«Ионыч». Доктор из губернского города С. заводит знакомство с семьей Туркиных и влюбляется в их дочь Екатерину. Однако роман не имеет развития, а персонажей со временем поглощает трясина провинциального бытия.

История создания

Чехов пишет рассказ «Ионыч» в 1898 году, и тогда же текст впервые публикуется в номере девятом литературного приложения к популярному журналу «Нива». За рассказ Чехов принялся после возвращения из Франции весной 1898 года. Сохранились записные книжки писателя, где тот обрисовывает сюжет. Изначально в центре внимания автора была семья Туркиных, которые в первой редакции носили другую фамилию.

Глава семьи должен был быть остряком-чиновником, который играет на сцене и поет, супруга героя должна была писать повести либерального толка и шутки ради заигрывать с окружающими при муже. Чехов собирался сконцентрировать внимание на этом семействе, чтобы развенчать их и изобразить в итоге пустыми людьми, но в окончательном варианте «под ударом» оказывается и доктор Старцев.


В 1966 году на киностудии «Ленфильм» вышел черно-белый фильм «В городе С.» - экранизация рассказа «Ионыч», снятая режиссером Иосифом Хейфицем. В роли Дмитрия Старцева снялся актер . Режиссер изображает печальный жизненный путь доктора Старцева, заканчивающийся полной деградацией личности, а образ губернского города С. наполнен кладбищенской символикой.

«Ионыч»

Молодой доктор Старцев приезжает в село Дялиж под губернским городом С. и знакомится с известной в городе семьей Туркиных. Глава семьи ставит любительские спектакли, супруга пишет повести и романы, которые зачитывает друзьям, а дочь Екатерина играет на рояле. Старцев по приглашению приходит в гости и проводит в компании Туркиных вечер. Герои душевно проводят время - пьют чай, хозяйка Вера читает вслух свой роман, а Екатерина музицирует. Старцеву Туркины нравятся, и герой уходит от них в хорошем настроении.


Через несколько месяцев молодой доктор снова оказывается в доме Туркиных, куда его пригласили к хозяйке дома, страдающей мигренями. Герой увлекается Екатериной Туркиной и начинает часто наведываться в гости, чтобы провести с девушкой время и побеседовать. Скоро доктору становится трудно обойтись без общества Екатерины и неделю.

Однажды девушка решила пошутить, назначив Старцеву свидание ночью на кладбище. Доктор понимает, что это не более чем шутка, и все-таки приезжает на кладбище в полночь, где долго слоняется меж могил в одиночестве. На следующий день доктор делает Екатерине Туркиной предложение, но девушка не желает идти замуж. Героиня собирается уехать из скучного провинциального города С. и стать артисткой. Через несколько дней Екатерина в самом деле уезжает поступать в московскую консерваторию, и доктор прекращает переживать о ней.


Доктор Старцев и Туркина

Время идет, Старцев богатеет и расширяет практику. И через несколько лет снова попадает в дом Туркиных, где встречает Екатерину. Та не смогла стать знаменитой пианисткой, как собиралась, и вернулась в родительский дом, где дела обстоят по-прежнему. Все так же пьют чай, мать пишет романы. После этого визита Старцев с Туркиными больше не общается. Герой утопает в скуке, алчности и недовольстве жизнью и постепенно деградирует. В доме Туркиных тоже все остается по-прежнему, герои только стареют и совершенно не развиваются.

Доктор Дмитрий Ионович Старцев начал карьеру как земский врач в селе Дялиж в окрестностях губернского города С. Герой вырос среди простых и необеспеченных людей, в семье дьячка - мелкого служителя церкви. По характеру Дмитрий Ионович человек добрый и неглупый, Екатерина Туркина называет героя «лучшим из людей». В глазах общественности Дмитрий Ионович предстает интеллигентным человеком, на работе много трудится. Герой так занят в больнице, что не может найти свободного времени на личные дела.

Поначалу у Дмитрия Старцева нет денег, и живет герой довольно бедно. Девять верст, которые отделяют село Дялиж от города С., герою приходится преодолевать пешком, потому что денег на лошадей у Дмитрия Ионовича нет. Молодой доктор интересуется не только одной медициной, но и литературой и искусством. Он часами может беседовать об этих предметах. Старцев любит также рассказывать о работе в больнице, увлеченный тем, что делает.


По молодости лет доктор Старцев «пламенно» влюбляется в Екатерину Туркину, которая отказывается становиться женой героя, несмотря на общность интересов и нежность, которую Старцев проявляет к ней. Карьера доктора тем временем потихоньку идет вверх, и уже через год Старцев может позволить себе обзавестись парой лошадей и нанять кучера.

Через четыре года после того, как герой разорвал отношения с Екатериной, читатель видит уже иную картину. Старцев растолстел и заработал одышку, разлюбил ходить пешком и разъезжает по городу на тройке лошадей. Время героя занято большей частью работой. У Старцева обширная практика. Утром герой торопливо принимает пациентов в селе, затем берет тройку и едет в город, где его тоже ждут пациенты. Домой герой возвращается поздно ночью.


Иллюстрация к произведению Чехова "Ионыч"

Друзей у Старцева нет. Герою приходится по долгу службы видеть много людей и бывать в разных домах, но пациенты и прочие обыватели вызывают у Старцева одно глухое раздражение. Их взгляды на жизнь, внешний вид и разговоры неприятны герою, поэтому Старцев близко ни с кем не сходится. Жизнь героя тускла и однообразна, Старцеву не хватает впечатлений. По собственному ощущению, герой только «старится» и «опускается». Работа превращается для Старцева в средство наживы, и ничего хорошего в такой жизни он не видит.

Через четыре года, когда Старцев снова встречается с Екатериной, у него не остается к женщине никаких нежных чувств, и доктор только радуется, что не женился прежде. Сама Екатерина жалеет, что отказала тогда Старцеву, и хочет снова сблизиться, но герой никаких близких отношений уже не желает. Екатерина кажется Старцеву слишком бледной, выражение лица героини, улыбка, голос и даже платье и кресло теперь вызывают у Старцева отторжение. В итоге доктор вовсе перестает навещать Туркиных.


Проходит еще несколько лет, и доктор Старцев превращается в неприятного типа, которого окружающие зовут исключительно «Ионычем». Доктор разжирел еще больше, стал нездорово красен лицом, начал тяжело дышать и ходить теперь может, лишь откинув назад голову. Герой разбогател настолько, что прикупил себе имение и два дома в городе, и собирается еще приобрести третий. Работы стало еще больше, и Старцеву «некогда вздохнуть».

У героя появляется своеобразное «развлечение» - по вечерам вытаскивать из всех карманов деньги, полученные от пациентов за день, и любовно те пересчитывать. Когда набирается достаточно крупная сумма, герой кладет деньги на счет в Обществе взаимного кредита.

Характер у Старцева портится окончательно, а жизнь полностью лишена смысла и однообразна. Доктор легко раздражается на пациентов, сердится и повышает на больных голос, с нетерпением стучит об пол палкой. Герой живет один, никаких интересов у него не осталось. Жить Старцеву скучно. Вечерами герой ходит в клуб, где играет в винт, а затем ужинает в одиночестве за большим столом. Юношеская любовь к Екатерине Туркиной оказывается единственным светлым эпизодом в жизни героя.

Дальнейшая биография героя неизвестна.

Цитаты

«Пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти».
«Бездарен не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрывать этого».
«Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город».

Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» опубликовали в «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива» в том же 1898году, в котором он был написан. Это произведение нельзя отнести к определенной теме. В нем одновременно говорится о развитии человека и деградации его души. С одной стороны, Ионыч становится значительным человеком в городе, он состоятелен и обладает особым авторитетом, но, с другой – материальный достаток негативно сказывается на духовном становлении героя. В зависимости от того, какой вопрос при прочтении данного рассказа задаст себе читатель, его можно будет отнести к социальной теме (какую роль сыграло общество в становлении характера Ионыча?), психологии (может ли человек сопротивляться обществу?) или философии (почему герой избирает такой жизненный путь, не продолжает бороться?).

Из записных книжек и дневников автора литературоведы смогли воссоздать изначальный замысел писателя, который с опубликованным текстом имел как различия, так и сходства. Какова же изначальная мысль автора? Какие изменения претерпела его идея в процессе работы? Насколько кардинально она отличается от исходного материала? Что было, а что стало?

Изначально Чехов хотел написать рассказ, центром которого стала бы семья Филимоновых. Нетрудно понять, что это своеобразный прототип будущих Туркиных. В итоговой редакции были сохранены и главные черты членов этой семьи. В чем же тогда отличие? Оно заключается в том, что сначала в рассказе не было главного героя, то есть самого Ионыча. Что же это меняет? На первый взгляд тематика рассказа не претерпевает изменений: духовная нищета семьи Филимоновых (Туркиных). Но появление в произведении Старцева влечет за собой перемену в главной мысли произведения. Если изначально речь шла о душевной бедности одной конкретной семьи, то в конечной версии Туркины показаны лучшими в городе, что заставляет задуматься о том, какими же тогда являются остальные жители, и как общество этих людей изменило жизнь главного героя.

Смысл названия

Начиная читать рассказ Чехова, вы предполагаете, что в центре его внимания будет находиться семья Туркиных: дается подробное описание каждого ее члена с характером и привычками. Лишь позже читатель понимает, что название связано с главным героем. Ионыч – отчество Дмитрия. В его грубоватом звучании автор передает суть метаморфозы, которую претерпел врач. По отчеству люди фамильярно обращаются к тем, кого знают, но не больно-то уважают. Обычно так о человеке говорят за спиной, желая подчеркнуть короткое знакомство с ним или даже принизить. Все обитатели города интуитивно поняли, что перспективный молодой человек стал одним из них, мещанином и обывателем, который замкнулся в рутине дней, обрюзг и потерял свое предназначение. Если раньше он пользовался уважением, то к финалу стал рядовым жителем уездного города, серым и безликим.

Ионычем является Дмитрий Ионович Старцев. Выбранное заглавие делает акцент на прозвище героя, которое дается ему в конце рассказа. Именно в этом заключается смысл произведения. Выбрав рассказу данный заголовок, Чехов ставит перед читателем вопрос: «Как земский врач Старцев превратился в Ионыча?». Только о том читателе можно говорить, что он понял суть произведения, который смог найти в тексте ответ на данный вопрос.

Жанр, композиция, направление

Антон Павлович Чехов известен как автор пьес и малой прозы. Его произведение «Ионыч»- реалистический рассказ. Яркой чертой данного направления и главной темой «Ионыча» являются социальные проблемы, поднимаемые автором. Также о принадлежности к реализму свидетельствуют объективное описание и наличие типических характеров.

В произведении все всегда следует одной цели – воплощению мысли автора. Этому следует и композиция. Данный рассказ Чехова состоит из пяти глав. Таким образом, золотым сечением является третья глава. Она оказывается переломной для главного героя. В ней Старцев делает Кити предложение и оказывается отвергнутым. С этого момента начинается духовное падение героя.

Суть

Это рассказ о земском враче, который ходил пешком, занимался практикой и верил в любовь, но за несколько лет он превратился в «идола», владеющего собственной тройкой, располневшего обывателя, любимыми занятиями которого стали игры и пересчет денег.

Автор повествует о том, как при отсутствии возможности развития и желания самосовершенствования человек быстро привыкает к новому, более простому темпу жизни – деградации. Начав с амбициозных планов и благих намерений, герой опускает планку и упрощает жизнь, становясь обыкновенным мещанином с банальным набором ценностей: азартные игры, личное обогащение, хорошая репутация. Чехов размышляет и над причинами этого превращения. Сильное влияние на Старцева имела Котик. Возможно, если бы она не поступила с влюбленным Дмитрием Старцевым так жестоко, не стала бы насмехаться над его любовью, то все сложилось бы по-другому. Но это только догадки и предположения…

Главные герои и их характеристика

  1. Туркины – «самая образованная семья». Живут они на главной улице губернского города С.. Все члены семьи обладают статичными характерами. Туркин Иван Петрович любит острить и рассказывать анекдоты. Он говорит на собственном языке, чтобы развлечь гостей. Его жена, Вера Иосифовна, пишет любовные романы и вечерами читает их гостям. Дочь Туркина, Екатерина Ивановна, или Котик, как ласково в кругу семьи ее называют, играет на фортепьяно. Она даже хотела поступить в консерваторию, но ничего не вышло. В доме Туркиных есть еще лакей Пава, который для поднятия настроения гостей театрально вскрикивает: «Умри, несчастная!».
  2. Дмитрий Ионович Старцев – талантливый доктор, который направился работать в город С после учебы. Это образованный, чуткий и стеснительный молодой человек, склонный все идеализировать. Он живет не в самом городе, а в нескольких верстах от него. Он влюбляется в Катерину, делает предложение, но получает отказ. Постепенно он меняется, становясь раздражительным, чёрствым и равнодушным ко всему. При описании этого героя важной чертой является деградация его характера на протяжении произведения. Она показана через несколько постоянных деталей: способ передвижения (пешком, пара, а затем тройка коней с бубенчиками), полнота, отношение к обществу и любовь к деньгам. Внешний облик героя является наглядным отображением обнищания его души.
  3. Темы и проблемы

  • Пошлость в «Ионыче» — одно из основным тем. Старцев, привыкая к жизни в городе, только молча играл, пил, ел и пересчитывал дома деньги, он стал далек от своих бывших идеалов. Его жизненные цели опустились до ежедневных рутинных забот и стремления накопить капитал. Внутренняя деградация героя подчеркивается его внешними изменениями: «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову».
  • Жизнь города. Описание быта и нравов в городе, и, в частности, семьи Туркиных, связано с поднятием темы душевной нищеты людей. Какими нам представлены горожане? Как они коротают досуг? Об этом говорит сам главный герой. Ионыч рассказывает о своем времяпровождении Екатерине Ивановне. Из его слов об обычном дне мы можем ясно представить, как жители проводили свободное от работы время. Все однообразно, «жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей»: клуб, игра в карты, алкоголь.
  • Любовь. О том, что было бы, если Котик согласилась выйти замуж за Старцева, можно только предполагать. Этого не случилось, и сам герой при последней встрече с Екатериной Ивановной был этому рад. Исходя из этого, можно говорить о том, что в его душе отмерло все, и даже столь сильное чувство, как любовь, не смогло пробудить его к жизни. Но если посмотреть иначе, то Екатерину Ивановну нельзя назвать необычной девушкой, способной пробудить великое чувство. В конце рассказа уже наученный жизнью Ионыч это понимает.
  • Идея

    Несмотря на наличие нескольких тем в рассказе, в центре внимания стоит один вопрос — о взаимоотношении человека и общества. Никто не станет спорить, что Старцев к концу романа становится таким же бесцветным обывателем, как и любой гражданин города. При сравнении портрета героя, представленного в начале книги, с образом жизни и обликом Старцева в конце, становятся очевидными оскудение его души и исчезновение высоких стремлений. Если раньше в его планах фигурировало призвание, выражающееся в интересе к медицине, то к финалу стало ясно, что свое предназначение Дмитрий не выполнил. По Чехову, именно увлеченный, осознанный труд очищает и возвышает нас, выдергивая людей из суеты и пошлости мира вещей, быта и рутины. Теряя любовь к делу всей своей жизни, ленясь и смешиваясь с толпой никчемных зевак, Старцев изменяет своей мечте и теряет себя.

    Автор подчеркивает пошлость героя при помощи деталей. Усиливает также это впечатление наличие у Старцева двойника – кучера Пантелеймона. Дополняя характеристики и описания Дмитрия Ионыча и изменений его образа жизни, это помогает создать в воображении читателя законченную картину.

    Критика

    Свое мнение о рассказе А.П. Чехова «Ионыч» высказали многие литературоведы, писатели и критики. Его довольно сложно обобщить, так как оно не является однозначным. Дмитрий Овсянико- Куликовский, литературовед и лингвист, написавший свой отзыв одним из первых, в «Этюдах о творчестве Чехова» отмечал необычность героя: он не противостоит обществу, а поддается его влиянию.

    На таких писателей, как Киреев и Солженицын, большее впечатление произвел эпизод объяснения героев на кладбище, а не основная сюжетная линия. В связи с данной сценой, по их мнению, в рассказе поднимается тема отношения человека к смерти.

    Встречаются также негативные отзывы на это произведение, в которых подчеркивается простота образов героев, их недостаточная открытость и детализация. Не меньше об этом рассказе и положительных рецензий. Слова Р. И. Сементковского отражают их общую мысль:

    Прочтите последние произведения г. Чехова, и вы ужаснетесь той картине современного поколения, которую он нарисовал с свойственным ему мастерством.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Рассказ «Ионыч», относящийся к позднему периоду творчества Антона Павловича Чехова, наполнен драматизмом, глубокой грустью и одиночеством. Главный герой в самом начале произведения предстает перед читателями молодым земским врачом. Старцев Дмитрий Ионович только что начал врачебную практику и еще не имеет большого количества пациентов. Он еще не имеет уважения в обществе, также как не имеет хороших знакомых в городе. Но зато он имеет цель в жизни. Старцев непременно хочет стабильности и надежности. Поэтому он работает, зарабатывает деньги и откладывает их на будущее. По ходу развития сюжета, читатель может наблюдать за тем, как меняется главный герой, за тем, как он идет к своей цели. Через год пребывания в городе и медицинской практики, у него появляется столько клиентов, что он обзаводится лошадью и повозкой, через некоторое время, у него двойка лошадей, затем тройка. Это говорит о том, что он хороший врач, который качественно выполняет свою работу, который помогает больным людям, излечивая их от болезней, тем самым завоевывая их доверие.

Персонаж Чехова Ионыч Старцев является простым во всех отношениях человеком. Он не кривит душой, не склонен обманывать и лицемерить. Все его мысли легко читаемы и понятны. Он не строит воздушных замков и не верит в несбыточные мечты. Старцев знает, на что способен и не стремится достичь большего. Этот персонаж предпочитает иметь то, что дает ему судьба. Он не торопится успеть все сразу. За эту неспешность и размеренность мужчина получает награду: становится популярным врачом, к которому выстраиваются очереди. Его узнают, о нем говорят и даже считают его близким человеком. Ведь не просто так его называют Ионыч. В данном случае, это не знак пренебрежения, а знак дружелюбия.

Характеристика Ионыча не может быть полной без такого его качества, как проницательность, которая была у героя благодаря интеллекту и образованию. Он мог рассказать о жителях города С очень много, лишь взглянув на них. Сразу же после первого ужина в доме Туркиных он понял, что представляют собой его обитатели. Влюбившись в Катю Туркину, думая о свадьбе, Дмитрий Ионович понимал, что жить наверняка придется переехать в город, а, следовательно, нужно будет отказаться от практики в земской больнице. Он знал, что довольно трудно будет ужиться с Катей, пылкий характер которой сложно было бы укротить одной лишь любовью. Девушка была красива, талантлива, но слишком своенравна. Старцев все предвидел и мог просчитать на будущее, но чувства были сильней разума, поэтому он рискнул поддаться им.

Отрицательные черты

Своего героя Чехов не стремится показать только с положительной стороны и рассказать читателю, как несправедливо распорядилась судьба по отношению к Старцеву. Образ Ионыча собирательный в нем есть как положительные черты, так и отрицательные. Например, его апатичность. То, как он легко расстался с мыслью потерять Катю Туркину, то, как он смирился со своей скучной, однообразной жизнью. С каждым разом, как автор рассказывает о герое, переносясь при этом на несколько лет вперед, мы видим, что персонаж становится отрешенным, ленивым и с каждым годом только толстеет. Заметная деградация персонажа происходит из-за его нежелания что-либо менять в своей жизни.

Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» в самом начале произведения выглядит гораздо положительней, чем в конце. Если в первых главах рассказа он предстает перед читателями деятельным, целеустремленным, увлеченным человеком, который откровенно презирает жителей города, считая, что с ними можно только выпить и сыграть в карты, то постепенно, он превращается в среднестатистического горожанина. Доктор редко вступает в беседы, никогда не устраивает приемы, не посещает званые вечера. Будто бы с любовью, которая ушла из его сердца, ушла и вся тяга к жизни. О том, что он постепенно становится своим человеком, среди жителей города является и то, что фамилия Ионыча постепенно забывается. Нельзя сказать, что Герой не замечает постепенной деградации. В своем разговоре с Екатериной Туркиной он прямо отвечает: “Как мы тут поживает? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь - сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?”

Старцев осуждает людей, но, тем не менее, говорит « мы», отождествляя себя с толпой, которую «терпеть не может». Возможно, Чехов хотел показать тем самым двуличность персонажа: с одной стороны он человек безвольный, с другой стороны, обладатель пресвященного ума. Постепенно из положительного образа, обиженного девушкой, он превращается в черствого и равнодушного человека, которому без любви будет еще и проще. Не придется ничем жертвовать. Характер Ионыча меняется на глазах.

Тест по произведению

«Дьячковский сын» Дмитрий Ионыч Старцев . И вот в «губернский город С.» — в эту провинциальную тину — попадает молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев. Бедный разночинец, «дьячковский сын», он молод, полон сил, энергии, увлечен работой, даже в праздники не имеет свободного времени. Ему ничего не стоит пройти до города 9 верст (своих лошадей у него еще не было). В его душе звучит музыка (идя в город, он напевает романс «Когда еще я не пил слез из чаши бытия...»). Как и всякий молодой человек, он живет ожиданием любви и счастья.

Дмитрий Ионыч Старцев — обычный, средний человек. В начале рассказа — скорее, чеховский герой-интеллигент, образованный, исповедующий возвышенные идеалы, испытывающий раздражение среди обывателей, людей смертельно скучных и пустых. Он чувствует себя одиноко среди жителей города С., в беседах с дочерью Туркиных, Котиком, жалуется на пустоту окружающих его людей. Но далее (чисто чеховский сюжет) начинается испытание героя временем, бытом. Легко быть “рыцарем на час”, но труднее противостоять влиянию среды, пошлости жизни. Старцев же не был человеком сильных страстей, выдающейся личностью, он был взят Чеховым из самой гущи жизни. И противостояние Старцева миру обывателей было внешним, поверхностным, недолгим. Стремление к сытости, покою и накопительству оказалось сильнее. Куда-то выветрилось, испарилось все живое, что в недалекой молодости волновало его.

Повествуя о своем герое, Чехов не показывает «диалектики души», смены чувств, эмоций и настроений, крайне редко он использует внутренний монолог. Он часто заостряет внимание на одной детали, которая убедительно характеризует героя, его эволюцию: так передается в рассказе процесс превращения Старцева в Ионыча, процесс утраты героем своего собственного имени, человеческой личности. Подобной повторяющейся деталью, лейтмотивом является указание на способ передвижения доктора: «шел пешком не спеша (своих лошадей у него не было)» (глава 1); «у него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке» (глава 2). Кучер Пантелеймон здесь — «двойник» Старцева, он деградирует вместе со своим хозяином, и тягостное впечатление от эволюции Ионыча усиливается.

Прежде обыватели чувствовали в Старцеве что-то чужое и звали его за спиной «поляк надутый». Теперь же его по-родственному, по-свойски зовут "Ионыч". Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Его интересы становятся такими же, как и у других обывателей: он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает деньги, полученные от больных. У него уже появилось имение, два дома в городе, и он присматривает третий.

Рассказ Чехова — о духовной деградации человека. Итог жизни его героя: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует: он равнодушен и к красоте природы, и к страданиям людей: покупая очередной дом, проходит без церемонии через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом». «Прошло несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый и красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные руки, и кричит встречным “Прррава держи!”, то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог». Сюжет рассказа выстроен ретроспективно. Само по себе повествование в прошедшем времени отдаляет событие, делает его менее актуальным для читателя в эмоциональном отношении. Но это как раз картины, где описан молодой Дмитрий Ионыч Старцев, полный надежд и счастливых ожиданий. Итог же рассказа (Ионыч на тройке с Пантелеймоном) описан в настоящем времени, что максимально приближает изображаемое к читателю. Это настоящее как бы замирает, застывает навеки — дальнейшее движение жизни уже невозможно, в будущем это настоящее может только повторяться («мгновение» остановилось, и оно антиэстетично). На бесконечную повторяемость финала прямо указывают и слова — «картина бывает внушительная» (то есть регулярно бывает). Идеей многократной, безысходной повторяемости «внушительной картины» заканчивается сюжетная линия Ионыча. Далее мы увидим, что этой же мыслью завершается и сюжетная линия Туркиных.

Опишите 4 этапа деградации доктора Старцева! и получил лучший ответ

Ответ от МэЙ[гуру]
ассмотрим эволюцию характера главного героя рассказа "Ионыч", Дмитрия Ионыча Старцева. Можно выделить четыре этапа жизненного пути доктора Старцева, в раскрытии содержания которых Чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности, живой человеческой реакции.
На первом этапе Дмитрий Старцев -- молодой человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. Он полон сил, энергии ("... Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости"), увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Его интересуют литература, искусство, он чувствует себя чужим среди обывателей. Доктор Старцев знакомится с семьей Туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе. Уклад их дома наталкивает на мысль о том, что даже жизнь семьи Туркиных на удивление монотонна (одни и те же шутки, развлечения, занятия) , заурядна, типична.
И это -- лучшая семья в городе. А если лучшие люди таковы, то каковы же остальные? Здесь Чехов точно подмечает явление обывательщины на примере одной семьи. Вот в эту жизнь окунается молодой врач Старцев. Он пытается бороться с ней, влюблен в Котика, полон надежд и т. п.
Но на втором этапе Дмитрий Ионыч, сделав неудачное предложение Котику и получив отказ, уже не пытается сопротивляться обстоятельствам, он понимает, в какую трясину погружается, но не пытается ничего предпринять; тем самым Старцев прячется в "футляр", отгораживается от всего мира.
Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Ездит на паре лошадей. У него нет пока близких друзей, обыватели раздражают его своими взглядами на жизнь все меньше и меньше. Главным развлечением доктора, в которое "он втянулся незаметно, мало-помалу", было по вечерам вынимать из карманов добытые практикой белые и зеленые бумажки.
Уже на третьем этапе Старцев отходит от земской больницы, его внимание поглощает большая частная практика. Теперь он еще больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой: "Выезжал он уже не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами".
Наконец, на четвертом этапе жизнь Дмитрия Старцева окончательно опустошена и обеднена, он заражен накопительством, у него имение и два дома в городе, но на этом он не останавливается, с удовольствием вспоминает про бумажки, которые по вечерам доставал из карманов и с благоговением перебирал их. Старцев всю жизнь работал, но деятельность, лишенная цели, оказывается пагубной. И мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Постепенно доктор Старцев превратился в Ионыча. Жизненный путь на этом завершен.. .
Можно сделать вывод, что Старцев, все прекрасно понимая, ничего не попытался изменить. В этом его винит и сам Чехов.
Показывая эволюцию Старцева от молодого врача, живого и эмоционального человека, до ожиревшего пухлого Ионыча, который на своей тройке с бубенцами кажется не человеком, а "языческим богом", А. П. Чехов разоблачает, таким образом, и среду, оказавшую на главного героя рассказа тлетворное воздействие, и его самого.
На примере доктора Старцева в рассказе показаны взаимодействие слабого и пассивного характера с духовно обнищавшим обществом и влияние этого общества на человека, не способного к сопротивлению и отстаиванию в себе положительных начал.
Умение показать малое в большом, сочетание юмора с сарказмом -- главные приемы, посредством которых в рассказах Чехова раскрываются пошлость и обывательщина, способные загубить даже умных, образованных людей.. .
В своих произведениях Антон Павлович Чехов обращается к читателям с призывом не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не предавать вечные идеалы и любовь, беречь в себе человеческое.


Close