Этот год юбилейный для Киевской духовной Академии и Семинарии - киевские духовные школы праздруют свое 400-летие. Предагаем вашему вниманию подборку 10 духовных учебных заведений православной Церкви по всему миру.

Киевская духовная Академия и Семинария

Киевская духовная академия - старейшее высшее учебное заведение Украинской Православной Церкви. Находящееся в Киеве на територии Киево-Печерской лавры. Имеет историю, восходящую к началу XVII века.

Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия и Семинария

Санкт-Петербургская духовная академия - одно из высших учебных заведений Русской Церкви, основанное в Санкт-Петербурге с 1721 года.

В настоящее время представляет собой комплекс духовно-учебных заведений, объединяемых условным наименованием Са́нкт-Петербу́ргские духо́вные шко́лы.

Сегодня Санкт-Петербургские Духовные школы включают: духовную академию, духовную семинарию, регентское и иконописное отделения, факультет иностранных студентов.

В настоящее время на Факультете обучаются студенты из Боснии и Герцеговины, Германии, Греции, Китая , Литвы, Македонии, Нидерландов, Польши, Сербии, Таиланда, Финляндии, Черногории, Швеции, Эстонии и учится один студент из Норвегии.

Московская духовная Академия


Официальное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

Учредителем МДА является православная религиозная организация Русская Православная Церковь. МДА подотчетна Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду.

Основанная в 1685 году и первоначально именовавшаяся Славяно-греко-латинской академией, Московская Духовная Академия (далее Академия) является первой высшей школой России и одним из центров развития православного образования и церковной науки в Русской Православной Церкви.

Высшая духовная Академия Афин

Высшая духовная Академия Афин является официальным учебным заведением православной церкви Греции. Академия дает высшее образование, наравне с высшими учебными заведениями, находящимися в ведении Министерства образования Греции.

Почаевская духовная семинария


Почаевская духовная семинария - одна из самых молодых духовных школ Украинской православной церкви. Была основана в 1925 году на територии Почаевской Лавры в виде монастырской богословской школы с трехлетним курсовм обучения, в которой первоначально обучались послушники и иноки Почаевской Лавры.

Богословский институт святого Иоанна Дамаскина

Богословский институт святого Иоанна Дамаскина - духовное учебное заведение Антиохийской православной церкви, расположенное в Баламандском монастыре. Действует как факультет Баламандского университета.

Тбилисская духовная академия

Тбилисская духовная академия – высшее учебное заведение Грузинской православной церкви , основана в 1988 году на базе Мцхетской духовной семинарии, действовавшей c 1963 года. Тбилисская духовная академия готовит священников, богословов. В 2005 году в академии был открыт факультет иконописи и реставрации.

Духовная академия в Салониках

Духовная академия в Салониках является одной из высших школ греческого государственного сектора .
Священнослужители и мирские студенты обучаются в соответствии с высокими стандартами , диплом Академии соответсвует любому другому греческому университету.

Софийский университет имени святого Климента Охридского

Софийский университет - старейшее высшее учебное заведение Болгарии. Святой Климент Охридский – один из основоположников славянской письменности, покровитель Софийского университета. Университет имени Климента Охридского основан в 1888 году, через 10 лет после освобождения Болгарии. Ректор – Иван Илчев. 3 отделения, 16 факультетов, собственное издательство, новейшие компьютерные и спортивные центры, 14 тысяч студентов.

Карловацкая духовная семинария в Сербии


Семинария Святого Арсения Сремаца в Сремских Карловцах - духовная семинария Сербской православной церкви. Представляет собой один из старейших и наиболее важных учебных заведений у сербов.

Первую сербскую православную семинарию, также именуемую старой Карловацкой семинарией, основал митрополит Стефан (Стратимирович) в 1794 году спустя 3 года после своего основания Карловацской гимназии.

3. Духовная школа сирийского Востока

1) Сирийская христианская образованность

Перейдем теперь к следующей теме - к рассмотрению основ богословского образования на сирийском Востоке. Несмотря на различие культурной почвы и исторических условий, духовные школы сирийского Востока развивались по схеме, аналогичной той, по которой развивались христианские учебные заведения эллинистического мира. Однако на сирийском Востоке мы можем обнаружить несколько иную интуицию, иную концепцию духовного образования, которая не лишена своей оригинальности и глубины.

Крупнейшие центры сирийской христианской образованности - знаменитые академии Эдессы и Нисибина - возникли, подобно эллинистическим школам, на почве небольших катехизических школ при христианских храмах. Согласно сирийским источникам, в этих приходских школах обучались только мальчики. Обучение начиналось с освоения основ грамоты по Псалтири и заучивания псалмов наизусть; так, основатель Нисибийской академии мар Нарсай поступил в школу города Айн Дулба в возрасте семи лет; благодаря своим незаурядным способностям, он уже через девять месяцев «отвечал всего Давида», т. е. выучил наизусть всю Псалтирь. Дальнейшее начальное образование включало в себя изучение Ветхого и Нового Заветов, а также библейских толкований Феодора Мопсуестийского. В систему этого начального образования входило, кроме того, заучивание наизусть важнейших богослужебных песнопений и некоторый опыт в гомилетике.

О ранних годах существования Эдесской академии мы имеем лишь отрывочные сведения. Известно, что после того, как в 363 году Нисибин был захвачен персами, оттуда в Эдессу бежали многие христиане. Среди них был и мар Апрем, более известный нам под именем преподобного Ефрема Сирина. Он основал в Эдессе знаменитую «школу персов» (т. е. беженцев из Персии). «О преподавании в ней можно судить по библейским комментариям преп. Ефрема... Это была школа семитского типа, вроде еврейских школ, - школа–общежитие, некое братство. Главным предметом преподавания и впоследствии оставалось Священное Писание. Нужно было научиться читать и объяснять Библию. Ученики записывали и заучивали объяснения учителя» .

При жизни преподобного Ефрема и в течение нескольких десятилетий после его смерти в Эдесской школе пользовались его толкованиями Писания в качестве экзегетических образцов. Однако в 420 году мар Киора, один из преемников преподобного Ефрема на посту ректора школы, принял решение перевести на сирийский язык библейские комментарии Феодора Мопсуестийского, охватывавшие, в отличие от комментариев Ефрема, практически все книги Библии. После того, как перевод был закончен, толкования Феодора Мопсуестийского вытеснили в учебной программе все прочие толкования, а сам Феодор стал главным авторитетом в области богословия и экзегетики во всей восточно–сирийской традиции: его называли не иначе как «Блаженным» или «Вселенским Толкователем».

Как известно, Феодор Мопсуестийский был представителем крайне диофизитского направления в христологии, впоследствии отождествленного с несторианством. После осуждения Нестория на Ефесском Соборе 433 года на всю восточно–сирийскую традицию легло подозрение в ереси. Споры между монофизитами и диофизитами захлестнули и Эдесскую школу. В 489 году школа была объявлена очагом несторианства и по приказу императора Зенона закрыта. За несколько лет до этого ее руководитель мар Нарсай вместе с учениками переселился в Нисибин. К концу V века Нисибийская школа становится одним из главных духовных и богословских центров сирийской Церкви.

Мар Нарсай был выдающейся личностью. Он прожил долгую жизнь, которая началась в IV, а закончилась в VI веке (399–501). Его популярность в Нисибине была очень велика. Он славился и как подвижник, и как выдающийся толкователь. По свидетельству летописца, шесть качеств более всего привлекали к нему народ: новизна его мыслей, умение держать себя с достоинством, располагающая внешность, отзывчивость, доброта и красноречие (красота его поучений) . С именем Нарсая связано появление интереснейшего документа - «Правил Нисибийской школы», которые мы рассмотрим ниже.

Еще одним знаменитым ректором Нисибийской школы был Энана Адиабенский, возглавивший школу в 572 году. При нем была сделана попытка отказаться от библейских комментариев Феодора Мопсуестийского, которые Энана хотел заменить на комментарии Иоанна Златоуста и свои собственные. Энана был яркой личностью и выдающимся богословом, однако авторитет «Вселенского Толкователя» оставался незыблемым, и против Энаны восстали не только многочисленные богословы и монахи, но и руководство сирийской Церкви. Поместный Собор этой Церкви, созванный в 585 году, подтвердил незыблемый авторитет Феодора, запретив кому–либо «явно или скрыто порицать этого Учителя Церкви или отвергать его святые книги». Впоследствии два Собора, в 596 и 605 годах, осудили толкования Энаны и повторили анафемы против «отвергающих комментарии, толкования и учения верного учителя, блаженного Феодора–Толкователя, и пытающихся ввести новые и странные толкования, исполненные безумия и злохуления» .

Энана принадлежал к тому течению в сирийской Церкви, которое симпатизировало Халкидонскому Собору: именно с этим было связано стремление Энаны освободиться от наследия «отца несторианства», Феодора Мопсуестийского. В течение достаточно долгого времени в Нисибийской школе продолжалась борьба между сторонниками Энаны и его противниками. Несмотря на соборные прещения конца VI века, Энана продолжал пользоваться авторитетом на рубеже VI и VII веков, когда были обнародованы дополнительные правила Нисибийской школы (их мы также рассмотрим ниже): там Энана назван «опытным в знании и славным в смирении» .

Скажу теперь несколько слов об учебном процессе, куррикулуме и структуре Эдесской и Нисибийской школ. Преподавание длилось три года и разделялось на два учебных семестра - летний и зимний. После пропедевтического курса студенты начинали систематическое изучение Священного Писания, а также филологических, исторических и богословских дисциплин. Изучалась, кроме того, греческая философия и литература, светская история, география и риторика . Учитель риторики имел титул «мехагйаны». Философия изучалась по первоисточникам: читали, в частности, сочинения Аристотеля, Порфирия, а также сирийских авторов. Философским дисциплинам обучал «бадука»; среди философских дисциплин одно из первых мест занимала логика. Занятия письмом и каллиграфией вел «сафра» - писец. «Макрейана» учил правилам чтения.

Ключевой фигурой в школе был «мепашкана» - толкователь. В его задачи входило преподавание библейской экзегетики. Мепашкана пользовался не только «нормативными» толкованиями Феодора Мопсуестийского; он мог обращаться и к толкованиям других греческих и сирийских авторов. Кроме того, существовала и устная традиция толкования, переходившая из поколения в поколение. Мепашкана обычно являлся и ректором, т. е. осуществлял общее духовное руководство школой.

Мепашкана–ректор не был администратором: хозяйственными и административными вопросами занимался «раббаита» - эконом. Ему было вверено все имущество школы, он отвечал за финансы, следил за дисциплиной и нес ответственность за содержание библиотеки. Должность эконома была выборной. Помощником эконома был ксенодарх, на котором лежала, в частности, забота о школьной больнице.

Несмотря на то, что ректор и эконом пользовались безусловным авторитетом, высшей властью в школе были не они, а собрание общины, в котором всегда принимали участие и учителя и ученики (последние в силу своего численного преимущества имели решающий голос) . На этом собрании обсуждались все важнейшие вопросы, связанные с деятельностью школы. Именно на нем избирали эконома. На нем же принималось решение об исключении того или иного провинившегося студента из школы. Собранию были подотчетны все члены общины, включая ректора и эконома, которые не могли без согласия прочих членов общины принимать ответственные решения .

Такая структура школы обеспечивала высокий уровень взаимного доверия между, с одной стороны, «профессорско–преподавательской корпорацией», с другой - учащимися. Немыслимым было исключение ученика из школы по «келейному» приговору нескольких членов школьной администрации. Естественно, что и отношение к эконому (совмещавшему в одном лице современные должности инспектора, помощника ректора по административно–хозяйственной части и заведующего библиотекой) было уважительным, поскольку он не назначался вышестоящими властями, а избирался самой общиной.

Из книги Мудрецы Талмуда. Сборник сказаний, притч, изречений автора Автор неизвестен

ШКОЛА ШАММАЯ И ШКОЛА ГИЛЛЕЛЯ Победа кроткогоТри года продолжался спор между школою Шаммая и школою Гиллеля. Каждая настаивала на правильности своих толкований Закона. Но раздался Бат-Кол:– Устами и тех, и других гласит слово Бога Живого, но поступать следует по

Из книги Духовная и культурная традиции в России в их конфликтном взаимодействии автора Хоружий Сергей Сергеевич

Духовная практика и духовная традиция. Концепт Хоружий: Тема лекции включает в себя слово «Россия» и предполагает, что речь пойдет о духовной и культурной традициях именно в России и о том, как происходит их взаимодействие. Не вообще и всегда, а именно в нашей стране. Может

автора Ростовский Димитрий

Из книги КНИГА ОБ АНТИХРИСТЕ автора

Из книги Жития Святых - месяц февраль автора Ростовский Димитрий

Из книги Книга об Антихристе автора Деревенский Борис Георгиевич

Память преподобного Фалассия, пустынника Сирийского Преподобный Фалассий еще в юном возрасте построил себе на одной горе жилище и поселился в нем. Отличаясь по природе чистосердечием и смиренномудрием, он скоро почувствовал влечение к иноческим подвигам. Он удалился на

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том 2 автора

Память преподобного Варадата, пустынника Сирийского Преподобный Варадат был родом из Антиохии . Избрав себе подвиги созерцательной отшельнической жизни, он заключился сперва в одной хижине, а потом чрез несколько времени удалился на одну высокою гору и безвыходно

Из книги История русской церкви (Синодальный период) автора Цыпин Владислав

«КЕДР» СИРИЙСКОГО АПОКАЛИПСИСА БАРУХА *** Апокалипсис Баруха появился в промежутке между двумя иудейскими восстаниями (70-135 гг.) , когда апокалиптический жанр уже изживал себя в еврейской литературе. Наиболее полная версия этого сочинения дошла до нас на сирийском

автора Карташев Антон Владимирович

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том II автора Карташев Антон Владимирович

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том II автора Карташев Антон Владимирович

Духовная школа Всей древности не было свойственно яркое сознание школы, для усвоения тех или других знаний в возможно более краткий срок, возможно более широким кругом учащихся. Принцип не только интенсивности мысли и ее глубины, но и ее экстенсивности, широчайшей

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Духовная школа Всей древности не было свойственно яркое сознание школы, для усвоения тех или других знаний в возможно более краткий срок, возможно более широким кругом учащихся. Принцип не только интенсивности мысли и ее глубины, но и ее экстенсивности, широчайшей

Из книги Православное богословие на рубеже столетий автора Алфеев Иларион

Духовная школа Всей древности не было свойственно яркое сознание школы, для усвоения тех или других знаний в возможно более краткий срок, возможно более широким кругом учащихся. Принцип не только интенсивности мысли и ее глубины, но и ее экстенсивности, широчайшей

Из книги автора

Память преподобного Фалассия, пустынника Сирийского Преподобный Фалассий еще в юном возрасте построил себе на одной горе жилище и поселился в нем. Отличаясь по природе чистосердечием и смиренномудрием, он скоро почувствовал влечение к иноческим подвигам. Он удалился на

Из книги автора

1. Апостольская община как «духовная школа» Начнем с апостольской общины во главе с Иисусом Христом. Эта община была первой новозаветной школой, в которой ученики усваивали Божественное Откровение из уст Самого воплотившегося Бога Слова. Именно в усвоении этого опыта и

Из книги автора

2. Христианская духовная школа эллинистического мира Проповедь апостолов и их преемников стала почвой, на которой сформировались все духовные школы христианского Востока. По мере того как Церковь расширялась географически, христианские учителя сталкивались с

создали школу по Абсолютным знаниям для людей.

Класс Контактёрского Мастерства

по специальности «Контактёр, Ведущий, Аналитик в одном лице».

Обучение проводят Высшие Силы от Великого Содружества и от Коалиционного Совета Миротворци, Сотворци и Творци.

Поскольку обучение идёт в форме ченнелингов, то в дальнейшем это обучение смогут вести уже сами студенты, как контактёры с Высшими Силами.

Класс Духовного развития и совершенствования личности

Открыт в октябре 2013 года. Обучение проводит Учительская Система. Обучение в этом классе дает возможность людям в совершенствовании себя выйти на такой уровень развитости, который позволяет человеку жить в гармонии и состоянии сферичности и в дальнейшем передавать этот опыт другим людям.

Класс Сферичного образования

Класс Сферичного бизнеса

Класс Сферичного целительства

14 октября 2017 года открыт институт Новых Наук, где идет обучение новым специальностям, будут вестись исследования и научные разработки, проводятся совместные проекты с Высшими Силами в соответствии с Новой Программой развития Земли.

Пояснение от Миротворцев и Великого Содружества (кликните для показа/скрытия)

Структура школы.
Кто есть ваши Учителя. Какая структура школы есть в Учительской системе Духовной школы Абсолюта.
Школа создавалась по инициативе. По инициативе Великого Содружества, которому - нам, Великому Содружеству, нужны люди. Люди-проводники, люди-контактеры – профессионалы высокого уровня, с которыми можно взаимодействовать в проявлении Новой Программы на Земле, чтобы люди, живущие на Земле, могли в этой Программе себя проявлять более интенсивно, активно, качественно и разумно, более разумно.
Эта инициатива была отправлена в Коалиционный Совет на рассмотрение Абсолюту. Абсолют рассмотрел и отдал в Коалиционный Совет, если так можно сказать, пусть это будет на вашем языке понимания – распоряжение о том, что можно создавать такую форму обучения, что сами думайте – «Какая форма обучения будет приемлема на Земле?».
Мы совместно с Коалиционным Советом определили, что это будет на базе ФЭДа создана школа – Духовная школа Абсолюта, где будет начинаться и идти подготовка на русском языке обучения для желающих получить такую профессию, и которые желают взаимодействовать с Высшей Иерархией Света для проявления себя во благо для Земли и Землян.
Было определено, что вместе с Великим Содружеством будут обучать в школе Миротворци. Предполагалось сделать набор и этот набор вести три года, и из него получить профессионалов.
Но как показало – первый набор, который был 44 человека и который начал обучение, что люди были очень поверхностные, люди были случайные.
И после всех перипетий, которые произошли с непринятием Высших Сил на площадке ФЭДа людьми – они ушли и стали развиваться самостоятельно, но не соотнося себя с Высшей Иерархией Света, а лишь только с Учительской Системой и Внеземными Цивилизациями. Было одобрено их решение – пусть они уходят, но ушли они некрасиво, они ушли скандально.
И это все заставило нас задуматься – «А что же для людей важно?». Как они хотят в профессии проявляться.
И мы определили, что люди не умеют просто жить. Они не умеют жить в Свете. Им привычнее жить в состоянии двойственности, состоянии маятника, в состоянии антагонизма и так далее. Пройдя путь антагонизма, объединяются вроде бы в Свете, опять входят в антагонизм – так до бесконечности.
Мы сделали второй набор – и туда пошли Учителями Сотворци, и уже было заранее определено, что будет и третий набор, и возьмут на обучение Творци. Для того, чтобы обезопасить школу, чтобы все-таки были профессионалы и эти профессионалы были реальные, а не мнимые, появилась структура: Великое Содружество, Коалиционный Совет – можно сказать в полном составе, поскольку Миротворци, Сотворци и Творци – все проявлены как Учителя в Духовной школе Абсолюта. Также задействована Учительская система Земли, имеется в виду - Шамбала Земли, Учителя Ноосферы, которые тоже проявлены в школе, но проявлены как наблюдатели, как сторонние наблюдатели, которые смотрят за процессом и если нужно, производят регулирование. Регулирование среди людей и регулирование взаимосвязи людей с нами.

Студент. Студент Духовной школы Абсолюта. Что это такое?
Это возвышенно проявленный человек. В возвышенности всех своих состояний. Всех своих состояний тонкого мира. Всех своих состояний Души. Своего состояния Разума, проявленности в Разуме. Это – основа для студента Духовной школы Абсолюта и это основа для профессии.
Взаимодействие. Взаимодействие с Высшей Иерархией Света на всех уровнях проявленности Высшей Иерархии Света для Земли. Взаимодействие на уровне Света со своими студентами, сокурсниками всех трех потоков.

Профессионал. Профессионал – щедрой Души человек. Открытой Души человек. Идет к людям в открытом проявлении себя.

Цели Духовной школы Абсолюта – они в том, чтобы подготовить профессионалов в классе «Контактерское мастерство».

Цели Духовной школы Абсолюта – создать институт. Институт Новой Науки и подготовки специалистов по областям этой Новой науки.

Задачи Духовной школы Абсолюта – дать возможность людям любого уровня проявленности в своем развитии принять участие в этом действии. В создании, организации и обучении в таком институте.

Класс «Контактерского мастерства» в Духовной школе Абсолюта готовит специалистов для преподавания в этом институте, для создания преподавательского состава и научного состава.

Профессионалы, которые готовятся в классе «Контактерского мастерства» будут подготовлены профессионалами во всех областях.
Когда контактер-ведущий может связаться с любой… с любым уровнем Высшей Иерархии Света по любому вопросу, получить достоверный ответ, передать достоверный ответ для претворения в жизнь в соответствии с Новой Программой развития Земли и сферичной формы развития.
Это не узкой направленности подготовленный специалист. Это многогранной проявленности специалист.

Приняла Альтери 26.02.2013
- Вы раньше преподавали в Московской духовной академии и семинарии. Что привело вас туда?

В течение 15 лет я работал старшим научным сотрудником во Всесоюзном научно-исследовательском институте Системных Исследований Академии наук СССР. Мой первый духовный наставник священник (сейчас - протоиерей) Сергий Романов, с которым я тогда общался не только в храме, но и нередко дома, мне однажды сказал (происходило это летом 1989 года): «Вам надо преподавать в Духовной академии». Такая мысль никогда не могла прийти мне в голову. Но поскольку я с полным доверием относился к своему духовному руководителю, то я согласился. Все произошло довольно быстро. Я вспомнил, что отец Владислав Цыпин, с которым я был хорошо знаком, преподает в лавре. Я сказал ему, что у меня есть намерение стать преподавателем. Через некоторое время, а дело было в августе, мне позвонил проректор академии профессор М.С.Иванов и пригласил приехать в академию. Он попросил подготовить к встрече программу годового курса «Христианство и культура». С ней я приехал к нему в назначенный день. Вопрос, по-видимому, был предрешен. Михаил Степанович говорил со мной весьма доброжелательно, как с будущим преподавателем. Затем он повел меня к владыке-ректору архиепископу Александру (Тимофееву). Войдя к нему, я подошел под благословение. Мы сели. Он очень приветливо стал говорить. Но начало беседы я не помню. Увидев у меня в руках листки бумаги, он спросил: «Это у вас программа? Можно посмотреть?» Прочитав вслух один из пунктов, он попросил раскрыть его. После моего ответа он, обращаясь к М.С.Иванову, решительно сказал: «Готовьте к Совету».

- Какие дисциплины вы преподавали?

В течение 1989/90 учебного года читал лекции по теме, по которой мною была подготовлена упомянутая выше программа. Лекции проходили по четвергам раз в неделю в актовом зале. Посещать должны были студенты всех курсов академии и семинарии. Приходили на лекции и некоторые преподаватели. Помню, приходил и садился в заднем ряду архимандрит Венедикт (Князев), который тогда был первым проректором по воспитательной работе.

- Был ли интерес у студентов к темам лекций?

Мне трудно ответить на этот вопрос. Люди молча слушали. Некоторые посылали записки с вопросами. Помню, очень много записок вызвала лекция против эволюционизма. Вопросы не были полемические. Просто людям что-то хотелось узнать подробней.

- Как в дальнейшем проходило ваше преподавание?

Владыка Александр требовал, чтобы преподаватели, приглашенные из светских институтов, обязательно окончили экстерном семинарию, а затем академию. Мне пришлось сдавать экзамены и зачеты сначала за семинарию. Окончил я семинарский курс в мае 1990 года, а экзамены за академию сдал в следующем учебном году. Осенью 1991 года защитил диссертацию на степень кандидата богословия. В конце первого года преподавания архимандрит Георгий (Тертышников), которого многие знают по его исследованию творений святителя Феофана Затворника, сказал мне: «Вам будут предлагать преподавание Ветхого Завета в академии. Не отказывайтесь». Он занимал должность помощника инспекторов академии и семинарии. Сначала я читал лекции по Ветхому Завету на 1-м курсе академии, а потом и на 2-м.

- А в семинарии?

Также мне было поручено вести «Основное богословие» на 3-м курсе. На 4-м этот предмет вел Алексей Ильич Осипов. Отношения между нами всегда были ровные, но однажды возникло такое «недоразумение». Раньше (не знаю, как сейчас) он был строгим, почти беспощадным экзаменатором. Я же студентов всегда жалел. Знал, что это им очень неполезно, но ничего с собой поделать не мог. Приезжавшие сдавать экзамены заочники шли сдавать ко мне, когда Алексей Ильич был в отсутствии. Узнав об этом, он высказал недовольство. Я обещал ему не экзаменовать учащихся 4-го курса.

- Вы уже давно не преподаете в академии. Кого вы наиболее часто вспоминаете из тех, с кем вас объединяли совместные труды?

Наиболее дорогими воспоминаниями для меня является все, что связано с владыкой Александром. Я чувствовал его постоянную любовь. Хотя он был старше меня всего на пять месяцев (родился в августе 1941 года), я относился к нему как к заботливому отцу. Помню такой эпизод. Лекции по «Основному богословию» читались в большом актовом зале, потому что на третьем курсе было четыре класса, что составляло около 120 человек. Однако в первую седмицу сентября эта аудитория предоставлялась для только что набранного первого курса. Им читались различные лекции общего характера. Об этом я забыл и пришел читать лекцию третьему курсу. Увлекшись, я не смотрел на сидящих и только в конце лекции понял, что в зале сидят неизвестные мне люди. Я дочитал лекцию. А потом узнал, что мои студенты все это время дожидались меня в малом актовом зале, который находился за центральным археологическим кабинетом. Произойти это могло потому, что преподаватель, чья лекция была назначена на первом курсе, приехать не смог. Об этом стало известно ректору. Он сказал проректору М.С.Иванову: «Спросите отца Афанасия, почему он не явился на лекцию. Только мягко, без выговора».

- А еще кто вам особо запомнился?


- Архимандрит Кирилл (Павлов). Он был общим духовником не только в лавре, но и в академии. Если был какой-либо вопрос, можно было пойти к нему и спросить. Но один случай дал мне возможность узнать в нем настоящего любящего пастыря. Рукоположил меня Владыка Александр в день Святой Троицы 3 июня 1990 года. Накануне я исповедался, но почему-то мне не сказали, что это надо было сделать у отца Кирилла. Он должен был дать документ о том, что у меня нет канонических препятствий к хиротонии. Через несколько дней стали готовить документы для утверждения хиротонии Патриархом (такой был порядок). Обнаружилось отсутствие справки духовника лавры. Мне сказали, что надо идти к архимандриту Кириллу, чтобы он в тот же день принял у меня исповедь. Я пошел к нему в келью. Он сказал, что вечером будет читать Ветхий Завет для желающих. «Ты приходи, а потом я тебя исповедаю». Читал он в хибарке, которая находилась под Трапезным храмом. На чтение собралось несколько человек, в числе которых я запомнил студента и рабочего. Отец Кирилл читал книгу пророка Исаии. В это время наверху в Трапезном храме шли выборы Патриарха на Поместном Соборе 1990 года. Чтение Писания прервал колокольный звон. Кто-то сказал: «Избрали». Отец Кирилл послал одного из сидящих у входа узнать, кого избрали. Тот вскоре вернулся и сказал: «Митрополита Алексия». Отец Кирилл широко осенил себя крестным знамением и произнес: «Слава Богу!» Затем он сказал: «Надо идти поздравлять. Пойду одену мантию и клобук». Такой ход событий для меня был непредвиденным. Исповедь моя откладывалась. И я вдруг принял решение идти за ним. Он, как оказалось, хорошо помнил о том, что обещал мне. Увидев, что я иду за ним в келью, он сказал: «Ты меня не теряй». Он быстро поднялся на второй этаж. Одел мантию и клобук и быстрым шагом (ему был тогда 71 год) пошел к входу в Трапезный храм, весь плотно заполненный людьми. Стояло несколько тысяч человек. Отца Кирилла пропустили, и он оказался среди тех, кто стоял на солее. Я внимательно следил за его перемещениями. В это время начался благодарственный молебен. Кто-то из священноначалия увидел отца Кирилла и позвал к новоизбранному патриарху. После молебна патриарх Алексий благословлял всех присутствовавших. Длилось это несколько часов. Отец Кирилл не уходил. Он вышел из храма, когда все стали расходиться. Мне удалось пробиться к нему. Увидев меня, он сказал: «Идем». Мы пришли к нему в келью. Хотя уже была ночь, он не сказал мне: «Приди завтра». В его настроении не было никакого недовольства и нетерпения. Он прочитал все положенные по чину молитвы, и началась моя исповедь за всю жизнь. Вышел я от него во втором часу ночи.

Хорошо помню протоиерея Бориса Пушкаря, который вскоре стал Вениамином, епископом Приморским. Приглашенный на Синод, он долго отказывался принимать это назначение, что побуждало членов Синода проявить большую настойчивость. Когда меня рукополагали в диакона, я перед всенощным бдением впервые одел подрясник. Как мог, завязал плетенный из черного суташа пояс. Отец Борис увидел и завязал его на мне заново. Потом продел один конец через петлю и сказал: «Так не развяжется». После его рукоположения в архиереи виделся с ним только один раз в Академии. Он сказал: «Приехал с отчётом. Святейший шутит: "Всё тихо: Тихий океан, тихий архиерей"».

Вообще отношения между преподавателями были простые и доброжелательные.

В день моей дьяконской хиротонии после обеда встретил в палисаднике архимандрита Иону (Карпухина), ныне архиепископа Астраханского. Он искренне поздравил меня и сказал: «Рад, что вы теперь с нами».

С теплотой вспоминаю спокойного и доброжелательного архимандрита Сергия (Соколова), который в декабре 1995 года стал епископом Новосибирским. В первый год моего преподавания я сдавал экзамены за весь курс семинарии. Отец Сергий преподавал тогда Ветхий Завет. Я пошел к нему для сдачи экзамена. Ставя в ведомости оценку, он прибавил: «Это моя первая подпись в качестве архимандрита». В сан архимандрита он был возведен к празднику Святой Пасхи в 1990 году.

Часто вспоминаю дружеское общение с архимандритами Венедиктом (Князевым) и Платоном (Игумновым). Их расположение позволило мне приобщиться к традициям академии.

- Вы много преподавали в духовных школах. Расскажите о том, где вы учились?

Я отношусь к числу «вечных студентов». Моя учеба началась в школе, когда мне было 7 лет, а в 49 лет я еще сдавал экзамены по академическим предметам. В школе меня интересовала философия и физика. Но Господь направил мои познавательные интересы по тому руслу, которое меня привело к священству и богословию. Мы жили на окраине Уфы. Недалеко от нас находилась библиотека, в которой я обнаружил классические труды Р. Декарта, Г.В.Лейбница, Г.Гегеля и других философов. Эти книги я брал домой. Окончив среднюю школу, я хотел поступить на философский факультет Московского университета, но туда принимали только с трудовым стажем не менее двух лет. Мама не хотела, чтобы я откладывал продолжение учебы. Она уговорила меня поступить на исторический факультет Башкирского государственного университета. Там я окончил четыре курса, перешел на пятый. Но мое желание оставалось неудовлетворенным. Неожиданно для меня ректор университета, который знал о моем увлечении философией, предложил попробовать перевестись на философский факультет Московского университета: «У меня хорошие отношения с начальником управления университетов и гуманитарных институтов Министерства высшего образования Н.В.Пилипенко. Я напишу ходатайство о приеме в МГУ». Действительно, все прошло без затруднений. Я был принят на третий курс. Началась сверхнапряженная жизнь: декан факультета профессор В.Молодцов мне строго сказал: «Принимаем на третий курс, но в течение учебного года вы должны сдать все экзамены за два первых курса». Тяжелая это была задача - за год окончить три курса. Сдать все я успел, но чувствовал огромную усталость.

- Кто запомнился вам на философском факультете МГУ?

Тогда еще преподавал профессор Валентин Фердинандович Асмус, но у нас он ничего не вел. Больше всех мне запомнилась Пиама Павловна Гайденко. Молодая, увлеченная немецким экзистенциализмом, она вела у нас семинары. Как-то мы встретились у входа в здание факультета на Моховой. Она сказала, что хочет поговорить со мной. Затем она спросила, кем я хотел бы стать. Не помню, что я тогда ответил. Сейчас этот случай дает повод к размышлениям над тем, как неожиданно может измениться течение жизни человека. Мысль о том, что я буду священником и монахом, тогда была абсолютно фантастичной.

По окончании Московского университета я вернулся в Уфу. В Башкирском университете преподавал философию и логику. Через несколько месяцев моя учеба продолжилась в другом необычном учебном заведении - училище жизни. Я попал солдатом в армию. Служил чуть меньше года. Совершенно не жалею о времени, проведенном в армии. Открылись новые грани жизни. Это мне потом пригодилось.

После армии я поступил в аспирантуру Института конкретных социальных исследований Академии наук СССР, который тогда возглавлял академик А.М.Румянцев. Там мною была подготовлена диссертация на тему «Системный анализ механизма изменения социальной организации». По окончании аспирантуры стал работать в Институте научной информации по общественным наукам. В декабре 1973 го-да в Институте философии мною была защищена диссертация. С 1975 по 1990 год я работал старшим научным сотрудником во Всесоюзном научно-исследовательском институте Системных Исследований Академии наук, о чем уже говорил.

- Что же повлияло на то, что вы стали православным священником и монахом?


- Вера рождалась постепенно. В одно время я вел дневник. Я никогда не перечитывал, а недавно заглянул в него и прочитал: «14.XI.1976 г. Эти записи я решил вести с одной определенной целью: путем постоянных раздумий преодолеть душевную раздвоенность. Я остро, почти болезненно, чувствую необходимость веры и не могу ее обрести. Я жду, что она придет сама. Но для этого нужно, чтобы совершилось чудо, было откровение. Наверно, у каждого свой путь к вере. Одних обращает к вере приближение к смерти, другие ищут спасения во время тяжелой болезни. Я хочу начать свой путь. Хочу постепенно перейти к христианской морали, жить как христианин, и тогда, может быть, придет и вера». Поскольку невозможно научиться плавать, не входя в воду, я начал ходить в храм на службы и соблюдать пост. 25 января 1983 года была сделана запись: «Вторник. День св. Татьяны. Еще один день рождения. Проходят они сейчас спокойно. Середина жизни! Неудовлетворенность прежних лет прошла. Обретена вера - самый значительный дар, после стольких лет блужданий». Полное воцерковление всей нашей семьи произошло в апреле 1984 года.

- Вы имеете опыт преподавания в различных семинариях (Московской и Сретенской). Какие проблемы в жизни духовных школ вы считаете наиболее серьезными?

Самая болезненная проблема связана с духовным воспитанием. У некоторых учащихся семинарии нет подлинного благоговения и страха Божия. Часть студентов заражена мирским духом. Этого трудно избежать. В духовные школы юноши поступают не из какого-то особого племени. Их поставляет наше нравственно больное общество. В 18 лет человек имеет уже вполне сформировавшийся духовный облик. За пять лет учебы его нелегко перевоспитать. Это тревожно, потому что вскоре после выпуска многие становятся священнослужителями. Какими? Все зависит от их благочестия, а это закладывается с детства. Поэтому иные становятся недостойными служителями, о которых сказано в одном из гимнов св. Симеона Нового Богослова:

Входя в Мой Божественный двор с дерзновеньем,
Бесстыдно стоят в алтарях и болтают,
Не видя Меня и не чувствуя вовсе
Моей неприступной Божественной славы,
Ведь если бы видели, так бы не смели
Всегда поступать, не дерзнули бы даже
Войти и в притвор православного храма.
(Гимн 58)

- Как избежать этого?

Жизнь духовной школы должна быть неотделима от жизни Церкви. Уже само название ее - семинария (лат. seminarium - рассадник) ясно выражает ее назначение. Цель ее одна: воспитывать священнослужителей и пастырей, т.е. людей Церкви. Поэтому церковность в самом высоком и глубоком значении должна пронизывать духовные школы. Достигается это, прежде всего, чутким отношением к прошлому опыту, преемственностью, верностью многовековой традиции, в которой скристаллизовался лучший опыт предшествующих поколений.

Не нужно стремиться к внешней научности, вводя различные светские дисциплины в ущерб богословским. Святые отцы считали богословие наукой из наук. Если в семинариях преподавание богословских дисциплин поставлено грамотно и если учащиеся стремятся с любовью и усердием обогатиться из этой сокровищницы, то такая духовная школа может быть поставлена выше любого светского учебного заведения. Не должно быть никакого чувства неполноценности.

Весь творческий и административный потенциал руководителей духовных школ должен быть направлен на то, чтобы семинарии и академии стали подлинными рассадниками людей с твердым православным мировоззрением и глубоким богословским образованием.

Дата создания: 1685 г. Описание:

Московская духовная академия на протяжении своей трехсотлетней истории является крупнейшим центром богословского образования в Русской Православной Церкви.

Основана в 1685 г. по благословению Патриарха греческими богословами братьями Иоакимом и Софронием Лихудами. Первоначально располагалась в московском Богоявленском монастыре, затем в . В начале XVIII столетия значительно расширяется научно-богословская деятельность, возрастает число наставников и учащихся, вводится преподавание латинского языка, увеличивается библиотека. К числу наиболее значительных событий в жизни академии относится работа над новым изданием славянского перевода Священного Писания (1712-1751).

В результате реформы церковного образования в начале XIX в. были созданы предпосылки для дальнейшего совершенствования академической науки. В этот период сложилась школа исследователей русской церковной истории во главе с ректором академии архимандритом Филаретом (Гумилевским; 1835-1841) и профессором протоиереем Александром Васильевичем Горским (1833-1875). В эти же годы академия была переведена из Москвы, где принадлежавшие ей помещения значительно пострадали во время пожара 1812 г., в .


Close