере

    Письмо, написанное на глиняной табличке

    Текст закона на камне

    Берестяная грамота

    Древний храм

    Черепки посуды

    Разрушенная крепость

    Пуговица

    Рассказ
    участника
    минувшей
    войны

    Название города

    Скелет человека

    Потухший вулкан

    Кости доисторического животного

    Высохшее русло реки

    КАРТОЧКА

    Рисунок в пещере скелет человека потухший вулкан рассказ участника минувший войны кости доисторического животного письмо, написанное на глиняной табличке древний храм высохшее русло реки текст закона на камне монета черепки посуды разрушенная крепость название города пуговица берестяная грамота.

    II. Вспомогательная историческая дисциплина

    Предваряющие вопросы

    Каким образом учёные получают исторические сведения?

    Какие науки занимаются изучением исторических источников?

    Ученики высказывают свои предположения. Затем учитель на доске, а школьники в тетрадях вычерчивают графы таблицы 2 «Вспомогательные исторические дисциплины» , которая заполняется по ходу объяснения материала учителем. При составлении таблицы учащимся задаются наводящие вопросы, активизирующие знания, полученные из курсов истории Древнего мира и Средних веков.

    Таблица 2. Вспомогательные исторические дисциплины

    Название

    Предмет изучения

    Палеография

    (греч. палайос - древний,
    графо - пишу)

    Исследует внешние признаки рукописных и печатных источников в их историческом развитии (почерки, знаки письма, особенности их начертания, орудия письма, материал, чернила и др.)
    Археология

    (греч. архайос - древний,
    логос - слово, учение)

    Наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества
    Хронология

    (греч. хронос - время)

    Наука о системах исчисления времени
    Геральдика

    (лат. геральдус - глашатай

    Изучает гербы как исторический источник
    Ономастика

    (греч. онома - имя, названия)

    Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения и преобразования. Имеет несколько разделов:

    Топонимика - наука о географических названиях.

    Антропонимика - наука, изучающая личные имена людей.

    Этнонимика - наука, изучающая названия народов.

    Теонимика - наука, изучающая имена богов и др.

    Нумизматика

    (греч. «номисма» - законное платёжное средство, монета

    Наука о монетах, а также о материалах и инструментах для их изготовления
    Сфрагистика

    (греч. сфрагис - печать)

    Наука о печатях
    Метрология

    (греч. «метрон» - мера)

    Наука о мерах веса, длины, объёма, площади
    Генеалогия

    (греч. «генеалогия» - родословная

    Наука о происхождении и родственных связях отдельных и целых семейств

    Вспомогательные исторические дисциплины - собирательное название ряда научных дисциплин, изучающих определённые виды или отдельные стороны формы и содержания источников исторических.

    Полученные знания учитель закрепляет с помощью приведённых ниже заданий.

    Вопросы и задания учащимся

    Прослушайте отрывок и определите, какая вспомогательная историческая дисциплина изучает выделенные слова?

    Кузнецы куют таганы
    На Таганской слободе,

    Кузнецы для печи банной
    Отливают медный чан.
    Старый пекарь на Басманной
    Выпекает хлеб - «басман» .
    А в Калашном переулке
    Для бояр и для царя
    Выпекают пекаря
    Калачи, баранки, булки.
    На Рыбачьей на слободке,
    По названью Бережки,
    Рыбаки спускают лодки
    На простор Москвы-реки.
    Топоры на бойнях точат
    На Мясницкой слободе,
    В Сыромятнях кожи мочат
    В быстрой яузской воде.

    (Н.Кончаловская.
    «Наша древняя столица»)

    Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают и после прочтения отвечают на поставленный вопрос. (Ономастика. )

    Какие сведения может получить историк, изучая названия улиц?

    О какой вспомогательной исторической дисциплине идёт речь?

    1) В красном поле
    Лев на задних лапах,
    Жёлтый зверь с улыбкой на губах,
    Корпус мощи в теневых накрапах, -
    На дыбах!
    Головы
    Спокойное величье
    И в глазах лукавства доброта,
    Львино-мужиковское обличье,
    Кольцами струится борода.
    Он не порешён огнём,
    Отравой,
    Не един был варваров наезд,
    Держит лев в передней лапе правой
    Длинный-длинный
    Серебристый крест.

    (С.Поделков «Герб города Владимира»)

    2) Я видел герб… - исконный:
    Сидящий воин на коне,
    Сражающий копьём дракона
    На густо-красном полотне.

    (В.Герасимов. «Герб Москвы»)

    III. Языковая семья

    Учитель вводит новое понятие и для его усвоения предлагает учащимся схему 2 , которую они переносят в свои тетради.

    Схема 2. Языковая семья

    Языковые семьи

    Языковые группы

    Схема 3 «Языковая семьи Восточно-Европейской равнины» должна быть предварительно подготовлена учителем.

    Схема 3. Языковые семьи Восточно-Европейской равнины

    Для закрепления материала учитель чертит на доске таблицу 3 «Языковые группы» и вместе с классом заполняет левую колонку.

    Далее возможны два варианта работы: либо учащиеся заполняют таблицу в процессе чтения учителем перечня народов, приведённого ниже, либо работа выполняется ими самостоятельно - на карточке, которую они получают на парту. Один из школьников выполняет работу у доски.

    По окончании проводится устная проверка и корректировка.

    Вопросы и задания учащимся

    К какой языковой группе относятся следующие народы: французы, немцы, англичане, латыши, финны, киргизы, казахи, итальянцы, испанцы, эсты, венгры, ханты, узбеки, татары, литовцы, манси, русские, украинцы, шведы, датчане, румыны, белорусы, чехи, таджики, норвежцы, афганцы, словаки?

    Таблица 3. Языковые группы

    Домашнее задание. Cоставить кроссворд по данной теме.

    Татьяна ПЕТРОВА,
    учитель истории и обществознания
    МОУ многопрофильного лицея,
    г.Вятские Поляны Кировской обл.

    Сегодня в мире насчитывается около 2,5 тыс. различных наук. Большинство из них можно условно разделить на две категории: естественные (исследующие законы природы) и гуманитарные (изучающие человеческое общество). Одни науки зародились в глубокой древности, другие появились сравнительно недавно. История - это гуманитарная дисциплина, возраст которой насчитывает больше 2 тысячелетий. Её отцом принято считать Геродота - учёного, жившего в Древней Греции в V веке до Рождества Христова. Его авторству принадлежит трактат "История", описывающий события греко-персидских войн и обычаи людей, живших в те времена. Труд Геродота является древнейшим образцом литературы, содержащим достоверные сведения о развитии общества.

    Значение вспомогательных исторических дисциплин

    Предмет исторической науки - это изучение прошлого человеческого общества и определение закономерностей его развития. Современные учёные рассматривают минувшие времена с различных ракурсов: они исследуют быт, внутреннюю и внешнюю политику государств, их культуру, дипломатические и финансовые отношения, деятельность политических и общественных деятелей и прочее. Облегчают изучение человеческого прошлого вспомогательные исторические дисциплины. К ним относятся археология, нумизматика, геральдика, сфрагистика, палеография, метрология, хронология и т. д. Немало интересных сведений удалось получить благодаря исторической географии. Без тщательного изучения перечисленных наук сложно понять прошлое человечества.

    Древние раскопки

    Археология - это наука, изучающая историю древних людей по сохранившимся памятникам (могильникам, стоянкам, поселениям, оружию, предметам быта, украшениям). Для поисков объектов учёные сначала проводят полевые исследования, затем наступает очередь раскопок. Найденные археологические памятники тщательно изучают в лабораторных условиях: их классифицируют, определяют их возраст и сферу применения. Объекты, добытые в результате раскопок, имеют большое научное значение, так как они помогают пролить свет на происхождение и развитие человеческого общества.

    Понятие палеографии

    Палеографией называют дисциплину, объектом исследования которой является древняя письменность и всё, что с ней связано. Старинные тексты, начертанные на папирусах, пергаменте и бумаге, - важнейшие источники информации, содержащие в себе описание реальных событий многовековой давности. Однако ни один старинный рукописный материал не станет представлять интерес для исторической науки, если он не будет расшифрован. Палеографы изучают текст, определяют его автора, дату написания, а также возраст и подлинность самого документа.

    С развитием этой вспомогательной дисциплины учёным удалось гораздо глубже и детальнее исследовать историю Древнего мира. Например, о социальном перевороте в Египте, произошедшем в 1750 г. до н. э., удалось узнать из рукописи, найденной в конце XIX века в некрополе Саккара. Детальное исследование документа показало, что он относится к XVIII ст. до н. э. и описывает реальные исторические события.

    Геральдика и сфрагистика, их связь

    Наука о гербах называется геральдикой. В древние времена у всех знатных лиц и родов были свои эмблемы. Позднее они стали появляться у городов и государств. Форма гербов, рисунки и надписи, нанесённые на них, имели свой глубокий смысл, соответствующий сложившимся в обществе устоям. Специалисту достаточно взглянуть на предложенный ему знак, чтобы определить, какому роду или государству он принадлежал и о чём свидетельствует его внешний вид. Старинные рукописи нередко украшались гербами, поэтому их расшифровка требует знаний не только по палеографии, но и по геральдике.

    Наука о гербах имеет тесную взаимосвязь со сфрагистикой - дисциплиной, изучающей печати и их отображения на разных поверхностях. Иногда её ещё называют сигиллография. Изначально она была составной частью дипломатики, занимающейся определением подлинности исторических документов, однако постепенно отделилась от неё и стала самостоятельной дисциплиной. Тесная связь между геральдикой и сфрагистикой заключается в том, что при изготовлении гербов и печатей использовались одни и те же изображения.

    Нумизматика и метрология

    Изучая вспомогательные исторические дисциплины, обязательно нужно уделить внимание нумизматике - науке о монетах и их обращении. Изучение древних денег способно донести до современного человека информацию о разрушенных городах, не сохранившихся до сегодняшнего времени, важных исторических событиях и великих людях прошедших эпох. При чеканке старых монет использовали те же символы, что и на печатях и гербах, поэтому и здесь прослеживается связь между отдельными историческими дисциплинами.

    Метрология занимается изучением мер веса, площади, объёма и расстояния, используемых в прошлом. Она помогает проанализировать особенности экономического развития государств в разные эпохи. Так как названия мер веса и денежного счёта в древности часто совпадали, метрологию следует изучать вместе с нумизматикой.

    Историческая хронология и география

    Определить места возникновения древнейших цивилизаций, направления миграции народов, границы стран и городов, изменение климатических условий и их влияние на расселение людей поможет историческая география. Старые карты, которым удалось сохраниться до наших дней, позволяют более глубоко понять атмосферу и события давних эпох.

    Среди вспомогательных исторических дисциплин также стоит назвать хронологию - науку, предметом исследования которой являются системы времяисчисления и древние календари разных народов. Также она определяет даты произошедших событий и последовательность, в которой они случались.

    Вышеперечисленные науки подробно изучаются на исторических факультетах вузов. В высших учебных заведениях читается курс по вспомогательным дисциплинам, отдельно преподаются археология, историческая география и другие науки. Для студентов сегодня издаётся большое количество литературы по теме. Здесь и учебники, и методические пособия, и монографии. Г. А. Леонтьева, «Вспомогательные исторические дисциплины» - самая популярная книга у студентов-историков. Этот учебник состоит из нескольких частей, каждая из которых посвящена отдельной науке. В нём можно найти информацию о геральдике, хронологии, палеографии, метрологии и прочих науках. Благодаря лёгкой подаче материала студенты могут всесторонне изучить вспомогательные исторические дисциплины. Учебник считается самым современным на сегодняшний день, он позволяет получить глубокие знания по предмету, что впоследствии поможет человеку тщательно исследовать все материалы и объекты.

    Что такое вспомогательные исторические дисциплины

    Историческая наука строит свои выводы на материале исторических источников. Под историческим источником понимают все остатки прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества. Продукты и следы деятельности людей дошли до нас в виде источников вещественных (остатков орудий труда и оружия, предметов быта, архитектурных сооружений), лингвистических (языка), этнографических (нравов, обычаев), устных (фольклора) и др. С появлением и развитием письменности возникли письменные источники, а в новейшее время, благодаря развитию техники, - звуковые записи, фото- и кинодокументы. Приемами выявления, классификацией, разработкой комплексной методики обработки, изучения и использования источников занимается источниковедение.

    Как выглядит процесс работы с историческими источниками? Каковы основные принципы и методы их научной критики, разрабатываемые источниковедением?

    Первый этап научной критики связан с получением информации о происхождении источника. Для письменного источника это означает установление времени и места его составления, авторства, условий написания и подлинности, восстановление утраченных мест и первоначального текста, установление редакций, копий, списков. Первый этап критики требует от исследователя глубокого анализа текста, данных языка, имен собственных, географических и топографических сведений, наблюдения за формуляром, почерком, знаками письма и материала для письма, использования метрологических, хронологических, сфрагистических и нумизматических данных. Условно этот этап анализа исторического источника называется этапом внешней критики. Решив задачи внешней критики, имеющей целью определение степени правомерности использования источника в научном исследовании, историк переходит к следующему этапу, условно называемому внутренней критикой источника.

    Внутренняя критика основана на изучении содержания источника и имеет целью установление его достоверности, т. е. выяснение степени соответствия жизненных явлений их отражению в источнике. В процессе внутренней критики устанавливается полнота информации и научная ценность источника. Задачи внутренней критики письменных источников требуют прежде всего учета социальной позиции, национальной и культурной принадлежности их авторов. Совокупность этих факторов оказывает решающее влияние на содержание и полноту такого источника. Автор может проигнорировать или видоизменить одни факты и, напротив, выделить те из них, в подробном освещении которых он заинтересован. Определенное влияние на автора оказывает и историческая обстановка, в которой он живет и работает.

    Задачи внешней и внутренней критики нельзя рассматривать изолированно. Напротив, они тесно связаны между собой, поскольку служат общей цели - всестороннему изучению, оценке содержания и значения источника.

    Источниковедческая критика источника предусматривает использование приемов вспомогательных исторических дисциплин. Вспомогательными историческими дисциплинами называются дисциплины, имеющие свою область исследования и разрабатывающие специфические методики и технические приемы в целях решения задач преимущественно внешней критики определенного вида источника. К числу вспомогательных исторических дисциплин относятся палеография, археография, метрология, хронология, сфрагистика, геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика, дипломатика, эпиграфика, кодикология и др.

    Предмет исследования вспомогательных исторических дисциплин и разрабатываемые этими дисциплинами теоретические вопросы определяются характером материала источника, содержащего письменную информацию (пергамен, бумага, береста, камень, металл), типом источника (письменный источник, печать, монета, герб), видом источника (акт, летопись, хроника, мемуары).

    Объектом исследования палеографии являются внешние признаки рукописных источников и связанные с ними графика букв, материал для письма, художественные украшения. Хронология исследует различные системы счисления времени, разрабатывает методики обработки прямой и косвенной датирующей информации. Метрология исследует существовавшие в разные периоды истории меры длины (протяженности), веса (тяжести), поверхности (площади) и вместимости (объема), их соотношения с современной системой мер. Областью изучения сфрагистики являются печати, сохранившиеся при документах и в oтрыве от них, а геральдики - гербы. Нумизматика изучает денежно-весовые системы, монеты, надписи на них и денежное обращение. Генеалогия занимается вопросами происхождения семей и родов, отдельных лиц и родственных связей, составлением родословных. Ономастика изучает имена собственные, а историческая ономастика - их историю. Объектом изучения дипломатики является формулярный анализ и содержание актов, т. е. вообще официальных документов (грамот, протоколов, записей и т. д.). Эпиграфика исследует надписи и эволюцию знаков письма на твердых телах (камне, металле, кости, глиняных предметах). Археография разрабатывает правила и методы издания исторических источников. (Археографию можно отнести к прикладным историческим дисциплинам.)

    Особенности методических приемов каждой из вспомогательных исторических дисциплин обусловлены спецификой предмета их исследования, а эффективность приемов зависит от уровня разработки теоретических вопросов любой из дисциплин. Таким образом, каждая из вспомогательных исторических дисциплин имеет свои приемы и свой объект исследования. Но цель у них одна - помочь исследователю всесторонне изучать исторический источник, дать максимум информации о его происхождении.

    Любая вспомогательная историческая дисциплина сопоставляет свои наблюдения с наблюдениями других смежных дисциплин и развивается во взаимодействии с ними. Так, палеография тесно связана с хронологией. Знание палеографии помогает прочесть буквенные изображения цифр, а палеографические наблюдения над материалом для письма, знаками графики, украшениями могут служить косвенным доказательством точности датировки. Без палеографических навыков трудно прочесть надпись на камне, старинной монете или печати, а особенности графики букв могут приблизительно указывать на время их появления. В этом плане нумизматика, сфрагистика, эпиграфика связаны с палеографией. Генеалогия тесно связана с хронологией, без данных которой невозможно проследить родословную. Изображение гербов на печатях и монетах сближает сфрагистику и нумизматику с геральдикой. Генеалогия тесно связана с ономастикой, а область денежно-весовых систем метрологии - с нумизматикой. Археография тесно связана с палеографией, так как разрабатывает методы передачи архивных текстов. Связь между вспомогательными историческими дисциплинами говорит о необходимости комплексного использования их методик и сопоставления выводов каждой из них.

    Каково соотношение источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин? Задачи и исследовательские приемы источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин переплетены и взаимосвязаны. Но источниковедение, занимающееся классификацией источников, разрабатывающее комплексную методику всесторонней внешней и внутренней критики источника и анализирующее всю их совокупность, шире любой из вспомогательных исторических дисциплин, поскольку каждая из них ограничена «своим» объектом исследования и «работает» своими методами. Выводы же любой из вспомогательных исторических дисциплин в совокупности используются в источниковедческом анализе для определения как происхождения, так и содержания источника.

    Углубление теоретических вопросов и на их основе частных методик вспомогательных исторических дисциплин привело к тому, что они стали решать не только традиционные задачи источниковедческой критики, но и давать материал для выводов в области социально-экономической, политической и культурной истории. Например, наблюдения над графикой букв в палеографии помогли в решении вопроса об уровне развития письменности, образованности и специфике работы государственных учреждений; водяные знаки, служившие в палеографии средством датировки бумаги, рассматриваются как показатель технологии бумажной промышленности и культурных связей. Печати, сохранившиеся в отрыве от документов, служат материалом для выводов об эволюции государственного аппарата и древних государственных институтов, а монеты и монетные клады используются для характеристики уровня товарно-денежных отношений и рыночных связей. Знание метрологических единиц помогает уяснению тяжести фискального обложения, объема сельскохозяйственного производства и т. д. Генеалогия имеет значение для выводов о характере экономических и политических отношений, социальной структуры общества, а примыкающая к ней система социального этикета раскрывает определенные социальные отношения. Ономастика позволяет глубже раскрыть демографические процессы.

    Прямой выход вспомогательных исторических дисциплин на историю свидетельствует о том, что их применение не ограничивается только рамками источниковедческой критики, а может иметь и вполне самостоятельное значение в исследовании общих вопросов исторического процесса. В связи с этим вспомогательные исторические дисциплины имеют достаточное основание называться специальными, и это наименование (наряду с традиционным) сегодня принято.

    Из книги Советское военное чудо 1941-1943 [Возрождение Красной Армии] автора Гланц Дэвид М

    Глава 9 ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ВОЙСКА

    автора Голыженков И А

    ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ВОЙСКА (AUXILIA) В период ранней империи (первая половина I в. н. э.) вспомогательная пехота представляла собой отдельные отряды, набранные в провинциях, пользовавшиеся своим национальным оружием и находившиеся под командованием собственных вождей.

    Из книги Армия императорского Рима. I-II вв. н.э. автора Голыженков И А

    Пехотные вспомогательные когорты Пехотные вспомогательные когорты имели организацию, подобную организации легионных когорт, и состояли из 6 центурий по 80 человек каждая (480 человек - офицеров и солдат). Такой отряд назывался квингенария (quingenaria - 500 человек). Во второй

    Из книги Греция и Рим [Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков] автора Коннолли Питер

    Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

    Из книги Греция и Рим, энциклопедия военной истории автора Коннолли Питер

    Вспомогательные войска. Фаланга, которую поначалу рассматривали как совершенную и непобедимую силу, стала постепенно обнаруживать свои слабые места. Хотя она превосходила все, что существовало до нее (и потому была принята на вооружение всеми греческими полисами),

    Из книги Вторая мировая: ошибки, промахи, потери автора Дейтон Лен

    Из книги Сталин их побери! 1937: Война за Независимость СССР автора Ошлаков Михаил Юрьевич

    Укрепление дисциплины Другой важнейшей целью, преследовавшейся при проведении чисток в Красной Армии, было укрепление воинской дисциплины. Сегодня широко известны многочисленные факты безобразно низкой дисциплины в армии, приводившей к человеческим жертвам,

    Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

    3. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ Общественные науки в отличие от естественных дисциплин испытывали постоянный контроль и давление со стороны властей. Именно здесь, в области общественных наук, шёл активный поиск новых путей, что отразилось в острой борьбе взглядов, идей и

    Из книги СС - инструмент террора автора Уильямсон Гордон

    УКРАИНСКИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ Многие иностранные добровольцы, служившие на фронте в строевых частях Ваффен-СС и Вермахта, проявляли в боях героизм и отвагу и по праву гордятся своим послужным списком. Однако послужной список тех, кто служил в контролировавшихся СС

    Из книги Золотая эпоха морского разбоя автора Копелев Дмитрий Николаевич

    Принципы дисциплины Система коллективного давления приносила реальные результаты. И главным в этой связи оказывалась дисциплина на судне, поддержание которой обеспечивало жизнеспособность пиратского экипажа. Дисциплинарные нормы были оговорены в особых «Правилах» -

    Из книги История книги: Учебник для вузов автора Говоров Александр Алексеевич

    2.2. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ИСТОРИЯ КНИГИ Всемирная историческая наука с течением времени разбилась на неисчислимое множество как фундаментальных, общих, так и специальных, частных наук и дисциплин. Состав их и число, согласно законам диалектики,

    Из книги Театр мистерий в Греции. Трагедия автора Ливрага Хорхе Анхель

    Из книги Китайское искусство целительства. История и практика врачевания от древности до наших дней автора Палош Штефан

    Вспомогательные меридианы Мы говорили о тех меридианах, которые идут в центробежном и центростремительном направлениях по телу, в зависимости от того, какая точка, начальная или конечная, расположена в конечностях. Согласно традиционной трактовке, эти вертикальные

    автора

    Структура дисциплины

    Из книги История цивилизаций мира [Методические рекомендации] автора Куренышева Екатерина Павловна

    Тема 3

    СТРОЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

    План

      Основные и вспомогательные исторические дисциплины.

      Общие вспомогательные дисциплины.

      Специальные вспомогательные дисциплины.

    1. Основные и вспомогательные исторические дисциплины

    Современная отечественная историческая наука представляет собой сложный, разветвленный комплекс взаимосвязанных дисциплин. В настоящее время их насчитывается более 50-ти, однако число их постоянно увеличивается.

    В исторической науке по предмету изучения и по функциям выделяется две группы дисциплин: основные и вспомогательные. Основные дисциплины занимаются непосредственным изучением развития человеческого общества с момента его возникновения до настоящего времени. Вспомогательные дисциплины – это комплекс наук, которые создают условия для решения научных задач в основных дисциплинах, то есть все вспомогательные дисциплины выполняют обслуживающую функцию по отношения к собственно исторической науке.

    Собственно историческая наука делится на ряд отраслей по 5 критериям.

      По эпохам (история первобытного общества, история древнего мира, история средних веков, история нового времени, новейшая история).

      По континентам (история Азии и Африки, история Америки, история Европы, история Австралии и Океании и т.д.)

      По отдельным странам (история России, Франции, Англии и т.д.)

      По этносам (история славян – славистика).

      По национально-государственной принадлежности (отечественная и зарубежная история).

    Вспомогательные исторические дисциплины так же делятся на две группы – общие и специальные. Общие вспомогательные дисциплины решают общие, универсальные задачи всякого научно-исторического исследования. Специальные вспомогательные дисциплины решают узкие специфические задачи и большинство из них являются специализированными отраслями источниковедения.

    2. Общие вспомогательные дисциплины (6)

    В настоящее время в исторической науке выделяется 6 общих вспомогательных дисциплин .

    1. Историография. Она делится на общую историографию и проблемную. Общая историография изучает историю исторической науки с момента ее возникновения до настоящего времени. Общая историография исследует эволюцию различных научных школ и концепций в исторической науке, исследует научную деятельность отдельных историков. Проблемная историография изучает историю конкретных научных проблем: исследует процесс их возникновения и постановки в научной литературе, процесс разрешения данных проблем, определяет степень изученности проблем, еще не решенных в науке.

    2. Источниковедение – это наука, которая изучает все виды исторических источников, дает их классификацию, разрабатывает методику источниковедческого анализа. В источниковедении так же выделяется общее источниковедение и проблемное. Общее источниковедение весь комплекс источников по истории России. Проблемное источниковедение изучает совокупность исторических источников по конкретной теме, дает их классификацию, характеристику по группам, определяет методику анализа, проводит внутренюю и внешнюю критику источников. (Понятия источника, внутренней и внешней критики).

    3. Историческая библиография – это наука о методах историко-библиографического исследования, то есть о методах выявления литературы по заданной теме. Историческая библиография занимается также разработкой стандартов библиографического описания литературы в научно-справочном аппарате исследования (сноски и список литературы), разрабатывает ГОСТы оформления научно-справочного аппарата исследований.

    4. Методология. Под методологией в настоящее время понимают две науки. Во-первых, методология – это наука, изучающая строение и законы развития общества, а также исследующая общее и закономерное в развитии различных обществ. В этом значении методология полностью совпадает с теоретической или аналитической историей. Во-вторых, методология – это наука о методах исторического исследования.

    5. Историческая информатика. Она изучает и разрабатывает методику применения компьютерных технологий в исторических исследованиях, а также разрабатывает специальные компьютерные программы для исторических исследований (создание специализированных баз данных по различным проблемам исторической науки, разработка компьютерных моделей исторических процессов).

    6. Историческое терминоведение. Предметом изучение является понятийно-категориальный аппарат исторической науки, то есть система категорий и понятий, использующихся в исторической науке – философских категорий, общесоциологических понятий, конкретно-исторических понятий, а также понятий всех вспомогательных исторических дисциплин.

    3. Специальные вспомогательные дисциплины (36)

    Самостоятельные дисциплины (6)

      Хронология (предмет изучения – системы счета времени в различные исторические эпохи).

      Метрология (предмет изучения – системы мер: длины, веса, объема).

      Историческая география (предмет изучения – физическая, экономическая и политическая география прошлого. Наиболее важные проблемы – изучение динамики территориальных изменений государств, изучение вопросов о спорных территориях).

      Историческая картография (предмет изучения – история картографирования и географические карты как исторический источник).

      Историческая демография (предмет изучения – динамика численности населения и миграционные процессы прошлого).

      Историческое языкознание (предмет изучения – древние языки как историческое явление).

    Специализированные отрасли источниковедения (30 дисциплин)

    Документоведческий комплекс

      Документоведение – документ как социальное явление

      Археография – методика выявления и публикации исторических источников.

      Архивоведение – система хранения документов, система госархивов.

    Палеографический комплекс (палеография и науки, выделившиеся из нее)

      Палеография (предмет изучения – древние тексты как исторический источник).

      Кодикология (предмет изучения – древние рукописные книги как исторический источник).

      Берестология (новгородские берестяные грамоты как исторический источник).

      Дипломатика (юридические документы как исторический источник).

      Филиграноведение (бумажные водяные знаки в древних текстах).

      Эпистолография (письма как исторический источник)

    Нумизматический комплекс (нумизматика и науки, выделившиеся из нее)

      Нумизматика (монеты, т.е. металлические деньги).

      Бонистика (бумажные деньги и все виды ценных бумаг).

      Фалеристика (ордена, медали, наградные знаки).

      Медальерика (медали всех видов)

      Вексиллология (знамена, флаги, вымпелы).

      Униформоведение (все виды форменной одежды, прежде всего военные мундиры).

      Оружиеведение (все виды древнего оружия)

    Другие отрасли источниковедения

        Сфрагистика (печати как исторический источник).

        Геральдика (гербы как исторический источник).

        Генеалогия (история родов, семей, родословные книги как ист. источник).

        Эпиграфика (надписи на твердом материале как ст. источник).

        Эпитафика (надгробные надписи как исторический источник).

        Топонимика (географические названия).

        Ономастика (имена собственные как исторический источник).

        Филателия (почтовые марки как исторический источник).

        Филокартия (почтовые открытки как исторический источник)

        Эмблематика (все виды эмблем и символов).

        Археология (вещественные источники, извлеченные из земли).

        Остеология (выделилась из археологии, предмет изучения –

    костные остатки людей и животных как исторический источник).

        Глиптика (искусство резьбы по драгоценным камням)

        Иконография (иконы как произведение искусства и исторический источник)

    Методические дисциплины

    Самостоятельная группа вспомогательных дисциплин в исторической науке, не относящаяся ни кобщим, ни к специальным:

      Методика преподавания истории – методы преподавания истории в системе образования.

      Тестология – тесты по истории как средство и метод обучения, методика их разработки и применения.

      Эвристика – эвристические, то есть поисковые методы обучения в преподавании истории.

    ОБЩИХ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ – 6

    СПЕЦИАЛЬНЫХ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ – 36


Close