Нубийская династия «черных фараонов»

Хаос, характерный для III переходного периода, способствовал разрыву отношений между Египтом и Нубией. Нубийцы, впечатленные египетской культурой, основали XXV династию, получившую название династии «черных фараонов». Эти правители боролись с ассирийцами и неоднократно пытались взять под контроль весь Египет.

Для египетских фараонов Нубия, расположенная на южной границе империи, всегда была лакомым кусочком. Они организовывали экспедиции в земли Верхнего Нила и в страну Куш, и длинные караваны привозили оттуда в Древний Египет невиданные сокровища. Однако, несмотря на торговые отношения, установившиеся между двумя странами, этот мир был очень непрочен. Полукочевые и воинственные народы, входившие в состав нубийских и кушитских племен, делали весьма небезопасным передвижение египетских караванов, которые шли на север, груженые золотом, драгоценными камнями, благовониями и всевозможными диковинами. Все эти сокровища приумножали славу правителей и были предметом зависти и притязаний для высшего общества Древнего Египта.

Нубия - угроза с тыла

Неспокойная и всегда готовая бросить вызов своему могущественному соседу Нубия однажды даже заключила союз с гиксосскими завоевателями, когда те вторглись в долину Нила (1650-1539 гг. до н. э.), став для Египта серьезной угрозой с тыла. Фивы оказались в самом центре ожесточенного сопротивления этим захватчикам.

Яхмос, молодой фиванский принц, возглавивший это сопротивление, сумел прогнать гиксосов со своей земли, после чего провозгласил себя фараоном Египта. Разобравшись с северной угрозой, победитель повернул свои войска на юг, твердо вознамерившись заставить нубийцев пожалеть о своем коварном поступке.

Прошло совсем немного времени, и преемник Яхмоса, фараон Аменхотеп I, предпринял военную кампанию против Нубии. Первым, о чем он позаботился, стало строительство целого ряда крепостей вдоль долины Нила, которые должны были защитить границы и обеспечить безопасность на караванных тропах.

Завоевание юга продолжилось и в эпоху правления Тутмоса I, который раздвинул границы своей империи, присоединив земли за Третьим нильским порогом до ворот города Кермы, столицы царства Куш, которую нубийцы оставили врагу, основав новую столицу еще южнее - в Напате. После мирного правления царицы Хатшепсут ее преемник Тутмос III, нацелившийся на золотые рудники Верхней Нубии, окончательно присоединил территории царства Куш вместе с его новой столицей, распространив египетское влияние вплоть до города Кургуса.

На протяжении всей эпохи Нового царства Нубия оставалась под египетским владычеством; ею правил царь- наместник - представитель фараона. Влияние Египта было в этот период столь велико, что большая часть населения Нубии переняла его культуру и иероглифическую письменность и стала поклоняться божествам Ствратных Фив. Тем не менее, в самом центре этого огромного края оставалась область, отказывавшаяся покориться египтянам и неоднократно вынуждавшая их принимать самые жесткие меры.

Чудом уцелевшие статуи

Совсем недавно, после десяти лет поисков, египтологи французского Национального центра научных исследований и Женевского университета обнаружили семь гранитных статуй превосходной сохранности. Статуи, больше двух с половиной тысяч лет покоившиеся в тайнике суданского храма Кермы, изображают семь нубийских владык из XXV династии, правивших Древним Египтом приблизительно с 750 по 660 год до н. э. Эти скульптуры, совершенно не поврежденные, чудом избежали гибели, когда фараон Псамметих II, покоривший царство Куш, приказал уничтожить все упоминания о нубийской династии.

Напата - столица царства Куш

Упадок Египта эпохи Рамсесов был первым предвестником конца Нового царства; так страна медленно погрузилась в сумерки III переходного периода. Тогда же Египет потерял свою с таким трудом присоединенную южную провинцию, которая снова стала независимым царством Куш со столицей в городе Напате. Однако это отделение не повлекло за собой отрицания египетской культуры. К примеру, культ Амона продолжал отправляться в святилище Джебель-Баркала, важнейшем религиозном центре страны, а также в храмах Седеинги и Солеба. Кушитские принцы, полностью интегрировавшиеся в египетское общество во времена господства фараонов, подняли голову и двинулись завоевывать растерзанный Египет, который почти целиком оказался во власти ассирийских захватчиков.

Первого нубийского владыку из XXV династии - которую впоследствии назовут династией «черных фараонов» - звали Алара, но о нем, к сожалению, нам мало что известно. Куда больше мы можем рассказать о его брате, фараоне Каште, который наследовал ему около 760 года до н. э. и сделал своей целью освобождение Нижней Нубии, на тот момент еще принадлежавшей Египту. Однако, судя по всему, «подрывная деятельность» против Египта велась уже давно, и к году воцарения Кашты нубийцы уже продвинулись довольно далеко на север, до самой Элефантины.

Странная политика Пианхи

Фараон Пианхи, сын Кашты, взошел на египетский престол около 747 года до н. э. Он находился у власти тридцать лет, продолжив дело своих предшественников, и за эти годы сумел отодвинуть границу еще дальше на север. Владыка Фив и всего Верхнего Египта, Пианхи воспользовался хаосом, царящим в другой части страны, чтобы начать ее завоевание, двигаясь с юга.

Постепенно в его власти оказались Файюм и Средний Египет. Мемфис пал. Следом за остальными сдалась и Дельта. И вот Пианхи стал правителем всей страны. Однако вместо того, чтобы насладиться своим триумфом, победитель вернулся в свою далекую столицу, Напату...

Фараон считал свой поступок мудрым и дальновидным. Он не хотел показаться своим противникам слишком жестоким и самоуверенным, прекрасно понимая: пусть сейчас они молчаливы и покорны, можно не сомневаться, что при первой же возможности они без раздумий восстанут против него.

Действительно, хотя Фивы признали власть Нубии, север страны продолжал оказывать сопротивление. Тефнахт, царь Саиса, провозгласил себя основателем XXIV династии и около 720 года стал фараоном. Его дело продолжил его сын и наследник Бокхорис. Тем временем Пианхи скончался в Нубии. После него к власти пришел его брат Шабака. Он отправился в Мемфис, чтобы короноваться там, и в 716 году восстановил контроль над Египтом. Он намеревался свергнуть Бокхориса, но ему помешали подступившие к границам ассирийцы. Более того, они заставили Шабаку отступить, и в конце концов тот заключил со своим противником мир. Это не помешало нубийцам захватить религиозную власть. Великим жрецом Амона в Фивах стал Шабатака, не кто иной, как родной сын Шабаки.

Фараон Шабака умер в 701 году до н. э., оставив трон своему сыну, который правил Египтом, вдохновляясь примером Рамсесов и уделяя большое внимание внешней политике.

Когда в Палестине начались восстания против ассирийских завоевателей, Шабатака решил отправить туда свои войска, командование которыми доверил Тахарке. В 701 году до н. э. тот вступил в битву при Лахише и вышел из нее победителем. Но контратака ассирийцев застала его врасплох и вынудила отступить. Мемфис оказался во власти врага. Ассирийский царь Ашшурбанапал назначил наместником Египта своего союзника, царя Саиса, который стал фараоном Накао I.

Некрополи «черных фараонов»

Большинство «черных фараонов» упокоились на некрополе Нури, но их гробницы очень сильно повреждены. Другой крупный некрополь расположен в Мероэ; здесь же были обнаружены руины древнего города. Кроме того, царскими некрополями считаются также Джебель-Баркал и Эль-Курру. Первый стал священным еще при XVIII династии, так как здесь находилась обитель Амона. Его культу был посвящен большой храм, неподалеку от которого возвел себе дворец кушитский царь Натакамани. Эль-Курру - это большой некрополь, использовавшийся с 700 по 300 год до н. э. В этот период здесь хоронили членов царской семьи.

Тахарка - знаменитый «черный фараон»

Тахарка, вне всякого сомнения, может считаться самым знаменитым представителем династии нубийских фараонов. Легенда гласит, что он спас Египет от голода молитвами карнакскому Амону- Ра, который внял этому призыву и совершил чудо, заставив Нил разлиться. Его внешнеполитический курс можно считать вполне успешным: хотя Тахарка и не сумел окончательно победить ассирийцев, он помешал их мощной армии захватить Нубию. Кстати, несмотря на горькие поражения, которые наносили ему значительно превосходящие по силе ассирийские войска, вынуждая отступать до самой Напаты, фараон никогда не оставлял надежды восстановить контроль над всем Египетским царством. Эти амбиции, которым только смерть смогла положить конец, Тахарка передал своему сыну Тантуамону, унаследовавшему его престол. Тот продолжил борьбу, начатую его предшественниками, и организовал военный поход против саитов - народа, заключившего союз с ассирийцами. Состоялось сражение, в котором саисский фараон Накао I был убит. В результате этого Египет снова оказался во власти нубийцев, что привело в ярость Ашшурбанипала. Он вмешался, показав всю мощь, на которую была способна его армия, и Тантуамон не выстоял. Нубиец поспешно возвратился в Напату.

Между тем, на севере корона фараона досталась Псамметиху, сыну Накао I. Он решил избавится от всех соперников, не только нубийских, но и ассирийских, ко-торых окончательно прогнал в 653 году до н. э. Однако к тому времени Тантуамон, последний «черный фараон» из XXV династии, уже три года как был мертв.

«Черные фараоны» из XXV династии

Их предшественниками были два владыки, которые правили Нижней Нубией, но не имели отношения к XXV династии: Алара, царствовавший в 780-760 гг. до н. э., и Кашта, правивший в 760-747 гг. до н. э.

После них с 747-го по 656 год правили следующие фараоны: Пианхи (747-716), Шабака (716-701), Шабатака (701-689), Тахарка (689- 663) и Тантамани (663-650).

Первым «черным фараоном» Египта стал Пианхи (751 - 716 гг. до н. э.). Он покорил ливийские княжества на севере Египта и объединил всю страну под своей властью.

С него началась нубийская (эфиопская) династия. Что же гнало Пианхи вперед? Что придало ему - мелкому правителю - силы покорить великую страну? Гебель-Баркал, одинокая столовая гора, стоявшая в полутора километрах от Нила. Она нависала прямо над городом Напата, лежавшим между третьим и четвертым порогами, - словно щит, занесенный богами, чтобы защитить столицу. Особенно поражает южный склон этой приметной горы: он напоминает кобру, что привстала и раскрыла свой капюшон.

С незапамятных времен Гебель-Баркал считалась священной горой. Здесь, по поверьям нубийцев, жил бараноглавый бог, имя которого до нас не дошло. Когда же Нубия стала колонией Египта, захватчики поселили здесь своего верховного бога - Амона. Чтобы укрепить власть в Нубии, они заявили даже, что гора Гебель-Баркал была прародиной египтян и местом рождения Амона.

Впоследствии этот сравнительно поздний миф лег в основу идеологии напатских-нубийских царей, стал их «ярлыком» на правление всем Египтом! Был ли в этом только циничный расчет? Наверняка нет. «Черные фараоны» были увлечены своеобразной мечтой о «золотом веке»; они верили, что в незапамятные времена в Нильской долине лежало великое сакральное государство (его следовало бы назвать, вторя позднейшим культурно-идеологическим традициям, «Святым Египтом»). Пусть связующая нить времен порвана и мир давно расшатался, они - напатские цари - призваны восстановить распавшийся было порядок, соединить прошлое и будущее. Когда они вторглись в страну, раздробленную на мелкие княжества, они лишь взялись склеить осколки священного «сосуда», который должен наполниться жизнями благодарных подданных. Не мстить вел войска в Египет черный царь Пианхи, а восстановить славное прошлое. Вот и был он коронован, подобно «сыну бога». Две змеи, украшавшие его голову, символизировали воссоединение страны Амона.

Впрочем, Пианхи, с которого начинается история «черной» династии, еще остерегался называть себя «фараоном»; он предпочитал быть всего лишь... «великим царем». Он часто бывал в Египте, но правил своей обширной державой, оставаясь в Нубии. Что же известно об этом человеке, сумевшем вернуть Египту единство?

Фараон Пианхи любил лошадей и содержал обширный гарем. (Как все перевернулось! Теперь главной женой фараона стала нубийка; наложницами же были спесивые египтянки.) Пианхи был человеком боголюбивым; он не только правил страной, но и исполнял обязанности жреца. Поэтому люди, приходившие к нему во дворец, выполняли перед встречей с ним сложный ритуал очищения, практиковавшийся в храмах. Впрочем, его набожность вовсе не мешала ему иногда диктовать свою волю богам. В Фивах он принудил правившую там жрицу, «обрученную с богом», назвать своей преемницей его собственную дочь. Отныне его семья будет править не только землей Египта, но и небесами его, воплощая в жизнь волю богов.

В надписях, оставленных по воле Пианхи, он именовался милосердным царем, всегда справедливым в деяниях своих и даже в войне не ведающим коварства. Так, сообщалось, что Пианхи не нападал на врагов ночью, не заставал их врасплох и шел на них войной, лишь объявив о своем намерении. Если же противник молил о передышке, он получал ее. «Не нападайте ночью, подобно игрокам, но сражайтесь тогда, когда видно... Не похваляйтесь чрезмерной силой. Нет сил у могущественного без его [Амона] ведома» (пер. И. С. Кацнельсона), - подобными сентенциями пестрит знаменитая стела Пианхи, найденная в 1862 году в храме Амона в Напате.

Говоря о совершенных деяниях, хронист не перечисляет количество убитых врагов, а убеждает: «Взгляните на номы юга: не был там убит ни один человек, кроме врагов, говоривших дурное против бога, которые были казнены как преступники... [Население] Мемфиса будет в сохранности и здоровье. Не будут плакать дети». Впрочем, вряд ли он был так хорош, как его репутация, воспетая неизвестным придворным хронистом. Даже в других строках того же панегирика говорится о Пианхи: «И вот разъярился его величество из-за этого, подобно пантере», «И вот выступил его величество, чтобы побранить свое войско, разъярясь на него, подобно пантере» и т. п. Детям же Мемфиса пришлось проливать вовсе не крокодиловы слезы: «Было множество людей убито в нем [в городе]». Как, впрочем, - кратки хитрости речи, - то же случалось в номах юга, где «были нагромождены великие груды трупов».

И вот великий хэппи-энд: «Обе Земли [Египет] объединены позади него, а князья и правители крепостей подобны собакам у его ног». А слезы детей Мемфиса? Кровь людей городских? Пианхи «очистил Мемфис натром и благовониями». История продолжается. Внимая победным реляциям, нет надобности скорбить. «О могучий, могучий правитель Пианхи! О могучий правитель, ты пришел, овладев Северной страной... Ты будешь до вечности, мощь твоя прочна, о правитель, любимый Фивами».

Время благочестия

Над могилой Пианхи была сооружена пирамида, хотя в Египте их не возводили вот уже тысячу лет. Так восторженные ученики почтили память человека, покорившего страну их древних учителей.

После смерти Пианхи почти полвека в Египте царила нубийская династия. Правда, следующему царю - Ша-баке (716 - 701 гг. до н. э.) - вновь пришлось покорять Египет. Зато отныне Шабака, как и его преемники - Ша-батака (701-689 гг. до н. э.), Тахарка (689-663 гг. до н. э.), Танутамон (663- 656 гг. до н. э.) - правили из Мемфиса.

После столетий упадка Египет на несколько десятилетий вновь пережил расцвет. Черные «узурпаторы» трона, блюстители веры Амона, восстановили в стране древние, «подлинные» порядки. Их намерения выдавали даже тронные имена и титулы, принятые этими правителями, Царь Шабака давно позабытые в Египте.

Пришлые фараоны, всем сердцем принявшие веру в Амона и возлюбившие египетскую древность, ремонтировали и отстраивали храмы по всей стране. Насаждая древнее благочестие, они восстановили праздники, бытовавшие в старину. Вновь пытались ввести в обиход давно забытое иероглифическое письмо времен Древнего царства. Укрепили управление страной, причем были достаточно умны, чтобы назначать на важнейшие посты не только нубийцев, но и египтян.

Снова начался расцвет искусства. Художники и скульпторы, следуя классическим канонам-, почтительно изображали нубийских властителей, ведь делами своими те достойны земной красоты. Зодчие воздвигали памятники, достойные былых времен. Так, в главном храме Амона построили колоннаду из двух рядов столпов, по шести в каждом; высота каждой колонны - 21 метр. На стенах гробниц даже поместили изображения, списанные с гробниц Древнего царства.

Несомненный расцвет испытала и наука, но ввиду почти полной утраты рукописей времен нубийской династии мы мало что знаем о достижениях той эпохи. Лишь косвенные факты выдают величие поздней египетской мудрости. Так, около 600 года до нашей эры, через полвека после падения нубийской династии, в Египет приехал один из греческих «мудрецов» - Солон, чтобы учиться неведомым грекам вещам. Некоторые ученые (например, видный российский математик В. И. Арнольд) полагают, что все открытия и идеи древнегреческих ученых доклассической эпохи, на самом деле, «украдены у египтян и пересказаны греками».

«Конечно, были и в то время «расисты», которые не могли смириться с тем, что теперь им приходилось склонять голову перед чернокожими фараонами, - пишет Сильвия Шоске, - однако большинство египтян были довольны мирной жизнью и не задумывались о том, какого цвета кожи их правитель». Ведь в стране после долгих смут установился мир. В эти «сытные годы» не знали ни голода, ни засухи. Увенчалась эта идиллия правлением фараона Тахарки.

Особой милостью богов был отмечен этот правитель. И плодородие - знак их воли - даровано было Египту. И был фараон Тахарка, блестящий полководец и любитель искусств, на вершине могущества. Воистину благословен богами был фараон, сын божественного Амона-Ра. И процветала страна его, обе его страны. Шел 683 год до нашей эры. «Год шестой при величестве Гора, возвысившем корону... Его величество был владыкой, юным, суровым, исключительно мужественным, могущественным царем, которому нет равных... Имя его обошло все земли и чужеземные страны с помощью силы его могущественной руки» (пер. Э. Е. Кормышевой), - сказано в надписи на стеле, найденной при раскопках в 1934 году.

Достигнутого не превзойти. Отныне величию суждено лишь крениться, возвышенному - рушиться. Уже чужеземные силы готовятся обойти все земли Египта и сотрясти все основы его. Уже готово рассыпаться царство, осколки которого еще долго будут собирать чужие завоеватели: ассирийцы, персы, греки, римляне, византийцы, арабы, турки

Казалось бы, и карта Африки памятна каждому, а все равно одна из крупнейших ее стран, одна из древнейших ее стран для нас, что белое пятно. Это — Судан. Тысячи лет его истории — истории Нубии, Куша, Мероэ, загадочных царств, существовавших в античные времена на территории Судана, — в памяти не мелькнут даже тенью. Эта страна жила своей напряженной жизнью: воевала с Египтом, была его захолустной провинцией и даже, в конце концов, покорила великую империю фараонов. Но и подлинный триумф ее для нас неведомее вымышленной Атлантиды. Не в океане затонула эта страна — Нубия, Куш, Мероэ, — а в беспамятстве нашем. Попробуем же совершить путешествие в эту державу, забытую крепче всего бывшего и не бывшего на земле, — в державу, что дала великому Египту нубийских фараонов (греки называли их «эфиопскими»).

Династия нубийских фараонов двадцать пятая по счету. По сей день это — одна из самых загадочных династий, правивших Египтом. Ведь к власти в стране пришли «варвары», «варяги» — жители полудикой соседней земли; даже внешне они резко отличались от египтян. Это были черные африканцы.

Столетиями египтяне презирали своих южных соседей — нубийцев, «этот люд с косичками, рядящийся в звериные шкуры, этих курчавых чужаков с обожженными лицами». Даже война с ними казалась легкой прогулкой. Однако превратности судьбы не пощадили и страну пирамид. Однажды на вершину власти вступили те, на кого недавно смотрели лишь сверху вниз. Так, впервые в средиземноморской стране к власти пришли представители негроидной расы. В годы их правления — в VIII —VII веках до нашей эры — культура Египта в последний раз переживала расцвет. Вскоре страна оказалась под властью ассирийцев, персов, греков, римлян, византийцев, арабов, турок.

Кровь твоя, Нубия! Сила твоя, Египет!

Археологическое исследование Судана, родины черных фараонов, только начинается. Лишь в последние полвека там ведутся систематические раскопки. «Долгое время мы шли на поводу у древних египтян и, вслед за ними, относились с пренебрежением к их южным соседям»,— отмечает немецкий историк Сильвия Шоске. И было непонятно, почему, захватив власть в Египте, нубийцы правили страной так уверенно, словно у них за плечами были вековые традиции управления государством?

Чтобы объяснить этот феномен, вернемся на несколько столетий назад. На втором году правления фараона Тутмоса I (1528— 1515 гг. до н. э.), в пятнадцатый день второго месяца сезона ахет — «сезона половодья», — далеко на юге разыгралась кровопролитная битва. Вот что писал современник: «И на равнинах лежали нубийские лучники, павшие в битве. Их внутренностями царь наполнил долины Нубии. Их кровь хлынула ливнем. Хищные птицы растаскивали части их тел, а крокодил бросался на бегущих».

Как часто случалось в долгой истории отношений двух соседних стран — Нубии и Египта, — держава фараонов решительно брала верх над эфиопами, простирая свою власть на их исконные земли. Тутмос I, правитель XVIII династии, был одним из создателей «мировой» Египетской державы, протянувшейся от Нубии до Сирии. К этому времени войско фараонов обладало невиданной прежде мощью: колесницами, рубящими мечами (а не только колющими, как прежде), слоеными луками огромной пробивной силы, из которых пускали во врага стрелы с медными наконечниками.

Тутмос двинул войска далеко за первый нильский порог (район современного Асуана), где по традиции пролегала граница между двумя странами. Миновав три нильских порога, он все так же «свирепствовал против них [нубийцев], как пантера». В надписи, оставленной на стенах гробницы его адмирала Яхмоса, сказано об окончании войны: «Его величество поплыл вниз по Нилу, имея все зарубежные страны у себя в кулаке и того подлого кушита-кочевника (кушитами называли нубийцев египтяне. — А. В.), висящим вниз головой на носу царского судна его величества» (пер. Ю. Я. Перепелкина). Южная земля была покорена. В надписи, высеченной по приказу фараона, правитель Египта был объявлен владыкой вселенной.

Впрочем, уже в недолгое царствование его сына, Тутмоса II, «жалкая страна Куш склонилась к восстанию; те, которые находились под властью владыки обеих земель, задумались о бунте», как гласит надпись, найденная в Асуане. Тогда «войско прибыло к жалкому Кушу; оно повергло этих врагов; никого из них не оставили в живых, согласно повелению его величества, кроме одного из сыновей царя Куша, который, как пленный, был доставлен в резиденцию его величества и положен у ног его». Однако и эта расправа не сломила страну.

Карательные походы и грабительские набеги, оккупация и колонизация — вот горькая доля нубийской земли. Страна фараонов цвела, славясь науками и искусствами; страна нубийцев чахла, славясь золотом и рабами. Пышный цветок Египта удобрен кровью твоей, Нубия. На протяжении столетий египтяне пытались покорить Нубию. Здесь возводили громадные крепости и храмы. Чужое оружие целилось в нубийцев; чужие боги стояли над ними; чужие наместники ими помыкали. Фараоны организовали правление Нубией так же, как своей страной. Племенных вождей селили при египетских гарнизонах, а их детей нередко содержали при дворе фараонов, чтобы дать им настоящее египетское воспитание. Так темнокожие нубийцы постигали искусство управления державой. Страну же их наводнили чужаки — воины, чиновники, жрецы и ремесленники, осваивавшие жалкую колонию Куш.

Однако Нубия по-прежнему оставалась занозой, болящей в теле Египта. То и дело рана воспалялась. Из искры злобы вспыхивали восстания. Убийства и интриги — вот монета, которой «темные ликом эфиопы» платили за «добро» египтян — за их мощь, власть и спесь.

И тогда учителя бежали из страны, взятой ими в учение, как тысячи лет спустя бежали от своих африканских и азиатских учеников европейцы. Бежали жрецы, «не делавшие мерзкого пред богами и не истощавшие припасы в храмах». Бежали чиновники, «не приказывавшие убивать и никому не причинявшие страданий». Бежали писцы, «не строившие себе пирамид из меди и надгробий из бронзы». Бежали воины, клянясь на ходу: «О, Усех-немтут, являющийся в Гелиополе, я не чинил зла!» А за их спинами горели отстроенные ими города. А у их ног падали стены снесенных храмов. А высоко над ними темнели — стираемые песками пустыни — надписи, кем-то высеченные на камне: «Жалкая страна Куш растоптана мной была...» А кем — уж неведомо. И что это за страна?

Андрей Супранович

О том, как чемпион Северной Германии по боксу взял в руки саксофон, о своей популярности в России и чемпионате мира в ЮАР, для которого он написал неофициальный гимн, Инуса Давуда рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».

Сегодня его зажигательные ритмы уверенно занимают первые строчки музыкальных чартов, буквально заполнив собой радиоэфир и танцполы по всей Европе. Тем и интереснее узнать, что автор и исполнитель таких хитов, как Digi Digi, Children of the night и Revolution, начал писать музыку не так давно, лишь после окончания боксерской карьеры.
О том, как чемпион Северной Германии по боксу взял в руки саксофон, о своей популярности в России и чемпионате мира в ЮАР, для которого он написал неофициальный гимн, Инуса Давуда рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».

Сразу видно, что вы очень веселый и жизнерадостный человек. Почему же в детстве выбрали бокс – довольно агрессивный вид спорта?

Боксом я начал заниматься достаточно поздно – лишь в 15 лет. До этого играл в футбол, настольный теннис, много бегал – и все это исключительно для удовольствия. Как-то раз собрался на соревнования по пинг-понгу и сообщил об этом друзьям, вместе с которыми снимал квартиру. Они меня засмеяли: «Ты такой огромный, а выбрал игру для маленьких, займись лучше боксом». Так приятели уговорили меня попробовать и затащили в боксерскую школу при полицейском участке. В Гамбурге туда пускали и обычных людей, не только представителей силовых структур. Уже через месяц мой тренер заявил: «Ты очень талантлив, не ври мне – точно раньше занимался боксом». Так что через пару месяцев я уже был готов к соревнованиям.

В корне неверно считать лишь нанесенные удары и отдавать преимущество одному из соперников только благодаря большему количеству успешных хуков или апперкотов. Высококлассный боксер имеет не только хорошо поставленный удар, он еще великолепно передвигается и отлично защищается. Если бы я устанавливал правила, обязательно ввел бы систему начисления очков и за другие успешные компоненты боя – к примеру, за блок удара

И добились неплохих успехов. Правда, вскоре выступили с инициативой об изменениях правил в этом виде спорта. Что вам не нравится в современном боксе?

Считаю, что правила бокса толком не изменялись с древних времен и сегодня уже устарели. В корне неверно считать лишь нанесенные удары и отдавать преимущество одному из соперников только благодаря большему количеству успешных хуков или апперкотов. Высококлассный боксер имеет не только хорошо поставленный удар, он еще хорошо великолепно передвигается и отлично защищается. Если бы я устанавливал правила, обязательно ввел бы систему начисления очков и за другие успешные компоненты боя – к примеру, за блок удара.

Довольны ли вы тем, как сложилась ваша спортивная карьера?

Да, конечно. Бокс много сделал для мо­его становления, научил спокойствию. Принято считать, что боксеры любят драться, поэтому вне ринга они тоже агрессивны. Но это не так – я оставлял весь негатив в поединках.

Вы так и не перешли из любителей в професси­оналы. Почему?

Нужно было очень много тренироваться и всю жизнь посвятить боксу. А я слишком ленив для этого. Но и сейчас, несмотря на гастроли и постоянную занятость, стараюсь выкроить немного времени для похода в зал. Посещаю тот же клуб, в котором начинал, держу себя в форме, помогаю новичкам.

Спорт и искусство вполне могут сосуществовать. Я боксировал и учился играть в одно и то же время. И постепенно приоритеты сместились в сторону музыки. В школе я вовсе не любил музыкальные занятия, там приходилось петь хором, а мои уши не выдерживали такой какофонии

Когда был сделан шаг от спортивной карьеры к музыкальной?

Не могу сказать, что это был какой-то переход. Спорт и искусство вполне могут сосуществовать. Я боксировал и учился играть в одно и то же время. И постепенно приоритеты сместились в сторону музыки. В школе я вовсе не любил музыкальные занятия, там приходилось петь хором, а мои уши не выдерживали такой какофонии.

Почему остановили свой выбор на саксофоне?

Мне было 17, когда я услышал какой-то музыкальный отрывок с потрясающим соло на саксофоне. Тогда же дал себе слово научиться играть на этом инструменте. У меня был учитель, который давал отличные уроки. Схватывал их на лету, правда, не ставил перед собой цели стать профессионалом, скорее, занимался для себя.

После занятий музыкой и боксом оставалось время на то, чтобы поиграть или посмотреть футбол?

Находилось, но немного. И это и не страшно – не причисляю себя к большим фанатам, люблю лишь масштабные соревнования вроде чемпионата мира. В этом году мундиаль впервые прошел в Африке, и это грандиозное событие стало для меня дополнительным стимулом написать веселый неофициальный гимн We want more.

За какие клубы и сборные болеете?

Я живу в Гамбурге, поэтому немудрено, что болею за местный клуб. Нравится и St. Pauli – вторая команда моего города в Бундеслиге. Что до национальных сборных, то по понятным причинам болею за Гану и Германию. Да, они столкнулись в ЮАР на групповом этапе, и в той игре переживал за ганцев – все-таки родина. И встреться эти команды в финале, тоже болел бы за Гану – у Германии и так много титулов, было бы неплохо, если бы африканцы также смогли выиграть. Жаль, до решающего раунда не добрались, но и четвертьфинал – тоже хорошо.

Некоторые хоккеисты говорят, что их виду спорта по духу близок тяжелый рок. А какие музыкальные стили ассоциируются у вас с боксом и футболом?

Посмотрите на то, под какую музыку выходят боксеры на ринг – у всех она разная. Так что на этот вопрос нет однозначного ответа: каждый выбирает то, что по душе. То же самое могу сказать и о футболе.

Знаю, что вас интересует мотоспорт. Насколько сильно это увлечение и как оцениваете свое выступление в Татарстане?

Я очень рад, что меня позвали в Казань и предоставили право поучаствовать в местных соревнованиях. Отлично провел время. Когда выдается свободная минутка, стараюсь посмотреть соревнования по телевизору, причем не только мото, но и автогонки.

Смотрите «Формулу-1»? Есть ли любимчики среди команд и гонщиков?

Не могу кого-то выделить. Я всегда переживаю за аутсайдеров, желаю им успеха. Неинтересно, когда побеждают одни и те же, как во времена Шумахера. Поэтому нынешний сезон мне очень понравился – было много неожиданных результатов, а расклад в турнирной таблице держал в напряжении до последнего дня.

Известно, что много внимания вы уделяете ­благотворительности.

Я давно принимаю участие в самых разных благотворительных проектах, помогаю тем, кто нуждается, делаю пожертвования различным организациям, в том числе ЮНИСЕФ и Красному Кресту. В общем, существует довольно много способов оказать поддержку, и это не так и сложно. Перевожу деньги каждый год, не жду катастроф, аналогичных землетрясению в Гаити. Еще являюсь лицом специальной программы на Украине, которая помогает наркоманам и алкоголикам. Уже посещал клинику, разговаривал с больными, старался мотивировать их на борьбу с недугом.

Вы специально ездили в Стерлитамак, чтобы поздравить с днем рождения паралимпийского чемпиона Ирека Зарипова. Что подвигло вас на этот шаг?

В феврале прошлого года я был в Москве и смотрел по телевизору ванкуверскую Олимпиаду. Наблюдая за заездами Ирека, не мог не восхищаться. Практически с той же скоростью, что и обычные лыжники, он проходил 15-километровую трассу на одних руках! В финале одной из гонок я увидел в его лице столько мужества, воли и решимости, что автоматически потянулся к телефону и начал искать людей, которые помогли бы мне встретиться с ним во время визита в Башкирию. Просто хотел пожать руку и выразить глубокое уважение выдающемуся спортсмену.

На обложке вашего последнего альбома фотография Че Гевары. То есть разговоры о «спорте и музыке вне политики» – это не для вас?

О, не стоит связывать обложку и мои политические взгляды. Это была идея дизайнера, а не мое пожелание. Как-то раз я отдыхал на Кубе и привез оттуда портрет Че, как делают многие туристы. Повесил его в коридоре. Когда дизайнер ломал голову над обложкой, он увидел постер и решил его использовать. Благо на пластинке есть песня Revolution.

Ваша популярность на территории бывшего СССР выше, чем где бы то ни было. Как дума­ете, почему?

Знаете, есть такая замечательная фраза: если чего-то сильно хочешь, оно обязательно сбудется. В свое время меня очень интересовали страны бывшего СССР, я мало о них знал и всячески стремился восполнить этот пробел. Может быть, я так часто думал о России, что судьба наконец-то забросила меня к вам, для начала сделав популярным. Вы правы, мои песни успешны и в Южной Америке, и на Карибах, но все равно не так, как в России. Возможно, они близки вам по духу. С подобным отношением встречался еще и в Турции, но там тоже много русских! Была еще интересная история в Египте. В Шарм-эль-Шейхе поймал такси, и по радио играла моя песня. Таксист очень удивился, узнав, что она моя – он вполне серьезно считал, что ее исполняет кто-то из россиян! Наверное, я в душе настоящий русский человек.


Close