РРЭ-2016 Вариант 1

(1)Неожиданное открытие последних лет - наличие чёткой иерархии, или рангов, в мире животных. (2)И раньше люди знали о том, что в стаях у волков, гиен, в сообществах большинства приматов есть свои вожаки. (3) < ... >, оказывается, у многих животных это соподчинение проведено сверху донизу последовательно и без исключений, причём не только среди самцов, но и между взрослыми самками, нередко даже между детёнышами и молодыми животными.

1) И раньше люди знали о том, что в стаях у волков, гиен, в сообществах приматов есть свои вожаки, положение которых определяет не только физическая сила, но и повышенная агрессивность.
2) Недавно стало известно, что в мире животных существует строгая иерархия, причём у многих это соподчинение проведено сверху донизу, от самцов до детёнышей.
3) Недавно стало известно, что в сообществах животных существуют вожаки, причём ярче всего это выражено у волков, гиен, в сообществах отдельных видов приматов.
4) Неожиданное открытие последних лет - наличие иерархии у тех животных, которые живут семейными группами, от пяти до двадцати разновозрастных животных.
5) С недавних пор известно, что существующей в мире животных строгой иерархии часто подвержены все сородичи - от самцов до детёнышей.
Именно Однако Потому что Это Поэтому
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
МИР, -ы, м.
1) Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.
2) ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).
3) Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.
4) Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.
5) ед. (предл. в миру). Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви.

кровоточАщий дОнельзя отдАв пОручни закУпорив

Отчётливое звучание всех групп инструментов, великолепная РИТМИЧЕСКАЯ слаженность, эмоциональное разнообразие и выразительность свойственны этому оркестру.
Когда человек НАДЕВАЕТ очки, то улучшение зрения происходит без перенапряжения цилиарной мышцы, мозг как бы «расслабляется».
Британские учёные выяснили, что самым НЕУДАЧЛИВЫМ днём недели является вторник, а не понедельник, как привыкли считать многие.
Неизвестный архитектор использовал ИСКУСНЫЙ приём, тем самым визуально увеличив территорию парка.
Лыжники вышли из охотничьего домика и невольно зажмурились от НЕСТЕРПИМОГО блеска, которым была залита поляна.

наши ИНЖЕНЕРЫ нет ПОЛТОРАСТА рублей много спелых ВИШЕН
свыше ЧЕТЫРЁХСОТ метров ПОСПЕШИТЕ пройти

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Когда я спросил брата, «какое у тебя любимое стихотворение», он затруднился ответить.
2)Работая в этой должности полтора года, инженер много успел сделать для предприятия.
3)Чеховский интеллигент был человеком, сочетавшим порядочность с неумением осуществлять свои идеалы.
4)Медикаменты, или лекарства, - это вещества, применяемые как для лечения болезней, так и травм.
5)Сформулировав в сочинении собственное мнение, у меня возникла неожиданная идея.
6)Л.Н. Толстой писал, что в романе «Анна Каренина» его волновала прежде всего «мысль семейная».
7)Взоры гостей привлекали развешанные картины по стенам дома.
8)К числу своих хобби могу отнести увлечение музыкой и занятия спортом.
9)Продолжая движение, он достал длинную, тонкую, крепкую цепь с грузом на конце и размахивает ею во все стороны.


оп..здание с..тирический выр..щенный мот..вироватъ т..оретический9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..шелец, пр..успеть о..данный, на..пись ра..жать, ни..падать приб..ёт, об..ёмный чере..чур, бе..кровно

ореш..к корч..вать затейл..вый цирконии..вый преодол..вающий
11 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
(ты) перекол..шь подкле..нный (лист) стро..вшийся (дом) сморщ..нный (фрукт) преследу..мый (противник)

Ни на минуту (НЕ)ПРЕКРАЩАЮЩИЕСЯ дожди вызывали тревогу сельчан.
(НЕ)ТОРОПЛИВЫЕ беседы с отцом нравились всем детям в семье, но происходили они всё реже.
Слушать твои советы - далеко (НЕ)ЛУЧШЕЕ занятие!
М. Врубель создал сказочно-символический образ девичьей красоты, (НЕ)МЕРКНУЩЕЙ с годами свежести, таинственности и величавости.
Ни у кoгo (НЕ)ХВАТИЛО смелости признать свои ошибки.

(НЕ)СМОТРЯ на то что большинство стихотворений Жуковского переводные, в них мы BCE(TАКИ) видим русский пейзаж.
Пройдя (В)ДОЛЬ берега, караван остановился, и погонщики принялись (ПО)ОЧЕРЕДИ рассёдлывать оленей.
(ПО)НАЧАЛУ казалось, что слова Ивана Ивановича не произвели никакого впечатления на окружающих, но (В)СКОРЕ обнаружилось, что весь отдел обсуждает его выступление.
(В)ДАЛИ возвышались стройные паруса рыбачьих лодок, и (OT)ТOГО, что их освещало заходящее солнце, они казались розовыми.
Павел Петрович (НЕ)РАЗ помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму.

Стари(1)ая гости(2)ица, расположе(3)ая в переулке, всегда поражала постояльцев оригинальностью планировки: коридоры заканчивались неожида(4)ыми тупиками, а номера комнат были безнадёжно перепута(5)ы.

1) Только под стеной бригадного барака да у столбов жердевой изгороди торчат пучки пропылённой травы.
2) В комнаты падала тень от старых почерневших деревьев и потому в квартире всегда было сумрачно и холодно.
3) Кочевая жизнь ничего не изменила ни во внешности ни в характере ни в речи Оськи.
4) Я маялся от ощущения не то подступающих неприятностей не то начинающейся болезни.
5) Зайцы-русаки ночами бегают по полям откапывают хлебную озимь оставляют на снегу путаные следы.
Образовавшийся на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавший дворянскую усадьбу (3) считался естественной границей двора с хозяйственными постройками (4) и парка (5) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.

Если пасмурен день, если ночь не светла, Если ветер осенний бушует,
Над душой воцаряется мгла,
Ум, бездействуя, вяло тоскует.
Только сном и (1) возможно (2) помочь, Но (3) к несчастью (4) не всякому спится... Слава богу! морозная ночь -
Я сегодня не буду томиться.
Н.А. Некрасов
Фантастика (1) множество форм (2) которой (3) можно найти даже в «бытовых» произведениях Гоголя (4) пронизывает всё творчество писателя.

В родительском доме (1) всё было по-прежнему (2) и (3) если Ивану казалось домашнее пространство как будто сузившимся (4) то это только оттого (5) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

(1)Часто ли вы встречали добрых людей?
(2)Вопрос из тех, которые можно назвать привычными, из тех, которые каждый человек хотя бы один раз в жизни задаёт кому-нибудь в задушевной мирной беседе или, совсем наоборот, в пылу разгоревшегося спора. (3)Или, на худой конец, за неимением собеседника, спрашивает себя самого: «А часто ли ты, дружище, встречал истинно добрых людей?»
(4)Мне приходилось когда-то водить дружбу с одной благородной четой, которую я довольно скоро после нашего знакомства определил в «добрые люди». (5)Так случилось, что судьба забросила нас в один небольшой городок в Швейцарии, - они приехали туда на три года по рабочему контракту из России, я – по той причине из Америки. (6)Я люблю наблюдать людей, а в тот вечер коротал время в одном частном ресторанчике, куда, то ли по причине хорошей кухни, то ли ещё почему, частенько захаживали русские.
(7)Женщина сразу приковывала к себе внимание стройной спортивной фигурой и огромными глазами неопределённого цвета. (8)Её заряд оптимизма и живой энергетики, казалось, просто распространяется тёплой волной диаметром метров на десять, в то время как от её спутника, невысокого коренастого мужчины со спокойным, как маска, лицом, напротив, исходила отталкивающая холодная сдержанность, как будто существующая исключительно с целью компенсации соседствующего поля жены.
(9)Через двадцать минут я уже знал о них много: они приехали только вчера вечером, совсем рядом снимают квартиру, сами из Томска, женаты девять лет, успели обзавестись двумя детьми (мальчик и девочка) девяти и трёх лет, которых заберут сюда, как только обоснуются...
(10)В тот день моросил надоедливый дождик, мы сидели, сгорбившись над удочками, укутанные в брезентовые плащи. (11)Леонид не любил откровенничать, но тогда, отложив аккуратно удочку в сторону, присев на корточки поближе ко мне, заговорил:
- (12)Ты знаешь, Виктор, вероятно, очень скоро в нашей жизни произойдут серьёзные перемены. (13)Поля хочет усыновить одного мальчика. (14)Это сын её школьной подруги, он родился почти в один день с нашим. (5)Теперь отец их бросил. (16)А Верке, матери, он не нужен. (17)В общем, Поля плачет по ночам - и дитё жалко, и себя жалко. (18)Но я думаю, что она уже созрела брать.
(19)Через три месяца их семья увеличилась на одного человека. (20)Теперь мы реже проводили время вместе. (21)Пашка, приёмыш, первое время доставлял им хлопот: то по карманам лазил, то врал, то малышку их обижал. (22)Но настойчивость Полины и уравновешенность Леонида через некоторое время стали давать свои всходы. (23)Пашка пообтёрся и стал всё больше походить манерами на их Антона.
(24)Потом произошло событие из ряда несчастий: у старшего брата Леонида, Андрея, жена попала в автомобильную аварию. (25)Андрей, сославшись на временные проблемы с выездом, умолял брата со слезами голосе забрать его больную жену пока на пару месяцев к себе.
- (26)В конце концов, пару месяцев - не год. (27)Я смогу присмотреть за ней, - исполненная искреннего благородного порыва и сострадания к несчастью бедной женщины, говорила Полина.
(28)Вот так их семья увеличилась ещё на одного человека, (29)Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. (30)Андрей всё не ехал, объясняя это всевозможными причинами, и по-прежнему со слезами умолял потерпеть ещё немного. (31)Они терпели...
(32)Я вернулся в удушливый Нью-Йорк и тосковал по этим необыкновенным людям, как ребёнок, лишённый матери. (33)Не один раз, вспоминая время, проведённое в кругу этой семьи, я мысленно снова и снова повторял: «Милые, милые, добрые люди... »
(По Т. Калашниковой*)
* Калашникова Татьяна (род. в 1965 г.) - современный российский поэт и прозаик, Лауреат премии научно-литературного портала «Русский переплёт», международного поэтического конкурса «Золотая осень», член Союза писателей Москвы.
20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Каждый человек хотя бы один раз в жизни в задушевном разговоре или в пылу разгоревшегося спора спрашивает собеседника, встречал ли он в жизни добрых людей.
2) В семье Леонида и Полины оба супруга обладали большим зарядом оптимизма и живой энергетики.
3) Леонид любил откровенничать, поэтому очень скоро рассказал Виктору практически всё о своей семье.
4) Настойчивость Полины и уравновешенность Леонида помогли приёмному сыну привыкнуть к новой семье и их манерам.
5) Вопрос о том, часто ли мы в жизни встречаем истинно добрых людей, можно назвать привычным для каждого человека.

1) В предложениях 1-3 представлено рассуждение.
2) Предложение 13 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 12.
3) Предложение 21 включает в себя описание.
4) В предложении 9 представлено описание.
5) Предложение 30 объясняет содержание предложения 29.
22. Из предложений 15-21 выпишите фразеологизм (фразеологический оборот).
23. Среди предложений 12-18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного и притяжательного местоимений, контекстного синонима. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
24. «Т. Калашникова предлагает читателям задуматься над сложным, но интересным нравственным вопросом. Эмоциональность, образность авторской речи создают тропы: (А) ________ («разгоревшегося спора» в предложении 2,. «надоедливый дождик» в предложении 10) и (Б) _______ («со спокойным, как маска, лицом» в предложении 8, «тосковал по этим необыкновенным людям, как ребёнок, лишённый матери» в предложении 32). Убедительность повествованию придают синтаксическое средство - (В) ________ (в предложениях 11, 21) и приём - (Г) _______(в предложении 8)»
Список терминов:
сравнение
эпитет
разговорная лексика
фразеологизм
восклицательные предложения
вопросительные предложения
противопоставление
метафора

РРЭ-2016 Вариант 2
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Суждения о прошлом языка, уходящем далеко в глубь веков, всегда предположительны. (2)По определённым фрагментам учёные-лингвисты постепенно восстанавливают целый мир, давно затерявшийся в прошлом. (3)< … > настоящие открытия в историческом языкознании совершаются только тогда, когда удаётся соединить кропотливый поиск фактов и смелость мышления, рождающую яркие, захватывающие гипотезы.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Настоящие открытия в историческом языкознании, касающиеся прошлого языка, возможны тогда, когда удаётся соединить кропотливый поиск фактов и смелость мышления.
2) Довольно часто суждения о прошлом языка позволяют восстановить целый мир, давно затерявшийся в прошлом.
=3)Только соединение кропотливого поиска фактов и смелости мышления учёных-лингвистов позволяет совершать настоящие открытия в области прошлого языка.
=4)Только смелость мышления позволяет учёным-лингвистам по крупинкам восстанавливать знания о прошлом языка, совершать настоящие открытия в историческом языкознании.
5) Суждения о прошлом языка, которые имеют предположительный характер, возможно подтверждать, если кропотливо и целенаправленно собирать исторические факты.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Но Например, Вероятно, Именно Так как
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЯЗЫК, -а, мн. -и, -ов, м.
1) ед. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе. Я. Пушкина. Я. писателей. Я. художественной литературы.
2) Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский я. Славянские языки. Литературный я.
3) ед. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.
4) перен. Пленный, захваченный для получения нужных сведений (разг.). Взять, привести языка.
5) Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Я. животных. Я. жестов.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
вероисповЕдание дозвонИтся принятА красивЕйший зАсветло
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Глава города поздравил актёров драматического театра, отметив их великолепное ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство.
Он чувствовал себя несчастным, ОДИНОКИМ человеком: никто им не интересовался, никто не приходил проведать его во время болезни.
Работа профессора в целом ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой крупное научное достижение.
Денег, которые он получал, едва хватало на ОПЛАТУ счетов за квартиру, дачу, коммунальные расходы.
Утром мы почти выстроились уже во дворе, когда в воротах показалась ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ фигура Василия Петровича.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПЯТИДЕСЯТИ посетителям несколько АПЕЛЬСИНОВ ОБЕИМИ руками
намного ДЛИНЬШЕ ПОЕЗЖАЙТЕ быстрее
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

В) нарушение в построении
предложения с
несогласованным приложением
Г) нарушение в построении сложноподчинённого предложения
Д) нарушение в построении
предложения с
причастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) По окончании спектакля в театре «Современнике» долго ещё обсуждали игру нового актёра.
2) Многие из тех, кто побывал на шукшинском фестивале, смогли увидеть лучшие отечественные картины года.
3) Только благодаря чётких, согласованных действий спасателей людей удалось вовремя перевезти в безопасное место.
4) Пиктограмма представляет собой рисунок, который непосредственно изображает как вещи, так и события, явления.
5) Лесные поляны покрылись звёздочками земляники, обильно цветущими в этом году.
6) Те, кто знакомы с азами столярного дела, могут оборудовать рабочее место для компьютера своими руками и избежать лишних затрат.
7) Впервые начав работать в жюри кинофестиваля, я сумел по-новому взглянуть на нашу профессию.
8) Хочу показать тебе подарок на день рождения моей мамы, который cecтра сделала сама.
9) Тема детства находит художественное истолкование в картине А. Пластова «Первый снег».
8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
обн.. влённый бл.. городство выж.. гать обог.. щение л.. рический
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
бе..печный, ни..падал с..лгавший, пр..язык пр..иск, с..грал интерв..ю, с..ехал пр..возмочь, пр..влёк
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
разве..ться наста..вать кресл..це фасол..вый удва..ваться11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
(они) постро..т бор..щиеся (за правду) дремл..щий (сторож)
полыха..щая (заря) заслужива..щие (внимания)
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Никогда (HЕ)CTPАДВШАЯ душа не сможет постичь счастья.
Софья Павловна (HЕ)TАК виновата в случившемся с нами, как кажется. Выбирай друга (НЕ)ТОРОПЯСЬ, ещё меньше спеши променять его. Грибок (НЕ)ВЫСОК, да крепок.
Уже конец сентября, а нивы до сих пор (НЕ)СКОШЕНЫ, зерно начинает сыпаться с колосьев.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Многому надо было научиться, ЧТО(БЫ) и здесь чувствовать себя в полёте ТАК(ЖЕ) уверенно, как в небе родного края.
Человек, у которого я спросил (НА)СЧЁТ ночлега, оказался, (В)ОТЛИЧИЕ от ранее встреченного, очень разговорчивым.
И (ВСЁ)РАВНО: мы чувствовали себя так, (КAK)БУДTO нас в чём-то обманули.
Молчаливые тучи вдруг распахнулись голубой бездной, (НА)МИГ осветив далёкие горы, и мы (В)ПЕРВЫЕ в этом году услышали раскаты грома.
Старик дважды прошёлся перед домиком, (БУД)ТО изучая его, (ЗА)ТЕМ направился к расположенному неподалёку продовольственному магазину.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Сдержа(1)о поздоровавшись с вое(2)ыми, старик с каме(3)ым выражением лица протянул им кожа(4)ую пастушью сумку с жестя(5)ыми застёжками.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Лена много была на воздухе каталась на санках лепила снежных баб и за всю зиму не болела ни разу.
2) Можно было прекрасно разглядеть не только выражение лиц но и мельчайшие детали одежды шитьё на кафтанах.
=3) Осторожный ветер снимал с веток миллионы пушинок и по всем окрестным дворам и улицам начинала кружить медленная тополиная метель.
4) Палуба и надстройки слились с тёмным небом и морем.
=5) Наше командование интересовалось передвижением немецких кораблей а также обстановкой в портах.
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Забравшись (1) на широкую отцовскую постель (2) и (3) уткнувшись (4) подбородком в плечо отца (5) Ванятка (6) взволнованный (7) событиями вечера (8) долго не мог уснуть.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай (1)поток (2) седой! Соединяй протяжный вой
С протяжным отзывом долины. Как очарованный, стою
Над дымной бездною твоею,
И (3) мнится (4) сердцем разумею Речь безглагольную твою.
Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай (5) поток (6) седой!
Соединяй протяжный вой
С протяжным отзывом долины!
(Е. Баратынский)
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Некоторые полезные ископаемые (1) запасы (2) которых (3) практически не восстанавливаются (4) в ближайшее время могут исчезнуть из недр нашей планеты.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Снег засыпал следы уставших путников (1) и стало ясно (2) что (3)если снегопад не прекратится к ночи (4) обратную дорогу искать будет очень трудно.
Прочитайте текст и выполните задания 20–25.
(1)О, какая странная была эта ночь! (2)Туман тесно стоял вокруг, и было жутко глядеть на него. (3)Среди тумана, озаряя круглую прогалину для парохода, вставало нечто подобное светлому мистическому видению: жёлтый месяц поздней ночи, опускаясь на юг, замер на бледной завесе мглы и, как живой, глядел из огромного, широко раскинутого кольца. (4)И что-то апокалиптическое было в этом круге... что-то неземное, полное молчаливой тайны, стояло в гробовой тишине, - во всей этой ночи, в пароходе и в месяце, который удивительно близок был на этот раз к земле и прямо смотрел мне в лицо с грустным и бесстрастным выражением. (5)Медленно поднялся я на последние ступеньки трапа и прислонился к его перилам. (6)Подо мной был весь пароход. (7)По выпуклым деревянным мосткам и палубам тускло блестели кое-где продольные полоски воды - следы тумана. (8)От перил, канатов и скамеек, как паутина, падали лёгкие дымчатые тени. (9)В средине парохода, в трубе и машине, чувствовалась колоссальная и надёжная тяжесть, но весь пароход всё-таки представлялся легко и стройно выросшим кораблём-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещённой прогалине среди тумана. (10)Вода низко и плоско лежала перед правым бортом. (11)Таинственно и совершенно беззвучно колеблясь, она уходила в лёгкую дымку под месяц и поблёскивала в ней, словно там появлялись и исчезали золотые змейки. (12)А когда я смотрел кверху, мне опять чудилось, что этот месяц - бледный образ какого-то мистического видения, что эта тишина - тайна, часть того, что за пределами познаваемого...
(13)Околдованный тишиной ночи, тишиной, подобной которой никогда не бывает на земле, я отдавался в её полную власть. (14)Если бы в этот час выплыла на месяц наяда, - я не удивился бы...
(15)И невыразимое спокойствие нежной печали овладело мною. (16)Думал я о том, что всегда влекло меня к себе, - о всех живших на этой земле, о людях древности, которых всех видел этот месяц и которые, верно, казались ему всегда настолько маленькими и похожими друг на друга, что он даже не замечал их исчезновения с земли. (l7)Ho теперь и они были чужды мне: я не испытывал моего постоянного и страстного стремления пережить все их жизни, слиться со всеми, которые когда-то жили, любили, радовались и прошли, умерли и бесследно скрылись во тьме времён и веков. (l8)Одно я знал без всяких колебаний и сомнений - это то, что есть тайна, есть что-то высшее даже по сравнению с глубочайшею земною древностью, может быть, тайна, которая молчаливо хранилась в этой ночи...
(19)Утром, когда я открыл глаза и почувствовал, что пароход идёт полным ходом и что в открытый люк тянет тёплый, лёгкий ветерок с прибрежий, я вскочил с койки, снова полный бессознательной радости жизни. (20)Я быстро умылся и оделся и, так как по коридорам парохода звонили, сзывая к завтраку, распахнул дверь каюты и, весело стуча ярко вычищенными сапогами по трапу, побежал наверх. (21)Улыбаясь, я сидел потом на верхней палубе и чувствовал к кому-то детскую благодарность за всё, что должны переживать мы. (22)И ночь, и туман, казалось мне, были только затем, чтобы я ещё более любил и ценил утро. (23)А утро было ласковое, утро было солнечное, ясное бирюзовое небо весны… и этого волшебного утра сияло над пароходом, и вода легко бежала и плескалась вдоль его бортов.
(По И.А. Бунину*)
* Бунин Иван Алексеевич (1870-1953) - русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе (1933) .

Находясь на пароходе в путешествии, герой наблюдал одну из обычных и привычных ночей, когда туман делает её похожим на мистическое видение.
=Когда герой стоял на пароходе, ему казалось, что тишина, царящая вокруг, - тайна, часть того, что за пределами познаваемого.
Околдованный тишиной ночи, герой испытывал невыразимое спокойствие великой и безнадёжной печали, которое овладело им.
Пароход, на котором путешествовал герой, считался среди пассажиров кораблём-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещённой прогалине среди тумана.
=Утром под влиянием ночного созерцания природы герой испытывал чувство бессознательной радости жизни и благодарность за прекрасные моменты.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
в предложении 3 представлено рассуждение.
Предложения-I6--18 поясняют содержание предложения 15.
Предложение 19 включает в себя описание.
В предложении 20 представлено повествование.
Предложения 9-11 содержат рассуждение.

22. Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).
23. Среди предложений 6-12 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
24. «Читая описание ночи, невозможно не восхититься красотой природы, красотой открывшейся взору писателя ночи. Автор очень точен в использовании тропов, в частности (A) _______ («молчаливой тайны», «в гробовой тишине» в предложении 4) и (Б) _______(«как живой» в предложении 3; «словно там появлялись и исчезали золотые змейки» в предложении 11). Кроме того, звучит и особая эмоциональность - об этом можно судить по тому, как часто используется приём - (В) _____ (в предложениях 13, 18, 23). Повествуя о том, какие чувства вызывает у героя восприятие ночи, подчёркивая детали ночи, автор использует синтаксическое средство - (Г) ________ (в предложениях 8, 11, 15, 16)».
Список терминов:
метафора
эпитет
разговорная лексика
лексический повтор
восклицательные предложения
противопоставление
ряд однородных членов предложения
цитирование
сравнение
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
РРЭ-2016 Вариант 3
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Образование предполагает информационную культуру человека, которая измеряется не только количеством усвоенной им информации, но в не меньшей степени осознанием того, что именно он не знает, умением ставить пред собой вопросы и искать на них ответы. (2)А ответы на множество вопросов можно получить с помощью разнообразных словарей, созданных трудами лексикографов – учёных, занимающихся составлением словарей. (3) < ... > для того чтобы целенаправленно пользоваться словарями, нужна особая культура – культура лексикографическая: умение выбрать нужный словарь в зависимости от конкретных познавательных задач, умение извлечь из текста словарной статьи необходимую информацию о слове.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Образованность человека, кроме информационной, включает в себя и особую лексикографическую культуру, что предполагает умение человека выбрать нужный словарь для решения конкретных познавательных задач и получить из словарной статьи необходимую информацию о слове.
2) Образованность человека определяется наличием у него информационной культуры, объёмом необходимых знаний, богатым словарным запасом – лексиконом, умением искать необходимую информацию в научной, художественной литературе, словарях разных типов, которые создают учёные-лексикографы.
3) Образованному человеку достаточно обладать лексикографической культурой, то есть уметь выбрать нужный словарь в зависимости от конкретных познавательных задач, уметь извлечь из текста словарной статьи необходимую информацию о слове.
4) Помимо информационной культуры, образованному человеку необходима и особая лексикографическая культура, включающая необходимые умения для целенаправленной работы со словарями, созданными лексикографами: извлечение необходимой информации о слове из выбранного словаря.
5) Роль учёных-лексикографов в формировании информационной культуры человека значительна, поскольку только в множестве разнообразных словарей человек может найти ответы для решения конкретных познавательных задач.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Потому что Однако Например, Наоборот, Иными словами,
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОСОБЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОСОБЫЙ, -ая, -ое.
1) Необычный, исключительный в каком-л. отношении. Особый сорт. Особая примета. Особенные интонации. Быть на особом положении.
2) Большой, заметный, значительный. Работать с особым рвением. С особым удовольствием слушал музыку. Занятия потребуют особых усилий.
3) Отдельный, не общий. Особое помещение. Особый вход. Особый вагон.
Особая комната у кого-л.
4) Имеющий специальное назначение. Особая комиссия. Особый параграф.
Особый указ. Заявление на особом бланке.
5) Не похожий на других, своеобразный. Особый человек.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
срЕдства красИвее взялАсь перезвонИт бАлуясь5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Учёные учитывали ранее полученные данные об участниках эксперимента: их возраст, социально-экономическое положение, показатели тестов на интеллект, ЛИЧНОСТНЫЕ качества.
Рецепты, ЖИТЕЙСКИЕ советы в форме остроумных и легко запоминающихся поговорок, календарь - всё это сделало альманах своего рода бестселлером.
Иногда чрезмерные проявления людских страстей выходят за рамки ЭТИЧЕСКИХ норм поведения.
ЭФФЕКТНОСТЬ поисков излечения от недуга напрямую зависит от знаний о механизмах его возникновения.
Утро было НАПОЛНЕНО восхитительным светом, но пейзаж, который я увидел из окна автобуса, не мог не вызвать содрогания: ни одного деревца, ни травинки.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ДВЕ ТЫСЯЧИ шестнадцатого года КР АСИВШЕ розы
килограмм ЯБЛОК ИХ ответы ЦОКОЛИ электроламп
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Учёные утверждают, что ежедневные занятия спортом в течение четырёх месяцев способствуют как улучшению памяти, так и повышению
работоспособности.
2) Все, кто писал о гравюрах скорининских книг,
а среди них, кроме Стасова, Равинский, Каратаев,
Владимиров, известный белорусский искусствовед Щекотихин, отмечал их высочайший художественный и технический уровень.
3) На раскопках скифских захоронений можно не
только найти древние кости, украшения и оружие,
а также обнаружить новую археологическую субкультуру.
4) В примечании к своей повести «Вий» Гоголь
писал, что «я только пересказывал народное
предание без изменений – почти в такой же простоте, как слышал».
5) На картине В.А. Серова «Девочка с персиками» озорной характер Веры Мамонтовой читается и в её лукавом взгляде, и в складке губ – того и гляди рассмеётся
6) Несмотря на все усилия по созданию максимально неприхотливого тропического сада, держится это зелёное великолепие лишь
благодаря неустанного ухода: в штат музея входит бригада садовников.
7) Братья Стругацкие относятся к самым известным фантастам не только в российской, но и мировой литературе.
8) Не заботясь особлюдении правил вежливости,
телефонный разговор был Иваном прерван.
9) Помимо основной цели, в ходе экспедиции будет производиться сбор уникальных метеорологических и экологических данных по океанологии.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
м.. фология зам.. рающий оз.. рение м.. ндаль зам.. сить9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.
от..скал, на..скось бе..мерно, ра..говор пр..бытие, пр..красныйз..крытие, под..шёл и..брание, ра..цвёл
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
реч..вой глянц..вый затуш..вать улыбч..вый син.ватый11 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.
пил..щий (дерево) терп..щий (они) верт..тся бре..щий (они) накле..т
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Белокаменные особняки на набережной и следующей за ней улице (НЕ)ВОЛЬНО связывались в моём восприятии с рассказом об известных купеческих фамилиях.
Наука расцветает и развивается там, где люди с различными убеждениями приходят к мысли о необходимости отстаивать их силой разума, а (НЕ)СИЛОЙ оружия.
Каждый избиратель должен иметь возможность проверить, что его голос учтён правильно, но при этом (НЕ)ДОЛЖНА нарушаться анонимность.
Может ли наблюдатель, (НЕ)ЗНАЮЩИЙ истории возникновения вещи, определить, появилась ли она естественным путём или была создана каким-то мастером?
В сущности, медики эпохи Просвещения действовали зачастую наугад, почти ничего (НЕ)ЗНАЯ о том, как работает здоровый человеческий организм.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
В(ПРОДОЛЖЕНИЕ) лета мне пришлось жить за городом, ПРИ(ТОМ) у незнакомых людей.
(НЕ)СМОТРЯ НА строительство в Волжском бассейне множества промышленных предприятий и рост промышленного производства, регион (ПО)ПРЕЖНЕМУ не потерял своё аграрное значение.
(В)НАЧАЛЕ романа герой совершает серьёзные ошибки, ПОТОМУ (ЧТО) ему не хватает жизненного опыта и мудрости.
Нижняя Волга протекает (В)ДОЛЬ Приволжской возвышенности, по территории (ВОСТОЧНО)EВРОПЕЙСКОЙ равнины и Прикаспийской низменности.
Песчаники (ПО)НАЧАЛУ имеют цвет охры, по их виду можно догадываться о происходивших здесь (НЕ)КОГДА процессах.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
Один из видов чтения - углублё(1)ое - предполагает глубокое усвоение прочита(2)ого и часто сохранение информации в целях последующего обращения к ней; эффективность такого чтения повышается, если информация зафиксирова(3)а не только в памяти, но и на бумаге, записа(4)а или схематично изображе(5)а.
15. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Укажите номера ответов.
1) На удивительных картинах художника есть далёкие горы и морская гавань с лодками река и пруд замок и деревенские хижины рощи и холмы.
2) В пьесах А.Н. Островского показаны нравы дворянства и чиновничества купечества и мещанства.
3) Весной радует не только белое пламя ландышей на поляне но и зелёный пух на деревьях первая трава.
4) Ярко светило солнце и гладкая поверхность озера ослепительно сияла.
5) Сохранилась масса писем записочек Чехова в садовые заведения с просьбой прислать то кусты роз сирени то деревья.
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Лесное озеро (1) лежавшее в зелёной чаще некрутых берегов (2) тихо шелестело сухими сабельками прибрежных камышей, с зеркальной точностью отражало в голубоватой воде и сизые зубцы далёкого леса, и (3) нежно позолоченные (4) облака (5) торопливо спешившие в небесной голубизне. 17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Из рая детского житья (1)
Вы (2) мне привет прощальный шлёте (3) Неизменившие друзья
В потёртом, красном переплёте. Чуть лёгкий выучен урок,
Бегу тотчас же к вам (4) бывало.
- Уж поздно! – Мама (5) десять строк!.. - Но (6) к счастью (7) мама забывала. Дрожат на люстрах огоньки...
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана, Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
(М. Цветаева)
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Солнечное затмение (1) полоса полной фазы (2) которого (3) составляет 3 минуты 41 секунду (4) могли наблюдать учёные разных стран.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Поезд уходил из Тобольска в светлый северный вечер (1) и (2) когда состав шёл по новому мосту через Иртыш (3) я в последний раз увидела широкую сибирскую реку и береговые уже неблизкие кручи (4) которые долго ещё белели в наступающих сумерках.
Прочитайте текст и выполните задания 20–25.
(1)До полудня шли они молча травянистой тропой. (2)Через каждый десяток шагов Митрофан Ильич останавливался, вытягивал шею, слушал. (3)А разомлевший от жары лес был полон весёлого птичьего щебета. (4)Но откудa-то спереди доносились суетливые крики сорок, (5)Эти резкие звуки невольно настораживали. (6)Да ещё не нравились старику двa огромных ворона, полого виражировавшие в небесной голубизне.
(7)Оставив девушку, старик тихо скрылся в лесу. (8)Муся застыла, прислонившись к дереву. (9)Истая горожанка, она ничего не ведала о птичьих повадках. (10}Но резкий, злобный и жадный крик сорок и эти мрачные круги, которые безмолвно вычерчивали над лесом большие чёрные птицы, действовали на неё угнетающе. (11)Услышав хруст ветки, девушка вздрогнула и припала к стволу сосны. (12)Нет, это возвращался Митрофан Ильич. (13)Он был грустен и как-то торжественен. (14)Шляпy он нёс в руке, вeтep шевелил его седые волосы.
- (15)Ну? – шёпотом спросила Муся.
- (16)Нет, нас победить нельзя!.. (17)Hиктo и никогда нас не победит, запомни это, - тоже шёпотом ответил он.
(18)Взвалил на плечи рюкзак и, не надевая шляпы, пошёл на звуки сорочьей колготни. (19)У выхода на опушку старик обернулся и многозначительно произнес:
- Тут был бой... (20)Понимаешь, тут такое...
(21)Девушка рванулась сквозь кусты и, вскрикнув, застыла на месте.(22)Перед ней, совсем рядом, стоял небольшой обезглавленный танк. (23)Башня его, отнесённая силой взрыва, валялась поодаль, уткнув длинный нос пушки в землю.
(24)Но не на этот мёртвый, обезглавленный танк смотрела девушка. (25)Вдали открывалась небольшая высотка. (26)Там, в путанице изодранных стволов, обрубленных ветвей, на красноватом, ещё не высохшем песке, темнело несколько человеческих фигур в гимнастёрках родного защитного цвета. (27)Они лежали неподвижно, в странныx, неестественных позах: кто - уткнувшись лицом в песок, кто - на спине, разбросав руки, кто - привалившись к брустверу полузасыпанного окопа.
(28)Военный человек, оглядевшись, сразу понял бы, что произошло возле этого лесистого холма, господствовавшего над окружающей местностью.
(29)Судя по не успевшей ещё завянуть хвое, бой здесь отгремел совсем недавно.
(30)Артиллерийский дивизион получил, по-видимому, приказ окопаться на холме и задержать танковые авангарды противника. (31)Позиция была выбрана превосходная. (32)С вершины высотки, поросшей сосняком, открывался широкий вид на просторные поля, обрамлённые по горизонту сизыми зубцами леса, на дорогу, вьющуюся по пологим холмам в зыбкой желтизне доспевавших нив.
(33)Артиллеристы выкопали неглубокие подковообразные дворики для пушек и сами зарылась в песок, а ниже, в чаще соснового подлеска, успели даже отрыть ложные позиции.
(34)Несколько танков и тяжёлых дизельных бронетранспортёров, сгоревших на дороге у самого подножия холма, молча свидетельствовали, что замаскировавшийся дивизион начал неравный бой внезапным ударом с самой близкой дистанции. (35)Схватка была, по-видимому, затяжная.
(36)Всюду, куда достигал глаз, просторные нивы были исполосованы парными следами гусениц, исклёваны разрывами, черневшими в желтизне помятых хлебов. (37)Спеша пробиться, танки шли в атаку излюбленным немецким строем - углом вперёд, вычерчивая зигзаги, с ходу засыпая высотку снаряда.
(38)Артиллеристы отвечали расчётливо и точно: много искромсанных, обгорелых железных коробок, похожих на вылущенные панцири варёных раков, виднелось во ржи там и тут. (39)Теперь уже тихие и не страшные, эти машины с крестами, с драконами, с рысьими мордами, с пиковыми тузами, намалёванными на броне, громоздились по бровке извилистого оврага, темнели в кустарнике лесной опушки, теснились по дороге, наседая одна на другую, точно играли, в какую-то жуткую чехарду. (40)К сытному запаху разогретых солнцем хлебов, к терпкому аромату сосновой смолы ощутимо примешивались душная бензиновая вонь, тяжёлый смрад горелой краски и пережжённого машинного масла. (41)И всё это сделала горстка советских солдат, окопавшихся со своими пушками в тени лесистого холма. (42)Но дорогой ценой расплатились артиллеристы за то, что позволили своим частям оторваться от врага.
(43)Среди поверженных сосен, у разбитых изувеченных пушек лежали защитники высотки.
- (44)Разве таких победишь? (45)Убить можно, а победить - нет. (46)Нам с тобой, Муся, урок... (47)Ох, какой урок! (48)Запомни это... (49)Сердито кашлянув, Митрофан Ильич надвинул шляпу на самые уши и быстро пошёл, почти побежал с холма к гати, подступы к которой были истолчены ногами, колёсами и гусеницами.
(По Б.Н. Полевому*)
* Полевой Борис Николаевич (настоящая фамилия - Кампов; 1908-1981) - русский советский журналист и прозаик, киносценарист.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Муся и Митрофан Ильич были горожанами, поэтому они не обращали внимания на птичьи повадки.
2) Дивизион артиллеристов, окопавшихся со своими пушками в тени лесистого холма, героически принял неравный бой и погиб, дав своим частям возможность оторваться от врага.
3) По приметам было видно, что артиллеристы отвечали на удары противника расчётливо и точно.
4) Девушка рванулась сквозь кусты и, вскрикнув, застыла на месте, потому что была испугана видом обезглавленного танка.
5) Замаскировавшийся дивизион начал бой внезапным ударом с самой близкой дистанции, поразив несколько танков и тяжёлых дизельных бронетранспортёров, сгоревших на дороге у самого подножия холма.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-2 представлено повествование.
2) В предложениях 25-27 содержится описание.
3) Предложения 36-37 противопоставлены по содержанию.
4) Предложение 43 поясняет то, о чём говорится в предложении 42. 5) В предложении 49 представлено рассуждение.
22. Из предложений 38-40 выпишите фразеологизм(-ы).
23. Среди предложений 1-6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью союза.
24. «Борис Полевой ведёт рассказ достаточно напряжённо, действительно делая читателей сопричастными судьбам своих героев. Глазами персонажей мы видим картину прошедшего боя, показать которую писателю помогают тропы: (А) ______ «железных коробок, похожих на вылущенные панцири варёных раков» (предложение 38) и (Б) ______ «обезглавленный танк» (предложение 24), «тяжёлый смрад» (предложение 40), «изувеченных пушек» (предложение 43). Чтобы выразить состояние своих героев, писатель использует синтаксическое средство (В) ______ (предложения 21, 49) и приём (Г) _______ (предложения 44-45)».
Список терминов:
эпитет
сравнительный оборот
восклицательные предложения
сравнение
фразеологизм
анафора
вопросно-ответная форма изложения
вводные слова
однородные члены предложения
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Ласковая моя и нежная,
Добрая и всегда белоснежная.
Любимая, оставайся прекрасной,
Всегда чистой и ясной.
Твои глаза как два океана,
От которых я всегда пьяный.
А тело твое как шелковая ткань,
Будь же прекрасной, волшебною стань.

От меня цветы, прошу, прими,
Я дарю их в качестве признанья,
И мое признанье не в любви,
Признаю, что ты – очарованье!

Для тебя открыты двери все,
И тобой нельзя не восхищаться,
Ведь в твоей немыслимой красе
Нежность может с силой сочетаться.

Ты принцесса – это не секрет,
Голову любому внешность вскружит,
Разум – это главный твой завет,
Скромность ожерельем тебе служит…

Прекрасна ты, как сад цветущий,
В моменты яркие весны,
И голос твой, ручьем поющий,
Наполнен дивной красоты.

Прекрасна ты лицом и статью,
Богаты нежностью черты,
И несказанной благодатью
Мир наполняешь этот ты.

В твоих глазах мерцает море,
Ласкает взгляд своей волной.
В ультрамариновом просторе
Зрачков чернеющий прибой.

Твоя улыбка ярче солнца
Смешинкой нежной ослепит.
Люблю поток твоих эмоций,
Он жаркой страстью закипит

И унесет меня к заливам,
Накроет радостью лавин.
С тобой я чувствую счастливым
Себя и таю от любви!

В твоих объятьях хочется забыться
И слушать шепот сердца каждый раз.
В тебя все время хочется влюбиться
И окунуться в море синих глаз.

Твоих волос льняное полотно
Могу, богиня, гладить бесконечно.
Твоя краса чиста и безупречна,
Она меня дурманит как вино!

В мире нет чудесней красоты,
Чем твои прекрасные черты.
Ты свежа, изысканна, нежна,
Ты великолепна, как весна!

Можешь быть, как осень, утонченной,
Словно летний день, бываешь томной.
Ослепительна порою, как зима!
До чего ж ты всё-таки мила!

Ты самая лучшая, клевая, классная!
Ты нежная, милая, просто прекрасная!
Непревзойденная и несравненная,
Ты самая яркая и офигенная!
Эффектная, модная, неотразимая,
Ты самая-самая сердцем любимая!

В твоей улыбке прячутся мечты,
Красе твоей завидуют цветы –
Жемчужине улыбки, блеску глаз!
Нет в этом мире столь достойных фраз,
Чтобы тебя подробно описать!
И оттого я повторюсь опять:
Ты – краше, чем рассвет над садом роз!
Ты – выше самых дальних в небе звёзд!

Красивые комплименты девушке о ее красоте

Скажу тебе, сомненья выгнав,
Что очень хороша собой,
Когда ты веришь: наша сила
В том, что мы встретились с тобой.
И хорошо, что есть возможность
Простой стих отослать тебе.
Скажу, что есть и дух, и гордость.
В твоей нескромной красоте.

Тону в глазах твоих бездонных,
И в поволоке нежных глаз,
И в жестах искренних и скромных
И в тихой песне мудрых фраз…

Твоей любуясь красотою,
Я вновь Творца благодарю,
Что он создал тебя такую,
Что я неистово люблю!!!

Нежна, как бабочки, стремленье
Попасть к зовущему цветку,
Ты вызываешь восхищенье,
И умножаешь красоту.

Ты - идеал любовной ночи,
Твоей улыбке равной нет,
Ты вдохновляешь эти строки
Любви внося в них нежный свет.

Словно мед акации,
Прядь твоих волос.
Буду любоваться
Ими я до звезд.

До рассвета нежного
Чайной розы сок
С губ твоих безбрежных я
Буду пить у ног.

И глаза хрустальные
На меня глядят,
Как роса кристальная,
Чист, невинен взгляд.

Ты богиня сакуры,
Розовый бутон.
Я твоей осанкою
Тонкой восхищен!

Как ты мила в заснеженном уборе!
Снегурочкой предстала предо мной
С загадкою в прохладном синем взоре...
Поистине, твой образ - неземной!

Надеюсь, что когда зима промчится,
Уйдет с ней вместе холод твоих глаз.
Твой облик, притягательный и чистый,
До глубины души меня потряс!

Мне на тебя никак не наглядеться,
Смотрю любуюсь, глаз не отвести.
Скажи мне, где взяла такое средство,
Чтоб стать красивей, чем звезда в ночи.

Тебе, наверно, фея подарила
Румянец нежный, взяв из свежих роз,
А ночь своею краской наделила
Ресницы, брови, локоны волос.

Ты красотой своей стоишь сияешь,
А у меня кружится голова.
То вдруг улыбкой землю освещаешь,
То вдруг откинешь локоны слегка.

Ты так прекрасна, как звезда,
Что лишь для неба создана!
Чарует каждого твой взгляд,
Тебе к лицу любой наряд.

Тобою можно любоваться
И взгляд от ног не отвести,
Заставишь ты повиноваться
К ногам твоим цветы нести!

Нежная и милая, самая красивая,
Добрая и честная, очень интересная,
Умная и яркая, как черешня, сладкая,
Искренняя, тонкая, словно птичка, звонкая.

Нет родней тебя и лучше.
И пускай на небе тучи,
Светишь солнцем для меня
Ты - любимая моя!


И розы завидуют алым губам,





Комплименты самой любимой девушке

Любимая, ты мой цветок,
Сладкой любви и радости росток.
Как же тебя мне не хватает,
До боли в сердце тело мое страдает.
Ни секунды покоя, ни шагу назад,
Вижу, что без тебя моя жизнь пустяк.
Красота твоя как мед, как эликсир,
Которая излечит раны и заполнит мир.

Как зайчик солнечный, игрива…
Как ветер ласковый, нежна…
Как идеал земной, красива
И мне, как воздух, ты нужна!
Я для тебя готов на подвиг,
Ты для меня важней всего!
За твой прекрасный, чистый облик
Не пожалею ничего!
Лишь одари меня вниманьем,
Своим теплом благослови…
Дай мне надежду, пониманье
И только часть твоей любви!

В тебе одной загадка мира
Посредством глаз заключена,
По-настоящему красива
Во всей Вселенной ты одна.

Душа и стать в тебе едины,
Тобой, вся жизнь восхищена!
С таких, художники картины
Творят в любые времена.

В твоих глазах так много света!
Их удивляюсь глубине!
Они согреют, словно лето
В далёкой сказочной стране!
Волос пушистых завитушки –
Как солнца яркий ареол.
А россыпь озорных веснушек –
Оставил золотой помол.

Ты безупречна и гармонична,
Гостеприимна, добра, весела,
В общении дипломатична,
Тебе по плечу любые дела.

Ты - замечательная мама,
Прекрасная жена и дочь.
Где нужно, там тверда, упряма,
Всегда готова всем помочь.

Ты деликатна и терпелива,
Заботлива и верна.
Ты очень женственна и красива,
Твоя душа теплотою полна.

Улыбчивая, милая,
Сплошное обаяние,
Как кошечка, игривая,
Само очарование.

Нежна, как цветок лотоса,
Прекрасна, восхитительна,
Как шёлк блестящий, волосы.
Ты очень соблазнительна...

Твои глаза как нежный яд.
Еще сильней меня манят,
Когда ты смотришь так игриво
И говоришь неторопливо...

Твоя фигура просто «ах»,
Ты хорошеешь на глазах!
Прекрасный талии изгиб
Сведет с ума! О, я погиб!

Ты восхищаешь, безусловно,
Я говорю тебе всерьез.
Твой поцелуй горячий, словно
Прекрасный шик голландских роз.

Ты краше ангелов, ей-богу!
С тобою сложно их сравнить!
И нежностью улыбки строгой
Любого можешь покорить!
Твоих волос каскад прелестный –
Как шёлка чистого река.
Румянец щёк, и блеск чудесный
В глазах, как отблеск огонька.

Красивый комплимент девушке которая нравится

Любимая моя, ты мой луч,
За тебя держусь, вижу небо без туч.
Кровь от любви к тебе кипит,
Любовью к тебе постоянно тяготит.
Распускайся каждый день как цветок,
Ласковый, нежный оргазма лепесток.
Буду я пчелой с тебя собирать нектар,
Создавай тем самым любви пожар.

Ты восхитительна, желанна,
Ты образец для подражанья,
Ты женственна, всегда прекрасна,
Только шутить с тобой опасно.
Ты навсегда пленяешь взором,
В котором тонут все, как в море,
Ты воплощенье богини Венеры,
И если не видел, то трудно поверить.
А внутренний мир твой еще чудесней,
Достойна ты и стихов, и песен.
Ты несказанно добра и радушна,
Участлива и неравнодушна.
В тебе найдешь верную подругу,
С тобой не страшен ни зной, ни вьюга!

Ты - вдохновение поэта,
Красой твоей наполнен свет,
Тобой Вселенная согрета,
Таких, как ты, в природе нет.

Ты лучезарней небосвода
И романтичнее луны,
Ты - первозданная природа,
Ты - благолепие весны.

В твоих глазах кусочек неба,
Луны частица в волосах,
Любой с тобой б несчастным не был,
Но ты одна стоишь в слезах.
Молчишь, что жизнь несправедлива,
Мечтаешь все начать с нуля…
С тобою вместе быть могли бы,
Но знаешь, ты не для меня.
А может пусть решает случай?
Давайте изменю рассказ,
Пошлю тебе улыбки лучик,
Увижу блеск печальных глаз.
Ты улыбаешься в ответ,
Чуть-чуть краснеешь невзначай,
Услышу тихое «привет»
И приглашу тебя на чай.

Невозможно комплимент не говорить
Такой сказочной прелестной даме,
Ради Вас способны все творить,
А слова рождаются все сами!

Вы прекрасны, в этом спору нет!
И в глазах сверкают искры счастья,
Что всем дарят нежный, добрый свет,
Что уберегает от ненастья!

И пусть не иссякнет Ваш заряд,
Чтобы осчастливить всех подряд!

Ты удивительна и так прекрасна,
И говорю я не напрасно,
Ведь твои чары и краса
Свели давно меня с ума!

Ты так собою опьяняешь,
И сразу четко понимаешь,
Что в твои сети угодил,
И выбраться не хватит сил!

Ты так нежна, и так умна,
Такая ты, поверь, одна.
Я так тобою восхищаюсь,
И приукрасить не пытаюсь!

Ты как цветок прекрасный на вершине,
Как персик сладкий, сочный абрикос,
Как виноградный сок и вкус малины,
Как запах яблок от румяных щек.

Как свежесть моря и сиянье солнца,
Как лепесток, как нежный мотылек.
Ты как тепло весною от оконца,
Как в жаркий день прохладных вод поток.

И волосы твои как водопады,
И губы словно розы и тюльпан.
Глаза же как прекрасные топазы.
Любовь моя к тебе как океан.

Красива, стройна и весьма гениальна
С кем надо учтива, с кем надо – нахальна.
Порядок со вкусом, тип-топ с чувством меры,
У ног у твоих целый полк кавалеров
И с завистью в след тебе смотрят старухи.
Милашка, давай продолжай в том же духе!

Какая красивая девушка - комплимент

Любовь моя, ты прекрасна.
Так меланхолична и страстна,
Двойственна, ветрена и сексуальна,
Изящна и сентиментальна.
Красоты твоей всегда не хватает,
От глаз твоих мое сердце тает.
От встречи с тобой переполняет оргазмом,
Дай же тебя любить и заполнить лаской.

Ты – бриз морских равнин,
Луч солнца золотистый,
Ты - крепость для мужчин,
Цветок, родник мой чистый.
Ты красотою несравненна,
Добра, умом наделена.
Ты безупречна, совершенна
И, поразительно скромна.
Ты - лишь одно очарованье:
Полна харизмы и огня.
Ты - лучшее небес созданье,
Неотразимая моя!

Ты восхитительно прекрасна,
Твоей нет ярче красоты,
И все поэты не напрасно
Тобой наполнили мечты.

В тебе нет фальши и жеманства,
Ты обольстительно чиста,
И все тобой звенит пространство,
И вся ты нежности полна.

Прозрачная кожа нежнее жасмина,
И розы завидуют алым губам,
Глядят из-под крыши ресниц твоих длинных
Глаза величаво, как греческий храм!
Изгиб твоей талии сердце волнует
Любого, кто ценит ещё красоту.
И голос прекрасный волшебно чарует!
И рядом с тобой – ромашки цветут!

Любуюсь я тобою каждый день,
С тобою по сравненью солнце - тень!
Цветка любого ты всегда нежнее,
Луны всегда загадочней, милее!

Ты красотою мир весь покоришь,
Всегда ты все поймешь и все простишь,
Ты нежностью своей и добротой
От серых, тусклых будней мир укрой!

Как ценитель красоты,
Я скажу: прекрасна ты!
И улыбка, и душа,
И походка хороша,

Тонкий ум, как бритва острый,
Обойти тебя не просто!
Все удачно, все прекрасно,
Убеждаюсь ежечасно,

Все мне нравится в тебе,
Благодарность шлю судьбе,
За удачу нашей встречи,
Что я был, и есть замечен,
Что в плену у красоты,
Что со мною рядом ты!

Ты прекрасна как принцесса,
Ты красива, хороша,
Ты умна, нежна, чудесна,
Сводишь ты меня с ума!

Ты как аленький цветочек,
Ты Богиня, целый мир,
Эти посвящаю строчки,
Твой фанат, номер один!

Твои глаза как ясный день,
В них будто небо голубое.
Ресницы, словно ночи тень,
Манят своею чернотою.

Ты вся загадочна, как ночь.
Так много тайн в тебе сокрыто.
А улыбнешься - ясный день
Сияет на твоих ланитах.

Кораллово-жемчужная улыбка,
И миловидного лица овал –
Пожалуй, с неба ангел по ошибке
Тебя однажды в лоб поцеловал!
С тех пор глаза наполнились сияньем,
И распушились волоски ресниц,
Сражённый твоим чудным обаяньем,
Перед тобой и Зевс упал бы ниц!

Приятные комплименты девушке

Ты прекрасна, словно фея – спору нет,
И в твоих зрачках мелькают искры счастья,
Они дарят сердцу моему необходимый свет,
Они оберегают мою душу от ненастья.
Ты волшебство, нирвана, сон, что наяву,
И от тебя течет мелодия любви по свету,
Без тебя нельзя представить зиму и весну,
Нет без тебя ни осени для меня, ни лета.

Она красива и нежна,
В ее глазах живет весна,
В ней спряталась загадка лет,
Ее прекрасней в мире нет.

Родилась маленькой и слабой,
Была когда-то чуть живой,
Но неожиданно с годами -
Пролилась чудной красотой.

Мужчины вслед ей замирают,
Ночами бедные не спят,
Готовы все отдать на свете,
За брошенный призывно взгляд.

Ресницы длинные, как стрелы,
Пронзают сердце на лету,
Ее пленительная нежность,
Сгубила не одну судьбу.

Посмотрит карими глазами,
Улыбкой ласковой сверкнет,
Любое сердце несомненно,
В ее ладони упадет.

Ей так завидуют в округе,
Ее таинственной красе,
Уже ведь сорок бабе будет,
А молодость горит в душе.

Ей двадцать лет дают без смеха,
Не властны перед ней года -
Она принцесса, королева,
С небес загадочных сошла.

Влюбляются в нее моложе,
Не зная сколько даме лет,
С ней забывают осторожность,
Такой на свете больше нет.

Ты создана быть совершенством,
Творить прекрасное добро,
И радовать людей блаженством
Даря им радость и тепло.

Ты, как цветок, нежна до дрожи,
В тебе цветенья аромат,
Что источает гладкость кожи
Как, запах искренности, сад.

Ты знаешь, быть хочу я строгим -
Не получается, о боги!
Ты улыбнешься - я сражен:
Улыбки блеском поражен!

Сквозит в улыбке милой детство.
В ней вижу чуточку кокетства:
Сияют зубки, губ изгиб -
Спасите! Я уже погиб!

А твой задорный юный смех -
Предвестник будущих утех!

Сегодня ты прелестно улыбнулась,
Весна в душе моей тотчас проснулась!
Так хороша ты - просто всем на диво,
Чиста, обворожительна, красива,

Что сразу я к ногам твоим готов
Весь мир, ничуть не медля, положить,
Тепло, любовь и счастье подарить,
Не расточая лишних громких слов!

Комплимент я приготовил,
И тебе его пришлю,
Я скажу, ты бесподобна,
Откровенно говорю!

Ты добра, умна, красива,
Ты безумно хороша,
А твоя улыбка,
Сводит вмиг меня с ума!

Красавица, скажи: откуда
Ты появилась на земле?
Ты просто ангел, просто чудо,
Не видел девушки милей!
Улыбки славной обаянье,
Волос тяжёлый нежный шёлк!
Ты – сладкое очарованье,
Способное сразить хоть полк!

Твои губы - розовый рассвет,
Твои глаза - нежнейший бархат ночи,
Другой такой на свете больше нет,
Сверкаешь ты бриллиантом среди прочих.

Волос твоих искристый водопад
Я целовать готов и днем, и ночью синей,
Из-под ресниц крылатых нежный взгляд...
Что в этом мире может быть красивей?

Но разве что, лишь сердце и душа,
Что в ангельскую плоть вложили боги...
Любимая! О, как ты хороша!
Моя богиня, фея-недотрога.

О, какая странная была эта ночь! (По И. Бунину)

Одна из проблем, поднятых Буниным в этом тексте, — это проблема взаимосвязи состояния природы и человека.

Данная проблема всегда актуальна. Мы радуемся восходу солнца, любуемся первой кружевной весенней зеленью. Часто грустим, когда за окном промозглая осенняя слякоть и когда льют бесконечные дожди. Оживают в нас новые надежды весной. Тёплое солнечное утро вселяет радость в наши сердца. Вот и Бунин, описывая состояние героя ночью на пароходе в море, рассказывает, что было что-то неземное, апокалиптическое в окружающем мире, вокруг стояла гробовая тишина, корабль казался призраком, и всё вокруг носило мистический характер. И тогда, ночью, «спокойствие великой и безнадёжной печали овладело» рассказчиком. Зато утром, говорит писатель, герой снова был полон бессознательной радости жизни, чувствовал благодарность за всё, что дарил ему окружающий мир.

Позиция автора такова: он убеждает читателя в том, что люди – это часть мироздания, природы и состояние человека всегда связано с тем, что происходит в окружающем мире. С этим нельзя не согласиться. И во многих художественных произведениях мы находим подтверждение этому.

Вспомним эпизод из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», в котором описывается состояние князя Андрея, когда он едет в Отрадное. Весна вступает в свои права, всё вокруг оживает, и только огромный старый дуб, словно уставший, проживший много лет человек, не поддавался очарованию весны. И Болконский, увидев это дерево, подумал о том, что и он должен просто доживать свою жизнь, ничего не желая и ни о чём больше не тревожась. Но вот, после встречи в Отрадном с Наташей, князь снова едет по этой дороге и видит преображённый, с шатром зелени старый дуб, без корявых веток, старых болячек, без горя и недоверия к весне. И князь Андрей решил, что жизнь не кончена, что впереди и счастье, и новые планы. Писатель подчёркивает тесную связь состояния героя романа с миром природы.

В стихотворении Ярослава Смелякова лирический герой просит друзей в случае его болезни не вызывать врачей, говорит: «..Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом, в изголовье поставьте упавшую с неба звезду». И если ему придётся уходить навсегда, то не больничным коридором, а Млечным путём. Поэт подчёркивает взаимосвязь человека с окружающим миром, который даёт нам силы, учит ценить каждое мгновение жизни.

В заключение хотелось бы обратиться ко всем: учитесь радоваться всему – восходу солнца, первым весенним цветам, дождю, облакам, плывущим в небе. Тому, что у нас никто и никогда не отнимет, пока мы живы.

Сочинение

Санкт-Петербург, Ленинград, Питер… Этот город — какая-то особая субстанция, во многом роковая, мистическая. Невозможно не восхититься и не оценить красоту Петербурга, невозможно не ужаснуться кровавым вехам истории, с которыми накрепко связан этот город. Кто-то влюбляется в него раз и навсегда, а кто-то мгновенно чувствует отторжение к нему. Так что же такое Петербург — город-сказка, город-монстр?

Ответить на этот вопрос пытались многие русские писатели. Именно они запечатлели Петербург в своих произведениях, оставили потомкам портрет этого города, пропущенный через призму их индивидуального восприятия.

Так, Ф. М. Достоевский — писатель, создавший в своих произведениях страшный портрет большого города, города-«спрута», который подчиняет и обезличивает человека. Главной чертой Петербурга в изображении этого автора является его «двойничество», «оборотническая» сущность.

Так, в ранних произведениях Достоевского этот город — сказка, однако сказка, злая, с несчастливым концом. Петербург у писателя прекрасен настолько, что кажется нереальным, фантастическим городом. И, как любое прекрасное существо, оно высокомерно и надменно по отношению к обычным людям, разрушает не только их жизни, но и губительно действует на их сознание (это свойство Петербурга — лейтмотив образа у Достоевского).

Так, в повести «Белые ночи» жестокая красота города проявляется в полной мере. Символично название произведения, обозначающее самый необычный и красивый период в жизни города, который, однако, противоречит всем законам, ведь ночь и свет несовместимы.

Достоевский показывает, что Петербург разобщает, заставляет думать о выживании, каждую минуту бороться и сопротивляться, чтобы не пропасть. Однако героям писателя хочется любви, тепла и участия. Именно поэтому для них жизнь и мечта зачастую переплетаются, меняются местами.

В Петербурге, говорит Достоевский, происходят «фантастические» события, зреют безумные идеи, совершаются преступления. Здесь искусственно созданные «идеи» заменяют естественные, «органические» нравственные убеждения человека. По мнению писателя, это разновидность повального безумия.

С одной стороны, Петербург Достоевского загадочен и ирреален. Особенно таинственны набережные этого города — Екатерининский канал, Фонтанка, Нева. Водная стихия Петербурга как бы усиливает его мрачный колорит, его разрушающую силу. В странном и угрюмом городе необычно все: памятники, которые вдруг могут ожить, здания, давящие своей массой, маленькие домишки с глазами-окнами.

С другой стороны, Петербург максимально реален — здесь проявляются все самые грубые стороны жизни. «Непарадный» Петербург — это город «униженных и оскорбленных». Он наполнен распивочными, трактирами, тесными душными улицами, Сенной площадью, «канавами» с грязной водой, мрачными давящими зданиями, уродливыми жилищами.

Архитектура в этой части города также по большей части уродлива и травмирует психику. В ней нет ничего от красоты и величия парадного, «фасадного» Петербурга. Здесь все серо и уныло — теснота, мрачные тона, отсутствие перспективы, «громадные, теснящие и давящие дома». Петербургская архитектура в изображении Достоевского как бы дополняет картину угнетенного душевного состояния большинства персонажей.

Достоевский открыл характернейшие для Петербурга черты, которые проявляются в его героях, — мечтательство и двойничество. Мечтатель всегда живет двойной жизнью — грезой и явью. Двойничество же уже как бы следующая стадия мечтательства, когда жизнь, возникающая в сознании, становится реальностью.

Важно, что герои, населяющие Петербург Достоевского, часто проживают в этом городе как бы параллельно, даже и не соприкасаясь с ним: прекрасно-жестокий город не подпускает их к себе, держа на уничтожающей дистанции.

Однако к авторской ненависти к Петербургу иногда вплетается и его любовь. В определенные моменты город сбрасывает с себя жесткий саван и открывает свою душу — хрупкую и тонкую: «Есть что-то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю жизнь свою, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами…»

Таким образом, Петербург Достоевского — это город-оборотень, неуловимый и непостижимый. И именно поэтому он особо опасен: Петербург незаметно разрушает изнутри, отчуждает человека от общества и себя самого, заставляет мучиться, «сходить с ума», совершать безумные поступки.

Зинаида Павловна Дмитриева в городе известна как прекрасный педагог. Недаром её бывшие ученики, многие из которых давно сами стали бабушками и дедушками, приходят с цветами и подарками к своему классному руководителю. Зинаида Павловна состоялась как краевед, многим воспитанникам она привила любовь к родному краю, путешествиям. Она прекрасная мать, бабушка и даже прабабушка. А ещё она удивительно красива, ею нельзя не любоваться и восхищаться, невзирая на возраст (хотя о чём это я?)

Друзья, родные, ученики поздравили с днём рождения Зинаиду Павловну Дмитриеву

Рождение дружбы
Мы познакомились с Зинаидой Павловной благодаря её дочери Елене, с которой когда-то вместе трудились.
Вскоре после знакомства мы встретились с Леной, её сынишкой и мамой в детской поликлинике. Стоял трескучий мороз. И юный непоседа… приклеился губой к дверной ручке! Испуганный малыш не издавал ни звука, а мама и бабушка были почти спокойны. Зинаида Павловна попросила меня принести тепленькой воды, и мальчик был освобождён из ледового плена.
Так и началась наша дружба. Длится она уже три с половиной десятка лет. Порой мы долго не видимся, но всегда знаем, что мы есть друга у друга. За эти годы в нашей жизни столько было моментов, когда человеческая натура проявляется в своём истинном свете! И я уверенно говорю: Зинаида Павловна — человек, который мне действительно очень дорог, и женщина, которой я искренне восхищаюсь. Белой завистью завидую её ученикам.

С милого севера в сторону южную
Она родилась и выросла на Урале, её с детства привлекали камни — удивительные, неповторимые. Неудивительно, что по окончании школы — с золотой медалью — она решила стать учителем географии.
С мужем-корабелом приехала по его распределению в город на берегу Белого моря. И влюбилась — в суровую красоту Севера, белые ночи, бескрайние снежные просторы. И конечно, Белое море, Ягры с его уникальным бором, дюнами… Работа в школе, общение с учениками и их родителями, походы и встречи с интересными людьми — всё, за что бралась Зинаида Павловна, она делала с любовью и полной отдачей.
Есть в нашей общей биографии и украинская страничка. Выйдя на заслуженный отдых, юная пенсионерка решила купить домик в тёплых краях, чтобы детям и внукам было где отдохнуть. Объехала-обошла много мест, пока не оказалась на берегу Южного Буга, около утопающей в сирени небольшой беленькой хатки, и не поняла: вот место, что она искала. Поначалу местные жители с недоверием посматривали на «учительшу-интеллигентку». Но очень быстро поняли, что та не боится никакой работы, образованностью и титулами-званиями не кичится, а напротив — готова всегда и внять доброму совету, и помочь, если надо. Её полюбили, признали своей. А с ней и всех нас, её детей, внуков, друзей. Как жаль, что теперь с дорогими нам людьми мы живём в разных странах!

Покорение Парижа
Порой её дети Лена и Саша обижались, что ученикам она уделяет больше времени, чем им. Но дети всегда были и остаются главным в её жизни. Позже к ним добавились внуки.
Все получили высшее образование, состоялись в профессии. Старший внук Павел с семьёй живут в США, Анна с мужем — во Франции, средний внук Илья с красавицей женой Марианной и двумя дочками — в Литве. В Северодвинске живёт Антон. Хороший специалист по информационным системам, вместе с женой Варенькой исколесил всю Россию. Самая юная внучка архангелогородка Полина унаследовала от бабушки любовь к путешествиям и уже побывала у брата за океаном.
Зинаида Павловна не была бы собой, если бы не побывала у внуков. Только до Америки пока не добралась, но… Никогда не говори никогда — это про неё, Зинаиду Павловну. В не совсем юном возрасте она не просто освоила компьютер, но и даст фору иному айтишнику. Как и прежде, много читает, встречается с друзьями, любит театр и концерты.
Она и сейчас притягивает восхищённые взгляды. К природной красоте добавились мудрость, щедрость души и ещё много того, что делает её поистине прекрасной.
Недавно наша милая и любимая Зинаида Павловна отметила день рождения в кругу родных и друзей. Что добавить к тем словам, что уже были сказаны? Здоровья, здоровья и ещё раз здоровья, реализации всех задумок… И ещё раз покорить Париж!
Людмила ШУРЫНДИНА
Фото из личного архива


Close