публикуется без предварительного согласования автора.
будет удалено по первому его требованию.

Бог создал человека по своему образу и подобию, соответственно, сделал его свободным в выборе. Из-за этого, собственно, и весь трабл - носится с нами, как курица с яйцом)))
На первом этапе народ, произошедший от Адама и Евы, забыл Господа, потерял духовные ценности, заболел мирскими пороками, поклонился золотому тельцу (где-то тут улыбается лукавый, лжец и отец лжи) и Господь подумывал даже в отчаянии уничтожить мир, который он создал, но увидел праведного Ноя и его семейство, после чего Сам (!) покаялся на счет своих мыслей и на будущее дал как бы зарок так не делать (отсюда пляшет Его приход в конце света, страшный суд, спасение истинно верующих через взятие их с собой в новый мир, книга Апокалипсис).
Он виделся с Ноем и наказал строить ему ковчег, что Ной и делал много лет среди погрязшего в пороках общество, которое насмехалось над ним, хотя бы из-за того, что Ной строил свой ковчег даже не имея рядом речки:).
Потом Потоп, от сыновей Ноя пошел род людской, который в который раз забыл Бога, погряз в пороках, поклонился мамоне (где-то тут улыбается лукавый, лжец и отец лжи), после чего Господ решил опереться на определенный народ, который будет примером всем, божий народ.
Народ этот произошел от сына Ноя Сима, и объединяет в настоящее время группу семитских народов (израильтян и палестинцев, например). Этим народом оказались евреи, он шлет им пророков, вызволяет из плена в Египте, Моисей их водит по пустыне 40 лет, в течение которых сменилось поколение рабов на свободных (только 2 из 600 (?) мужчин, включая Моисея, побывавших в плену, вышли к горе Синай). На ней Бог дал Моисею первые законы (Ветхий Завет).
При такой помощи исключительно религиозный и нравственно чистый народ (по тем понятиям:)) расселяется и становится могучим. Но потом все повторилось: Бог забыт, утеряны духовные ценности, поклонение золотому тельцу, мирские пороки и т.д., в связи с чем к божьему народу началась череда пророков от Бога с предостережениями. К одним прислушивались и возвращались к истинной вере и ценностям, других побивали камнями - короче, ситуация нестабильная, которая в итоге окончательно перешла в хреновую - полное поклонение золотому тельцу, ростовщичество, торговля в храмах и прочие пороки.
Пророки к тому времени уже предвещали приход мессии (Христа). Видя, что второй план не удался Бог сам приходит на землю в виде человека.
На этом Ветхий завет заканчивается.
Он начинает пророчествовать, увещевать, разгоняет торговцев с Храма, совершает чудеса, не скрывает о цели своей миссии, прямо говорит, что будет распят и воскреснет на третий день. В итоге не был признан верхушкой жрецов иудеев в качестве мессии, которого они, кстати, очень ждали - но не похож был сын плотника на мессию, ждали то ЦАРЯ, который освободит от власти Рима и возвеличит народ как в прошлые века) и с помощью интриг представлен как персона, угрожающая власти Цезаря (Израилем уже правил Рим, что кстати, было одной из кар за отречение).
В итоге избит, унижен, распят, убит. Несмотря на все сделанные предосторожности власти (завал грабницы валунами, опечатывание, суточная охрана) на третий день ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ! и в доказательство появлялся многим во многих местах.
При самом массовом появлении присутствовало около 500 чел. С этого момента начинается Новый Завет, новые заповеди, иудеи перестают быть избранным народом, а божьим народом объявляются все истинно (не ортопраксия, а ортодоксия) верующие (от этого идет то, что христиане есть единый божий народ без оглядки на национальность).
Начинается массовый переход иудеев в христианство, последователи становятся Апостолами и начинают нести благую весть. Только Один из Апостолов умер своей смертью. Приход в мир новых духовных ценностей обозначил конец Римской империи того периода, которая в период агонии 250-300 лет душила христиан неимоверным способом, но дух сломить не смогла.

Слово «Библия» в переводе означает «книги», то есть это большая книга, которая сама состоит из нескольких. Действительно, вся Библия состоит из многих частей, которые не только разнятся по содержанию и стилю изложения, но и были написаны различными авторами в течение нескольких столетий.

Прежде всего, Библия делится на Новый Завет и Ветхий Завет. Краткое содержание каждой части, точнее небольшую аннотацию к каждой книге можно прочесть в Законе Божием или православной энциклопедии. Начинается Ветхий Завет с книги Бытия.

«Бытие» — книга, которая рассказывает о создании мира, грехопадении человека, историю допотопной цивилизации, историю потопа. Примерно в середине книги рассказ переключается на историю одной семьи: семьи Авраама. Именно потомки Авраама стали родоначальниками всего еврейского народа. Именно этот небольшой народ на протяжении столетий сохранял веру в истинного Бога, поэтому его истории уделено особое внимание. Двенадцать сыновей Иакова, Иосиф и приход евреев в Египет — вот основные моменты последних глав Бытия.

Исход (Ветхий Завет), краткое содержание

Книга «Исход» — вторая книга Ветхого завета. Написана она Моисеем, как и «Бытие», и начинает повествование с момента, когда жизнь потомков Иакова в Египте стала невыносимой.

«Исход» — история бегства избранного народа из Египта и поиска им своей земли. В пустыне Моисею будут даны заповеди, те самые десять заповедей, которые до сих пор учат дети в воскресных школах. Истории про расступившееся море, манну, которая сходит с неба, и про золотого тельца — все из книги «Исход».

Книг в Ветхом Завете 39, и все они очень разные. Не все из них исторические или законоположительные, как «Бытие» или «Исход». Есть и поэтические сочинения, например «Екклесиаст», есть пророческие, например «Книга пророка Исайи».

Пожалуй, самой известной и часто используемой книгой является Псалтирь (Ветхий Завет). Краткое содержание этой книги передать сложно, так как вся она состоит из стихов. Эти стихи были написаны, конечно, не на русском языке, поэтому при переводе рифмы и размер утрачены. Но все равно поэтические образы, покаянное или радостное настроение, рассуждение о воле Божией осталось.

Вообще, Ветхий Завет — книги еврейского народа. Христиане считают их пророческими, находят в тексте много указаний на то, что Христос и есть Мессия. Для них суть Ветхого Завета состоит в приведении еврейского народа к Христу, к принятию Его как Спасителя. Современные иудеи совершенно с этим не согласны. Для иудеев состав и текст этих книг несколько отличается от христианской версии.

Стоит ли читать Библию, и, если стоит, то зачем?

Прежде всего, Библия — книга о Боге. Если человеку интересна вера, если он хочет выяснить для себя смысл своей жизни и вообще происходящего, стоит почитать Библию.

Многие герои картин, книг и даже музыкальных произведений упоминаются в Библии. Для того чтобы освежить в памяти деяния царя Саула или быстро вспомнить все казни египетские, можно прочитать брошюру: «Библия. Ветхий Завет. Краткое содержание». Но все-таки каждый должен хотя бы раз прочитать эту книгу полностью.

Би́блия (от греч. βιβλία – книги) или Священное Писание – собрание Книг (Ветхого и Нового Заветов), составленных по Святого Духа (т.е. Бога) через избранных, освященных от Бога людей: пророков и апостолов. Собрание и возведение в единый книг совершено Церковью и для Церкви.

Слово «Библия» в самих священных книгах не встречается, и впервые было использовано применительно к собранию священных книг на востоке в IV веке св. и .

Православные христиане, говоря о Библии, часто употребляют термин «Писание» (пишется обязательно с заглавной буквы) или же «Священное Писание» (подразумевая, что оно является частью Священного Предания Церкви, понимаемого в широком смысле).

Состав Библии

Библия (Священное Писание) = Ветхий Завет + Новый Завет.
См.

Новый Завет = Евангелие (по Матфею, Марку, Луке и Иоанну) + Послания св. Апостолов + Апокалипсис.
См. .

Книги Ветхого и Нового Завета условно можно подразделить на законоположительные, исторические, учительные и пророческие.
См. схемы: и .

Главная тема Библии

Библия – книга религиозная. Главной темой Библии является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается самое осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его крестной смертью и воскресением.

Богодухновенность Библии

Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. ()

Библию писали более 40 человек, жившие в разных странах: Вавилоне, Риме, Греции, Иерусалиме… Авторы Библии принадлежали к разным социальным слоям (от пастуха Амоса до царей Давида и Соломона), имели различный образовательный уровень (ап. Иоанн был простым рыбаком, ап. Павел закончил Иерусалимскую раввинскую академию).

Единство Библии наблюдается в ее целостности от первой страницы и до последней. В своем многообразии одни тексты подтверждаются, объясняются и дополняются другими. Во всех 77 книгах Библии существует какая-то неискусственная, внутренняя согласованность. Этому есть только одно объяснение. Писалась эта Книга по внушению Святого Духа избранными Им людьми. Дух Святой не надиктовывал Истину с Небес, а соучаствовал с автором в творческом процессе создания Священной книги, вот почему мы можем заметить индивидуальные психологические и литературные особенности её авторов.

Св. Писание - не исключительно Божественный продукт, но продукт Богочеловеческого со-творчества. Священное Писание было составлено в результате совместной деятельности Бога и людей. При этом человек не являлся пассивным орудием, обезличенным инструментом Бога, но был Его соработником, соучастником Его благого действия. Данное положение раскрывается в догматическом учении Церкви о Писания.

Правильное понимание и толкование Библии

Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. ()

Веря в боговдохновенность книг Библии, важно при этом помнить то, что Библия есть книга . По плану Божию люди призваны спасаться не в одиночку, но в обществе, которым руководит и в котором обитает Господь. Это общество именуется Церковью. не только сохранила букву слова Божия, но обладает и правильным пониманием его. Это связано с тем, что , который говорил через пророков и апостолов, продолжает жить в Церкви и руководить ею. Поэтому Церковь дает нам верное руководство, как пользоваться ее письменным богатством: что в нем более важно и актуально, а что имеет только историческое значение и не применимо в новозаветное время.

Обратим внимание, даже апостолы, которые долгое время следовали за Христом и слушали Его наставления, не смогли сами, без Его помощи, христоцентрично уразуметь Св. Писание ().

Время написания

Библейские книги написаны в разное время на протяжении около 1,5 тысяч лет – до Рождества и после Его Рождения. Первые называются книгами Ветхого Завета, а вторые – книгами Нового Завета.

Библия состоит из 77 книг; 50 содержится в Ветхом Завете и 27 – в Новом.
11 (Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Послание Иеремии, Варуха, 2 и 3 книги Ездры, 1, 2 и 3 Маккавейские книги) не являются богодухновенными и не входят в канон Священного Писания Ветхого Завета.

Язык написания Библии

Книги Ветхого Завета были написаны на древнееврейском языке (за исключением некоторых частей книг Даниила и Ездры, написанных на арамейском языке), Новый Завет – на александрийском диалекте древнегреческого языка – койнэ.

Первоначально библейские книги были написаны на пергаменте или на папирусе заостренной тростниковой палочкой и чернилами. Свиток имел вид длинной ленты и накручивался на древко.
Текст в древних свитках был написан большими заглавными буквами. Каждая буква писалась отдельно, но слова одно от другого не отделялись. Целая строчка была, как одно слово. Сам чтец должен был делить строчку на слова. Не было также в древних рукописях никаких знаков препинания, ни придыханий, ни ударений. А в древнееврейском языке также не писались гласные буквы, но только согласные.

Библейский канон

Оба Завета были впервые сведены в каноническую форму на поместных соборах в IV веке: Иппонском Соборе 393г. и Карфагенском Соборе 397 г.

История деления Библии на главы и стихи

Деление слов в Библии ввел в 5-м веке диакон Александрийской церкви Евлалий. Современное деление на главы ведет свое начало от кардинала Стефана Лангтона, разделившего латинский перевод Библии, Вульгату, в 1205 г. А в 1551 году женевский печатник Роберт Стефан ввел современное деление глав на стихи.

Классификация книг Библии

Библейские книги Ветхого и Нового Заветов условно подразделяются на Законодательные, Исторические, Учительные и Пророческие. Например, в Новом Завете Законодательными являются Евангелия, Исторической – Деяния Апостолов, Учительными – послания свв. Апостолов и Пророческой книгой – Откровение св. Иоанна Богослова.

Переводы Библии

Греческий перевод семидесяти толковников был начат по воле египетского царя Птоломея Филадельфа в 271 году до Рождества Христова. Православная Церковь с апостольского времени пользуется священными книгами по переводу 70-ти.

Латинский перевод — Вульгата — был обнародован в 384 году блаженным Иеронимом. С 382 г. блаженный переводил Библию с греческого на латинский; в начале работы он пользовался греческой Септуагиптой, но вскоре перешел на использование непосредственно еврейского текста. Этот перевод стал известен как Вульгата – Editio Vulgata (vulgatus означает «широко распространённый, общеизвестный»). Тридентский собор в 1546 г. утвердил перевод св. Иеронима, и он вошёл во всеобщее употребление на Западе.

Славянский перевод Библии сделан по тексту Септуагинты святыми Солунскими братьями Кириллом и Мефодием, в середине 9-го века по Р. Х., во время их апостольских трудов в славянских землях.

Остромирово Евангелие – первая полностью сохранившаяся славянская рукописная книга (середина XI века).

Геннадиевская Библия – первая полная рукописная русская Библия. Составлена в 1499 году под руководством Новгородского архиеп. Геннадия (до того времени библейские тексты были разрозненны и существовали в различного рода сборниках).

Острожская Библия – первая полная печатная русская Библия. Её издал в 1580 г. по приказу князя Конс. Острожского, первопечатник Иван Федоров в Остроге (вотчине князя). Этой Библией до сих пор пользуются старообрядцы.

Елисаветинская Библия – церковнославянский перевод, использующийся в богослужебной практике церкви.В конце 1712 г. Пётр I издал указ о подготовке к изданию исправленной Библии, однако закончена эта работа была уже при Елизавете в 1751 г.

Синодальный перевод первый полный русский текст Библии. Осуществлён по инициативе Александра I и под руководством свт. . Выходил частями с 1817 по 1876, когда вышел в свет полный русский текст Библии.
Елизаветинская Библия целиком вышла из Септуагинты. Синодальный же перевод Ветхого Завета сделан с масоретского текста, но с учётом Септуагинты (выделено в тексте в квадратных скобках).

Доступность Библии

Давным-давно священные писания составляющие библию были недоступны простым людям. Они переписывались вручную в монастырях и крутились в монастырской же среде. Но с изобретением книгопечатания – текст Ветхого Завета стал доступен практически всем. Библия самая продаваемая книга, ее тиражи никогда не иссякают. Ее даже раздают даром. Она есть в каждом доме, у многих стоит на полке и собирает пыль.
До 16 века для простолюдина было недостижимой задачей найти этот текст и прочитать (если он, конечно, был обучен грамоте, а не копался всю жизнь в навозе). Эту книгу пересказывали священники, опуская какие-то детали, преувеличивая какие-то места, делая акценты, где им заблагорассудится. Человек не смог бы проверить их, он мог только верить в авторитет посредников. В настоящее время этот текст доступен всем, но чисто номинально верующие никогда его не читали. Они просто совершают обряды, диктуемые традицией, как дрессированные.
В последнее время в прессе была волна раздутых сенсаций об открытии новых текстов древности, апокрифов евангелия и ветхого завета. Но ведь даже если внимательно почитать самую обычную библию – то можно узреть множество мест, о которых верующие не подозревают или не замечают. Только упорные способны осилить этот неудобоваримый текст дальше второго описания творения. Некоторые читают избранные отрывки, которые им порекомендовали, игнорируя большую часть книги. Но чаще всего библию просто никогда не открывают. А ведь эта книга способна сделать атеистом любого.

Но начнем с перевода. В оригинале Библию читают лишь особо фанатичные евреи или ученые. Все остальные довольствуются переводом.
Септуагинтой называют теперь все греческие переводы без разбора. Именно подобные переводы использует испокон веков православная церковь в России. Примечательно, что история создания перевода семидесяти толковников имеет несколько версий. Самая распространенная описывается и в Талмуде и в греческих источниках, с минимальной разницей. Греки говорили, что царь Птолемей захотел приобрести перевод еврейской книги и для этого нанял 72 переводчика. В Талмуде же утверждается, что царь заключил под стражу раввинов-полиглотов и заставил сделать перевод Торы. В обоих повествованиях – наемники или узники переводили, будучи в изоляции друг от друга. А по окончании, якобы все тексты были идентичны. Впрочем, литературные украшения, свойственные греческим текстам той эпохи переполняют Септуагинту. И, как теперь известно, история о семидесяти переводчиках лишь миф.
У евреев же считается, что даже такой красивый перевод, сделанный мудрыми раввинами – является профанацией священного писания. Словами одного из талмудистов: «Тот, кто делает литературный перевод – кощунствует, кто переводит дословно – лжет».
Этим переводом, очевидно, пользовались авторы нового завета и другие грекоговорящие писатели. К примеру, в родословной Иисуса в Евангелии от Луки упомянут Каинан, сын Арфаксада, упоминания о котором в еврейском оригинале нет, но который появился в Септуагинте. Все же при минимальных смысловых потерях и где-то даже при дополнениях, отсутствующих в оригинале – перевод семидесяти не так уж плох.
Гораздо хуже дело обстоит с Вульгатой – переводом на латынь, используемым католиками. Этот перевод сделал монах Иероним в 4 веке, после быстрого курса изучения иврита. Естественно, его работа изобилует нелепейшими ошибками, из-за незнания языка в целом и фразеологии в частности. Самая забавная – это момент из Исхода, где говорится, что «сияла кожа лица [Моисея]» (;; ;;; ;;; ;;;;). Но в иврите слово «;;;;;;» означает и «рог» и «сиять». В результате глупейшей ошибки многие католики любуются на рогатого Моисея, самая известная статуя с рогами создана самим Микеланджело.
Я пользовался несколькими переводами. Синодальным, являющимся компиляцией переводов с древнееврейского, греческого и латыни, то есть при всей его несовременности, все-таки сделанным старательно. И самым новым переводом на русский язык, законченным в 2011 году. Пришлось ознакомиться и с некоторыми средневековыми западными переводами, чаще всего обращался к Библии короля Якова и ее поздним редакциям, сделанными англиканской церковью. Затем двумя разными переводами с английского на русский, которые являлись переложением с латыни и с греческого языка. И более совершенными новыми переводами из США и Канады.
Конечно же, в таком сломанном телефоне можно и запутаться, ведь это часто перевод перевода, или даже перевод-перевода-перевода. Поэтому пришлось обратиться к работам ученых библеистов, которые изучают текст также и в оригинале, чтобы можно было сравнить. Только сравнивая все варианты можно увидеть, что утеряно, что отредактировано, а что и вовсе приписано к оригиналу с какими-либо целями. Много непереводимых игр слов потеряно, где-то напротив добавлены словесные украшения. Но в целом библейский смысл не теряется ни в одном переводе. Современные переводы намного качественнее старых. Поэтому о содержании можно смело рассуждать, не опасаясь обмануться.

Краткий пересказ Ветхого Завета

К сожалению, получается, что краткого (даже очень краткого) пересказа общих деталей библейского эпоса мне не избежать. Не хотелось бы превращать статью в детское переложение, как любят делать миссионеры. До меня разбирали книгу куда более выдающиеся деятели. Например, если есть желание посмеяться, рекомендую Лео Таксиля. Меня же интересует другое – в каких условиях и для каких целей была сочинена эта книга. А без краткого содержания – никак не подступиться к этой цели. Конечно же, я не смогу удержаться от глумления. И проблема не в моей испорченности или какой-то изощренной злобности. Сам по себе разбираемый текст трагикомичен.

Открывается библейское повествование историей о сотворении мира. Последовательно демиург создает за 6 дней все сущее. Небо и землю. Смену дня и ночи. Воду и сушу. Далее примерно в таком порядке. Растения, пресмыкающихся, птиц, рыб, животных и прочую живность. Затем ему взбрело в голову создать человека, причем по образу и подобию своему, который бы правил этим миром и всей скотиной, рыбой и птичками. В итоге он оценил свою работу и остался доволен результатом.
После первого описания сотворения, следует второе, более насыщенное деталями, местами отличающееся от первого. Во второй половине статьи я объясню, откуда взялись подобные дублеты в библейском тексте. Их и дальше будет немало. В общем, во втором описании уточняется, что все звери были порождены землей. То есть тупо из грязи. Адам дал всем животным имена. Вообще всем. Бактерии там не упоминаются, микроскопов тогда не имелось. Как не упоминаются и сотни тысяч видов животных, о которых древние евреи даже не могли слышать. Потому что тогдашний мир был весьма ограничен. Если верить тому же писанию – речушек несколько, несколько озер и море кругом, а посередине суша. Да еще и все это является «кругом земли». Плоским, с краями, и как бы накрытым полусферой небес, на котором то и дело сменяются светила, по приказу создателя.
К слову, о светилах. Свет появился в первый день. А луна и солнце только на четвертый. Каким же образом боженька отмерял смену времени суток? Почему написано «вечер и утро», в рассказе о первых трех днях?
Творец создает человеку жену из ребра. А также дает указание парочке не кушать с одного дерева в райском саду. Первая жена Адама Лилит полностью исчезла из Библии. Но судя по описаниям в мидрашах, была чем-то вроде богини плодородия. И была весьма любвеобильна, иными словами трахалась с животными и даже с ангелами. Подобная же девица выведена в шумерском тексте «Гильгамеш и ива» под именем Лиллейк. Дальнейший текст до крайности похож на шумерский эпос о Гильгамеше. Так же созданном из глины; впрочем, миф о создании человека из глины или праха был весьма распространен во всех землях ближнего востока. Повествование о Гильгамеше к тому же более древнее, нежели Библия. Благородный дикарь из этого текста не гнушается совокупляться с животными и ищет траву бессмертия. Суть мифа о грехопадении имеет древнейшую композицию. Серьезная теологическая проблема встала перед сочинителями, ведь нужно было показать, что в человеке заложен грех и зло. А ведь он был создан по образу и подобию самого распрекрасного боженьки. Однако выкрутились. Жена была соблазнена хитрым змеем, который уговорил ее поесть с запретного древа и дать плодов мужу. Мол, ничего не случится, а сами станете как полноценные боги.
Бог прогуливается по саду, не иначе как ногами. И Адам с Евой осознавшие, что они голые – прячутся за деревьями от лица всевышнего. Хочется сразу отметить, что в начале Библии очень часто божество имеет антропоморфные описания. Не найдя первых людей, божество говорит: «Где же ты?» Это всевидящий и всемогущий бог не может полуобнаженных мужика и бабу найти. В итоге он вызнает в расспросах, что произошло, это всевидящий и всемогущий, не забываем. Гневается. Изгоняет Адама и Еву из эдемского сада, делает их смертными и наделяет плодовитостью. В придачу делает так, чтобы женщина рожала в муках. Хотя женщина рожала бы в муках и без особых указаний свыше, ну да ладно. А змея лишает лапок и приказывает ползать на брюхе. Хотя почему он гневается неясно, ведь он всемогущ и всезнающ и явно предвидел дальнейшие события. Или же выходит, что от него в мире уже ничего не зависит, и он может после создания только локально вмешиваться. Это лишь делает очевидным, что идея всемогущего божества-творца была прикручена значительно позже к более древним мифам. Позже это будет разобрано подробнее.

Каин и Авель

Ева родила Каина, а затем Авеля. Авель был скотовод, а Каин земледелец. Оба они принесли жертву божеству. Однако жертва Каина (плоды) была проигнорирована. Зато жертва Авеля (барашек) порадовала. После чего боженька в глумливом тоне, его спрашивает, чего нос повесил. Через пару строк Каин, долго не размышляя, замочил родного брата в поле. Опять всезнающий спрашивает у несчастного убийцы, где же твой брат. Хотя тут же сам и отвечает, что все знает. И прогоняет в итоге Каина куда-то на восток от Эдема. «И сказал Каин богу: наказание мое больше, нежели снести; вот, ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня». Каким образом он уходит с земли и собирается по ней одновременно скитаться? Как он скроется от всевидящего создателя мира? И кто же его будет убивать, если на земле на тот момент обитает от силы человек 5? Да и те – его близкие родственники.
Дальше уже совсем неясно, откуда все будущие люди берут жен. Бог создал только Еву, а рождение каких-то других дамочек не описывается в Библии. Женщины вообще, как низшие грешные создания не особенно-то охотно упоминаются. А уж тем более в родословных. Конечно, в комментариях и мидрашах поясняется, что у Адама и Евы были и дочери. В общем, на раннем этапе – человечество страдало вынужденным кровосмесительством. Других вариантов скудные умы сочинителей и будущих толкователей не смогли придумать.
Со временем люди порядочно расплодились. Срок их жизни был очень велик, порой сотни лет. Весьма комично выглядят описания родословных на полстраницы, в которых непрерывно записывается подобное: «Сиф жил сто пять лет, и родил Еноса». Так и получается, что они то ли без участия женщин рожали, то ли размножались делением и почкованием.

И вот женщины, наконец, упоминаются, но только как некие красотки соблазняющие то ли – ангелов то ли демонов, от чьих неравных связей народились исполины. И опять боженька не рад, что созданные им людишки творят. И решил всех истребить, причем и животных и птиц тоже, чем те провинились – не уточняется. Видимо просто до кучи. Опять же всемогущий не может справиться с происходящим и хочет устроить катаклизм – затопить весь мир.
Но он выбирает праведного Ноя и трех его сыновей и велит им стоить ковчег, на котором они смогут спастись.
Параллельно этому мифу существовали еще два таких же в этот период в средиземноморье – греческий и аккадский. Аккадский миф, в основе которого сказание о Гильгамеше, был известен у шумеров, хурритов и хеттов. Причина, по которой Энлил решил истребить человечество, заключена в том, что люди забыли принести ему новогодние жертвы. Но Эа предупреждает Утнапиштима, что скоро будет потоп. Поэтому он строит кубический ковчег. Когда начинается дождь. Он со свитой и зверями прячется в ковчеге. И задраивает люки. Шесть дней продолжается потоп, даже мелкие божки так испуганы, что улетели на небо и сидят смирно как собаки. На седьмой день ковчег подплывает к горе Нисир, и Утнапиштим ждет еще семь дней. Потом посылает голубя, потом посылает ласточку. А в конце ворона.
Греческий миф говорит следующее: «Разгневанный каннибализмом нечестивых пеласгов Всемогущий Зевс обрушил на землю потоки воды, намереваясь утопить в ней все человечество. Однако Девкалион, царь Фтии, предупрежденный своим отцом, титаном Прометеем, которого он посетил на Кавказе, построил ковчег, погрузил на него провизию, а затем взошел на него с женой Пиррой, дочерью Эпиметея. Вскоре поднялся южный ветер, пошел дождь. Реки вышли и берегов, и была затоплена вся суша. Ковчег носило 9 дней. А потом он пристал к горе Парнас, о появлении суши Девкалиону сообщил голубь.
Есть еще чуть более красочное описание потопа из Талмуда «Вода быстро затопила всю землю. Семьсот тысяч грешников собрались возле ковчега, умоляя: «Открой дверь, Ной, впусти нас!» А Ной кричал изнутри: «Разве я не просил вас покаяться целых сто двадцать лет, но вы не слушали меня!» «Мы каемся», - отвечали ему. «Поздно!» Люди пытались сломать дверь и перевернуть ковчег, но стая отвергнутых волков, львов и медведей не разорвали сотни людей на куски. Остальные разбежались. Когда поднялись Нижние воды Тионы, грешники первым делом бросали в реки детей, надеясь остановить прибывание воды, а сами полезли на деревья и горы. Дождь сбрасывал их вниз, и вскоре поднявшиеся воды подхватили ковчег. Волны швыряли его из стороны в сторону, так что все, кто были внутри, напоминали стручки гороха в кипящем горшке. Говорят, что Господь подогревал воды потопа пламенем и наказывал пламенную похоть обжигающей водой, поливал огненным дождем грешников и не мешал воронам выклевывать глаза у тех, кто плыл в потоках воды».
Судно, которое построил из дерева гофер Ной и его сыновья – должно было быть даже по самым скромным прикидкам невероятных размеров. При этом, как и любой земледелец тех времен, он жил в шатре и не слыхал о таких штуках, как топор, пила, молоток и гвозди. Предположим что инструменты ему предоставлены всевышним. Но был ли у него опыт кораблестроителя? Думается, что сделать громадное судно вчетвером и чтобы оно еще и стало плавучим – задачка не из легких. Но, допустим, Ной и с ней справился.
Но как тогда быть с тем фактом, что Ной должен был отобрать по 7 пар чистых животных и по паре нечистых. При том, что количество ныне живущих видов – значит, если верить Библии, переживших потоп – около 5 миллионов. И собрать он должен был этот зверинец на, уже не кажущееся таким большим, судно за семь дней. Конечно же, никакие виды, неизвестные сирым авторам текста, не упоминаются. Никаких кенгуру, коал, утконосов, лемуров, бизонов, пингвинов, скунсов или броненосцев. Это простительно дурачкам живущим на плоском кружочке земли, окруженном океаном. Они ведь не подозревали о существовании Америки, Мадагаскара, Антарктиды, Австралии и других, даже не таких отдаленных мест. Это я еще не упомянул насекомых, ракообразных и прочих мандавошек и глистов. Плюс ко всему, все эти виды даже если предположить, что были в ковчеге, то как же они тогда с горы Арарат расползлись по планете, не оставляя следов в других местах. Конечно, потому что эндемические виды формировались миллионы лет изолированно, а не катались с Ноем на суденышке по волнам.
По приказу Господа Ной также должен был запастись пищей для всех обитателей ковчега. Пищи должно было хватить всем на протяжении 10 месяцев плавания. Мяса крокодилам, рыбы для пингвинов и сена для коров. И т.д.
Когда ковчег, наконец, пристал к суше, Ной принес богу жертву. Тот понюхал горящую плоть (не иначе как носом, всем известно как бог любит запашок горящей плоти) и пообещал больше людей не терзать. Правда, ненадолго его хватило. Очень скоро людишки вздумали вавилонскую башню построить, и господь смешал им языки – ибо нехуй. Далее божество пускается во все тяжкие. И почти до самого конца не перестает играть со своими отпрысками-неудачниками, как сумасбродный садист, которому доставляет удовольствие придумывать все более изощренные испытания, наказания и пытки.

Авраам – родоначальник еврейского народа

Опять людишки расплодились. Опять погрязли в грехах. И на этот раз у бога новый любимец – Авраам. Он его гоняет по разным землям, ставит перед ним всевозможные непонятные задачи, в общем, дрессирует, как умеет. Его жена Сара никак не могла зачать детей. Потом привела ему рабыню Агарь. Та родила ему сына Исмаила. После чего жена заставила Авраама прогнать ее вместе с ребенком.
Саму Сару Авраам постоянно пытается подсунуть в наложницы, где бы он ни оказался. Даже когда она была уже весьма старой. После того как несчастные соглашались взять ее, бог их наказывал. И Сара возвращалась назад. Одним из обманутых оказывается Авимелех, который выглядит вполне порядочным, по сравнению с богоизбранным Авраамом.
Далее рассказывается немного отвлеченная история о Содоме и Гоморре. В очередной раз всезнающий и всемогущий вытворяет странные кульбиты. Он принимает облик ангелов, чтобы проверить слухи о грешниках содомских. «Вопль содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко мне, или нет, узнаю».
Пришли ангелы под видом странников в Содом. И их пригласил, прямо упросил, в гости Лот. Конечно же, злобные местные жители захотели «познать» пришельцев – другими словами отыметь их всей толпой. Собрались извращенцы вокруг дома Лота и велели выдать гостей. Но Лот, предложил взамен взять его дочерей-девственниц. Женщина ничего не стоит, важнее защитить честь мужчин. Но ангелы вовремя ослепили разгневанную толпу, а Лоту с семейством велели уходить из города, да еще и не оглядываясь. Правда жена его все-таки оглянулась, когда они уже покинули город. Господь, любитель катаклизмов и фееричных кар – испепелял содомитов. Что греховного было в том, что она хотела насладиться тем, как горят грешники, я так и не понял, но бог обратил ее в соляной столб. Дальше интереснее, те самые девственные дочери, под предлогом продолжения рода напоили отца и совокупились с ним. Впрочем, и этот, какой уже по счету, кровосмесительный угар не считается греховным. Хотелось бы заметить, когда в библейском тексте говорится про человека – имеется в виду мужчина. Женщина – это что-то на уровне предмета.
Но вернемся к Аврааму, по традиции считающемуся богоизбранным родоначальником всех израильтян. На старости лет Сара таки разродилась. И произвела на свет Исаака. Когда паренек подрос, бог дал новый безумный приказ папаше – убить сына на горе. Естественно, прекрасный праведник согласился. Как милосердно, в последний момент, когда Авраам уже собирался нанести смертельный удар своему чаду, прилетел ангелок и удержал его руку. Он прошел проверку на подчинение всевышнему. И тот согласился принять в жертву барашка, вместо человека. Некоторые исследователи считают это своеобразным переходом от традиции человеческих жертвоприношений к поднесению животных.
Сара умерла в 127 лет, потом Авраам нашел своему сыночку жену по имени Ревекка. Сам Авраам скончался в возрасте 175 лет.
Ревекка родила Исааку близнецов Иакова и Исава, опять же после десятилетий бесплодия. На старости лет Исаак почти ослеп и решил завещать все имущество Исаву, но Иаков по подсказке матери его обманул, прикинувшись братом. За что был изгнан. На него посыпались испытания, в том числе и драка с ангелом в пустыне (возможно и с самим Господом, по тексту не совсем понятно) – драка в прямом смысле, в лучших традициях гопоты. Но потом он вернулся, доказав, что заслуживает прощения. У Иакова было две жены, да еще они и соревновались между собой, кто больше детей ему родит. И дальше продолжается маловразумительная «Санта-Барбара»: секс с рабынями, многоженство и прочее подобное.

Вскоре появляется на свет новый фаворит божества – Моисей, также известный как Моше-рабейну или Муса (у мусульман). Исход начинается с описания того, как народ Израиля жестоко угнетается в плену у египтян. Порабощенное племя страдает, его заставляют строить города из камня, и стонут бедолаги под ударами бича. Мало того, злой фараон приказал еврейским женщинам бросать новорожденных в реку. Одна из них положила своего сына Моисея в корзинку и пустила вплавь. А потом его подобрала дочь фараона. И был он ей вместо сына. Но вскоре в нем пробудилась кровь настоящих предков. Когда он увидел, как египтянин бьет еврея, Моисей убил обидчика. И чтобы избежать гнева правителя, ему пришлось бежать в землю Мадиамскую. Где он стал скотоводом и жил у местного священника. Там же он женился на Сепфоре и она родил ему двух сыновей. Значительно позже Моисей истребит народ своей жены, по прихоти бога, как обычно.
Однажды, когда Моисей пас скот к нему обратился бог из горящего куста. Новый избранник божий не поверил в свое предназначение, после чего ему были продемонстрированы другие чудеса, вроде превращения посоха в змею и обратно. И ему были предречены великие свершения, и сказано, что он станет освободителем народа Израиля.
Вернулся в столицу он вместе с Аароном, которого бог назначил чем-то вроде спичрайтера при нем. Они попросили фараона отпустить евреев из Египта в пустыню для принесения жертв. Но фараон упорно отказывался. Причем каждый раз его сердце ожесточал сам бог. То есть бог играл сразу со всеми сторонами конфликта в свои садистские игры. Фараон должен стать игрушечным злодеем и затем жертвой очередной шутки божества. Подобное и дальше будет повторяться многократно. У царей или иных врагов израильского народа всегда есть куча вариантов, чтобы разрешить конфликт миром. Но бог ожесточает их сердца. Чтобы изобразить их сторону злой. Но тут не конфликт добра и зла. Это просто прихоть божества, которое возбуждается при виде кровопролития.
Но в тот раз произошло нечто поинтереснее банальной резни. Аарон и египетские жрецы принялись меряться волшебными способностями. Как испорченному современной поп-культурой человеку, мне представляются волшебные палочки и полосатые шарфы Хогвардса. Волшебники, то реки заполняли кровью, то насылали жаб на страну. Причем жрецы фараона не отставали и легко повторяли эти заклинания. Правда, неясно как они отличали, где чья жаба, наверное, у них был разный окрас, как у маек баскетболистов, только без лейблов спонсоров. В любом случае на следующий день несчастные земноводные померли, «и собрали их в груды, и воссмердела земля».
В итоге сам бог вмешался и совершил египетские казни. Наслал мух, мор, саранчу, град и далее по списку. Правда странно, после пятой казни – моровой язвы – от которой «Вымер весь скот Еипетский». Мы читаем о седьмой казни «град весьма сильный» побил все «от человека до скота». Скот уже умер ведь. Или он воскрес, чтобы умереть еще раз?
Последней же казнью было истребление всех младенцев в Египте. Господь велел евреям кровью жертвенных животных пометить дома, которые не стоит трогать. Опять непонятно зачем ему, всемогущему и всезнающему какие-то человеческие пометки. Короче говоря, он убил египетских первенцев. В честь этого события – празднуется Песах, или по-нашему Пасха.
Запуганный фараон разрешил евреям свалить, лишь бы этот ****ец прекратился. Опять справедливый, добрый и честный бог дает хороший совет своему любимому племени, когда они собираются уйти: «пойдете не с пустыми руками: каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян».
Дальше следует известная каждому фантастическая история с преследованием и расступившимся морем, но в этом нет ничего интересного. Гораздо интереснее, что автор (или авторы, хотя по традиции авторство этих текстов приписывают самому Моисею) Исхода имеют о Египте очень смутные представления. Скорее всего, тот, кто писал этот текст – знал об империи с берегов Нила понаслышке. Всю египетскую верхушку он называет фараонами без разбора. Дает кучу непроверяемых сведений и ничего конкретного. Неудивительно, что израильские археологи, сколько не искали, нашли лишь подтверждение очевидному факту – история об исходе это выдумка, как и большинство текстов в Библии. Эти истории не подтверждаются и египетскими хрониками. Согласитесь, сомнительно, что древние летописцы не заметили великих казней Всемогущего. Просто египтян совершенно не интересовало жалкое кочевое племя.
Во время исхода Моисей таскал свой народ по пустыне 40 лет. В трех пальмах заплутали, наверное; Сусанин бы позавидовал таким навыкам проводника. В пустыне они встретили другие племена, которые и принялись истреблять. Питаться там было нечем, поэтому бог ссыпал на землю загадочную крупу – манну небесную. А затем жареных перепелов. Так они и питались кашей и перепелами.
Через три месяца скитаний бог вручил Моисею на горе Синай таблички с законами. Но пока божество расписывало, какой построить ковчег завета из золота – Аарон и остальные соплеменники заскучали и сотворили себе золотого тельца. Спустившись, Моисей так удивился, что уронил таблички – потом ему были вручены другие, правда, уже с другими правилами. За поклонение идолу Моисей дал приказание сынам рода Левиины взять мечи и убивать ближних. Несколько сотен человек были таким образом прирезаны. «Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен».
Какие же указания дал бог, заключая завет с Моисеем? Довольно банальные не убий и не укради, причем имелись в виду не все люди, а только соплеменники. Среди других указаний: правила купли-продажи рабов, как правильно продавать своих дочерей и куча мелочных сельскохозяйственных предписаний про волов, адресованных скотоводам, для которых собственно весь текст и написан. Знаменитое «око за око, зуб за зуб». И фраза, благодаря которой инквизиторы могли истреблять невиновных в средневековье: «Ворожей не оставляй в живых». Получается, что эти суеверные фанатики попутно верили в порчу и сглаз, а не только в божественные чудеса.
Там же сказано про обрезание. Да, обрезание обязательно для любого, кто чтит Библейский текст, это предписано свыше и никаких отменяющих указаний не было. А чтобы это было сделано правильно, это должен делать Моэль, в обязанности которого входит не только удаление крайней плоти. Он обязан отсосать выходящую из половых органов младенца кровь ртом. Случаи, когда престарелые мужики, посасывающие младенческие пиписьки заражали детей болезнями, иногда смертельными – не редкость и в наше время.
Ну и завет про алчность, запрещает желать вещи соседа. И среди прочего, уже после дома и скотины, в перечислении называется жена. Что свидетельствует о положении женщины в том обществе.
Заканчивает бог тем, что грозит карами для тех, кто ослушается. Одно из страшных наказаний – гемморой. В общем и целом, не было дано каких-то особых законов, которые отличали бы еврейский народ от самых диких племен в лучшую сторону.

Книга Левит, именуемая у талмудистов «Священным уставом» - практически полностью состоит из предписаний о жертвоприношениях, указаний для священнослужителей и запретов. А также несколько указаний о том, как сделать еду кошерной. Пищевые запреты особенно забавны. Из них следует, что бог не любит свиное мясо и моллюсков – соответственно запрещает их употреблять в пищу, без объяснений, просто нельзя и все. Создателю вселенной очень нравится быть мелочным, ему есть дело до того, что ты покушал. Не ешь ветчину и устриц! Далее следует множество «веских» причин для смертной казни. Например, замеченные в скотоложстве должны быть убиты, скотину тоже следует убить. Хотя остается неясным, чем зверушка провинилась. Наверное, была развратной козочкой или овечкой, и строила глазки своему пастуху. Таким же образом следует убивать гомосексуалистов. Я уж молчу про тех, кто вздумает что-то делать в субботу. Для уточнения в Библии даже есть описание случая с мужичком, который собирал хворост в шаббат – за что и был впоследствии казнен вне стана своими соплеменниками.
Порой запреты столь диковинные, что можно представить какие царили нравы в этом племени. Особенно, если людям нужно было приказывать свыше, да еще под страхом смерти не ****ь скотину.
Стоит еще упомянуть об идиотских классификациях животных данных там же. Например, заяц отнесен к жвачным животным наряду с козами и коровами. А летучая мышь, по мнению авторов, относится к птицам.

Второзаконие

Второзаконие – это как будто прощальная речь Моисея перед смертью. Он, так и не вошедший в Землю Обетованную, назначает своим преемником Иисуса Навина и отправляется на гору, обозрев с которой земли Израиля, умирает. Эта книга описывает события исхода и странствия по пустыне с другого ракурса, она более подробная и взрослая. Позже я подробно разберу, почему так получилось.
Для примера, вот так Моисей описывает свой проход по землям Есевона. Он просил пропустить войско у царя Сигона, но тот отказался (опять ожесточенный божеством). Конечно же, бог дал повеление убить всех. Ведь геноцид его заводит даже больше чем катаклизмы. Далее цитата: «Господь, наш бог, отдал его в наши руки: мы убили его и его сыновей, перебили все его войско. В ту пору мы овладели всеми его городами и предали их заклятию – уничтожили. В этих городах мы истребили и мужчин, и женщин, и детей, всех до последнего».
Вот молодец, есть чем гордиться. Естественно, эти бредни не находят никаких подтверждений. Современные проповедники любят оправдывать эти мифические побоища. Якобы в тех землях жили нечестивцы, прелюбодеи и прочие гомосеки. Но это абсолютная выдумка. В Библии про 90 процентов якобы истребленных народов не сказано ничего плохого. Их было необходимо убить во имя господа. Принести в жертву.

Иисус Навин

После смерти Моисея, боженька помогает Иисусу Навину. Который прожил 110 лет и натворил за это время немало. Благодаря его эпичной деятельности, мы можем видеть, как формируется правило херема. Яхве говорит: «Вы истребите все народы, которые господь, ваш бог, отдаст вам в руки; вы не должны жалеть их». Всевышний громогласно возвещает: «Будут пьяны от крови стрелы мои, будет мой меч пожирать плоть». Естественно, после этого следует череда геноцидов, и, кажется, конца не будет этой кровавой бане. Так что же такое правило херема? Грубо говоря, города других народов подпадают под заклятие по приказу свыше. Бог желает, чтобы все живое и дышащее в тех городах было истреблено. Никакой милости. Умерщвляют мужчин, женщин, детей и даже скот – что служит жертвоприношением богу. Конечно, в переводах бывают коннотации – вроде «полностью разрушен». Но слово херем – означает именно полное истребление всего живого, без поэтического смысла, только буквально. Иисус Навин казнит пленных, хотя бывают и исключения, когда берет себе скот. А порой и женщин оставляет в живых, но только для того, чтобы они стали сексуальными рабынями. Но правило херема не дает шансов побежденным – они не могут сдаться, стать рабами, принять веру победителя или быть изгнаны. Они должны быть истреблены. Истребление народов считается священнодействием, совершающимся во имя бога. И тот, кто это делает – герой. Удивительно, как можно одновременно ненавидеть Гитлера за холокост и превозносить Иисуса Навина. Но удивляешься, до той поры, пока не поймешь, что авторитет священного писания превращает в глазах верующих даже геноцид в благородное и праведное дело. Может быть – они все-таки отдают себе отчет, что читают сборник сказок, не имеющих к историческим хроникам никакого отношения.
Кстати, во время славных баталий Иисуса Навина происходит немало чудес. Например, стены города Иерихон разрушаются от звука труб. Но особенно забавен момент, когда бог продлил день, чтобы Иисус успел вырезать всех врагов на поле брани. Тогдашним мудрым сочинителям солнце казалось не более чем лампочкой на сфере небосвода. На самом деле, чтобы продлить день, пришлось бы остановить вращение земли. Если бы это случилось, то все незакрепленное продолжило бы движение с прежней скоростью. Так и представляю размахивающих мечами бородачей, вылетающих на околоземную орбиту со скоростью около 1770 км в час.
Иисус Навин верно служил своему господу. Разрушал города и уничтожал народы без остатка. Хотя позже в библии встречаются все те народы, которые он якобы истребил. Процитирую профессора истории и религиоведения Филлипа Дженкинса: «Например, в Книге Судей, описывающей более поздние события, утверждается, что те же этнические группы, которые якобы истребил Навин – вновь мешают Израилю и являются непокоренными. Еще в 18 веке английский скептик Томас Вулстон, в связи с этим, отмечал: «Либо история Книги Судей, либо история Книги Иисуса Навина целиком ложна».
Как более современному скептику, хотелось бы заметить – обе книги ложны.

Давид и Соломон

Далее библия становится невыносимо скучной (хотя и до этого она не была весела, но хотя бы сказочная атмосфера скрашивала общее убожество). Потому что описываемые в ней события все ближе к нашему времени, врать авторам становится труднее.
Но больше всего отталкивают огромные родословные, не несущие никакого смысла, такие как, например, в первой книге Паралипоменон – аж на девять глав, просто перечисление имен.
Конечно, текст и далее полон преувеличений и фантазий. Но все-таки описываемые там события имеют, хоть и отдаленное, отношение к историческим.
Упоминания стоят лишь несколько важнейших фигур. Давид и его сын Соломон – пусть и обросшие мифами, но вероятно существовавшие личности.
Можно было бы рассказать, как малолетний Давид победил силача Голиафа, можно было бы расписать, как он партизанил, повзрослев. Гораздо важнее реформы, которые он предпринял, как государственные, так и религиозные, когда пришел к власти. Можно сказать, Давид – это первый царь полноценных объединенных земель Израиля.
Итак, он поместил ковчег завета в скинии на горе Сион, сделав это место центром поклонения и паломничества. При нем богослужения стали более музыкальными, по легенде он сам был поэтом и сочинял псалмы восхваляющие Яхве.
Давид включил в государственный аппарат священников, назначив писцами и судьями. Секуляризация ведь для лохов, настоящие мачо, во всем прислушиваются к мнению бородатых левитов. Также он хотел построить Храм, в котором хранился бы Ковчег завета. Он подготовил строительные материалы и планы, предоставил своему наследнику средства для осуществления этого грандиозного замысла. Самому ему было не разрешено начать стройку, потому что он пролил слишком много крови. Капризному божеству не угодишь. То больше убивай, то убил слишком много.
Умер Давид в 70 лет. Годы жизни в библии становятся реалистичнее.

Образ Соломона так приукрашивают, что за всем этим блеском сложно разглядеть историческую личность. Его называют самым мудрым и талантливым. Говорят, что он умел разговаривать с животными. Ему приписывают авторство Книги Екклесиаста, Песни Песней, Книги Притчей Соломоновых и множества псалмов. Для поздних периодов еврейской истории (несчастный народ Израиля опять поработят и будут мучить иноземцы) царствие Соломона – это лучшие времена. Рассказчики наделяют Соломона фантастическими сокровищами и огромным гаремом. В общем, если кто-то еще не понял, Соломон был круче всех, что-то среднее между бэтменом и суперменом. Правда, помимо Библии, исторических свидетельств существования в тех землях такого великолепного царя – нет. Но все же, по косвенным признакам, можно предположить, что была некая историческая личность, некий царь, во время правления которого был воздвигнут Храм, позже разрушенный Навуходоносором Вторым.
Если верить некоторым похожим на факты местам из Библии и Иосифу Флавию, который описывает немало событий через сотни лет после их свершения – Соломон был не так уж умен. Большие затраты на строительство Храма и дворца истощили казну. При Соломоне начались восстания народов, якобы истребленных Моисеем и Исусом Навином. А сразу же после его смерти произошло разделение государства пополам на Иудею и Израиль.

Ездра и Неемия

Как я уже говорил ранее, еврейский народ был вновь порабощен более сильными соседями. На этот раз Персидской Империей. Поэтому в тексте полно причитаний. Приблизительно таких: Боженька – за что же ты нас так наказал? Сочинители приходят к выводу, что это наказание за потворство многобожеству, ведь Соломон построил для каждой своей иноземной жены – а их были сотни – по алтарю.
Следующими по-настоящему важными личностями в библейском тексте являются наместники Иудейской провинции Ездра и Неемия.
Но прежде стоит упомянуть царя Иосию, который этими деятелями превозносится и ставится в пример. Иосия реформатор, централизующий поклонение богу в Иерусалиме. Он уничтожал священные изображения иноверцев, убивал жрецов прямо на алтарях, а их кости сжигал на жертвенниках в подношение своему богу. В общем, вел себя как типичный религиозный террорист. Примерно на уровне талибов, взрывающих статуи Будды.
Ездра и Неемия уже явно существовали. И их действия имеют под собой реальную основу. Они творили революцию на самом деле. Поскольку усилия Ездры способствовали приданию еврейской религии формы, которая была призвана определять её в течение предстоящих столетий, его можно назвать отцом иудаизма, то есть определённой формы еврейской религии, появившейся после вавилонского плена.
Иосиф Флавий описывает Ездру, как личного друга персидского царя Ксеркса. Этот иудейский первосвященник, возвратившись из Вавилона, успешно воссоздавал еврейское государственное устройство на основе законов Торы. Во всем чуждом его народу – он видел мерзость. На родной земле он видит, что народ не поддерживает священное отчуждение от гоим. Мужчины берут в жен иноплеменных женщин. Ездра был разгневан и собрал общину. Он зачитал им новый закон; сейчас неизвестно, что именно он зачитал. Но скорее всего это было что-то среднее между законами Моисея и персидской юриспруденцией тех лет.
В первую очередь Ездра предписал выгнать всех иноплеменных жен и детей со смешанной кровью. Ну, хоть не убить и принести в жертву богу – и то ладно. Ездра разработал духовную дисциплину, основанную на священных текстах Торы. Примерно в это же время «случайно было обнаружено» Второзаконие, подозрительно явно поддерживающее все тезисы реформаторов. Второзаконие было моментально приписано Моисею и включено в число священных текстов. Так Пятикнижие появилось на свет. Тору можно было просто читать, но тогда она сбивала с толку и была неудобоваримой. Поэтому ее стали читать в контексте ритуалов, которые отделяли слушателей от обыденной жизни. В этот момент текст стал священным писанием. Родилась религия известная как иудаизм.
Любой современный верующий, придерживающийся законов, адресованных скотоводам времен бронзового века из полупустынной местности, кажется как минимум странным. Если современный еврей, еще хотя бы как-то может себя соотнести с ними, по национальному признаку, например. То уж какой-нибудь европеец или американец – вызывает у меня недоумение. Ясно же написано, что бог еврейский, а все остальные народы враги и злодеи.

Книга Эсфирь

Яхве в начале книги является с завидным постоянством, но дальше он делает это все реже. Он уже не бродит, не нюхает, не снисходит, чтобы проведать грешников. Его образ становится все более скрытым. Он не привлекает внимания. А в последней книге еврейской библии, Книге Эсфирь, вообще ни разу не упоминается. Кстати, эта книга одна из самых кровавых. Конечно, она традиционно не соответствует исторической действительности и описанное в ней не происходило, но все же стоит рассказать.
Злодей Аман строил козни против еврейского народа. Потом его раскусили и повесили, весь его народ истребили, причем без указания свыше. Просто из мести «перебили семьдесят пять тысяч своих недругов», которые вряд ли строили козни против израильтян. «То было тринадцатое число месяца адар, а четырнадцатого числа они отдыхали – был у них день пира и радости». Теперь это называется праздник Пурим.

Следует рассказать и о нескольких книгах, серьезно выделяющихся на фоне остального библейского текста. Дополнительные писания состоящие из проповедей, стихов, пословиц, псалмов. Их практически невозможно связать с какими-либо конкретными событиями или авторами. Эти тексты копились многие сотни лет и добавлялись составителями священного текста без видимых причин.

Псалтырь – сборник песенок, восхваляющих бога, которые следует петь по определенным праздникам. Написанные в традиции еврейской поэзии. Впрочем, псалмы не так уж сильно выделяются, если присмотреться внимательнее. Например, в 136 обиженный порабощенный израильтянин мечтает о возвращении былого величия Иерусалима, сидя на берегу реки, где-то в Вавилонских землях. И мстительно восклицает: «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих [вавилонских] о камень!»
В любом случае, наиболее красивыми частями Библии являются Экклезиаст и Песнь Песней. Книга Экклезиаста уникальное явление в составе библии, заметно отличается от других книг, включенных в канон. Она даже местами противоречит Торе и преисполнена нетипичного цинизма и житейской мудрости. Например, про рабов. Для библии и текстов основанных на ней, рабовладение это норма. Так в Экклезиаст говорит, что рабов надо бить, если они не слушаются хозяина. Но бить умеренно, а то мертвый раб бесполезен.
А Песнь Песней – эротическая поэма. В мировой литературе мало текстов, способных сравниться с этим произведением, воспевающим телесную красоту женщины. Выражение с сочетанием единственного и множественного числа того же существительного характерно для древнееврейского языка и означает обычно превосходную степень понятия (Святая святых, суета сует). «Песнь песней» - значит наилучшая из песен.

Слово «библия» переводится с греческого языка как «книги». Можно сказать, что это маленькая библиотека, собранная из 66 отдельных повествований. В течение множества веков она являлась самой известной в человеческой истории, в каком-то смысле считается бестселлером. Любой может ознакомиться с этой книгой. А вот во времена инквизиции она была недоступна для многих, и не каждый простой человек имел возможность читать Библию. Краткое содержание книги, которое будет предоставлено в статье, раскрывает настоящую ценность записанных в ней событий.

Влияние книги на современное общество

В нынешнее время едва ли найдется человек, который ничего не слышал о такой книге, как Библия. Содержание Ветхого завета знает практически каждый. Сюжеты отсюда очень часто становились темой для художественных повествований, картин. Влияние более приближенной к нашему времени части Библии - Нового завета, содержание которого нельзя переоценить, на современную жизнь достаточно сильное. Рассматривают эту книгу с трех позиций.

Библия как Священное Писание

Во-первых, прежде чем перейти к обсуждению Библии, содержанию книги, нужно принять во внимание тот факт, что в христианстве она считается священной. При этом немалая часть ее, а именно Ветхий завет, была написана до нашей эры.

Мусульманство возникло позднее христианства, и оно тоже часто пользуется образами и сюжетами из Библии. По сути, это источник Корана.

Также различные христианские направления по-разному относятся к составу и содержанию Библии. Некоторые из них священным считают лишь Новый завет.

Библия как исторический источник

Как показали археологические исследования, содержание Библии - достоверно, многие события действительно происходили в реальности. В ней имеется немало сведений об истории древневосточных народов, начиная от 2 000 лет до нашей эры. Нельзя забывать, что писалась эта книга людьми древности, и многие описанные в ней события, которые теперь объясняются наукой, представлены гиперболично и с точки зрения человека тех времен.

Библия как литературный памятник

Важно отметить, что данная книга является настоящим памятником культуры. Все дело в том, что содержание Библии представляет собой огромную ценность как предание старины. Это наиболее часто переводимое на другие языки произведение во всем мире.

Состав и структура

Труд этот считается объемным: содержание Библии включает в себя несколько отдельных книг. Главным образом делится произведение на Ветхий и Новый завет. Первая часть является дохристианскими описаниями. Ее приняли в христианстве в качестве Священного Писания. Здесь имеется немало предсказаний о пришествии Мессии, которым является Иисус.

Новый завет представляет собой текст, описывающий жизнь непосредственно Иисуса Христа с его апостолами. В различных изданиях может быть разный порядок передачи этих историй. Колеблется и число книг, входящих в Библию.

Неканонические книги

Заинтересовавшимся кратким содержанием Библии, Бытия нужно знать, что помимо признанных достоверными повествований имеются и неканонические книги. Они вышли на свет уже после Ветхого завета. Христианские наставники советуют прочитывать и их тоже тем, кто собирается принять эту веру. Все дело в том, что неканонические книги часто носят поучительный характер.

Если говорить о кратком содержании Библии, то прежде всего она делится на две части, однако каждая из них имеет свою упорядоченную структуру. Например, после описания этапов сотворения (в книге Бытия), рассказывается, как жили люди, не имея закона (в то время они руководствовались лишь принципами). Далее Бог заключил с израильтянами союз и дал им свои постановления. В Ветхом Завете, что переводится как «старый союз», содержится описание событий до момента, когда к людям пришел Иисус. По этой причине вторую часть и называют Новым Заветом.

Если речь идет о кратком содержании Библии, Ветхого Завета, то это произведение о том, как Бог создавал мир, небо, растения, животных, людей. Здесь описывается жизнь далеких предков современного человечества – они проживали в пустыне, в степи, разводили скот, попадали в узы рабства и освобождались от них. Помимо этого они заключали соглашения с Богом. И однажды Он обещал им передать богатые земли, в которых вместо воды в реках будет течь молоко и мед.

Вскоре шла беспощадная борьба с народом, проживавшим на той земле. А затем, победив, древние евреи устроили здесь собственное государство. Спустя века оно оказалось разрушенным соседями, а израильтяне были угнаны в плен. Судя даже по содержанию детской Библии, произошло это по причине неповиновения евреев Богу.

Но, наказав народ, Владыка дал обещание, что однажды спасет его от угнетателей. На древнееврейском языке посланник Бога звучит как «Мессия», а на греческом – «Христос». Именно под таким именем Он и вошел в историю.

Когда уже существовало христианство, создавался Новый завет. Здесь главной фигурой является Иисус из Назарета – Христос. Помимо этого значительная часть книги отведена рассказам о деяниях христианских общин. Тут имеется повествование о деятельности апостолов, которые были учениками Иисуса.

О мифах

Библия представляет собой сборник множества древнейших рассказов. В них есть и мифы, и легенды, и повествования о подлинных исторических событиях, предсказания, лирические сочинения. Наиболее богат этим вещами Ветхий завет. Библия в значительной мере сумела повлиять на развитие человечества. Многие библейские сюжеты нужно грамотно толковать.

Об истории Евангелия

Каждая книга Нового завета была создана на греческом языке. Но при этом имелся в виду не классический греческий язык, а александрийское наречие. Именно его использовало население Римской империи.

При этом в письме использовали лишь заглавные буквы, не применяли знаки препинания, не отделяли и слова друг от друга. Примечательно, что мелкий шрифт начали включать в текст лишь в IX веке. То же касается и раздельного написания слов. А знаки препинания пришли лишь с изобретением книгопечатания, в XV веке.

То деление, которое есть в Библии сейчас, осуществил кардинал Гугон в XIII веке. Церковь на протяжении тысячелетий берегла Священное Писание, и ей удалось донести эти древнейшие тексты до наших дней.

В XVII веке возникло в один момент сразу 2 издания Нового завета, они были напечатаны. Считается, что эти тексты являются "чистыми" и оригинальными греческими. Во второй половине IX века Новый завет был переведен Кириллом и Мефодием на славянских язык (болгаро-македонский диалект). Примечательно, что этот экземпляр дошел до наших дней в оригинале. Изначально славянское издание подвергалось русификации на протяжении истории. Перевод, который используется на данный момент, был произведен в XIX веке.

Время написания Евангелий

Время создания данных произведений точно не определили. Но нет сомнений, что они были созданы в начале I века. Все дело в том, что сочинения 107 и 150 года содержат отсылки на Новый завет, в них есть цитаты из этой книги.

Первым делом были написаны произведения апостолов. Это было необходимо для утверждения веры новых христианских общин. Удалось доподлинно установить, что Евангелие от Матфея было наиболее ранним, оно не могло быть создано позднее 50 годов I века. Евангелия от Марка и Луки появились после него, но также были созданы до 70 года, до разрушения Иерусалима. Позже всех свою книгу записал Иоанн Богослов, на тот момент он был уже стариком, примерно в 96 году. Его труд известен как "Апокалипсис". Символы, используемые в книге Откровение, – существа, которые напоминают человека, льва, тельца и орла.

О значении Евангелий

Все книги данной серии описывают жизнь и учение Христа. Здесь содержится история его страданий, гибели, захоронения и воскрешения. Они служат дополнениями друг для друга, и ни одна из книг не имеет противоречий в главных моментах.

Помимо этого, на протяжении истории создавалось около 50 иных писаний, которые носили такое же название, им также приписывалось авторство апостолов. Однако Церковь их отвергала. В них имелись сомнительные истории. К таковым отнесли «Евангелие Фомы», «Евангелие Никодима» и ряд других подобных произведений.

Взаимоотношения Евангелий

Из всех официально признанных Евангелий три – от Матфея, Марка и Луки, близки друг другу. Они обладают схожей манерой написания, повествуют об одном и том же. Но в Евангелии от Иоанна содержатся несколько иные сведения (хотя эта книга также считается канонической), и форма изложения там другая. Иоанн рассуждает больше о глубоком смысле происходящего, в то время как остальные евангелисты описывают внешние события.

Помимо этого, он приводит достаточно трудные для понимания беседы. В остальных трех Евангелиях диалоги вполне просты. Иоанн преследовал свою личную цель – глубже раскрыть учение. Тем не менее каждая из этих книг обладает и своими особенностями. И именно совокупность сведений, описанных с разных точек зрения, создает точный и детальный портрет Христа.

О характере Евангелий

В православном учении о священности этих произведений всегда звучала мысль о том, что Дух Святой не теснил ума и характера каждого автора. По этой причине во многом отличия Евангелий обусловлены индивидуальными чертами каждого автора. Помимо этого, писались они в разном окружении и условиях. Чтобы точнее толковать каждое Евангелие, имеет смысл понять характерные отличия каждого автора.

Матфей

Матфей был одним из двенадцати апостолов Христа. До того момента его знали как мытаря – сборщика налогов. Его мало кто любил. По происхождению Матфей был из родословной линии Левия, на что указывают Марк и Лука в своих Евангелиях.

Мытарь был тронут тем, что Христос, несмотря на презрение народа, не гнушался им. В особенности сборщика налогов порицали книжники и фарисеи, и Матфей приводит обличительную речь в их адрес в своем Евангелии, поскольку они также нарушали законы.

По большей части писал он свою книгу для израильского народа. Согласно одной из теорий, его Евангелие изначально было создано на еврейском языке, и лишь затем переведено на греческий. Матфей умер мученической смертью в Эфиопии.

Марк

Марк не был одним из двенадцати апостолов. По этой причине он не сопровождал Иисуса постоянно, как Матфей. Свое произведение он писал со слов и при непосредственном участии апостола Петра. Сам же он видел Христа лишь за пару дней до его кончины. И лишь в Евангелии авторства Марка приведен случай, когда юноша, который следовал за Христом, когда того арестовали, был завернут в покрывало на нагое тело, и он же был схвачен стражниками, но, оставив покрывало, сбежал нагим. Вероятнее всего, это был сам Марк.

Впоследствии он стал спутником Петра. Марк был мученически убит в Александрии.

В центре его Евангелия стоит тот факт, что Иисус творил чудеса. Автор всячески подчеркивает величие, могущество Его.

Лука

По данным древнейших историков, Лука был родом из Антиохии. Он являлся врачом, занимался и живописью. Он был в числе 70 учеников Христа. Очень ярко в данном Евангелии описывается явление Господа двум ученикам, а это дает основание полагать, что одним из них и был Лука.

Он же стал спутником апостола Павла. Согласно сохранившимся до наших дней сведениям, Лука также умер мученической смертью в Фивах. Его мощи император Констанций в IV веке перенес в Константинополь.

Лука написал свою книгу по просьбе знатного человека из Антиохии. В ходе написания он пользовался и словами очевидцев, и письменными сведениями о Христе, которые на тот момент уже имелись.

Сам Лука утверждал, что тщательно проверял каждую запись, и его Евангелие точно в местах и времени событий, которые изложены в четком хронологическом порядке. Очевидно, что заказчик Евангелия от Луки никогда не был в Иерусалиме. По этой причине апостол и описывает географию той местности.

Иоанн

Иоанн являлся учеником Христа. Это был сын рыбака Заведея и Соломии. Его мать упоминается в числе женщин, которые служили Христу своим имуществом. Она следовала за Иисусом всюду.

Постоянным учеником Христа Иоанн стал после чудесного улова на Геннисаретском озере. Он присутствовал при многих его чудесах. На Тайной вечере же Иоанн «возлежал у груди Иисуса». Он считается любимым учеником Христа.

Свое Евангелие апостол писал по просьбе христиан. Они хотели, чтобы он дополнил имеющиеся три повествования. Иоанн согласился с их содержанием, но решил, что необходимо дополнить их речами Христа. Что он и сделал, раскрыв глубже его сущность именно как Сына Божьего, а не человека.


Close