В центре Москвы, у стен древнего Китай-города, на высоком постаменте возвышается бронзовая фигура человека, одетого в длинный старинный кафтан. Перехваченные ремешком волосы ниспадают на плечи. Лицо его серьёзно и сосредоточенно: он читает лист только что отпечатанной книги.

На камне памятника высечено имя — Иван Фёдоров.

Отрывок из книги Первопечатник Иван Федоров Б. Горбачевского

Приказал царь Иван Грозный в центре Москвы, близ Кремля, в районе Китай-города, на Никольской улице строить государев печатный двор, где приступить к деланию книг.


Немало времени ушло на это. С превеликим трудом создавали первую печатню Иван Фёдоров и его верный помощник Пётр Тимофеев…

Но вот наступил день, когда первая на Руси печатная книга была готова. Велел царь принести её к себе в белокаменный Кремль…


Бережно развернул холстину Иван Фёдоров, достал из неё толстую книгу в прочном кожаном переплёте. Медленно протянул царю своё детище.


Первая печатная книга «Апостол»

С трудом скрывал Иван Фёдоров волнение. Что скажет царь? Понравится ли ему книга, на печатание которой ушло столько труда и времени? Десять месяцев печатали книгу, а от одного царского слова зависит судьба всего печатного дела…

Иван Васильевич молча взял книгу в руки. Открыв кожаный переплёт, медленно перелистал страницу за страницей, прочёл вслух полное название книги, которую сейчас называют «Апостол».

Красивая первая страница: на ней изображён человек, сидящий между двумя колоннами за перепиской книги. Царь пристально глядит на рисунок, трогает пальцами страницы, степенно вчитывается в текст. Книга напечатана чётко, ясно. Буква в букву. Строка в строку. Не то, что в писаных книгах.


Первая страница книги «Апостол»

Напечатаны заглавные буквы красной краской — киноварью, а текст — чёрной краской. Перед каждой частью книги — узорчатая заставница — рисунок, изображающий на чёрном поле пышные травы и листья. Среди листьев на тонких веточках висят кедровые шишки…

Дошёл до последнего листа Иван Васильевич — всё на месте, ни одной ошибки. В конце книги прочёл, что напечатана она 1 марта 1564 года. Очень скромно упоминают о своих трудах печатники…

Посветлело лицо Грозного. Понял Иван Фёдоров: понравилась ему книга.

— Что ж, , честь головою сберегают, ладно книгу напечатал. Угодил царю, — хвалит он Ивана Фёдорова.

Подал царь знак одному из бояр, велел принести в палату из своей библиотеки книги. Принесли их. Подозвал бояр к себе поближе и смеётся:

— А ведь наши-то книги не хуже! Не посрамили друкари чести Русской земли.

Много книг напечатал Иван Фёдоров, но главная из них — «Азбука» (1574).


Конечно, его «Азбука» отличается от современных. Она содержала необходимые правила грамматики, знакомила детей не только с буквами и числами. В ней было много поучительных наставлений и изречений из Библии — самой известной книги всех времён.

Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрёл разум. *** Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит и вам согрешений ваших. *** И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: дай я выну сучок из глаза твоего, а вот в твоём глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. *** Не причинять обид, а причинённую переносить терпеливо. *** Прежде захода солнечного мириться с тем, с кем придётся размолвиться.


Друка́рь — типограф, печатник, книгопечатник.

Инозе́мный — то же, что иностранный

Первой печатной книгой, как все хорошо знают, был «Апостол», а первым человеком, напечатавшим эту книгу - диакон Иван Федоров. Желая еще раз напомнить соотечественникам о важности книги для духовной культуры народа, Синод Русской Православной Церкви принял решение учредить «День православной книги» и отмечать его в тот день, когда на Руси появилась первая печатная книга - 14 марта.

— Родился в 1510 году.

В старой Москве в Кремле стояла замечательная церковь – в честь иконы святителя Николая Чудотворца, прозванной Гостунской. Слава образа святителя Николая Чудотворца облетела Россию и оказалась столь велика, что в июне 1506 года по приказу великого князя Василия III чудотворная Гостунская икона была перенесена в Москву.Храм каменный на месте деревянного выстроили всего за 9 недель, а чудотворный образ украсили золотом, драгоценными каменьями и жемчугом.

— Учился в Краковском университете, где получил учёную степень бакалавра.

Иван Федоров учился в Краковском университете в 1529 -1532 годах - в «промоционной книге» последнего есть запись о том, что в 1532 году степени бакалавра был удостоен «Johannes Theodori Moscus».

В 1550-х годах Иоанн Феодоров удостоился чести служения дьяконом в этой церкви, где хранилось множество славянских и греческих книг. Служителей сюда брали особо грамотных. Это был главный Никольский храм в Кремле.

Его очень чтили и государи, и простые москвичи. Цари присутствовали здесь за литургией, а на престольные праздники в нем всегда служили митрополиты и патриархи с обязательной раздачей милостыни. Известно, что царь Иоанн Грозный очень чтил Гостунский образ святителя Николая и часто молился перед ним.

— В 1563 году открылась первая типография в Москве, созданная по благословению святителя Макария и датированная из царской казны.

Новый этап в развитии русского книгопечатания начался в 1563 году, когда на выданные из царской казны деньги в Москве была создана «штанба» (типография). Во главе ее встали опытные мастера Иван Федоров и Пётр Мстиславец.

— 1 марта 1564 года совместно с Петром Мстиславцем напечатал первую точно датированную русскую книгу «Апостол»

— шедевр типографского искусства. До наших дней сохранился 61 экземпляр этого шедевра книжного дела. В послесловии, написанном самим Иваном Федоровым, рассказывалось о создании типографии, учрежденной повелением царя Ивана IV «от своея царския казны», указывались имена «делателей» и цели издания – выпуск «праведных» печатных книг.

В 1565 году издал «Часовник» — основную учебную книгу на Руси, сохранившуюся в 7-ми экземплярах.

Ручной труд переписчика книг был на Руси весьма доходным делом и многие переписчики книг проявляли недовольство, их труды обесцениваются с выходом печатных книг. Но печать книг давала просвещение Руси в её народе более широкому кругу людей, о чём не мог не думать Иван Фёдоров. Вскоре умирает митрополит Макарий. Труды по производству книг в Москве обрываются. По всей видимости, всё это и послужило причиной поджога типографии.

В 1566 году, под давлением общественного мнения мастера уехали в Литву, увезя с собой и часть купленного на казенные деньги типографского инвентаря. Вряд ли такое могло произойти без воли царя. Косвенным подтверждением тому являются последующие откровения Ивана Федорова, писавшего, что изгнан он был «не от самого того государя, но от многих начальник, и священноначальник, и учитель». Их типография, на западно-русский манер, получившая название друкарня, разместилась в городе Заблудове во владениях литовского гетмана Григория Ходкевича,

известного покровителя православного просвещения в Речи Посполитой.

В марте 1569 года Федоровым и Мстиславцем в Заблудове было напечатано «Учительное Евангелие».

Эта книга стала последним совместным произведением первопечатников. Вскоре после этого Петр Мстиславец переехал в столицу Литвы Вильну, где основал собственную друкарню. Оставшись один, Иван Федоров не пал духом и стал готовить издание новой книги.

В 1570 году вышла «Псалтырь с Часословцем».

Несомненно, первопечатника переполняли новые замыслы, но состарившийся гетман Григорий Ходкевич закрыл заблудовскую друкарню. В награду за труды гетман подарил оставшемуся без работы мастеру небольшое имение Мизяково под Винницей.

— Осенью 1572 года он уже обосновался в городе Львове,

где стал готовить новое издание «Апостола», которое было напечатано в феврале 1574 года огромным по тем временам тиражом — 3000 экземпляров. Книга быстро разошлась.

— Воодушевленный успехом, Федоров в 1574 году издал первую русскую «Азбуку».

Открывали «Азбуку» 45 букв кириллического алфавита, расположенные сначала в прямом, а затем в обратном порядке, собственно азбуку дополняли различные примеры и грамматические конструкции, учебные тексты, а также молитвы, послания, притчи. Это была полноценная учебная книга, которая шла нарасхват и зачитывалась буквально до дыр. Единственный дошедший до нас экземпляр «Азбуки» Федорова находится сегодня в библиотеке Гарвардского университета в США.

Вскоре Иван Федоров поступил на службу к одному из самых богатых магнатов Речи Посполитой князю Константину Константиновичу Острожскому,

владевшему сотнями городов и сел. Первое его назначение у нового хозяина не было связано с издательской деятельностью. Федоров стал управителем Дерманского Свято-Троицкого монастыря на Волыни. Лишь потом ему удалось убедить князя основать собственную друкарню.

— Четвертая по счету типография Федорова работала в городе Остроге на рубеже 1570-1580 годов.

Здесь были выпущены «Азбука», «Новый завет с Псалтырью», а также «Книжка, собрание вещей нужнейших вкратце скорого ради обретения в книзе Нового завета» — своеобразный алфавитно-предметный указатель к Евангелию. Наконец, именно в Остроге Федоровым была напечатана и первая полная славянская Библия. Специалистам она хорошо известна под названием «Острожской Библии». Издание Библии, широко разошедшейся по всем славянским землям, стало одним из главных деяний бурной жизни Ивана Федорова.

Похоронили его на кладбище при Онуфриевском монастыре. В конце XVIII века останки Федорова, как человека особо выдающегося, были перенесены в саму церковь и перезахоронены в притворе близ главных дверей. На надгробном камне была сделана надпись: «Друкарь книг пред тем невиданных».

Заслуга русского первопечатника Ивана Федорова. К сожалению, хранит в себе тайну многих страниц биографии первопечатника.

Доподлинно неизвестно, когда родился Иван Федоров, также не известно точно, к какому сословию первопечатник принадлежал. Приблизительной датой рождения Ивана Федорова считается второе десятилетие 16 века. Место рождения - загадка. Одни утверждают, что Федоров родом из Москвы, другие из села под Калугой.

В 1563 году Иван Федоров, по просьбе митрополита Макария и царя , создает в Москве первую типография. Неспроста Иван был первым русским книгопечатником. Он был прекрасно обучен грамоте, хорошо выражал свои мысли и много читал.

Историки вполне допускают, что к моменту строительства типографии он уже был известен, как мастер печатного дела. Федоров, вместе со своими соратниками специально подбирал шрифты для типографии, подготавливал печатный станок. 1 марта 1564 года в свет вышла первая русская книга, отпечатанная на его типографии - «Апостол». Книга получилась добротной. Второй книгой отпечатанной на типографии был «Часослов». «Часослов» был напечатан в течение двух месяцев.

Вскоре умирает митрополит Макарий. Труды по производству книг в Москве на этом заканчиваются. Бояре подожгли типографию. Мастера печатного дела, в испуге бежали в Литву. Иван Федоров тоже покидает Москву. Иван вместе с детьми обосновался в Литве, в имении Заблудово, принадлежащее гетману Ходкевичу. Польская знать не пожалела денег на развитие печатного дела. Так, Иваном Федоровым была основана новая типография в Литве. Типография проработала недолго, выпустив несколько книг, в силу определенных обстоятельств, производство закроется.

Гетман Ходкевич подарил Ивану Федорову деревеньку. В течение некоторого времени, Иван будет заниматься земледелием. Судьба простого землевладельца не прельщает его и он отправляется во Львов. Путь его был тяжелый. Федоров был отцом большого семейства, да и время было неспокойное - эпидемии, кроме того в пожитках было много громоздких и тяжелых типографических инструментов. Во Львове идеи строительства типографии сначала не имели успеха. Иван Федоров не отчаивался, и обратился к обычным горожанам с просьбой пожертвовать деньги на строительство, народ откликнулся. Но местные ремесленники сильно боялись конкуренции, и в связи с особенностью местных законов всячески мешали строить типографию.

Все трудности и невзгоды первопечатник преодолел. Типография была готов. Впереди был целый год кропотливой работы. И вот, 25 февраля в свет выходит новое издание «Апостол». Федоров работает над набором «Азбуки». Дела идут с переменным успехом, несколько раз он закладывал свою типографию. В 1575 году, по просьбе Константина Острожского, И ван возглавил Дерманский . Здесь Федоров много работал, и наконец - то решил все свои финансовые проблемы. В стенах монастыря, он занимался издательством славянской библии - «Острожевская библия». Книга вышла очень качественная в плане верстки, о содержании тоже можно высказаться исключительно в положительных тонах. При составлении книги, Иван Федоров прочитал и проанализировал массу литературы, даже ездил в Турцию, для сравнения источников.

В период с 1578 по 1581 годы Иван Федоров печатает такие книги, как: «Псалтырь с Новым Заветом», «Хронология Андрея Рымши». В 1582 году Иван Федоров возвращается в Львом. Здесь он безуспешно пытается выкупить свою типографию, затем организовать новую. В последние годы жизни талантливый русский первопечатник Федоров разрабатывает разборную модель пушки, и даже предлагает её Саксонии и Австрии. Правителям этих государств разработка не приглянулась. Умер Иван Федоров 3 августа 1583 года .

До 15 века во всех монастырях велась кропотливая важная работа – переписывались книги. Создавалась каждая новая книга от нескольких месяцев до нескольких лет. Все изменилось в 1534 году, когда Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок. Больше двадцати лет понадобилось, чтобы новая технология попала на Русь.

Правил в далеком 1563 году князь Иван Грозный. Хотелось великому правителю не отставать от Европы. Так, по его велению, 19 апреля 1563 г. открылась первая на Руси «печатня». Первопечатником стал известный монах Иван Федоров. Уже через месяц, вышла в свет печатная книга, ставшая первой, изданной на русском языке. Называлась она «Деяния и Послания Апостолов» или проще «Апостолы». Книга вышла замечательная, особой двухцветной печати, изобрел которую Иван Федоров. Украшена она 22 буквицами, 46 орнаментальными заставками с элементами шишек и виноградных лоз. Задумка автора, чтобы книга внешне была похожа на рукописную по старым традициям, удалась.

Друкарь от Бога

Мало кто знает, но появлением пробелов между словами мы обязаны именно первопечатнику Ивану Федорову. Ранее все слова писались слитно. Лишь предложения разделялись точками. Помимо этого ввел он некоторые новые слова и даже буквы. Изобретенным в далеких 15-16 веках алфавитом мы пользуемся до сих пор. Иван Федоров обладал энциклопедическими знаниями, свободно разговаривал и писал на нескольких языках и считал, что призвание его – нести духовное и интеллектуальное просвещение, знания и книги в народ, обучать людей грамоте и праведной жизни.

Плоды трудов праведных и печатных

Однако Федоров не сам работал над книгами, помощником и другом его был Петр Мстиславец. Через год после «Апостолов», увидел свет «Часовник». Спустя некоторое время он был переиздан. Слишком велики были зависть и гонения от сторонников старых традиций. Монахи не хотели признавать книгопечатанье, делами своими добились побега первопечатников. Но они не прекратили свой труд. В 1568 году вышло «Учительное Евангелие». Далее были «Четвероевангелие», «Псалтири», «Псалтырь с Часословцем», «Азбука», «Псалтырь и Новый завет». Последней стала «Острожская Библия». Она же – первая полная Библия на церковнославянском языке.

Великий вклад Ивана Федорова и Петра Мстиславца в духовное и культурное развитие славянских народов по достоинству оценили потомки. В честь их поставлены памятники, основан праздник.

Иван Федоров краткая биография изложена в этой статье.

Иван Федоров краткая биография

Иван Фёдоров - один из первых русских книгопечатников, а также гравер, инженер, литейщик. Некоторое время занимал должность диакона церкви Николая Гостунского. Занимался преподаванием грамоты. Окончил Краковский университет и имел диплом бакалавра.

Точной даты рождения нет, она варьируется от 1510 до 1530 года. Закончив Краковский университет в 1532 году, он познакомился с митрополитом Макарием, который был приближен к царю Ивану Грозному. Благодаря его ходатайству в 1550 годах было начата работа по строительству типографии в Москве. С особым вниманием подбирались шрифты и оборудования. К этому делу был привлечен и Федоров.

В 1564 году выходит первая русская печатная книга «Апостол». По приказу Ивана Грозного было напечатано еще одну печатную книгу богослужебного характера «Часослов» в двух экземплярах, которая учила сочинительству. Бояре и высшее духовенство обвинили Федорова и его помощника Мстиславца, что заставило их покинуть Москву.

Обосновавшись в Заблудове они соорудили типографию на средства Ходкевича, где было выдано «Учительное Евангелие» в 1569 году. Эта книга была настоящим шедевром печатного искусства — мастерская отделка и оформления просто завораживало. Там же был издан «Псалтырь». Со временем Ходкевич закрыл типографию, дав совет Федорову — заняться земледелием.

В поисках лучшей судьбы, Федоров едет во Львов. При содействии Львовского братства, он организовал собственную типографию. В феврале 1573 были напечатаны первый Львовский «Апостол» и «Букварь» — первое печатное пособие в Украине для обучения писательству. Книги были украшены заставками, гравюрами, резьбой и гербами Львова и автора.

В 1575 году он передает типографию во Львове под управление своему сыну и поступает на службу к Константину Острожскому. В Остроге он также основал типографию при содействии князя. Именно здесь было выдано выдающуюся книгу богословского характера — «Острожскую Библию», первую полную Библию на церковнославянском языке, в 1581 году.


Close