Система факторов, влияющих на форму государства может быть представлена набором внутренних и внешних взаимосвязанных обстоятельств. Но каждую из этих групп следует рассматривать как сложную структуру.

I. Внешние факторы для каждой отдельно взятой страны и ее государства выступают, по крайней мере, на двух уровнях. Первый объединяет факторы, которые можно обозначить как факторы планетарного характера, глобально действующие относительно всех государств. Второй объединяет обстоятельства, складывающиеся для каждого отдельного государства на основе его внешних индивидуальных связей и отношений с другими государствами и их союзами.

К факторам первой группы, которые под влиянием самой логики развития общества формулируются чаще всего дихотомическим способом и требуют международного внимания, относятся следующие.

1. Защита прав человека и гражданина, права на развитие.

2. Отрицательные, часто разрушительные последствия индустриализации, информатизации, глубокие нарушения экологической, природной среды и как следствие - осознание важности выработки планетарных и региональных мер по восстановлению здоровой среды обитания, экологической безопасности.

3. Чрезмерная милитаризация и распространение ядерного оружия, формирование тенденций к сокращению вооружения.

4. Голод в слаборазвитых странах и неизбежность борьбы с ним, наркомания, эпидемии и т.п., угрозы этносфере.

5. Сочетание старых методов захвата и обороны территорий (мировые и локальные войны) с новыми экономическими, технологическими методами овладения ресурсами.

6. Повышение роли национальных экономик развитых стран за счет интернационализации хозяйства, рынка, культуры на основе информатизации общества и снижения роли прямых аннексий и других форм прямой агрессии, усиление экономических, идеологических форм борьбы за господство, превращение их в силовые, сохранение большого разрыва в уровне развитых стран и стран третьего мира как источника катаклизмов.

7. Формирование новых идеологий, поиск форм для их реализации.

Не давая исчерпывающего перечня факторов планетарного масштаба, на этих примерах подчеркиваем их значение для государственности любого типа и формы, неизбежность их учета при определении политики, методов и структур, ее реализующих.

II. Внутренние факторы, влияющие на форму государства определяются условиями, о которых шла речь выше. Они неоднородны, и их можно группировать по системе с учетом важнейших сфер развития гражданского общества: экономические, социальные, политические, духовные и т.д. В аспекте их связи с государственными властными качествами они проявляются, прежде всего, как организационно-структурные, организационно-правовые, регулирующие действия государственных органов, реализующие определенные методы влияния на состояние и развитие общества. В зависимости от степени синхронизации идущих в обществе процессов и направлений деятельности государства, его политики государственность может проявлять себя в качестве механизма, усиливающего стагнацию, кризис, стабилизирующего состояние общества, создающего условия для его поступательного развития.

В области экономики, за последние годы получившей достаточные импульсы для укрепления многоукладной системы собственности, идут процессы становления новой структуры хозяйства, всех ее элементов: производства, обмена, распределения, потребления.

Решение современных проблем экономики, и в первую очередь восстановление производства и налаживание воспроизводственного цикла, использование возможностей НТП в условиях многоукладного хозяйства и разнообразия форм собственности, меняет задачи и способы государственного воздействия на экономические процессы. При этом следует учесть, что сама экономика, не представляющая слаженной единой системы, элементы которой находятся в состоянии диалектического противоборства, не пассивна к государственному механизму и его возможностям влиять на ее собственное развитие. Отдельные элементы экономики, в частности современный финансовый капитал, активно стремятся к использованию государственных рычагов в своих интересах. Неизбежно возникают импульсы захвата власти, в том числе и коррумпированными силами, что вносит осложнения в организацию и деятельность государственного механизма, который и сам имеет немало внутренних противоречий и проблем. Тема налаживания взаимодействия экономики и государства повторяется постоянно. Это процесс, нуждающийся в непрерывной отладке.

Экономическая политика, структурная политика в производстве (а это сейчас главное направление), налаживание обмена, обновление технологий производства, рынка - все это задачи государства. Дело - в методах работы и в степени включения государственных организационных и регулятивных функций в данные процессы. На первое место выходят функции государства, слабо развитые в период монопольного государственного планирования и командных методов управления.

Необходимы научно организованные функции учета, контроля, анализа состояния экономики и хозяйства во всем их разнообразии и создание условий для развития всех форм собственности на основе здоровой конкуренции, выработка политики и механизмов воздействия на процессы на основе знания ситуации, а не слепого интуитивного желания или абстрактного моделирования желаемого, либо списывания и копирования моделей, складывающихся в иных исторических и социальных условиях. Изменение целей и методов государственной политики определяет и изменение в самой структуре государственного аппарата и его деятельности.

Опыт взаимодействия государственной политики и экономики государства лишь подтверждает, что экономическая реформа не может быть проведена без участия государства и что в ходе экономической реформы меняется само государство. И дело не в количестве министерств, но в пределах и методах воздействия на процессы в экономике. Нужны новые регулятивные, защитные, правоохранительные механизмы для граждан, частных, публичных (государственных), смешанных юридических лиц, функционирующих в экономике и формирующих ее структуру.

Состояние человеческих отношений, которые не ограничиваются сферой экономики социальная структура общества не в меньшей степени нуждаются в государственном воздействии на важнейшие направления жизнеобеспечения людей. По существу, социальные проблемы - это в значительной мере продолжение экономических и их следствие на уровне распределения и использования, общественных благ. Но именно здесь формируется и отрабатывается такой параметр и принцип государства, государственности, как его социальность: мера заботы о человеке, коллективах людей, их агломерациях.

В данной сфере также возникло много новых проблем, требующих внимания государства. Обеспечение занятости трудоспособного населения, прекращение люмпенизации, налоговое регулирование процесса имущественного расслоения общества на полярные социальные группы, государственная поддержка здоровья, образования, культуры с учетом национальных, региональных, исторических условий - огромное поле деятельности для государства.

При этом на первое место выходят такие объекты внимания, как личность и региональные структуры, в пределах которых реализуются условия жизнеобеспечения населения. Структурная региональная политика - экономическая, социальная, национальная - является определяющим условием для решения социальных проблем. А сами эти проблемы формируют достаточно сложную систему факторов, которые и определяют цели и методы формы государства в новых условиях.

Среди факторов, определяющих государственную деятельность, требуют учета духовные силы общества. Полоса деидеологизации, департизации других деструктивных воздействий на социальную психологию и поворот к новой волне политизации через множество партий внесли немало сумятицы в настроение общества. Нарушение исторически сложившихся форм активного участия и просто отношения людей в делам общества, культивирование элитарных начал в формировании структур государства, манипулирование гласностью чреваты последствиями новой волны отчуждения граждан от государства .

Политика и деятельность государства в области развития духовного потенциала общества в условиях экономической и социальной реформ должны рассматриваться не как попытки к тоталитарному воздействию на личность, но как условие формирования такого параметра самого гражданского общества и его политической системы, как демократия. Причастность к решению дел общества и государства, достоинство гражданина, патриотизм (слово, которое стараются ныне изъять из лексикона) - черты личности, без которых развитие современной цивилизации невозможно. Процессы интеграции в области науки, культуры, экономики не исключают этих качеств, но создают залог нравственного и морального здоровья общества, формируют основу его социальной безопасности. Уровень гуманности общества и как следствие демократизм его государства проверяются не только в процессе выборов или референдумов, но постоянно, в повседневном участии и причастности граждан к делам государства, региона, коллектива, семьи и других форм общежития.

Через структуры управления образованием, культурой, средствами информации, создание условий для самоуправления в производстве и первичных региональных структурах, для развития семьи, личности государство формирует духовное и физическое здоровье граждан и призвано оберегать его.

Обозначенные три важнейшие сферы развития общества: экономическая, социальная и духовная, - формируют соответствующие факторные поля для становления и развития формы государства, определяют объективные требования к ее содержанию, методам и видам.

Таким образом, форма государства как форма выражения организованной властной воли людей к созданию и обеспечению современных форм общежития и совместной деятельности в рамках определенных границ территории, состава населения, соблюдения суверенности своего и других народов, должна формироваться с учетом факторов, складывающихся как внутри определенного гражданского общества, так и с учетом внешних факторов, формирующихся в планетарном масштабе жизни земной цивилизации. Учет этих факторов должен всякий раз давать отчет на вопрос, каким должно быть государство сегодня.

При поиске ответа на последний вопрос: какое государство форму государства мы ожидаем и как его, государство, возможно сформировать с учетом потребностей общества, необходимо учитывать еще один срез факторного анализа: историзм в развитии государственной культуры и самого общества. Это - важная группа факторов, по существу, формирующая один из принципов организации государственности.

Историзм, т.е. обеспечение непрерывности, преемственности процессов, идущих в обществе, накапливающих определенные традиции, соответствующие материальным и духовным основам определенных регионов, стран, имеет прямое отношение к форме организации государственности. Несоблюдение принципа историзма и желание политических групп, деятелей разом перевести страну на иные рельсы усиливают отрыв государства от гражданского общества, делают государственный механизм деструктивным, часто разрушающим. Игнорирование факторов историзма есть одно из проявлений политического насилия над структурами и процессами общества. Пример тому - ряд государств Восточной Европы и отдельные республики бывшего СССР, ставшие самостоятельными государствами. Стремление шоковым методом перескочить на уровень развитых стран или обеспечить современное благополучие общества путем конструирования государственного механизма буржуазных республик без учета прожитого периода социалистической организации, имеющей как позитивные, так и негативные последствия, не дало заметных сдвигов в решении проблемы установления согласия общества и государства.

Опасным по своим последствиям может быть, например, и попытка политических сил навязать Республике Казахстан организационные формы, чуждые ее историческому опыту. Реальный взгляд на ход истории подтверждает, что искусственная задержка, торможение развития нового в недрах привычных форм организации также чреваты опасными последствиями. Имеется в виду, что комплексная оценка факторов, влияющих на состояние государственности как формы политической организации общества, дает основания для выводов об изменении представлений о сущности и назначении государства, сложившихся в XIX и XX вв.

Современные государства формировались, с одной стороны, под влиянием ранних стадий развития капитализма и лозунгов свободы, равенства, братства. Были созданы разнообразные формы демократического правления с учетом исторических условий и традиций Европы, Запада, Востока, базирующиеся на принципах государственного суверенитета. С другой стороны, государства в XX в. формировались под влиянием идеологии пролетарских революций с опорой на лозунги «пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «экспроприация экспроприаторов», на установку возможности отмирания государства при победе социализма во всем мире. Следует отметить, что установки буржуазно-демократических революций и в этих случаях получали воплощение.

Интерпретация свобод в политическом плане, признанная конституциями социалистических государств, в ряде случаев была шире, нежели в странах Запада и Востока, но существенно сдерживалась отсутствием экономической свободы, искусственным торможением многоукладности хозяйства. Юридическое равенство граждан тормозилось неразвитостью правового государства и отсутствием необходимых механизмов его обеспечения. Проблема «братства», кстати, слабо исследованная в государственно-правовом аспекте, получила наибольшее развитие в социалистической системе, часто реализовалась в ущерб суверенитету государства, а внутри государств - в ущерб наиболее развитой части населения.

Формирование современных признаков и черт государства, как в традиционных демократических системах, так и в пределах социалистических государств происходило и происходит в условиях интеграции мировой системы. В настоящее время в государственном строительстве идут процессы, которые заслуживают большего внимания исследователей. В результате могут быть получены выводы, позволяющие сформулировать признаки и критерии современного демократического государства. Во всяком случае, в основу организации и функционирования государственного механизма должны быть положены демократизм, социальность, гуманность, законность, которые имеют конкретное проявление с учетом исторических условий и традиций, интеграционных процессов в системе мировой цивилизации. Исследование при этом внутренних и внешних факторов является, по нашему мнению, условием наиболее объективного выполнения этой работы.

До сих пор шла речь о внешних и внутренних факторах, определяющих форму государства и установления ее содержания в современных условиях. Однако существуют также факторы, внутрисистемные для самого государственного механизма и государственного аппарата, реализующих задачи и функции государства.

В отличие от внутренних факторов, которые определяют условия взаимодействия гражданского общества с государством как организацией политической и правовой, эти внутрисистемные организационные факторы определяют форму самой государственной организованности, слаженности ее частей и методов деятельности. Речь идет о выборе формы государственного устройства, реализации принципа разделения властей по подсистемам, принципов правового государства в определенной государственной структуре.

Наиболее остро для процесса формирования государственности стоит проблема разделения властей. Решение ее определенным образом формирует факторы либо стабилизирующего, либо деструктивного характера для самого аппарата государства, а, следовательно, и для эффективности реализации его роли во внешних и внутренних функциях.

Ход политической реформы как раз и подтверждает очень большое влияние нерешенности проблемы разделения государственной власти по ее традиционным структурам - законодательной, исполнительной, судебной - на проведение экономических и социальных реформ. Слишком большой потенциал энергии уходит на конфронтацию исполнительной и законодательной ветвей власти, внутриорганизационные отношения. Конфронтация указанных ветвей власти по горизонтали усиливается за счет нерешенности проблем ее разделения по вертикали.

Представляется, что феномен «государственность» может выступать в инфраструктуре социальной организации как единый политико-правовой механизм. Государство и свойства государственности могут быть реализованы в полной мере при условии, что это единый и целостный механизм организации решения своих собственных дел (внутриорганизационных) и дел общества, которое и формирует государство. Следовательно, и властность как основной признак государства должна быть единой и целостной. Разделение властей подразумевает реализацию этого свойства государственности разными методами и способами. Именно поэтому применяется принцип разделения властей на ветви по критериям предметных областей государственной деятельности и по методам реализации его задач и функций.

Единство и целостность государственности не позволяют ставить вопрос о том, какая ветвь власти важнее и более «властная». Ни одна из них не может существовать без двух иных. В этом смысле бесплодны попытки сосредоточить исполнительные функции на уровне власти законодательной и наоборот. Стабилизирующий эффект государственности, ее созидательное предназначение в обществе могут быть достигнуты при высокой степени самоорганизации аппарата государства во всех его структурах и его взаимодействии этих структур как по горизонтали, так и по вертикали.

Представляется, что конституционное закрепление единства и целостности государства и определенности сфер ее реализации для структур законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти при понимании их специфических методов деятельности и взаимной связанности поможет значительно продвинуть процесс реформы политической и государственной системы.

Необходимо отметить, что неупорядоченность системы власти влечет нарушение единства государственной и правовой системы. Возникает так хорошо знакомая всем «война законов», противостояние закона и других законодательных актов, ослабляется механизм верховенства закона и его исполнения.

Противоборство властей по принципу «кто сильнее», «кто важнее» приводит и к усилению коррупции. Борьба за экономическое господство в многоукладной системе экономики неминуемо переносится в аппарат государственных структур. Усиливается его коррумпированность.

Неразвитость политической структуры общества в современных условиях создает трудности в легализации одной из стереотипных в теории форм организации власти. Не завершен выбор между парламентской или президентской республикой, который осуществляется преимущественно группировками самих же властных структур на фоне нарастающей политической пассивности населения. Это последствия затянувшегося перестроечного периода, когда движение без четко оформленной цели развития привело к деструктивной политической и экономической ситуации.

Без конституционного оформления институций государственности и последовательного соблюдения Основного закона в отношениях всех ветвей власти трудно представить выход из создавшегося положения. Именно в процессе выработки проекта Конституции и следует осознать значение новых условий и факторов, формирующих современную государственность: ее цели, содержание, механизмы, структуры, методы и формы их деятельности.

Без учета новых обстоятельств и тенденций мировой интеграции не может быть решена и проблема формы государственного устройства. Например, Федеративный договор Российской Федерации, безусловно, стал стабилизирующим шагом в оформлении устройства Российского государства начала 90-х годов. Однако сохранилась неопределенность в юридическом статусе субъектов Федерации. Необходимы фундаментальные решения относительно отдельных государств, исторически сложившихся национальных и территориальных региональных единиц, формирующих мировое государственное пространство и его население. Это важно и в плане решения проблем правового государства .

В заключение отметим, что сказанное о факторах, влияющих на форму государства имеет постановочный характер. Проблема факторов и условий развития государств на нынешнем этапе - одно из условий научного понимания современного государства, его природы, роли, задач и функций, формирования и развития государственности стран, которые сегодня отнесены к категории постсоциалистических, возникших на территории бывшего Советского Союза.

Факторы, влияющие на форму государства имеют внутренние и внешние системообразующие признаки. Исследование влияния данных обстоятельств на форму государства привело нас к трем основным проблемам: 1) это необходимость более глубокого выявления и исследования новых стартовых условий формирования государственности в Республике Казахстан и в других странах мира; 2) анализ и оценка влияния внутренних и внешних факторов на государственность отдельных стран, в том числе в Казахстан; 3) теоретические исследования природы и тенденций развития современного государства в условиях интеграции, информационного и экономического сближения государств независимо от их политической формы и устройства.

Выработка теории современного государства с учетом состояния мирового сообщества и его отдельных регионов, уяснение принципов государственности с учетом развития мировой культуры организации социального развития и понимания важности сохранения земной цивилизации - актуальная задача современности.

Под формой государства понимаются организация и устройство государственной власти, отражающие особенности исторического, экономического, национального развития страны, уровень развития демократии и культуры населения. Иными словами, форма государства - это совокупность его основных признаков, сформировавшихся под воздействием различных объективных и субъективных причин, отличающих одно государство от другого. В характеристике государства принято выделять такие его основные признаки, как форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

В современной литературе под формой государства принято понимать способ организации и осуществления государственной власти. Если изучение сущности и содержания государства позволяет найти ответы на вопросы: какова природа государственной власти, в чьих руках находится власть, кто является ее носителем, в чьих интересах осуществляется эта власть, – то рассмотрение формы государства дает возможность разобраться в вопросах: кто, какие структуры (органы) государства осуществляют государственную власть, как они (органы государства) формируются и как взаимодействуют между собой и с населением, какой объем полномочий им предоставлен и на какой срок, как территориально устроена власть, какие средства, методы использует власть для достижения поставленных целей, какая политическая атмосфера складывается в обществе в результате функционирования государства, как власть относится к личности, ее интересам и т.д.

Наиболее существенными для характеристики формы государств являются вопросы, касающиеся: 1) организации верховной власти; 2) территориального устройства государства (территориальной организации публичной власти); 3) совокупности используемых государством политических (и иных) средств, методов осуществления власти. Соответственно элементами, или составляющими формы государства являются: форма правления; форма государственного (территориального) устройства; государственный режим.

Факторы, влияющие на форму государства. Вопросы о том, почему одно государство является монархическим по форме правления, а другое – республикой; одно характеризуется федеративным устройством, а другое – унитарным; в силу каких обстоятельств государства даже одной исторической эпохи разнятся политическим (государственным) режимом, – относятся к числу дискуссионных и нерешенных в теории. Обобщенно можно обратить внимание на следующие группы факторов (обстоятельств), которые в совокупности обусловливают выбор формы государства.



Это прежде всего факторы геополитического порядка. Существенное влияние на форму государства оказывают историческая эпоха, тип цивилизации, социально-культурные условия данного народа, его образ жизни, самобытные национальные традиции, религия и идеология. Форма государства складывается под непосредственным влиянием демографического и экономического (иногда ложно понимаемых) факторов. Влияние этих факторов (характер складывающихся экономических связей между различными территориями) особенно ощутимо сказывается на территориальной организации общества. Племенной, или национально-этнический, фактор имеет также далеко немаловажное значение для формы государства. Так, разноплеменной состав Киевской Руси обусловил в XI–XIII вв., в период феодальной раздробленности, тенденцию к установлению федеративных связей. Национальный состав современных государств в значительной степени определяет выбор формы их территориального устройства.

Политический фактор, концентрированно выраженный в существующем режиме, подчас являлся главным в определении структуры государства. Так, несмотря на то, что Россия уже с начала XV в. стала многоэтническим государством, на протяжении более пяти веков она продолжала оставаться унитарным государством.

14. Форма правления, проблема определения видов.

Под формой правления понимается такая организация государства, точнее, государственной власти, которая включает в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется власть одним лицом или же принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления; во втором - республиканская (см. схему 14).



Монархией (гр. monarchia - единовластие) называется такое государство, в котором верховная власть в стране сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства. Пост монарха обычно передается по наследству от отца к старшему сыну, реже к дочери или родственнику по боковой линии, и ни один орган власти не вправе повлиять на этот процесс. Правда, современные формы государства в отдельных случаях предусматривают выборы монарха на определенный срок, однако, по нашему мнению, такие монархии утрачивают один из главных своих признаков и не могут быть в полной мере отнесены к данному типу правления. В свою очередь, монархии делятся на абсолютные и ограниченные. В абсолютных монархиях вся полнота государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной - сосредоточена в руках монарха. В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом - парламентом - либо особым правовым актом - конституцией. Поэтому монархии, ограниченные таким способом, принято именовать парламентарными. Примерами таких монархий являются многие европейские государства - помимо названной выше Великобритании также Бельгия, Дания, Нидерланды и др. В ряде стран Азии и Африки ограниченные монархии действуют в виде дуалистических монархий (например, в Марокко, Иордании и др.). Их отличие от парламентских состоит в сосредоточении в руках монарха больших полномочий в сфере государственной власти. В некоторых монархических государствах (например, в Саудовской Аравии) их глава возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархии носят название теократических.

Ограниченные монархии являются формой правления, близкой к республиканской. Республикой (лат. res publica - общественное дело) называется такое государство, в котором верховная власть в стране принадлежит избранным на определенный срок органам государственной власти. В свою очередь современные республики делятся на парламентарные, президентские и смешанные (полупрезидентские).

В парламентарной (фр. parle - говорить) республике населением страны на строго определенный срок избирается высший представительный законодательный орган государственной власти. В отличие от парламентарных президентские республики возникают преимущественно в странах со слаборазвитой или с неразвитой многопартийной системой (США, Россия). В президентской (лат. presidens - букв, сидящий впереди) республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства - президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках.

Однако в государствах с таким устройством объективно существует большая вероятность установления авторитарного режима в виде президентского правления (диктатуры), означающего роспуск или ограничение полномочий коллегиальных представительных органов государственной власти, приостановление деятельности политических партий, ограничение политических и личных прав и свобод граждан. Смешанная (полупрезидентская) республика характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных выше типов республики черт.

В частности, для республик смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством.

Форма государства – совокупность способов организации, устройства и осуществления политической и государственной власти. На форму государства оказывают влияние:

1) социально-экономические, культурные факторы;

2) исторические традиции;

3) национальные и религиозные особенности;

4) природные и климатические условия;

5) соотношение политических сил и т. д.

Структурные элементы формы государства:

1) форма правления, отражающая порядок организации государственной власти и её взаимодействие с населением, органами государства;

2) форма государственного устройства, отражающая территориальную организацию государственной власти;

3) государственно-правовой (политический) режим, отражающий совокупность приемов и способов осуществления власти.

Форма государства определяет:

1) порядок образования органов государственной власти;

2) структуру органов государства;

3) специфику территориальной обособленности населения;

4) характер межведомственных взаимоотношений;

5) особенности в отношениях государственных органов и населения;

6) методы и приемы осуществления политической власти и т. д.

Характерные черты государственного строя Российского государства:

1) демократизм;

2) республиканская форма правления;

3) федерализм;

4) разделение властей;

5) идеологическое и политическое многообразие;

6) признание и гарантирование местного самоуправления;

7) правовое государство;

8) государственный суверенитет, носителем которого является многонациональный народ РФ;

9) социальный характер, так как политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Форма правления – республиканская.

Российское государство – это полупрезидентская республика.

Российское государство по своему государственному устройству – федерация, обладающая следующими характерными признаками федерализма:

1) добровольность объединения субъектов РФ;

2) равноправие субъектов РФ;

3) государственная целостность;

4) самоопределение народов, наций и национальностей;

5) разграничение предметов ведения между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ и т.д.

Государственно-правовой режим РФ – демократический.

П а р ф ё н о в:

Рассматривая понятие формы государства, необходимо исходить из того, что:

а) форма является одной из важнейших «составных» частей, проявлений и атрибутов государства

б) форма не существует сама по себе, вне связи и взаимозависимости с другими «составными» частями государства.



В частности, форма государства имеет непосредственную связь с сущностью и содержанием государства, выступает в качестве выразителя его сущности и содержания.

Форма государства никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, неизменной.

Существуют разные точки зрения на понятие «форма государства».

1. Форма государства в узком смысле (только форма правления – Денисов)

2. Форма государства в широком смысле (совокупность формы правления и формы государственного устройства, политический режим рассматривается как явление, характеризующее сущность государства, или область методов осуществления классового господства).

Существует точка зрения, согласно которой следует различать:

1. внутреннюю форму государства (демократия, т.к. это разновидность политического режима)

2. внешнюю форму государства (конкретная организация политической власти, совокупность форм правления и государственного устройства).

Государство предлагается рассматривать как:

1. функциональная (динамическая) система (в этом случае под формой государства понимается политический режим)

2. организационная (статическая) система (форма правления и форма государственного устройства).

Определения формы государства:

– это внешнее выражение социально-классового и национально-территориального содержания государства, которое определяется характером взаимоотношений между основными структурами системы государства – между высшими ОГВ, между этими органами и органами власти и управления территориальных подразделений государства (юридический энциклопедический словарь)

– организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима (Корельский Перевалов).

– категория, которая показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру ОГВ, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности (Матузов, Малько).



– организация государственной власти, неразрывно связанная с её сущностью и социальным назначением (Парфёнов). Сущность и социальное назначение – основной принцип организации этой власти. Один тип государства обслуживается однородной формой (феодализм – монархия, буржуазия – республика).

В рамках одного и того же исторического типа мы можем видеть многообразие форм. В рабовладельческом государстве - республики и демократии, аристократии, в буржуазные времена – президентские, парламентские республики, ограниченная монархия. Факторы, определяющие разнообразие форм :

1. Экономический уровень – это главное, в конечном счете.

2. Непосредственные факторы:

а) Соотношение политических сил внутри государства. Не менее большое значение имеет соотношение этих сил на международной арене (например, Югославия).

б) Степень остроты политической борьбы.

в) Национальные и культурные традиции.

Исследование государственно-правовых форм осуществляется в 3-х аспектах:

1. Форма правления

2. Форма государственного устройства

3. Политический (государственно-правовой) режим

Эти аспекты дают возможность увидеть не только основные принципы организации государственной власти, но и принципы функционирования. Нельзя сказать, что какой-то элемент является доминирующим. Все три стороны (свойства) формы государства составляют органическое единство. В отдельные исторические периоды на первый план могут выходить те или иные элементы (в данный исторический момент для нас - форма государственного устройства).

Форма правления – это организация высших органов государственной власти, порядок ее образования, структура, компетенция и взаимоотношения между собой. Она определяет основные принципы организации высших органов власти.

Форма государственного устройства – национально-территориальная организация государственной власти, рассматривающее деление территории единого государства на составные части и определяющее характер взаимоотношений этих частей между собой и каждой отдельной части с государством в целом в лице своих центральных, высших и местных органов государственной власти.

Политический режим – совок пность приемов, способов, методов осуществления государственной власти. Эти методы принуждения, убеждения, поощрения, законности. В зависимости от преобладания тех или иных методов, различают демократические и недемократические режимы.

Монархия и её виды.

Монархия – греческие корни от: МОНО – одни АРХИС – власть. Можно сказать, что монархия это такая форма правленая при которой вся полнота верховной государственной власти формально или фактически сосредоточена в руках одного лица Монарха, который осуществляет эту власть как правило на основании принципов наследуемости и несменяемости.

Во главе государства стоит единоличный правитель, как правило он пользуется определённым титулом (царь, шах, король, император и т.д.), как правило монарх получает власть по наследству. Также, как правило, монарх осуществляет власть в течение неограниченного времени. Но есть исключения.

Для монархии характерен сакральный (божественный) характер государственной власти. Также для монархической формы правления характерен такой признака, как принцип неответсвенности монарха – значит, что монарх как глава государства за свою деятельность ни перед кем не несет ответственности, ни политической ни юридической.

Виды монархии:

В зависимости от характера и полномочий можно разделить на две группы :

1. Абсолютные монархи

2. Ограниченные монархи.

Абсолютная монархия – это такая монархия, при которой вся полнота верховной гос власти и формально и фактически сосредоточена в руках монарха, т.е. он единоличный полновластный правитель. У него в руках и верховная и законодательная власть и верховная исполнительная власть, а также он является высшей судебной инстанцией государства. В абсолютной монархии наиболее ярко проявляется принцип неответственности. Рассвет абсолютной монархии приходится на XVII-XVIII века. Если говорить о России то XVIII-XIX века. Если говорить о современном мире то абсолютная монархия в чистом виде не осталось. Хотя есть такие Монархические государство где правление приближено (Азия – Саудовская Аравия, Африка – Катар, Ватикан).

Ограниченная монархия – такая форма правления при которой власть монарха формально или фактически ограничивается деятельностью представительных органов или действием конст. актов.

Можно выделять сословно-представительные монархии и Конституционные монархии .

Сословно-представительная – при которой власть монарха формально ограничивается деятельностью сословно-представительного органа, который формируется либо из представительства привилегированных сословий, либо из представителей всех свободных сословий. Деятельность такого органа носит законно совещательный характер, т.е. этот орган разрабатывает законы, а принимает законы монарх, так же в прерогативе монарха входит вопрос о созыве такого органа и его роспуске. Относиться к периоду создания централизованного государства. Пример: Англия – парламент. Россия – земский собор, Скандинавские страны – Рейхстаги.

Конституционная монархия – такая форма правления, при которой власть монарха формально или фактически ограничивается действием конституционных актов. Здесь две разновидности:

1. Дуалистическая монархия.

2. Парламентарная монархия.

Дуалистическая монархия – от ДУО – два. Монархия двойственная. Такая форма правления при которой власть монарха формально ограничивается действием конституционных актов. Здесь выборный орган Парламент. Исполнительная власть принадлежит правительству которая формируется монархом и оно подконтрольно монарху. При такой форме правления монарх обладает правом абсолютного вето в отношении законов принимаемых парламентом. Абсолютный характер означает, что если монарх отклонит закон – парламент не может еще раз предлагать этот закон. Еще монарху принадлежит право роспуска парламента по собственному усмотрению. Как самостоятельная форма правления дуалистической монархии идет от феодальной буржуазной формации. Здесь результат компромисса между феодалами (монарх) и буржуазией (парламент). Феодальная власть уже не достаточно сильна, чтобы удержать власть, а Буржуазная власть еще недостаточно сильна, чтобы взять власть. (Германская империя 1870-1918 гг., Австро-Венгрия в это же время, Россия – 1905-1917 гг.). В соврем мире Непал.

Наиболее распространенной форме монархии правления в современном мире является парламентская монархия. Парламентарная монархия – здесь власть монарха и формально и фактически ограничивается действием конституционных актов и деятельностью формируемого на основе этих актов выборного представительного органа – парламента . При такой форме правления законодательная власть сосредоточена в руках парламента, а исполнительная власть находиться в руках правительства. Причем нужно отметить, что правительство хотя и формируется монархом, но по поручению парламента. При этом монарх связан волей партийного большинства парламента. Монарх при такой форме правления – будучи главой государства осуществляет в основном межпредставительские функции. При такой форме правления действует принцип контрасигнатуры .

Контрасигнатура – акты которые издает монарх вступают в действие, только после того, как они будут скреплены подписью главы правительства или подписью соответствующего министра, т.е. того министра в сфере действия которого этот акт издается. При такой форме правления парламент контролирует не только политическую деятельность монарха, но и определённые вопросы его частной жизни. Это проявляется в том, что именно парламент утверждает бюджет двора монарха, а также в большинстве парламентарных монархий именно парламент дает согласие на брак монарха. В парламентарной монархии действует принцип – «Монарх царствует, но не правит», но согласно конституции монарх может обладать достаточно значительными полномочиями, вплоть до права вето или как в Швеции до права роспуска парламента, но дело в том, что такими полномочиями в силу многих конституционных оговорок монарх воспользоваться не может. Такие полномочия называются «спящими». Пример. Великобритания, Швеция, Бельгия, Япония, Голландия и т.д.

Есть монархии, которые не вписываются в классическую схему и они называются нетипичными монархиями . К числу их относят: Выборные монархии; Коллегиальные монархии; Патриархальные монархии.

Выборные монархии – при которой монарх власть получает не по наследству, а избирается (Малайзия – здесь Султан Малайзии избирается султанами из их числа).

Коллегиальные монархии – Объединенные Арабские Эмираты – Верховным органом государственной власти является совет Эмиров, и этот совет выступает в качестве коллективного главы государства. Для организации работы этого совета эмиров избирается верховный эмир и избирается он на определённый срок.

Патриархальная монархия – Свазиленд. Здесь уровень социального развития у государства Свазиленд недалеко ушел от первобытно-общинного строя и поэтому главой здесь становиться вождь.

Республика и её виды.

Термин Республика имеет латинские корны: РЕС – дела, ПУБЛИКА – общие.

Республика – дело общее дело народа – ЦИЦЕРОН.

Республика – такая форма правления, при которой органы верховной государственной власти формируются на основе принципов выборности, срочности, и сменяемости. Такие органы избираются населением, избираются они на определенный срок, по истечению срока происходят новые выборы и смена состава.

В современном мире Республиканская форма правления является самой распространенной и 4/5 государств в мире – республики.

В зависимости от порядка формирования исполнительной власти и контроля за деятельностью этих органов Республики подразделяются :

1. Президентские.

2. Парламентарные.

3. Смешанные.

Президентская республика – здесь президент является одновременно и главой государства и главой исполнительной власти. Именно исполнительной власти, а не правительства. В классической президентской республики орган правительство отсутствует, функции правительства осуществляет администрация президента (США ). Здесь народ выбирает и президента и парламент. Правительство формируется президентом независимо от партийного состава парламента. При такой форме правления в наиболее жесткой и последовательной форме реализуется принцип разделения властей, действует жесткая система противовесов. При этой форме правления президент обладает правом отлагательного вето в отношении законов принимаемых парламентом, но он не может распустить парламент, в тоже время парламент при такой форме правления, в соответствии с определённой жёсткой процедурой может отрешить президента от должности посредством осуществления процедуры импичмента.

Кроме США, Мексика, Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.

Парламентарная республика – такая республиканская форма правления при которой правительство формируется парламентом и в своей деятельности правительство подотчётно и подконтрольно парламенту. Здесь народ избирает только один орган государственной власти, а именно парламент. Пост президента может быть предусмотрен, а может быть и не предусмотрен конституцией. Если пост президента конституцией не предусмотрен, то функции главы государства будет осуществлять глава правительства. Если пост президента предусмотрен, но по правилу президент избирается не народом, а парламентом, либо специальной расширенной парламентской комиссией. Правительство при такой форме правления формируется президентом по поручению парламента и главой правительства будет лидер парламентского большинства.

При такой форме правления президент осуществляет в основном представительские полномочия. При такой форме правления у президента есть право роспуска нижней палаты парламента, либо парламента в целом, если парламент является однопалатным. Большинство государств с парламентарной формой правления находятся в Европе (Италия, ФРГ, Австрия ).

П а р ф ё н о в:

Республика – форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Принцип разделения властей - принцип республиканский.

Юридические свойства республики:

1. ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных органов конкретным сроком

2. выборность главы государства и других верховных ОГВ

3. ответственность главы государства в случаях, определенных законом

4. коллегиальность правления, позволяющая обеспечивать их взаимное сдерживание от возможного произвола

5. президент представляет интересы государства в международных отношениях

6. обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов

7. преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

Истории известны различные республиканские формы: президентские и парламентские. Они различаются тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и перед кем правительство несет ответственность.

В президентской республике (США, Сирия):

1) Правительство формируется Президентом и ответственно перед ним.

2) Президент – глава государства, глава Правительства, глава исполнительно-распорядительной власти, поэтому обычно здесь нет должности премьер-министра.

3) Президент не вмешивается в законодательную деятельность, не несет политической ответственности перед парламентом, не обладает правом законодательной инициативы, обладает правом отлагательного вето, которое можно преодолеть квалифицированным большинством (2/3 голосов).

4) Президент не имеет права распустить Парламент, законодательная власть контролируется непосредственно населением путем выборов.

5) Парламент не вправе отправить в отставку как правительство в целом, так и отдельных его членов.

6) Президент обладает широкими полномочиями: объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, председательствует на заседаниях правительства, назначает членов Верховного суда и др.

Парламентская республика (Италия, Германия, Индия):

1) Правительство формируется Парламентом из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте, оно ответственно перед Парламентом, не имеет строго проведенного принципа разделения властей между законодательной и исполнительной властью (например, министр может быть членом Парламента).

2) Президент избирается, как правило, высшей палатой представительного органа, а не народом, как в президентской республике, он является главой государства, но вся его деятельность сводиться к представлению государства на международном уровне, существенного влияния он не играет, так как ни одно его решение не может быть проведено в жизнь без согласия Премьер-министра, министра.

3) Главой исполнительной власти является Премьер-министр.

4) Правительство не может распустить парламент, а Парламент может распустить Правительство.

5) Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений развития страны, решение вопросов внешней политики.

Социалистическая республика (Комаров) – это особая форма правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, согласно марксистской теории, должна была стать подлинно демократической республикой. Особенности:

Соединение высших и местных органов власти в единую представительную систему;

Ведущее положение представительных органов, составляющих основу аппарата государственной власти;

Сочетание экономического, социально-политического и культурно-воспитательного руководства общественной жизнью;

Создание необходимых условий для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни;

Отрицание идеи разделения властей.

Три разновидности социалистической республиканской формы правления:

1. Парижская коммуна

2. Советская республика

3. Народно-демократическая республика.

Смешанная (полупрезидентская) республика (Россия):

1) Правительство формируется Президентом, но принимает участие Госдума при назначении Председателя Правительства (дают согласие на кандидатуру).

2) Президент является главой государства, но не является главой исполнительно-распорядительной власти (Председатель Правительства). Президент имеет право участвовать в заседаниях Правительства в качестве Председателя. Все силовые ведомства непосредственно подчинены Президенту (МВД, МИД). Фактически Президент является и главой исполнительно-распорядительной власти.

3) В президентской республике Парламент не обладает правом выразить недоверие Правительству, а в РФ - имеет такое право и это может привести к отставке Правительства (теоретически). Фактически - у нас сильная президентская республика.

4) Президент имеет право законодательной инициативы, он вмешивается в законодательный процесс, занимается законотворческой деятельностью - может регулировать те отношения, которые не урегулированы Парламентом. Иногда Парламент прямо делегирует свои полномочия Президенту.

Что такое государство? Признаки государства

Государство – это организация политической власти и управления обществом, сложившаяся в процессе исторического развития.

Признаки государства

1. Наличие публичной (политической) власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения.

2. Единая территория, очерченная государственными границами, признаваемыми другими странами.

3. Единая система законов, соблюдаемая всеми гражданами на всей территории.

4. Суверенитет, т.е. независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах.

5. Право на взимание налогов.

6. Монополия на легальное применение силы, опирающаяся на армию, полицию, службу безопасности, суд.

Функции государства

Функции государства – это основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом.

Функции показывают:

1. чем занимаются органы государства;

2. что делает государство;

3. какие вопросы решают органы государства.

Внутренние функции государства характеризуют цели и задачи государства внутри страны.

Внутренние функции государства

1. Политическая функция – обеспечение государственного суверенитета, защита конституционного строя.

2. Экономическая функция – обеспечение хозяйственного развития общества, выработка экономической политики.

3. Социальная функция – включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. Это направление деятельности государства, призванное создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и развитие человека.

4. Охранительная функция – охрана общественного порядка.

5. Функция налогообложения и финансового контроля.

6. Экологическая функция – обеспечение экологической безопасности государства.

7. Идеологическая функция – пропаганда и защита господствующих идеологических ценностей.

8. Культурно-воспитательная функция.

Внешние функции государства – отражают интересы государства во взаимоотношениях с другими государствами.

Внешние функции государства

1. Интеграция в мировую экономику.

2. Оборона страны.

3. Поддержка мирового порядка.

4. Сотрудничество с другими странами по глобальным проблемам.

5. Представительство страны на международной арене, защита интересов данного государства во взаимоотношениях с другими государствами.

Форма государства

Форма государства - это система организации государственной власти и её устройство.

Три составляющих формы государства:

1) форма правления;

2) форма политического режима;

3) форма государственного устройства.

Факторы, способствующие формированию определённой формы государства:

1) исторические традиции;

2) культура народа, его цивилизованность;

3) религия;

4) социальный и национальный состав населения;

5) географические и природно-климатические условия;

6) экономические особенности.

Домашнее задание

1. Функцией государства не является

1) охрана всех форм собственности;

2) разделение властей;

3) оборона страны;

4) интеграция в мировую экономику.

2. Функцией государства является

1) монополия на легальное применение силы

2) суверенитет

3) поддержание общественного порядка

4) наличие государственного аппарата

3. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Задачей любого современного государства является защита интересов страны на международной арене.

Б. Задачей любого современного государства является завоевание новых территорий и борьба за сферы влияния в мире.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

Форма государства - это сложное понятие, включающее три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим. Форма государства - это не простая совокупность составляющих ее элементов, а единство целостной системы, обусловленное ее внутренними связями и отношениями. Форма каждого конкретного государства как единство указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и политического режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом на определенном этапе своего развития, и отношения между основными политическими силами в обществе. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране. Этим объясняется то, что в Средние века, например, наиболее распространенной формой правления была монархия (разных видов). А после буржуазных революций в некоторых странах монархическая форма правления либо претерпела существенные изменения, либо была заменена республиканской (тоже разных видов).

Такое разнообразие объясняется тем, что, помимо указанных выше факторов, на форму государства могут оказывать влияние также иные условия, в частности, географическое положение страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, и др.

Государство - это форма осуществления суверенной власти. В зависимости от того, кто является носителем суверенной власти, можно говорить о различных формах правления. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношение с населением, степень участия населения в формировании этих органов.

По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Монархическая форма правления складывается еще в рабовладельческом обществе и до сих пор сохраняется в некоторых странах. Конечно, при этом монархия как форма правления не оставалась неизменной. Она претерпевала весьма значительные изменения в зависимости от условий развития общественно-политических институтов и расстановки социально-политических сил общества.

Главой такого государства является монарх, его деятельность не ограничена определенным сроком, т.е. он исполняет свои обязанности пожизненно

Республика - это такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, т.е. источником власти выступает суверенный народ. В республиках высшие органы государственной власти коллегиальные и в основном выборные (глава государства - президент, парламент), которые избираются на определенный срок. Должностные лица выборных органов государственной власти несут политическую ответственность перед своими избирателями. Она может выражаться в таких формах, как досрочный отзыв депутата, роспуск парламента, уход в отставку правительства, отрешение от должности президента.


Close