Вы перфекционист до мозга костей и стремитесь всегда быть лучше всех и прыгнуть выше головы? Наши эксперты знают, как избавиться от ненавистного синдрома отличницы, который отравляет вам жизнь.

Психолог, психодраматерапевт Ольга Митягина считает, что каждый человек имеет право на ошибку.

Этот синдром чаще всего зарождается в детстве, если родители требуют, чтобы ребенок учился только на пятерки. Тот, кто привык бороться за их любовь с помощью оценок, во взрослой жизни зациклен на результате, зависим от мнения окружающих, болезненно переживает свои неудачи. У таких людей занижена самооценка, они вечно копаются в себе, боятся всего нового, незнакомого, потому что не дают себе права на ошибку. «Отличник» не только страдает сам, но и мучает своих близких бесконечными тревогами и придирками. И тут важно не довести до крайности, перевоспитать себя и постараться стать хотя бы хорошистом.

1. Всякий раз определяйте допустимое время на выполнение задачи.

Экономьте время и силы, потому что идеального результата все равно не существует.

2. Делайте регулярно что-то новое.

Важно перестать зацикливаться на результате и начать получать удовольствие от процесса. К примеру, осваивая кулинарный рецепт, обращайте внимание на цвет и текстуру продуктов, запахи, собственные ощущения. Учитесь радоваться всему, что делаете, будь то готовка, работа или занятия спортом.

Фото Getty Images

3. Займитесь тем, в чем вы полный профан.

Можно пойти на танцы – в группе начинающих у всех будет что-то не получаться, и вы свои ошибки не воспримете слишком болезненно. Специально погружайте себя в чуждую среду. Вам нужно научиться совершать ошибки, адекватно воспринимать неудачи и промахи. Для этого специально нарушайте привычный уклад жизни. Занятия рисованием или лепкой также помогают побороть страх ошибиться.

4. Участвуйте в командных играх, коллективных обсуждениях.

Старайтесь работать в группе, прислушивайтесь к другим. Перфекционисты уверены, что лучше них работу никто не сделает, поэтому важно развивать в себе навык взаимодействия с людьми.

5. Не бойтесь выглядеть смешно.

Позволяйте себе просто дурачиться, малевать глупые картинки, измазаться краской, шалить вместе со своими детьми. Это даст вам возможность почувствовать себя неидеальным.

6. Устраивайте себе дни непослушания.

К примеру, раз в месяц ходите целый день в пижаме, или не мойте посуду, или сознательно опоздайте на работу. Продемонстрируйте себе и окружающим, что вы живой человек, а не робот.

7. Составьте список своих достоинств, лучших качеств, на которые вы опираетесь.

Вспомните, какая вы на самом деле, независимо от успехов, неудач, внешних обстоятельств. Если вы любящая жена и мама или заботливый сын – это главное, что будет с вами всегда, не обесценится, даже если вы совершите прокол на работе.

8. Хвалите себя за любые, даже самые маленькие победы и прощайте себе даже самые большие, на ваш взгляд, оплошности.

Посмотрите на себя со стороны: сколько событий произошло от вашего рождения до сегодняшнего дня, и вы со всем справились. К тому же во вселенском масштабе ваши достижения все равно не грандиозны, а провалы не смертельны. Это всего лишь вехи на линии жизни.

9. Вспомните, что вы сделали за последние год-два, какие умения приобрели, чего добились

Наверняка вам есть чем гордиться. А если чего-то важного не осуществили, вам есть к чему стремиться. И перестаньте сравнивать себя с другими. Страдать от того, что кто-то достиг в жизни большего, бессмысленно и непродуктивно.

Как помочь себе, когда боитесь совершить ошибку

Когда чувствуете, что накатывает тревога, в голове навязчивые мысли о том, что вы не справитесь с поставленной задачей, сконцентрируйтесь на своем теле и постарайтесь почувствовать почву под ногами. Примите комфортную позу, распрямите плечи, несколько раз поочередно сфокусируйте взгляд на дальнем и ближнем предметах. Таким образом вы снимете внутренний зажим, расслабите тело и сигнализируете головному мозгу, что ничего страшного не происходит.

Эксперт тренинг-центра «СЕКС.РФ» Наталья Романовская:

Синдром отличницы – это перфекционизм. Но перфекционизм, который навязан родительскими установками: «для того, чтобы получить что-то, нужно быть какой-то специальной, то есть лучшей». На одной из открытых лекций «СЕКС.РФ» я рассказывала про синдром отличницы. Выяснилось, что почти все присутствующие девушки ощутили это в себе. Дело в том, что наш менталитет и воспитание очень этому способствуют. Женщины с этим синдромом стараются сделать все идеально, но не для себя, а больше для других. В основе лежит страх, что если ты не будешь хорошей, полезной, удобной, тебя просто не будут любить. Так и получается, что в сексе стараешься только для мужчины, в жизни – для близких и друзей. А для себя – нет. Зато вроде бы все любят.

Как это в жизни?

Ты делаешь все идеально. Все должно быть под контролем. А еще лучше, если будет четкая инструкция, что и как делать. И скорее всего, ты во многом успешна и все вокруг довольны тобой. Но что за этим стоит? Другие люди чувствуют, что ты все можешь взять на себя, потому что не в силах отпустить контроль. Они начинают пользоваться этим и все на тебя перекладывать. Итог – усталость и ощущение несвободы. Ты не живешь в моменте. Это синдром «отложенной жизни»: сначала надо поработать, а потом что-то будет. Из-за этого ты не наслаждаешься жизнью. Ты не балуешь себя просто так.

Что с этим делать?

Научись себя радовать. Начни с мелочей, например, купи себе платье и не думай о том, заслужила ты его или нет. Это воспитание в себе здорового эгоизма: радовать себя и благодарить просто так. Осознай свои потребности, полюби себя. Когда ты будешь радовать себя, мир начнет меняться. А люди вокруг будут стремиться радовать тебя.

Илья Базенков

Некоторые родители полагают, что детей,
как сосуды, можно наполнить своими
несбывшимися мечтами и стремлениями.
Майкл Николс(психолог)


Синдром отличника или комплекс отличника замечается, как правило, у взрослых, а не у детей. Иногда его еще называют комплексом отличницы, т.к. у женщин он встречается чаще. Объяснение простое. Ребенок с комплексом отличника удобен для взрослых, т.к. всеми силами пытается соответствовать их требованиям, быть всегда хорошим. Но во взрослом возрасте комплекс отличника может серьезно осложнить жизнь.

Суть синдрома (комплекса) отличника не в том, чтобы все всегда делать на отлично, а в том, что основная потребность - это получать хорошие отметки от окружающих.

Один из часто встречающихся запросов к психологам: как избавиться от комплекса отличника?

Как перестать хотеть быть для всех хорошим, чтобы получить хорошую оценку себя?

Сначала разберемся почему он возникает. Как родители и другие взрослые создают у ребенка синдром отличника.

Необходимым условием избавления от синдрома отличника является осознание его причин.

Так как же взрослые способствуют формированию этого синдрома?

Ребенок пришел из школы.

Как дела в школе?
- Я сегодня по истории четверку получил.
- Как? Почему четверку, а не пятерку? Ты меня расстраиваешь. А вот Петя только пятерки получает.

Ребенок наводил порядок у себя в комнате.

А почему эту книжку на полку не поставил? Я тобой недовольна.

Подросток вымыл посуду, но вот беда – на одной тарелке осталось пятно.

Плохо! Вся посуда должна блестеть! Ты меня очень огорчил.

А есть еще и другое.
Изо дня в день взрослые внушают ребенку, что он постоянно должен быть для всех хорошим, всегда идти навстречу другим, чтобы получить хорошую оценку себя.

Так родители и другие взрослые способствуют формированию синдрома(комплекса) отличника у детей. Причем из самых благих намерений. Они ведь хотят, чтобы ребенок вырос успешным, хорошо справлялся со своими обязанностями, все делал хорошо и был не хуже, а то и лучше других.

Исследования показывают, что предрасположенность к синдрому отличника может быть и врожденной, связанной с типом темперамента, индивидуальными психофизиологическими особенностями человека.

Но возникает он в детстве в результате общения взрослых (в первую очередь родителей) с детьми. И если в детстве и подростковом возрасте синдром отличника часто не замечается и даже приветствуется окружающими ребенка взрослыми, то в дальнейшем он приносит существенную дисгармонию в жизнь человека.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СИНДРОМА ОТЛИЧНИКА

Повышенная чувствительность к критике, даже если она незначительная;
- постоянные опасения неудачи, часто приводящие к отказу от какой-либо деятельности из-за страха не справиться;
- склонность часто сравнивать себя с окружающими, ревниво относиться когда хвалят не его, а другого;
- неустойчивая самооценка, сильно зависящая от мнения окружающих;
- первая же неудача может послужить причиной депрессивного настроения и отказа от дальнейших попыток продолжать что-либо делать;
- застревание на переживаниях своих неудач, даже незначительных;
- постоянная потребность оправдывать ожидания окружающих.

Разумеется, степень выраженности синдрома отличника бывает разной. В крайних патологических случаях он встречается не так уж и часто. Но даже выраженный умеренно все-равно осложняет жизнь, приводит к ограничению собственных возможностей и сложностям в отношениях.

ТИПИЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИНДРОМА ОТЛИЧНИКА

1. Часто повторяющаяся установка, что любовь необходимо заслужить хорошими поступками. И чем «более ты правильный», тем сильнее тебя будут любить.

2. Один или даже несколько близких взрослых патологических перфекционистов, стремящихся воспитать ребенка по своему образу и подобию.

3. Частое и сильное порицание ребенка за ошибки и неудачи. Подталкивание его к чрезмерной самокритичности, к стилю мышления по принципу – «если бы поступил правильно, то все было бы хорошо», «если бы постарался, то все бы получилось», «если бы хорошенько подумал, то все сложилось бы по-другому».

4. Слишком завышенные требования к ребенку. Родители ожидают от него "совершенства".

Формирование комплекса отличника происходит в детстве, а проявляться чаще всего начинает в раннем подростковом возрасте.

Иногда синдром отличника путают с умеренным перфекционизмом – стремлением к идеальному результату. Действительно, крайне выраженный перфекционизм и синдром отличника сосуществуют вместе.
Но перфекционизм, естественно, не выраженный в патологической форме, может быть вполне нормальным – человек старается все сделать хорошо, добиться наилучшего результата.

А «отличника» волнует не сам результат, а оценка, которую он получит, ему всегда по жизни необходима пятерка. И в результате происходит смещение цели с результата на оценку этого результата окружающими.

Люди, страдающие комплексом отличника, часто превращаются в задерганного невротика, которому очень не комфортно жить. Он постоянно переживает по поводу неудач, как мнимых, так и реальных. Смысл его жизни - быть отличником, получать пятерки любой ценой, бороться за них. А если есть риск получить другую оценку, то он может и не взяться за выполнение чего-либо, отказаться из-за страха неудачи от реализации своих планов, идей и даже карьерных стремлений.

Да и окружающим с ним нелегко. Как жить и общаться с человеком, который болезненно реагирует на любую критику, вплоть до впадения в депрессию? А похвала в адрес других людей вызывает у него чувство ревности.

Увы, погоня за результатами в учебе, выраженных не в знаниях, а в оценках; тщеславие родителей; настойчивость учителей в борьбе за успеваемость все это создает благодатную почву для выращивания синдрома отличника. Разумеется, далеко не все дети и подростки приобретают этот синдром, даже если окружение этому способствует. Многое зависит от врожденных свойств личности.

Ребенок с сильным типом высшей нервной деятельности более устойчив, подросток может сопротивляться через типичные подростковые реакции, да так, что окружающим взрослым «мало не покажется».
Но людей, страдающих комплексом отличника много. Даже в легкой форме он вносит дисгармонию в жизнь, как самого человека, так и его окружающих.

В обществе существует устойчивый миф, что школьные отметки являются показателем интеллекта человека и его дальнейшей профессиональной успешности. НО ЭТО НЕ ТАК!

Эти факты подтверждены сотнями исследований, проведенных в разных странах:

1.Школьная успеваемость не является показателем дальнейшей успешности человека.

2.Школьная успеваемость не является показателем интеллекта.

Недавние исследования в Высшей школе экономики показали, что профессиональная успешность выпускников не зависит от их оценок во время учебы. См. статью на нашем сайте

Выше было сказано, что предрасположенность к синдрому(комплексу) отличника может быть врожденной. Но часто родители, сами страдающие от комплекса отличника, передают его детям через воспитание, проецирую собственные страхи получить негативную оценку за своего ребенка. В этом случае у родителей комплекс отличника проявляется в опасениях не выглядеть "идеальным родителем" в глазах окружающих, в первую очередь, учителей.

Идет непрерывная борьба за успеваемость, где основное значение придается отметкам, а не собственно знаниям и интересам ребенка. Часто это касается не только школьных отметок, но и других сторон жизни. Главное - выглядеть соответствующим образом в глазах окружающих.

А бороться с приобретенным комплексом отличника тяжело, вот и живут люди под этим бременем - повышенной чувствительностью к критическим замечаниям, обидчивостью, зависимостью от мнения окружающих, все время боящихся не получить "пятерку" (и из-за этого часто отказывающихся от каких-то своих намерений и желаний).

Так стоит ли, уважаемые родители, требовать от ребенка, чтобы он всегда получал только пятерки? Всегда соответствовал во всем ожиданиям окружающих? А ведь иногда бывает, когда близкие взрослые из-за какого-то, по их мнению, неуспеха ребенка, начинают его "шантажировать" своим здоровьем. "Ах, у меня из-за твоих отметок сердце разбаливается", - говорит любящая мама или бабушка, даже не подозревая, что она этими словами формирует в ребенке.

И, в конце концов, что для вас важнее? Здоровье и психическое благополучие ребенка, гармония в отношениях с ним или количество пятерок в дневнике, тем более, что не они определяют успешность человека.

Часто родителям нравится синдром отличника, хотя они и не подозревают о его существование. Действительно, чего еще надо? Ребенок послушный, хорошо учится, искренне переживает, если у него что-то не получается. Мечта, а не ребенок! И невдомек взрослым, что самое важное для ребенка не результат его деятельности, а желание быть хорошим и «одобряемым». И формируется у него ощущение, что любят его только за «пятерки», а не его самого. Сделаешь ошибку – потеряешь любовь .

Появляется страх ошибиться, сделать неверный выбор. И закрепляется этот страх часто на всю жизнь вместе с неуверенностью в себе и опасениями «выглядеть не так», «сделать не так» и даже «подумать не так». В крайних случаях боязнь ошибиться может превратиться в настоящую фобию.

В своей жизни человек с комплексом отличника испытывает чувство неуверенности, ему трудно строить открытые отношения с другими людьми, ему часто кажется, что он может оказаться хуже ожиданий окружающих.

Человек, которому в детстве внушили, что его любят только за хорошие отметки, за послушание, за какие-то успехи и достижения, в дальнейшей жизни будет казаться, что он кому-то нужен только за то, что он соответствует ожиданиям окружающих. Отсюда заниженная или неустойчивая самооценка, ощущение, что его не любят и не ценят, не признают.

Возникает неготовность потерпеть неудачу, боязнь трудностей и неуверенность в себе.

Как избавиться от комплекса отличника у ребенка?

1. Хвалите ребенка не за отметки, а за результат.

«Очень хорошо, что ты получил пятерку».
«Очень хорошо, что ты справился с контрольной работой».
Чувствуете разницу?

2. Интересуйтесь не отметками в школе, а процессом учебы, что нового узнал, что было интересно или неинтересно, трудно или легко.

3. Никогда не связывайте оценку результатов учебы(и не только учебы) с оценкой личности.

4. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не ставьте их ему в пример.

5. Не осуждайте ребенка за какие-либо неудачи, лучше поддержите его.

6. Если ребенок болезненно переживает из-за отметки, полученной в школе, или еще из-за чего-либо, что него не получилось, то можно постараться обесценить неудачу, показать ребенку, что это не имеет большого значения и, тем более, не влияет на ваше отношение к нему. Например: "Подумаешь тройка по математике, ну и что?" Только не надо обесценивать усилий ребенка по достижению результата, здесь, наоборот, важно ему показывать, что он молодец, даже если не выполнил все на 5+.

Вы ведь любите своего ребенка не из-за его отметок или за то, что он послушный, аккуратный, вежливый, хорошо учится и т.п.?

Как избавиться от комплекса отличника во взрослом возрасте?

1. Осознать. что ваши некоторые чувства, эмоции и поступки вызваны не реальной ситуацией, а опасениями не понравиться окружающим, не оправдать их ожидания. Комплекс отличника как бы возвращает вас в детство, и вы боитесь не соответствовать требованиям родителей или учителей.

2. Разобраться, а действительно ли окружающие вас люди ждут, что вы всегда будет действовать на "отлично"? Кстати, мы часто склонны приписывать другим то, чего они на самом деле не думают.

3. Разрешить себе право на ошибки и на то, чтобы не быть всегда идеальным человеком во всем и всегда.

4. Осознавать, когда вами управляет синдром отличника, а когда ваши действия и эмоции от него не зависят. Другими словами. поставить свой комплекс отличника под контроль сознания.

5. Перестать ожидать постоянного одобрения вас окружающими людьми, сравнивать себя с другими. На самом деле это не вы, а тот самый ребенок, у которого сформировалось чувство, что его любят только тогда, когда он делает все на отлично, должен быть лучше всех.

6. Захотеть, чтобы комплекс отличника перестал вами управлять. Начать с ним бороться, действовать.

Самое трудное в избавлении от комплекса отличника - это разрешить себе не всегда оправдывать ожидания окружающих.
Кстати, эти ожидания мы часто сами и выдумываем. Человек с синдром отличника приписывает окружающим что-то, чего они якобы от него ожидают. Он считает, что если делать всегда хорошее окружающим, то и они будут отвечать ему тем же.
Вот только в жизни так бывает далеко не всегда. Да и почему другие люди должны оправдывать ваши ожидания? Откуда растут ноги этого убеждения? Не из нашего ли детства, когда нам внушали, что надо всегда быть хорошим, причем для всех?

Человек с синдром отличника часто не может начать делать что-то новое или закончить начатое. Причина простая. Ему нужна пятерка, т.е. надо добиваться идеала. А идеал то далеко и не всегда достижим, по крайней мере, в его воображении. А рядом люди, которые с точки зрения "отличника" халтурят, но при этом чувствуют себя уверенно и добиваются успеха. Какое чувство возникает у "отличника"? Правильно, чаще всего обида и ощущение несправедливости.

А жизнь далеко не всегда справедлива, особенно, с точки зрения "отличников".

Решите, что для вас важнее: всегда добиваться результата даже во вред себе или собственные интересы.

Научитесь расставлять приоритеты, где на первом месте будут ваши личные интересы.

Добавьте в ваши действия побольше эгоизма. Без его умеренного количества жизнь не очень привлекательна, как и пища без соли.
Всем нравиться невозможно, да и зачем?

Подумайте, как вы можете использовать свой синдром отличника, чтобы он вам не только мешал жить, но иногда помогал достигать своих целей. Именно своих, а не чужих! Он может помочь что-то сделать лучше других. Но только это надо делать для себя, для реализации своих целей, а не чтобы заслужить одобрение окружающих, которые скорее всего этого не оценят. Кстати, многих людей раздражает излишний перфекционизм. особенно когда его навязывают, демонстрируют. Человек с синдромом отличника часто может раздражать окружающих, т.к. предъявляет повышенные требования и к окружающим. А кому это нравится?

Если синдром отличника контролировать, то он вполне способен не только портить жизнь, но и в чем-то помогать. Вот только полной свободы ему давать нельзя.

Синдром отличницы – это особый вид психического расстройства, при котором дети и многие взрослые преувеличивают и идеализируют свои возможности. В конечном итоге недуг может привести к неврозу, апатии и затяжным депрессиям.

Чаще всего синдром встречается в юном возрасте во время обучения ребенка в школе. Малыш старается получать одни «пятерки» и очень расстраивается, когда происходит иначе. Но если в детстве болезнь еще поддается лечению, то избавиться от нарушения у взрослых становится намного сложнее.

Причины появления синдрома отличника

Причины возникновения заболевания уходят глубоко в детство человека, поэтому выяснить, что все-таки повлияло на зарождение синдрома, с каждым годом становится сложнее. Чаще всего недуг появляется вследствие психологических травм ребенка, причинами которых могут стать:

  • Безразличие со стороны взрослых;
  • Частые конфликты с родителями;
  • Отсутствие кого-либо из членов семьи;
  • Неуверенность в себе или чувство одиночества у ребенка.

Со временем все это способно кардинально изменить личность человека. Синдром особенно опасен тем, что как у взрослого, так и у ребенка в любой момент может появиться психическое и эмоциональное истощение. Люди в таком состоянии не способны терпеть поражения или даже справляться с обычными повседневными трудностями. Они становятся замкнутыми и неуверенными в себе, появляется сильнейшая депрессия.

Симптомы заболевания

Самым ярким проявлением синдрома является острое переживание человека в случае малейших неудач. Даже отсутствие похвалы может стать причиной внутренней трагедии.

Так как основной целью ребенка с синдромом является не получение новых знаний, а завоевание наивысшей награды, дети часто оказываются зависимы от мнения других людей и страдают нестабильной самооценкой. Они также ревностно относятся к успехам своих одноклассников и друзей. Больные дети готовы пожертвовать любимыми развлечениями или прогулкой с лучшими друзьями ради первенства в учебе.

Синдром отличницы часто возникает, если еще в детстве ребенку не объяснили, что он любим независимо от оценок, званий и наград. Именно вследствие этого уже взрослый человек в течение всей жизни может думать, что с ним общаются из-за какой-либо выгоды.

В более старшем возрасте синдром обычно проявляется группой нескольких признаков, к которым относятся:

  1. Излишняя ответственность за любую возникшую ситуацию;
  2. Завышенные требования к друзьям и родным;
  3. Неумение расставлять приоритеты;
  4. Желание быть самым лучшим в любых сферах деятельности;
  5. Неумение проигрывать.

Портрет отличника: тревожные симптомы

Синдром отличника можно разглядеть уже в детском возрасте. У ребенка появляется:

Все эти симптомы можно заметить и во взрослой жизни. Человек постоянно стремиться быть идеальным во всем: внешность, характер, карьера. Но зачастую все эти попытки остаются только лишь желаниями.

Диагностика синдрома

Чтобы установить или исключить синдром отличницы, следует в первую очередь обратиться за консультацией к психиатру. Именно он не только проведет устный опрос пациента, но и назначит дальнейшие исследования. Обычно больному рекомендуется дифференциальная диагностика болезни от обычного желания самореализоваться. Для этого специалисты используют специальный тест перфекционизма, включающий 45 или 24 вопроса. Во время ответа на пункты теста особенно важна честность пациента. В соответствие с набранными баллами и решается вопрос о психологическом состоянии больного.

Стоит ли лечить недуг?

Нужно ли лечить недуг? Может ли он ухудшить качество жизни? Что плохого в том, что ребенок или взрослый пытается добиться поставленных целей и сделать свою жизнь лучше? Именно это обычно волнуют больных с синдромом отличника. Ответить на вопросы однозначно сложно, но с уверенностью можно сказать, что патология способна подорвать эмоциональное состояние человека и привести к тяжелым психическим нарушениям.

Заболевание становится опасным даже в повседневной жизни. Например, у женщин с синдромом отличницы чаще всего возникают проблемы в личной жизни. Зачастую они остаются одинокими, так как в будущем муже ищут только идеал. Ежедневные придирки и скандалы также изведут любого, кто будет претендовать на это место.

Если не уделять должное внимание первым проявлениям недуга еще в детском возрасте, то во взрослой жизни можно ожидать следующие проблемы:

  1. Неумение наслаждаться каким-либо процессом, так как интересовать будет только лишь его результат;
  2. Зацикливание на каждой мелочи, которое приведет к неспособности мыслить абстрактно;
  3. Появление привычки «зазубривания», мешающей развитию творческого мышления;
  4. Отсутствие друзей и близких из-за тяжелого характера;
  5. Желание быть всегда первым, даже посредством нечестной борьбы;
  6. Эмоциональную нестабильность, раздраженность и апатию.

Парадокс заболевания заключается в том, что из-за сильного желания быть первым во всем, человек болезненно воспринимает все свои ошибки, опускает руки и погружается в депрессию.

Лечение синдрома отличника

Так как зачастую причина возникновения и развития синдрома кроется в окружении ребенка, в первую очередь, следует провести психологическую работу именно с семьей. Родители не должны пытаться компенсировать собственные неудачи победами ребенка; им необходимо регулярно показывать малышу то, что он действительно нужен семье, что его любят и ценят.

В случае, если ребенок принес плохую оценку из школы, его нельзя ругать или наказывать. Для начала следует поговорить с малышом и выяснить его чувства. Задумываться о правильности воспитания можно лишь, если ему все равно, и он не видит ничего страшного в плохой оценке.

Если у ребенка начинают проявляться первые признаки синдрома отличника, специалисты советуют:

  • Больше времени проводить с малышом: обнимать и целовать его без повода;
  • Интересоваться тем, что происходит в его жизни;
  • Поддерживать и помогать советом, когда это необходимо;
  • Не сравнивать малыша с другими детьми;
  • Предлагать отвлечься от занятий или пройтись с друзьями, когда он слишком много времени посвящает учебе.

Если выполнение данных советов не приносит заметного улучшения, следует обратиться за консультацией к квалифицированному и опытному специалисту.

Методы борьбы с патологией для взрослых

В этом случае самым важным условием успешной терапии является своевременное лечение. Сначала необходимо установить истинную причину появления синдрома, а после научиться расслабляться и отвлекаться от насущных проблем. Также специалисты советуют:

  1. Относиться к событиям с оптимизмом, искать в ситуациях положительные моменты.
  2. Найти себе любимое занятие, записаться в фитнес-зал или заняться экстремальным спортом. Человек должен отвлекаться от ежедневных забот и бороться со своими страхами. Все это помогает стать сильнее и упорнее.
  3. Хотя бы раз немного опоздать на работу. Таким образом начальник поймет, что человек – это не машина, которая не может ошибаться.
  4. Поэкспериментировать со своим стилем. Это помогает почувствовать свободу, перезагрузиться морально и привлечь новых друзей.
  5. Не воспринимать критику окружающих близко к сердцу. Чаще всего она, наоборот, помогает понять человеку свои ошибки и не совершать их впредь.
  6. Научиться прощать близких и врагов.
  7. Оставаться в любой ситуации человеком.

Многие врачи и ученые считают, что синдром отличницы возникает у детей из-за недостатка любви и внимания в семье. Получая наивысшие оценки, ребенок старается привлечь внимание взрослых и заслужить похвалу. Поэтому родителям очень важно регулярно показывать малышу свою любовь и заботу.

Если ребенок все свое свободное время тратит на уроки и школьные задания, следует предложить ему погулять, поиграть или пригласить друзей в гости. Также специалисты советуют записать малыша на творческие или спортивные кружки. При этом очень важно научить ребенка проявлять интерес не только к учебе, но и ко всему окружающему миру.

Профилактика

Лучшая профилактика данного недуга – это его отсутствие. Уже при первых симптомах заболевания родители должны проконсультироваться со специалистом и начать соответствующее адекватное лечение. Прежде всего стоит прислушаться к себе, оценить свое поведение и общение с ребенком, а также подумать о том, какие причины могли привести к развитию синдрома отличника.

Больным необходимо понять, что совсем не обязательно быть постоянно лидером. Жизнь прекрасна и без абсолютных побед во всех начинаниях. Нужно научиться расставлять приоритеты и принять то, что есть люди, которые могут делать что-то лучше. И это совершенно нормально.

Прогноз

Прогноз напрямую зависит от степени развития заболевания. Если синдром не переходит в сумасшедшую гонку за лидерством и маниакальное самосовершенствование во всех сферах, то в большинстве случаев недуг даже придает сил для масштабных достижений. Известно, что большинство знаменитых людей являются перфекционистами.

Но, если же синдром переходит все грани и превращается в серьезную проблему, прогноз становится крайне неблагоприятным. Такая форма болезни способна разрушить жизнь. Человек перестает замечать все то хорошее, что с ним происходит. Он ощущает себя беспомощным и никому не нужным. Чаще всего такие люди погружаются в глубокую и затяжную депрессию, а после – заканчивают жизнь самоубийством.

Видео: синдром отличника

Видео: психолог о синдроме отличницы

– комплекс психологических особенностей личности, характеризующийся стремлением достичь высоких целей и получить похвалу, одобрение окружающих. У детей проявляется в учебе, спорте, творческой деятельности; у взрослых – в профессиональной карьере, семейной жизни, быту. Общие признаки: постановка заведомо сложных задач, приложение максимума усилий для их решения, потребность во внешней положительной оценке, недостаточная ориентированность на собственные интересы и желания. Диагностика синдрома выполняется методом клинической беседы, психодиагностики. С целью коррекции используется индивидуальная, семейная и групповая психотерапия.

Общие сведения

Название синдрома объясняется возрастом дебюта – симптомы начинают проявляться в первые школьные годы, когда учеба становится основной деятельностью для самореализации, самовыражения детей, стремящихся получить одобрение, похвалу взрослых. Синдром отличника более распространен среди девочек – для них более характерна ориентация на внешнюю оценку в сочетании с аккуратностью, усидчивостью, послушностью, эмоциональной привязанностью к родителям. Отчетливые симптомы определяются у учеников начальной школы, менее выраженные могут сохраняться на протяжении всей жизни. Людей с синдромом отличника ошибочно называют перфекционистами , основное различие – для «отличников» значима оценка окружающих, а не идеальное выполнение задачи.

Причины

Стремление быть лучше остальных, постоянная потребность получать признание, подкреплять положительную самооценку формируются как результат предыдущего социального опыта – взаимодействия с родителями, воспитателями детского сада, сверстниками. В большинстве случаев причиной синдрома отличника становятся особенности отношений внутри семьи, в частности:

  • Компенсация родительских неудач. Успехи детей могут быть продолжением амбиций взрослых. Родители ориентируют ребенка на достижение целей, значимость которых признана обществом, пренебрегая его интересами, желаниями, состоянием здоровья. Через успешность школьника в учебной деятельности, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах они повышают собственный социальный статус, получают признание родственников, педагогов, коллег.
  • Высокие требования. В семьях, где ценится общественное признание, формально зафиксированные достижения (школьные отметки, грамоты, медали, звания, должности), люди стремятся быть успешными. Внутренние установки, модели поведения родителей неосознанно передаются детям.
  • Недостаток внимания. Похвала родителей за отличную школьную оценку рассматривается ребенком как проявление любви. Поощрение подкрепляется разрешением дольше смотреть телевизор, покупкой игрушек, красивой одежды. Успех ребенка становится условием родительского внимания, получения материальных благ.
  • Заниженная самооценка. Хорошей учебой, спортивными достижениями ребенок пытается компенсировать неуверенность в себе, комплексы относительно внешности, социального статуса семьи, отсутствия друзей. Официальное признание успехов, способностей, положительных качеств временно повышает самооценку.

Патогенез

Синдром отличника имеет психогенную природу, в его основе лежат особенности личности, потребности, комплексы, ценности и установки. Ведущая тенденция – достичь поставленной цели для получения положительной оценки общества. Принятие, одобрение, похвала, признание сильных сторон становятся необходимыми условиями компенсации неуверенности, чувства одиночества, малозначимости. Ориентация личности на формальные, внешние атрибуты часто формируется в ущерб содержательным – ребенок или взрослый выполняет деятельность, не получая удовольствия и удовлетворения в процессе, фокус смещается на результат. Постепенно накапливается аффективное напряжение, недовольство, подавленность, разочарованность. Эмоциональные проблемы усиливаются при неудачах, нередко развивается депрессия, снижается самооценка, формируются страхи.

Симптомы синдрома отличника

Дети и взрослые с комплексом отличника имеют нестабильную самооценку, зависящую от успехов, неудач и отношения окружающих. Они чувствительны к критике и похвале, долго переживают из-за совершенных ошибок, отказываются от нового дела, охваченные страхом поражения. Боязнь не добиться цели заставляет прикладывать максимум усилий, затрачивать все имеющиеся ресурсы. Стремление к «победе» настолько сильное, что используются все возможные средства, включая ложь, манипуляции, шантаж. Дети списывают решения заданий у товарищей, скрывают от родителей плохие отметки, взрослые устраняют конкурентов, пользуются служебным положением в личных интересах.

У «отличников» не остается времени и сил на любимые занятия, развлечения, отдых. Накапливается усталость, усиливается эмоциональная неустойчивость, неудовлетворенность деятельностью и жизнью в целом. Неудачи, критика, недостаточная похвала провоцируют аффективный всплеск – плач, истерику , ругань. Отсутствие опыта преодоления трудностей, продуктивного разбора ошибок проявляется подавленностью, апатией, депрессией . «Отличники» длительно и болезненно переживают неуспех, неохотно берутся за аналогичные задания в будущем, при первых ошибках признают «поражение», отказываются продолжать работу. В мышлении прослеживается дихотомичность: задача должна быть выполнена идеально либо не выполнена совсем.

Осложнения

Осложнения синдрома отличника развиваются на базе эмоциональной неустойчивости, напряженности и истощенности. В младшем школьном возрасте часто формируются тики , обсессивно-компульсивное расстройство , психосоматические реакции. Обнаруживаются непроизвольные мышечные подергивания, навязчивые действия (мытье рук, перекладывание книг), частые простуды, головокружения, боли. В подростничестве проявляются социальные страхи – боязнь публичных выступлений, творческих заданий, общения со сверстниками. При отсутствии психологической коррекции синдром не ослабевает во взрослом возрасте, осложнениями становятся неврозы и психосоматические заболевания: депрессия, конверсионное расстройство, артериальная гипертония , астма и другие.

Диагностика

Само по себе стремление ребенка получать пятерки, побеждать на олимпиадах и соревнованиях не вызывает беспокойства родителей. Обращение к врачам и психологам происходит на этапе развития осложнений, когда синдром отличника определяется как этиологический фактор психосоматического или невротического расстройства . Существует проблема его различения с перфекционизмом, стремлением к самореализации. Надежные стандартизированные методы исследования отсутствуют, дифференциальная диагностика выполняется на основании клинических данных: «отличники» акцентируют внимание на внешней стороне деятельности – признанности результата (оценках, наградах), победе над конкурентами; перфекционисты сконцентрированы на качестве выполнения задания и собственных способностях, компетенциях, дефицитах. При комплексном диагностическом обследовании используются следующие методы:

  • Беседа. Опрос проводится врачом-психиатром , психологом. Выясняется анамнез, беспокоящие симптомы (частота, выраженность, продолжительность). При описании эмоционального состояния пациенты говорят о напряжении, страхах перед неудачей, волнении при выполнении задач, подавленности после совершения ошибок и негативных оценок окружающих, эйфории после достижения цели и получения награды.
  • Опросники. Используются методики исследования личностной сферы и ее отдельных компонентов: самооценки, перфекционизма, детско-родительских отношений. Набор тестов определяется психологом индивидуально с учетом возраста пациента. Применяется Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко, Стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Н. Собчик, Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн, Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта.
  • Проективные методики. Результаты интерпретации заданных ситуаций, элементы рисунков выявляют неосознаваемые, отвергаемые пациентом черты, скрываемые проблемы межличностных отношений в семье, школе, на работе. Исследование позволяет обнаружить деструктивные стили воспитания, повышенные требования родителей, ожидания и потребность пациента в положительной общественной оценке. Примерный комплекс методик: Рисунок семьи, Рисунок Человека, Тематический апперцептивный тест.

Лечение синдрома отличника

Терапия направлена на изменение системы ценностей и личностных установок, формирование личностной независимости, самоценности. На первом этапе проводятся индивидуальные встречи, ориентированные на осознание имеющейся проблемы, анализ ее причин, обсуждение возможных решений. Затем выполняется практическая групповая работа. Распространенными методами психотерапии являются:

  • Когнитивно-поведенческая . В ходе терапевтических бесед происходит осознание и открытое обсуждение проблем: наличие заниженной (неустойчивой) самооценки, неумение выделять приоритеты, проигрывать, учиться на ошибках, выстраивать дружеские отношения. На стадии коррекции поведения в повседневную жизнь постепенно внедряются новые шаблоны: в режиме дня выделяется время отдыха и развлечений, апробируется расслабление и продуктивная концентрация в стрессовых ситуациях (при нехватке времени, совершении ошибок, получении критики).
  • Семейная. Взаимоотношения с супругом или супругой, родителями часто становятся источником синдрома и основной сферой получения подкреплений – похвалы, признания, любви. Для преодоления негативных эффектов необходимо изменить не только личность пациента, но и ожидания, поведение близких людей. На психотерапевтических сеансах обсуждаются продуктивные способы взаимодействия, смещающие акцент с оценки результата на качества личности. Членам семьи рекомендуется хвалить и поощрять трудолюбие, целеустремленность, ум, креативность, не сопоставлять достижения ребенка (взрослого) с успехами других людей, поддерживать при неудаче, помогать анализировать ошибки с ориентацией на будущий успех.
  • Групповые тренинги. Работа в команде является важной составляющей овладения практическими навыками, необходимыми для личностных изменений. В играх пациент пробует занимать различные позиции, принимать роли – ведущий, ведомый, победитель, проигравший, «запасной игрок», «режиссер» (невидимый игрок). Учится изменять мотивацию с внешней, формальной стороны деятельности на содержательную, ценить процесс, акцентируя внимание на удовольствии, дружеских отношениях, заинтересованности заданием. После игры психотерапевт проводит обсуждение трудностей, ошибок, успехов и сопутствующих переживаний пациента.

Прогноз и профилактика

При комплексной психотерапевтической помощи прогноз синдрома отличника благоприятный: все проявления постепенно редуцируются, личностные установки изменяются. Профилактикой следует заниматься с раннего детства. Родителям рекомендуется проанализировать и скорректировать особенности воспитания: при необходимости снизить требования к ребенку, ценить его качества (не достижения), проявлять безусловную любовь и принятие, не ругать и не наказывать за неудачи, не сравнивать с другими детьми. В плане дня важно выделять время для занятий, которые не имеют конечной цели, а интересны и приносят удовольствие – прогулки, игры, занятия спортом без соревнований и нормативов.

Воспитание ребёнка – очень важное и ответственное дело. Родители влияют на то, каким будет их ребёнок, какие черты будут в нём наиболее развиты. От родителей зависит будущее ребёнка, его отношение к жизни и стремления. Поэтому родителям необходимо обладать знаниями в области психологии и педагогики, ведь от этого зависит судьба их дальнейшего рода.

Синдром отличника или перфекционизм

Для всех родителей ребёнок является гордостью. Они хотят, что бы он был самым лучшим и добивался успеха во всём, в том числе и в учёбе. И чтобы добиться желаемого, родители предъявляют жёсткие требования и хотят видеть в дневниках своих детей только отличные оценки. Но в этом случае родителей и их детей может подстерегать опасность в виде синдрома отличника (отличницы).

Психология даёт определение синдрому отличника или перфекционизму как психическому состоянию, при котором человек ставит себе изначально самые высокие цели и любым способом стремится достичь их, при этом стремясь выполнить поставленное задание исключительно идеально, часто забывая о других жизненных вещах - например, развлечениях, отдыхе, еде и общении.

Портрет ребёнка с синдромом отличника

Ребёнок со следующими симптомами, болен синдромом отличника:

  • Самооценка нестабильна. Похвала вызывает черезмерную уверенность, критика же способна вызвать неуверенность в своих силах при преступлении к следующему делу.
  • Желание получить отличную оценку всеми доступными ему путями. Возможно проявление обмана и лжи . Ребёнок способен оболгать одноклассника, который отвечал лучше, скрыть от родителей нехорошие оценки.
  • Ревностное отношение к успехам других детей. Ребенок радуется чужим неудачам. Так ему представляется, что он становится ближе к успеху.
  • Эмоционально неуравновешен. Например, если родители или учителя не похвалили, начинается истерика вплоть до слёз. У ребёнка возникает ощущение, что никто не желает оценить по заслугам его успехи.
  • Неспособность преодолевать несложные преграды на своём пути. Ученик способен прекратить задание прямо посередине урока лишь потому, что совершил ошибку и ему кажется, что всё теперь пропало.
  • Ребенок не способен воспринимать критику и замечания.
  • Ребёнок ради хорошей успеваемости в учёбе может постоянно жертвовать развлечениями и общением с друзьями.
  • Неуспеваемость в учёбе может вызвать апатию. Ребёнок может уйти внутрь себя и погрузиться в состояние, близкое к депрессивному.

Доминирующим мотивом в учебной деятельности для ребенка становится достижение наивысшей оценки, причём любым путём, а также одобрение и похвала от окружающих.

С взрослением ребёнка синдром отличника перерастает в перфекционизм. Перфекционизм – это психологическая черта личности, со сложной структурой.

Главные симптомы перфекционизма:

  • Уровень притязаний выше нормы. Сверхвысокая требовательность к себе;
  • Высочайшие стандарты при выполнении деятельности с ориентацией на «самых успешных»;
  • Все люди воспринимаются как требовательные и критикующие;
  • Человек постоянно сравнивает себя со своим окружением;
  • Оценивает и планирует свои действия по принципу «либо всё, либо ничего»;
  • Внимание фиксируется на несовсем удачных своих действиях.

Стремление выполнить работу превосходно, «отшлифовывая» каждую деталь. Перфекционисты беспрерывно подвергают критике уровень выполнения задания, очень восприимчивы к чужим словам и практически неспособны получать удовольствие от результатов своей работы из-за уверенности, что она сделана на не совсем отличном уровне.

В реальности постоянное стремление к идеалу нередко оборачивается одиночеством, отсутствием нормального отдыха и развлечений, а также к психическому нездоровью из-за частого нервного напряжения.

Причины

Существует как врождённый, так и приобретённый синдром отличника. Но формируется и становится явным он как раз в детском возрасте, чаще всего, когда ребенок поступает в школу.

Синдром отличника у ребенка способен развиться по нескольким причинам:

  • Заниженная самооценка. Дети думают, что они по какой-то причине не полноценны и делают всё, чтобы нивелировать это хорошей учебой.
  • Врождённая потребность в похвале и признании. Часто это является природной чертой характера, которую нужно своевременно выявить и постараться её сгладить.
  • Потребность получить внимание родителей.
  • Страх наказания. Такие дети склонны к робости и очень дисциплинированы, они не хотят расстроить своих родителей или учителей.

Как избавиться от синдрома отличника?

Лучшее лечение от синдрома отличника – это безусловная любовь своих детей родителями. Любовь просто так, за то, что он, ребёнок – за то, что он просто есть. Такое лечение должно быть постоянным.

У детей синдром отличника с большой долей вероятности появляется от недостаточности внимания и любви. Отличными оценками ребенок неосознанно старается заслужить дополнительную похвалу от своих родителей.

Увидев нездоровую реакцию ученика на его отметки, постарайтесь проявить свою любовь открыто:

  • ведь нужно обнимать своего ребенка чаще, без повода;
  • улыбайтесь ему и смотрите в глаза, когда он чем то взволнованно с вами делится;
  • говорите своему чаду слова любви и понимания;
  • спокойно скажите, что вы любите его только за то, что он у вас есть;
  • проводите вместе больше времени, не отгораживайтесь, ссылаясь на работу, если ему необходима ваша помощь и совет.

Если вы обращаете внимание, что ваш ребёнок уделяет урокам очень много времени, предложите ему выйти на прогулку, позвать товарищей в гости или навестить их.

Мысли об учёбе нужно постараться заменить более интересными для него вещами:

  • запишите его на спортивные или творческие секции;
  • совершайте прогулки всей семьёй;
  • проводите больше времени с ним, играя в настольные игры.

Как победить синдром отличника, смотрите в следующем видео.

С какими ситуациями в будущем может столкнуться перфекционист и как это начинается с синдрома отличника, смотрите в следующем видео психолога Вероники Степановой.


Close