Реальность такова, что каждое общество без исключения сталкивается с определенными опасностями, которые таит в себе окружающий мир. Они имеют различные источники происхождения, отличаются по своему характеру и интенсивности, но их объединяет то, что в случае их игнорирования последствия могут быть катастрофическими. Даже самая незначительная на первый взгляд социальная угроза может привести к народному бунту, вооруженным конфликтам и даже к исчезновению страны с карты Земли.

Определение понятия «опасность»

Чтобы понять, что это такое, необходимо в первую очередь дать термину определение. «Опасность» является одной из основополагающих категорий науки о безопасности жизнедеятельности. Кроме того, следует отметить, что большинство авторов сходятся во мнении, что угрозы наряду со способами защиты от них являются предметом изучения той же науки.

Согласно С. И. Ожегову, опасность - это возможность наступления чего-то плохого, какого-либо несчастья.

Такая дефиниция является весьма условной и не раскрывает всей комплексности рассматриваемого понятия. Для всестороннего анализа необходимо дать термину более глубокое определение. Опасность в широком смысле можно трактовать как реальные либо потенциальные явления, процессы или события, которые действительно могут нанести вред каждому отдельному индивиду, определенной группе людей, всему населению конкретной страны или мировому сообществу в целом. Этот вред может выражаться в виде материального ущерба, разрушения духовных и нравственных ценностей и принципов, деградации и инволюции общества.

Термин «опасность» не нужно путать с «угрозой». Несмотря на то что это родственные понятия, под «угрозой» понимается открыто высказанный замысел какого-либо лица навредить физически или материально другому лицу либо обществу в целом. Таким образом, это опасность, переходящая из стадии вероятности в стадию реальности, то есть уже действующую, существующую.

Объект и субъект опасности

Рассматривая опасности, необходимо принимать во внимание взаимодействие их субъекта, с одной стороны, и объекта - с другой.

Субъектом является ее носитель или источник, в качестве которого выступают индивиды, социальная среда, техническая сфера, а также природа.

Объекты, в свою очередь, это те, на которых распространяется угроза или опасность (личность, общественная среда, государство, мировое сообщество).

Следует отметить, что человек может быть одновременно и субъектом, и объектом опасности. Более того, на него возлагается обязательство по обеспечению безопасности. Другими словами, он является ее «регулятором».

Классификация опасностей

На сегодняшний день насчитывается около 150 наименований потенциальных опасностей, и это, по мнению некоторых авторов, далеко не полный список. Для того чтобы разработать наиболее эффективные мероприятия, которые бы предотвратили или, по меньшей мере, снизили бы их негативные последствия и отрицательное влияние на человека, целесообразно провести их систематизацию. Классификация опасностей - это одна из центральных тем обсуждения специалистов. Тем не менее, многочисленные горячие споры вплоть до настоящего времени не принесли ожидаемых результатов - общепринятую классификацию так и не удалось разработать.

Согласно одной из наиболее полной типологии, существуют следующие виды опасностей.

В зависимости от природы происхождения:

  • естественные, обусловленные стихийными явлениями и процессами, особенностью рельефа, климатическими условиями;
  • экологические, обусловленные любыми изменениями, происходящими в природной среде, которые негативно сказываются на ее качестве;
  • антропогенные, возникающие в результате деятельности человека и его непосредственного влияния на среду обитания путем использования различных технических средств;
  • техногенные, возникающие в ответ на производственно-хозяйственную деятельность людей на объектах, относящихся к техносфере.

По интенсивности различают:

  • опасные;
  • очень опасные.

По масштабу охвата выделяют:

  • локальные (в пределах конкретной местности);
  • региональные (в пределах конкретного региона);
  • межрегиональные (в пределах нескольких регионов);
  • глобальные, затрагивающие весь мир.

По длительности отмечают:

  • периодические или временные;
  • постоянные.

По восприятию органами чувств человека:

  • ощущаемые;
  • не ощущаемые.

В зависимости от количества людей, подверженных опасности:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • массовые.

Что можно сказать о классификации социальных опасностей

Социальные опасности, или как их еще называют общественные, неоднородны по своему характеру. Однако существует одна особенность, которая их всех объединяет: они несут в себе угрозу для огромного количества людей, даже если с первого взгляда кажется, что направлены они непосредственно в адрес конкретной личности. Например, человек, принимая наркотики, обрекает на страдания не только себя, но и своих родных, близких и друзей, вынужденных жить в страхе из-за «порока» небезразличного и любимого ими человека.

Угрозы многочисленны, что обуславливает необходимость их упорядоченности. Общепринятой классификации на сегодняшний день не существует. Вместе с тем одна из наиболее распространенных типологий отмечает следующие виды социальных опасностей.

  1. Экономические - нищета, гиперинфляция, безработица, массовая миграция и др.
  2. Политические - сепаратизм, чрезмерное проявление национализма, шовинизм, проблема национальных меньшинств, национальные конфликты, экстремизм, геноцид и др.
  3. Демографические - рост огромными темпами населения планеты, незаконная миграция, достигающая в настоящее время ужасающих масштабов, перенаселение в одних странах, с одной стороны, и вымирание наций, с другой, так называемые социальные болезни, к которым относятся, к примеру, туберкулез и СПИД и др.
  4. Семейные - алкоголизм, беспризорность, проституция, домашнее насилие, наркомания и др.

Альтернативная классификация социальных опасностей

Их можно классифицировать и по ряду других принципов.

По природе бывают социальные опасности:

  • воздействующие на человеческую психику (случаи шантажа, вымогательства, мошенничества, воровства и др.);
  • относящиеся к физическому насилию (случаи бандитизма, рэкета, террора, разбоя и т. д.);
  • порожденные хранением, употреблением и распространением наркотических или иных психоактивных веществ (наркотиков, алкоголя, табачной продукции, запрещенных курительных смесей и т. п.);
  • возникающие преимущественно в результате незащищенных половых актов (СПИД, венерические заболевания и др.).

По полу и возрасту различают опасности, характерные для:

  • детей;
  • подростков;
  • мужчин/женщин;
  • людей преклонного возраста.

В зависимости от подготовки (организации):

  • спланированные;
  • непроизвольные.

Знать виды опасностей важно. Это позволит своевременно принять меры для их предотвращения или быстрой ликвидации.

Источники и причины возникновения социальных опасностей

Здоровью и жизни людей могут угрожать не только природные опасности, но и социальные. Уделять внимание следует всем видам, так как их игнорирование может привести к плачевным последствиям. Источники опасности принято еще называть предпосылками, главными из которых являются различные происходящие в обществе и экономического характера. Эти процессы, в свою очередь, не спонтанны, а обусловлены действиями человека, то есть его поступками. Те или иные поступки зависят от уровня интеллектуального развития человека, его предубеждений, нравственных и моральных ценностей, совокупность которых в конечном итоге определяет и вырисовывает его линию поведения в семье, группе и социуме. Неправильное поведение, а вернее девиантное, является отклонением от нормы и создает реальную угрозу для окружающих. Таким образом, можно утверждать, что несовершенство человеческой природы - один из важнейших источников социальных опасностей.

Зачастую причины социальных опасностей, волнений, перерастающих в конфликты, кроются в нужде или недостатке чего-либо. К ним относятся, например, патологическая нехватка денег, отсутствие адекватных условий для проживания, недостаток внимания, уважения и любви со стороны близких и родных людей, невозможность самореализации, непризнанность, постоянно усугубляющаяся проблема неравенства в обществе, игнорирование и нежелание властей понять и решить сложности, с которыми ежедневно сталкивается население страны и т. д.

Рассматривая причины социальных угроз, необходимо опираться на принцип, согласно которому «все оказывает влияние на все», то есть источники опасности - это все одушевленное и неодушевленное, угрожающее людям или природе во всем ее многообразии.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что основными источниками опасности являются:

  • процессы, а также явления, которые имеют природное происхождение;
  • элементы, составляющие техногенную среду;
  • поступки и действия человека.

Причины, из-за которых некоторые объекты страдают в большей степени, а другие не страдают вообще, зависят от специфических свойств этих объектов.

В чем заключается социальная опасность преступности?

Цифры, демонстрирующие ежегодный рост преступности в мире, просто поражают воображение и невольно заставляют задуматься о смысле жизни. Жертвой неправомерных, насильственных действий может стать каждый человек, независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и вероисповедания. Здесь скорее идет речь о случае, а не о закономерности. Осознавая всю серьезность положения и ответственность, которую несут за жизнь и здоровье детей взрослые, они пытаются максимально подробно объяснить своим чадам, в чем социальная опасность преступности, чем может обернуться небрежность, или легкомысленность. Каждый ребенок должен осознавать, что преступление - это осознанное деяние, направленное против одного человека или группы лиц. Оно является общественно опасным, а преступник, совершивший злодеяние, обязан понести соответствующее наказание.

В классическом понимании преступность является самым опасным проявлением девиантного поведения, которое наносит существенный ущерб обществу. Преступность, в свою очередь, представляет собой акт посягательства в адрес закона - это не природные опасности. Они не возникают в силу природных явлений, неподвластных человеку, а осознанно исходят от личности и направлены против нее же. Преступность «расцветает» в обществе, в котором преобладают бедные слои населения, распространено бродяжничество, растет число а наркомания, алкоголизм и проституция не воспринимаются большей частью общества как нечто из ряда вон выходящее.

Основные виды социально опасных преступлений

Преступления, бесспорно, представляют собой серьезные социальные опасности. отмечает следующие наиболее распространенные преступления, оказывающие отрицательное воздействие на окружающую среду: террор, мошенничество, разбой, шантаж, изнасилование.

Террор - насилие с применением физической силы вплоть до летального исхода.

Мошенничество - преступление, суть которого заключается в завладении чужим имуществом посредством обмана.

Разбой - преступление, целью которого является также завладение чужим имуществом. Однако в отличие от мошенничества, разбой предполагает применение насилия, опасного для здоровья или жизни людей.

Шантаж - преступление, которое предполагает угрозу разоблачения какого-либо лица с целью получения от него различного рода материальных либо нематериальных благ.

Изнасилование - преступление, которое представляет собой насильственный половой акт, во время которого жертва находится в беспомощном состоянии.

Краткая характеристика основных видов социальных опасностей

Напомним, что к социальным опасностям относятся: наркомания, алкоголизм, венерические заболевания, террор, мошенничество, разбой, шантаж, изнасилование и др. Рассмотрим эти угрозы общественному порядку подробнее.

  • Наркомания - одна из наиболее сильных зависимостей человека. Пристрастие к подобным веществам является серьезным заболеванием, практически неподдающимся лечению. Индивид, употребляющий наркотики, в состоянии такого опьянения не отдает отчет в своих действиях. Его сознание затуманено, а движения заторможены. В момент эйфории стирается грань между реальностью и сном, мир кажется прекрасным, а жизнь радужной. Чем сильнее это ощущение, тем быстрее наступает привыкание. Однако наркотики - недешевое «удовольствие». В поисках средств для приобретения очередной дозы наркоман способен на воровство, вымогательство, разбой с целью наживы, и даже убийство.
  • Алкоголизм - заболевание, наступающее вследствие пристрастия к спиртным напиткам. Алкоголику свойственна постепенная психическая деградация, сопряженная с появлением ряда специфических заболеваний. Существенно страдает периферическая и центральная нервная система. Алкоголик обрекает на мучения не только себя, но и всю свою семью.
  • Венерические заболевания - СПИД, гонорея, сифилис и т. п. Их социальная опасность заключается в том, что они распространяются с огромной скоростью и угрожают здоровью и жизни не только непосредственно больных, но и человечеству в целом. Кроме всего прочего, зачастую больные скрывают от окружающих правду относительно состояния своего здоровья, безответственно вступают с ними в половую связь, распространяя тем самым инфекцию огромными темпами.

Защита от социальных опасностей

В своей повседневной жизни человек неизбежно сталкивается с теми или иными угрозами. Сегодня мы рассматриваем социальные опасности. БЖД, то есть защита от них, является одной из важнейших функций любого государства. Чиновники, иные государственные деятели обязаны обеспечить безопасность населения, которое делегировало им право правления. В их непосредственные обязанности входит разработка и внедрение мер, а также профилактических мероприятий, целью которых является предотвращение или ликвидация различного рода опасностей. Практика показала, что игнорирование либо пренебрежение социальными угрозами приводит к тому, что ситуация в обществе значительно усугубляется, становится практически неуправляемой и переходит со временем в экстремальную стадию, приобретает черты и характеристики Повсюду подстерегают человечество социальные опасности. Примеры жизни наркоманов, алкоголиков, преступников должны всегда напоминать нам о том, что мы ответственны за происходящее вокруг и обязаны помогать по мере возможности нуждающимся и обездоленным. Лишь совместными усилиями можно сделать мир лучше.

Человек может стать жертвой неблагоприятных условий социализации.

Человек как жертва процесса социализации

Человек не только объект и субъект социализации. Он может стать ее жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие .

Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой - способность в определœенной мере противостоять обществу, а точнее - части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно констатировать, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца неразрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определœенный баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем.

Человек, полностью адаптированный в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему, ᴛ.ᴇ. конформист, может рассматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не адаптированный в обществе, также становится жертвой социализации - диссидентом (инакомыслящим), правонарушителœем или еще как-то отклоняется от принятого в этом обществе образа жизни.

Любое модернизированное общество в той или иной мере продуцирует оба типа жертв социализации. Но нужно иметь в виду следующее обстоятельство. Демократическое общество продуцирует жертв социализации в основном вопреки своим целœевым установкам. В то время как тоталитарное общество, даже декларируя крайне важность развития неповторимой личности, на делœе целœенаправленно продуцирует конформистов и, как побочное неизбежное следствие, лиц, отклоняющихся от насаждаемых в нем норм. Даже необходимые для функционирования тоталитарного общества люди-творцы становятся нередко жертвами социализации, ибо приемлемы для него лишь как «спецы», а не как личности.

Величина, острота и проявленность описанного конфликта связаны как с типом общества, в котором развивается и живет человек, так и со стилем воспитания, характерным для общества в целом, для тех или иных социокультурных слоев, конкретных семей и воспитательных организаций, а также с индивидуальными особенностями самого человека.

Социализация конкретных людей в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие тех или иных опасностей, оказывающих влияние на развитие человека. По этой причине объективно появляются целые группы людей, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации.

На каждом возрастном этапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, с которыми столкновение человека наиболее вероятно.

В периоде внутриутробного развития плода: нездоровье родителœей, их пьянство и (или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери; отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителœей, медицинские ошибки, неблагоприятная экологическая среда.

В дошкольном возрасте (0-6 лет): болезни и физические травмы; эмоциональная тупость и (или) аморальность родителœей, игнорирование родителями ребенка и его заброшенность; нищета семьи; антигуманность работников детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные сосœеди и (или) их дети; видеосмотрение.

В младшем школьном возрасте (6-10 лет): аморальность и (или) пьянство родителœей, отчим или мачеха, нищета семьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; плохо развитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (или) сверстников; отрицательное влияние сверстников и (или) старших ребят (привлечение к курению, к выпивке, воровству); физические травмы и дефекты; потеря родителœей; изнасилование, растление.

В подростковом возрасте (11-14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителœей; нищета семьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; компьютерные игры; ошибки педагогов и родителœей; «курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; [физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в психосœексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителœей.

В ранней юности (15-17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность; вовлечение в преступные и тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы и дефекты; навязчивый бред дисморфофобии (приписывание себе несуществующего физического дефекта или недостатка); непонимание окружающими, одиночество; травля со стороны сверстников; неудачи в отношениях с лицами другого пола; суицидальные устремления; расхождения, противоречия между идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью; потеря жизненной перспективы.

В юношеском возрасте (18-23 года): пьянство, наркомания, проституция; нищета͵ безработица; изнасилование, сексуальные неудачи, стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.

Произойдет ли столкновение с какой-либо из этих опасностей конкретного человека, во многом зависит не только от объективных обстоятельств, но и от его индивидуальных особенностей. Конечно, есть опасности, жертвой которых может стать любой человек независимо от его индивидуальных особенностей, но и в этом случае последствия столкновения с ними бывают связаны с индивидуальными особенностями человека.

В процессе социализации происходит самоизменение человека. Человек не остается пассивным в процессе социализации (и стихийной, и относительно направляемой, и относительно социально контролируемой - воспитания). Он проявляет определœенную активность не только в качестве субъекта социализации, но и будучи ее объектом и даже жертвой.

В любой из этих ипостасей человек может почувствовать или осознать крайне важность или желание изменить что-либо в себе для того, чтобы:

– в большей степени соответствовать ожиданиям и требованиям социума, как позитивным, так и негативным (в ипостаси объекта);

– противостоять в той или иной мере требованиям социума, эффективнее решать возникающие в его жизни проблемы, встающие перед ним возрастные задачи (в ипостаси субъекта);

– избежать или преодолеть те или иные опасности, не стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий и обстоятельств социализации;

– в большей или меньшей степени приблизить свой образ «наличного Я» (каким человек видит себя в данный период времени) к образу «желаемого Я» (каким он хотел бы себя видеть).

То есть в процессе социализации человек, так или иначе, самоизменяется.

Самоизменение - это процесс и результат более или менее осознанных, целœенаправленных и успешных усилий человека, направленных на то, чтобы стать иным (реже - полностью, как правило - частично).

Усилия бывают направлены на изменение:

– своих внешности и физических качеств; личностных свойств;

– интеллектуальной, волевой, потребностной, экспрессивной, духовной, социальной сфер (знаний, умений, ценностей, установок и пр.);

– поведенческих сценариев; образа и (или) стиля жизни; отношения к себе (самооценок), отношения с собой (самоуважения, самопринятия), отношения к миру (мировосприятия, мировидения - картины мира), отношения с миром (аспектов и способов самореализации и самоутверждения).

Самоизменение может иметь просоциальный, асоциальный и антисоциальный векторы. Самоизменение может иметь характер:

самосовершенствования, развития, преобразования имеющихся задатков, черт, знаний и т.д.;

самостроительства, взращивания, формирования желаемых человеку свойств;

саморазрушения физических, духовных, личностных, социальных свойств (результат - алкоголизм, наркомания; физическая, духовная, социальная деградация).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, человек выступает во всœех трех ипостасях - объекта͵ субъекта и жертвы и в стихийной, и в направляемой, и в социально-контролируемой социализации. Воспитание, играет в этом специфическую роль, так как, будучи относительно целœенаправленным и планомерным процессом, может в большей или меньшей степени влиять на характер, содержание и результаты социализации. Позитивная эффективность и мера этого влияния во многом зависят от последовательной реализации педагогами принципа гуманистической направленности воспитания.

Тема: Основные источники влияния макрофакторов на социализацию

3. Общество

Социализация человека зависит от окружающих его условий. В зависимости от них он может превратиться в жертву обстоятельств. Последствия такой негативной социализации различны. Их необходимо изучать, знать и учитывать, обеспечивая предупреждение и преодоление последствий.

В результате изучения главы 11 студент должен:

знать

  • понятие, сущность и содержание социально-педагогической виктимологии;
  • основные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации и их предупреждение;
  • существо трудной (виктимной) жизненной ситуации для ребенка и необходимость оказания ему социально-педагогической помощи;

уметь

  • учитывать основные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации;
  • учитывать возникновение трудной (виктимной) жизненной ситуации для ребенка и необходимость оказания ему социально-педагогической помощи;

владеть

  • способами учета предпосылок превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации;
  • способами учета предпосылок возникновения трудной (виктимной) жизненной ситуации для ребенка и необходимости оказан ия ему социально-педагогической помощи.

Социально-педагогическая виктимология: ее сущность и содержание

В социальной педагогике проблемы, связанные с неблагоприятной социализацией человека, изучает виктимология.

Под социально-педагогической виктимологией понимается отрасль знания, изучающая реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, их развитие и воспитание, а также предупреждение и преодоление последствий десоциализации.

Таким образом, виктимология как отрасль социально-педагогического знания изучает:

  • – понятие социально-педагогической виктимологии, его сущность и содержание;
  • – человека как субъекта или объекта социально-педагогической виктимизации;
  • – социально-педагогическую виктимизацию как процесс десоциализации человека;
  • – виктимогенные факторы (опасности) процесса социализации человека в зависимости от возраста, пола, среды воспитания (семья, приемная семья, интернатное учреждение), других характеристик;
  • – общие и специальные цели, содержание, принципы, формы и методы социально-педагогической деятельности по профилактике десоциализации, минимизации ее негативных последствий;
  • – общие и специфические, цели, содержание, принципы, формы и методы социально-педагогической деятельности но стимулированию социального развития, социализации людей различного возраста с физическими, психическими, социальными отклонениями, профилактике вторичных отклонений, их минимизации, нивелирования, компенсации и коррекции на междисциплинарном уровне;
  • – типы виктимных людей различного возраста, сензитивность того или иного пола, возраста к тем или иным виктимогенным факторам и опасностям;
  • – социально-педагогические и психологические рекомендации по профилактике виктимизации;
  • – причины восприятия человеком себя как жертвой социализации, прогнозируя его дальнейшее развитие и возможности оказания помощи в коррекции самовосприятия при необходимости ресоциализации;
  • – возможности предупреждения и преодоления различных видов виктимизации в повседневных условиях социализации человека.

Человек (группа людей) выступает и субъектом, и объектом виктимизации.

Субъект виктимизации – это человек (группа), отличающийся (отличающаяся) своими виктимными (довлеющими, дезорганизующими, разрушающими) возможностями влияния на конкретного человека. Субъект способствует виктимизации (социальной деформации, десоциализации). Он выступает в роли виктимизатора (виктимизирующего; посягателя на благополучие социализации другого). Его целенаправленные действия вводят объект в состояние жертвы, результатом которого является дезадаптация и негативная десоциализация. Позиция виктимизатора носит внешний деструктивный характер.

Роли виктимизатора и жертвы могут быть:

  • – ярко выражены (определены): например, при неуставных отношениях между военнослужащими; захвате заложников; целенаправленном насилии одного человека над другим);
  • – внешне не выражены (неярко выражены): например, совместная деятельность людей, испытывающих психологическую несовместимость, когда один психологически подавляет другого, делает его замкнутым, неспособным сосредоточиться, активно проявить себя в деятельности.

Реальный пример виктимизирующего влияния учителя на ребенка – ученика начальных классов приводит Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) в статье "Трудные дети". Он подчеркивал, что есть дети, отличающиеся особенно большой чуткостью. Их возбуждает школьная суета – беготня, шум, особенно крик учителя, даже когда он не относится к нему. От крика ученик цепенеет. Страх настолько сковывает ребенка, что он не слышит даже собственного имени. Речь учителя теряет для него смысл, он не может понять, о чем тот говорит. Бывает, что 15–20 минут урока выпадают из сознания ученика. Он продолжает механически делать то, что делал до того времени, когда страх оглушил, ошеломил его сознание. Время от времени крик учителя обращается непосредственно к нему. Если бы учитель знал, что в те мгновения, когда он приближается, у мальчика дрожат ноги!

Объект виктимизации – это человек, подвергшийся (подвергающийся в данный момент) воздействию тех или иных факторов, условий, ситуаций, действий посягателя, неблагоприятно сказавшихся (сказывающихся) на его социализации и определяющих его дезадаптацию и десоциализацию (приведшие к дезадаптации и десоциализации). Он становится жертвой социализации виктимным (виктимизированным) человеком.

Определенная категория людей по своему состоянию и своеобразию имеет склонность стать жертвой тех или иных жизненных обстоятельств, ведущих к дезадаптации, социальным отклонениям, десоциализации. Они чаще всего становится объектом виктимизации.

Как правило, таких людей отличают социальные или иные отклонения, негативная, агрессивная среда жизнедеятельности, отношения со специфической, чаще всего преступной, средой, исполнение определенной роли в преступлении (соучастник – свидетель), а также личностные качества (азартность, корыстолюбие), особенности характера (агрессивность, вспыльчивость) и поведение (наглость, трусость), создающие благоприятную внутреннюю среду для виктимизации. В то же время среди них есть люди, индивидуальные особенности которых могут приводить к тому, что вполне благополучный человек считает себя неудачником, несчастным, относится к себе как к жертве жизненных обстоятельств. Такое состояние является наиболее благоприятным для виктимизации.

В литературе выделяют следующие виды виктимности:

  • личностную – как совокупность социально-психологических свойств личности, определяющих ее предрасположенность стать жертвой неуспешности в чем-либо, быть подверженной влиянию человека деструктивного характера;
  • групповую – как деструктивное воздействие группы на своих членов. Оно может иметь место в толпе, детской "стае", а также различных молодежных и других неформальных негативных объединениях, несущих в себе деструктивный потенциал и проявление;
  • всеобщую – определяемую существованием в обществе преступности, которая объективно ставит любого человека в положение потенциальной жертвы.

Жертв виктимизации достаточно много. Их условно подразделяются на реальных, потенциальных и латентных, которые включают различные типы (категории) людей.

Реальные жертвы виктимизации – это люди, которые в следствии их своеобразия уже находятся в состоянии, характеризуемым как десоциализации. К этой группе относят:

  • – людей с инвалидностью;
  • – с ограниченными возможностями;
  • – с психико-соматическими дефектами и отклонениями;
  • – социальных сирот, детей улицы.

Потенциальные жертвы виктимизации – это люди, которые в следствии определенных причин могут иметь негативные последствия социализации. К этой группе относятся:

  • – дети, подростки, юноши с пограничными психическими состояниями и акцентуациями характера;
  • – дети с депрессивной позицией, делающей их уязвимыми. С ними постоянно что-то случается – то на них падает сосулька, то назначают "козлами отпущения" в детском саду или школе. Череда неудач складывается в пессимистическую линию жизни. Человек как бы старается наказать себя за грехи, гнет которых он принял от родителей, посредством внешних и внутренних сил;
  • – дети мигрантов, людей, вынужденных переезжать из страны в страну, из региона в регион и т.д.;
  • – дети, родившиеся в семьях с низким экономическим, моральным, образовательным и культурным уровнями;
  • – метисы и представители инонациональных групп в местах компактного проживания другого этноса;
  • – дети, воспитывающиеся в государственных и негосударственных учреждениях, в приемных и попечительских семьях, условия которых не соответствуют потребностям их социального развития и социализации.

Латентные жертвы виктимизации – это те, кто не смог реализовать заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств социализации. Это могут быть нормально развитые люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации или негативной для социализации среде жизнедеятельности, противодействовать влиянию которых они не в состоянии. К данной группе относятся высокоодаренные люди, условия социализации которых, недостаточны для развития и реализации заложенной в них одаренности, о чем ни они, ни их близкие даже не подозревают.

Названные группы жертв не всегда представлены в чистом виде. Часто первичные дефекты, отклонения от нормы или какое-то объективное обстоятельство (неблагополучная семья, сиротство, инвалидность) вызывают вторичные изменения в развитии человека, формируют неадекватное или ущербное отношения к миру и себе. Нередко происходит наложение нескольких неблагоприятных факторов. Например:

  • – инвалидность и неблагоприятная среда жизнедеятельности;
  • – многие дети-сироты, выпускники детских домов (в большинстве своем – это социальные сироты, т.е. не имеющие родителей или близких родственников) становятся изгоями общества (по данным статистики до 30% среди них становятся бомжами, до 20% – правонарушителями, до 10% – заканчивают жизнь самоубийством).

Таким образом, социально-педагогическая виктимологии позволяет понять существо явления, виды и особенности проявления виктимизации. Необходимо раскрыть наиболее характерные факторы, влияющие на этот процесс и возможности его профилактики и преодоления.

  • См.: Сухомлинский В. А. Трудные дети // Отечественная социальная педагогика: хрестоматия / сост. Л. В. Мардахаев. М., 2003. С. 375–376.
1

В статье определены особенности минимизации рисков социализации обучающегося в образовательной организации. Проанализированы основные нормативные документы, актуализирующие исследование изучаемой проблемы. Обоснована авторская позиция в определении понятия «риски социализации обучающегося», дана содержательная характеристика проблемных областей личностно-средового взаимодействия обучающегося и социума. Охарактеризована основная идея минимизации рисков социализации обучающегося в образовательной организации - создание специального социализирующего пространства образовательного процесса на основе целенаправленного комбинирования системы активного взаимодействия обучающегося с другими, внешним миром в рамках содержательных направлений («Социальное обучение» – «Социальное общение» – «Социальная практика») при оптимальном использовании ресурсов образовательной деятельности, ресурсов социума и личностных ресурсов для эффективного выявления и решения проблем личностно-средового взаимодействия молодого человека с внешним социокультурным окружением. Определены основные позиции педагога при минимизации рисков социализации обучающегося (фасилитатор, модератор, ментор, мотиватор).

социализация

обучающийся

образовательная организация

минимизация проблемных областей личностно-средового взаимодействия.

1. Авдеева И.Н. Смысловые установки учителя-фасилитатора: базовое содержание и пути формирования // Мир психологии. – 2013. – № 3. – С. 177–190.

2. Белова Е.С. Педагогическая поддержка социализации студента вуза: дис. … канд. пед. наук. – Оренбург, 2015. – 212 с.

3. Лежнева Н.В., Пищулина Т.В. Технология педагогического содействия становлению студента как субъекта непрерывного профессионального образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2012. – № 26. – С. 66–70.

4. Максимова С. Г. Анализ риск-аспектов социального поведения населения Алтайского края / С.Г. Максимова, Г.С. Авдеева, Н.П. Гончарова, О.Е. Ноянзина, Д.А. Омельченко, М.И. Черепанова, Н.Ю. Кайзер // Известия АлтГУ. – 2011. – № 2-2. – С. 231–235.

6. Пак Л.Г. Социально ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации. – Оренбург: Оренб. ин-т экономики и культуры, 2013. – 312 с.

7. Пак Л.Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания: монография. – М., 2010. – 180 с.

8. Руденский Е.В. Дефект социализации личности учащегося в образовательном процессе школы как проблема общей педагогики / Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. – 133 с.

10. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : сб. науч.-метод. ст. – М. : Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 367 с.

11. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. Избранные труды: в 2 т. – М. : МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 456 с.

Динамичные изменения в основных сферах современного общества определяют многоаспектную направленность реформирования системы образования и обусловливают трансформацию социального заказа постиндустриального социума в контексте развития личностных качеств, социальных знаний, моделей поведения, жизненных установок подрастающего поколения в целях их успешной социализации. В современном обществе востребована социализирующаяся личность, оптимально адаптирующаяся в изменяющихся областях социальных и образовательных реалий, ценностно самоопределяющаяся в рамках выбора жизненной траектории в ходе изменений функционала основных социальных институтов, активно действующая и преобразующая окружающую действительность в соответствии с прогрессивными влияниями инновационного социума.

Социализация подрастающего поколения является особо значимым социальным результатом образовательной политики государства и общества, проблематика изучения которой актуализируется в контексте анализа основополагающих документов. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. обозначена необходимость облегчения социализации в контексте освоения молодым поколением знаний и норм в сфере социальных отношений и рыночной экономики. В Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 г. подчеркнута важность расширения возможностей подрастающего поколения для эффективной самореализации, успешной социализации и роста человеческого капитала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, конкурентоспособности, национальной безопасности страны. В Проекте «Российское образование - 2020. Модель образования для экономики, основанной на знаниях» уточняется значимость и востребованность успешной социализации молодежи в целях обеспечения единства постиндустриальной экономики и общества XXI в. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.» отмечена необходимость модернизации образовательных программ, направленных на достижение современного качества образовательных результатов и результатов социализации.

В этой связи особое значение в педагогической науке и практике приобретает научное обоснование содержания педагогического обеспечения социализации обучающегося в образовательной организации, определяющего минимизации рисков личностно-средового взаимодействия молодого человека и реалий постиндустриального социума. Однако необходимо отметить, что современный обучающийся проходит путь социализации в новых условиях социальной действительности, которые характеризуются: нестабильностью, неопределенностью, нескончаемыми переменами и рискогенностью; кризисом российской образовательной системы в контексте дефицита позитивного воздействия на обучающихся институтов социализации (Д.И. Фельдштейн ); нарастанием интолерантности в обществе; рассогласованностью ценностного мира, дисперсией базовых и производных ценностных ориентиров, коммерциализацией культуры, западным влиянием на молодых людей, воздействием средств массовой информации, обусловливающих смешение должного и сущего, незаконного и законного (А.А. Савенков ); существенными различиями в образе жизни, образовании, профессии, семейной дестабилизации; невостребованностью социокультурного опыта, накопленного предыдущими поколениями в современных реалиях действительности и т.д. Экстремальность современной ситуации ведет к возникновению множества рисков социализации обучающихся как обстоятельств, связанных с вероятностью наступления событий, которые могут повлечь за собой негативные последствия для молодых людей и общества (влияющие, ограничивающие, осложняющие протекание социального становления личности и угрожающие реализации ее жизненных возможностей). Риски социализации обучающихся обусловлены не только объективным воздействием внешней среды, которая существует независимо от волеизъявления субъектов образования, но и их субъективным решением, определяющим необходимость выбора способов действий из множества имеющихся альтернативных вариантов .

Индикаторами рисков социализации обучающегося служат следующие признаки: нарушение коммуникации в системе отношений «обучающийся - педагог», «обучающийся - сверстники», «обучающийся - социальные институты»; низкий уровень социальных достижений молодого человека, значительно расходящийся с его потенциалом; деформация чувства собственного достоинства; потребительская психология; переживание личностью эмоционального стресса; несформированность эмпатии, ослабление чув-ства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других; наличие кризисных жизненных ситуаций; поведение личности, отклоняющееся от социальных норм и требований; расширение неофициальных позиций, связанных с участием в неформальных объединениях (образовательная программа «Социализация и воспитание»). Последствия вышеозначенных рисков обуславливают нарушение позитивной социализации, характеризующейся понятиями социального исключения (У. Уилсон) и «дефектом социализации» (Е.В. Руденский), обуславливающими онтологическую неуверенность обучающегося, его хроническую неуспешность, психологическую инкапсуляцию, социальный инфантилизм, отчуждение от нормативов функционирования в обществе, агрессивность, деперсонализацию, дереализацию, дезинтеграцию, деиндивидуализацию, эскапизм, гетерономию, фрустрированность и личностную тревожность, личностную аномию, анапсиоз, т.е. выталкивание молодого человека в за пределы «нормального» общества .

В связи с вышеизложенным актуализируется проблема поиска средств, методов, форм минимизации рисков социализации обучающегося в образовательной организации в рамках оказания ему помощи, направленной на осознанное осмысление ценностных конструктов окружающей действительности, осознание себя, своего предназначения и путей самореализации в современной социальной структуре общества, редукции негативных последствий личностно-средового взаимодействия (трудности в общении, учебе, деятельности) . Оптимальность протекания процесса социализации обучающегося значима в контексте успешного функционирования и развития современного общества, так как в этом ракурсе постиндустриальный социум приобретает новых субъектов, обладающих инновационными компетенциями (способность работать в коллективе, действовать рискованно и ответственно, использовать инновации, быть профессионально и социально мобильным, способным к сохранению и передаче культурного наследия общества и т.д.).

Принципиально значимая идея минимизации рисков социализации обучающегося в образовательной организации — создание специального социализирующего пространства образовательного процесса на основе целенаправленного комбинирования системы активного взаимодействия обучающегося с другими, внешним миром в рамках содержательных направлений («Социальное обучение» - «Профессиональное общение»» - «Социальная практика»), при оптимальном использовании ресурсов образовательной деятельности, ресурсов социума и личностных ресурсов для эффективного выявления и решения проблем личностно-средового взаимодействия молодого человека с внешним социокультурным окружением (ослабление или устранение факторов, оказывающих негативное воздействие, оказание помощи), его успешной интеграции в социум.

Минимизация рисков социализации обучающегося отражает необходимость реализации следующих положений обеспечения социализирующей направленности образовательного процесса в контексте:

Целенаправленного осуществления социального обучения, позволяющего обогатить совокупность знаниевых конструктов молодого человека об окружающей действительности - при использовании интерактивных методов и форм обучения (социальных практик, образовательно-информационных занятий, информ-интернет-клубов, специально организованных ситуаций-событий, ситуаций-оценок, ситуаций-проблем, ситуаций-иллюстраций, ситуаций-упражнений; социальных дискуссий, творческих встреч-диалогов, интеркультурных объединений), обеспечивающих накопление социального опыта проектирования осмысленного жизнедействования по отношению к многообразным областям личностной и социальной действительности ;

Реализации потенциала социально-воспитательной деятельности образовательной организации (приоритетными направлениями которой являются гражданско-правовое, патриотическое, нравственно-эстетическое, пропаганда здорового образа жизни, формирование активной жизненной позиции, научно-исследовательское, развитие самоуправления), обеспечивающего формирование у обучающегося инициативы, социальной активности, творческой самостоятельности, гражданской ответственности, устойчивой социально-нравственной позиции, активизирующего процесс социальной ориентации личности, ее востребованности в обществе, продуцирующего устойчивую гуманистическую позицию общения и национального самосознания;

Использования ресурсов социума (баз практик, образовательных учреждений и учреждений культуры, административных органов, социальных и воспитательных организаций, общественных и социально-политических движений и организаций и т.п.) как системы социальных отношений и взаимодействий, определяющих усвоение обучающимися ценностных конструктов образовательной и коммуникационной сферы, овладение способами социально значимой деятельности, обеспечивающих поиск выбора проектирования продуктивных видов отношений обучающегося к другим, социальным реалиям, самому себе.

При этом минимизация рисков социализации обучающегося в образовательной организации отражает значимость :

Организации психолого-педагогической безопасности образовательного процесса (конструирование безопасной психологической атмосферы принятия обучающегося; построение благоприятных отношений в различных сферах образовательной деятельности и социального взаимодействия; проектирование ситуаций успеха; эмпатийное восприятие; безоценочность по внешним стандартам; формирование уверенности в собственных силах);

Установки на реализацию гуманного отношения к обучающемуся, принятие самобытности его внутреннего мира, отказа от авторитарных методов и форм принуждения и навязывания, способов унижения его достоинства;

Оказания своевременной «развивающей помощи» в контексте осознания ближних, средних и дальних задач редукции социальных и личностно-образовательных рисков в рамках подбора оптимальных средств и методов самоанализа, самоорганизации, самовоспитания, поиска осмысления жизненного бытия; создание условий, которые обеспечивают круг обогащающего общения, общественной активности, самоактуализации обучающегося и определяют накопление его социального опыта, развитие самостоятельности мышления, потребности к саморазвитию и самосовершенствованию;

Формирования значимых характеристик обучающегося: рефлексивности в контексте глубокого знания личностных особенностей, достоинств и недостатков, установления их соответствия духовно-нравственному мировосприятию; ответственности - как проявления внутренней силы в достижении оптимальности принятия решений, их эффективного выполнения на основе системы общественных и личных требований; уверенности в себе - в рамках адекватной оценки собственных сил и способностей, веры в возможность преодоления и минимизации проблемных областей социализации; самообладания — владения собой, управления эмоциями, поступками; вариативности — многомерного подхода к оценке современной действительности и принятия адекватных сложившимся обстоятельствам решений; перцепции — умения подмечать и выделять различные свойства людей, проникать в их внутренний мир и конструировать продуктивные взаимоотношения; эмпатии — сопереживании проблемам других, эмоциональной оценки событий .

Образовательный процесс эффективно осуществляется в рамках минимизации рисков социализации обучающегося лишь в случае его направленности на осмысление молодым человеком социокультуры общества, формирование полифонического нравственно-экологического мировоззрения и мировосприятия, развитие социальных умений избирательного и сознательного выбора конструирования траектории жизнедеятельности в аспекте нравственности, творчества, ответственности и инновационного мышления.

В качестве ведущего фактора минимизации рисков социализации обучающегося рассматривается организация адресного, своевременного и комплексного социально-педагогического влияния на все сферы личности молодого человека (мотивационную, когнитивную, операциональную). Необходимо отметить, что результат минимизации рисков социализации выражен не столько в определенных социальных умениях, качествах, свойствах, характерных поведенческих способах, сколько в виде личностных новообразований, которые перестраивают проектирование связей и отношений молодого человека с окружающей действительностью и позволяют сформировать его социальную и личностную жизнеспособность.

При этом для минимизации рисков социализации обучающегося в образовательной организации педагог должен выступать как фасилитатор (инициатор, содействующий и редуцирующий возникающие проблемы в сфере познания, социального взаимодействия, социальной практики), модератор (раскрывающий личностный потенциал и резервные возможности молодого человека), ментор (наставник, помогающий оценить важность социального становления как необходимого фактора достижения успешности в разнообразных областях действительности), мотиватор (стимулятор, ориентирующий обучающегося на достижение акме-вершин и необходимость самосовершенствования в течение всей жизни) . Педагог в контексте оптимальности минимизации рисков социализации обучающегося в образовательной организации реализует концепты ценностно-смыслового поля ключевых установок педагога: «Презумпция приемлемости» (в контексте приоритетности признания права молодого человека на избираемые им поведенческие способы); «Достоинство различия» (в рамках осознания и принятия индивидуально-поведенческих и ценностно-содержательных различий субъектов взаимодействия); «Толерантность к неопределенности» (в контексте принятия потенциальной многозначности перспектив социального становления и способов самореализации обучающегося); «Работа в пространстве возможностей» (в рамках понимания образования и процесса социализации как динамичного пространства возможностей); «Совместное раздумывание» (в контексте приобщения к «групповому» осмыслению обновленного уровня осознанной личностной активности); «Методическая вариативность» (в рамках свободного выбора методических приемов, средств влияния и способов организации взаимодействия субъектов образования); «Контекстное взаимодействие» (в контексте актуализации в сознании обучающегося процессов рефлексивного осознания личного пространства возможностей, помощь в расширении контекста жизненной ситуации) .

Таким образом, минимизация рисков социализации обучающегося в образовательной организации обуславливает: обогащение социального опыта молодого человека в контексте расширения спектра взаимодействия с социумом путем включения в активное освоение и преобразование окружающей действительности; развитие активной, ответственной жизненной позиции обучающегося, его умения ответственно находить пути решения и осмысливать их последствия; формирование умений устанавливать и поддерживать продуктивные взаимоотношения с другими; повышение нацеленности на успешность в разнообразных сферах социальной и образовательной практики; сохранение устойчивой социальности (воспроизводство ценностных конструктов, нормативов социума, которые поддерживает современный социум и институт образования), создание предпосылок для вхождения обучающегося в открытое информационно-образовательное пространство и реалии рыночной экономии знаний, инноваций, лидерства.

Библиографическая ссылка

Пак Л.Г., Харитонова Е.В. МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26304 (дата обращения: 20.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(несколько тезисов)

"В начале было Слово". Но это было слово, не искаженное ложью. С утра до вечера мы слышим, читаем, произносим слова. Но какие слова?!

Наше время – время тотального передергивания фактов, недомолвок, частичного или полного утаивания правды.

Меняется отношение к традиционным ценностям. Правду не только не любят, ее откровенно боятся, ее не желают, от нее "бегут". И не мудрено – правда срывает маску лицемерия с физиономии современного общества.

За истинность и ложность знаний о мире ответственны, в первую очередь, СМИ. Современные СМИ последних лет играют сомнительную роль.

Они "вскрывают" головы людей словно консервные банки, бесцеремонно заполняют их своими информационными "продуктами", перестраивая сознание на другой лад.

Ведущие политических ток-шоу реагируют на глупые выходки западных журналистов и политиков, делая из политического мусора темы программ и обсуждая их с экспертами, нагнетают в эфире нездоровую атмосферу. В ток-шоу постоянно участвуют "гости", которые "подогревают градус" шоу клеветническими антироссийскими речами.

Известный телеведущий говорит с экрана телевизора о проблемах и заблуждениях мира, демонстрирует фильм, а потом продает книги под названием "Великие тайны". Какие же это тайны? Видимо, утверждение о том, что климатические изменения на планете происходят из-за того, что из мозга возбужденных людей ("революция" на Украине, "арабская весна") выделяется какая-то непонятная энергия. Некий "независимый исследователь" заявил это в программе "Самые шокирующие гипотезы". А может быть, "догадка", что погоду "мутят" инопланетяне (оттуда же)... Или, заявление другого "независимого исследователя" о том, что стать разумными существами уже готовы, в частности, еноты... Ох, и дурят нашего брата!..

А что пишут в газетах, что можно увидеть и прочесть в Интернете и в разных журналах – об этом лучше не рассказывать... И ведь сколько во всем вранья!

Философия современных СМИ гласит: "Истины нет, есть интерпретация фактов и событий".

Соответствие объективной истине, адекватность реальности не являются сегодня критерием, которыми СМИ руководствуются в своей деятельности.

СМИ активно участвуют в формировании нового глобального явления – ложных знаний.

"Наличие искусственно созданных ложных знаний является следствием следующих фактов:

– большинство знаний современный человек получает посредством обучения, а не личного опыта;

– современный человек живёт в искусственной среде, свойства которой зависят от воли людей и не имеют такого постоянства и необходимости, как законы природы;

– существует возможность целенаправленного

информационного воздействия на сознание людей в условиях этой искусственной среды.

В таких условиях появилась возможность манипулировать сознанием людей, путём распространения ложных знаний. Ложные знания распространяются в большинстве случаев с корыстными целями. "(сайт Научная теория познания – http://cognition-theory. com/)

Информация, распространяемая СМИ, в любом случае влияет на сознание людей. Определить, где начинается манипуляция сознанием и где заканчивается неизбежное воздействие информации на общественное сознание, невозможно. Сопротивляться всепроникающему информационному воздействию могут, видимо, единицы.

Информация "безразлична" к истине. А вот знания предполагают соответствие реальности, объективной истине.

Условия современной жизни побуждают к игнорированию истины. Фетишом современной жизни становятся интересы: национальные интересы, интересы государства, интересы отдельных организаций, личностей. Но в действительности осуществляются интересы элит, точнее, мировой элиты. Она реализует свои интересы скрыто, формируя благоприятное общественное мнение через СМИ.

Если ложь приносит прибыль, ведет к утверждению власти, те, кто заинтересован в получении этих "благ", лгут. Если ненависть, убийства, жестокость отвечают чьим-то политическим интересам, их непременно поощряют.

Примеры: Украина, ИГИЛ.

К сожалению, миром все еще правит практицизм, цинизм, едва прикрывающий наготу чистоган.

Ложное знание создает в головах людей

неадекватную картину мира. В массовое сознание внедряется мировоззренческий "кич". Культуру мышления утрачивает даже интеллектуальная элита.

Мы теряем способность прощать, бескорыстно любить. Зато учимся кричать, выплескивать на других ушаты негативных эмоций. Все больше тех, кто ставит перед собой эгоистические цели и лезет по головам, чтобы их достичь.

Интернет породил еще одну проблему – блоггеры овладевают умами молодежи. Миллионы молодых людей "сидят" в Youtube, наблюдая видеоролики своих кумиров. Они живут в другом мире. Им не интересно то, о чем я написал выше...

Текст большой поэтому он разбит на страницы.


Close