Представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды , деление этих видов и т. д.)» .

«Классификация - это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.»

Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности (например, классификация животных и растений). Обычно в качестве основания деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов. В этом случае классификация (называемая естественной) выявляет существенные сходства и различия между предметами и имеет познавательное значение. В других случаях, когда цель классификации состоит лишь в систематизации предметов, в качестве основания выбираются признаки, удобные для этой цели, но несущественные для самих предметов (например, алфавитные каталоги). Такие классификации называют искусственными.

Наиболее ценными являются классификации, основанные на познании законов связи между видами, перехода от одного вида к другому в процессе развития (такова, например, классификация химических элементов, созданная Менделеевым).

Классификация по существенным признакам называется типологией ; она основана на понятии типа , как единицы расчленения изучаемой реальности, конкретной идеальной модели исторически развивающихся объектов (биологические, языковые и т. п. типологии).

Всякая классификация является результатом некоторого огрубления действительных граней между видами, ибо они всегда условны и относительны. С развитием знаний происходит уточнение и изменение классификаций.

Делением называется раскрытие объема известного понятия; оно происходит путем перечисления всех видов (то есть меньших по объему понятий), входящих в состав делимого понятия. Отсюда ясно, что разделены могут быть только общие понятия, охватывающие собой различные части; ясно также, что для деления необходимо иметь основание или принцип (principium divisionis), делающий возможным правильное перечисление полученных благодаря делению членов его (parles divisionis).

От правильного деления требуется:

  1. полнота деления: все члены деления должны быть перечислены;
  2. чистота: члены деления не являются пересекающимися понятиями.

Основанием для деления может служить любой признак делимого понятия. Пользуясь признаком как принципом деления можно, при посредстве закона противоречия, всегда получить чистое двухчленное деление (дихотомию), например делить предметы на неорганические и органические, и т. д. Все сказанное имеет полное применение к классификации.

Когда исследователь имеет перед собой сложный ряд однородных явлений, то он:

  1. должен их расположить в известном порядке, удобном для исследования;
  2. должен сгруппировать сходные явления и отличить их от тех, которые только кажутся сходными с ними, в действительности же отличны от них;
  3. должен расположить эти группы в таком порядке, чтобы степень сродства их и взаимной зависимости выражались бы в самом расположении.

Классифицируя явления, их можно делить на группы, эти группы вновь подразделять и т. д.; например, понятие царства (хотя бы животных) можно разделить на классы, классы на роды, роды на виды, виды на подвиды и т. д. Исследователь, производя это деление, может иметь в виду различные цели, объективные или субъективные, причем и характер классификации зависит от ее цели.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Классификация" в других словарях:

    Многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия. Результатом К. является система соподчиненных понятий: делимое понятие является родом, новые понятия видами, видами видов (подвидами), и т.д. Наиболее сложные и совершенные К.… … Философская энциклопедия

    классификация - и, ж. classification f. 1. Действие по знач. гл. классифицировать. Заниматься классификацией собранных в экспедиции материалов. БАС 1. Не браните его хронологическую методу издания граммат: для историка современность лучше нежели классы, а индекс … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (ново лат. от лат. claseis, и facere делать). Распределение предметов на отделы. См. СИСТЕМАТИКА. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КЛАССИФИКАЦИЯ новолатинск., от лат. classis, и facere, делать.… … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    - [аси], классификации, жен. (книжн.). 1. Действие по гл. классифицировать. 2. Система распределения предметов или понятий какой нибудь области на классы, отделы, разряды и т.п. Классификация растений. Классификация минералов. Классификация наук.… … Толковый словарь Ушакова

    В биологии (от лат. classis разряд, класс и facio делаю), распределение всего множества живых организмов по определ. системе иерархически соподчинённых групп таксонов (классы, семейства, роды, виды и др.). В истории биол. К. было неск. периодов.… … Биологический энциклопедический словарь

    - (от лат. classis разряд и facere делать) распределение, разделение объектов, понятий, названий по классам, группам, разрядам, при котором в одну группу попадают объекты, обладающие общим признаком. Например, классификация отраслей экономики… … Экономический словарь

    См. ОТЛОЖЕНИЯ ШЕЛЬФА. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978 … Геологическая энциклопедия

    В горном деле разделение частиц измельченных полезных ископаемых на однородные по крупности, плотности и др. продукты (классы). Классификация производится в классификаторах …

    - (от лат. classis разряд класс и...фикация), в логике система соподчиненных понятий (классов объектов) какой либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами… … Большой Энциклопедический словарь

    В информационном поиске процесс распределения документов по категориям. По английски: Classification Синонимы английские: Classifying См. также: Индексирование Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Книги

  • Классификация и структура полей , Гуревич Гарольд Станиславович, Каневский Самуил Наумович. В книге "Классификация и структура полей" дана классификация полей окружающего нас мира, основанная на взаимосвязи внутренней структуры полей макромира и микромира. Рождение, жизнь и смерть…

Правильное ведение учёта на предприятии требует строгого разграничения основных средств между собой.

Распространение получило их разделение, которое основано на принадлежности к различным классификационным категориям (группам).

Основные сведения об элементах классификации, применяемые в учётных целях, содержатся в нормативно-правовой документации и указах Правительства РФ.

Несмотря на установленную подробную структуру, часто возникают сложности с определением принадлежности основных фондов.

Рассмотрим варианты распределения средств на практике, чтобы минимизировать вероятные затруднения.

Способы классификации основных средств

В зависимости от состава и характера использования, основные фонды разделяют следующим образом:

  • по видам – натурально-вещественная классификация;
  • по возрасту или сроку эксплуатации;
  • по отрасли экономики, хозяйства и промышленности – отраслевая принадлежность;
  • по функциональному предназначению;
  • по имущественной принадлежности;
  • по влиянию на предмет труда;
  • по степени использования.

В каждой классификационной группе существует собственная структура, элементами которой выделяются отдельные подгруппы. Критерии отнесения объектов различны и включают признаки, основанные на содержании и особенностях использования.

1. Классификация по видам – установленная последовательность

Всего выделяют такие разновидности основных средств:

  • здания – промышленные и хозяйственные постройки, в которых организована деятельность предприятия;
  • сооружения – инженерные конструкции, выполняющие специальные функции (шахты, бассейны, печи, очистные сооружения и др.);
  • передаточные устройства . К ним относятся объекты, функциональным предназначением которых является передача электроэнергии, а также транспортировка жидкостей, газов, твёрдого сырья и взвесей (трубопроводы, тепло- и электросети, конвейеры);
  • машины и оборудование – включают оснащение предприятия, включая производственные, измерительные и вычислительные мощности (станки, компьютерная техника, инженерные машины, краны и пр.);
  • транспортные средства – охватывают транспортный парк предприятия;
  • инструменты – вещественные объекты, с использованием которых оказывается непосредственное воздействие на предмет производства;
  • инвентарь и принадлежности , выполняющие сопутствующую производству функцию (обеспечивают требуемые условия труда);
  • прочее – не вошедшее в состав предыдущих подгрупп.

Основываясь на списке видов основных средств и Классификации, утверждённой Правительством, определяется срок полезного использования и амортизационные нормы.

Всего различают десять амортизационных групп.

Для первой группы месячная норма амортизации составляет 14,3 %, а срок полезного использования – от 1 до 2 лет. Для десятой группы норма амортизации установлена на уровне 0,7 %, а срок полезного использования – более 30 лет.

2. Классификация по фактическому сроку эксплуатации

Выделяются пять возрастных групп основных средств: до 5 лет, 5-10 лет, 10-15 лет, 15-20 лет и более 20 лет (не путать со сроком полезного использования).

К первым двум группам относятся преимущественно машины и механизмы предприятия, к последним двум – здания и сооружения.

Среднесрочным использованием характеризуются специальные сооружения, а также машины и оборудование, разработанные для продолжительного применения.

3. Классификация по экономическим отраслям

Основные средства относятся к отрасли, что и производимая с их использованием продукция. Это значит, что классификацию основных средств следует производить на конкретном предприятии.

Примером основных фондов, относящихся к различным отраслям, является автомобильный транспорт. Его применение широко распространено во всех отраслях хозяйственной, промышленной и социальной сферы – сельском хозяйстве, тяжёлой и легкой промышленности, коммунальном хозяйстве и сфере обслуживания.

4. Классификация по функциональному предназначению

В данном разделе выделяют две группы основных средств:

  • производственные – участвуют в производстве или обеспечивают надлежащие условия для его осуществления. Производственные средства делятся на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные;
  • непроизводственные – существуют для обеспечения социально-культурной сферы (детские сады, больницы, образовательные учреждения).


5. Классификация по имущественной принадлежности

Всего существуют две разновидности имущества – собственное и арендованное. Требование отдельной классификации арендованных основных средств связано с особенностями их учёта и эксплуатации. При ремонте собственных средств обычно не возникают сложности, связанные с оформлением процедуры ремонта и модернизации.

Для арендованных средств учёт ведётся строже, что вызвано необходимостью учитывать интерес арендодателя.

6. Классификация по влиянию на предмет труда

К данной группе относятся активные и пассивные основные средства. Под активными средствами понимаются такие, которые оказывают прямое влияние на производимую продукцию и формируют объём выпуска, качество и ассортимент. Пассивные средства создают условия для производства, однако не участвуют в нём напрямую. Так, для металлообрабатывающей промышленности станки являются активными основными средствами, а транспорт выполняет пассивную функцию.

В зависимости от конкретной отрасли, активные средства могут становиться пассивными и наоборот. В рудодобывающей промышленности транспортные средства относятся к активным фондам. Слесарный инструмент из активного средства в машиностроении превратится в пассивный фонд в пищевой отрасли.

7. Классификация по степени использования

Участие основных фондов в производстве требует своевременных отчислений, связанных с амортизацией. Для отображения степени участия средств в производстве их подразделяют на действующие и недействующие.

Действующие основные средства участвуют в процессе производства, а недействующие по различным причинам выведены из эксплуатации и могут находиться:

  • на простое (быть на ремонте, модернизации или реконструкции);
  • на стадии достройки – часто встречается для крупных сооружений (технологических колодцев, печей, ректификационных колонн);
  • в запасе (резерве) – характерно для оснащения непрерывного цикла работы. При износе или поломке основного устройства производится быстрая замена дублирующим аппаратом;
  • на консервации (длительное хранение работоспособного оборудования);
  • готовые к пуску – прошедшие приёмо-сдаточные испытания и ожидающие окончания подготовительных работ;
  • выведенные из эксплуатации, а также предназначенные для продажи.

Планируемые законодательные изменения не затрагивают существующие принципы классификации.

Многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия. Результатом К. является система соподчиненных понятий: делимое понятие является родом, новые понятия видами, видами видов (подвидами), и т.д. Наиболее сложные и совершенные К.… … Философская энциклопедия

классификация - и, ж. classification f. 1. Действие по знач. гл. классифицировать. Заниматься классификацией собранных в экспедиции материалов. БАС 1. Не браните его хронологическую методу издания граммат: для историка современность лучше нежели классы, а индекс … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- (ново лат. от лат. claseis, и facere делать). Распределение предметов на отделы. См. СИСТЕМАТИКА. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КЛАССИФИКАЦИЯ новолатинск., от лат. classis, и facere, делать.… … Словарь иностранных слов русского языка

См … Словарь синонимов

- [аси], классификации, жен. (книжн.). 1. Действие по гл. классифицировать. 2. Система распределения предметов или понятий какой нибудь области на классы, отделы, разряды и т.п. Классификация растений. Классификация минералов. Классификация наук.… … Толковый словарь Ушакова

В биологии (от лат. classis разряд, класс и facio делаю), распределение всего множества живых организмов по определ. системе иерархически соподчинённых групп таксонов (классы, семейства, роды, виды и др.). В истории биол. К. было неск. периодов.… … Биологический энциклопедический словарь

- (от лат. classis разряд и facere делать) распределение, разделение объектов, понятий, названий по классам, группам, разрядам, при котором в одну группу попадают объекты, обладающие общим признаком. Например, классификация отраслей экономики… … Экономический словарь

См. ОТЛОЖЕНИЯ ШЕЛЬФА. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978 … Геологическая энциклопедия

В горном деле разделение частиц измельченных полезных ископаемых на однородные по крупности, плотности и др. продукты (классы). Классификация производится в классификаторах …

- (от лат. classis разряд класс и...фикация), в логике система соподчиненных понятий (классов объектов) какой либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами… … Большой Энциклопедический словарь

В информационном поиске процесс распределения документов по категориям. По английски: Classification Синонимы английские: Classifying См. также: Индексирование Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Книги

  • Классификация и структура полей , Гуревич Гарольд Станиславович, Каневский Самуил Наумович. В книге "Классификация и структура полей" дана классификация полей окружающего нас мира, основанная на взаимосвязи внутренней структуры полей макромира и микромира. Рождение, жизнь и смерть…
  • Классификация и структура полей (теория абсолютности) , Гуревич Гарольд Станиславович, Каневский Самуил Наумович. В книге`Классификация и структура полей` дана классификация полей окружающего нас мира, основанная на взаимосвязи внутренней структуры полей макромира и микромира. Рождение, жизнь и смерть…

от лат. classis - разряд, класс и facio - делаю, раскладываю) - термин, используемый в различных смыслах. В онтологическом аспекте он означает множество соподчиненных объектов, в когнитивном - логическую операцию деления исследуемых понятий, явлений, процессов. Например, классификация наук по области изучения ими природной или социальной реальности. Научная ценность классификации во многом зависит от основания, на котором она осуществляется.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КЛАССИФИКАЦИЯ

1) В материалистич. диалектике – раскрытие внутренней необходимой связи между группами (классами, родами и т.д.), по к-рым распределены классифицируемые предметы. К., исходящая из формальных принципов, основана на таких способах распределения предметов по группам, к-рые базируются на сходстве предметов в пределах каждой группы, определяющемся наличием у них нек-рых общих свойств; при этом сходство противопоставляется несходству, тождество – различию. С т. зр. формальной К. наиболее важным является достижение по возможности наиболее четкого и резкого обособления членов одной группы от членов всех др. групп; в формальной логике этому соответствует правило деления, требующее, чтобы члены деления исключали друг друга. В результате формальной К. может вместе с тем устанавливаться нек-рый порядок в расположении самих групп; однако, как правило, этот порядок носит внешний, нередко искусственный и произвольный характер. Содержат. К. (напр., в естествознании) опираются не на формальные, а на диалектич. принципы и носят подлинно науч. характер. В качестве необходимой предпосылки они, как правило, имеют те или иные группировки предметов в соответствии с принципами формальной К.; в этом обнаруживается познават. функция формальных К., их пропедевтический, предварительный характер. Но содержательные К. переносят центр внимания на раскрытие внутренних, закономерных связей между группами классифицируемых предметов. При этом между предметами обнаруживаются такие отношения (напр., переходы, общие признаки), к-рые исчезали из поля зрения при первоначальном формальном подходе. Основой для установления таких отношений всегда служит нек-рый объективный закон, охватывающий данный круг предметов или явлений. Такой охват отдельного (классифицируемых объектов) общим (нек-рым общим законом) как раз и осуществляется в содержат. К.; поэтому такая К. является на деле лишь выражением и следствием лежащего в ее основе закона; она отражает именно те связи и отношения между классифицируемыми предметами, к-рые обусловлены данным законом. Важнейшей задачей К., опирающейся на диалектическую логику, является преодоление ограниченности формальной К. Это выражается в следующем: 1) Содержат. К. учитывает не только сходство между предметами, составляющими каждую отд. группу, но любые отношения между всеми предметами, подвергаемыми данной К. и входящими в разные группы, – следовательно, и теми, к-рые несходны между собой и даже обладают взаимоисключающими признаками. Т.о., если в основе формальной К. лежит односторонний учет сходства (или тождества), противопоставленный несходству (или различию) и обособленный от него, то в содержат. К. отражаются оба момента в их единстве – сходство и несходство, тождество и различие. 2) Содержат. К. выражает момент развития, изменения классифицируемых предметов. Наиболее известными К. такого рода являются те, которые отражают последовательный порядок усложнения предметов от низшего к высшему, определяемый процессом их развития. Таковы К. живых существ, осн. на теории развития органич. природы, К. видов вещества, осн. на теориях их усложнения и превращения, и т.д. Момент развития несовместим с принципами формальных К., к-рые вынуждены от него отвлекаться. 3) Принцип развития ведет к признанию наличия переходов между классифицируемыми предметами. В содержат. К. главным становится не проведение максимально четких разграничит. линий между различными группами, а раскрытие переходов между ними, обнаружение связующих областей, в к-рых предметы обнаруживают не один к.-л. отличит. признак, присущий опред. группе, а по меньшей мере два признака, присущие двум или более различным группам. Так, открытие физико-химич. процессов сделало невозможным прежнее резкое разделение всех явлений на физические и химические, ибо им оказались присущи признаки обоего рода явлений. 4) В силу того, что содержат. К. являются логич. выражением объективных связей и отношений между классифицируемыми предметами, они обладают максимальной объективной гибкостью и исключают искусственность, произвольность, субъективизм. Примером содержат. К. служит созданная Д. И. Менделеевым периодическая система элементов, основанная на открытом им же периодич. законе. Менделеев подчеркивал, что его К. исходит из учета не только сходства химич. элементов между собой (напр., щелочных металлов, обособленных от галоидов, и др.), на чем строилась прежняя формальная К. элементов с разбивкой их на т.н. "естественные группы", но, главное, на учете их несходства, т.е. отношений между несходными группами. Менделеев показал, что никаких резких граней между группами или классами (металлы и неметаллы) элементов, проводившихся ранее, не существует: металлич. свойства постепенно переходят в неметаллические; у одного и того же элемента в разных условиях обнаруживаются и те и другие (неметаллы могут иметь физич. вид металлов и т.п.). В наст. время установлено, что система Менделеева отражает последоват. развитие химич. элементов от простейшего (водорода) до сложнейших из ныне известных. Аналогичным примером может быть К. наук, созданная Энгельсом. Различие формальных и содержат. К. до известной степени отвечает различию между искусств. и естеств. К. Первые строятся на основе произвольного выделения одного или нескольких свойств или признаков у классифицируемых предметов, вторые – на учете всей совокупности их признаков, взятых в их взаимной связи и обусловленности одних из них (производных) другими (основными, определяющими); различие между теми и другими К. состоит в том, что одни являются односторонними (искусственные), другие – всесторонними (естественные). Б. Кедров. Москва. 2) В формальной логике – система (схема) соподчиненных понятий (имен классов), каждое из к-рых занимает в ней строго определенное место. К. имеют большое значение в науке и практич. деятельности людей и рассчитаны на долговрем. пользование без существ. изменений в схеме. Осн. задача К. – систематизировать данную область знания или деятельности для облегчения ориентировки в ней. К. непосредственно связана с двумя логич. операциями: с делением объема понятия и с классифицированием, т.е. упорядочением объектов по классам, и может строиться дедуктивно и индуктивно. При дедуктивном построении используется операция деления объема наиболее общего понятия; при дедуктивном подходе оперируют с понятиями и на основе сходства или различия их признаков устанавливают между ними родо-видовые отношения; логич. единство и стабильность схемы К. обеспечивается самим способом построения К., исходным пунктом к-рого являются малоподвижные общие понятия. Примером может служить биологич. систематика растений и животных, основанная на эволюц. теории. При индуктивном построении классификац. схемы анализу подвергаются отд. объекты, объединяемые в классы на основе сходства или различия в признаках. Индуктивное построение основано на нек-рых специфич. правилах: 1) из различных возможных группировок сходных объектов предпочтение надо отдать той, к-рая основана на наибольшем числе сходных признаков ("золотое правило" англ. логика Бэна); 2) из числа сходных признаков следует выделить такой, к-рый объяснял бы все остальные или служил их показателем; 3) чтобы выделить специфич. признак класса (differentia), нужно сравнить два крайних его представителя и взять такой признак (признаки), к-рого не будет у двух крайних представителей классов, соподчиненных данному. Выделенные т.о. признаки определяют класс и фиксируются его именем в схеме К. При индуктивном способе слабее обеспечивается единство и фиксированность К., т.к. при ее построении не всегда возможно охватить все объекты изучаемой области и часто возникает необходимость перераспределения низших классов, что в той или иной степени отражается на структуре всей системы. Обычно К. строятся с применением как дедуктивного, так и индуктивного способов: высшие классы, как правило, образуются дедуктивно, низшие – индуктивно. Дедукции отдают предпочтение в систематизации областей знания, индукции – при обработке фактич. материала и оформлении его в виде схем и таблиц. В случае, если классификационная схема является сложным комплексом соподчиненных понятий, образованным, напр., последовательным делением, ее можно представить в виде иерархич. дерева, корнем к-рого является самое общее понятие, вершиной самые частные, а в узлах размещаются остальные имена классов (такое дерево образуют, напр., рубрики в библиотечной универсальной десятичной К., в к-рой вся область человеч. знаний делится на 10 классов, каждый из них на 10 подклассов и т.д.). Ближайшие подклассы класса образуют горизонтальный ряд К., к-рый создается одной ступенью деления. Ряды, одинаково отстоящие по количеству узлов от корня дерева, находятся на одном уровне (ярусе). Последовательность понятий, связанных родо-видовым отношением, называется вертикальным рядом (ветви дерева). Горизонтальному ряду соответствует ряд непересекающихся классов объектов, а вертикальному – последовательность классов, находящихся между собой в отношении включения правильной части множества в множество. Правила образования К. основаны на правилах деления, к-рые на практике, однако, несколько модифицируются: 1) Деление на одной ступени должно проводиться по единому основанию. Это, однако, не исключает возможности многократного деления (по нескольким основаниям) одного и того же класса на подклассы и образования каждый раз различных рядов. Если такие ряды удается упорядочить между собой, система К. только выигрывает от этого: в ней оказывается зафиксированным больше свойств и отношений объектов. Примером такого упорядочения рядов может служить таблица Менделеева, в к-рой деление элементов по атомному весу (ряды) и по валентности (группы) образует своего рода решетку. 2) Следует различать основание деления и принцип упорядочения членов горизонтального ряда. Если основанием деления является нек-рый, иногда специфический, признак делимого понятия, то принципом упорядочения членов ряда может быть лишь такой признак объектов или понятий, к-рый может быть распространен на всю К. Члены ряда можно упорядочивать по их логич. свойствам (сходство содержания, степень абстрактности его, напр., от конкретного к абстрактному), по общефизическим, генетическим, пространственным (от близкого к далекому), хронологич. свойствам, по признакам имен классов (алфавитный порядок). 3) При построении К. желательно выбрать такой признак, к-рый можно было бы использовать в качестве основания деления на всех ступенях, т.е. признак, к-рый мог бы служить в качестве принципа упорядочения горизонтального ряда. Однако в К. с большим числом уровней это практически недостижимо. Поэтому стремятся к тому, чтобы основания деления на каждой ступени были бы по возможности близкими по содержанию и объединялись хотя бы в общие категории (предмет, процесс, атрибут и т.д.), как это делается в библиотечных К. Единый характер оснований деления не только обеспечивает систематичность К., но и облегчает операцию классифицирования, поскольку он выступает как точка зрения при выявлении признаков объектов и сопоставлении их с признаками понятий. 4) Деление должно быть соразмерным. Это правило имеет относительную силу. Оно применяется в момент составления К.: все известные в это время подклассы должны быть учтены. Однако, оберегая К. от ломки, следует предусмотреть способы включения в нее новых понятий. Для этого используются такие приемы, как оставление пустых узлов в классификац. дереве, специальная нумерация классов и др. 5) Члены деления одного ряда должны исключать друг друга. Последоват. осуществление этого правила возможно лишь в схемах с малым числом уровней. Чем больше разветвлений в классификац. дереве, тем труднее соблюдать это правило. Случаи, когда один и тот же объект попадает в несколько классов, фиксируются путем дублирования или методом перекрестных ссылок. В нек-рых К. (напр., библиотечная классификация Ранганатана) такие случаи рассматриваются как норма. В связи с этим система строится из различных по основанию деления классификац. таблиц, что и дает возможность фиксировать принадлежность объекта различным классам. 6) Образование вертикального ряда схемы должно быть непрерывным, без скачков. Правильное построение К. облегчает пользование ею, т.е. применение в операции классифицирования. Однако это не значит, что классифицирование проводится только после создания схемы. Эта операция имеет двоякое применение: в процессе образования классификац. схемы, где она состоит в упорядочении предметов по классам на основе сходства или различия в их признаках, и в процессе использования схемы, в к-ром она выступает как операция определения принадлежности объекта классу путем сравнения его признаков с признаками понятий в схеме. Формально-логич. правила классифицирования разработаны слабо. Однако в различных К. имеются отд. приемы этой операции. Так, в биологич. систематике применяется т.н. метод типа. Для каждого вида, рода и др. высших категорий устанавливаются типовой экземпляр, типовой вид, типовой род, вообще, типовой образец ближайшей низшей категории. При установлении места особи в систематике ее признаки сравниваются с признаками типовых экземпляров различных видов и делается вывод о принадлежности ее к тому или иному виду. Аналогично, при включении нового вида в род его признаки сопоставляются с типовыми видами нескольких родов. Классифицирование проводится в целях: 1) систематизации объектов нек-рой области и фиксирования их свойств и отношений, 2) поиска упорядоченных объектов; оно может решать одновременно обе задачи или же одну из них. Если имеется в виду первая цель, то при построении схемы за основания деления берутся наиболее существ. признаки, из к-рых вытекает максимум производных. Основание деления должно приводить к важным различиям между членами деления. Такая К. служит источником знания об объектах: по месту понятия в схеме можно судить о его содержании и, следовательно, о свойствах предметов, входящих в его объем. Так, по месту элемента в таблице Менделеева можно судить о его атомном весе, заряде ядра атома, валентности, о химических свойствах. К., построенная на существенных признаках, называется естественной. Если К. (имеется в виду достаточно сложная схема к.) используется для поиска объектов, то порядок расположения членов вертикального и горизонтального рядов должен быть формализован, т.е. принцип построения рядов должен быть таков, что, имея об искомом объекте нек-рые данные формального характера (напр., знание начальной буквы имени), можно было бы легко найти в схеме нужное понятие и соответствующий ему класс объектов. Примером такой К. могут быть именные каталоги в б-ках. К., служащая для поиска объектов и построенная только на формальных признаках, наз. вспомогательной (или искусственной). Часто сложные К. совмещают в себе свойства естеств. и искусств. построений. В таких случаях ряды упорядочиваются и содержательно и формально: каждое понятие приобретает порядковый номер, благодаря к-рому оно переводится на искусств. язык индексов, имеющий свой алфавит (цифровой или буквенный), правила образования, а иногда и элементы синтаксиса. В зависимости от широты области, к к-рой принадлежат классифицируемые объекты, К. могут быть энциклопедическими (универ-сальными), специальными (отраслевыми) и К. узкого круга однородных явлений (таблицы). Энциклопедия. К. охватывают всю область человеч. знания. К ним относятся, напр., К. наук и универсальные библиотечные К. В каждой отрасли науки и техники создаются специальные К.: биологич. К. растений и животных, химич. К. элементов и их соединений, К. звезд, минералов и т.д., технического, военного и др. оборудования. Часто в науке возникает необходимость упорядочить нек-рый круг важных для нее объектов. Чаще всего это делается или с целью обнаружения к.-л. существ. отношения между близкими по природе объектами, или для демонстрации уже открытого закона. Примерами могут служить К. субатомных частиц, полей, атомных ядер в физике, К. предложений, аффиксов, фонем в языкознании и т.д. В связи с возникшими возможностями автоматизировать многие интеллектуальные процессы, в частности обработку и поиск науч. информации, появилась необходимость в математич. обработке, а также в изучении логич. структуры К. Традиционная К., построенная на иерархии, не может быть приемлемой для полного упорядочения к.-л. области объектов. Если в ручном классифицировании можно допустить условное и произвольное включение объекта в тот или иной класс, то для машинного классифицирования каждое включение должно быть формализовано и подчинено опред. правилам. В связи с этим в логику К. были внесены изменения. В наст. время различаются строгая и слабая иерархии. В первой каждому узлу классификац. дерева непосредственно предшествует один и только один узел. При второй – узлам дерева может непосредственно предшествовать одновременно несколько узлов, в силу чего образуется сеть (строго иерархическое дерево тоже является частным случаем сети). И строгая и слабая иерархии рассматриваются как частично упорядоченные системы, формальные свойства к-рых описываются логико-математич. теорией структур. Лит.: Горский Д. П., Логика, М., 1958; Шамурин Е. И.., Очерки по истории библиотечно-библиографической классификации, т. 1–2, М., 1955–59; Букановский В. М., Принципы и основные черты классификации современного естествознания, Пермь, 1960; Минто В., Дедуктивная и индуктивная логика, 6 изд., М., 1909; Майр Э., Линсли Э. и Юзингер Р., Методы и принципы зоологической систематики, пер. с англ., М., 1956; Gregg T. R., The language of taxonomy, N. Y., 1954; Sayers W., An introduction to library classification, 9 ed., 1954; Ranganathan S. R., Colon classification, 5 ed., v. 1, Madras–L., 1957; Vickery B. C., Classification and indexing in science, L., 1958. Б. Якушин. Москва.

актуальная - информация, ценная в данный момент времени;

достоверная - информация, полученная без искажений;

понятная - информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена;

полная - информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания;

полезная - полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.

Классификация по истинности:

истинная;

Как мы видим классификаций множество.

Определим функции информации или ее предназначение:

При помощи информации можно создавать, принимать, комбинировать, хранить, передавать, копировать, обрабатывать, искать, воспринимать, формализовать, делить на части, измерять, использовать, распространять, упрощать, разрушать, запоминать, преобразовывать, собирать и т. д.

Свойства информации:

) Достоверность - информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, т. е. перестает отражать истинное положение дел.

) Полнота - информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.

) Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.

) Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдет применение в каких-либо видах деятельности человека.

) Своевременность - только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она еще не может быть усвоена), так и ее задержка.

) Понятность - если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной. Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

) Доступность - информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по-разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях.

) Краткость - информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, всевозможных инструкциях.

В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют, например сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности. "Информировать" в этом смысле означает "сообщить нечто, неизвестное раньше". Одна и та же информация может быть представлена как уже упоминалось ранее в различной форме как в знаковой - письменной, состоящей из различных знаков (символов) в виде текста, чисел, специальных символов, графиков, таблиц, так в виде жестов или сигналов и конечно же в языковой форме.

Язык - это определенная знаковая система представления информации. Существуют два вида языков:

Естественные языки - разговорные языки в устной и письменной форме. В некоторых случаях разговорную речь могут заменить язык мимики и жестов, язык специальных знаков (например, дорожных);

Формальные языки - специальные языки для различных областей человеческой деятельности, которые характеризуются жестко зафиксированным алфавитом, более строгими правилами грамматики и синтаксиса. Это язык музыки (ноты), язык математики (цифры, математические знаки), системы счисления, языки программирования и т.д.

Существует одна особенность передачи информации. Например, одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертеж, радиопередача и т. п.) может содержать разное количество информации для разных людей в зависимости от их накопленных знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему. Так, сообщение, составленное на английском языке, не несет никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего английским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.

Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно. От носителя информации (среда или физическое тело для передачи, хранения и воспроизведения информации), от его качества (электрические, световые, тепловые, звуковые, радио сигналы, магнитные и лазерные диски, печатные издания, фотографии и т.д.) зависит насколько быстро и качественно будет воспринята информация.


Close