Жизнь - способ существования живого, выражающийся как минимум в обмене веществом-энергией с окружающей средой и размножении.

У живых организмов и существ жизнь - биологическая форма деятельности, у человека - биосоциальная форма.

Для человека жизнь - деятельность вообще, интегральная деятельность, жизнедеятельность в самом глубоком смысле этого слова. На фоне жизни человек осуществляет специальные или специализированные формы деятельности, такие как общение, познание, практическая деятельность, труд, отдых и т. д.

Существуют три уровня человеческой жизни или три жизни человека:

1. Растительная жизнь - это питание, выделение, рост, размножение, приспособление.

2. Животная жизнь - это собирание, охота, защита, половое и иное общение, уход и воспитание детей, ориентировочная деятельность, игровая деятельность.

3. Культурная жизнь или жизнь в культуре - это познание, управление, изобретение, ремесло, спорт, художество (искусство), философия.

Жизнь человека есть его жизнь как живого существа и жизнь в культуре .

Нужно четко различать понятия ”смысл жизни” и “цель жизни”. Когда перед человеком стоит цель стать, например, врачом, ученым, инженером, то в этом еще нет ответа на беспокоящий его вопрос о смысле жизни. Таким образом, если цель указывает на то, к чему человек стремится, то смысл жизни говорит о том, во имя чего он это делает.

Поиск смысла жизни - первая часть проблемы. Вторая часть - реализация смысла жизни, смыслозначимая, осмысленная жизнь.

В чем же конкретно смысл жизни? Ясно, что каждый отвечает на этот вопрос по-своему. С другой стороны, в нем есть общие моменты. Это - любовь и творчество. В подавляющем большинстве случаев люди осмысляют-оценивают свою жизнь именно в русле этих двух категорий. Смысл жизни - в любви и творчестве. Любовь поддерживает, умножает жизнь, делает ее гармоничной, гармонизирует. Творчество обеспечивает прогресс жизни.

Цель жизни
Цель «задает» целостность деятельности. Если это цель жизни, то она определяет целостность жизни. У человека, не имеющего цели жизни, и жизнь не реализуется как органическое целое в человеческом смысле. «Жизнь без цели - человек без головы» - гласит народная мудрость.

Не всякий человек ставит перед собой цель жизни, но если ставит, то этим человек полагает ее как целенаправленную деятельность.

Вообще в реальной жизни существует целое дерево целей . Цель жизни - это главная или общая цель жизни. Помимо нее существуют либо подчиненные, промежуточные, либо побочные цели. Подчиненные и промежуточные цели - это цели, осуществление которых открывает путь к главной цели жизни, приближает к ней. Побочные или параллельные цели - это цели, которые формируют всю “кухню” жизни, обусловливают полноценное гармоническое развитие человека. В некоторых ситуациях возникает конфликт между главной целью жизни и побочными целями. Этот конфликт может завершиться либо победой главной цели жизни, либо победой побочных целей.

Главная цель жизни - это цель, осуществление которой оправдывает жизнь человека в целом, как личности, субъекта, стоящего где-то наравне с обществом, осознающего свои цели как цели человека вообще или цели того или иного сообщества людей. В главной цели жизни по логике вещей сливаются воедино стремления человека как индивидуума и цели общества.

Когда возникает необходимость целеполагания? Вероятно тогда, когда между потребностью и ее удовлетворением имеется какое-то препятствие или для удовлетворения потребности нужно совершить сложные ориентировочные действия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Нижегородская государственная медицинская академия

Смысл жизни и врачевание

Трошин В.Д.

Введение

Проблема смысла жизни связана с общей проблемой Мироздания, ее местом в общем развитии Вселенной, эволюцией человека и человечества, конкретный смысл жизни каждого человека - с удовлетворением его основных потребностей, в частности биологических, социальных и духовных. Смысл жизни каждого человека определяется стремлением к непрерывному самосовершенствованию, при этом если совершенствуется сам человек, то совершенствуется и все человечество. До недавнего времени проблеме смысла жизни в медицине уделялось явно недостаточно внимания. Понятие о смысле жизни отсутствует в философском и психологическом словарях, обходят молчанием его и учебники медицины. Между тем можно ли считать полноценным медицинское образование, в котором проблема смысла жизни есть "терра инкогнито"? В то же время эта проблема принадлежит к числу вечно волнующих и неразрешимых. Она встает перед каждым достаточно развитым человеком рано или поздно, на заре или закате его жизни. Откуда мы пришли, куда мы идем, какова цель существования человека на земле? Если есть жизнь, то, может быть, как сказал поэт, это "дар случайный". Или же в вечном круговороте жизни таится какой-нибудь глубокий символ? Б. Паскаль в свое время заметил: "Горе тем, кто не знает смысла своей жизни". Большинство людей просто не задумываются над этим, а кто задумывается, толкует по-разному. В.Г. Вогралик (1985) в этой проблеме выделяет две категории смысла жизни: общебиологическую и человеческую, психологически обусловленную. Во второй категории следует отметить духовный и социальный смысл жизни в соответствии с потребностями человека и человечества. На этих вопросах мы и остановимся более подробно.

1. О сущности жизни

Бурное развитие современной биологии и медицины привело к накоплению естественнонаучного материала, отражающего многообразие форм проявления жизни. Установлено, что развитие живого вещества в ходе геологического времени выражается в медицинском измерении его форм, генетически между собой связанных, от одного поколения к другому. Современная биология знает немало примеров, которые не позволяют пока понять некоторые факты зарождения и функционирования жизни. Среди таких любопытных фактов привлекает внимание элементарная частица жизни - молекула ДНК. Простейшие математические подсчеты вероятности самопроизвольного зарождения ДНК и ее белковой оболочки показывают, что если чисто умозрительно (теоретически) допустить, что какой-то неведомой силе удалось вдруг взять и собрать воедино все атомы Вселенной и заставить их взаимодействовать между собой, то не хватило бы земного времени на перебор вариантов комбинаций для получения хотя бы одной единственной молекулы жизни. А когда была обнаружена и исследована сложно-иерархическая организация "биологии клетки", ученые-экспериментаторы с удивлением обнаружили, что и все составные части этой клетки - ее стенки, мембраны, гены, хромосомы, геном и т.п. - тоже являются очень сложными "архитектурными ансамблями" целостного живого вещества. Вместе с тем эти внешние сходные конструкции имеют принципиальное отличие, неповторимость отдельных видов клеток. Обнаружилось, что все клетки абсолютно индивидуальны. К тому же клетка, будучи сложно организованной и сложно регулируемой системой, существует благодаря не менее сложным внутриклеточным связям, зависимостям, объединяющим ее в нечто единое целое - микроорганизм. При этом функции отдельных органоидов клетки остаются строго "специализированными".

Установлено, что все клетки в организме происходят от одной единственной клетки - клетки оплодотворенного яйца. Это позволяет понять почему, несмотря на существование мириадов различных клеток в сложном организме млекопитающих, они содержат одинаковый геном - ДНК с одинаковым набором информации. Следовательно, дифференцировка, возникновение того или иного типа клеток, характер последующей структуры и функции клеток организма зависят и от различий в структуре ДНК в разных клетках одного и того же организма, и от особенностей реализации генетической активности.

В ДНК каждой клетки содержится столько информации, что ее достаточно для воспроизведения любого типа клеток данного вида животного. При определенных условиях каждая клетка могла бы играть роль половой клетки. ДНК как носитель всей информации, накопленной в ходе эволюции, - удивительно стойкий (консервативный) полимер. Если бы структура ДНК была более подвижной, то это привело бы к хаосу в процессе биосинтеза белка, в обмене веществ и функционировании клетки. В таких условиях стало бы просто невозможным эволюционное развитие как закономерной передачи признаков по наследству. Но в то же время ДНК при всем том "разумно" стабильна и подвижна.

Считаясь элементарной единицей живого, клетка является основой строения всей биосферы на Земле, развития и активности каждого организма. Клетка поддерживает и восстанавливает целостность живого, адаптируясь к условиям переменчивой внешней среды. Именно в этом заключаются ее смысл и внешняя ценность. Научно философские дебаты по этому поводу сводятся в основном к оценке относительных достоинств клетки по сравнению с целостным организмом как живой системой. Однако в определении смысла и назначения клетки для "живой системы", признания ее как особой ценности для всего живого многое еще не обосновано философски. Поэтому определение ценности и самоценности жизни является сегодня и останется надолго специфической проблемой биологии - философской (Хрусталев Ю.М., 1998).

Научное постижение ценности жизни невозможно осуществить в отрыве от разрешения проблемы происхождения живого вещества и установления степени его зависимости от неживого как земной, так и космической среды.

В.И. Вернадский (1994), ссылаясь на мнение Кювье, писал, что "жизнь на Земле возникала несколько раз, что были периоды геологических катастроф, когда она исчезала или замирала и затем - в новых формах - вновь возникала". Для философского понимания сущности и смысла жизни необходимо не только по возможности полное изучение всех лежащих в ее основе структур и процессов, но и объяснение того, почему эти процессы и структуры возникли именно такими, какие они есть. Прежде всего в силу того, видимо, что все живые организмы нуждаются в питании и дыхании, то есть жестко зависимы от конкретной их материально-энергетической среды; они ведь вне ее существовать не могут.

В научных кругах ныне сложилось несколько философских направлений решения этой проблемы, а именно: материалистический монизм, то есть отрицание принципиально непроходимой границы между живым и неживым и теория вечной жизни, то есть признание во Вселенной двух форм вечного движения материи - живой и неживой. Характерным для диалектико-материалистического определения самоценности жизни стало представление о ней как об относительно самостоятельном системном образовании, которое нельзя отрывать от других форм движения материи. Не допускается и упрощенный подход к пониманию жизни, то есть сведения ее к функционированию органов, клеток, какую бы важную роль они не играли в процессах жизнедеятельности. Геологически жизнь закономерно связана с материально-энергетической структурой космоса и возможна при определенных физических и химических условиях.

Все живые системы отличает гораздо более высокий уровень структурной и функциональной упорядоченности, особое положение в космическом пространстве и во времени. Они активно обмениваются с окружающей средой энергией, веществом и информацией, то есть являются открытыми системами. При этом, в отличие от неживого, живому присущи способность к определенному упорядочению, стремление к созданию порядка из хаоса.

В ходе эволюции живых организмов все более совершенствовались сами процессы приспособления их к внешним условиям, что способствовало у свободно передвигающихся животных развитию центральной нервной системы. Таким образом, эволюция живого вещества, как и эволюция отдельных его видов, - всего лишь фрагмент общего космического процесса. Поэтому для понимания самоценности процесса жизни недостаточно изучения только деталей и отдельных механизмов ее видообразования и видоизменения, как это имеет место в современных эволюционных теориях.

В.И. Вернадский первым связал воедино эволюцию живого вещества и эволюцию космической среды. По его мнению, чтобы понять и оценить эволюционную суть живых систем, надо проследить природную тенденцию к усложнению организмов от примитивных форм к высшим животным и в конечном счете - к человеку, его разуму. Критерием этого движения можно назвать способность к регенерации живых органов. Это, пожалуй, самое впечатляющее проявление жизнестойкости, и оно наиболее ярко прослеживается у таких низших существ, как дождевые черви и полипы. Если червя, например, разделить пополам, то у одной части вырастет хвост, а у другой - голова. А если разделить его еще на несколько частей, то все они смогут регенерировать в целое животное. Среди высших животных способность восстанавливать утерянные органы имеется также у амфибий и рептилий. Когда ампутируют лапку саламандры, мускульные ткани и скелет около раны восстанавливаются и принимают вид эмбриональных клеток.

Однако с усложнением животного организма (от рептилий до млекопитающих) сила его регенеративных возможностей заметно снижается и заменяется все возрастающей ролью нервной системы к реорганизаторскому акту. Таким образом, поднимаясь как бы вверх по иерархической лестнице усложнения жизненных процессов, регенерация понемногу сводится к минимуму. На ее место приходит уникально устроенный аппарат нервной системы. Так, у человека отсутствие способности к физической регенерации компенсируется уникальными силами Разума - самому создавать модели биологического сохранения, восстановления разрушенных или раненных органов, то есть реагировать на вызов природы творческим регулирующим импульсом.

Многие годы естествоиспытатели под регуляцией понимали только одну, хотя и важнейшую возможность управления жизненными процессами в организме - нервную регуляцию. Ныне уже доказано, что по принципам биологического регулирования развиваются внутренне содержание любого жизненного материала, взаимосвязь его отдельных звеньев в ходе фило- и онтогенеза. Как весь организм, так и отдельные его клетки представляют собой сложные саморегулирующиеся системы с общими законами "самодеятельности". Каждая саморегулирующаяся система в организме входит в состав другой, более сложной высокоорганизованной системы. Человек же с его разумом представляется как особая высокоразвитая духовно-биологическая система саморегулирования жизни.

2. О смысле жизни

смысл жизнь эволюция вселенная

Как-то очень точно заметил И.В. Гете (1744-1832), не только великий поэт, но и не менее выдающийся ученый, философ, что в науке мы можем знать только то, как произошло что-нибудь и не можем знать, почему и для чего это произошло. И поэтому, философски рассуждая о феномене жизни, надо в принципе определиться: в чем сущность жизни и что это за загадочная смыслообразующая субстанция биологической формы движения материи на Земле? Этот вопрос волновал и волнует ученых, теологов, философов уже более 2,5 тысяч лет (а миру живых существ, по-видимому, не менее 3,5 млрд. лет). Ответа же, удовлетворяющего всех, до сих пор нет, и вряд ли скоро будет. Правда, уже получено немало убедительных фактов объяснения понятия "жизнь". Однако все они касаются или специфически содержимого живой функционирующей клетки, или теоретического объяснения смысла жизненного бытия. "В связи со всем этим в явления жизни, - заявил В.И. Вернадский, - я ввел вместо понятия "жизнь" понятие "живого вещества" ... - совокупность живых организмов". Ни одна из ныне существующих теорий или гипотез не могут убедительно обосновать переход от неживого к живому веществу, то есть объяснить специфическое отличие живого от неживого. «Но есть ли резкое отличие живого от мертвого?" - задался вопросом В.И. Вернадский и ответил; "Давно сделалось общим местом невозможность дать точное и ясное определение признаков живого. Мы все их находим в тех или иных явлениях мертвой природы".

В.И. Вернадский, кстати, и не пытался давать определение феномена жизни. А действительно: способна ли наука определенно заявить, что же такое жизнь, есть ли у нее смысл? Наверное, было бы вернее стремиться к раскрытию сущности жизни как принципиально иной системы существования материи в природе с весьма специфическими оценками субстанции, отличающей все живые состояния от неживых и признающей, что жизнь не есть простое, исключительно земное явление. При этом каждое живое вещество на Земле появляется из одной единственной зародышевой клетки, которая путем деления в конце концов и превращается в сложный биологический организм.

Теперь же, когда в принципе установлено, что хромосомы всех организмов (растений, животных и человека) представляют собой исходную формулу наследственной целостности, стал понятнее и смысл расщепления хромосом в процессе деления клетки. Считается, что этот механизм необходим для "задуманного" распределения важнейшей функциональной информации между двумя дочерними клетками. Жизнь - это ведь "деятельность" клеток, многочисленные в ней химические реакции, которые протекают под действием ферментов (биологических катализаторов белковой природы). Белок синтезируется из разных химических элементов в период между делениями клетки. Именно в этот период молекула ДНК наиболее удобна для "чтения жизни". С этого периода хромосомы теряют компактность и начинает "разматываться" нить жизни, то есть как бы открывается "книга памяти" ДНК; клетка синтезирует белки, из которых и состоит организм.

История философии и генетики в плане решения "вечной загадки" - сущности жизни - показывает, что этот поиск не может быть результативным ни на уровне абстрактного теоретизирования, ни на уровне "голого" эксперимента. Всегда ли естествоиспытатели, пытавшиеся решить проблему сущности и смысла жизни, в своих работах совмещали оба эти уровня? Примером могут служить труды Ч. Дарвина и Л. Пастера, результаты исследований Уотсена и Ф. Крика. Они перевернули мировоззрение своих современников и "заставили" представителей различных областей естествознания посмотреть на многие проблемы жизни совершенно другими глазами.

Уже в XX веке А.И. Опарин саккумулировал все рациональное предшествующих концепций и философски синтезировал методологию эволюционизма Дарвина и организмизма Пастера. Подытоживая свою творческую деятельность, сам А.И. Опарин так объяснял появление жизни на Земле: "В начале своего формирования Земля была безжизненной, но на ней осуществлялись неорганические, абиотические синтезы углеродистых соединений и их последующая предбиологическая эволюция. Эта химическая эволюция сводилась к постепенному усложнению абиогенных соединений, а затем формированию из них индивидуальных фазово-обособленных систем и превращению последних (на основании их естественного отбора) в предшественников жизни "пробионтов, а затем и в первичные живые существа".

Философско-научные прорывы в естествознании типа эволюционного учения, опровержения догмы самозарождения, введения принципа дисимметрии, открытия двойной спирали ДНК и другие теории ведут, по сути своей, к мировоззренческим переворотам в общественном сознании. В наше время биология, изучающая многие структурные компоненты живых систем - ДНК, РНК, АТФ углеводы, липиды, витамины, гормоны, а также многочисленные функции самого живого организма - стремится понять эту сложную динамическую систему. Уже установлено, что для всякого живого характерна "триада жизни" - единство субстратного (вещества живых систем), энергетического и информационного потоков, составляющих единую открытую живую систему, способную к обмену веществом, энергией и информацией с внешней средой. На базе этой "триады" (вещество, энергия, информация) формируется методологическая (философская) триада жизни - созерцание, анализ и синтез.

Что же такое жизнь, какое определение ее будет наиболее полным и точным? Этот вопрос стоит перед мыслителями планеты тысячелетия. Ответ же пока и сегодня - самый общий, приблизительный. По К. Марксу, под жизнью понимается особая форма существования материи, особый способ ее движения. Она невозможна без наличия и функционирования белков и нуклеиновых кислот, как "сам себя осуществляющий перманентный химический процесс". Весьма характерно, что эта область органической жизни, по Энгельсу, именуется физиологией, которая, разумеется, есть ни что иное как "физика и в особенности химия живого тела, но вместе с тем она перестает быть специально химией: с одной стороны, сфера ее действия ограничивается, но, с другой стороны, она вместе с тем здесь на некоторую более высокую ступень". Жизнь - это часть нескончаемого движения Вселенной. Характерные проявления жизни - обмен с внешней средой, воспроизведение себе подобных, постоянное развитие и саморазвитие.

Исследуя биосферу Земли, механизмы ее эволюции, ученые-биологи пришли к выводу, что живое вещество - это непростая совокупность отдельных ее видов, а некая целостная система, причем составляющая ничтожную часть планеты.

Соглашаясь с В.И. Вернадским, который видел проблему живого вещества в том, чтобы объяснить не возникновение жизни - она вечна, а механизм ее появления на нашей планете, предпринимаются попытки охарактеризовать все живое свойствами метаболизма и редупликации, то есть самовоспроизведением. Особым же свойством живого вещества считается его направленность на сохранение целостности (гомеостаз). Но, однако, выяснилось, что этими свойствами могут обладать и неживые структуры. Если даже принять гипотезу о том, что жизнь - это форма существования белковых тел (клеток или многоклеточных организмов), то живое - это не что иное как некое состояние этих тел, отличных от косной материи. При сопряжении научных исследований ученых-химиков, занимающихся проблемами биохимии, ученых-биологов, разрабатывающих методы изучения живой клетки, ученых-математиков, предлагающих кибернетическую картину поведения и воспроизведения сложных управляющих систем в технике живой природы, формируется целостная картина жизни.

Выдающийся американский математик Норберт Винер как-то глубокомысленно и проницательно заметил: "Я спрашиваю, будет ли это философски очень разниться от того, что происходит в организме, когда ген действует как шаблон, формирующий другие молекулы того же гена из неопределенной смеси аминокислот и нуклеиновых кислот, или когда вирус формирует другие подобные себе молекулы того же вируса из ткани и соков организма-хозяина. Я совсем не утверждаю, что процессы одинаковы в деталях, но утверждаю, - заявляет он, - что философски они представляют собой весьма сходные явления".

Итак, проблемы сущности и смысла жизни до сих пор не решены, несмотря на ощутимые достижения естественных наук, специально их исследующих. Это объясняется тем, что ни одна из существовавших ранее (да и ныне существующих) гипотез не может предложить механизм перехода от неживого к живому, найти специфическое отличие живого тела от неживого предмета. Поэтому-то сама проблема жизни, ее временные границы остаются важнейшей и наиболее сложной философской проблемой. Вспомним дерево жизни, появившееся в начальной книге Библии. Оно ведь, было, по сути, прообразом извечной и неутолимой мечты людей о победе жизни над смертью. Ей суждено будет пройти через всю историю человечества, зажигаясь потаенным огнем в ретортах средневековых химиков, искавших "корень жизни", вспыхивая в утопиях мудрецов-философов и романах фантастов-мечтателей, вдохновляя поэтов всех времен и народов.

3. О духовном смысле жизни

Проблемы духовности и нравственности, естественно, порождают сверхпроблему смысла жизни. Каждый врач всегда думает о смысле бытия. Работая в течение пятидесяти лет в области медицины, я постоянно убеждался, что, в сущности, больной нуждается в беседе об этом, ибо путь к здоровью начинается с поиска истинного смысла жизни. В результате многолетнего изучения работы мозга здоровых и больных, я прихожу к выводу, что вначале была не материя, а был Смысл ее возникновения, были Идея и Мысль. Смысл реализовался в создании Человека. Не будет человека - не будет и Вселенной, Бога, ибо не будет Смысла в ней. Для человека первичен смысл его жизни. Человек живет не для того, чтобы есть, а ест для того, чтобы жить, жить согласно смыслу своей жизни. Рождение человеком себе подобных не является самоцелью. Человек рождает подобных себе для бесконечного воссоздания Смысла бытия, для его бесконечного развития. И человек живет не ради размножения, а размножается, чтобы не прерывался Смысл всего сущего. И живет он по законам духовности.

Высший смысл жизни, таким образом, заключается в том, чтобы состояться, как Идея, как Мысль. Так состоялись Гегель и Гете, Ньютон и Шекспир, Ломоносов и Пушкин, Сергей Радонежский, Серафим Саровский и др. Каждый должен состояться в своей врожденной роли, в своем призвании, на своем месте с тем, чтобы одному открыть новое, раздвинуть границы знания, а другому - как можно глубже постичь уже достигнутое.

Человек как порождение Высшего Духа Смысла, Идеи, Мысли велик. Он подобен Богу - Богу, в котором и находит этот первоначальный Замысел, Смысл, Идею и мысль. По образу и подобию своему человек порождает потомство. Человек судит себя и других, наказывает себя и других, способен обрезать нить своей и чужой жизни, творить свою судьбу и вмешиваться в судьбу другого, способен украсить и обогатить землю, мир и способен погубить их. Искушение, преступные промыслы и наказание за них или праведность - в самом человеке! И человек - Бог для самого себя, ответственен за себя перед самим собой, перед Мирозданием, Богом. Человека таким образом характеризует степень развития в нем Смысла жизни, мысли, свободы, совести, ответственности, долга.

И человек сам делает Выбор - выбор между добром и злом - и сам отвечает за него. Один выбирает созидание, труд, путь совести, нравственности, ответственности, долга, путь мудрости, знания, поиска, путь Мысли и Смысла жизни, а другой - путь невежества и омраченности. Первый - Человек, второй - животное. И второй потерял свою человеческую суть. Пока Адам и Ева жили в райских кущах, они не были людьми. Когда они выбрали путь познания, путь ответственности за себя, за свое потомство, за мир вокруг себя, когда они выбрали труд в поте лица своего, свободу и достоинство, они стали людьми. Бог сотворил яблоко для того, чтобы они совершили Выбор. И то, что Выбор совершила Ева, подчеркивает великую роль женщины в этом мире, ее роль как носителя мудрости и нравственности. И не грех она совершила, а подвиг (Гарбузов В.И., 1999).

Великий Выбор совершается в течение всей жизни. Одним неправедным поступком в конце жизненного пути можно перечеркнуть всю праведную жизнь. Праведной жизнью после неправедного поступка искупается грех. Никому нельзя передоверить Выбор своей судьбы, ни за кем нельзя идти бездумно по жизни. Сотворив себе кумира, человек перестает быть человеком и становится роботом в чужих руках. Поскольку в жизни человека заложен великий Смысл, он обязан прожить отмеренное ему судьбой, какой бы трудной не была его жизнь со всей страстью, со всей мощью данной ему энергии. Человек - не гость в этом мире, а хозяин. Земная жизнь человека - не подготовка к другой жизни. Она самоценна, и прожить ее надо со всей отдачей, прожить так, как будто другой жизни не будет. Только тогда у человека будет право на жизнь в других измерениях. Дарованная человеку жизнь пронизана долгом перед предками и потомками, перед человечеством. Эта взаимосвязь и есть иное бессмертие человека. И в этом долге перед жившими и теми, кто еще будет жить, -смысл жизни. Смысл жизни человека должен быть достоин его призвания. Каждый своей жизнью обогащает Идею и Мысль. И человек рождается, чтобы постичь все, что было до него, постичь накопленное предками и, обогатив его, передать потомкам, передать для того, чтобы бесконечно развивался Высший Смысл бытия. Жизнь каждого уникальна и неповторима. Мысль и чувство, радость и страдания, опыт каждого оставляют след в мироздании. Вклад каждого в мироздание определяет, лучше или хуже оно стало после жизни каждого и жизни всех. Исследовательский инстинкт в каждом, и в этом -великий смысл. Он дарован каждому для постижения, накопления, поиска и развития Знания, для творчества. И истинный смысл жизни в духовном самосовершенствовании - узнать как можно больше, думать как можно глубже и реализовать в знании свое призвание. Именно в силу своей самоценности, уникальности каждый должен сохранить свою свободу и достоинство, состояться как индивидуальность.

Знание, мысль одухотворяются и оплодотворяются чувствами, сердцем. Без чувства нет творчества, нет понимания прекрасного. Высшее чувство - любовь. И смысл жизни - в любви, в любви к родителям и детям, в любви к ближнему, к жизни, к деятельности, в любви к природе, к Творцу. Любовь - творчество. Смысл жизни в том, чтобы любить и быть достойным любви, быть любимым. Не любивший и не знавший любви к себе - не жил, не творил.

Смысл жизни - в духовном, нравственном, мудром, полноценном общении с другими. Смысл жизни - в полноценной семье, в детях, Родине. Смысл жизни - в единстве с природой, Богом, с прекрасным на земле, в благоговейном созерцании и в мудром, нравственном, одухотворенном участии в жизни вокруг нас, в ее созидании.

Однако у каждого в этой общей правде есть свое - свое призвание, индивидуальное. Для одного при важности всего перечисленного самое важное родить, воспитать и сохранить свою жизнь, иными словами, для такого человека первостепенны дети и семья. И это - естественно. Для другого вся жизнь - в творчестве. Каждый должен найти свой индивидуальный смысл жизни в полном соответствии со своим природным призванием, со своей натурой, генетикой.

Подчеркнем, что и потенции духовности, интеллекта, природный склад мышления соответствуют природному призванию. Так, есть "физики" - и это "левополушарные" люди с логическим мышлением; есть "лирики" - и это "правополушарные" люди с образным мышлением. В шахматах известно "стратегическое мышление" М. Ботвинника и талант "тактического мышления" М. Таля. Академик Кедров писал о "практическом уме" - уме полководца Г.К. Жукова. Однако есть люди и с выраженным "теоретическим мышлением". Из практики жизни всем известно, что есть люди с врожденным складом мышления организатора, бизнесмена, инженера, врача, педагога. Есть люди с критическим складом ума, особенно четко выявляющие изъяны концепций, проектов, планов, а есть тонкие ценители идей, открывающие таланты, первыми указывающие на достоинства концепции, проекта, плана. Есть генераторы идей и есть исполнители, есть "классификаторы", подобно великим Линнею и Менделееву, а есть "философы", которых так щедро рождала Русь.

Из всего этого вытекает несколько важных положений.

Человек только тогда состоится в этой жизни, если смысл его жизни совпадает с его природным призванием. Тогда он талантлив и уникален, и тогда он здоров.

Одна из ценностей общечеловеческого смысла жизни доминирует, другие выражены в разной степени. Но все они должны иметь место в жизни каждого человека, когда речь идет о смысле жизни. Только при этом условии жизнь полна, многокрасочна, а если человек в чем-то и потерпел поражение, у него остаются еще другие великие ценности, в которых он может состояться. И он не надломится, потерпев поражение в чем-то, как тот, кто поставил всю жизнь на одну карту и проиграл.

Рассуждая о смысле жизни, следует подчеркнуть, что страшен фанатизм одной ценности, фанатизм самодовлеющей идеи. Так, страшно, когда за счастье "всех детей" борется человек, у которого их не было, или - еще хуже - забросивший "во имя всех детей" своего ребенка. У каждого в соответствии с доминирующим у него инстинктом уникален не только склад ума и мышления. Уникальна сама личность. Личность человека как носителя сознания - это категория духовно-биологическая, это совокупность свойств человека, составляющих его индивидуальность, уникальность. Так, у "эгофильных" чрезвычайно развито предвидение, у "генофильных" - интуиция, у "альтруистичных" - дар сопереживания и компромисса, у "исследователей" - творческие потенции, у "доминантных" - просчет вариантов, логика, проницательность, у "либертофильных" - широта мышления, свободного от догм, смелый полет мыслей, а у "дигнитофильных" - возвышенность ума, идей, побуждений. И в результате смысл жизни каждого из них - в необходимости их самих для сообщества людей, для человечества. И если состоялся каждый, то состоялись все, а если кто-то не состоялся, не состоялись все, ибо потеря в таком случае невосполнима. Так, великолепный оркестр не исполнит полноценно и полнозвучно симфонию при отсутствии хотя бы одного скрипача.

На первом месте среди общечеловеческих ценностей, составляющих смысл жизни человека, может быть любая, кроме узко материальной. Если человек поставил такую ценность во главу угла, он "богат" и он нищий. Материальное важно; у "эгофильных" и у "генофильных" оно может занимать одно из первых мест, ибо люди этих двух типов природой ориентированы на материальное обеспечение своего будущего или будущего своих детей. Но человек не должен делать смыслом своей жизни эту ценность, ибо тогда он следует за миражом (Гарбузов В.И., 1999).

И главное. Не найдя истинного смысла своей жизни, своего природного призвания, не определив свою иерархию ценностей - это значит не состояться как личность, не быть здоровым, счастливым и долголетним.

4. Пути совершенствования личности

Основные пути становления и совершенствования личности по В.Г. Вогралику (1997):

1. Наследственные зачатки, составляющие "корень" последующего "произрастания" личности. Из пустого зародыша ничто не вырастет.

2. Воспитание как процесс целенаправленного систематического воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к жизни, общественной и производственной деятельности, в частности, и это очень важно (!), этичным примером воспитывающих.

3. Образование как процесс систематического усвоения знаний и навыков, необходимых для подготовки человека к жизни и труду.

4. Условия жизни, благоприятные для воспитания и образования жизни вообще.

При этом, например, Виктор Гюго считал, что "...воспитание - дело совести; образование - дело науки. Позднее, в уже сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг друга", обеспечивая тем самым формирование интеллигентного человека, то есть широко образованного, хорошо воспитанного, с отличным вкусом и манерами, умеющего всегда держаться в рамках приличия.

Развитие личности и реализация смысла жизни человека требуют определенных (благоприятных) условий жизни. Но жизнь - это не ровная дорога; "ее прожить - не поле перейти". И.А. Гончаров писал: "Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете: жизнь не сад, в котором растут только одни цветы". А "ухабы" бывают разные.

Анализируя возможности формирования достойной личности в наше время, мы, к сожалению, вынуждены констатировать огромные затруднения вследствие нарушения всех "дорог" к этому - и к воспитанию, и к образованию, и к жизни вообще. Это не нужно доказывать; это повседневно ощущается каждым здравомыслящим человеком. Видно, прав был Эзоп, утверждавший, что "Прометей вылепил человека из глины, которую замешал не на воде, а на слезах". Все это ухудшает и сокращает жизнь, и виноваты в этом прежде всего сам человек, его всевозрастающая бездуховность, безнравственность, эгоизм, стремление устроить свою жизнь за счет других. Здесь к месту привести цитату из романа Александра Крона "Бессонница". Один человек спрашивает другого: "Ты знаешь, отчего слоны долго живут?" "Знаю, - отвечает другой. - Оттого, что никогда не выясняют отношений". Первый: "Но слоны не делают многого другого: они не топчут друг друга".

В структуру личности человека входит и такая форма общественного сознания, направленная на совершенствование помыслов и поступков, на оптимизацию человеческих взаимоотношений, на укрепление стабильности общества, как нравственность (или мораль). A.M. Вейн (2001) прав, утверждая, что нравственность складывается из добродетели и бескорыстия.

В 30-е годы была издана книга Ван Луня "История человечества". В ней автор определил это понятие как "история человечества есть история голодного существа, гоняющегося за пищей". В этом определении видна доля истины. Но, во-первых, погоня за пищей свойственна всем живым существам, во-вторых, "не хлебом единым жив человек".

По В.Г. Вогралику (1997), биологически изначальным свойством всего живого - от амебы до человека - является эгоизм как стремление к выживанию и оптимальному самовыражению. Он, как осевая линия, проходит через все этапы эволюции жизни. Но, по-видимому, эгоизм как инстинкт самосохранения, составляющий и психологическую основу нашего существования, все же выступает лишь одной стороной этого процесса. Есть и другая сторона. "Осевая линия эгоизма" (как видно на схеме) оплетается и в своих проявлениях сдерживается (обуздывается) спиралеобразно нарастающей в ходе эволюции тенденцией альтруизма - бескорыстной заботой о благе других - первоначально как проявление заботы о сохранении потомства, потом рода, далее вида и, наконец, жизни вообще. Очевидно, что без этого невозможна была бы сама "нить жизни". Эти указанные два свойства живого - эгоизм и альтруизм, зло и добро. Сатана и Бог - в конечном счете определяют "структуру личности", уровень духовности и нравственности каждого. При этом, чем выше доля альтруизма, тем выше нравственность, и, наоборот, чем выше доля эгоизма, тем ниже нравственность. Можно представить следующую градацию нравственности в виде схемы по В.Г. Вогралику.

Понятно, что и смысл жизни, и цель жизни в четырех градациях нравственности будут одинаковы. Человек, утрачивающий нравственность, как бы спускается по эволюционной лестнице; «звереет», «дичает» (становится асоциальным) и смысл его жизни. Духовное самосовершенствование, осознание смысла жизни важно в любом возрасте - можно начать сначала, найти себя и свой смысл жизни. Однако чем раньше это сделано, тем лучше для себя, семьи и общества в целом.

5. Логотерапия

Особое место в психотерапии занимает логотерапия, разработанная австрийским психологом В. Франклом. Логотерапия есть терапия смыслом жизни. Смысл нельзя дать - его можно найти. Врач может лишь помочь в поиске смысла, направить пациента по пути размышления. Смысл жизни для наших пациентов видится в борьбе до победного конца, в терпеливом и смиренном выполнении долга, в преодолении себя, в самоутверждении через все препятствия, в обеспечении другим людям благ. Смысл обладает неуязвимостью субъективного как особой духовной реальности. В разработке логотерапии важное значение имеют целостные ориентации личности.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретический анализ философской интерпретации проблемы смысла и конечной цели мироздания. Смысл и бессмысленность в трудах Камю (абсурд Камю). Проблема смысла жизни по Фрейду и по Франклу. Отличительные черты пессимистических взглядов на смысл жизни.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2010

    Изучение истории поисков смысла жизни. Эволюция формулы смысла жизни античного и средневекового человека, во времена Возрождения и Просвещения. Смысл и бессмысленность, самоочевидность истинного бытия. Основные положения сократовской формулы смысла жизни.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Определение конечной цели существования, предназначения человечества и человека как биологического вида. Проблема смысла жизни в русской философии. Русские философы о назначении человека. Религиозно-философское осмысление творчества Достоевского.

    реферат , добавлен 18.11.2011

    Философско-антропологическая проблематика. Проблема смысла жизни. Смысл жизни как философская категория. Абсурд как альтернатива смыслу жизни. Творчество как эсхатология абсурда. Отношение человека к абсолюту, судьбе и свободе. Наличие морали, аксиологии.

    реферат , добавлен 23.01.2009

    Понятие смысла жизни (поиска в жизни смысла), его место в различных мировоззренческих системах. Представления массового сознания о смысле жизни. Развитие парадигм о смысле жизни вне жизни человека в эпоху Средневековья и в самореализации - в XX веке.

    реферат , добавлен 18.06.2013

    История поисков смысла жизни и современное представление о нем. Отношение и интерпретация жизни в философских взглядах и учениях. Изменения в отношении к смерти в истории человека. Естественнонаучное понимание смерти. Три великие проблемы мироздания.

    реферат , добавлен 14.01.2013

    Этические взгляды С. Франка на жизнь как самоцель. Значение положения автора "жизнь осмысленна". Неразрывная связь смысла жизни с божественным началом. Реализация абсолютного добра как основной смысл жизни человека. Роль знаний в поиске смысла жизни.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2012

    Сущность проблемы смыслы жизни. Мнение древнегреческого философа Аристотеля. Место смысла жизни в философии Средневековья. Познание с помощью разума. Нравственность, сочетаемая с истинным познанием. Нигилистское определение смысла жизни Ф. Ницше.

    контрольная работа , добавлен 08.09.2011

    Цель и смысл индивидуальной жизни личности, ее связь с социальными идеями и действиями, определяющими ответственность на Земле. Формирование собственной системы ценностей, мировоззрения, картины мира. Смысл жизни по З. Фрейду; экзистенциальный невроз.

    реферат , добавлен 14.04.2014

    Поиск смысла жизни как проблема и жизни личности, и практической философии. Особый интерес поиска смысла жизни у молодежи с учетом особенностей реальной современности. Значение политических манипуляций для потери духовного стремления и личностных поисков.

Пустота жизни, отсутствие жизнезначимых дел, откровенная скука - вот что порой приводит к преступлениям, наркотикам. Молодой человек может быть просто в растерянности: чем себя занять, что делать, зачем он на этой Земле. Умственная растерянность - благоприятная почва для всяких вывихов поведения, для анормальных поступков.

В этой ситуации очень важно разобраться: в себе, в жизни, что она собой представляет, из чего, из каких моментов она складывается, в чем смысл жизни, нужно ли ставить перед собой цель жизни и т. д. и т. п.

Что такое жизнь?

Жизнь - способ существования живого (организмов, животных, человека), выражающийся как минимум в обмене веществом-энергией с окружающей средой и размножении (воспроизведении себе подобных). У живых организмов и существ жизнь - биологическая форма деятельности, у человека - биосоциальная форма.

Для человека жизнь - деятельность вообще, интегральная деятельность, жизнедеятельность в самом глубоком смысле этого слова. На фоне жизни человек осуществляет специальные или специализированные формы деятельности, такие как общение, познание, практическая деятельность, труд, отдых и т. д. Эти формы деятельности существуют и развиваются лишь в общем контексте жизни, жизнедеятельности субъекта.

Существуют три уровня человеческой жизни или три жизни человека:

1. Растительная жизнь - это питание, выделение, рост, размножение, приспособление.

2. Животная жизнь - это собирание, охота, защита, половое и иное общение, уход и воспитание детей, ориентировочная деятельность, игровая деятельность.

3. Культурная жизнь или жизнь в культуре - это познание, управление, изобретение, ремесло, спорт, художество (искусство), философия.

Такое деление жизни намечалось уже у Аристотеля (см. "О душе", 413а 21 и далее, 414а30-415а10 и далее).

Эти три жизни относительно самостоятельны, одинаково важны для человека, взаимодействуют, взаимовлияют и опосредуют друг друга. В итоге мы имеем одну весьма многообразную, богатую, противоречивую, человеческую жизнь.

Наличие третьего уровня жизни у человека делает его жизнь принципиально отличной от жизни растения или животного и это отличие увеличивается с каждым шагом по пути прогресса культуры.

На основе сказанного можно дать такое определение: жизнь человека есть его жизнь как живого существа и жизнь в культуре.

О смысле жизни

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег

Р. Киплинг. Заповедь

Вопрос о смысле жизни есть прежде всего вопрос о том, является ли жизнь человеческая осмысленной, т. е. освещена ли она светом разума, мышления или лишена смысла, бессмысленна, никак не управляется разумом человека.

Вопрос о смысле жизни есть также вопрос о ее ценности, значимости для самого человека. Имеет ли жизнь смысл, стоит ли жить?

В этом вопросе есть еще такой оттенок: о смысле жизни мы говорим тогда, когда жизнь осмысливается в целом , когда выясняются вопросы "что такое жизнь ?", "для чего, зачем живет человек ", "для чего, зачем живу я ", "что я делаю в этом мире? ", когда наша жизнь осмысливается в контексте жизни всех людей, вообще жизни на Земле, вообще бытия мира.

Мы должны четко различать понятия «смысл жизни» и «цель жизни». Когда перед человеком стоит цель стать, например, врачом, ученым, инженером, то в этом еще нет ответа на беспокоящий его вопрос о смысле жизни (во всяком случае ответ ощущается им лишь интуитивно, в чисто эмоциональном ключе). Человек в своих размышлениях идет дальше: для чего нужно стать врачом, инженером, ученым? Таким образом, если цель указывает на то, к чему человек стремится, то смысл жизни говорит о том, во имя чего он это делает.

Некоторые люди, в том числе некоторые философы, полагают, что смысл жизни в том, чтобы искать этот смысл. Русский философ Н. А. Бердяев писал, например: "Пусть я не знаю смысл жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу свою жизнь этому исканию смысла» («Самопознание», III глава). Такой взгляд на смысл жизни по форме не более чем игра слов, умничанье...

Мне представляется, что искать все время, всю жизнь смысл жизни - это какой-то инфантилизм. Взрослый, зрелый человек так или иначе находит смысл жизни и реализует его, живет осмысленной жизнью. Человек, ищущий смысл жизни, только пытающийся его найти, - это еще не определившийся, не сформировавшийся человек, который пока не состоялся как решающий жизненные задачи. Смысл жизни в этом похож на цель. Прежде чем достигать цель, двигаться от цели к результату, человек должен определить для себя цель, поставить ее. Но целеполагание - лишь первый этап. Человек совершает действия не для того только, чтобы поставить, определить цель, а для того, чтобы достигнуть ее. Так и смысл жизни. Поиск смысла жизни - первая часть проблемы. Вторая часть - реализация смысла жизни, смыслозначимая, осмысленная жизнь.

Далее, очень важно, с одной стороны, искать и находить смысл жизни, а, с другой, не переоценивать значение этого вопроса, не зацикливаться на поисках смысла жизни. Жизнь отчасти имеет смысл, а отчасти не имеет.

Жизнь имеет смысл в той мере, в какой она осмысленна, разумно организована, человечески значима.

Жизнь не имеет смысла, т. е. вопрос о ее смысле неуместен в той мере, в какой она автоматична и растительна, в какой она управляется инстинктами, регулируется органическими потребностями. Французское «селяви» («такова жизнь») как нельзя лучше передает ее автоматизм, растительность. Наличие этой второй стороны жизни позволяет человеку не напрягаться слишком сильно в поисках смысла жизни, не спешить с жизнезначимыми ответами и решениями, т. е. в какой-то мере расслабиться, отдаться потоку жизни, плыть по ее течению.

В чем же конкретно смысл жизни? Ясно, что каждый отвечает на этот вопрос по-своему. С другой стороны, в нем есть общие моменты. Это - любовь и творчество. В подавляющем большинстве случаев люди осмысляют-оценивают свою жизнь именно в русле этих двух категорий. Любовь поддерживает, умножает жизнь, делает ее гармоничной, гармонизирует. Творчество обеспечивает прогресс жизни.

Цель жизни

Блажен, кто выбрал цель и путь

И видит в этом жизни суть.

Шеллинг

Человек наиболее живет в то время, когда он чего-нибудь ищет

Ф.М. Достоевский

Жизнь - это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день - значит десять раз продвинуться к самореализации.

А.Маслоу

Цель "задает" целостность деятельности. Если это цель жизни, то она определяет целостность жизни. У человека, не имеющего цели жизни, и жизнь не реализуется как органическое целое в биосоциальном, т. е. человеческом смысле. "Жизнь без цели - человек без головы" - гласит народная мудрость.

Еще в юности я определил для себя жизненную установку, которую выразил в следующих словах:

Люди нередко распыляют свою жизнь в массе маленьких удовольствий, радостей, не задумываясь о смысле жизни в целом, о главной цели жизни. Они руководствуются правилами: «живи, пока живется», «бери от настоящего все, что можешь, и не заглядывай в будущее» и т. п. Хотя в массе своей маленькие радости делают жизнь приятной, радужной, тем не менее они не могут по-настоящему удовлетворить человека. Ибо человек - не только сумма состояний, переживаний. Человек - это цельность, единство всех его состояний. Он не может удовлетвориться маленькими сиюминутными удовольствиями. Ему нужна радость, которая была бы всеобъемлющей. Она не является простой суммой маленьких радостей. Эта большая радость рождается в упорной борьбе, проходящей через всю жизнь.

Поставить главную цель жизни, стремиться к этой цели всеми силами души и, наконец, достигнуть ее - вот высшая радость жизни!

Не всякий человек ставит перед собой цель жизни, но если ставит, то этим человек полагает ее как целенаправленную деятельность.

Вообще в реальной жизни существует целое дерево целей . Цель жизни - это главная или общая цель жизни. Помимо нее существуют либо подчиненные, промежуточные, либо побочные цели. Подчиненные и промежуточные цели - это цели, осуществление которых открывает путь к главной цели жизни, приближает к ней. Побочные или параллельные цели - это цели, которые формируют всю «кухню» жизни, обусловливают полноценное гармоническое развитие человека. В своей сумме они не менее важны, чем главная цель жизни (например, цель укрепить здоровье средствами физической культуры, построить дом, различные увлечения, хобби). В некоторых ситуациях возникает конфликт между главной целью жизни и побочными целями. Этот конфликт может завершиться либо победой главной цели жизни, либо победой побочных целей.

Главная цель жизни - это цель, осуществление которой оправдывает жизнь человека в целом, как личности, субъекта, стоящего где-то наравне с обществом, осознающего свои цели как цели человека вообще или цели того или иного сообщества людей. В главной цели жизни по логике вещей сливаются воедино стремления человека как индивидуума и цели общества.

Проблема определения цели жизни сродни проблеме выбора профессии. В формировании цели жизни «участвуют» и случайность, и необходимость, и внешние обстоятельства, стимулы, и внутренние побуждения, мотивы.

Обычно под целью жизни понимают цель, которую человек ставит в русле профессиональной, творческой деятельности, которая ориентирует его в направлении создания нового, небывалого, новых материальных или духовных благ, ценностей.

На самом деле, если исходить из того, что смысл жизни состоит не только в творчестве, но и в любви, человек должен ставить перед собой как минимум две цели жизни. Одна цель касается реализации любви, животворчества. Она непререкаема, т. е. каждый человек независимо ни от чего должен ставить пред собой цель создать семью, дом любви, родить детей и вырасти их. Без этого не будет продолжения рода, продолжения жизни человечества. Другая цель жизни касается профессиональной, творческой деятельности человека.

Да и в творческой деятельности бывает и так, что человек не останавливается на выборе какой-то одной цели жизни. Яркий пример: две жизни А. П. Бородина как композитора и ученого-химика.

Если цель поставлена, то она становится законом деятельности, категорическим императивом, необходимостью, которой человек подчиняет свою волю.

Таким образом, мы видим две стороны сознательной жизнедеятельности: целеполагание (поиски цели, выбор цели) и целенаправленность (целеустремленность, движение к цели, вернее, от цели к результату). Обе стороны важны для человека в равной степени.

Понимая важность цели и связанных с ней целеполагания и целеустремленности, не следует, однако, абсолютизировать ее. Жизнь в некотором смысле есть единство цели и бесцельности , т. е. единство организованности и неорганизованности, труда и отдыха, напряжения и расслабления. Бесцельность реализуется прежде всего в том, что наряду с главной целью жизни существует множество побочных целей. Поиск и реализацию побочной цели (и вместе с тем отвлечение от главной цели) можно интерпретировать как бесцельность. Говорят же, что нельзя все время работать, думать об одном, что нужно отвлечься, развлечься, отдохнуть, снять напряжение, переключиться на другой род деятельности. Не случайно современный человек все больше внимания уделяет побочным занятиям, хобби, интуитивно сознавая, что напряжение труда, главной цели, главного дела жизни может просто уничтожить его.

Нужно также иметь в виду, что жизнь человека не всегда протекает на уровне целеполагания и реализации целей. Человек может совершать целесообразные действия, минуя стадию целеполагания, чисто инстинктивно, безотчетно. Например, потребность в отдыхе, сне может «реализоваться» в виде цели (поисков ночлега и т. п.) или непосредственно - человек незаметно для себя уснул в метро. Или такой пример: когда человек случайно касается рукой горячего предмета, то он отдергивает ее - здесь совершено целесообразное действие, но нет целеполагания и сознательного стремления к цели.

Когда возникает необходимость целеполагания? Вероятно тогда, когда между потребностью и ее удовлетворением имеется какое-то препятствие (не очень большое, но и не очень маленькое) или для удовлетворения потребности нужно совершить сложные ориентировочные действия.

Для многих молодых и их родителей высшее образование является целью. Но в чем цель образования? Всегда ли мы понимаем, почему мы стремимся получить качественное либо престижное образование, и что на самом деле оно нам даст? Об этом мы беседуем с кризисным психологом Михаилом Хасьминским.

— В последнее время СМИ буквально пестрят сообщениями о подростковых суицидах, выдвигая всевозможные теории о причинах подобных поступков, попеременно обвиняя в этом то некорректное (по их мнению) поведение учителей, то родителей, недосмотревших за своим чадом, а то и вовсе Министерство образования. Насколько основательны претензии к нашей системе образования в данном контексте?

— Ко мне за помощью очень часто обращаются молодые люди, страдающие от депрессии, которая возникает на почве того, что человек не может получить образование. В нынешние времена это, к сожалению, не редкость, ведь не у всех, будем говорить откровенно, материальное положение позволяет получить диплом. Хотя, конечно, бывает, что деньги играют далеко не первую скрипку, а обстоятельства порой складываются не лучшим образом, и у человека просто отсутствует возможность получить какое-то образование…

Но, так или иначе, у человека начинается фрустрация, приводящая к депрессии. И я сейчас веду речь не только о детях, но и об их родителях, и даже учителях. Ведь если, например, у детей в школе плохая успеваемость, в это оказываются втянуты и родители, и учителя, которым нужны «хорошие показатели успеваемости» в классе. Сами же ученики в первую очередь постоянно находятся в стрессе, ведь от них начинают требовать те самые «хорошие показатели» и т.д., а цель образования им непонятна.

Длительное пребывание в подобной стрессовой ситуации, безусловно, погружает всех ее участников в разные степени стресса, приводящего к депрессии, в том числе и к суициду.

И не удивительно, что в последнее время мы все чаще слышим сообщения не только о подростковых суицидах, но и «срывах» учителей, об их психосоматических заболеваниях (а ведь у большинства из них просто вымотаны нервы). Про родителей я уже даже не говорю.

Все вышесказанное как раз является следствием постоянного стресса из-за гонки за престижным образованием и «показателями».

Стоит отметить, что в настоящее время в нашем обществе специально навязывается мнение об обязательности наличия высшего образования. А ведь мы, старшее поколение, еще помним, например, «застойные годы» СССР, когда троечники шли учиться в ПТУ, а не платили взятки за поступление в ВУЗ. В то время человек, который шел в ПТУ, получал профессию, и к этому, попрошу заметить, относились вполне нормально. Сейчас же ситуация изменилась: всем надо обязательно получить именно высшее образование…

— А почему сложилась подобная ситуация?

— Это обычное людское тщеславие - и самих детей, и даже в большей степени - их родителей. Почему-то именно родителям важно, чтобы у их чада был престижный диплом. Ради этого они понуждают детей заканчивать вуз. И им совершенно не интересно, хотят ли этого сами чада.

— А разве высшее образование не является, на самом деле, важным фактором развития личности, ума человека?

— Безусловно, сам по себе навык освоения, заучивания новой информации, который присутствует при добросовестной учебе в вузе, оказывает большое влияние на развитие ума и памяти. Но разве многие люди видят в этом цель образования? Да и само качество образования в современной России оставляет желать лучшего. В России уже некому преподавать в вузах, потому что просто нет преподавателей с достаточным уровнем знаний, ведь старые уже ушли, и цепочка прервалась. Я уже не говорю о лженауках, которыми забивают умы детей.

Ни для кого ни секрет, что «купить» можно практически все - от оценок на вступительных экзаменах, оценок за зачеты/экзамены до, собственно говоря, самих дипломов. К тому же, к сожалению, современные ВУЗы зачастую становятся рассадниками наркомании, алкоголизма и других пороков, расцвет которых мы можем наблюдать в нашем современном обществе. И здесь очень важно подчеркнуть — чем престижнее вуз, тем выше в нем уровень всевозможных зависимостей и извращений.

Не стоит идеализировать и западное высшее образование. Оно тоже направлено вовсе не на развитие личности. Болонская система образования практически полностью лишает человека творчества, требуя от него исключительно зазубривания материала. А что это за юрист, лишенный творческого дара? Как он будет вести дела? Ведь на суде ему не предложат выбрать правильный вариант «А, Б, В, Г»

— Но есть же люди, которые действительно грызут гранит науки, получают знания, стремятся к чему-то?

— Конечно, есть, и их, слава Богу, не мало. Но и не так много. В некоторых вузах (в особенности коммерческих) и грызть-то ничего не надо, только деньги плати за обучение, а в конце получишь на руки диплом.

Александр Солженицын представителей подобного образования называл «образованцы». В его понимании это люди, получившие, по их мнению, хорошее образование и считающие себя интеллигенцией, хотя на самом деле они, получив посредственное образование и обладая весьма поверхностными знаниями, возомнили о себе слишком много. К сожалению таких «образованцев» у нас сейчас хватает. Полчища коммерсантов, бухгалтеров, экономистов, имеющих в лучшем случае номинальные знания, заполонили рынок труда. Но совсем страшно смотреть, как формируется «армия» из лже-врачей, лже-педагогов и других важных специалистов. И никто при этом не задумывается о том, как нас будут лечить и учить наших детей эти горе-специалисты.

Часто ко мне на консультацию приходят родители и говорят: «Мы не знаем, что делать. Ребенок замкнулся в себе. Раньше он учился, теперь не хочет. Мы хотим его видеть человеком, потому что сейчас без высшего образования никуда…». Во время разговора выясняется, что этот молодой человек на самом деле гуманитарий, а родители его буквально гонят в технический вуз или наоборот, вбивая в голову ребенка миф о необходимости корочек. Родители готовы не только платить деньги, но и, по сути, подвергать своего ребенка страданиям только ради того, чтобы он получил достойное (по их мнению) образование.

Это, конечно же, не говорит о том, что получать образование вообще не нужно. Отнюдь. Просто здесь нужно подчеркнуть очень важный момент: есть мудрость, а есть образование. Есть знание жизни, и есть диплом, и эти вещи практически не пересекаются. Цель образования в наши дни, увы, не в том, чтобы стать мудрым и счастливым.

— А разве мудрости, знанию жизни можно научить?

— Давайте посмотрим на опыт наших предков. Возьмем, к примеру, русского крестьянина. Крестьяне детей учили не грамоте и не информационным технологиям, а в основном тому, что для них было жизненно важно — как выживать, какие отношения должны быть с людьми. Им рассказывали заповеди и объясняли, почему, например, завистливый человек страдает и делает себя несчастным; почему убийца страдает и т.д. Их учили, как построить временное жилище, как ориентироваться в лесу, чтобы не заблудиться. То есть давали минимальный набор знаний, помогающих выжить, а не сваливали на их головы массу информационного шума и бесполезной информации. Детей учили, как ориентироваться в жизни, чтобы выживать, чтобы продолжить свой род, чтобы усваивать мудрость старших и передавать её дальше. Причем большую часть мудрости составляла именно религиозная основа. А что же мы видим сейчас? Кто выживет, если заблудится в лесу? Кто умеет ориентироваться по каким-нибудь следам, зарубкам или еще чему-то? Кто понимает, как жить в семье? Да никто!

А дальше все просто: мусор забивает головы детей, дети, естественно, впадают в фрустрацию, ведь с них требуют отметки, а т.к. жить они не умеют, они, столкнувшись с какими-то кризисами, впадают в депрессию, с которой их не учат справляться ни родители, ни учителя. Детей учат высшей математике, биологии, химии, другим наукам, а самому главному не учат - не учат строить отношения между людьми. «Люди не должны ссориться», — говорят детям. А что толку? Если человек горд и ставит себя в центр мира, бесполезно его призывать не ссориться. Он будет ругаться со всеми, пока не добьется своего, или пока ему не докажут обратное с применением грубой физической силы.

Детей не учат нужным вещам, а соответственно, они не смогут передать необходимые знания дальше. Отсюда можно сделать вывод, что деградация будет только расти.

Например, если раньше в каком-то населенном пункте случался пожар, на помощь погорельцам тут же стекались все жители деревни, ведь все понимали, что по одному не выжить, и как муравьи начинали помогать друг другу. Жили общинно. Сейчас общество разделили, сделав всех эгоистами. Этому, кстати, немало способствует и образование. Человеку не дали самого главного, все разъединены, а значит, никто никому не товарищ и не брат, и когда с кем-то что-то случается, все от него просто отворачиваются, проходя мимо. А потом мы удивляемся, почему в стране столько невротиков, самоубийств и т.д. Ответ прост — никто никому не нужен, кругом царит тотальный эгоизм и, к сожалению, альтруизму никто никого не хочет учить, ведь это тоже никому не надо.

— Отчего сложилась такая ситуация?

— Любви нет. Любовь, увы, не дается просто так, при рождении. Ее нужно приобретать через труд, понимая - как именно. Но откуда она может взяться, если любить никто не учит? Раньше в традиционном обществе, если ребенок остался по какой-то причине без родителей, его брали на воспитание бабушка с дедушкой, или же община решала, кто возьмет этого ребенка. Не было никаких детских домов. Таких детей любили как своих, они не были брошены, иными словами их «напитывали» любовью. Не образованием, а в первую очередь любовью. Это и была основа. Если человек напитался этой любовью, он ее сможет и дальше передать кому-нибудь.

Сейчас вместо любви родители стараются дать ребенку «корочки», заплатив за его образование, подогревая его (да и свое) тщеславие, говоря тем самым «ты теперь лучший, потому что закончил такой-то вуз, не то, что вон те бестолочи». И вот человек уже чувствует, что он действительно стоит чего-то большего.

Хотя раньше не образование решало, кто чего стоит. Ориентировались на тот итог жизни, к которому мы все движемся и приходим очень быстро. Ведь Там не будут спрашивать: «А какой вуз ты закончил?»

Здесь хочу привести одну метафору. Нужно построить дом. Опытный, мудрый человек, который знает, как надо строить дом, даже из подручных строительных материалов может сделать себе вполне достойное укрытие, которое бы соответствовало стоящим перед ним задачам. Возможно, жилище будет не очень комфортное, но вполне пригодное для зимовки. Если же дать вагон лучших строительных материалов невежде, который абсолютно не умеет строить, ничего хорошего из этого не выйдет, потому что невежда сделает себе такое укрытие, которое его самого потом накроет и раздавит. Что мы сейчас и наблюдаем.

Как-то ко мне на консультацию привели молодого человека, который учился в очень престижном вузе. «Он ни с кем не общается и ни с кем не дружит», — пожаловалась мне его мать. Во время нашей беседы я понимаю, что знаний у этого студента нет никаких. В голове пустота. Я пытаюсь общаться с ним на разные темы, но тут выясняю, что основная причина его неумения общаться кроется в том, что он — просто невежда. Никому с ним не интересно, потому что нет тем, на которые он может общаться. Не теряя надежды, я хожу по разным темам, пытаясь зацепиться за какую-нибудь, но все тщетно! В итоге я затрагиваю тему мировой экономики (молодой человек как раз учился на факультете мировой экономики). Я его спрашиваю: «Что такое Федеральная Резервная Система?» И он не смог мне ответить на этот вопрос, хотя учился на третье курсе факультета мировой экономики. Человек, который учится на факультете мировой экономики, хотя бы что-то должен об этом приблизительно знать. Я его спрашиваю: «А какие книжки ты читал?» Он мне говорит, что последний раз он читал, чуть ли не «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».

— Да… и чему сейчас в вузах учат?…

— Чему угодно, кроме одного - трудиться. Раньше ребенка учили главному - трудиться, а не зарабатывать очки/оценки.

Труд — это естественное, основное состояние человека. А сейчас разве кто-то учит трудиться? Все пытаются что-то заработать за чужой счет, не важно - деньги или признание.

Все гонятся за статусом. Самый главный его принцип: ты не обязан быть кем-то, но ты должен кем-то казаться, то есть, создать некий образ. И этот самый статус как раз и приводит к тому, что человек становится невеждой.

— То есть погоня за статусом заставляет человека становиться невеждой, потому что его усилия сосредоточены не на содержании, а на том, чтобы получить этот статус?

— Да. Человеку важно поддерживать некий статус, соблюдая при этом все внешние атрибуты — машины, коттеджи, квартиры, карьера, второе-третье-пятое образование, модные девайсы и пр. За всем этим на самом деле по сути ничего нет.

Везде и всюду трубят о статусе, взращивая некий образ, например, что семья должна иметь определенный набор «статусных атрибутов». Про то, какие при этом должны быть отношения между членами этой семьи, нигде даже не упоминается. Вот и получается: внешне все есть - машина, дача, престижная школа/вуз, а внутри ничего! Абсолютно пусто!

Это можно сравнить с черенком от лопаты и деревом. Воткнутый в землю черенок от лопаты можно свалить простым ударом, причем в любую сторону, а уже дерево с глубокими корнями свалить так просто нельзя. Хотя внешне ствол и черенок могут выглядеть похоже. «Статусные» люди, к сожалению, валятся точно как черенки: при встрече с любой трудностью, которая может опровергнуть имеющийся статус, их самомнение сдувается точно воздушный шарик, потому что за ним ничего нет. А потери статуса человек не может это пережить, потому что он даже не понимает, что такое человек и какова цель человеческой жизни.

— Так вот откуда появляются депрессии, уныния…

— Конечно. Человек ведь никогда на себя трезво не смотрел, он был в образе.

Артист! Артист, который играл себя другого. Но реальность всегда оказывается жестокой к таким «лицедеям». Любые неприятности, будь то болезнь, неудавшийся роман, развод или еще что-то вмиг лишают человека равновесия. Вот тогда в голову начинают приходить мысли о суициде, поскольку человека никто никогда не учил вообще смотреть на себя истинного, чему, кстати, учат в христианстве.

Отсюда все наши катастрофы невероятных масштабов. Если обратиться к статистике, количество разводов превысило 50%. Почему? Никто не учил, как в семье жить, как строить отношения. Хотя 200 лет назад не было психологов, а разводы были единичны - около 0,5%. Суицидов тоже было на порядок меньше. Сейчас же это явление стало массовым!

— А если, например, ввести в школах «основы православной культуры»? Это может как-то, на ваш взгляд, исправить ситуацию?

— Думаю, ничего толкового не выйдет, если преподавать в школах уроки «основы православной культуры» будут учителя, которые сами православной жизнью не живут. Ведь если детей начать «гонять» по датам и «статистике», это наоборот отобьёт у них всякое желание учить этот предмет. Суть православия не во внешнем - кто когда родился, кто что построил, что сделал и т.д. Православие заключается во внутренней жизни, во внутренней красоте, во внутреннем учении, которое делает человека счастливым и устойчивым к любым испытаниям.

— Православие дает человеку внутренний стержень, помогает найти смысл

— Именно. Когда у человека нет внутреннего стержня, нет понимания, к чему тот должен стремиться, нет понимания вообще смысла жизни, у него и случаются кризисы. А если у человека нет смысла, тогда все остальное бессмысленно. Зачем тогда нужны дипломы, знания? Если ты не знаешь куда идти, то зачем тебе нужен, скажем, набор стройматериалов? Зачем нужна машина, если понятия не имеешь, как ей пользоваться? То есть человек идет по жизни, не понимая ни смысла, ни какой должна быть его семейная жизнь, ни какими должны быть отношения с окружающими... Эти вопросы как раз и возникают в кризисные этапы, а самый острый из них — вопрос о смысле жизни.

— А что такое кризисные этапы?

— Кризисный этап - это поворотный этап в жизни, например, женитьба, развод, смерть близкого, насилие и др. На этих этапах люди как раз сталкиваются с вопросом о смысле жизни. Они пытаются найти ответ на этот вопрос, но многие так и не находят…

Это очень печально. Ведь, если бы в учебных заведениях, помимо второстепенных знаний, давали и знания об основах человеческой жизни, тогда бы, наверное, было на порядок меньше и самоубийц, и людей, которые годами не могут придти в себя после развода или смерти близкого, которые сходят с ума, узнав, что заболели раком. Люди могли бы найти в себе опору в переломные этапы жизни.

Наши предки также переживали кризисы, у них умирали близкие, что-то где-то не ладилось, случалась несчастная любовь, они тяжело болели, теряли друзей и так далее. Все это было! Но, тем не менее, при отсутствии психологов, эти люди продолжали жизнь и в любых кризисах сохраняли психическое и физическое здоровье. И это те самые необразованные крестьяне…

— А есть выход?

— Выход есть для отдельных людей, для отдельных семей. Человек должен сам что-то понять, найти свой стержень и передать его ребенку. Во всяком случае, можно постараться это сделать. Жаль только, это не будет делаться в государственных масштабах, ведь общество потребления нацелено совершенно на другие вещи. Личность каждого человека, ценность его жизни, спасение его души — не могут рассматриваться обществом потребления априори. Им рассматриваются покупательные способности человека, так же как ценность коровы измеряется количеством молока, которое она дает, и только.

Так что, увы, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Каждый из родителей должен сам взяться за то, чтобы понять эти основы, ведь если у родителей в голове будет хаос, то чего тогда ждать от детей? Ведь целью образования ни в школе, ни в вузе не является воспитание. Ребенка никто не будет воспитывать, кроме самих родителей. Педагоги учебных заведений будут обращать скорее внимание на внешние успехи и проявления ребенка, но никак не на его внутренний мир и состояние. А проводить интроспекцию своего внутреннего мира, равно как наблюдать за собой, ребенка могут научить только родители, так же как, например, просить прощения и каяться.

Без этого у родителей вырастет бездушный монстр, от которого они же сами будут страдать, когда тот захочет сдать их в интернат для престарелых. Но зато монстр будет с высшим образованием и красивой «корочкой»! Дикость!

— Если обобщить вышесказанное, получается, что чаще всего люди впадают в депрессии и уныние оттого, что им элементарно не хватает знаний?

— Конечно. Что такое депрессия и уныние? Человек впадает в уныние, потому что не может чего-то достичь, либо не знает, как это достичь, либо как справиться с ситуацией. В общем, попал в некий тупик. Раньше человеку давались «базовые знания» для того, чтобы он не попал в тупик; у него была широкая перспектива — от начала его рождения, до смерти и дальнейшей вечной жизни. И все, что встречалось у него на пути, воспринималось в контексте глубокого понимания отдаленной перспективы. «Ты должен преодолеть, это тебе урок, дальше будет то-то. А еще дальше будет вечная жизнь» и так далее. Поэтому события не вызывали у человека фрустрации, ведь у него было очень широкое поле обзора, которое сейчас стало узким: «Ты должен нам принести диплом, потому что это статусно. Если у тебя не будет статуса, то у тебя не будет ничего» Происходит подмена содержания формой! И человек, действительно, начинает в это верить, потому что у него нет опыта. А достичь чего-то он порой не может в силу разных причин и обстоятельств.

— Можете привести пример?

— Допустим, безответная любовь. Скажем, я влюблен в женщину, а она мне не отвечает взаимностью. И я уже не понимаю, зачем живу. Я же не знаю, что я живу для того, чтобы совершенствовать собственную душу для будущей вечной жизни, а не для того чтобы быть с этой женщиной.

Другой пример: у меня умер близкий человек. А я настолько стал зависим от него, что не знаю, как мне дальше жить. Я же не понимаю, что мы встретимся в другой жизни, что я сейчас должен не слезы лить, а помогать душе этого человека своими молитвами, например. А из-за таких ситуаций люди доходят до сумасшествия и тяжелейших заболеваний. Вот вам и причины — суженное, тоннельное мышление, навязанное извне.

— А кем?

— Теми, кто создает и контролирует общество потребления.

Людям сузили восприятие, и их заставляют идти по этому суженному пути. При этом человек похож на лошадь с зашоренными глазами. Лошади на глаза накладывают шоры (пластины, закрывающие обзор по бокам), чтобы она с курса не сбивалась, и она не сбивается. Но эта же зашоренная лошадь не может объехать никакую преграду, поскольку видит все очень узко.

Отсюда и возникают очереди к психологам. Но беда в том, что хотя психологов сейчас выпущено просто невероятное количество, как только они сталкиваются с серьезными проблемами у людей, будь то смерть близких или суицид, они в основном стараются отделаться общими фразами, потому что сами не знают, что делать. Этому их никто не учил в вузе. Учили различным классификациям, терминам, теориям… И по большому счету в России просто по пальцам можно пересчитать психологов, которые реально могут помогать горюющим или суицидентам. Я имею в виду настоящую помощь в виде переустройства мышления и внутреннего мира, а не бесконечные разговоры о прошлых переживаниях.


Close