В ходе ссоры с начальником механик Этьен Лантье дал ему пощёчину, за что немедленно был уволен с железной дороги. Он пытается наняться на работу в шахту, которая принадлежит компании Монсу. Шахта находится около городка Воре, в посёлке Двухсот Сорока. Но все шахтёры голодают, работы нет и не предвидится. Этьену досталась работа на шахте только благодаря трагичной случайности: перед тем, как он пришёл в Воре, там умерла откатчица. Старик Маэ работает в шахте забойщиком вместе со своей дочерью Катриной. Он-то и предложил Лантье работу в своей артели.

Катрина, которой всего пятнадцать лет, выглядит тонкой и уставшей из-за бесконечной тяжёлой работы. Маэ вместе со своим сыном Захарией и двумя другими артельщиками, Леваком и Шавалью работают в узкой шахте, где высота не больше полметра. Из-за тонкого угольного пласта им приходится переворачиваться то на спину, то на бок. Этьену надлежало толкать вагонетки вместе с Катриной. Проработав так день, Этьен хочет бросить этот адский труд. Он стал свидетелем того, как начальник шахты отчитывает шахтёров за несоблюдение правил безопасности. Шахтёры молчаливы, как рабы. Это шокирует Этьена. Но вспоминая образ Катрины, он задерживается в посёлке на неопределённый срок. Семья Маэ нищенствует, постоянно занимая у лавочника продукты. У жены Маэ не было выбора: она взяла детей и пошла в поместье Пиоленов, где живёт чета Грегуаров. Она слышала, что Грегуары являются совладельцами шахт, и нередко помогают побирающимся семьям, чьи мужья работают на шахте. Хозяевам усадьбы хватило и одного взгляда на Маэ и её детей, чтобы понять, что их семья вырождается. Они подарили детям по паре стареньких платьицев и прочитали нравоучение. Когда Маэ просит у них хотя бы сто су, ей отказывают, так как подавать - низкое дело. Но детей угощают булкой. Маэ задабривает лавочника Мегра, пообещав ему дружбу Катрины. Пока мужья подрывают здоровье на шахтах, а их жёны готовят водянистый суп из щавеля и картошки: туристы, приехавшие из Парижа в эту глушь, чтобы поглазеть на шахты и быт шахтёров, восторгаются щедрости тех, кто владеет шахтами. Ведь они предоставляют рабочим почти дармовое жильё и у их работников нет недостатка в угле!

Каждую неделю у семьи Маэ праздник - купание. В этот день вся семья, не стесняясь друг друга, по очереди ныряют в бак с тёплой водой и меняет одежду на чистую. После этого Маэ уединяется со своей женой в спальне - это его единственное развлечение. Катрину тем временем ждут приставания молодого и наглого Шаваля. Вспоминая об Этьене, она отказывает Шавалю - ведь она влюблена в механика. Но вскоре уступает его напору - после того, как он дарит ей ленту. Они укрылись в сарае под посёлком.

Этьен постепенно втягивается в новую жизнь, притирается к своим грубоватым и простым товарищам, то и дело он видит, как влюблённые милуются за отвалом, но Этьен полагает, что свободной и беспечной молодёжи так и полагается себя вести. Но он ревнует Катрину к Шавалю. Вскоре он заводит нового знакомого - русского машиниста Суварина, который поселился в соседнем доме. Суварин не очень любит говорить о себе, и только спустя некоторое время Этьен узнаёт, что его новый друг - социалист-народник. Он устроился в компанию, незадолго до этого сбежав из России. Тогда Этьен пытается вызвать его доверие, рассказывая о том, что его другом по переписке является никто иной, как Плюшар. Плюшар - один из предводителей рабочего движения в Лондоне, так же он занимает должность секретаря в северной федерации лондонского Интернационала. Суварин недолюбливает Интернационал и марксизм: для него единственным верным путём является террор, революция, анархия, и его мечта - уничтожать старый мир, сжигая целые города. Мечты Этьена немного другие - он считает, что рациональнее была бы организация забастовки, но для того, чтобы её организовать, нужны средства - нужно сперва создать кассу взаимопомощи, которая помогла бы продержаться на плаву хотя бы первое время.

На август запланирован переезд Этьена к Маэ. Он много беседует с отцом Маэ о своих идеях, и в голове отца как будто начинает проблёскивать вера в справедливость. Но жена тут же опускает его на землю, говоря, что буржуи никогда не возьмут на себя такой адский труд, как работа в шахте, об этом не может быть и речи. Все разговоры о равности всех людей - абсолютно мусты. Размышляя о справедливом обществе, Маэ думает только об одном - пожить хотя бы чуть-чуть в достатке. Это объясняется тем, что последнее время на работе стало особенно туго: постоянные штрафы от компании за несоблюдение правил безопасности, и постоянные её происки того, как бы ещё сильнее урезать зарплату. Вот и предлог для забастовки - очередное снижение зарплат. Когда Маэ получает свой мизерный заработок, он ещё выслушивает обвинения в том, что он ведёт политические беседы со своим новым жильцом - об этом уже пошли толки. Старик Туссен Маэ только испуганно кивает, не в силах ничего возразить начальству. Выйдя из кабинета, он чувствует жгучий стыд за своё молчание. Весь посёлок молча страдает от страшной нищеты. Семью Маэ переводят на новый участок, на котором работать ещё опаснее - часто попадаются подземные источники, и слой угля на нём ещё тоньше, чем прежде - работать в шахте можно, только задевая локтями стены. Через какое-то время Этьен попадает под обвал. Под обвалом младший сын Маэ - Жанлен сломал обе ноги. Терпению и надеждам Этьена и Маэ приходит конец - оба понимают, что дальше будет только хуже. Пора устраивать забастовку.

Директору шахт Энбо докладывают, что работа в шахтах прекратилась. Этьен вместе со своими товарищами и Маэ направились на переговоры с начальством. К ним присоединились делегаты с соседних посёлков. Шахтёры выдвигают мизерные требования: чтобы к зарплате прибавили плату за каждую вагонетку всего лишь пять су.

Начальник Энбо пытается расколоть депутацию своей речью о чьем-то подлом внушении, но ни один шахтёр в Монсу ещё не является членом Интернационаля. Этьен - единственный из своих коллег, кто может внятно выражаться и не боится говорить с начальником. Ему поручают проводить переговоры от лица всех шахтёров. Когда их переговоры заходят в тупик, Этьен прямо заявляет, что если их требования не будут удовлетворены на начальном этапе, то позже будут появляться другие, и кто знает, какими они будут. Но начальство компании оказывается глухо к просьбам шахтёров, и они окончательно озлобляются. Через какое-то время ни у кого в посёлке не осталось денег, но Этьен настаивает, чтобы забастовка продолжалась. Плюшар обещает, что приедет в Воре с деньгами, но его никак нет. Наконец началось движение, которого ждал Этьен. Собирается конференция шахтёров в доме мадам Дезир. Владелец кабака Раснер выступает за то, что забастовку надо прекратить, но шахтёры доверяют своему лидеру Этьену. Плюшар говорит, что забастовки - это борьба слишком медленного действия, но всё же призывает шахтёров не отступаться от начатого. Приходит комиссар полиции с четырьмя подчинёнными, чтобы разогнать конференцию. Но мадам Дезир вовремя предупреждает рабочих, и те успевают исчезнуть. Плюшар ещё раз обещает выслать материальную помощь. Начальство компании тоже решило действовать - было принято решение уволить самых активных забастовщиков.

Между тем Этьен приобретает всё большее уважение среди шахтёров. Скоро их прежний главный - рассудительный и хитрый Раснер оказывается совершенно забыт. Рансер предсказывает Этьену такое же будущее. На новом собрании рабочих, которое проводилось на этот раз в лесу, старик по прозвищу Бессмертный рассказывает всем собравшимся о том, как протестовали и гибли его сверстники полвека назад, так ничего и не добившись. Этьен произносит страстную и воодушевляющую речь.

Единогласно принято продолжать бастовать. Из всех шахт работает только одна, в Жан-Барте. Тех шахтёров, которые там работают, называют предателями и решают преподать им урок. Бастущие приезжают в Жан-Барт и заставляют углекопов выходить из шахт, перерубая канаты. Катрина и Шаваль, жившие и работающие в «предательском» посёлке, тоже поднимаются на поверхность. Там их поджидают рабочие из Монсу. Начинается драка. Начальники шахт предпринимают попытку остановить беспорядки, посылая туда жандармов и полицию. Между тем бунт распространяется по шахтам с огромной скоростью. Напевая «Марсельзу», восставшие огромной толпой идут к начальству в Монсу. Энбо в панике, не зная, что делать. Армия восставших мародёрствуют в лавке Мегра, который погиб, пытаясь спасти своё имущество. По наущению Шаваля проявляются жандармы, Этьен едва не попался им - Катрина вовремя предупреждает его. Когда наступает зима, во всех шахтах уже стоят полицейские посты, но эта мера не восстанавливает работы. Забастовка выходит за пределы шахт. Этьен наконец-то дождался того момента, когда может отомстить предателю Шавелю, который вынудил его ревновать к Катрине. Победа оказывается на стороне Этьена, Шаваль уступает и вынужден сбежать.

В это время Жанлен, младший сын Маэ, подлечивает обе сломанные ноги. Хромая, он тем не менее быстро бегает, хулиганит и стреляет. Его охватывает необъяснимое желание прикончить жандарма, что он и сделал, набросившись на него сзади с ножом. Жанлен так и не смог объяснить причин своей ненависти. Становится очевидным то, что шахтёры и солдаты со дня на день столкнутся. Несмотря на то, что солдатам приказали использовать оружие только при крайней необходимости, восставшие были до того агрессивны, что вскоре раздались первые выстрелы. Шахтёры в ответ кидаются в полицию комками грязи и кирпичными осколками. При беспорядках солдатами были застрелены Лидия и Бебер, дети. Так же была убита Мукетта, страдающая безответной любовью по Этьену, погиб Туссен Маэ. Эти смерти отрезвляют восставших: они напуганы и смятены, ведь дело начинает принимать серьёзный оборот. Монсу скоро посещают правительственные органы из Парижа. Этьену тоже становится не по себе из-за сложившейся ситуации: он начинает винить себя в смерти всех убитых, в разорении домов и царящем везде насилие. Шахтёры снова обращаются за помощью к их бывшему лидеру, Раснеру, который приказывает всем успокоиться. Этьен уходит из посёлка, и там встречает Суварина. Русский рассказывает ему, что его жена была недавно повешена в Москве, и теперь Суварин абсолютно свободен - у него нет больше привязанностей, и нет больше страха. Услышав это страшное признание Суварина, Этьен возвращается домой, чтобы последний раз переночевать в семье Маэ, которая уже успела стать для него родной. Ночью Суварин прокрадывается к шахте, где утром углекопы собирались начать работу, и подпиливает ту скрепу обшивки, которая защищала шахту от «Потока» - моря под землёй. Утром Катарина говорит Этьену, что она намерена идти в шахту. Любви ради, Этьен решает ещё чуть-чуть задержаться в посёлке. Весь день пара трудилась бок о бок, и к вечеру вода ворвалась в шахту. Успели выбраться все, кроме старкика Мука, Шаваля, Этьена и Катрины. Вода застаёт их врасплох. Пытаясь выбраться на поверхность, они заблуждаются в подземных переходах. Этьен и Шаваль снова ссорятся. Во время стычки Этьен раздрабливает голову противнику. Этьен выдалбливает в стене что-то похожее на возвышение, и они с Катриной спасаются там. Глядя на несущийся водоворот под ними, они ждут неминуемой гибели. Пробыв там три дня, они уже не надеются, что им удастся выбраться живыми, и вдруг слышат удары сверху - спасение уже близко В тёмной шахте, на возвышении среди смертоносного потока воды, она последний раз занимаются любовью. После этого Катрина словно засыпает - Этьен решает её не будить. Когда спасатели добираются до них, Этьена поднимают на сушу. За ним вытаскивают Катрин - она уже была мертва.

Придя в себя после перенесённого ужаса и гибели возлюбленной, Этьен покидает посёлок. Жена Маэ потеряла при наводнении мужа и дочь. Но после того, как было объявлено о восстановлении работ на шахте, она устраивается туда на работу откатчицей вместо своей дочери. Все ещё недавно бунтующие шахтёры теперь заняты работы. Идя по цветущей земле и вдыхая весенний воздух, Этьен при каждом шаге слышит глухой стук кайла.

Краткое описание романа«Жерминаль» пересказала Осипова А.С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Жерминаль». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Роман "Жерминаль" Золя - одно из его произведений, входящее в цикл "Ругон-Маккары". Впервые было опубликовано в 1885 году. Интересно, что среди рабочих вариантов названия были: "Сгнившая крыша", "Дом трещит", "Кровавые всходы", "Дыхание будущего", "Подземный огонь". Его окончательное название представляет собой отсылку к первому весеннему месяцу французской революции жерминаль.

Роман "Жерминаль" Золя начинается с того, что механик Этьен Лантье пытается устроиться на работу в шахту компании Монсу. Ранее его уволили с железной дороги за пощечину начальнику. Но и там работы нет, сами шахтеры сидят без еды. Но Этьену место находят, так как накануне умерла откатчица. Он поступает в артель к забойщику Маю, дочь которого Катрина трудится второй откатчицей.

В романе "Жерминаль" описывается этот тяжелый и неблагодарный труд. Катрине всего 15 лет, она постоянно выглядит изможденной. Маэ и другие опытные артельщики работают лежа, пролезая в шахту высокой около полуметра, в забое очень душно.

Этьен и Катрина катают вагонетки. В первый же день главный герой понимает, как тяжела эта работа. К тому же прямо перед ним руководство ругает шахтеров за то, что они не заботятся о своей безопасности. В ответ никто не возмущается. Этьен даже хочет уехать, но воспоминания о Катрине его останавливают.

Сами Маэ живут в нищете, должны всем вокруг, часто не хватает денег на хлеб. Жена Маэ отправляется с детьми в усадьбу Пиолена, которая принадлежит совладельцам шахт Грегуарам. Они изредка помогают бедным. В этот раз хозяева обнаруживают в Маю и ее детях признаки вырождения, вместо помощи дают урок бережливости. Приехавшие осмотреть шахты парижане, восхищаются щедрости владельцев компании, которые дают рабочим дешевое жилье и снабжают углем все семьи.

Настоящим праздником для шахтеров становится мытье. Вся семья Маэ раз в неделю окунается в бочку, а после переодевается в чистое. Катрины начинает домогаться Шаваль, она сопротивляется, вспоминая о чувствах к Этьену, но совсем недолго. К тому же Шаваль покупает ей ленту и овладевает ею в сарае.

Увлечение революционными идеями

Главный герой "Жерминаля" Э. Золя Этьен со временем привыкает ко всему, что тут происходит. Возмущает его только любовь между Шавалем и Катриной, так как сам неосознанно ревнует девушку.

Он знакомится с русским машинистом Сувариным. Тот мало рассказывает о себе, поэтому Этьен не сразу узнает, что встретился с социалистом-народником. Суварин сбежал из России, теперь работает на шахте. Этьен решает признаться в своей дружбе с одним из лидеров местного рабочего движения Плюшаром, сторонником марксизма и Интернационала. На Суварин к ним относится скептически. Его идеалы - это террор, анархия и революция, уничтожение старого мира любыми способами.

Этьен начинает готовить забастовку, для начала необходимо собрать кассу взаимопомощи. В августе он переселяется к Маэ, пытаясь увлечь своими идеями главу семейства. Тот даже начинает верить в успех, но его жена заявляет, что буржуи никогда не захотят работать, как шахтеры, а все разговоры о равенстве - бред. Представления самого Маэ о справедливости сводятся к желанию, как следует пожить. Ведь его и так небольшой заработок все время сокращают за счет штрафов по любым предлогам. Грядущее очередное сокращение - хороший повод для забастовки.

Забастовка

Краткое содержание "Жерминаля" Золя поможет вам быстро вспомнить это произведение, освежить в памяти основные события. Когда Маэ снова получает сокращенный заработок, к тому же удостаивается выговора за разговоры о политике. При этом на новом участке шахты, где работает картель, становится все опаснее. Случается обвал, в котором младший сын Маэ Жанлен ломает обе ноги. После этого герои "Жерминаль" Золя понимают, что нужно бастовать, терять больше нечего.

Директор Энбо узнает, что никто не вышел на работу. Этьен с приятелями собирают делегацию для начала переговоров. Шахтеры требуют, чтобы им прибавили плату за вагонетки всего на пять су. Энбо пытается спровоцировать раскол среди товарищей, говорит, что они подверглись внушению, но в действительности никто из рабочих не состоит в Интернационале.

Этьен начинает спорить с Энбо, в результате прямо угрожая, что рабочие могут прибегнуть и к другим мерам, чтобы отстоять свои права. Правление не идет на уступки, что еще больше ожесточает шахтеров. В поселке уже ни у кого нет денег, но Этьен призывает сражаться до последнего. Помочь деньгами обещает Плюшар, но постоянно медлит.

На совещании хозяин кабака Раснер призывает прекратить забастовку, но шахтеры доверяют Этьену. Собрание пытается разогнать полиция, но вдова предупреждает рабочих, они успевают разойтись. Между тем, правление шахт решило уволить самых упорных и подстрекателей.

Собрания шахтеров

Со временем Этьен превращается в наиболее влиятельного человека в шахтерской среде, вытесняя их предыдущего лидера Раснера, который был очень хитрым. На очередном собрании, которое теперь проходят в лесу, старик по прозвищу Бессмертный вспоминает о своем неудачном опыте протестов, когда несколько десятков лет назад несколько его приятелей в результате погибли, но так ничего и не добились.

Этьен страстно выступает, в результате шахтеры снова решают продлить стачку. Во всей компании работает только шахта в Жан-Барте. Тамошних рабочих обзывают предателями, обещая проучить. В Жан-Барте шахтеры из Монсу рубят канаты, вынуждая углекопов выйти на поверхность. Там же находятся Шаваль и Катрина, которым теперь приходится выйти. Между бастующими и штрейкбрехерами начинается драка. Когда руководители компании вызывают армию и полицию, рабочие берутся за разрушение шахт.

Восстание набирает силу

В романе "Жерминаль" Эмиля Золя восстание стремительно распространяется по другим шахтам. Толпа начинает петь "Марсельезу", идет к Монсу. Энбо растерян, а шахтеры принимают грабить лавку Мегра, который погибает, пытаясь спасти хоть что-то.

Жандармов приводит Шаваль, Катрина в последний момент успевает об этом предупредить Этьена. На шахтах расставляют солдат и полицию, но к работам никто не возвращается. Забастовка продолжает распространяться. Наконец, доходит до прямого столкновения Шаваля с Этьеном, который ревнует Катрину. Главный герой романа "Жерминаль" Золя побеждает, обратив оппонента в бегство.

Столкновения

Жанлен оправился после травмы, хромает на обе ноги, но умудряется очень быстро бегать и стрелять из пращи. Он мечтает убить солдата, как-то воплощает свой замысел в жизнь. Он прыгает сзади на военного, наносит смертельный удар ножом.

Столкновения между властями и бастующими после этого становятся неизбежными. Солдату получают применять оружие только в самом крайнем случае, вскоре раздаются первые выстрелы. Шахтеры бросаются в оппонентов кирпичами и грязью, а военные в ответ открывают огонь. Практически сразу убиты двое детей - Бебера и Лидия. Также погибает влюбленная в Этьена Мукетта, Туссен Маэ.

Внутренний кризис

Рабочие подавлены и испуганы. В это время в Монсу приезжают представители столичных властей. Этьен чувствует вину за гибель этих людей, власть вновь захватывает Раснер, который согласен на перемирие.

Этьен встречается с Сувариным, который рассказывает ему о своей жене, ее повесили в Москве. Сам Суварин идет к шахтам, на которые рабочие согласились вернуться, подпиливает скрепу обшивки, защищавшую шахту от подземного моря.

Наутро Этьен выясняет, что Катрина собирается пойти на шахту. Он поддается минутному порыву, отправляется ее увидеть. К вечеру потоп прорывает обшивку, воды прорывается на поверхность. На дне шахты остаются Этьен, Шаваль, Катрина и Мук.

В шахте

Герои пытаются спастись, оказавшись в воде по грудь. Они выбираются в сухую шахту, а после бродят по подземным лабиринтам. Здесь происходит финальное столкновение Шаваля и Этьена.

В отзывах о "Жерминале" Эмиля Золя читателей и критиков всегда отмечалось, что это одна из ключевых сцен произведения. Во время драки Этьен разбивает голову оппоненту. Затем вместе с Катриной он выскребает скамью в скале, на которой они сидят под потоком камней, несущихся по дну шахты.

Они три дня проводят под землей, ожидая гибели, но в последний момент спасательная операция завершается с успехом. Слыша звуки рабочих, которые пробиваются к ним, они соединяются в первом поцелуе. После этого Катрина впадает в беспамятство, а когда спасатели доходят до них, она уже оказывается мертвой.

Финал

Придя в себя после этих событий, Этьен уходит из поселка. Во всех шахтах, которые бунтовали совсем недавно, теперь уже вовсю кипит работа. Этьену кажется, что глухие удары кайла вдалеке сопровождают буквально каждый его шаг.

Роман французского писателя Э.Золя «Жерминаль» входит в цикл произведений «Ругон-Маккары». Герои романа: рабочие – углекопы, буржуа Этьен Лантье, углекоп Маэ, его дети - Катрин, Захария, Ханлен, лавочник Мегра, углекоп Шаваль, директор шахт Энбо, совладельцы шахт Грегуары. Действия романа разворачиваются в угольном поселке под названием «Двести Сорок».
… Механик Этьен Лантье, изгнанный с железной дороги за пощечину начальнику, пытается устроиться на работу в шахту, которая находится в поселке «Двести Сорок». Но работы нет, и Этьен находит место лишь потому, что накануне его прихода умерла одна из откатчиц. Этьен попадает в артель старого забойщика Маэ. У Маэ большая семья, но почти все дети уже работают в шахте, в том числе пятнадцатилетняя Катрин. Этьен, оказавшись в шахте, удивляется тяжести работы: приходится работать в невыносимой духоте, лежа то на спине, то на боку. У Этьена даже возникает желание покинуть такую работу, тем более, что он видит, как плохо обращается начальство с шахтерами.
Само семейство Маэ живет в непредставимой бедности. Постоянные долги лавочнику, никогда не хватает денег на хлеб – все это вынуждает их совершать унизительные поступки. Однажды жена Маэ даже идет за помощью к Грегуарам, совладельцам шахт. Грегуары живут безбедно, и помощь, которую они оказывают Маэ, заключается лишь в двух старых платьях и куске булки. В то же время лавочник требует возвращения долгов. Маэ удается смягчить его только обещанием прислать к нему Катрину, хотя она знает, что лавочник «испортил многих девушек поселка»… Между тем Катрины домогается молодой углекоп Шаваль. Девушка сопротивляется ему, ведь ей очень нравится Этьен Лантье, но это продолжается недолго. Шаваль – гневливый и вспыльчивый, старается вести себя с Катрин ласково, даже дарит ей ленту для волос. В итоге девушка отдается ему в сарае за поселком.
Этьен постепенно привыкает к работе, к людям, даже к грубой простоте местных нравов: ему то и дело попадаются обнимающиеся парочки. Но Этьен возмущен любовью Катрин и Шаваля, хотя в действительности просто ревнует эту девушку. Вскоре Этьен знакомится с русским машинистом Сувариным, который живет с ним по соседству. Суварин – очень скрытный человек, поэтому Этьен нескоро узнает, что Суварин – социалист, бежавший из России. Этьен рассказывает Суварину о своей дружбе и переписке с вождем рабочего движения Плюшаром. Но у Суварина и Этьена Лантье разные жизненные позиции – Суварин считает, что жизнь можно изменить только при помощи террора, а Этьен склонен думать о забастовках, как о лучшем средстве «спасти мир».
В конце лета Этьен перебирается в дом к Маэ. Он пытается увлечь главу семейства своими идеями, и ему это почти удается. Но жена Маэ говорит, что равенства между хозяевами шахт и шахтерами никогда не устанавливается.
Вскоре появляется идеальный повод для забастовки – очередное сокращение выплат. Директору шахт Энбо сообщают, что никто не вышел на работу. Этьен и несколько его товарищей образуют делегацию для переговоров с хозяевами. В эту делегацию выходит и Маэ. Требования делегатов просто ничтожны: они хотят, чтобы им прибавили плату за вагонетку лишь на пять су. Вечером забастовщики собираются в доме вдовы Дезир, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. Плюшар, который также присутствует на собрании, говорит, что забастовка – это самый недейственный метод. Неожиданно появляется комиссар полиции и жандармы, но забастовщики успевают разойтись.
Со временем Этьен приобретает все больше влияния на рабочих. Он даже вытесняет прежнего лидера, Раснера. А восстание, как пожар, распространяется по другим шахтам. Распевая «Марсельезу» толпа идет в Монсу, к правлению. Директор Энбо исчезает. Восставшие шахтеры грабят лавку Мегра, самого лавочника убивают и подвергают кастрации. В дом Маэ Шаваль приводит жандармов, но Катрин предупреждает Этьена и он спасается.
Между тем Ханлен, младший из Маэ, большой разбойник и хитрец, ощущает невыносимое желание убить солдата. Однажды он совершает это: убивает безвинного солдата, подкравшись к нему со спины… В то же время столкновение шахтеров с солдатами становится неизбежным. Углекопы намеренно идут на штыки, солдаты стреляют в них. Первыми выстрелами убивают детей – Лидию и Бебера, затем гибнет старый Маэ. Рабочие пугаются…
А вскоре приезжают представители власти из Парижа. Этьен все больше ощущает себя виновником множества смертей, насилия. Лидером шахтеров снова становится Раснер, который требует примирения. Этьен решает уйти из поселка, но потом возвращается, желая провести еще одну ночь в поселке. В это время Суварин идет к шахте, в которую собираются вернуться бывшие забастовщики, и подпиливает одну из скреп обшивки, которая защищает шахту от подземных вод.
Утром Этьен узнает, что Катрин тоже собирается вернуться в шахту. Этьен Лантье, безумно любя девушку, решает вместе с ней пойти туда. Когда они оказываются в шахте, вода прорывается из обшивки. Некоторые шахтеры успевают спастись, но на дне шахты остаются старик Мук, Шаваль, Этьен и Катрина. Долгое время они пытаются выбраться в сухую шахту, блуждают в подземных лабиринтах. Именно здесь и происходит последняя стычка Этьена с Шавалем: Этьен убивает Шаваля, раскроив ему череп куском угля. Здесь же, в темноте, на небольшом кусочке не залитой водой земли и сливаются в страсти Этьен и Катрина. После этого девушка забывается, а Этьен прислушивается к приближающимся толчкам: спасатели дошли до них. Наконец их поднимают на поверхность, но Катрина уже мертва.
Этьен уходит из поселка навсегда. Шахтеры вновь возвращаются в шахты. Уходящему Этьену Лантье кажется, что удары шахтерских орудий сопровождают каждый его шаг.
Так завершается роман Э.Золя «Жерминаль».


Механик Этьен Лантье, изгнанный с железной дороги за пощечину начальнику, пытается устроиться на работу в шахту компании Монсу, что близ городка Воре, в поселке Двухсот Сорока. Работы нет нигде, шахтеры голодают. Место для него на шахте нашлось лишь потому, что накануне его прихода в Воре умерла одна из откатчиц. Старый забойщик Маэ, чья дочь Катрина работает с ним в шахте второй откатчицей, берет Лантье в свою артель.

Работа невыносимо трудна, и пятнадцатилетняя Катрина выглядит вечно изможденной. Маэ, его сын Захария, артельщики Левак и Шаваль работают, лежа то на спине, то на боку, протискиваясь в шахте шириной едва в полметра: угольный пласт тонок. В забое невыносимая духота. Катрина и Этьен катают вагонетки. В первый же день Этьен решает было покинуть Воре: этот ежедневный ад не для него. На его глазах руководство компании разносит шахтеров за то, что те плохо заботятся о собственной безопасности. Молчаливое рабство шахтеров поражает его.

Только взгляд Катрины, воспоминание о ней заставляют его остаться в поселке еще на некоторое время. Маэ живут в непредставимой бедности. Они вечно должны лавочнику, им не хватает на хлеб, и жене Маэ ничего не остается, как пойти с детьми в усадьбу Пиолена, принадлежащую помещикам Грегуарам. Грегуары, совладельцы шахт, иногда помогают бедным. Хозяева усадьбы обнаруживают в Маэ и её детях все признаки вырождения и, вручив ей пару старых детских платьиц, преподают урок бережливости. Когда женщина просит сто су, ей отказывают: подавать - не в правилах Грегуаров.

Детям, однако, дают кусок булки. Под конец Маэ удается смягчить лавочника Мегра - в ответ на обещание прислать к нему Катрину. Покуда мужчины работают в шахте, женщины готовят обед - похлебку из щавеля, картошки и порея; парижане, приехавшие осмотреть шахты и ознакомиться с бытом шахтеров, умиляются щедрости шахтовладельцев, дающих рабочим столь дешевое жилье и снабжающих все шахтерские семьи углем.

Одним из праздников в шахтерской семье становится мытье: раз в неделю вся семья Маэ, не стесняясь, по очереди окунается в бочку с теплой водой и переодевается в чистое. Маэ после этого балуется с женой, называя свое единственное развлечение «даровым десертом». Катрины между тем домогается молодой Шаваль: вспомнив о своей любви к Этьену, она сопротивляется ему, но недолго. К тому же Шаваль купил ей ленту. Он овладел Катриной в сарае за поселком.

Этьен постепенно привыкает к работе, к товарищам, даже к грубой простоте местных нравов: ему то и дело попадаются гуляющие за отвалом влюбленные, но Этьен полагает, что молодежь свободна. Возмущает его только любовь Катрины и Шаваля - он неосознанно ревнует. Вскоре он знакомится с русским машинистом Сувариным, который живет с ним по соседству. Суварин избегает рассказывать о себе, и Этьен нескоро узнает, что имеет дело с социалистом-народником.

Бежав из России, Суварин устроился на работу в компанию. Этьен решает рассказать ему о своей дружбе и переписке с Плюшаром - одним из вождей рабочего движения, секретарем северной федерации только что созданного в Лондоне Интернационала. Суварин скептически относится к Интернационалу и к марксизму: он верит только в террор, в революцию, в анархию и призывает поджигать города, всеми способами уничтожая старый мир. Этьен, напротив, мечтает об организации забастовки, но на нее нужны деньги - касса взаимопомощи, которая позволила бы продержаться хоть первое время.

В августе Этьен перебирается жить к Маэ. Он пытается увлечь главу семейства своими идеями, и Маэ как будто начинает верить в возможность справедливости, - но жена его тут же резонно возражает, что буржуи никогда не согласятся работать, как шахтеры, и все разговоры о равенстве навсегда останутся бредом. Представления Маэ о справедливом обществе сводятся к желанию пожить как следует, да это и немудрено - компания вовсю штрафует рабочих за несоблюдение техники безопасности и изыскивает любой предлог для урезания заработка. Очередное сокращение выплат- идеальный повод для забастовки.

Глава семьи Маэ, получая безбожно сокращенный заработок, удостаивается также выговора за разговоры со своим жильцом о политике - об этом уже пошли слухи. Туссена Маэ, старого шахтера, хватает только на то, чтобы испуганно кивать. Он сам стыдится собственной тупой покорности. По всему поселку разносится вопль нищеты.

На новом участке, где работает семья Маэ, становится все опаснее - то ударит в лицо подземный источник, то слой угля окажется так тонок, что двигаться в шахте можно, только обдирая локти. Вскоре происходит и первый на памяти Этьена обвал, в котором сломал обе ноги младший сын Маэ - Жанлен. Этьен и Маэ понимают, что терять больше нечего: впереди только худшее. Пора бастовать.

Директору шахт Энбо сообщают, что никто не вышел на работу. Этьен и несколько его товарищей составили делегацию для переговоров с хозяевами. В нее вошел и Маэ. Вместе с ним отправились Пьеррон, Левак и делегаты от других поселков. Требования шахтеров ничтожны: они настаивают на том, чтобы им прибавили плату за вагонетку лишь на пять су. Энбо пытается вызвать раскол в депутации и говорит о чьем-то гнусном внушении, но ни один шахтер из Монсу еще не состоит в Интернационале.

От имени углекопов начинает говорить Этьен - он один способен спорить с Энбо. Этьен в конце концов прямо угрожает, что рано или поздно рабочие вынуждены будут прибегнуть к другим мерам, чтобы отстоять свою жизнь. Правление шахт отказывается идти на уступки, что окончательно ожесточает шахтеров. Деньги кончаются у всего поселка, но Этьен убежден, что забастовку надо держать до последнего. Плюшар обещает прибыть в Воре и помочь деньгами, но медлит.

Наконец Этьен дождался его. Шахтеры собираются на совещание у вдовы Дезир. Хозяин кабачка Раснер высказывается за прекращение забастовки, но шахтеры склонны больше доверять Этьену. Плюшар, считая забастовки слишком медленным средством борьбы, берет слово и призывает все-таки продолжать бастовать. Запретить собрание является комиссар полиции с четырьмя жандармами, но, предупрежденные вдовой, рабочие успевают вовремя разойтись. Плюшар пообещал выслать пособие. Правление компании между тем задумало уволить наиболее упорных забастовщиков и тех, кого считали подстрекателями.

Этьен приобретает все большее влияние на рабочих. Скоро он совершенно вытесняет их былого лидера - умеренного и хитрого Раснера, и тот предрекает ему со временем такую же участь. Старик по кличке Бессмертный на очередном собрании шахтеров в лесу вспоминает о том, как бесплодно протестовали и гибли его товарищи полвека назад. Этьен говорит страстно, как никогда. Собрание решает продолжать стачку. Работает на всю компанию только шахта в Жан-Барте. Тамошних шахтеров объявляют предателями и решают проучить их.

Придя в Жан-Барт, рабочие из Монсу начинают рубить канаты - этим они вынуждают углекопов покинуть шахты. Катрина и Шаваль, которые живут и работают в Жан-Барте, тоже поднимаются наверх. Начинается драка между бастующими и штрейкбрехерами. Руководство компании вызывает полицию и армию - драгун и жандармов. В ответ рабочие начинают разрушать шахты. Восстание набирает силу, пожаром распространяясь по шахтам.

С пением «Марсельезы» толпа идет в Монсу, к правлению. Энбо теряется. Шахтеры грабят лавку Мегра, погибшего при попытке спасти свое добро. Шаваль приводит жандармов, и Катрина едва успевает предупредить Этьена, чтобы он не попался им. Этой зимой на всех шахтах расставляют полицию и солдат, но работа нигде не возобновляется. Забастовка охватывает новые и новые шахты. Этьен наконец дождался прямой стычки с предателем Шавалем, к которому давно ревновал Катрину, и победил: Шаваль вынужден был уступить её и спасаться бегством.

Между тем Жанлен, младший из Маэ, хоть и хромая на обе ноги, выучился довольно резво бегать, разбойничать и стрелять из пращи. Его разбирало желание убить солдата - и он убил его ножом, по-кошачьи прыгнув сзади, не умея объяснить свою ненависть. Столкновение шахтеров с солдатами становится неизбежным. Углекопы сами пошли на штыки, и, хотя солдаты получили приказ применять оружие только в крайнем случае, вскоре раздаются выстрелы. Шахтеры швыряют в офицеров грязью и кирпичами, солдаты отвечают пальбой и первыми же выстрелами убивают двух детей: Лидию и Бебера.

Убита Мукетта, влюбленная в Этьена, убит Туссен Маэ. Рабочие страшно испуганы и подавлены. Вскоре в Монсу приезжают представители власти из Парижа. Этьен начинает ощущать себя виновником всех этих смертей, разорения, насилия, и в этот момент лидером шахтеров снова становится Раснер, требующий примирения. Этьен решает уйти из поселка и встречается с Сувариным, который рассказывает ему историю гибели своей жены, повешенной в Москве, С тех пор у Суварина нет ни привязанностей, ни страха. Выслушав этот страшный рассказ, Этьен возвращается домой, чтобы провести в семье Маэ свою последнюю ночь в поселке.

Суварин же идет к шахте, куда рабочие собираются вернуться, и подпиливает одну из скреп обшивки, защищающей шахту от подземного моря - «Потока». Утром Этьен узнает, что Катрина тоже собирается пойти в шахту. Поддавшись внезапному порыву, Этьен идет туда с ней: любовь заставляет его еще на один день остаться в поселке. К вечеру поток прорвал обшивку. Скоро вода прорвалась на поверхность, все взрывая своим мощным движением. На дне шахты остались покинутыми старик Мук, Шаваль, Этьен и Катрина. По грудь в воде они пытаются выбраться в сухую шахту, блуждают в подземных лабиринтах. Здесь и происходит последняя стычка Этьена с Шавалем: Этьен раскроил череп вечному сопернику.

Вместе с Катриной Этьену удается выскрести в стене некое подобие скамьи, на которой они сидят над несущимся по дну шахты потоком. Три дня проводят они под землей, ожидая смерти и не надеясь на спасение, но вдруг доносятся чьи-то удары сквозь толщу земли: к ним пробиваются, их спасают! Здесь, в темноте, в шахте, на крошечной полоске тверди, Этьен и Катрина в первый и последний раз сливаются в любви. После этого Катрина забывается, а Этьен прислушивается к приближающимся толчкам: спасатели дошли до них. Когда их подняли на поверхность, Катрина была уже мертва.

Оправившись, Этьен уходит из поселка. Он прощается с вдовой Маэ, которая, потеряв мужа и дочь, выходит на работу в шахту - откатчицей. Во всех шахтах, еще недавно бастовавших, кипит работа. И глухие удары кайла, кажется Этьену, доносятся из-под расцветающей весенней земли и сопровождают каждый его шаг.

Жерминаль

© Д. С. Наливайко, предисловие, 2008

© Н. Д. Билык, примечания, 2008

© В. Н. Карасик, художественное оформление, 2015

© Издательство «Фолио», марка серии, 2010

Роман о борьбе труда и капитала

Среди французских писателей второй половины XIX века почетное место принадлежит Эмилю Золя. Именно он в своих произведениях, прежде всего в 20-томном цикле романов «Ругон-Маккары», стремился отразить современную ему Францию в такой же полноте и обстоятельности, как изобразил Францию первой половины XIX века Бальзак в своей «Человеческой комедии». Во многом ему удалось осуществить этот грандиозный замысел. «По романам Золя можно изучать целую эпоху», – писал Максим Горький.

У автора «Ругон-Маккаров» были все основания сказать о своем наследии: «Здесь есть и социальное исследование: мелкая и крупная буржуазия, проституция, преступность, земельный вопрос, деньги, буржуа, народ – тот, который гниет в клоаках пригородов, и тот, который поднимает восстания в крупных промышленных центрах, – весь бурный поток победившего социализма, который несет в себе зародыш новой эры… здесь все: прекрасное и отвратительное, низкое и высокое, цветы, грязь, рыдания, смех – словом, весь поток жизни, который куда-то постоянно несет человечество».

В самом обширном и разнообразном изображении этого потока, в этом течении жизни и видел Золя основную цель своего творчества, направленную прежде всего на объективный мир, социальную действительность, на их тотальное художественное познание и воспроизведение. В конце XIX – начале XX века он принадлежал к самым известным писателям, к тем, которые оказали весьма значительное влияние на тогдашнюю европейскую литературу и духовную культуру – наряду с Г. Ибсеном и Ф. Ницше, Ш. Бодлером и А. Стриндбергом, открытыми в то время на Западе русскими Л. Толстым и Ф. Достоевским. Но его творчество имело иную векторность и доминанту, чем у названных писателей (за исключением разве что Толстого), активно причастных к созданию модернистской литературы. Основной смысл и пафос произведений Золя заключался в художественном освоении объективной действительности, и в этой области он сделал очень много, больше, чем кто-либо из тогдашних литераторов. Но это отнюдь не исключает связей и совпадений его творчества с доминирующими тенденциями литературного процесса, даже значительного влияния его натуралистической прозы на их развитие.

Родился Эмиль Золя 2 апреля 1840 года в городе Экс, на юге Франции, в семье инженера-строителя, итальянца по происхождению. Там же, в Эксе, который впоследствии в «Ругон-Маккарах» станет прообразом города Плассана, прошли его детство и юность. Золя был еще мальчиком, когда умер отец, и семья оказалась в трудном материальном положении. Учился будущий писатель в местном лицее, самое примечательное событие его школьных лет – дружба с Полем Сезанном, которую оба пронесли через всю жизнь.

Восемнадцатилетним юношей Золя переезжает в Париж с твердым намерением стать писателем. Живет бедно на случайные заработки, в неотапливаемой зимой мансарде, но непреклонно идет к своей цели. Дела немного улучшились, когда ему удалось устроиться в парижское издательство «Ашетт», удачей было и то, что эта служба открывала ему доступ в литературные круги столицы.

Писать Золя пробовал еще в лицее, причем начинал как поэт-романтик. В первые годы пребывания в Париже он создал масштабные по замыслу романтические поэмы. Далее эстетико-литературные ориентиры Золя быстро меняются: в середине 60-х годов он становится сторонником реализма, а к концу того же десятилетия приходит к натурализму. В 1864 году появляется его первый прозаический сборник «Сказки Нинон», романтический по своему характеру, навеянный легендами и преданиями родного Прованса. Романы середины 60-х годов, в частности «Исповедь Клода» и «Завещание умершего», отражают эстетико-художественную эволюцию молодого писателя, поиски своего пути в литературе. Первым зрелым произведением Золя справедливо считается роман «Тереза Ракен» (1868), который, вместе с «Жермини Ласерте» Э. и Ж. Гонкуров, был одним из первых натуралистических романов во французской литературе. Далее появляется роман «Мадлен Фера» (1869), и в это же время возникает замысел значительного творения романного цикла «Ругон-Маккары». До франко-прусской войны 1870–1871 годов был написан первый роман цикла «Карьера Ругонов», но книга вышла уже после окончания войны и Парижской коммуны, осенью 1871 года.

Когда прусские войска начали продвигаться в Париж, Золя уехал на юг Франции, где оставался до марта 1871-го. Республиканец и демократ по убеждениям, он приветствовал падение ненавистной Второй империи; дальнейшие драматические события французской истории вызывали у него замешательство. Восприняв Парижскую коммуну как взрыв разрушительной стихии, Золя не стал ее сторонником; возмущала его и политика версальцев и их террор: «Это отвратительно. Идет братоубийственная война, и у нас прославляют тех, кто убил больше своих сограждан! Абсурд!» К Третьей республике Золя сначала отнесся благосклонно, однако прошло немного времени, и он убедился, что коренных изменений не произошло, что богатство и власть принадлежат тем же людям, что и при Второй империи.

Разочарованный в общественно-политических делах, Золя на некоторое время отходит от них и сосредоточивается на творчестве, постепенно возводя гигантское сооружение «Ругон-Маккаров». Отличаясь необыкновенной собранностью, Золя методично осуществляет свой план, ежегодно выдавая по роману: «Добыча» (1872), «Чрево Парижа» (1873), «Завоевание Плассана» (1874), «Проступок аббата Муре» (1875), «Его превосходительство Эжен Ругон» (1876), «Ловушка» (1877)… Романы появляются один за другим, но желанный успех не приходит, нет и материальной обеспеченности. С каждым новым произведением критика все с большим рвением набрасывается на Золя. В каких только грехах его не обвиняют! В безнравственности и развращенности, в патологической страсти ко всему грязному и низменному; в органической неспособности замечать в жизни светлое и высокое и т. д. Один из критиков утверждал, что Золя – явление скорее не литературы, а психопатологии и заняться им должны ученые-медики.

В чем же причина таких ожесточенных нападок на Золя, которые по резкости своей превзошли даже нападки на Бальзака и Флобера? Конечно, для многих критиков был неприемлем принцип бескомпромиссной правды в изображении действительности, а его последовательно придерживался автор «Ругон-Маккаров». Помимо того, Золя, утверждая новую эстетику, новое понимание художественной правды, решительно ломал ограничения и запреты в отношении определенных сфер жизни, которые считались «неэстетичными», противопоказанными искусству. В частности, вводил в литературу «человека физиологического», что в то время считалось недопустимым и категорически осуждалось критикой.

Однако, несмотря на ожесточенное противодействие критики, авторитет Золя в литературе неуклонно рос. После публикации «Ловушки» в 1877 году к нему наконец приходит слава, отчасти скандальная. Критики прямо-таки набросились на этот роман, где с неимоверной правдивостью показана беспросветная жизнь парижского рабочего предместья; впрочем, эти нападки только разжигали интерес читателей, и в течение года «Ловушка» выдержала несколько изданий.

В середине 70-х годов творчество Золя получило признание у лучших мастеров художественного слова – Г. Флобера, Э. Гонкура, А. Доде, И. С. Тургенева, он становится участником знаменитых «обедов пяти». И хотя в этот период Золя много внимания уделял обоснованию и защите натурализма, это не отразилось на интенсивности его художественного творчества. Работа над «Ругон-Маккарами» продолжается с той же методичностью, и в 80-х и в начале 90-х годов выходят романы «Дамское счастье» (1883), «Жерминаль» (1885), «Земля» (1867), «Деньги» (1891), «Разгром» (1892). «Ругон-Маккары» были завершены в 1893 году романом «Доктор Паскаль».


Close