Место рождения. Образование. Родился в Липно, Влоцлавское воеводство. В 1970 году с отличием окончил факультет внешней торговли Центральной школы планирования и статистики в Варшаве (сейчас - Варшавская школа экономики). В 1972-1974 гг. обучался в Университете св.Иоанна в Нью-Йорке, США. В 1975 году защитил докторскую диссертацию в Центральной школе планирования и статистики в Варшаве.

Карьера. С 1969 по 1981 гг. – член правящей Польской объединенной рабочей партии (ПОРП).

В 1978-1980 гг. работал в Институте марксизма-ленинизма в Варшаве.

В 1978-1981 гг. возглавлял группу ученых, разрабатывавшую альтернативный проект экономических реформ в Польше.

В 1980-1981 гг. - консультант профсоюзного объединения Солидарность.

В августе 1989 года Лех Валенса предложил Бальцеровичу войти в первое правительство Солидарности и возглавить экономические реформы в Польше.

12 сентября 1989 года Бальцерович занял пост вице-премьера и министра финансов в правительстве Тадеуша Мазовецкого и возглавил Экономический комитет при Совете министров Польши.

Бальцерович предложил свой план скорейшего перехода от плановой государственной экономики, оставшейся в наследство от Польской народной республики, к рыночным отношениям и главенству частной собственности. Предлагавшийся комплекс реформ получил название План Бальцеровича, часто также именовался "шоковой терапией".

План Бальцеровича предполагал строгое ограничение инфляции, приведение к равновесию в течение года государственного бюджета, товарного и денежного рынков, перевод всех сфер экономики на рыночные начала. Для этого повышались розничные цены, сокращались бюджетные дотации, ограничивались денежные доходы, а для предприятий вводилась частичная внутренняя обратимость злотого и устанавливался его единый курс.

Бальцерович сохранил свой пост в кабинете Яна Кшиштофа Белецкого, но в декабре 1991 года правительство Яна Ольшевского было сформировано уже без его участия.

После ухода из правительства Бальцерович работал приглашенным научным сотрудником Университета Брауна и Центра анализа европейской политики в Вашингтоне (США). С октября 1992 года преподает в Варшавской школе экономики.

В 1992-2000 гг. - председатель Центра социально-экономических исследований (CASE) в Варшаве.

В апреле 1995 года основал центристскую политическую партию Уния Свободы, которую возглавлял до декабря 2000 года. В 1997 году партия заняла на выборах третье место и вошла в правящую коалицию.

С октября 1997 г. по июнь 2000 г. - заместитель премьер-министра и министра финансов в правительстве Ежи Бузека.

С января 2001 г. по январь 2007 г. - председатель польского Национального банка, кандидатуру Бальцеровича на этот пост подал президент Польши .

В 2000-2002 гг. Бальцерович был также советником президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе по экономическим вопросам.

В 2003 году избран членом престижной Группы авторитетов Международного института финансов.

В 2007 году основал и возглавил фонд Форум гражданского развития.

В октябре 2008 года Бальцерович стал одним из восьми членов Европейской экспертной группы по разработке рекомендаций по предотвращению последствий мирового финансового кризиса в странах Евросоюза.

2008-2012 гг. - председатель совета директоров исследовательской организации Брейгель.

22 апреля 2016 г. президент Украины подписал указ о назначении Бальцеровича представителем президента в Кабинете министров Украины и сопредседателем группы стратегических советников по поддержке реформ в Украине. Одним из направлений своей деятельности в новой должности Бальцерович назвал активную работу с западными инвесторами и политиками для представления реальной ситуации в Украине.

В апреле 2017 года Лешек Бальцерович, как и планировал изначально, завершил свою миссию в Украине и не продлил сотрудничество со стратегической группой советников по поддержке реформ (SAGSUR) .

Награды. Бальцерович отмечен рядом престижных премий и наград, как польских, так и международных. В том числе в 2005 году Квасьневский вручил ему высшую награду страны - Орден Белого орла - за вклад в трансформацию экономики Польши. В июле 2007 года аналитический центр European enterpris institute (Брюссель) присвоил Бальцеровичу титул «самого крупного реформатора в странах Евросоюза».

Является почетным доктором 30-ти университетов в разных странах, а также автором более сотни публикаций по экономическим вопросам.

(польск. Leszek Balcerowicz ) (19 января 1947 года в Липно) - польский экономист и политик, представитель монетаризма.
Организатор и идейный вдохновитель польских экономических реформ (так называемой «шоковой терапии» или «План Бальцеровича») - преобразования страны с плановой экономикой в страну с рыночным хозяйством.

Лешек Бальцерович родился 19 января 1947 года в Липно, Влоцлавское воеводство. В 1970 году с отличием окончил факультет внешней торговли Главной школы планирования и статистики в Варшаве (ныне Варшавская высшая школа экономики). Работал там же научным сотрудником и преподавателем. В 1969 году вступил в правящую Польскую объединенную рабочую партию (ПОРП). В 1972-1974 годах обучался в Университете Св. Джонса в Нью-Йорке (США). В 1975 году защитил докторскую диссертацию в Главной школе планирования и статистики в Варшаве. В 1978 - 1980 годах работал в Институте марксизма-ленинизма в Варшаве. В 1978 - 1981 годах возглавлял группу ученых, разрабатывавшую альтернативный проект экономических реформ в Польше. Стал членом польских социологического и экономического обществ. Постоянно участвовал в научных конференциях в ФРГ, Великобритании, Швеции, Индии, Венгрии и других странах. В 1980-1981 годах - консультант профсоюзного объединения «Солидарность». В 1981 году вышел из состава Польской объединённой рабочей партии (ПОРП). В феврале - апреле 1989 года участвовал в конференции «круглого стола» между ПОРП и оппозицией. Был координатором деятельности Европейской экономической ассоциации в Польше.

Научные достижения

В августе 1989 года Лех Валенса после долгих поисков подходящей кандидатуры предложил Бальцеровичу войти в первое правительство «Солидарности» и возглавить экономические реформы в Польше.
12 сентября 1989 года Бальцерович занял пост вице-премьера и министра финансов в правительстве Тадеуша Мазовецкого. Он также возглавил Экономический комитет при Совете Министров Польши. Бальцерович предложил свой план скорейшего перехода от плановой государственной экономики, оставшейся в наследство от Польской Народной Респубики, к рыночным отношениям и главенству частной собственности. Предлагавшийся комплекс реформ получил название «План Бальцеровича», но часто именовался «шоковой терапией».
«План Бальцеровича» предполагал строгое ограничение инфляции, приведение к равновесию в течение года государственного бюджета, товарного и денежного рынков, перевод всех сфер экономики на рыночные начала. Для этого повышались розничные цены, сокращались бюджетные дотации, ограничивались денежные доходы, а для предприятий вводилась частичная внутренняя обратимость злотого и устанавливался его единый курс.
Несмотря на успех реформы, её социальные последствия уже в первый год начали вызывать недовольство и противоречивые оценки. Бальцерович сохранил свой пост в кабинете Яна Кшиштофа Белецкого, но в декабре 1991 года правительство Яна Ольшевского было сформировано уже без его участия.

После ухода из правительства Бальцерович работал приглашенным научным сотрудником Университета Брауна и Центра анализа европейской политики в Вашингтоне (США). В том же году был избран профессором Варшавский школы экономики. В качестве советника принимал участие в экономических реформах в России и других странах СЭВ. В апреле 1994 года вместе с Тадеушем Мазовецким, Мечиславом Геремеком, Ханной Сухоцкой и Яном Белецким основал центристскую политическую партию «Союз свободы» и был избран ее председателем. В 1997 году партия заняла на выборах третье место, набрав 13 % голосов и вошла в правящую коалицию. 31 октября 1997 года Бальцерович занял пост заместителя Премьер-министра и министра финансов в правительстве Ежи Бузека. 8 июня 2000 года, видя скорый развал правящей коалиции, Бальцерович ушел в отставку. Однако Президент Александр Квасьневский вскоре назначил его председателем Национального банка, и Сейм утвердил его кандидатуру голосами «Солидарности» и «Союза свободы». Он был Председателем Национального банка Польши с 10 января 2001 года по 10 января 2007 года. В связи с назначением Бальцерович покинул пост Председателя партии «Союз свободы». В 2000-2002 годах Бальцерович был также советником Президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе по экономическим вопросам.

В 2003 году в Цюрихе Лешек Бальцерович был избран членом престижной Группы авторитетов Международного института финансов.
11 ноября 2005 года Президент Польши Александр Квасьневский вручил Бальцеровичу высшую награду страны - Орден Белого орла - и отметил, что без Бальцеровича путь Польши в Европейский союз был бы более долгим, если бы вообще состоялся.
В июле 2007 года аналитический центр European enterpris institute (Брюссель) присвоил Бальцеровичу титул «самого крупного реформатора в странах Евросоюза».

В октябре 2008 года Лешек Бальцерович стал одним из 8 членов Европейской экспертной группы по разработке рекомендаций по предотвращению последствий мирового финансового кризиса в странах Евросоюза во главе с председателем МВФ Жаком де Ларозьером.

Научные труды

  • Бальцерович Л. Навстречу ограниченному государству / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2007


  • Добавить в закладки

    Добавить комментарии

    Лешек Бальцерович - польский экономист, бывший председатель Национального банка Польши (Poland) и заместитель премьер-министра в правительстве Тадеуша Мазовецкого (Tadeusz Mazowiecki). Более всего известен системой экономических реформ, проведенных в Польше в 90-х – шоковой терапией по так называемому "плану Бальцеровича".

    В 1970-м Бальцерович окончил с отличием факультет международной торговли Центральной школы планирования и статистики (Central School of Planning and Statistics) в Варшаве (Warsaw). В 1974-м экономист получил степень магистра делового управления в Университете Сент-Джонс (St. John"s University) в Нью-Йорке (New York), в 1975-м закончил работу над диссертацией в Варшавской школе экономики (Warsaw School of Economics).



    С 1969-го и вплоть до самого введения режима военного времени в стране в 1981-м Бальцерович был членом польской коммунистической партии. В конце 70-х Лешеку Бальцеровичу выдалась возможность поработать в команде консультантов-экономистов, сотрудничавших с премьер-министром. В период с 1978-го по 1980-й Бальцерович работал в Институте марксизма-ленинизма. Позже экономист стал экспертом независимого профсоюза "Солидарность"; из коммунистической партии Лешеку, увы, пришлось выйти.

    С сентября 1989-го по август 1991-го и с 31-го октября 1997-го по 8 июня 2000-го Лешек Бальцеровчи занимал должности заместителя премьер-министра и министра финансов Польши. С 1995-го по 2000-й он также возглавлял центристскую на тот момент политическую партию "Союз Свободы".

    11 ноября 2005-го президент Польши Александр Квасьневский (Aleksander Kwaśniewski) наградил Бальцеровича высшей польской наградой – Орденом Белого Орла (Order of the White Eagle); получил этот орден экономист за свой вклад в преобразование и восстановление польской экономики.

    Лешек Бальцерович известен экономическими достижениями не только в пределах Польши – доводилось ему работать и на международном уровне; так, Бальцерович числится в комитете по поддержке нуждающихся – одном из многочисленных проектов Программы развития ООН (United Nations Development Programme), призванном по возможности решить имеющиеся проблемы бедных и дискриминируемых. Кроме того, с 11 июня 2008-го Бальцерович числится в совете брюссельского "мозгового центра" "Bruegel"; здесь ученый также занимается проблемами международной экономики.

    Прославивший Лешека Бальцеровича "план Бальцеровича" по сути своей представлял серию реформ, призванных решить проблемы гиперинфляции и навести порядок в национальном бюджете. Помимо прочего, в рамках этих реформ были отменены ограничения на цены большего ряда потребительских товаров и введены ограничения на ежегодные повышения заработной платы служащим госсектора. Польская денежная единица, злотый, была сделана конвертируемой в границах страны. Как следствие, цены в стране резко поднялись; государственным предприятиям пришлось как следует постараться, чтобы получить хотя бы небольшой шанс конкурировать с частным организациями. Естественно, для польской экономики в целом случившееся стало настоящим шоком. Реформы получили неоднозначную оценку; Бальцеровича активно критиковали, причем прежде всего на родине. Впрочем, многие экономисты были вынуждены признать, что принятые меры во многих отношениях обусловили экономический успех Польши и последовавший экономический рост – среди всех стран коммунистического лагеря именно Польша демонстрировала наиболее впечатляющие результаты.

    Почти тридцать лет назад Польше удалось кардинально изменить свою экономику. Без них стране никогда не удалось бы стать в один ряд с европейскими государствами. И у этих реформ два отца. Первый из них - Лешек Бальцерович. Этот блестящий экономист как раз и разработал план преобразований экономики. Второй - Лех Валенса. Он внедрил преобразования в жизнь во время своего президентства. Без этих двух выдающихся деятелей Польша, которую мы сейчас знаем, просто не могла бы существовать. Им удалось то, что не получилось у всех политических деятелей постсоветского пространства, так стремившихся к рыночным преобразованиям и европейским ценностям. Теперь полем деятельности Бальцеровича является Украина. Польша стала членом ЕС, но вот поможет ли «шоковая терапия» в этот раз?

    Биография

    Будущий польский экономист родился в небольшом городке Липно, который находится между Вроцлавом и Познанью, в 1947 году. С детства он проявлял хорошие способности к обучению. В 1970-м Лешек Бальцерович окончил отделение внешней торговли в Варшавской главной школе планирования и статистики с отличием. В дальнейшем он продолжил образование за рубежом. В 1974 году Бальцерович получил магистерскую степень в университете Святого Джонса, который находится в Нью-Йорке. После этого он вернулся в Варшаву. Там уже в 1975 году он защитил докторскую диссертацию. В начале 1980-х Бальцерович присоединился к «Солидарности». В эту оппозиционную коммунистической партию входили многие прозападные интеллектуалы-технократы его поколения. Бальцерович не играл видной роли в «Солидарности", однако ему нравилось сотрудничать с «Сетью». Последняя представляла собой союз предприятий, которые объединились под эгидой партии. Так зародилась идея «шоковой терапии» для Польши. Она была нужна для того, чтобы трансформировать плановую экономику в рыночную.

    Начало карьеры

    Как писал в своих воспоминаниях один из лидеров «Солидарности», только Бальцеровичу могла прийти идея о собственной программе экономических преобразования в период, когда в стране мясо выдавали по карточкам. В 1989 году правящая коммунистическая партия и оппозиция уселись за стол переговоров. В этой дискуссии будущий реформатор был только одним из участников. Однако уже через несколько месяцев Раковский и коммунисты уходят в отставку. К власти приходит «Солидарность». И в 42 года Лешек Бальцерович становится вице-премьер министром по экономике.

    Во власти

    Первую важную должность экономист получил в первом некоммунистическом кабинете, главой которого был Тадеуш Мазовецкий. Лидер «Солидарности» Лех Валенса перебрал десяток кандидатур на пост экономического вице-премьера. Многие видные экономисты отказались от этой должности. А вот Бальцерович согласился и не прогадал.

    Польша в 1980-1990-х

    Это крайне сложный период в жизни страны. Финансовая система была полностью разрушена, в экономике наблюдался всеобщий дефицит, цены постоянно росли, а снабжение даже ключевыми продуктами было нарушено. Без формирования рыночных механизмов нельзя было обойтись. Только так можно было обеспечить финансовую и денежную стабилизацию. Бальцеровичу достались трудные времена. Никакого механизма перехода от индустриального социализма к рыночной экономике не существовало. Все нужно было начинать с нуля. После того как Бальцерович ушел из правительства, он вернулся в науку. Он преподавал в Варшаве, читал лекции в европейских и американских университетах, написал несколько книг о польском опыте реформ. Однако теории ему никогда не было достаточно, нужно было проверить все гипотезы на практике.

    Снова в правительстве

    В 1994 году экономист объединил усилия с бывшими деятелями «Солидарности» и создал Союз свободы, который и возглавил. Со временем новая партия стала самой многочисленной в Польше. На выборах в парламент в 1997 году она заняла третье место. Так Лешек Бальцерович вернулся во власть. Он снова занял должность экономического вице-премьера и министра финансов. В 2000 году Бальцерович, предвидя скорый распад коалиции, ушел из правительства, успел побывать советником Шеварднадзе, а в 2001-м стал президентом Национального банка страны. Он покинул этот пост в 2007-м. В том же году ему был присвоен Брюссельским аналитическим центром титул «самого крупного реформатора в Евросоюзе». В 2008-м экономист стал одним из восьми членов экспертной группы, которая занималась разработкой устранения последствий мирового финансового кризиса. В 2016 году Бальцерович был назначен представителем президента Украины в Кабинете министров страны.

    Суть реформ

    В начале 1990-х Польша находилась в состоянии глубокого системного кризиса. В стране наблюдались такие явления, как снижение общего уровня жизни, гиперинфляция и общий спад производства. Стратегия выхода из кризиса предполагала переход к рыночным механизмам, изменение структуры собственности, демонополизацию экономики, реформы во всех сферах. План Бальцеровича включал:

    • Проведение жесткой ограничительной монетарной политики. Она предполагала сокращение эмиссии денег и увеличение процентных ставок.
    • Ликвидацию дефицита бюджета. Большинство налоговых льгот были отменены, как и дотации на продукты питания, энергоносители, сырье и т. д.
    • Под государственным контролем остались только энергоносители, лекарства, квартплата и транспортные тарифы.
    • Установление частичной конвертируемости злотого.
    • Жесткую ограничительную политику в области доходов. Она включала отмену полной и установление высоких ставок прогрессивного налога.

    Результаты

    В 1990 году правительство приступило к реализации «шоковой терапии». Дотации на сельское хозяйство были отменены. Правительству удалось укрепить злотый. Однако на предприятиях возник дефицит наличных, банковские кредиты стали недоступными. Поэтому начался производственный спад. Население стало быстро беднеть. А безработица значительно возросла. Таким образом «шоковая терапия» хоть и сбалансировала бюджет и помогла преодолеть гиперинфляцию, однако стала фактором углубления кризиса. Поэтому было решено смягчить ее. На первое место была поставлена структурная перестройка экономики, в центре которой находилась приватизация. Уже в 1992 году она принесла первые плоды.

    Бальцерович и Украина

    Польша смогла преодолеть наследие планово-административной экономики и даже войти в Европейский союз. Однако поможет ли этот опыт Украине? Экономические реформы в Польше были успешными, теперь их пытаются адаптировать под новые реалии. «Шоковую терапию» в Украине начало еще правительство Яценюка. По мнению Бальцеровича, это помогло избежать еще более тяжелых времен. Он считает, что в первую очередь нужно обратить внимание на развитие частного сектора. А это означает необходимость масштабной дерегуляции. Важна и борьба с коррупцией. Соответствующие органы должны заработать в полную силу. На следующем этапе Бальцерович предлагает проводить стабилизацию гривны и сокращение бюджетного дефицита. Украине мешает тесная связь власти и олигархов. И для этого нужна политическая воля. Еще одной стороной реформ является приватизация. Для привлечения иностранных инвестиций нужны реформы, а не их видимость. Именно так удалось привлечь деньги Польше. Поэтому Украине остается только работать над своим национальным хозяйством и демонстрировать реальные результаты. Нельзя оправдывать свои неудачи военными действиями и трудными временами. Инвесторам нужны результаты, а не заверения в их появлении в будущем. Как только они будут, Украина получит такой необходимый ей приток иностранных инвестиций.

    Один из лучших экономистов мира рассуждает об экономике России и о возможных последствиях международных санкций

    Лешек БАЛЬЦЕРОВИЧ — человек эпического масштаба, человек-миф. Именно он провел в начале 1990-х блестящую реформу в Польше, названную «шоковой терапией».

    Это была именно терапия: в течение довольно короткого времени страну удалось точными и решительными действиями избавить от хронических болезней плановой экономики и поставить на путь устойчивого рыночного развития и экономического роста. На днях выдающийся макроэкономист и реформатор получил в Москве премию имени Егора Гайдара «За выдающийся вклад в развитие международных гуманитарных связей с Россией». И пришел в гости в «Новую газету» рассказать о своей оценке ситуации вокруг Украины и позиции Запада.

    — Сейчас Запад пытается выработать действенные санкции против России. Какие из них могут стать особенно болезненными для российской экономики?

    — Нынешний случай очень серьезный. Нельзя анализировать ситуацию вокруг Крыма в отрыве от общих последствий действий России для мировой политики и вообще судеб мира. России грозит изоляция. Потому что с точки зрения внешнего мира, если возникнет ощущение, что с Крымом у Москвы «получилось», то с ее стороны могут последовать и дальнейшие подобные шаги. Так что для Запада очень важно, чтобы такого впечатления, что «все получилось», — не было.

    Справка «Новой»

    Лешек БАЛЬЦЕРОВИЧ в сентябре 1989 года занял пост вице-премьера и министра финансов в первом постсоциалистическом правительстве Тадеуша Мазовецкого. Успешно реализовал так называемый «план Бальцеровича», более известный как план «шоковой терапии». Впоследствии неоднократно приглашался для работы в правительстве, с 2001 по 2007 год возглавлял Национальный банк Польши. Как экономист признан во всем мире. Является членом престижной Группы авторитетов Международного института финансов. В 2008 году стал одним из восьми членов Европейской экспертной группы по предотвращению последствий мирового финансового кризиса в странах Евросоюза. В настоящее время — профессор Варшавской школы экономики.

    Публикуя мнение известного экономиста, мы приглашаем к обсуждению проблемы российских и иностранных экспертов.

    Майдан напомнил первую «Солидарность»

    — Для многих людей, которые следили за событиями не исключительно по российскому телевидению, но также смотрели ВВС, французские, польские и другие европейские телеканалы, все это выглядело как повторение самых худших образцов советской пропаганды, которую мы знаем не понаслышке. Репортажи в реальном времени из Крыма с очевидностью показывали, что действует там никакая не «самооборона», а обученные военнослужащие. Было видно, что обвинение в адрес Майдана тоже небезупречно: мол, это сборище «фашистов» и «бандеровцев». Я по собственному опыту, по тому, что лично видел, с кем разговаривал, могу ответственно заявить, что Майдан — это прежде всего самоорганизация гражданского общества. Мне это напомнило первую «Солидарность» в Польше.

    На Западе, и особенно в США, обсуждается, что означает термин «гарантии». Ведь Украине были даны гарантии (имеется в виду Будапештский меморандум 1994 года об отказе Украины от ядерного оружия в обмен на гарантии ее территориальной целостности, данные Россией, США и Великобританией. Ред. ). Если в Крыму «все получилось», то что останется от этих гарантий? Это не локальный и не двусторонний, а мировой вопрос. Есть, например, Иран, при помощи санкции склоняемый к переговорам по поводу его ядерной программы. Но главным условием было предоставление ему гарантий безопасности в обмен на отказ от производства ядерного оружия. И какая реакция на обещаемые гарантии будет теперь?

    Есть также вопрос, как будут действовать в будущем Китай (обладающий ядерным оружием) и, скажем, Япония (которая пока им не обладает). Обе страны имеют территориальные претензии к соседям. Если окажется, что присоединение Крыма — это успех, тогда стоимость всякого рода международных гарантий становится очень низкой. Не исключено, что все это может привести к гонке вооружений.

    В логике Запада, если его реакция окажется чересчур мягкой, многие страны будут чувствовать себя под угрозой. Например, Казахстан, где высокая доля русского населения и богатые природные ресурсы.


    Слабое звено — экономика России

    — Теперь о возможном противодействии. Стратегически в таких случаях смотрят на самые уязвимые пункты. Таковым среди прочего является тот факт, что экономика России очень слаба. Ее зависимость от экспорта природных ресурсов за последние 10 лет только повысилась, и теперь 70% экспорта — это природные ресурсы, в основном газ и нефть. Экономика России не лучше, чем экономика наименее успешных латиноамериканских стран.

    Второе: растет политизация экономики. Либо через явную государственную собственность, либо через неформальные связи с государством. Я не знаю ни одного примера страны, которая была бы успешной при такой модели.

    — У нас очень любят рассказывать об успешном опыте южнокорейских чеболей.

    — Там вектор развития был совсем другим. С самого начала, во-первых, это были частные предприятия, не связанные с политической властью. В том смысле, что их успехи и неудачи не зависели от связей с верхами. Во-вторых, у них не было природных ресурсов. Они развивали экспорт по линии перерабатывающей промышленности. Причем экспортировали на очень требовательные к качеству рынки Запада.

    В истории России после 1991 года были трудные годы Бориса Ельцина и Егора Гайдара. Причем Гайдару было труднее, чем мне в Польше: у него на первом этапе не было столько времени, как у нас. Были также очень сильные политические препятствия. Да и страна больше. И мне кажется, что в тех рамках, которые ему были навязаны, он сделал максимум возможного. Его потом обвиняли в том, против чего он в свое время боролся. В частности, в бюджетной политике, которая позже привела к кризису 1998 года. Мы можем сказать, что 1998 год — это самый низкий пункт. После него уже не могло быть хуже — только лучше. И тогда пришел Владимир Путин. Ему повезло. Во-первых, потому, что он пришел в такой момент. А во-вторых, потому, что стали расти цены на нефть и газ. И в первые три года его правления даже были реформы. Был консолидирован бюджет, улучшилась ситуация с инфляцией.

    Но с 2003 года наблюдается вектор перемен к худшему. Прежде всего — сокращение плюрализма в политике.

    Экономическая модель в России такова, что нет возможности для экономического роста из-за возрастающей политизации экономики.

    Такие страны, как Россия, могут развиваться только в контакте с более развитыми странами. То есть должен происходить разного рода трансфер технологии — и через модели бизнеса, и через технику. То, что случилось, порождает сценарий изоляции от Запада. И она будет усиливаться по мере нарастания ответных угроз России в отношении западного бизнеса и даже его национализации. Я не знаю, что это будет означать для власти, но есть большой риск для российского общества: в России плохая модель, стагнационные тенденции из-за этой модели, и теперь после того, что произошло, — еще и изоляция. Вопрос, насколько этот сценарий осознается в России.

    — Какими все-таки могут быть санкции?

    — Скорее не совсем санкции, а шаги, которые могут воздействовать на самые слабые места российской экономики. Например, на экспорт газа. В США сланцевая революция, которая могла произойти только при нормальном капитализме, — не благодаря государству, а благодаря независимым, не очень крупным частным компаниям в Техасе. И в последнее время они стали производить больше газа, чем Россия. Думаю, что Обама под нажимом разного рода лобби снимет эмбарго на его экспорт.

    Во-вторых, газопроводы. И «Северный поток», и «Южный». Это весьма вероятные объекты ограничений.

    В-третьих, думаю, будет прямой пересмотр нынешнего уровня зависимости от российского газа с постепенным переходом на другие источники. В частности, импорт из Саудовской Аравии.

    В-четвертых, российские компании гораздо больше зависят от западного рынка, чем западные компании от российского рынка. Это по-разному раскладывается на конкретные страны, но в целом такая диспропорция существует. Общая продукция Запада по рыночным ценам в 20 раз больше, чем продукция России.

    Я знаю, что «Роснефть», руководимая одним известным «частным бизнесменом», купила часть компании Morgan Stanley. Но эта транзакция подлежит одобрению американских властей. Понятно, что ее судьба незавидна. И даже если бы кто-то из политиков хотел продолжения подобного бизнеса, нажим общественности был бы таков, что это оказалось бы невозможным.

    — Многие считают, что для российских компаний практически закрывается международный рынок банковских капиталов, рынок кредитных заимствований.

    — Я думаю, что уровень политических рисков для таких операций критически вырос. И это видно по рублю. Притом что производятся интервенции Центробанка. Рубль ослабился значительно больше, чем наша польская валюта, хотя у нас, к счастью, нет больших резервов газа. Пока.

    Политический капитализм

    — Вы приехали сюда в том числе для того, чтобы прочитать в Высшей школе экономики лекцию на тему «Экономический рост после социализма». Везде свои особенности. Но почему у вас, в Польше, и еще в ряде постсоветских стран получилось, а у нас не получилось?

    — Начнем с фактов. Если взять кумулятивный рост ВВП на душу населения с 1989-го по 2013-й, и 1989 год считать за 100%, то получится, что самая успешная страна — это Албания.

    — В силу того, что она росла с очень низкой базы…

    — Затем идет Польша, которая удвоила ВВП на душу населения. Затем Белоруссия — но это ложные данные, они базируются на недобросовестной статистике. Дальше идут Эстония и Словакия. Но есть страны, которые в минусе. Таджикистан, где была гражданская война, — 60%, Украина — 77%, а Россия — 118% (см. график ). Рост, но небольшой. И еще одна проблема России — несправедливое перераспределение национального дохода.


    Close