Святой Церковью читается Евангелие от Марка. Глава 6, ст. 30 - 45.

30. И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили.

31. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, - ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда.

32. И отправились в пустынное место в лодке одни.

33. Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему.

34. Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много.

35. И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много, -

36. отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть.

37. Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть?

38. Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы.

39. Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве.

40. И сели рядами, по сто и по пятидесяти.

41. Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех.

42. И ели все, и насытились.

43. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов.

44. Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей.

45. И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.

(Мк. 6, 30–45)

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, посвящены чудесному насыщению пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.

Пристав к пустынному берегу озера, где ожидавшие Спасителя толпы народа не могли найти себе ни ночлега, ни пищи, апостолы с наступлением вечера обратились ко Христу с просьбой отпустить людей, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть (Мк. 6, 36).

Евфимий Зигабен пишет: «День уже начал склоняться к вечеру, [ …] но сами они не вкушали пищи, так как усердие к слушанию пересилило голод. Христос, желая поэтому насытить их чудесным образом, тоже ожидал повода со стороны их, чтобы не показалось, что Он спешит к совершению чудес; равным образом для того, чтобы, взалкав, они больше поняли чудо».

На просьбу учеников Господь отвечает: вы дайте им есть (Мк. 6, 37). Конечно, ученики удивились, потому как у них было всего пять хлебов и две рыбы (Мк. 6, 38). Но в руках Господа малое становится великим и потому, показывая ученикам, что для Него нет ничего невозможного, Спаситель совершает чудо.

Святитель Кирилл Александрийский поясняет: «Чтобы Христос был всяческим образом познан как сущий по природе Бог, Он приумножает малое количество и взирает на небо, словно бы прося вышнего благословения… Ибо Он, все наполняющий, Сам есть вышнее благословение от Отца. И, чтобы мы узнали, что, приступая к трапезе и собираясь преломить хлебы, мы должны возносить их Богу, словно бы полагая на обращенные вверх ладонями руки, и низводить на них вышнее благословение, Он […] стал для нас началом, и образцом, и путем этого дела».

Когда же по повелению Христа стали собирать остатки хлеба, то набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей (Мк. 6, 43–44). Коробами назывались те корзины, которые евреи брали с собой в путешествие вместо походных сумок для хранения пищи.

Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Пять хлебов преломил и раздал, и эти пять хлебов в руках учеников не истощались. Но и тем чудо еще не ограничилось. Господь сделал, что оказался избыток, и избыток не в цельных хлебах, а в кусках, чтобы показать, что это точно остатки от тех хлебов, и чтобы не находившиеся при совершении чуда могли узнать, что оно было».

Будем же, дорогие братья и сестры, всегда помнить, что чем больше человек отдает другому, тем больше прибавляется у дающего, а за все, отданное нуждающимся Христа ради, Господь вернет во много раз больше, подобно тому, как Он наполнил двенадцать коробов. Благодати и милосердия Христа с избытком хватает всем людям, потому как Царство Божие всегда рядом и входит в жизнь каждого, кто готов Его принять. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Иисус, призвав учеников Его, сказал:
«Жаль Мне народа; они со Мной уже три дня, и есть им нечего. И не хочу отпустить их голодными, чтобы не изнемогли они в дороге».
И говорят Ему ученики:
«Откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить весь этот народ?» И говорит им Иисус: «Сколько у вас хлебов?» А они сказали: «Семь хлебов и немного рыбок». И Он, повелев толпе возлечь на земле, взял в руки семь хлебов и рыбы, произнес благодарение, преломил и дал ученикам, а ученики - народу; и все ели, и насытились, и набрали оставшихся кусков полные семь корзин. А едоков было четыре тысячи, не считая женщин и детей.

(Мт.15,32-38)
(Перевод Сергея Аверинцева)

Совсем недавно в Святой земле во время археологических раскопок древнего христианского храма была расчищена мозаика с изображением двух рыб. Подобного рода изображения – рыба или две рыбы с пятью хлебами – были распространенным сюжетом в раннехристианском искусстве. Конечно, это свидетельство и знак чуда –двумя рыбами и пятью хлебами Господь насытил тысячи голодных людей. Во всех четырех Евангелиях зафиксировано это событие, и одно из них – личное свидетельство Матфея.

Чудо как знак

Своим ученикам Господь говорит, чтобы они остались одни и отдохнули, «ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда» (Мк.6,31). И Сам Он один отправляется на лодке в пустынное место. Но люди, ища Господа, устремились за Ним, и Христос, увидев это, «сжалился над ними», потому что они были «как овцы, не имеющие пастыря», и учил их, а больных исцелил. Когда же день приблизился к вечеру, то прежде, чем отпустить людей по домам, Господь еще и накормил всех, совершив для этого чудо. Двумя рыбками и пятью хлебами, которые нашлись у одного мальчика, Господь накормил тысячи человек так, что «ели все и насытились». А чтобы совершенное Им не показалось видением или тем, что в современном мире называется гипнозом, велел ученикам набрать еще двенадцать коробов остатков. (Отметим символику числа двенадцать – это число народа Божьего, число патриархов и число судей Израиля; и это число Церкви, куда первыми вошли двенадцать апостолов). Матфей уточняет, что «евших было около пяти тысяч человек», и добавляет: «не считая женщин и детей». Эти слова, которые могут показаться современному читателю странными, были вполне уместны для Матфея, воспитанного в традициях Ветхого Завета, в котором при исчислении народа (книга Чисел) не учитываются ни дети, ни женщины.

Совершая это чудо, Господь, по слову евангелиста, «воззрел на небо» и, прежде чем дать хлеб ученикам, благословил и преломил его. И «преломлением хлеба» книга Деяний и апостольские послания называют Евхаристию – Таинство Причащения. Совершенное Господом чудо преломления хлебов мы воспринимаем не только как проявление Его заботы о людях. Для нас это «знамение» – знак: это символ и прообраз Евхаристии. Такое понимание подтверждает апостол Павел, говоря о богообщении, которое открывается нам в Церкви, в Таинстве Причащения, он пишет: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1 Кор.10,16).

Хлеб земной и хлеб небесный

Все четыре евангелиста, которые согласно описали чудо умножения хлебов, затем говорят о разном. У Матфея (как и у Марка) Господь через какое-то время еще раз, теперь уже семью хлебами, насыщает множество людей. А вскоре ученики, услышав предостережение Учителя: «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской!» (Мф. 16,16) – думают, что это упрек в том, что они забыли взять в путь хлеб. И тогда Господь напоминает им, что Он уже дважды накормил тысячи людей парой хлебов, и объясняет, что Он говорит не о мирском и материальном, а о духовном. И тем людям, которые, согласно Евангелию от Иоанна Богослова, насытившись от пяти хлебов, хотели сделать Иисуса царем (ведь идеал земного царства – сытое и довольное общество), Господь адресует упрек: «Истинно, истинно говорю вам: вы ищете меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин.6,26). И Господь призывает их думать и заботиться не о пище тленной, но о пище, «прибывающей в жизнь вечную» (Ин.:6:27).

Вечная пища, наполняющая нас жизнью, и есть Господь, Который называет Себя Хлебом, сходящим с небес и дающим миру жизнь. В Священной истории, в которой не бывает случайностей и все полно таинственной символики, Христос рождается в Вифлееме, что на еврейском означает «Дом хлеба». О Себе Он скажет: «Я есть Хлеб жизни» (Ин.:6:48) и: «Я – Хлеб живой, сшедший с Небес; ядущий Хлеб сей жить будет вовек, хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, Которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.:6:51).

Хлеб жизни – Самого Себя – Господь дарует нам в Таинстве Причастия, устанавливая которое накануне Пасхи – в Великий Четверг, на Тайной Вечере – Он, указывая на Хлеб, говорит ученикам – и всем, через века, верующим в Него: «Возьмите, ешьте («Примите, ядите»), это есть Тело Мое» (Мф. 26,26). И во время Литургии, на которой вспоминается вся земная жизнь Христа, в одной из священнических молитв отражено Чудо умножения хлебов: подобно тому, как тогда Господь раздавал хлеб ученикам, а они – людям, так и теперь священник, прежде чем причаститься самому, а затем причастить людей, молится Господу, чтобы Он «державною Своею рукою преподал нам Пречистое Тело Свое и Честную Кровь, а через нас и всем людям». И само прошение о хлебе – о «хлебе насущном» – в молитве «Отче наш» мы можем понимать не только как прошение обо всем необходимом нам в этой жизни, но и как моление о Таинстве Причастия: о Хлебе, сходящем с Небес. Не случайно поэтому молитва Господня на литургии возносится перед самым Таинством Причастия. Церковь вспоминает Чудо умножения хлебов и на литии Всенощного Бдения, когда священник просит, чтобы Господь, «благословивый пять хлебов и пять тысяч насытивый», Сам благословил хлеб, а также пшеницу, вино и елей, и умножил их – «во всем мире», и через них освятил верующих в Него.

Знак веры

Такова основная символика и значение хлеба в Писании и молитвенной жизни Церкви. Но и рыба, послужившая чуду, сотворенному Христом, тоже имеет свое символическое значение. Большинство апостолов были рыбаками, через чудесный улов призвал их Господь следовать за Ним, а после Воскресения через новый чудесный улов Господь укрепил их в вере. В греческом языке, самом распространенном в Римской империи, на котором и был зафиксирован Новый Завет, «рыба» – «ΙΧΘΙС » (ИХФИС). Это слово может быть прочитано как аббревиатура, которая расшифровывается так: «Иисус Христос – Феу Ио с Соти р», то есть «Божий Сын, Спаситель». Это не что иное, как краткое исповедание нашей веры. Поэтому с древних времени христиане часто украшали места своих молитвенных собраний изображениями рыб. Впервые в святоотеческой литературе именование Иисуса Христа «рыбой» мы встречаем у Квинтия Септимия Флоренца Тертуллиана. Он называет Господа греческим словом «ихфис» в своем написанном на латыни трактате «О Крещении». То есть к концу II века, когда жил Тертуллиан, это понимание знака рыбы было общеизвестно. Принимая Таинство Крещения «от воды и духа», мы рождаемся для жизни со Христом; а принимая Таинство Причастия, мы таинственно питаемся Хлебом, сшедшим для нас с Небес. Так все, что было за века и за тысячелетия до нас, все, о чем мы читаем в Священном Писании, становится нашей жизнью. И то чудо, которое сотворил Господь, насытив двумя рыбами и пятью хлебами пять тысяч человек, не считая женщин и детей, говорит нам уже о нашем участии в христовых чудесах, о нашем участии в Его жизни, о нашей причастности Ему, о таинстве Причащения Святых Христовых Таин.

Приближался Иудейский праздник Пасхи. Господь Иисус Христос не пошел в тот год на Пасху в Иерусалим. Он знал, что там против Него готовится заговор старейшин и священников Иудейских.

Незадолго перед этим ученики Иоанна Крестителя принесли Спасителю скорбную весть о мученической смерти своего учителя. Его убийца, Ирод Антипа искал встречи с Христом. Он думал, что Христос - это воскресший Иоанн Предтеча.

Пребывание Господа в Галилейских владениях Ирода становилось небезопасным. Христос мог подвергнуться преследованию, но Спаситель твердо знал, что никто не сможет причинить Ему вреда, пока не будет завершено то спасительное дело, ради которого Он пришел на землю.

Между тем, из городов и селений ко Христу возвратились ученики, посланные Им для проповеди Евангелия. Они с радостью рассказывали Учителю о своих успехах, об изгнании ими бесов и об исцелении больных именем Иисусовым.

Однако Спаситель был опечален известием о казни Иоанна Крестителя. И потому Он поспешил удалиться со Своими учениками подальше от Капернаума.

Сев в лодку, Христос велел апостолам переправиться на другую сторону Галилейского озера - к Вифсаиде. За ними последовало множество людей.

Выйдя на берег, Спаситель с учениками поднялся на склон горы. И, когда вокруг Него собрался народ, Он стал учить о Царствии Небесном. При этом многие больные и страждущие получали исцеление.

День склонялся к вечеру, но народ не расходился. Ученики подошли ко Христу и сказали: “Место здесь пустынное, а время позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в ближайшие селения купить себе хлеба, потому что им нечего есть”.

Но в ответ на просьбу учеников Господь сказал: “Вы дайте им есть”! Апостолы были сильно удивлены таким ответом. Ведь послушать проповедь Христа в тот день собралось около пяти тысяч человек, и это, не считая женщин и детей! Апостол Андрей сказал Господу, что у одного мальчика есть пять ячменных хлебов и две рыбы, но что это для такого множества? Однако Иисус попросил учеников: “Принесите сюда хлеб и рыбу и велите народу возлечь”.

Апостолы велели народу расположиться на траве. В это весеннее время она, как ковер, покрывала склоны холмов. Люди сели на траву рядами по сто и по пятьдесят человек.

Господь взял в руки хлебы и рыбу. Возведя очи к небу, Он воздал благодарение, благословил и преломил хлебы, а после дал их ученикам, чтобы они раздали народу. Также и две рыбы Христос разделил на всех.

И ели все, кто сколько хотел. А когда насытились, то Господь велел ученикам собрать оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. Кусков хлеба и рыбы было собрано 12 полных коробов.

Это чудо произвело глубокое впечатление на людей. Ведь большинство из них именно так представляли себе Мессию - человеком, который принесет им земное изобилие и благополучие.

Христос узнал, что люди хотят провозгласить Его царем, а это могло привести к восстанию против Рима. Но Господь не желал потакать этим ложным представлениям о Мессии, как о земном царе.

Ведь разве в создании земного царства было Его истинное предназначение? Господь неоднократно говорил, что Царство Его не от мира сего, что оно создается в сердцах человеческих и потому не может насаждаться с помощью насилия.

История знает множество примеров, когда человечество пытались насильно осчастливить, устраивая кровавые революции во имя свободы, равенства и братства. Однако никакое справедливое и счастливое общество невозможно, пока в человеческих сердцах гнездятся ненависть, зависть, гордость, корысть, сластолюбие… Вот они, подлинные враги Царства Божия! Именно этих врагов пришел победить Христос, чтобы дать человечеству подлинную свободу - свободу от греха, свободу жизни с Богом.

Ключевой стих 6:9

“здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?”

В Евангелии от Иоанна описаны семь чудесных знамений: первое – превращение воды в вино (2:1-11); второе – исцеление сына царедворца (4:43-54); третье – исцеление больного, лежавшего 38 лет (5:1-9а); четвертое – насыщение 5000 человек (6:1-15); пятое – хождение по воде (6:16-24); шестое – прозрение слепого (9:1-7); и седьмое – воскрешение Лазаря (11:38-44). Эти знамения помогают нам открыть духовные глаза и увидеть, кто же Иисус. В сегодняшнем отрывке говорится о четвертом знамении Иисуса, описанном в Евангелии от Иоанна, о том, как Он накормил 5000 человек. Все чудеса Иисуса были сотворены не для того, чтобы показать Его всемогущую силу – они были сотворены от великого пастырского сердца Иисуса к Своим людям и чтобы ученики также сделали что-нибудь для стада Бога. Сегодняшнее событие учит нас тому, что Бог активно использует одного человека веры, и что Он благословляет тех, кто живет с верой. Его насыщение 5000 людей говорит нам о том, что Иисус имеет огромное пастырское сердце для беспомощных людей. Иисус также учит нас иметь веру, чтобы накормить 5000 голодных людей пятью маленькими хлебами и двумя маленькими рыбами.

I. Где нам купить хлебов? (1-9)

Во-первых , отпуск учеников Иисуса был прерван толпой людей. Взгляните на 1-й стих. “После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады” . Когда мы читаем другие Евангелия, мы узнаем, что перед этим событием Иисус послал Своих учеников по двое для проповедования Благой Вести, дав им власть над нечистыми духами (Мк.6:7,30). Это путешествие было серьезным воспитанием для учеников, чтобы они смогли в будущем служить Божьему делу. Во время путешествия они сталкивались с удивительными событиями. В прошлом никто даже не хотел слушать их. Но когда ученики полагались на власть Иисуса, они изгоняли многих бесов, и исцеляли многих больных (Мк.6:12,13; Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.) Иисус увидел, что вернувшись после такого путешествия, ученики нуждались в небольшом отдыхе.

Поэтому Он отправился с ними на другую сторону Галилейского моря. Может быть, солнце еще только начало закатываться, когда Иисус и Его ученики вошли в лодку. Наконец, когда оно скрылось за линией горизонта, их лодка уже скользила по глади озера, а ученики чувствовали себя великолепно. Они были наедине с Иисусом и наслаждались отдыхом, оставив позади навязчивую толпу людей. Они упивались холодным морским бризом и приятными звуками морских волн. Вскоре они начали весело петь. Но неожиданно, к их удивлению они услышали какие-то звуки, будто отдаленные раскаты грома. Но это не был гром. Это был шум толпы. Множество людей уже пришло на другой берег, раньше Иисуса и учеников. И там толпа ждала их приезда. Как только они увидели их, то с нетерпением начали кричать: “Иисус! Иисус!” Почему же они так тянулись к Иисусу? Почему они день и ночь приходили к Нему? Взгляните на 2-й стих. “За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными” . Множество людей следовало за Иисусом потому, что они были свидетелями чудес, творимых Им над больными. Все они пришли к Иисусу с надеждой увидеть очередное чудо. Они нуждались в помощи Иисуса. Когда мы читаем Евангелия, мы встречаемся с людьми, имеющими различные болезни, с расслабленными, слепыми, прокаженными и многими одержимыми нечистыми духами. Все они пришли к Иисусу, чтобы получить помощь. Приближалась же Пасха, праздник Иудейский, поэтому многие, кто приехал на Пасху, приходили к Иисусу один за другим, так что вокруг Него собралась огромная толпа народа. В результате они сорвали все планы Иисуса и учеников, и сильно обременили их. Что же сделал для них Иисус? Иисус взошел на гору, чтобы обозреть одним взглядом всех людей и никого не пропустить (3). Иисус принял их и хотел помочь им.

Во-вторых , Иисус имел пастырское сердце к ним. Взгляните на 5-й стих. “Иисус, возвед очи и увидев, что множество народа идет к Нему” . По-человечески говоря, эти люди были бессовестными. Это большое множество народа отнимало отдых у Иисуса и Его учеников. Они добрались даже до укромного местечка, где Иисус собирался отдохнуть с учениками и без предупреждения пришли туда. Если бы человек, который имеет власть, увидел такую толпу, то, наверное, разогнал бы ее, считая ненужной и бесполезной, существующей только для того, чтобы досаждать другим. Но Иисус по-другому смотрел на них. Иисус смотрел на них глазами Бога. Евангелие от Матфея 9:36 говорит: “Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря” . Иисус сочувствовал им. В другом Евангелии написано так: “Иисус, вышед, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря” (Мк.6:34). Они были жалкими из-за своей жизни, но Иисус не осуждал их. Иисус знал, что они находились в таком жалком состоянии не потому, что были плохими, а потому что не имели пастыря. Иисус смотрел на них с Божьим пастырским сердцем. Иногда смотря на многих людей, мы говорим про себя: “Они заслуживают серьезного наказания” . Но здесь мы учимся тому, что нам нужно смотреть на них, имея сочувствие Бога. Мы должны видеть, что их проблемы возникали из-за того, что они не имели пастыря. Имея сердце пастыря, Иисус понял, что им нужно что-нибудь поесть. Иисус был похож на мать, которая хочет дать самое лучшее своим детям: самую вкусную еду, самую теплую одежду, все необходимое, и даже свое сердце.

Из этого, мы учимся, что пастырь должен иметь сердце пастыря, что значит сочувствие к агнцам и горячее усердие помочь беспомощному. Пастырь всегда должен быть готов отдать что-либо другим. Его сердце должно наполняться преизбыточным богатством Иисуса Христа. Из-за пастырского сердца пастырь должен уметь дать любому самое важное и необходимое, то, что может оживить человека. Он должен уметь утешить душу страдающего и обремененного и насытить душу обделенного. Сердце Апостола Павла всегда наполнялось удивительным таинством Христовым и силой Бога. Он хотел открыть людям, верующим и неверующим, духовное откровение. Он сказал: “Ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему” (Рим.1:10). “Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых” (Еф.1:17,18). Апостол Павел сотворил великие дела Бога, потому что он знал сердце Иисуса и имел пастырское сердце и богатство Иисуса Христа. Он был всегда готов помочь другим и даровать им самое драгоценное.

В-третьих , Иисус испытал веру Филиппа. Взгляните еще раз на 5-й стих. “Иисус, возвед очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?” Иисус знал, что эта толпа людей была очень голодной. У них не было ничего кушать. Тем более они пришли сюда издалека. Поэтому Иисус сказал Филиппу: Когда Иисус сказал это, Он надеялся на то, что Филипп начнет искать хоть какую-нибудь возможность разрешить эту проблему, имея пастырское сердце. Иисус ожидал услышать от него ответ: “Нет ничего невозможного, господин. Я не знаю где купить хлеб, но я посмотрю и обязательно найду какой-нибудь выход. Я верю, что Бог помогает тем, кто помогает себе сам” . Но слова Филиппа были совсем другими.

Взгляните на 7-й стих. “Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу” . Он действительно был смышленым человеком. Он смог сразу, одним взглядом оценить количество людей и быстро выдать ответ, что даже всей зарплаты за восемь месяцев было бы недостаточно, чтобы купить продуктов, и чтобы каждому досталось хотя бы по маленькому кусочку. Однако таким ответом он не удовлетворил Наставника, и не сдал экзамен веры. Он потерпел поражение главным образом из-за своего образа мышления. Он только рассчитывал, а затем отчаялся. Иисус старался воспитывать многих пастырей. Он хотел использовать умных людей как будущих лидеров. Но Иисус не мог использовать Филиппа, потому что тот зависел от своей головы. Филипп был умным и способным человеком. Но он не имел веры в Бога. Довольно важно быть в этом мире способным человеком, наполненным духа соперничества, чтобы прожить успешную жизнь. Но нам нужно знать, что более важно стать в этом мире человеком веры, чтобы жить истинно успешной жизнью. Также Филипп потерпел поражение, потому что он начал думать с того, чего он не имел. Когда он думал о своем кошельке, он стал жалким. Может быть, он раскаялся в том, что стал учеником бедного Иисуса. Его привычка начинать с того, чего у него нет, сделала его нигилистом. Люди такого типа смотрят только на то, чего они не имеют, чего они не получили от родителей или от Бога. Они живут в горечи и оказывают на окружающих людей скверное влияние. Такие нигилисты сравнивают себя с другими и находят только то, что другие имеют, а они сами не имеют. На самом же деле, в этом случае Иисус уже решил накормить толпу из 5000 людей. Когда Иисус спросил у Филиппа: “Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?” – это было испытанием для него, чтобы узнать, есть ли у него вера в Бога и есть ли у него пастырское сердце.

В-четвертых , Иисус принял пять хлебов и две рыбки Андрея (8,9). Взгляните на 8-й стих. После Филиппа на первом плане событий появляется другой ученик. Это Андрей, брат Симона Петра. Когда Андрей привел своего брата Симона к Иисусу, Иисус сразу же стал интересоваться только Симоном Петром (Ин.1:42). Казалось, что Иисус игнорировал Андрея, как будто его вовсе и не было там. Хотя в этот раз Иисус тоже не обращал внимания на Андрея, а разговаривал лишь с расчетливым Филиппом, но все же, Андрей хотел привлечь внимание Наставника. Взгляните на стихи 8,9. “Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?” Он принес пять ячменных хлебов и две маленькие рыбки к Иисусу, хотя нужно было накормить 5000 человек! Тем более, эти хлеба и рыбки не принадлежали самому Андрею; они принадлежали одному мальчику. Может быть, этот мальчик принес их для своего обеда. В этой ситуации Андрей кажется безумным человеком, но мы многому можем научиться у него.

Андрей был человеком, ищущим возможность. Филипп думал только о том, чего он не имел. Он не имел двести динариев, восьмимесячной зарплаты, поэтому он не смог ничего сделать. Но Андрей был совсем другим. Он начал думать с того, что у него есть, несмотря на то, имеет ли он что-нибудь или нет! Он знал, что у него в кармане одни дырки и ветер, но он не думал о том, чего у него нет. Когда он похлопал руками по своим карманам, и оказалось, что они пусты, тогда он начал обеими руками усердно выворачивать каждый уголок в надежде найти завалявшийся динарий. Но, конечно же, он ничего не нашел, однако он не стал думать: “У меня совсем ничего нет” . Он не думал: “К сожалению, я ничего не могу сделать, потому что у меня нет денег” . Вместо этого, он начал осматриваться по сторонам. Когда он ничего у себя не нашел, он осматривался вокруг несколько раз до тех пор, пока не нашел одного мальчика с маленькой котомкой, в которой лежал завязанный в платочек скудный обед. Он попросил его у мальчика. Мы не знаем, каким образом он уговорил мальчика отдать обед. Может быть, широко улыбаясь, он просто попросил у него обед. Это было так смешно. Но в этом есть нечто более важное, чем просто комедия. Мы можем научиться у Андрея тому, как найти хоть какую-нибудь возможность разрешения проблемы, даже когда ситуация кажется невозможной.

Андрей взял пять ячменных хлебов и две маленькие рыбки у мальчика и принес их к Иисусу. Он сказал: “Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?” Минуту назад он вынудил мальчика заплакать из-за того, что он отобрал у него обед. А сейчас он заставил Иисуса посмеяться из-за того, что он принес пять хлебов и две рыбки для 5000 людей. Но все-таки Андрей нашел хоть какую-то возможность в затруднительной ситуации. Это и есть его великая вера. Это и есть его достоинство, через которое Иисус смог сотворить чудо. Мы учимся у Андрея быть людьми, ищущими возможность разрешения трудной ситуации.

Андрей был человеком веры. Он имел веру в Иисуса. Когда Андрей принес пять хлебов и две рыбки к Иисусу, он знал, что этого не хватит для того, чтобы накормить 5000 людей. Но он верил, что Иисус примет это скромное приношение. И он верил, что Иисус сможет насытить всех людей. Да! Иисус принял его пять хлебов и две рыбки. Это ясно показывает нам, что Андрей был человеком веры. Он имел веру: “Мы ничего не можем сделать, но Иисус может сделать все” (Фил.4:13). Все то, что нам нужно сделать – это с верой принести к Иисусу пять хлебов и две рыбки. Когда Андрей принес пять хлебов и две рыбки, он не зависел от котомки с обедом, но зависел от Иисуса. Он имел веру в Иисуса и в то, что Иисус примет его скромную возможность как выражение веры.

Вот, здесь мы видим что именно мысли сердца сделал Андрея и Филиппа так сильно отличающимися. Библия говорит: “потому что, каковы мысли в душе его, таков и он…” (Притчи 23:7а). Мысли сердца человека определяют, каков человек. Бог дал мышление каждому человеку одинаково, хотя люди находились в разной ситуации и обстановке. Мышление – это великое приобретение, данное мне и Вам Богом. Если мы хорошо используем и развиваем это приобретение, наша судьба и будущее изменяются. Наша судьба создается через развитие нашего мышления.

В той же ситуации Филипп получил неудачу перед Господом, а Андрей – успех. Филипп был человеком, наполненным отрицательным мышлением, что “я не могу или мы не можем потому что ситуация такая плохая: уже темно, нет денег, слишком много народа чтобы накормить их, здесь пустыня; нет не где магазинов в близких итд.” Он уже в мыслях направлял себя к неудаче. Однако Андрей имел способ мышления успешного человека. Он имел положительный метод мышления, что, поскольку Иисус сказал накормить их, поэтому я могу или мы можем накормить их в любой ситуации. Он имел метод мышления что “я могу в Иисусе” . Поскольку он думал что он может сделать это, он мог искать какой-то способ решения. Он удалил всякие отрицательные мысли и найдя какую-то возможность, принес Господу Иисусу. Кто имеет веру “я могу в Иисусе” , именно это – человек веры. В жизни имеющих мышление “я не могу” не происходят великие чудеса Господа. Но когда мы, мысля, что нет ничего невозможного в Иисусе Христе, ищем всякую возможность и приносим Иисусу, там явятся чудеса Бога, который накормит 5000 людей 5-ю хлебами и 2-мя рыбами. Все люди хотят жить успешную жизнь. Никто не хочет жить неудачную жизнь. Также все мы хотим жить благословенную жизнь, а не жизнь проклятия. Успех или неуспех начинается от нашего мышления и веры. Обстановка, образование, судьба или родители, – это не основные условия. Бог благословляет наше мышление веры и работает через нашу веру. В Библии не написано “благословенная страна” или “благословенная обстановка” , а “блажен человек” . Поэтому, можно ли получить благо от Бога, зависит от мышления и веры человека.

Когда мы смотрим на себя, мы признаем что мы привыкли размышлять отрицательно. Мы думаем, что никогда не сможем найти двести динариев. Нам кажется, что у нас ничего нет, чтобы отдать другим, даже наоборот, хочется получить от кого-то помощь. Но Иисус, увидев, что множество людей страдают и алчут, спрашивает у нас: “Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?” – прекрасно зная ситуацию, в которой мы находимся. Он не хочет, чтобы мы нашли двести динариев, которых у нас на самом деле нет. Он хочет от нас, чтобы мы имели сердце пастыря к агнцам. Он хочет, чтобы мы поверили в Иисуса Христа и нашли то, что мы имеем, и принесли наше сердце к Нему. Если мы принесем с верой наши пять хлебов и две рыбки, Он сможет показать великое и недоступное, чего мы не можем ожидать. Тогда наши пять хлебов и две рыбки изменят нас. Они изменят Украину и Господь накормит весь народ через наши пять хлебов и две рыбки, посылая по всему миру миссионеров.

II. Иисус благословил веру Андрея (10-15)

Когда Андрей принес хлеба и рыбки, Иисус сказал: “Велите им возлечь” . Отсюда мы узнаем, что Иисус не работал в одиночку. Он работал совместно с учениками. Это и есть Божий метод. Бог работал вместе с Авраамом. Он призвал многих пророков и с ними работал ради спасения Своего народа. Также и Иисус работал вместе с Петром. Ученики работали вместе с Иисусом. Участвовать или не участвовать в Божьем деле – это делает большую разницу в истории. Стих 11 говорит нам, что когда Иисус посмотрел на пять хлебов и две рыбки, то увидел веру Андрея. Иисус молился Богу за то, чтобы Он благословил веру Андрея и его пять хлебов и две рыбки. Иисус молился, чтобы Бог принял сердце пастыря Андрея и накормил 5000 человек этими хлебами и рыбами. Что сделал Иисус с пятью хлебами и двумя рыбами? Иисус раздавал людям столько, сколько они хотели есть, до тех пор, пока все не насытились. Так Бог благословил пять хлебов и две рыбки Андрея. Когда люди насытились, Иисус сказал ученикам: “Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало” . Ученики собрали и наполнили двенадцать коробов кусками, оставшимися у тех, которые ели. Это показывает нам, что Божье благословение преизбыточно.

Все мы, кто участвовал на богослужении, верим в Иисуса Христа. Все мы любим Иисуса. Однако здесь есть люди, которые говорят отрицательно о себе, о стране или о работе Бога, как Филипп. А также есть люди, как Андрей, который имеют положительный взгляд на себя, страну и работу Бога и работают с усердием, чтобы как-то изменить ситуацию в этой земле через наши пять хлебов и две рыбки.

Я твердо верю, что Бог работает через группу Андрея и изменяет каждого из Нас и Украину из страны фатализма и судьбы в страну пастырей и святой народ. Бог работает через нашу веру и через наши пять хлебов и две рыбки. Если мы с верой принесем наши пять хлебов и две рыбки Богу, Он щедро благословит нас и накормит 5000 человек. Господь спрашивает также и нас: “Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?” ; “Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему” (Мк.9:23); “как ты веровал, да будет тебе” (Мт.8:13)

Вскоре после смерти Иоанна Крестителя Иисус Христос вместе с учениками отправился на другую сторону озера. Народ пешком бежал за ним по берегу. Когда лодка остановилась, на берегу, уже собралось множество народа. Иисус Христос, видя множество людей, сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря. Он вышел на берег, и много и долго беседовал с народом о Царстве Небесном, и исцелял много больных. Народ с таким усердием слушал Его, что не замечал, как проходило время. Наконец, день стал клониться к вечеру.

Ученики подошли к Иисусу Христу и сказали: "место здесь пустынное, а время позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в ближайшие селения купить себе хлеба, потому что им нечего есть".

Но Господь ответил ученикам: "не нужно им идти; вы дайте им есть".

Апостол Филипп сказал Ему: "им и на двести динариев мало будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя бы понемногу".

Иисус же сказал: "сколько у вас хлеба? Пойдите, посмотрите".

Когда они узнали, апостол Андрей сказал: "здесь есть у одного мальчика пять ячменных хлебов и две рыбы; но что это для такого множества народа!?"

Тогда Иисус Христос сказал: "принесите их Мне сюда", и повелел ученикам рассадить народ рядами по сто и по пятидесяти человек.

Потом Иисус Христос взял пять хлебов и две рыбы и, посмотрев на небо, благословил их, разломил и дал ученикам, а ученики раздавали народу.

Все ели и насытились.

Когда же все насытились, Иисус Христос сказал ученикам Своим: "соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало".

Ученики пошли, собрали и наполнили оставшимися кусками двенадцать коробов полных, а евших было около пяти тысяч человек, не считая женщин и детей.


Close