ВНИМАНИЕ! Актуальная статья Программа "Планета знаний" (ФГОС НОО 2009г.)

«Планета знаний» - это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы.
Авторский коллектив, создавший его, с полным основанием можно назвать учительским. Ценнейший опыт научной и практической деятельности авторского коллектива воплощен в УМК «Планета знаний».

УМК «Планета знаний» состоит из учебников, рабочих тетрадей, дидактических и методических пособий по всем основным предметам для всех классов начальной школы:
- Обучение грамоте и чтению.
Букварь. Андрианова Т.М.
- Русский язык. Авторы: Андрианова Т.М. и Илюхина В.А. (1 класс); Желтовская Л.Я. (2-4 класс)
- Литературное чтение. Кац Э.Э.
- Математика. Авторы: Башмаков М.И., Нефедова М.Г.
- Окружающий мир. Авторы : Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. (1-2 класс); Потапов И.В., Ивченкова Г.Г., Саплина Е.В., Саплин А.И. (3-4 класс)
- Английский язык (2-4 класс). Авторы: Горячева Н.Ю., Ларькина С.В., Насоновская Е.В.
- Музыка. Бакланова Т.И.
- Изобразительное искусство (1-2 класс). Авторы: Сокольникова Н.М., Ломов С.П.
- Технология (1 класс). Авторы: Узорова О.В., Нефедова Е.А.

Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год.

Предметное содержание и структура представляемого УМК «Планета знаний» соответствуют требованиям нового Государственного стандарта начального общего образования, базируются на Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), современных педагогических технологиях, общей концепции самого учебно-методического комплекта.

Органической частью концепции УМК «Планета знаний» являются предметные авторские концепции, в которых учтены современные научные достижения в предметной области знаний и результат многолетней педагогической практики.

Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности – в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.

Содержание каждого учебника делится на три–пять крупных разделов. Каждый раздел начинается со специального разворота – маршрута, где изобразительными средствами представлены содержание, логика и этапы изучения материала, что позволяет учащимся представить последовательность изложения учебных тем и сформировать понимание плана их изучения. Каждый урок делится на инвариантную и вариативную части. Каждый раздел учебника завершается проверочной работой, тренинговыми заданиями и проектной деятельностью.
Такая структура учебников и рабочих тетрадей обеспечивает возможность организации дифференцированного подхода к обучению. Авторский коллектив исходил из того, что дифференцированный подход к обучению – это прежде всего учет индивидуального темпа развития ребенка и построение его личной траектории движения в образовательном пространстве.

Предметное содержание, методы и организация всего учебного процесса ориентированы на ребенка как субъекта новой для него учебной деятельности. Они предоставляют ребенку условия для развития и формирования учебных умений, которые подготовят его к дальнейшему образованию и самообразованию.

Содержание учебных предметов УМК ориентировано на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка; на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний и овладения умениями и навыками как средствами развития, но они не рассматриваются как самоцель начального образования.

В предметах УМК усилена гуманитарная направленность и ее влияние на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка.

В УМК представлено содержание, которое помогает ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечивает осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями и, в то же время, формирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

В УМК созданы условия для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирования разнообразных познавательных интересов.

Все структурные составляющие комплекта «Планета знаний» позволяют прежде всего формировать у учащихся такие общеучебные умения и навыки , как: умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций; работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами; овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; определять способы контроля и оценки деятельности; определять причины возникающих трудностей и пути их устранения; умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.

В настоящее время существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая. Внутри каждой есть свои программы. К традиционной относятся программы: «Школа России», «Гармония», «Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа», «Перспектива», «Планета знаний». К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

В традиционных программах учебный материал подаётся так, чтобы ребёнок шёл по пути «от простого к сложному». Закрепляется этот материал с помощью большого количества однотипных задач, расположенных в учебнике страница за страницей. Решая их, ребёнок запоминает способ решения задач такого типа и уверенно пользуется им. Именно эта методика обучения подвергается критике за то, что многие дети в результате не умеют применять знания в нестандартных условиях. Если текст задачи сформулирован нетипично - ребёнок не может воспользоваться имеющимся навыком. Однако, ни у кого не вызывает сомнений многолетний опыт и результативность обучения по традиционным программам.

Системы обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова до сих пор вызывают множество вопросов и обсуждений. Причин этому чаще всего две. Первая - в большинстве современных школ невозможно создать условия, в которых эти системы обучения будут работать так, как задумывали авторы. Вторая - мало педагогов-энтузиастов, которые готовы соблюдать технологию обучения, а без этого хороших результатов добиться невозможно. Структура этих программ не предполагает четкого деления на темы, нет привычного выделения правил, которые нужно выучить, нет однотипных заданий, расположенных подряд. Эти программы обучения подразумевают совершенно новый подход к процессу обучения - более творческий, требующий от детей активности и любознательности. Учитель выступает не как наставник, а как друг и помощник, направляющий ход мысли детей. Цель этих программ - научить ребенка мыслить нестандартно.

Общий недостаток систем Занкова и Эльконина - Давыдова: они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

Итак, рассмотрим все программы.

Программа «Школа России»

Традиционная программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова) существует десятки лет. «Школа России» - это та программа, по которой учились все советские школьники. Конечно, в ней произошли серьёзные изменения в плане содержания, но цели обучения остались прежними. Самое распространённое заблуждение об этой программе обучения - то, что она устарела. Это далеко не так. Программа многократно обновлялась с 2000 года, совершенствовалась и дополнялась. Эта программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.

Программа решает следующие задачи:

· личностное развите младших школьников;
· гражданско-ориентированное образование младших школьников;
· формирование глобально-ориентированного мышления;
· обеспечение экоадекватного образования.

Учебники программы “Школа России”:

Обучение грамоте и чтению. Русская азбука. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф.

Русский язык (2 линии). Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Литературное чтениe. Климанова Л.Ф.

Математика. Моро М.И. и др.

Окружающий мир. Плешаков А.А.

Изобразительное искусство (2 линии):

· 1-я линия. Неменская Л.А.(1 класс и 4 класс); Коротеева Е.И. (2 класс); Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. (3 класс).

· 2-я линия. Шпикалова Т.Я. (1 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. (2 класс и 4 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г. А. (3 класс).

Программа «Гармония»

Учебно-методический комплект «Гармония» (под ред. Н.Б. Истомина (математика), М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко (русский язык), О.В. Кубасова (литературное чтение), О.Т. Поглазова (окружающий мир), Н.М. Конышева (трудовое обучение)) с успехом практикуется во многих школах. В этой программе выделены единые цели, задачи для всех учебных предметов, определены приоритетные методы обучения и формы организации учебной деятельности.

Плюсы этой программы: идет опережающее обучение, входящие в комплект учебники содержат методическую часть, с помощью которой родители могут сами изучить и объяснить ребенку пропущенную тему. В программе используются новые технологии обучения, которые позволяют развивать способности ребенка к логическому мышлению. Примечательно и то, что в комплекте предлагаются задания, рассчитанные на детей разных уровней подготовленности. Но есть и минусы: по математике решение задач начинается только во втором классе, а контрольные работы предлагаются одинаковые для всех классов.

Программа "Гармония" успешно решает такие задачи как:

· формирование приемов умственной деятельности - анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение;
· приоритет самостоятельной работы учащихся;
· активное включение в познавательную деятельность путем наблюдения, выбора, преобразования, конструирования;
· соблюдение баланса между интуицией и знанием;
· опора на опыт ребенка;
· единство интеллектуальных и специальных умений.

Учебники программы «Гармония»:

Русский язык, Обучение грамоте, Букварь. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, О.Е.Курлыгина.

Литературное чтение. О.В. Кубасова.

Математика. Н.Б. Истомина.

Окружающий мир. О.Т. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин.

Технология. Н.М. Конышева.

Английский язык. М.З. Биболетова, Е.А. Ленская, Н.В. Добрынина и др.

Изобразительное искусство. Т.А.Копцева, В.П. Копцев, Е.В. Копцев

Музыка. М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева

Физическая культура. Р.И. Тарнопольская, Б.И. Мишин

Программа «Начальная школа 21 века»

Эта программа является результатом многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО (ныне ИСМО), а также ряда сотрудников Российской академии образования. Руководитель проекта – Н.Ф. Виноградова, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.

В этой программе очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника, и это единственный комплект, где есть параллельная программа «Учебная деятельность». Материал этой программы рассчитан на сильных эрудированных детей. С каким багажом знаний школьник перейдет в среднюю школу, зависит от учителя начальных классов. Поэтому главной целью является - научить ребенка учиться. Немаловажно, что комплект Виноградовой реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть.

Задачи, которые решает программа «Начальная школа 21 века»:

· использование наглядно-образного мышления, соответствующего детям этого возраста;
· включение игровых методов обучения.

Учебники программы «Начальная школа 21 века»

Учитывая все вышеизложенное, авторский коллектив создал средства обучения для учащихся – учебники, рабочие тетради. А для учителя книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др. Здесь предусмотрены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир».

Программа «Школа 2100»

«Школа 2100» под редакцией А.А. Леонтьева. Эта программа, по некоторым оценкам, является самой распространенной. С каждым годом по этой образовательной программе работает всё больше учителей. Главное преимущество этой программы заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования. По этой программе дети могут учиться, начиная с трех лет и вплоть до поступления в ВУЗ. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может. Программа учит детей действовать самостоятельно и направлена на развитие логического мышления, речи, воображения, памяти.

Задачи, решаемые в рамках программы "Школа 2100":

· непрерывность и приемственность образования по всем школьным предметам;
· самостоятельное открытие детьми нового знания;
· формирование единой картины мира;
· ориентация на творческое начало в учебной деятельности;
· возможность для каждого ребенка продвигаться в своем темпе.

Учебники программы «Школа 2100»:

Информатика в играх и задачах. А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова.

Букварь, Русский язык, Прописи. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, М. А. Яковлева.

Окружающий мир. А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан, О. А. Куревина.

Литературное чтение. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.

Детская риторика. Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г. И. Сорокина.

Математика. Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких; и т.д.

Программа «Классическая начальная школа»

В основе программы «Классическая начальная школа» - целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах.

Почему предлагаемая модель обучения младших школьников является классической? Потому что в ее основе - классические принципы дидактики, важнейшие теоретические положения, выработанные и проверенные многолетней практикой. Классическая начальная школа - это целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах.

Задачи, решаемые в рамках программы «Классическая начальная школа»:

· сформировать знания, умения, навыки и даже качества личности ребенка, соответствующие индивидуальным потребностям каждого и необходимые для их дальнейшей жизни.

Учебники программы «Классическая начальная школа»:

Литературное чтение. Чтение и литература. Джежелей О.В.

Русский язык. Рамзаева Т.Г.

Математика. Александрова Э.И.

Окружающий мир. Мир и человек. Вахрушев А.А. и др.

Окружающий мир. Введение в историю (3-4 класс). Саплин А.И., Саплина Е.В.

Изобразительное искусство. Кубышкина Э.И., Кузин В.С.

Технология. Своими руками. Малышева Н.А.

Музыка. Кичак Т.Н., Алеев В.В.

Программа «Перспективная начальная школа»

Основная идея программы «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Учебники программы «Перспективная начальная школа»:

Азбука. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.

Русский язык. Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.

Литературное чтение. Чуракова Н.А.

Математика. Чекин А.Л.

Окружающий мир. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.

Музыка (1-2 класс). Челышева Т.В., Кузнецова В.В.

Технология. Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б.

Информатика (2-4 класс). Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

Программа «Перспектива»

Программа «Перспектива» создана на основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования. Программа обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей.

Задачи образовательной системы «Перспектива»:

· формирование умения учиться, включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность;
· изменение метода обучения с объяснительного на деятельностный;
· развитие логического и образного мышления, воображения, интуиции;
· формирование системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации в жизни.

Учебники программы «Перспектива»:

– Русский язык. Азбука. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В.

– Литературное чтение. Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.

Английский язык 2-4 класс «Английский в фокусе» («Spotlight») и «Звездный английский» (“Starlight”). Дули Д., Быкова Н.И., Эванс В., Поспелова М.Д., Баранова К.М., Копылова В.В., Мильруд Р.П.

– Немецкий язык 2-4 класс. Рыжова Л.И., Фомичева Л.М., Бим И.Л.

– Испанский язык 2-4 класс. Бухарова Ю.А., Воинова А.А., Морено К.В.

– Французский язык 2-4 класс. Белосельская Т.В., Касаткина Н.М., Береговская Э.М.

– Математика. «Учусь учиться». Гусева А.В. Петерсон Л.Г.

– Информатика. Семёнова А.Л., Рудченко Т.А.

– Окружающий мир. Новицкая М.Ю., Плешаков А.А.

– Музыка. Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С.

Программа «Планета знаний»

Основная особенность этой программы заключается в ее целостности - в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.

Важную роль в формировании универсальных учебных действий играет общая структура всех учебников комплекта. Маршрутные листы, предваряющие каждую тему, наглядно представляют учебные задачи, стоящие перед младшими школьниками. Выделение цветом на страницах учебников инвариантного и вариативного содержания материала, разноуровневая система заданий обеспечивают возможность организации образовательного процесса с учётом контингента учащихся, создания индивидуальных образовательных траекторий.

Задачи образовательной системы «Планета знаний»:

· умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций;
· работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами;
· овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации;
· самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи;
· определять способы контроля и оценки деятельности;
· определять причины возникающих трудностей и пути их устранения;
· умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.

Учебники программы «Планета знаний»:

– Обучение грамоте и чтению. Букварь. Андрианова Т.М.

– Русский язык. Андрианова Т.М. и Илюхина В.А. (1 класс), Желтовская Л.Я. (2-4 класс) –

– Литературное чтение. Кац Э.Э.

– Математика. Башмаков М.И., Нефедова М.Г.

– Окружающий мир. Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. (1-2 класс), Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплин А.И., Саплина Е.В. (3-4 класс) .

– Английский язык (2-4 класс). Ларькина С.В., Горячева Н.Ю., Насоновская Е.В.

– Музыка. Бакланова Т.И.

– Изобразительное искусство (1-2 класс). Сокольникова Н.М., Ломов С.П.

– Технология (1 класс). Нефедова Е.А., Узорова О.В.

Система Занкова

Система Занкова делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема здесь обратная традиционной. Сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы - это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний, прохождение учебного материала «по спирали».

Например, школьников уже на первом году обучения знакомят с понятием «Части речи», причём прийти пониманию этих понятий они должны самостоятельно. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, она учит детей добывать информацию самим, а не получать готовую.

Задачи обучения по системе Занкова:

· формирование целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства;
· создание условий для осознания процесса учения каждым школьником;
· реализация активных форм познания: наблюдение, опыты, дискуссия;
· актуализация практической значимости изучаемого материала для обучающихся;
· развитие информационной культуры – проведение исследовательских и проектных работ.

Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова

В этой программе особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения.

Уровень преподаваемых предметов - предельно сложный. Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров. Эта система подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить.

В этой системе, правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника.

В системе Эльконина - Давыдова упор делается не на результат - усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе говоря, ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел. Другая особенность: дети усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и т. п. Знания правил, основанные на понимании их причин, безусловно, держатся в голове крепче.

Задачи, решаемые системой Эльконина-Давыдова:

· создание комфортной атмосферы обучения (отсутствие отметок: оценка работы учеников происходит на качественном уровне в виде рекомендаций);
· дети не переутомляются, перегружая память многочисленными новыми сведениями;
· развитие способности необычно, глубоко мыслить.

Особенно остро этот вопрос встает перед родителями будущих первоклассников. Каждый хочет не навредить ни ребенку, ни себе. Начинается опрос знакомых и штудирование сайтов в надежде найти интересующий ответ на вопрос.

Родители встают перед выбором образовательной программы .

Но какой бы ни была программа, очень многое зависит от учителя начальных классов: стиля преподавания, заинтересованности, ответственности, отношению к детям и работе. Наверное, будет справедливо сказать, что в начальной школе «нужно идти на учителя». А значит стоит побольше узнать об учителях, которые будут набирать будущих первоклассников и .

Начнем с перечисления существующих программ на 2017-2018 учебный год в школах РФ:

Также следует отметить, что все учебные программы разработаны в соответствии с НОО, который позволяет освоить необходимый минимум знаний (инвариантная часть учебных пособий) или допустимого для любознательных (вариативная часть).

Разберем плюсы и минусы учебных программ в начальной школе:

ОС «Школа 2100»

Эта программа непрерывна с детского сада и до 11 класса школы. Охватывает большой объем материала. Учитель направляет, контролирует поисковую деятельность учеников. Наиболее сложными предметами являются математика Козловой С. А. и окружающий мир Вахрушева А. А.
На данный момент программа ограничена в использовании школ, так как учебные пособия не вошли в Федеральный перечень, то есть не прошли экспертизу Минобр.

Плюсы: учащиеся приучены учиться и добывать знания. Они умеют без труда найти нужную информацию. Много пишут сочинений и изложений, рефератов, имеют широкий кругозор знаний.

Минусы: задания посильны для освоения учащихся среднего и высокого уровня, требует контроля и помощи со стороны родителей. Еще один минус - не все учителя средней и старшей школы готовы продолжать обучение по ней в 5 классе.

  • прежде всего родителям будущих первоклассников нужно ориентироваться на уровень развития своего ребенка;
  • серьезно отнеситесь к выбору учителя начальных классов, ведь грамотный, опытный педагог сделает любую программу интересной и полезной, и ребенок ее обязательно усвоит;
  • также необходимо помнить, что успех образования зависит не только от педагога, но и от желания родителей участвовать в жизни самого ученика, тратить свои силы и время.

Родителей будущих первоклассников волнует множество насущных проблем. Сначала, конечно, нужно определиться с тем, в какую школу будет ходить ребенок - в ближайшую, зато сам и пешком, или ездить каждое утро в самую лучшую. Следующий выбор сложнее - выбор учителя и программы. Многие психологи советуют идти "на учителя", так как человеческий фактор в образовании и воспитании детей - самый важный. Но и выбор программы - дело не менее ответственное. Как из всего многообразия выбрать ту, что подойдет именно вашему ребенку? Ведь у каждой есть свои плюсы и минусы, свои отличительные черты, с которыми мы здесь постараемся разобраться.

Что же предлагает современная начальная школа?

Программа "Школа России"

В нашем детстве была только одна утвержденная государством программа - традиционная. Такая есть и теперь. И если вы полностью довольны вашим начальным образованием - выбирайте программу "Школа России" . Вопреки распространенному заблуждению, она вовсе не устарела. Учебники регулярно обновляются и дополняются, совершенствуя как тексты, так и способ подачи материала.

Программа рассчитана на среднего ребенка, без особых склонностей к гуманитарным или, напротив, точным наукам - к первому классу единицы определяются со своим будущим призванием - поэтому подходит большинству детей. Знания в ней даются последовательно и взаимосвязано, навыки прививаются традиционным способом - выполнение упражнений и решение задач, много повторения для закрепления материала, что особенно важно для младшей школы, но подвергается критике за однообразность и шаблонность.

Программа "2100"

К традиционным программам относят и многие другие, не столь привычные. Например, всем известная "Школа 2100" . Эта программа очень популярна в начальном звене, но мало школ предложат вам продолжить заниматься по ней в средних и старших классах, а ведь изначально основным плюсом этой программы считалась именно преемственность. Так что, если вы хотите, чтоб ваш ребенок учился именно по "2100", подумайте заранее, чем вы займете его в пятом классе, когда он начнет скучать на математике. Потому что основной упор этой программы - логика и математика, что хорошо, хотя подходит не всем.

Многие дети, особенно те, что идут в школу раньше семи лет, испытывают затруднения при обучении по этой программе, из-за несформированности абстрактно-логического мышления. Этот тип мышления развивается довольно долго, и в 6 лет только начинается его формирование. Но, конечно, если ваш шестилетка чертит вечные двигатели в трех проекциях и со знанием дела рассуждает о космосе - то "Школа 2100" просто создана для него. Кроме того, в этой программе сделан упор на развитие мелкой моторики. Это и плюс, и минус одновременно, так как довольно продолжительное время дети занимаются штриховкой, не переходя к плавным линиям прописных букв. Так что усидчивость тоже очень важна при освоении этой программы.

С другой стороны, материал подан очень связно, интересно, постоянно идут отсылки к другим областям знаний, что развивает общую эрудицию. В рамках одной темы предусмотрены задания разного уровня сложности, что дает возможность подстроиться под ученика с любыми способностями, но некоторые учителя предпочитают задавать "от и до", поэтому будьте готовы помогать ребенку с домашними заданиями.

Планета знаний

Еще одна очень хорошая, но почему-то малораспространенная программа - "Планета знаний" . Она тоже относится к традиционным, в ней есть все плюсы программы "Школа России" - связность, последовательность, классическое изложение, но гораздо более красочные учебники и наглядные объяснения. Эта программа подойдет любому первокласснику. В отличие от "2100" в ней очень доступно поданы азы счета, все новые темы сопровождаются цветными схемами и иллюстрациями. Предметы в этой программе связаны между собой - читая рассказы Носова, ребенок решает задачи с его персонажами, а, изучая животных тайги, пишет о них изложение. Кроме того, программа предполагает самостоятельный поиск информации и подготовку докладов к концу каждой четверти на одну из предложенных тем. Конечно, это может получаться у ребенка не сразу, но при наличии дома энциклопедий и/или интернета, а также адекватной помощи родителей, такой поиск разовьет у ребенка умение фильтровать информацию и выбирать значимую, что, безусловно, пригодится в жизни.

Перспектива

Все более популярной становится в школах программа "Перспектива" . Ее тоже относят к традиционным, но, как и в "2100", и во многих других современных программах, в ней предусмотрена работа в тетрадях с печатной основой. Это может быть хорошо, а может быть и не очень, в зависимости от педагога - некоторые грешат тем, что почти не используют обычные тетради по русскому языку, задавая детям переписать только то небольшое количество слов, которое предусмотрено методическим материалом.

Чтение, если ребенок не читает дома сам, тоже слабое, хотя произведения выбраны интересные, авторы, можно сказать, классики, но текстов мало, преобладают короткие стихотворения. Математика в этой программе, несмотря на хорошо подобранные упражнения, выстроена не вполне логично. Например, сначала детей знакомят с таблицей умножения, и только потом обучают сложению и вычитанию в пределах 100. Вообще, темы по всем предметам неоправданно переставлены местами относительно более традиционных вариантов программ.

Перспективная начальная школа

Еще одна программа - "Перспективная начальная школа" , несмотря на похожее название с рассмотренной выше "Перспективой", сходна с ней, разве что, порядком тем в математике - так же умножение прежде сложения и т.п. Русский язык подается, наверное, самым оригинальным способом - не называя частей речи до последнего. Дети так и учат: "слова, обозначающие действия" и "слова, обозначающие предмет". Хотя сам учебник русского языка построен в форме полу-художественного произведения, с диалогами между персонажами и прочими мотивирующими к обучению приемами. А вот пишут в этой программе так же почти исключительно в тетрадях с печатной основой.

Гармония

Программа "Гармония" так же славится своей беспорядочностью, особенно это касается "Окружающего мира", хотя там дается очень много информации из разных областей знаний. Неструктурированность правил усложняет восприятие школьниками как русского языка, так и математики, хотя, возможно, детям с творческим уклоном такое предоставление самостоятельности в формулировках будет, напротив, самым подходящим способом обучения.

Начальная школа XXI век

Так же к традиционным программам относится "Начальная школа XXI век" . Материал этой программы рассчитан на сильных эрудированных детей. Обучающиеся поставлены в условия, когда должны самостоятельно добывать знания - в учебниках много заданий, но мало объяснений, - но, к сожалению, это часто становится домашней работой родителей, не рассчитавших силы и мотивацию ребенка. Программа сама по себе хорошая, но сложная для обычного ребенка.

Системы Занкова, Эльконина-Давыдова

Это все были традиционные программы, развивающих в современных школах используются две - система Занкова и система Эльконина-Давыдова . Суть развивающего обучения в отсутствии традиционного принципа "от простого к сложному", т.е. во всех предыдущих программах сначала объясняют материал, потом дают простое задание, потом усложняют его, объединяя с ранее усвоенным. В развивающем обучении все наоборот. Сначала дается задание, а потом, вместе с одноклассниками и учителем, ребенок должен сам выявить закономерность или правило, по которому это задание следует выполнять. Таким образом, детей учат самих добывать информацию, а не получать готовую.

Программы развивающего обучения предполагают врожденную мотивацию детей к поиску знаний. Увы, у современных детей, особенно после детского сада, этой мотивации уже нет к первому классу. Не у всех, конечно, но у большинства. Поэтому развивающие программы подходят не всем, несмотря на их привлекательность в плане развития самостоятельного мышления, а только тем детям, в которых есть жилка исследователя, и в семь лет все еще горят глаза при столкновении с новым знанием. Кроме того, очень много зависит от личности учителя, от его умения организовать творческий учебный процесс. К сожалению, сочетание всех этих факторов в наших школах встречается очень редко. К тому же, система Эльконина-Давыдова не предполагает оценивания учебной деятельности, что затрудняет связь между учителем и родителем. Хотя по правилам обычной средней школы педагоги таки вынуждены выставлять четвертные и годовые оценки, вне зависимости от программы, и из-за этого система Эльконина-Давыдова утрачивает часть смысла, вложенного в нее создателями. Ну и самый большой, пожалуй, недостаток развивающего обучения в начальной школе - это то, что эти системы не предполагают продолжения в пятом классе, и ребенку все равно придется встраиваться в систему традиционного обучения, просто позже, чем остальным.


Вконтакте

 /  Образовательные программы начальной школы

Современные родители, отправляя в первый класс своё чадо, самостоятельно могут решить, по какой системе образования их ребёнок будет получать знания. Хотите, чтобы первоклассник учился так, как преподавали ещё в советской школе? Или вы сторонники новых тенденций развития? О разнице в подходе к обучению мы решили поговорить более подробно.

В этой статье мы поговорим про популярные программы начальных классов, которые можно встретить в школах Красноярска.

Суть вопроса

Конечно, в России существует единый образовательный стандарт, но прививать любовь к учению с самого раннего возраста можно разными способами. Именно в способах подачи материала, его объёме, количестве уроков и доли вашего участия в обучении маленького гения заключаются качественные отличия одной системы от другой.

Поэтому для разных детей, с разным уровнем развития существуют разные школьные программы: традиционные и профильные. Родители при поступлении ребёнка в первый класс могут выбрать ту (обычно на параллели в каждом классе представлена своя образовательная система), которая лучшим образом подойдёт для гармоничного и постепенного развития малыша.

Отметим, что каждая программа — это не только определённый способ преподавания и подачи информации, но и комплекты учебников, рабочих тетрадей и других учебных материалов.

В Красноярске к основным образовательным системам можно отнести «Школа России», «Перспектива», «Школа 2100», «Планета знаний», «Гармония». Узнать о том, какие методики будут присутствовать в первых классах можно у классного руководителя или во время выбора учебного учреждения.


Программы развития и психологическая подготовка для будущих первоклассников!

«Школа России»

Классическая базовая программа образования. По сути, та же, по которой учили в советские времена, но с поправкой на современность. В этом и первое преимущество методики - пособия написаны по знакомой для родителей схеме, что даёт им возможность без труда помочь чаду с уроками. Поверьте, некоторые современные учебные материалы могут удивить мам и пап первоклашек. В учебниках задания делятся на базовые и повышенного уровня сложности, так называемые, со звёздочкой. Однако для хорошо подготовленных к школе ребят такая программа может показаться простоватой, и первый год они, скорее всего, будут откровенно скучать.

Основополагающие принципы «Школы России»: патриотизм, нравственно-духовные ценности и работа на результат.

«Перспектива»

Если вы растите маленького математика или уверены, что сыну или дочке легче даются точные науки, то обратите внимание на эту систему.

Конечно, она потребует от родителей больших усилий: задания для домашней работы здесь значительно сложнее, а необходимость обращения ребенка к взрослым в процессе обучения — выше. Традиционная математика начальной школы в этой образовательной системе включает в себя элементы геометрии и алгебры (учебники Людмилы Петерсон), что обещает облегчить изучение этих дисциплин в средних классах. Некоторые отмечают, что такая программа может показаться сложной для детей со средним уровнем подготовки.

Одна из главных идей методики - педагог лишь подталкивает к знаниям, а «открыть» их ученик должен сам.

«Школа 2100»

Главное отличие системы — возможность обучения детей разного уровня в рамках единого образовательного процесса. В рабочих тетрадях размещены упражнения и задания разной сложности и разного объёма. Если ребёнок способен усвоить больше информации на определённую тему — он делает это. Методика формирует привычку самостоятельного обучения.

Другое отличие от большинства систем — это непрерывность обучения. Дети могут заниматься по программе ещё в период дошкольного образования (существует соответствующая программа), а продолжать — до окончания школы.

«По этой программе у меня отучился старший сын, а теперь в 1 класс пошла дочь. Для сына была непонятна математика, но он и в принципе не «технарь». Мне нравится то, что дети сначала узнают много обо всём, а потом их внимание останавливают на каждом предмете, то есть движение идёт от общего к частному.

У нас сейчас почти все первые классы занимаются по этой системе. Конечно, скорее всего, у каждой программы есть свои достоинства и свои недостатки, но раз эта существует до сих пор — значит она неплохая»

Счастливая мама Елена Безверхая

«Планета знаний»

Изначально задумывалась в качестве образовательной системы для профильных классов, лицеев и специализированных учебных учреждений, поэтому для некоторых учащихся может быть сложной, хотя учебные пособия содержат разные уровни заданий.

Методика нацелена на саморазвитие, формирование правильной речи, ораторского мастерства, логического мышления — ребёнок учится рассуждать и делать выводы без посторонней помощи. Но учтите, что в образовательном процессе «Планеты знаний», скорее всего, потребуется активное участие мам и пап. Отметим, что указанная программа больше подойдет детям с гуманитарным складом ума.


Close