Одним из наиболее часто повторяемых ответов на вопрос о подъеме школы является – поднятие дисциплины среди учащихся. Школьная дисциплина – условие процветание школы! Но что такое школьная дисциплина? <…> Вот наиболее точное и простое понятие дисциплины в ее ходячем смысле: "Под школьной дисциплиной разумеют исполнение со стороны учащихся и воспитывающихся требований школы относительно учения и поведения… Короче говоря, дисциплина – это повиновение требованиям школы, главное средство добиться этого повиновения – страх наказания".

Так понимая задачи дисциплины, современная школа по существу ничем не отличается от казармы: "Дан приказ – и должны его исполнить, а не исполнят – последует взыскание".

Но в казарме дисциплина нечто самодовлеющее; в школе – она должна быть лишь подчиненною частью совсем другого целого: воспитания. Воспитание же само по себе тоже не самоцель, а лишь средство: цель – дети, развивающиеся здраво, последовательно и правильно. Отсюда уже видно подчиненное, второстепенное, положение дисциплины в общем сложном процессе воспитания, и отсюда же становится ясным, какую ошибку совершают те, которые дисциплине отводят главенство в школе. <…>

Именно неразумная строгость школьной дисциплины и породила неразумное же ее нарушение учащимися. Дисциплина есть замена действительной, трудной педагогической работы для учащихся легким, внешним, неприкрытым их принуждением. Довести ученика до сознания ненужности, вредности и несправедливости такого-то поступка трудно; приказать ему просто не делать того-то легко, – и большинство – и, конечно, огромное большинство – педагогов соблазняются этой легкостью и таким образом отказываются от работы, в которой весь смысл их существования как педагогов. <…>

Дисциплина заменяет воспитание. Тогда почему воспитателя не заменить унтер-офицером? И если страх действительно есть высшее и единственно действительное педагогическое воздействие, то почему не вернуться к телесным наказаниям, к порке, ибо страх быть выпоротым для юноши 16 лет действительнее и сильнее страха остаться на час после уроков, а, следовательно, и ценнее для воспитателей, отказавшихся от воспитания? <…>

Если бы учителя желали истинной дисциплины у себя на уроках, т.е. сосредоточенного внимания, вызываемого у ученика внутренней потребностью слушать, заинтересовавшись уроком, они перенесли бы ответственность за нарушение дисциплины – тишины в классе – с учеников на себя. Если в классе нет внимания, нет тишины, если дисциплина нарушена, значит, или учитель не захватил учеников, не овладел их умственным интересом, не увлек их общею работою, или же ученики утомлены, обессилены, не в состоянии внимать, и тогда им нужен отдых, физический труд, игра на воздухе, а не сидение в классе, равно тягостное и для них, и для учителя, работа которого в данных условиях бесплодна.

Таким образом дисциплина в классе зависит исключительно от двух главнейших условий: 1) от свежести силы, неутомленности, умственной работоспособности учеников, а также, конечно, и учителя и 2) от степени интересности, содержательности, увлекательности урока, т.е. того, что предлагает учитель ученикам, того труда, который от предлагает ученикам разделить с ним. Но мало сделать урок содержательным. Важно не только то, что дает учитель, но и как дает. <…>

Вместо же воспитания в нашей школе – дисциплина, вместо воспитательного воздействия – правила, вместо нравственного влияния воспитателей – наказания, вместо любви и доверия – страх и ложь. <…>

Если кратко сформулировать основные, чаще всего встречаемые, главные причины всех нарушений школьной дисциплины, понимая под последней те нормальные, мирные, наивыгоднейшие условия, в которых протекает наиболее продуктивно школьная работа, то эти нарушения могут быть сведены к следующим главенствующим причинам.

1. Скука, полное недовольство уроком, учителем, предметом, школой, происходящие от того, что ученики не заинтересованы уроком, учителем, предметом, и потому находят интересы в шалостях, проказах и т.д.

2. Несоответствие требований, предъявляемых к учащимся, с их силами, характерами, природой, потребностями духа и тела, в силу чего ученики не могут не нарушать этих требований, например, по причине свойственной детям и нормальной в них активности они не могут не нарушать этих требований, например, по причине свойственной детям и нормальной в них активности они не могут спокойно высиживать подряд три урока грамматики, принимая участие в работе.

3. Неудовлетворение школой разумным путем детской законной потребности в самодеятельности, в личном творчестве, вследствие чего дети, не находя возможности разумно удовлетворить позывы к творчеству, свои способности направляют на творчество шалостей.

4. Отсутствие в детях правильно, внимательно и мягко воспитываемого школой чувства долга, сознания прав и обязанностей своих и чужих, вследствие чего, не получив от школы помощи в выработке всех этих нравственных начал, дети и не в состоянии выдерживать и исполнять трудные веления долга, честности, правдивости.

5. Полная разобщенность учащих от учащихся, в виду которой учащиеся смотрят на своих воспитателей и учителей, как на чужих, посторонних и даже враждебных людей, которых можно и должно не уважать и обманывать, которым позволительно лгать и т.д.

6. Наконец, общее со стороны педагогов незнакомство и невнимание к нуждам, особенностям, наклонностям, правам отдельного ученика, пренебрежение к личности учащегося, в силу чего, не находя себе сочувствия и даже понимания со стороны педагогов, ученики приучаются скрывать от них все свою внутреннюю жизнь и надевать маски при сношениях с ними. <…>

Устранив эти господствующие причины нарушений школьного мира и мирной жизни, мы устраним и нарушения так называемой дисциплины и никаких внешних дисциплинарных мер, кроме обычных воспитательных, нем не придется уже применять тогда в школе. <…>

Истинное воспитание уничтожает саму необходимость существования дисциплины, как начала, независимого собственно от воспитания. Воспитание включает в себя все, что есть истинного в понятии "дисциплина", т.е. необходимость соблюдения таких условий воспитательной и образовательной работы в школе, при которых эта работа идет мерно, правильно, продуктивно и исключает из себя все, что есть ложного в этом понятии применительно к школе: стремление внешними воздействиями влиять на внутреннюю жизнь учащихся.

Вопросы и задания

1. Сравните различные подходы к трактовке дисциплины в образовании. Чем они различаются? Что их объединяет?

2. Охарактеризуйте дисциплину как цель, как средство и как условие образования.

3. Проанализируйте, как эти различные аспекты дисциплины соотносятся в реальном педагогическом процессе.

МБОУ «Пурдошанская СОШ»

Доклад на педсовете: «Дисциплина»

Подготовила Самсонкина Т. Н.

Дисциплина – это процесс обучения правилам и навыкам, которые позволяют ребенку контролировать себя; действие учителя направленное на создание необходимой формы поведения учащихся.

Причины отсутствия дисциплины у детей:
Воспитание – две крайности: родители слишком мягки к своим детям или же им нет дела до них.
У учителя отсутствует авторитет среди детей.
Общее попустительство: никому нет дела, никто не имеет желания устанавливать дисциплину.
Дети не имеют положительного опыта – как вести себя дисциплинированно.
Не восполненные физические, душевные потребности.

Как поддерживать дисциплину:

1. Профилактика легче лечения:
Внешние условия - помещение должно удовлетворять гигиеническим требованиям (посторонние шумы, отвлекающие моменты, раскраска стен, освящение, воздух, отопление)
Учитель должен следить за дисциплиной.
Ребенок с самого начала должен быть ознакомлен с правилами поведения на уроке.

2. Использование вербальных и невербальных средств:
Пауза.
Взгляд.
Подойти к нарушителю.
Физический контакт (тронуть за плечо).
Спросить о причине такого поведения.
«Спасибо, что сейчас вы успокоитесь» - опережать события.
Вовлечь в урок, дать индивидуальное задание.
Убрать то, что вызвало плохое поведение.
Расскажите о своих ожиданиях относительно их поведения.

3. То, что не нужно использовать:
Не стоит требовать от ребенка того, что в силу своего возраста он не может выполнить.
Пользоваться сарказмом, насмешками и позорить ребенка – это направленно против личности, а не против поведения – не достигает результата и сильно подрывает отношения между учителем и учеником.
Наказание должно соответствовать проступку – не использовать жестокость.
Показать, кто здесь самый сильный – очень непродолжительное действие и лишает ребенка любви к Вам.
Угроза – то, что не приводится в исполнение никогда не имеет действия, и то, что приводится в исполнение не после первого раза, тоже не действует с первого раза.
Крик – в следующий раз, пока Вы не крикните, никто не обратит на Вас внимания – лишает ребенка чувства уважения к Вам. Зачастую, ученик на уроке является объектом педагогического воздействия и, следовательно, пассивным участником занятия. Но у ребенка возникает желание проявить себя, часто это проявление воспринимается педагогами как нарушение поведения и дисциплины. Сегодня на нашем занятии мы рассмотрим эту проблему.

Вопросы воспитания сознательной дисциплины в нашей школе приобретают исключительно важное значение, потому что дисциплина является одним из необходимейших и обязательнейших условий обучения. Без дисциплины, без дисциплинирования учащихся нельзя правильно построить учебный процесс.

Давайте сравним ваши определения, с теми, что встречаются в работах известных педагогов.

Дисциплина в распространенном понимании - это послушание, подчинение порядкам.

    Дисциплина - это подчинение. Ученик обязан соблюдать дисциплину. Но для чего? Чтобы преподаватель мог учить, чтобы класс и каждый ученик в отдельности работали - учились и продвигались вперед. Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, в работоспособности класса и ученика.

    Дисциплина - это не послушание, а трудоспособность, сосредоточение на работе.

Дисциплинированный класс не тот, где все сидят, боясь под страхом окрика или наказания шелохнуться, а тот, который работает на уроке. Все работают. Все заняты делом - слушают объяснения преподавателя, обсуждают проблемы вместе или в группах, решают задачи, проводят опыты. Все работают с известным напряжением сил и потому продуктивно. Дисциплина группы измеряется продуктивностью ее работы и больше ничем.

Дисциплина учеников на уроке - это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий преподавателя. Подлинная дисциплина учеников характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.

При подготовке к семинару мы провели опрос среди учащихся 6-11 классов и преподавателей. В исследовании участвовали …… учеников из 58 (…..% опрошено) и …… преподавателей.

Ученикам предлагалось ответить только на три вопроса:

1вопрос: На каких предметах учащиеся вашего класса нарушают дисциплину?

2 вопрос: Каковы, на ваш взгляд, причины нарушения дисциплины на этих предметах?

3 вопрос: Как поддерживают учителя дисциплину на этих уроках?

Эти вопросы позволили нам выяснить, что часто происходит за закрытыми дверями классных комнат во время учебного процесса.

Учителям предлагалось ответить тоже на три вопроса.

1 вопрос: Испытываете ли вы проблемы с дисциплиной на уроке (назовите класс)

2 вопрос: Назовите причины нарушения дисциплины на ваших уроках?

3 вопрос: Какими методами вы пользуетесь, чтобы наладить дисциплину на уроке?

В результате анализа анкет учащихся мы получили печальную картину. Нарушение дисциплины на уроках отметили учащиеся всех классов. Обратимся к цифрам:

В 6 классе таких предметов –

В 7 классе –

В 8 классе –

В 9 классе –

В 10 классе –

В 11 классе -

Ученики совершенно конкретно обозначили, что наши педагоги испытывают проблемы с поддержанием дисциплины на уроке. Причём некоторые предметы повторялись учащимися каждого класса. Например, Особую тревогу вызывают 7 (где обучаются дети подросткового возраста, а у них наблюдается резкая смена настроения и поведения), и выпускные классы (9,11),

Что же показал опрос преподавателей? ….. учителей школы признались, что сталкиваются с дисциплинарными проблемами на уроке, но только в одном конкретном классе. Исходя из анализа ответов учащихся и педагогов на первый вопрос, можно сделать вывод о том, что с дисциплиной на уроках, и в целом в школе, не всё благополучно.

Наиболее часто повторялись причины :

Не все ученики на уроке заняты делом

Избалованность некоторых учеников

Ученики знают, что им всё позволено на уроке, знают, что учитель всё равно простит

Слабый контроль за дисциплиной на уроке со стороны учителя

Есть в классе заводилы

По мнению педагогов, нарушение дисциплины во ….. классах обусловлено адаптационным периодом. Дети привыкают к новым учителям, новым

Ученики же постарались показать в своей анкете зависимость дисциплины на уроке от поведения учителя и учащихся.

Как же решают учителя вопрос дисциплины? На этот вопрос отвечали и ученики, и учителя школы.

При анализе анкет учеников поразило обилие применяемых преподавателями способов поддержания дисциплины. Частенько упоминалось учениками, как ни прискорбно, повышение голоса, крики. Но этот приём оценивается ребятами очень По всей видимости, шумовые эффекты в нашей школе преобладают. Встречаются и случаи выставления двоек за поведение (такой метод, на наш взгляд, может использоваться только лишь в случае беспомощности). Большинство учеников написали в анкете, что учителя использует на уроке словесные угрозы типа «сейчас поставлю два», « не поставлю хорошую оценку за четверть» и т.д.

Но это далеко не весь арсенал методов, используемых учителями школы. Преподаватели используют следующие методы:

Дают самостоятельную работу, заставляют самостоятельно изучать параграфы учебника

Вызывают классного руководителя на уроке

Делают замечания в устной форме

Ставят неудовлетворительные оценки

Пугают тем, что позовут завуча или директора

Обещают поговорить с родителями, но слово не держат

Просят встать и выйти из кабинета

Открывают дверь в коридор

Обещают увеличить объём домашнего задания, но слово не держат

Ждут, когда ученики успокоятся

Сажают на скамейку (на физкультуре)

Ругают и не дают работать (на трудах)

Многие «орут»

Случаи рукоприкладства не встречаются.

Обратимся к методам поддержания дисциплины в классе, названным самими педагогами:

Преподаватели школы назвали, на наш взгляд, традиционные методы. В основном это: беседы, убеждение, замечания в дневник, повышение голоса, угроза, нравоучение на уроке.

После анализа анкет учащихся и учителей мы задумались над вопросом: «Почему преподаватели нашей школы испытывают проблемы с дисциплиной?» И нашли несколько причин этому.

Первая причина заключается в том, что учителя боятся признаться сами себе в том, что они не могут управлять классом

Вторая причина - использование для поддержания дисциплины на уроке непедагогических приёмов и приёмов 50-60 годов. За последние десять лет, в образовании произошли значительные перемены. Меняются требования к образованию школьников и требования к преподавателю. О нашей с вами работе судят по результатам ЕГЭ.

Третья причина : недочёты в организации учебной работы в школе. Во – первых, у многих учителей мы часто наблюдаем отсутствие элементарного подхода к уроку, организованности на уроке, отсутствие достаточного контроля за работой. Это может быть или от неопытности, или от потери вкуса к учительской работе.

Четвёртая причина : в школе нет системы воспитания дисциплины. Есть сумма отдельных приёмов, штурмовщина, но нет такой системы, которая опирается на большое педагогическое мастерство всего педагогического коллектива.

Важно, чтобы мы (педагоги) были единым фронтом.

Уважаемые коллеги! Организация дисциплины в школе – вопрос наболевший, а начинать решать его следует с установления определённых требований для учащихся и педагогов, которые должны соблюдать все без исключения.

В связи с вышесказанным предлагаю следующие решения педсовета:

Такие дети постоянно затевают ссоры с одноклассниками, на уроках становятся возмутителями спокойствия, а во время экзаменационного теста могут заглянуть в тетрадь соседа. В подобной ситуации педагоги вынуждены применять к школьникам меры дисциплинарного воздействия. Школы, как правило, предъявляют к своим ученикам жесткие требования относительно дисциплины - в большинстве случаев эти требования излагаются в письменной форме (например публикуются в школьной газете). Детям и их родителям зачастую кажется, что школьная дисциплина - это форма наказания провинившихся, однако такая точка зрения не имеет ничего общего с действительностью. Дисциплина - это благо для ребенка, и соблюдение определенных правил и норм поведения является необходимым условием эффективности процесса обучения.

Дети должны четко представлять себе:

  • как им следует вести себя в школе;
  • какое поведение является неприемлемым, недопустимым в стенах школы;
  • какому наказанию они могут подвергнуться, если будут нарушать установленные школой правила и нормы поведения.

Американская академия педиатрии придерживается следующей точки зрения. Дети, нарушающие установленные школой правила и нормы поведения, безусловно, должны подвергаться соответствующему наказанию, однако при этом педагогам следует принимать во внимание индивидуальные особенности каждого ребенка (темперамент, когнитивные способности, свойства психики). Например, ребенку, страдающему таким заболеванием, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), трудно сидеть на одном месте несколько часов подряд. Педагоги должны учитывать это обстоятельство и не предъявлять к такому ребенку слишком суровых требований относительно дисциплины.
В любой ситуации учитель, должен проявлять уважение к ребенку. Даже если его приходится наказывать, меру наказания для провинившегося всегда следует выбирать с учетом индивидуальных особенностей его личности. Если ребенок осознал свою ошибку, если он искренне стремится исправиться, не стоит наказывать его слишком строго. В качестве наказания можно например дать ребенку дополнительное задание по математике. Ни в коем случае, ни при каких условиях не следует применять к детям меры физического воздействия. И еще одно нерушимое правило: нельзя унижать ребенка в присутствии сверстников.
Если у вашего ребенка возникли проблемы с дисциплиной, вы должны как можно скорее выяснить причину этих проблем и соответствующим образом скорректировать его поведение. Ваш ребенок должен четко представлять себе, какие требования предъявляет к нему школа в отношении дисциплины.
Иногда требования администрации школы в отношении дисциплины кажутся родителям не вполне обоснованными. В такой ситуации вам следует поговорить с преподавателями или директором школы. В присутствии ребенка воздержитесь от каких-либо критических замечаний по поводу школы и ее администрации. Ребенок стремится подражать своим родителям буквально во всем, поэтому если вы будете проявлять неуважение к школе и ее преподавателям, ваш ребенок наверняка поступит так же.
Если, например, вашего ребенка в наказание за какой-нибудь проступок оставили в классе во время перемены, у вас может возникнуть определенное недоумение по поводу такой формы наказания - ведь на перемене ребенку необходимо побыть на свежем воздухе, поиграть со сверстниками, выплеснуть избыток накопившейся энергии. Воздержитесь от каких-либо комментариев - в присутствии ребенка не следует обсуждать политику администрации школы. Поговорите с преподавателем, предложите ему использовать другие формы наказания, учитывая при этом индивидуальные особенности вашего ребенка. Родители и педагоги должны прийти к некоему общему знаменателю: и дома, и в школе ребенок должен соблюдать определенные, раз и навсегда установленные нормы и правила поведения.
Если ребенок не выполнил то или иное задание преподавателя, не следует задерживать его в классе во время перемены. Лишив ребенка возможности поиграть со сверстниками, учитель сформирует у него негативное отношение к своему предмету и к учебе в целом. Кроме того, во время перемены ребенок, как правило, целиком поглощен теми событиями, которые происходят на игровой площадке, поэтому он не может сосредоточиться, его внимание рассеивается. На переменах ребенку необходимо быть на свежем воздухе, двигаться, играть со сверстниками.
Попросите преподавателей и директора школы немедленно информировать вас обо всех случаях нарушения дисциплины вашим ребенком. В большинстве случаев директора *школ сразу же звонят родителям, если их ребенок совершил какой-нибудь достаточно серьезный проступок. Некоторые директора, однако, полагают, что младшие школьники уже могут полностью отвечать за свои поступки, поэтому они стараются помочь ребенку самостоятельно, без участия родителей, решить возникшую проблему.
Таким образом, если ваш ребенок совершил какой-нибудь небольшой проступок, не выходящий за рамки обычной детской шалости, учителя могут не проинформировать вас об этом. Если ребенок сообщил вам, что сегодня его вызывали к директору школы, немедленно позвоните директору и узнайте, в чем дело. В большинстве случаев преподаватели и администрация школы смогут сами, без вашего участия, решить возникшую проблему, и нет никакой необходимости дважды^наказывать ребенка за один и тот же проступок.
И наконец еще одно, последнее замечание: неадекватное поведение ребенка в школе зачастую является сигналом тревоги для родителей. Задумайтесь: может быть, ваш ребенок испытывает стресс или ему просто не хватает вас, вашего внимания, заботы, ласки? Таким образом, прежде всего постарайтесь выяснить, в чем кроется главная причина проблем вашего ребенка. Устранив ее, вы поможете ему справиться со всеми возникшими на его пути трудностями.

Применяются ли в школе телесные наказания?

В вашей памяти, наверное, еще сохранились воспоминания о ваших школьных годах. Вероятно, вы до сих пор вспоминаете о подзатыльниках, которые директор вашей школы раздавал чересчур расшалившимся ученикам? А может быть, в вашей школе провинившихся били линейкой?
к сожалению, во многих школах до сих пор практикуются телесные наказания (в 23 штатах телесные наказания детей разрешены законом). По данным статистики, в течение 1993/1994 учебного года не менее 470000 школьников были подвергнуты телесным наказаниям.
Исследования, проведенные педагогами и Психологами, со всей очевидностью свидетельствуют: телесные наказания не приносят ребенку никакой ощутимой пользы. Американская академия педиатрии полагает, что телесные наказания лишают ребенка самоуважения и пагубно отражаются на его успеваемости. Наказание в данном случае теряет свое воспитательное значение: ребенок, подвергаемый телесным наказаниям, становится жестоким, агрессивным. Напротив, дети, которых никогда не подвергали телесным наказаниям, не склонны к асоциальному, антиобщественному поведению.
Директор школы и преподаватели могут применять к школьникам меры физического воздействия лишь в самых исключительных случаях (например, если возникла ситуация, угрожающая жизни и здоровью ребенка). Американская академия педиатрии выступает за полную отмену телесных наказаний в школах всех без исключения штатов. Мы полагаем, что педагоги смогут найти другие, гораздо более эффективные способы управлять поведением ребенка. Мы обращаемся к законодателям всех уровней (в том числе и к школьным советам) с просьбой поддержать нашу инициативу.

Уроки гражданственности 3 кл

Урок 8

Тема: Дисциплина и порядок – залог успеха

Цель: Повторить основные права и обязанности школьника, правила поведения в школе. Продолжить работу по организации самоуправления в классе, утверждению в коллективе системы демократических ценностей

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, слайдовая презентация, видеоролик «Ералаш»,танцевальная физминутка с презентацией, карточки с ситуациями (для групповой работы).

Ход занятия

1.Организационный этап.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И конечно не шумим.

Положите руки в удобное положение. Закройте глаза, направляйте мысленно во все стороны от себя Любовь, Добро, Мир, проникаясь этим состоянием. Так вы творите вокруг себя поле любви, мира и добра. Эти минуты вернутся к вам. Откройте глаза.

Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже?

Пусть у вас сохранится хорошее настроение на весь день.

2. Сообщение темы и целей урока.

Вступительное слово учителя:

Ребята, отгадайте загадку:

Это полный дом детей,

Здесь всегда много друзей,

Все стараются на пять

На уроках отвечать.

Ученики: Школа

Учитель: Зачем ученики ходят в школу? (Высказывания детей)

Учитель: Школа – наш второй дом. В любом доме есть свои правила, которые надо выполнять. В школе тоже есть свои правила и порядки. В школе изучают не только таблицу умножения, объясняют, почему день сменяет ночь. Для того чтобы это знать и запомнить, надо освоить самый важный предмет- он называется «поведение».

В школе ты должен соблюдать дисциплину и уважать человеческое достоинство других учеников. Если кто-либо из учеников нарушает дисциплину, к нему могут быть применены меры воздействия. Виды мер воздействия определены в Уставе школе.

Рассмотрите внимательно рисунки на экране. Расскажите что на них изображено? (Поведение в школе.)

Что в рисунках общего?

Почему же так происходит? (Дети не знают правил поведения в школе).

Попытайтесь из всего сказанного сформулировать тему классного часа. (Выслушиваются варианты ответов).

«Правила поведения учащихся в школе ».

Ребята, наше занятие будет построено в группах. Мы исследуем ситуации, вы сделаете выводы, для чего нужно соблюдать правила поведения.

Организуя совместную работу, вспомним наш девиз:

«Помогая другим, учимся сами!

Давайте попытаемся!»

Вспомним о правилах работы в группе!

Выслушивать до конца своего товарища, не перебивать его;

Вежливо и доброжелательно обращаться с партнёрами;

Помогать, если возникнут проблемы;

Работать активно, серьёзно относясь к полученному заданию;

Испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих партнёров, всего класса.

3.Поиск решения.

А ) - Сейчас я вам предлагаю посмотреть киножурнал «Ералаш».(Онлайн-просмотр на http :// www . ivi . ru / watch / eralash ))

После просмотра я вас попрошу ответить на вопрос:

Какую проблему обсуждали ученики класса?

Просмотр видеоролика: «Ералаш: «Научились…». (Краткое описание видеоролика. После уроков учащиеся класса обсуждают с классным руководителем правила поведения учащихся в школе: вежливое обращение друг к другу, учителям; употребление вежливых слов в речи; соблюдение чистоты учебных классов. Звенит звонок с урока. Дети выбегают из кабинета сбивая учителя с ног. И только один ученик говорит учителю: «До свидания!». В классе повсюду разбросан мусор… учителя и завуч прибираются в кабинете.)

Что вам понравилось? Что вас рассмешило?

Какие проблемы обсуждали ребята с учителем?

Для кого нужно оставлять в классе чистоту и порядок?

О какой проблеме говорили учитель и завуч?

Какие вежливые слова вы знаете?

Как вы думаете, почему ребята говорят правильно, а делают всё наоборот?

Как бы вы поступили на их месте?

Б ) Самостоятельная работа в группах (по карточкам).

Предлагаю вам поработать в группах с картинками. На каждой картинке своя ситуация. Обсудите правильность поведения учащихся. Если вы решили, что дети поступают правильно, то закрасьте кружок зелёным цветом, а если неправильно – красным. После окончания работы один представитель от группы расскажет о вашем решении.

Молодцы. Отлично справились с заданием.

Физминутка.

В) - Сейчас мы послушаем стихотворение Б.Заходера «Перемена» Задача групп: сосчитать сколько ошибок в поведении допустил Вова и почему?

Ответы групп. (Вова допустил 10 ошибок, потому что не знает, что на перемене нужно подготовиться к следующему уроку и отдохнуть.)

Кто-нибудь узнал в Вове себя?

Как вы ведете себя на перемене? А на уроках?

Г) - Поиграем в игру «Доскажи словечко»

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и …(внимательным).

Всё пиши, не отставая,

Слушай не …(перебивая).

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё …(понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку … (поднимать).

На математике считают,

На перемене … (отдыхают)

Будь прилежен на уроке.

Не болтай: ты не … (сорока).

Если друг стал отвечать,

Не спеши … (перебивать).

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно … (руку).

Знай: закончился урок,

Коль услышал ты … (звонок).

Когда звонок раздался снова,

К уроку будь всегда … (готовым).

Чтоб не тревожились врачи,

На переменах не … (кричи).

Д) – На перемене отдыхают. Давайте мы тоже немного отдохнем. Ведь это полезно для нашего здоровья. (Физминутка.)

Е) Далее каждая группа получает задание, написанное на приготовленной карточке. Темы выбираются каждой командой вытягиванием заданий из рук учителя.

Темы:

1. Правила поведения на уроке

2. Правила поведения на перемене

3. Правила поведения в столовой

В течение 5 минут идет обсуждение темы в группах, вносятся предложения обсуждается их формулировка. Все это записывается на предоставленной бумаге.

Отобранные пункты ребята защищают перед классом, отстаивая свои наработки и доказывая необходимость того или иного пункта.

Ж) – Я тоже хочу вас познакомить с правилами поведения в школе. Послушайте их.

Для тебя я, друг, составил
Десять очень важных правил.
Эти правила просты,
Быстро их запомнишь ты.

Лепесток роса умыла,
А тебя умоет мыло.

Приказания не жди,
В школу вовремя иди.

Прежде, чем захлопнуть дверь,
Всё ли взял с собой, проверь.

В школе, в классе не сори,
Сор увидел – подбери!

Будь в одежде аккуратен,
Избегай и дыр, и пятен.

Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.

Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу-
Подними спокойно руку.

Чтоб не встревожились врачи,
На переменах не кричи.

4. Итог

Попробуйте сделать вывод: Для чего нужно соблюдать правила?

Ответы учащихся: для того чтобы меньше было нарушений нужно соблюдать правила поведения в школе; прислушиваться к советам родителей и учителей;

Вывод: Соблюдая правила, мы устанавливаем порядок и бережём своё здоровье и здоровье окружающих.

Вывод (учителя): Сегодня мы попытались ответить на вопрос «Для чего нужно соблюдать правила поведения в школе ».

Думаю, что все вы со мною согласитесь, нужно соблюдать правила и не нарушать закон. Я думаю, что все мы будем теперь не только знать эти правила, но и применять.И тогда каждый из вас будет гордо носить имя – ученик.

Надеюсь, что каждый из вас уйдёт с частичкой знаний по этой теме и желания как можно больше знать, чтобы сделать правильный вывод и выбрать в жизни правильный путь. Пусть вашим девизом будет: « eralash

Что, учитель – враг детям? Властолюбец? Тиран по природе?
Конечно, нет. Просто сама идея свободы в обыденном педагогическом сознании противоречит главному условию нормальной школьной жизни – дисциплине.
Школа в нашем сознании – это прежде всего порядок. А свобода, кажется нам, свобода противоречит дисциплине. Свобода ведь и состоит, полагаем мы, в отсутствии дисциплины, иначе какая же это свобода.
Мы размышляем: или свобода, или дисциплина. И выбираем, разумеется, дисциплину, потому что без нее нельзя. Без свободы проживем, а без дисциплины на уроке – нет.
Свободе в таком выборе не остается места. Но так ли это все в действительности? Существует ли выбор, существует ли противоречие между свободой и дисциплиной? Противоположна ли свобода дисциплине?

Что такое дисциплина?

Каждый учитель из опыта знает, что такое дисциплина и как трудно в классе, который не слушает, не слышит учителя.
Дисциплина в распространенном понимании – это послушание, подчинение школьным порядкам. Ученик обязан слушаться учителя.
Но для чего? Чтобы учитель мог учить, чтобы класс и каждый из учеников в отдельности работали – учились и продвигались вперед.
Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, в работоспособности класса и ученика.
Дисциплина – это не послушание, а сосредоточение на работе.
Дисциплинированный класс не тот, где все сидят и смотрят в рот учителю, боясь шелохнуться, а тот, который работает на уроке. Все работают. Работают с известным напряжением сил и потому продуктивно.
Дисциплина класса измеряется продуктивностью его работы. И больше ничем.
И вот тут начинается главное. Вдумаемся, и мы увидим, что работа, работоспособность, продуктивность школьного класса достигаются не одним только, а двумя способами, между которыми нам и приходится выбирать.
В действительности учитель выбирает не между дисциплиной и свободой, а между одним или другим способом достижения дисциплины.
Задержитесь, пожалуйста, на этой мысли. Если ее понять и принять, то мы увидим, что между свободой и дисциплиной вообще нет никакого противоречия и что весь вопрос переносится в новую плоскость: какими способами добывается дисциплина.
Один способ достижения дисциплины – с применением репрессивных средств: замечание, суровый голос учителя, окрик, угроза, плохая отметка, наказание и его высшая мера – исключение. Этот репрессивный, агрессивный метод чаще всего порождает ответную агрессию ученика. Иногда ее удается подавить, иногда нет – тогда этого ученика рассматривают как недисциплинированного, со всеми вытекающими отсюда последствиями, вплоть до колонии.
Такой метод, такую школу принято называть авторитарными, но это не совсем правильно, потому что авторитет учителя необходим в любой школе; учитель без авторитета, учитель, с которым дети не считаются, – не учитель. Сущность такой школы не в том, что она авторитарная, а в том, какими способами добывается учительский авторитет – репрессивными или какими-то иными.

Почему репрессивная школа превращается в элитарную?

Репрессивный учитель властвует над телами: «Сиди тихо!» Его гордость: «У меня не побалуешь!» Он сковывает ученика невидимыми цепями и наручниками, затыкает ему рот незаметным со стороны кляпом – и в этом виде обучает его, закованного и обездвиженного. Такой учитель и не замечает, что он тем самым сковывает мысль, которую сам же старается и пробудить. Потом он удивляется тщетности своих усилий и сердится на учеников: «Безмозглые! И за что мне такое наказание?»
Чтобы быть репрессивным учителем, не нужно быть добрым, не нужно любить детей и на уроке не нужно ни правды в речах, ни справедливости в отношениях. Достаточно иметь характер и гнуть свою линию последовательно, чтобы каждый ученик знал, что он не избежит замечания или наказания, если шелохнется.
Репрессивная школа выглядит хорошей школой. Поскольку талантливых детей, способных пробиться через муштру и сохранить внутреннее достоинство, внутреннюю свободу, довольно много, такая школа почти всегда может похвастаться и выдающимися учениками, что сильно укрепляет ее позиции.
Но это относится лишь к детям, у которых от природы есть привилегия таланта. Репрессивная школа – школа в высшей степени элитарная, она способна учить лишь отобранных, талантливых детей, хоть и замедляет их развитие. Учеников же среднеспособных и малоспособных она губит, отучает от свободы и самостоятельности, приучает лишь к внешней дисциплине. За порогом школы, лишенные надзора, они порой превращаются в распущенных людей – и в этом страшный вред репрессивной школы для общества.
Дисциплина, добытая репрессивными методами, ведет к привычке не подчиняться законам, создает слабые характеры – людей с низкой или, наоборот, неоправданно высокой самооценкой. Она требует все ужесточающихся методов и выбрасывает из школы все большее количество подростков. Именно в такой чисто внешней школьной дисциплине и в борьбе подростка с нею формируются будущие преступники.

Почему продуктивна старая школа?

Однако в чем-то кроется секрет: отчего репрессивная школа так упорно цепляется за жизнь, отчего таких школ в сотни раз больше, чем свободных?
Тайна, объясняющая, почему так прочны позиции репрессивной школы, состоит в том, что в некоторых случаях она бывает продуктивна.
В репрессивной школе ученика заставляют заниматься и хорошо вести себя на уроке. У талантливого ученика подчинение дисциплине иногда (но не всегда, это дело случая и природы) переходит в самодисциплину, в привычку работать напряженно и много. Он привыкает к этому принуждению, принимает его как данное и в конечном счете перестает тяготиться им: мол, такова жизнь, и другой он не знает, не видел, не представляет себе. Так учатся все, так учились его родители.
Да и средний ученик – если он подчиняется правилам, ему удается избежать репрессий (в этом смысл существования многих школьников – избежать возможных репрессий), он реально получает знания, а вместе с ними достигает и определенного уровня развития. Ведь на самом деле дилеммы «знания или развитие» нет; вопрос, поставленный Л.Выготским, выглядит так: идет ли развитие за знанием или знание за развитием? В репрессивной школе знание идет прежде развития, поэтому ученикам приходится много зубрить. Однако в конечном счете они получают и развитие, хотя бы потому, что само приобретение знаний, особенно в старших классах, требует не одной только памяти, но и довольно изощренного ума, особенно на уроках математики, физики, химии.
Именно этот способ учения традиционно считается надежным, его история уходит в глубь веков! Поэтому так называемые строгие школы с жесткой учебной дисциплиной часто считаются лучшими, их выпускники почти всегда поступают в вузы, ибо те, кто не способен подчиниться или мало способен к учению, отсеиваются еще в младших классах. Родители, особенно интеллигентные или богатые, обычно предпочитают именно такую школу, потому что иным из них ничего, кроме путевки в институт, не требуется. Редкие родители стремятся воспитать своего ребенка свободным и потому ищут свободную школу.
Однако тут и ловушка для родителей, для школы и общества.
Возможна ли самостоятельность без свободы?
С подозрением относясь к свободе, все между тем мечтают, чтобы их дети выросли самостоятельными, не висели на шее у семьи, а наоборот, сами могли, когда вырастут, создать и поддерживать семью. Ведь превращение детей в родителей – биологический смысл воспитания. Противоречие лишь в том, что детей растят послушными, а от будущих родителей требуется нечто противоположное – самостоятельность. Но всегда ли удается воспитать самостоятельных из послушных? Такое превращение равнозначно чуду, а чудеса всегда редки.
Выход из этого противоречия можно найти, если мы заметим, что свобода и самостоятельность – это почти одно и то же. Не бывает свободы без самостоятельности и самостоятельности без свободы. Лишив ребенка свободы, отдав его в репрессивную школу, родители подрывают будущую его самостоятельность. Могут сослаться на опыт закрытых привилегированных лицеев в западных странах. Но ведь из них выходят в основном государственные чиновники высокого класса, люди, которым по роду службы противопоказана самостоятельность, которые будут двигаться по жизни за счет семейных связей и формального образования.
...Но что же делать? – думает учитель. Если не пресекать баловников, а то и хулиганов, если не принуждать лентяев, если не вызывать родителей, если не записывать в дневник: «Вертелся на уроке географии», если не угрожать: «Останешься на второй год», – то как же установить дисциплину в классе? Другого способа нет. Пойдите попробуйте, станьте на мое место. Видали мы этих добреньких или слабохарактерных учителей – класс у них на шее сидит, учеников не перекричать. Что хотят, то и делают с учителем.
Однако другой способ дисциплинирования есть.

Как рождается дисциплина в свободной школе?

Собственно говоря, из-за него-то и идет скрытый спор между традиционной и новой школой, между школой агрессивно-репрессивной и свободной, причем спор этот идет уже лет сто, если не больше, он лишь обострился сегодня, стал актуальнее.
Второй способ – это вовлечение учеников в работу; система мотиваций, которая делает каждую работу нужной для учеников; творческий характер работы.
Вовлечение! Сотрудничество! Учитель был и остается авторитетным и даже авторитарным человеком, он может распоряжаться и командовать, он действительно руководит классом и его работой – но руководит, вовлекая детей в работу, а не подавляя непослушание.
Сила репрессивного учителя – в характере, голосе, злом взгляде, во власти.
Сила свободного учителя – в мастерстве, в умении вовлечь каждого, в умении организовать работу так, что каждому есть дело по способностям его.
Свободный учитель властвует не над ребенком, а над делом. Над ребенком он не властвует – ни над умом его, ни над душой, ни над телом. Ум, душа и тело ребенка остаются свободными на самом напряженном уроке.
Учитель не властвует, а общается. Это и принято называть сотрудничеством с детьми: класс и учитель в общей работе. Такую школу называют свободной вовсе не потому, что дети делают что хотят и берут власть над учителем, а потому, что дети не знают подавления, принуждения, насилия над собой, они действительно чувствуют себя свободными и вырастают свободными людьми. Класс работоспособен, то есть дисциплинирован без дисциплинирующих приемов, без репрессий, без учительской агрессии.
При этом сама работа, само общение с учителем, сама атмосфера в классе пробуждают и обостряют совесть ребенка. Совестливый – и потому свободный. Свободный – и потому совестливый.
Таким образом, практический ответ на вопрос, как воспитать свободного человека, кроется не в противопоставлении свободы дисциплине, а в умении организовать урок, на котором все дети вовлечены в работу так, что дисциплинирующие, репрессивные методы становятся ненужными. Это значит, что на наших традиционных уроках, построенных по известной схеме «Пришел, спросил урок, закрепил, дал задание на дом, ушел», воспитание свободных маловероятно и свободные дети вырастают лишь как исключение – если у них от природы сильные характеры, которые не удается сломить даже и учителю.
Свобода школьника начинается с урока.

Почему авторитет не противоречит свободе?

Традиционный урок в репрессивной школе строится везде по одной схеме, поэтому учителя такой школы легко могут заменять один другого, а дети могут посещать любую школу – они всюду найдут одно и то же, одни и те же правила и порядки. Традиционная схема упрощена до последнего предела с тем, чтобы преподавать мог любой учитель, независимо от его человеческих качеств, лишь бы он хоть приблизительно знал предмет.
Не то с уроками в свободной школе. Принуждение всегда однообразно, оно различается лишь степенью свирепости. А свобода разнообразна до бесконечности. Традиционная школа одна – альтернативных может быть бесчисленное множество.
Наиболее распространенный вариант альтернативного, нетрадиционного, нерепрессивного обучения – это не особые школы с совершенно не похожими на привычные всем уроки, а уроки больших мастеров в обычных школах. Они прекрасно вписываются в обычное расписание, и не все замечают, что это уроки совершенно иного типа. Секрет больших мастеров в том, что они обладают почти непререкаемым личным авторитетом – это авторитет ума, души, взгляда на мир, доброты, словом – личности. Дети попадают под обаяние личности настолько, что происходит главное – принуждение становится ненужным. Обычно такой учитель ведет уроки ясно, энергично, увлекательно – и дети отдаются учителю, не теряя при этом своей личной свободы.
Как правило, и такой учитель не может обучить всех, но и слабые ученики не чувствуют себя на его уроках униженными.
На таких уроках выясняется, что совсем не обязательно прибегать к изощренным методам и вовлекать детей в работу искусственным образом. Дети просто сидят и слушают, а учитель говорит – но как!
В этом все дело. Одни речи усыпляют или подавляют мысль, другие заставляют ум работать.
Учитель такого ранга иногда бывает с виду даже и жестким, особенно в старших классах; с ним не поторгуешься из-за отметки, к нему не опоздаешь на урок: испепелит взглядом или пошутит так, что больше не захочется опаздывать.
И все же – вот загадка! – ученики в самом деле чувствуют себя свободными, больше того, они принимают такого учителя как образец свободного человека, как пример для подражания. В классе строжайшая дисциплина, какая бывает, например, в небольшой научной лаборатории в ту пору, когда идут к большому открытию: все захвачены перспективами.
Это свобода авторитетного учителя, которому не приходится прибегать к принуждению именно в силу его авторитета, его видимого и всеми признаваемого личностного превосходства. Ведь внутренне свободный человек вовсе не тот, кто не признает никаких авторитетов; свободный тот, кто ценит свободных.
Обычно такие учителя бывают в старших классах, чаще всего они математики или физики, реже – литераторы. Они и не думают о свободе, не заботятся о ней, они владеют ею как бы прирожденно, они просто не способны угнетать, они освобождают ребенка каждым своим словом и поступком.
А со стороны все то же – пришел, спросил, рассказал... Однако что рассказал? В десяти случаях из десяти такие учителя говорят детям нечто иное, чем все, нечто такое, чего не найдешь в наших очень плохих учебниках. Они преподают свое, самими открытое, понятое, найденное и тем-то и поражают учеников. Обычно за такими учителями записывают, боясь проронить хоть слово, и в классе стоит совершенная тишина.
Но им бывает плохо в несвободной школе. Им завидуют коллеги, их обвиняют в отступлении от программы, их независимость объясняют заносчивостью, они кажутся слишком гордыми, а то и неуживчивыми – взрослые порой понимают их хуже, чем дети, потому что дети в общем-то ближе к свободе, чем взрослые. Да и ученики у них выглядят какими-то гордецами – кто ж это стерпит?

Почему в младших классах любовь важнее авторитета?

В младших классах слишком сильный авторитет учителя может быть и опасным, потому что маленькие дети подчиняются ему бездумно. Здесь основание свободы – любовь учителя к детям и общение детей между собой. Здесь свобода на традиционном уроке практически невозможна. Поэтому именно в младших классах идет поиск альтернативных форм обучения; здесь, повторимся, разнообразие бесконечно, потому что и цели обучения в начальной школе тоже могут варьироваться: одни учителя больше озабочены развитием ума (развивающее обучение), другие – интуиции, третьих волнует эмоциональная сфера, четвертых – отношения, пятые претендуют на всестороннее развитие. Не стоит только считать избранное направление единственно правильным.
Мировая практика склоняется к тому, чтобы дать маленькому ученику хоть некоторую возможность выбирать занятие по душе, и все стремятся разрушить жесткие рамки урока и класса: классно-урочная система особенно опасна в младшем возрасте, она заставляет всех шагать в ногу как раз в том возрасте, когда у всех разные темпы развития.
Свобода в младших классах – это самораскрытие, свобода в средних – самоутверждение, свобода в старших – самоопределение. Соответственно и дисциплина достигается разными способами, и цели ее меняются.
Итак, свобода не противоречит дисциплине, а укрепляет ее. Свобода не разрушает школу, а воссоздает ее. Школа больше не может жить с репрессивной педагогикой – хотя бы потому, что такая педагогика в современных условиях ведет к потере тысяч и тысяч учеников. Поворот к свободе очень труден, почти невозможен сегодня, но будущее, несомненно, за свободной школой – в этом сомневаться нельзя.


Close